Вербальное общение: что это такое, средства и виды

Это загадочное вербальное общение

Любое общение между людьми включает в себя три момента: коммуницирование посредством обмена информацией, взаимный обмен действиями и включение понятийного аппарата для оценки восприятия сигналов собеседника и их понимания.
Одним из важнейших средств общения является общение языковое, или как его еще называют — вербальное.

Необходимость общения

Общество сформировалось именно благодаря взаимопониманию членов первобытной стаи, ведь только с помощью коммуникации люди могли взаимодействовать, кооперироваться и находить общие решения для сложных задач, которые организовывала им эволюция.

Человеческий организм с точки зрения природы — структура слабая, не приспособленная ни к конкурентной борьбе с хищниками за кусок мяса, ни к выживанию в тяжелых погодных условиях.

У нас отсутствуют когти, нет крепких челюстей и острых клыков, в мороз мы замерзаем без одежды, так как не обладаем густым подшерстком.

Эволюция дала нам важнейшие инструменты для развития: противопоставленный большой палец, помогающий держать орудия труда, развивающийся мозг, способный к высшей нервной деятельности, изобретению нового и умение действовать сообща.

Групповые действия возможны только в том случае, если члены стаи смогут договориться о взаимодействии, и для этого человечество было вынуждено изобрести язык и освоить вербальное общение.

Невербальное общение — трудности перевода

Вербальное общение — это общение посредством произнесения слов.

Считается, что невербальное общение с помощью жестов, мимических выражений и распознавания их значения дает больше информации, нежели вербальное.

Не зная иностранного языка, мы способны указать верное направление иностранцу на улице или пусть смутно, но уловить суть кинофильма на незнакомом языке, оценивая моторику актеров.

Проблема невербального общения заключается в том, что при общей интуитивной понятности детали от собеседников ускользают.

Жестами можно показать «я хочу есть» или «нужно идти туда», можно выразить яркие эмоции — гнев, грусть, радость, но мимика не поможет вам на деловых переговорах объяснить партнерам, на каких условиях вы готовы организовать поставки оборудования, какие именно станки нельзя отправлять морем, и какая максимальная скидка последует при оптовой закупке продукции.
Таким образом, при всей важности невербального общения оно все же уступает вербальному в моменты, когда необходимо наладить четкую, ясную и безэмоциональную коммуникацию.

Язык и речь

К вербальному средству общения относится речь. Речь — это способ общения с помощью различных языковых конструкций, построенных по правилам применяемого языка и с помощью инструментария в виде слов. Речь появилась постепенно с эволюционированием наших дальних предков — древних людей, когда одних звукоподражаний и скупых жестов для четкой координации действий племени стало недостаточно.

С течением времени язык как вербальное средство человеческого общения приобретает все большую сложность за счет необходимости описывать огромное количество возникающих событий и понятий. Древние языки не обладали таким синтаксисом, как современные: мы используем многочлены и сложноподчиненные конструкции для выражения и описания огромных массивов разнообразных данных.

Не зря одним из первых вопросов, который задают маме о ее ребенке, становится: «Сколько месяцев ему было, когда он заговорил?». Первые слова — важная веха, ведь именно неспособность заговорить в течение определенного периода служит одним из поводов обратиться к врачам для выяснения, нет ли задержек в развитии ребенка, так как речь — один из главных показателей правильной работы мозга.

Письменная речь

Разумеется, можно обойтись и без разговоров даже на деловых переговорах — у нас есть и письменная речь, то есть способ описывать события и явления с помощью букв без использования речевого аппарата.

Но у письменной речи есть ряд существенных недостатков:

  1. Произнести текст значительно проще и быстрее, нежели записать его на бумаге, и время, затраченное на запись, и это не все, собеседнику ведь надо потратить несколько минут на то, чтобы прочесть текст и понять его. В этом случае переговоры могут непозволительно затянуться.
  2. Написанный текст не имеет эмоциональной окраски. Это большой плюс для официальных документов или контракта, но при обсуждении кинофильма, объяснении в любви или выяснении отношений между супругами без эмоций никак нельзя обойтись, а смайлики способны спасти ситуацию лишь частично — они все равно не заменят живой мимики.
  3. Не все языки позволяют в полной мере выразить происходящее на бумаге — если в японском языке существует огромное количество звукоподражаний, с помощью которых можно описать любой звук, от шороха риса в банке до скрипа мокрой подошвы. То в русском или английском языках аналогов не существует, и перенос информации на бумагу зачастую существенно обедняет описания ярких событий.

Гибкость речи

Одна из важных характеристик вербального общения — гибкость речи, которая варьируется от человека к человеку и зависит от характера и условий, в которых он рос и воспитывался. Кто-то обладает богатым словарным запасом, изобилующими прилагательными, умеет выражать свои мысли ярко, интересно и эффектно.

Другой предпочитает мало говорить, использует короткие невыразительные фразы, но очень конкретные по смыслу предложения, не злоупотребляет эпитетами и редко щеголяет красивыми спичами.

Нельзя сказать, что второе плохо, а первое — хорошо, так как это всего лишь способ коммуницирования и инструментарий, и зачастую одну и ту же мысль можно выразить как цветисто и многословно, так и просто, без украшений.

Но факт остается фактом: в обществе, основанном на взаимодействии, построенном на постоянной коммуникации людей между собой, обычно благоволят людям с хорошими ораторскими способностями.

Как улучшить навык

Казалось бы, чего тут сложного? Говори как есть, и все будет в порядке.
На самом деле далеко не все люди могут похвастаться умением четко формулировать свои мысли, ясно изъясняться, избегать двусмысленностей и излишней многословности.

Чтобы вербальное общение качественно выполняло свою функцию, его можно улучшать, как и любой другой навык. Для этого попробуйте внимательно следить за следующими моментами:

  • Внимательно слушайте, не стесняйтесь спрашивать, правильно ли вы поняли оппонента, и пояснять как восприняли его слова — часто проблемы с коммуникацией происходят именно из-за недопонимания.
  • Учитесь формулировать мысли четко, тезисно, без лишних слов: если вы сами забываете, с чего начали, как вас может понять собеседник?

В качестве упражнения мысленно сформулируйте идею, о которой хотите рассказать, а затем кратко обрисуйте ее на бумаге в виде плана речи. После нескольких повторений вы поймете, как много лишнего мы иногда пытаемся не к месту «впихнуть» в наши описания, а коллеги или родные уже в середине беседы теряют нить рассуждений, заблудившись в ненужных деталях.

Вербализация в личном общении

Люди не обладают телепатическими способностями, но, к сожалению, иногда мы об этом забываем.
Как часто женщины сетуют, что муж их не понимает, дарит не то, слишком редко перезванивает, а мужчина в то же время может жаловаться друзьям, что жена молчит, но ожидает от него чудес догадливости, не намекает о каком подарке мечтает, отвлекает частыми звонками, мешая работать.

То, что кажется нам очевидным, не всегда понятно со стороны, поэтому одно из главных правил коммуникации — «вербализируй». Без проговаривания мыслей нет никакой гарантии, что наши жесты, туманные намеки и мимика будут восприняты правильно.

Вербальными средствами общения нельзя пренебрегать даже к самым близким людям. Обиды могут копиться годами, но рано или поздно выльются в серьезный скандал, и может так случиться, что пока один из супругов думал, что все хорошо, второй был уверен, что дело идет к разводу. А если бы они вовремя поговорили, недопонимание было бы исключено.

Вербализация чувств

Что такое вербальное общение, как не способ с помощью слов выразить всю гамму испытываемых эмоций для человека закрытого, неспособного и непривычного к выражению чувств с помощью ласки? Всю сдерживаемую любовь, или ревность, или даже гнев он может излить только с помощью слов, и в этом нет ничего плохого — иногда ситуация требует объяснений, и тот, кто не умеет вербализировать происходящее в его голове, в итоге может оказаться в очень грустной ситуации.

Вербальное общение позволяет наладить коммуникацию не только с помощью самих слов, но также используя изменение тона голоса, громкости, скорости речи. При выражении эмоций опытный собеседник может за словами услышать суть, распознать ложь по слишком быстрому темпу произнесения слов, малейшим запинкам и оговоркам.

Умение коммуницировать с помощью вербального общения в наше время бесценно, оно помогает не только в работе, но и в улучшении семейных отношений, и овладение навыком качественной устной речи способно существенно улучшить вашу жизнь.

Это загадочное вербальное общение Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/verbalnoe-obshhenie/

Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации :

Каждый человек является социальным существом. Мы не можем жить без общения. Рождаясь, ребенок уже попадает в социальную группу, состоящую из медперсонала и мамы.

Взрослея, он общается с родными, друзьями, приобретая постепенно все необходимые социальные навыки. Невозможно прожить качественную жизнь без общения. Но это не такой легкий процесс, как кажется на первый взгляд.

Общение имеет многоуровневую структуру и особенности, которые нужно учитывать при передаче или принятии информации.

Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека

Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:

Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:

  • особую форму взаимодействия людей и их межличностные отношения;
  • дружескую или деловую взаимосвязь человека с другим человеком;
  • взаимодействие группы людей (начиная от 2 человек) для осуществления обмена информацией, познания окружающего мира, которое может носить аффективно-оценочный характер;
  • процесс беседы, разговор, диалог;
  • психический контакт между людьми, который проявляется с помощью чувства общности, выполнения совместных действий, обмена информацией.

Чем отличается коммуникация от понятия общения

Общение охватывает все стороны человеческих контактов. Это и контакты с природой, и с соседями, и на работе. Коммуникация же подчиняется определенным требованиям и правилам. Это понятие предполагает конкретные цели для общения, которые есть как минимум у одной из сторон коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация (речь – ее главное средство) подчиняется строгим правилам, в зависимости от ее вида. Коммуникатор (человек, который принимает активное участие в процессе коммуникации) имеет конкретные задачи, которые призваны повлиять на другого участника беседы. Этот процесс более уместен в деловом общении.

Именно поэтому существует понятие “вербальная деловая коммуникация, которая применима только в служебном общении и предполагает словесный обмен информацией.

Два основных вида коммуникации

Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.

Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.

Вербальная коммуникация – что это?

Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:

  • “Что?” – сообщение.
  • “Кто?” – коммуникатор.
  • “Как?” – конкретные каналы передачи.
  • “Кому?” – объект коммуникации.
  • “Какой эффект?” – влияние собеседников друг на друга, которые преследуют определенные цели для коммуникации.
Читайте также:  Примеры презентации: проекта, о себе, компании, стартапа

Средства этого вида коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык – как способ общения для людей и передачи информации – появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка – это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно.

Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей.

Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Ее формы

К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.

Формы вербальной коммуникации включают в себя разные типы диалогов:

  • фактический – обмен информацией с реципиентом только с одной целью – поддержки разговора, иногда это воспринимается как ритуал (например, когда вопрос “как дела” не предполагает слушания ответа);
  • информационный – активный процесс обмена информацией, выступление или обсуждение какой-либо важной темы;
  • дискуссионный – возникает, когда появляется противоречие в двух и более точках зрения на одну и ту же проблему, цель такого диалога – повлиять на людей для изменения их поведения;
  • исповедальный – доверительный вид диалога, который подразумевает выражение глубоких чувств и переживаний.

Монологи в повседневной жизни встречаются не так часто, как диалоги.

Вербальная и невербальная коммуникация может присутствовать в монологе, когда во время доклада или лекции человек не только предоставляет информацию, но и сопровождает ее мимикой, жестами, повышенным тоном и изменяющейся интонацией.

В этом случае и слова, и жесты становятся определенным кодом передаваемого сообщения. Для эффективного восприятия этих кодов, необходимо их понимать (русскому человеку сложно понять китайца, так же как определенные жесты непонятны простому обывателю).

Виды вербальной коммуникации

Речевое общение имеет свои виды. Основные из них мы уже перечислили – это речь во всех ее проявлениях, диалог, монолог. Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения.

  1. Разговор – это речевой обмен мнениями, мыслями, знаниями. В этом процессе могут участвовать двое и больше людей, которые общаются в непринужденной обстановке. Разговор используется тогда, когда освещается какая-либо проблема или проясняется какой-либо вопрос.
  2. Собеседование немного отличается от разговора формальностью. Темами собеседований являются узкие профессиональные, научные или общественные вопросы.
  3. Диспут – спор на научные или какие-либо общественно важные темы. Этот вид также входит в понятие “вербальная коммуникация”. Общение в рамках диспута между людьми ограничено.
  4. Дискуссия, в свою очередь, тоже публичная, но в ней важен результат. Здесь обсуждаются разные мнения по поводу конкретного вопроса, предъявляются разные точки зрения и позиции. В результате все приходят к какому-то одному мнению и решению спорного вопроса.
  5. Спор – противостояние мнений, своего рода, словесная борьба с целью отстаивания своего мнения.

Особенности процессов речевой коммуникации

Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.

  1. Логический – барьер на уровне логики восприятия информации. Он возникает, когда общаются люди с разными типами и формами мышления. От интеллекта человека зависит принятие и понимание предоставляемой ему информации.
  2. Стилистический – возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания. Если человек начинает новость с конца, у собеседника возникнет непонимание цели ее представления. Сообщение имеет свою структуру: сначала возникает внимание собеседника, затем его интерес, от него идет переход к основным положениям и вопросам, а уже потом появляется вывод из всего сказанного.
  3. Семантический – такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.
  4. Фонетический – этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени.

Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%.

Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.

Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.

Особенности невербальной коммуникации

В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения.

  1. Публичная – более 400 см от информатора, такое общении часто используется в аудиториях и во время митингов.
  2. Социальная – 120-400 см расстояния между людьми, например, на официальных встречах, с людьми, которых плохо знаем.
  3. Личная – 46-120 см, беседа с друзьями, коллегами, имеет место визуальный контакт.
  4. Интимная – 15-45 см, общение с близкими, можно говорить не громко, тактильный контакт, доверие. При насильственном нарушении этой зоны может повыситься АД, участиться сердцебиение. Такое явление может наблюдаться в сильно наполненном автобусе.

Вербальная и невербальная коммуникация – процессы, которые помогут достичь эффективности в переговорах, если не нарушать эти зоны.

Язык жестов

Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:

  • иллюстраторы (дополняют сообщение);
  • регуляторы (видно отношение человека);
  • эмблемы (общепринятые символы);
  • аффекторы (передача эмоций);
  • оценки;
  • уверенности;
  • неуверенности;
  • самоконтроля;
  • ожидания;
  • отрицания;
  • расположения;
  • доминирования;
  • неискренности;
  • ухаживания.

По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.

Мимика человека

Мимика человека также является способом информирования. При неподвижности лица теряется 10-15% всей информации. Если человек обманывает или что-то скрывает, тогда его глаза встречаются с глазами собеседника менее трети времени всего разговора.

Левая сторона лица человека чаще выдает эмоции. С помощью глаз или искривлений губ подаются точные сообщения о состоянии человека. Это происходит за счет поведения зрачков – их сужение и расширение находится вне нашего контроля.

Когда мы испытываем эмоции страха или симпатию, зрачки характерно изменяются.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-neverbalnaya-i-verbalnaya-kommunikaciya.html

Вербальные средства общения

Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет миром. Грамотная речь во все времена ценилась в человеческом обществе и значительно превышала статус того, кто ей обладал.

Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый.

Поэтому рассмотрим подробнее, что представляют собой вербальные средства общения.

Вербальное общение и его виды

Основным средством вербального общения является речь. Она делится на письменную и устную, слушание и чтение, а также на внутреннюю речь и внешнюю. Простыми словами, к вербальным средствам общения относится наше умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию, а также наши внутренние диалоги с самими собой и внешние – с окружающими.

Вербальная сторона общения заключается в том языке, на котором осуществляется коммуникация. Например, не каждый иностранец способен понять русский язык со всеми нашими междометиями и уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Именно поэтому, чтобы собеседники всегда могли понять друг друга, существуют общие правила вербального общения, виды вербальной коммуникации и общепринятые формы общения.

И поскольку вербальная форма общения происходит на русском языке, не стоит забывать о стилях, с помощью которых мы передаем информацию. Всего их пять:

  • научный – этот вербальный способ общения основан на научной терминологии. Речь в научном стиле отличается своей логичностью, связанностью различных понятий и обобщенностью;
  • официально-деловой – многим известен как язык законов. Этот стиль речи несет информативную и повелевающую функции. Тексты, написанные в официально-деловом стиле, как правило, стандартные и обезличенные, обладают сухостью выражений и точностью высказываний;
  • публицистический – главная функция этого стиля – воздействие на аудиторию. Отличается эмоциональной окраской, экспрессией и не обладает конкретным стандартом;
  • разговорная речь. Не совсем является разговорным стилем, однако в литературе её часто можно встретить в виде диалогов и монологов на повседневные темы;
  • художественный литературный язык. Стиль, обладающий самыми яркими средствами выразительности. Кроме стандартных форм, используемых в остальных стилях, эта разновидность невербального общения может включать в себя диалекты, жаргонизмы и просторечие.

Коммуникативные барьеры

Вербальная форма общения является основной в деловых отношениях. Знание правил родного языка как никогда важно при ведении деловых встреч и переговоров. Однако здесь собеседников может поджидать проблема в виде коммуникативных барьеров:

  1. Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником громко и четко.
  2. Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера.
  3. Смысловой барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов.
  4. Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание.

Особенности вербального общения

Особенности вербального общения заключаются не только в общепринятых правилах написания и речи. Осуществляя коммуникацию, стоит помнить о дистанции, на которой вы находитесь от собеседника. Психология вербального общения заключается в четырех уровнях коммуникации:

  • интуитивный – возникает, когда услышав издалека информацию, либо читая ее, человек вдруг осознает истинную причину новости или сказанного, это же касается и тонких намеков в процессе разговора;
  • этический – сюда относятся: интонации в голосе, мимика, взгляд и жесты. Люди с хорошей интуицией без труда смогут прочитать такие сигналы;
  • логический уровень – в котором происходит четкий обмен информацией, в текстовом или речевом виде;
  • физический – сюда относятся разного рода прикосновения. Такой уровень возникает только при близкой дистанции между собеседниками, и люди умеющие читатьэмоции, дыхание и сердцебиение, находят в этом уровне массу дополнительной информации.
Читайте также:  Курсы ораторского искусства москвы и санкт-петербурга: программа, цена, время обучения

Вербальная сторона общения позволяет нам определить социальный статус собеседника и уровень его интеллекта. Наша речь способна оказывать влияние на других людей и способствует карьерному росту.

Бывает так, что на вас производит впечатление внешность и манера поведения человека, но как только он начинает говорить, все положительные впечатления мгновенно рушатся. Помните, что на месте этого человека в любой момент можете оказаться вы.

Поэтому, если хотите чтобы вас понимали и принимали – говорите грамотно.

Виды речевой деятельностиВы берёте в руки книгу и начитаете читать её вслух своему маленькому ребёнку. А знаете ли вы, что в этом самый момент лично вы используете два вида речевой деятельности – чтение и говорение, а ваш малыш пока только один – слушание? Всего же существует целых 4 вида речевой деятельности.

Наверное, нет такого вида коллективного труда, при котором сотрудникам бы не приходилось общаться. А что именно подразумевают психологи, когда употребляют словосочетание «общение и деятельность»? Об это мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Задумывались ли вы, почему одни люди не могут прожить и нескольких часов без общения или хотя бы просмотра страничек в социальных сетях, а иные могут годами жить в уединении и ограничивать свои контакты до минимума? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти в нашем сегодняшнем материале. Психология общения с людьмиВас страшит мысль о публичном выступлении и по телу пробегает дрожь от одной только мысли о том чтобы подойти к незнакомому человеку на улице и спросить у него, который час? Но не станете же вы запираться в четырех стенах ограничив всякие контакты? А давайте попробуем найти выход из ситуации!

Источник: http://kak-bog.ru/verbalnye-sredstva-obshcheniya

Вербальное общение

Содержание:

ОБЩЕНИЕ (англ. communication,intercourse,interpersonal relationship)— взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Вербальное общение — использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис – это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления.

Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего проговаривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга.

Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи.

Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.

Речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.

Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т. е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова.

Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия.

Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается.

Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.п.).

Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Виды вербального общения

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую.

При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом.

Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации.

Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка.

Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т.п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность вербальной коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно.

Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного.

Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере.

Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.

Вербальное (или речевое) общение — это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н., 2001, с. 46).

По мнению авторов книги «Межличностное общение» (там же), говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле.

Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст.

Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи.

Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей).

В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.

Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что вербальное общение должно:

  • содержать оптимальное количество информации. (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
  • содержать правдивые высказывания;
  • соответствовать целям, предмету разговора;
  • быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:

  • тактичности;
  • великодушия;
  • одобрения;
  • скромности;
  • согласия;
  • благожелательности.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Именно поэтому в основном литература, посвященная проблемам конструктивного поведения в конфликте, направлена на оптимизацию вербальной коммуникации (Гришина Н.В., 2002).

Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и является каналом для поиска взаимоотношений.

Ю.Хабермас, автор теории коммуникативных действий, выделил три основные функции речевых действий: «изложение фактов, установление межличностных отношений и выражение субъективных переживаний» (цит. по: Гришина Н. В.).

Реферат на тему: «Вербальные и невербальные коммуникации»:

Скачать

Доклад на тему: «Вербальное общение»:

Скачать

  • Скачать презентацию «Вербальные и невербальные средства общения«

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/verbalnoe-obshenie.html

Вербальные средства общения человека :

Вербальная часть общения позволяет определить социальный статус собеседника, а также его уровень интеллекта. Наша речь способна оказать влияние на других людей, что способствует налаживанию связей и достижения взаимопонимания.

Речь и вербальные средства общения чрезвычайно важны. Нередко случается так, что внешность и особенности поведения собеседника производят исключительно положительное впечатление, но после первой же сказанной им фразы оно начинает рушиться. Для того чтобы не оказаться на его месте неплохо усвоить несколько правил.

Суть общения и коммуникации

Под общением понимают сложный механизм взаимодействия людей путем обмена информацией, включающий также восприятие и понимание собеседниками друг друга. Структура этого общения, в зависимости от точки зрения исследователя, в научной литературе рассматривается по-разному. Так, Г. М. Андреева выделяет в структуре общения три стороны:

  1. Коммуникативную, предполагающую непосредственный обмен информацией собеседниками.
  2. Интерактивную, сводящуюся не только к обмену знаниями, но и какими-либо действиями.
  3. Перцептивную, заключающуюся в установлении взаимопонимания на основе восприятия и познания индивидуумами друг друга.
Читайте также:  Трудновыговариваемые слова: примеры слов и фраз, как научиться выговаривать

Понятие вербальной коммуникации

Средства общения, такие как речь (язык) и слова, составляют основу этого вида коммуникации. Фонетическая система языка строится на правилах лексики и синтаксиса. Первая представляет собой совокупность слов какого-либо языка. А вторая – характерные для того или иного язык средства и правила образования речевых единиц.

Как вербальное средство общения человека речь можно назвать универсальным способом коммуникации, ведь при обмене информацией смысл ее теряется гораздо меньше, чем при использовании других средств. Речевая коммуникация осуществляется по следующему плану:

Говорящий – подбирает слова для выражения своей мысли, связывает их друг с другом по правилам грамматики, произносит сформулированную фразу.

Слушающий – воспринимает взаимосвязанные слова, расшифровывает речевые единицы и понимает закодированную в ней мысль.

Вербальные средства общения должны быть понятны обоим собеседникам. Поэтому оно, как правило, осуществляется на одном национальном языке, который выработан в процессе речевой коммуникации многими поколениями людей.

Язык и речь

В научной литературе, связанной с видами вербальных средств коммуникации, «язык» и «речь» взаимозаменяемы. Однако существует концепция «речевого общения», разработанная известным социальным психологом А. Леонтьевым. В ней общение – это прежде всего деятельность, осуществляемая посредством речи.

А слово «язык» соотносится с некой системой и структурой. Речь можно назвать внешним проявлением языка, последовательностью его единиц, она организована и структурирована по его законам.

Речь легко можно оценивать по различным параметрам, она может быть хорошей или плохой, ясной или невнятной, эмоциональной или невыразительной, что не соотносится с термином “язык”.

Различают следующие виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • написание;
  • слушание;
  • чтение.

Первые два необходимы для производства текста, а вторые – для его восприятия.

Функции речи

Основными функциями речи являются:

  • конструктивная, заключающаяся в формировании мыслей;
  • коммуникативная, подразумевающая обмен информацией;
  • эмотивная, проявляющаяся в отношении говорящего к предмету речи, а также в непосредственной эмоциональной реакции на ситуацию;
  • воздействие на собеседника.

В подготовке речи происходит формирование и формулирование мысли. Речь невозможно отделить от нее, поэтому по характеру речи можно сделать выводы об особенностях мышления и поведения человека. А используемые вербальные средства общения передают не только содержание речи, но и различные эмоции. Они делают речь стилистически окрашенной и социально дифференцированной.

Формы речи

Устно и письменно выраженная мысль может быть сформулирована по-разному с использованием одних и тех же вербальных средств общения. Поэтому выделяют формы и виды речи в зависимости от способа передачи информации. Этих форм три:

  • Внутренняя речь.
  • Внешняя устная речь.
  • Внешняя письменная речь.

Первую иногда называют речью «про себя», это внутренние монологи и реплики, то, как человек думает. К вербальным средствам общения относятся обе внешние формы речи. Именно они используются для передачи информации. Основными ее разновидностями являются диалог, монолог и групповая речь.

Варианты устной речи

Устная речь реализуется звуковыми (вербальными) средствами общения, являются ими звуки и звукосочетания, темпо-ритм, расстановка пауз, акценты, мелодика, а также интонация.

Речевая деятельность обычно не отделяет их друг от друга, эти элементы образуют единое диалектическое целое.

Однако в зависимости от того, какому из них уделяется большее внимание, от целей речи, выделяют несколько вариантов устной речи:

  1. Кодифицированная, то есть такая, которая отвечает принятым стандартам языка и “семантики”, например, литературная речь, деловая, жаргонная и т. д. Этот вариант устной речи используется чаще остальных в повседневной жизни.
  2. Некодифицированная, предусматривающая использование “псевдослов”. Этот термин применяют к не получившим широкого распространения неологизмам. У многих литературных деятелей встречаются звукосочетания, в которые они вкладывали некоторый смысл, но они не закрепились в языке читателей. Так, у И. Пивоваровой есть строки: “Кулинаки – пулинаки, Громко гавкают собаки…”.
  3. Звуковые жесты, представляющие собой короткие слова не несущие информации, но характеризующие действия или показывающие отношение говорящего к чему-либо. Например, “угу”, “кхе-кхе”, “фьють”, цоканье и т. д.
  4. Звукоподражания, то есть подражание звукам, которые издают животные, младенцы, неодушевленные предметы – автомобиль, пушка и т. д.
  5. Звуковые характеристики. Этот вид вербального средства общения является также звукоподражанием, но употребляемым в качестве оценки чего-либо.
  6. Эмболофразии, некие вставки в нормативную речь, взятые из ненормативной лексики, или нетипичные для данной ситуации. В качестве примера можно привести употребление слов или звуков “это самое”, “ну”, “так сказать” и т. д.
  7. Хезитации, тоже вставки, но некодированные, то есть собеседник не понимает их значения. Самый распространенный из них – звук “э”.

Нередко какой-либо из этих видов средств вербального общения используются намеренно, например, удлиняется пауза для привлечения внимания слушателей к тому или иному фрагменту текста. Фактически все эти варианты устной речи сочетаются в речи каждого человека, нередко даже в одной фразе.

Вербальные средства общения

Как уже упоминалось выше, основные средства вербальной коммуникации – это слова, за которыми закреплены определенные значения. Они должны передавать информацию от одного человека другому, для этого их нужно произнести, написать или выразить жестами (например, для глухонемых).

Также к вербальным средствам общения относятся:

  • Интонация. Порой для понимания сути сказанного важно услышать и осознать значение интонации говорящего. С ее помощью выражаются чувства, эмоции, отношение к теме разговора. Так, высокий голос передает радость, энтузиазм и недоверие, а мягкий и приглушенный является признаком печали и усталости. Стоит отметить, что люди, умеющие точно передавать свои эмоции с помощью интонаций, способны точнее понимать оттенки речи других людей.
  • Темп. Обычно быстрая речь выдает взволнованность и обеспокоенность чем-либо, личную заинтересованность в разрешении проблемы, отчаянную попытку убедить собеседника. Медленная речь свидетельствует об усталости, впрочем, как и о высокомерии. Нарушения ритма, такие как прерывистость и сбивчивость, являются признаком волнения.
  • Громкость. Очень часто в книгах по психологии говорится о том, что громкая речь является признаком уверенности в себе. Помня об этом, многие люди пытаются произнести свою речь как можно громче. Однако это не всегда оправданно, поскольку громкость голоса сама по себе не есть эффективное средство вербального общения. Характеристика эта важна в плане выделения из общей монотонной речи наиболее значимых ее фрагментов.

Диалоги и монологи

Диалог можно назвать естественной формой взаимодействия людей. Его элементарная единица – реплика. Для него характерны ситуативность и реактивность. То есть собеседники должны реагировать на реплики друг друга в зависимости от ситуации и стимулировать оппонента к ответу или обсуждению чего-либо.

Монолог изначально допускает отсутствие ответа от собеседника. Его используют в расчете на пассивное восприятие. Однако он требует большой подготовительной работы от говорящего.

Он должен построить текст таким образом, чтобы в нем присутствовал не только предмет, но и его описание, и связанная с ним проблемная ситуация и т. д.

Нужно спланировать не только отдельные реплики, но и весь монолог в целом, его композицию и смысловую завершенность.

Качества речи

Для любого человека важно, чтобы его речь была убедительной и понятной. А делают ее таковой следующие качества:

  • Точность. Для того чтобы верно передать суть своей речи, нужно стараться подбирать такие слова, которые нельзя понять двусмысленно. Расстановка их в предложении тоже должна передавать именно тот смысл, который заложен в текст. Например, два предложения с различным порядком слов придадут совершенно разный тон разговору: “На собрание пойдешь ты” и “На собрание ты пойдешь”. В первом примере интонация указывает на того, кто именно идет на собрание, а во втором – на способ передвижения.
  • Конкретность. Более убедительно будет речь, в которой упомянуты, например, породы собак, тип обуви, марки автомобилей, а не общие названия этих категорий. В деловом общении вербальные средства помогают мотивировать сотрудников на результат, а партнеров на заключение сделки.
  • Разделение фактов и оценок. Одной из самых распространенных ошибок является неспособность или нежелание различать события или действия и собственными умозаключениями. В качестве примера можно привести две фразы: “Она задрожала и побледнела” и “Она испугалась”. Второй ошибкой являются категоричные суждения, ведь по оценкам психологов они оправдываются лишь в 30%. Например, лучше сказать “сейчас ты ошибаешься” вместо “ты всегда ошибаешься”. Также не желательно давать советы, если о них не просили. Зачастую они вызывают настороженность или чувство протеста.
  • Четкость. Очень важна дикция и манера речи. Даже грамотно построенный текст будет неубедительным, если речь собеседника невнятная, слишком быстрая, изобилует звуками-паразитами.

Правила успешной коммуникации

Умению говорить учили еще в древности. В античные времена каждый образованный человек обучался ораторскому искусству, поскольку то, как он говорил, указывало на уровень его развития.

Однако не менее важно и умение слушать. Существуют понятия эффективного слушания. Если мы слышим речь, но не вникаем в ее суть, то говорят о неэффективном слушании. Немецкий ученый Г.

Бройнинг выделил следующие правила успешной речевой коммуникации:

  1. Короткие предложения. Для понимания длинных предложений партнеру требуется большая сосредоточенность, ведь в придаточных предложениях может потеряться смысл вопроса. Мысль в них должна быть законченной.
  2. Голос. Один из самых сильных инструментов убеждения. Он действует не только на разум, но и на чувства. Голос способен вызывать симпатию или отвращение. Это вербальное средство общения с детьми особенно важно, оно помогает наладить контакт, заинтересовать, побудить к выполнению каких-либо действий. Монотонность речи приводит к неудачам на этом поприще.
  3. Паузы. Они не только усиливают внимание, как уже говорилось выше, но и успокаивают, помогают перевести дух всем собеседникам.
  4. Словарный запас. Важно не только качество слов, но и их количество. Так, в зависимости от образованности, человеческая память может выдавать от 3 до 50 тысяч слов, а в спонтанной речи лишь 3-12 тысяч.
  5. Глаголы важнее существительных. Глаголы создают наглядность выражения, в то время как существительные – абстрактность. Причем желательно выбирать активную форму глагола. Прилагательных и вовсе лучше избегать или использовать по минимуму, поскольку они чрезмерно личные.
  6. Однозначность толкования фраз. Если собеседник не понимает смысла произносимых слов, то и суть речи от него будет далека. Двусмысленные слова или выражения могут привести к ошибочному пониманию смысла разговора. Если монолог предполагает использование большого числа специальных терминов, то желательно в самом начале речи расшифровать, что понимается под тем или иным словом.

Коммуникативные барьеры

Подводя итог, стоит еще раз обратить внимание на то, что для успешной коммуникации важно соблюдение определенных правил произнесения речи. Даже незначительные отклонения от них приведут к возникновению коммуникативных барьеров даже при умелом использовании вербальных средств общения. Кратко эти барьеры можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Фонетический – возникает из-за нюансов речи говорящего (интонации, дикции, акцента, скорости речи).
  2. Логический – формируется, когда логика в речи говорящего сложна для слушающего, или же кажется ему ошибочной.
  3. Смысловой – связан с различным пониманием собеседниками смысла слов.
  4. Стилистический – связан с несоответствием стиля речи оратора с ситуацией или с состоянием слушателя. Важно соблюдение логической цепочки: привлечь внимание к сообщению – вызвать к нему интерес – выдать основной текст – обсудить его и позволить собеседникам сделать выводы.

Источник: https://www.syl.ru/article/379598/verbalnyie-sredstva-obscheniya-cheloveka

Ссылка на основную публикацию