Развитие мышления: уровни, методы, задачи, особенности

Развитие мышления: приемы, методы, упражнения

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность.

Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности.

Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь.

Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления.

Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ.

Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления.

А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны.

Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки.

И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать.

Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях.

Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано.

Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности.

Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно.

С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность.

Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

  • образную память;
  • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
  • умение фантазировать.

Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

Упражнение «Воссоздание образов»

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила.

А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя.

Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Упражнения «Фантастические образы»

Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость.

Читайте также:  Как дышать правильно: для здоровья, при физических упражнениях, при пении

Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным.

Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».

Источник: https://psychologist.tips/3659-razvitie-myshleniya-priemy-metody-uprazhneniya.html

Развитие мышления: способы и методы

Приветствую регулярных и нерегулярных, новых и старых читателей!

А не поговорить ли нам сегодня про способы и методы по развитию мышления? Потому что без хорошей скорости, нетривиальных идей в нашем деле – никуда. А скорость возникает от умения быстро соображать, вспоминать и использовать имеющиеся данные. О развитии памяти читайте тут.

Зачем работать над улучшением работы мозга

От того, насколько хорошо мы управляем своими мозговыми процессами, зависит успешность решения жизненных задач. Умением увидеть объективный результат своих действий, выстроить правильную стратегию по достижению целей тоже ведает мышление.

Хотя нам всем кажется, что соображалка у нас – ого-го, другим еще фору дадим, иногда это не отвечает действительности. Точнее – возможно, в чем-то мы вправду разбираемся неплохо, но чаще всего эта эффективность присутствует только в зоне комфорта.

Чуть изменяются условия – как действия рассыпаются.

Например, могу рассказать про моего знакомого, который однажды проехал свою станцию во время поездки на дачу. Ну проехал и проехал – подумаешь, с кем не бывает? Вернуться ему труда не составило, только время, конечно, потерял. Но это событие, выбившее его из привычной колеи, привело к тому, что на обратном пути он уже… опоздал на свою электричку! Почему – сам не понял.

То же самое можно сказать про человека, который планирует свои действия, исходя из каких-то абстрактных, придуманных условий.

Например, слабак, который решил стать сильным и планирует повышать свою силу тем, что каждый день будет отжиматься на 10 раз больше. Как думаете, на какой день он выпадет из своего плана? Я ставлю на 5-6-й.

Максимум, на сколько его хватит – неделя. В то время, как план, основанный на опыте спортсменов, мог бы сделать из него вполне тренированного человека.

Развитое мышление помогает подготовить реалистичный план и не терять поставленную цель из виду в дальнейшем. Когда мы что-то планируем, чаще всего испытываем воодушевление, наполнены благими намерениями, в этот момент любые трудности по плечу. Когда приходит время исполнять план, куда только это воодушевление девается?

Так вот, развитое мышление не сдается так легко. Оно напомнит, зачем все затевалось, поможет найти решение, как справиться с собственной инерцией.

Итак, что нам обеспечивает развитое мышление?

  • высокую обучаемость;
  • объективное планирование;
  • быструю коррекцию планов;
  • долгосрочный контроль над своими действиями;
  • эффективную постановку и достижение целей;
  • концентрацию;
  • внимание.

Это еще далеко не все, в чем помогает развитое мышление. Так что вопрос «развивать или не развивать» стоит только перед теми, кто еще не решился стать другим человеком. Тот, кто хочет подняться на новый уровень, задает только один вопрос: «Как?»

Собираем мозги в кучку: методы, о которых не говорят

Мышление бывает разное. Для быстрого принятия решений и эффективной работы (то есть для нас с вами) необходима скорость. Чтобы легко формулировать задачи нужно осмысленное мышление. А вот преуспеть в бизнесе, искусстве и науке поможет креативный и оригинальный способ мыслить.

Я не буду повторяться про общеизвестные способы стимулирования работы мозга – все это вы сможете найти в интернете самостоятельно, введя в поисковик «как развить мышление». Остановлюсь на том, о чем обычно не пишут тренеры по коучингу и психологи.

Не следует забывать, что любое мышление невозможно без хорошей работы мозга. А она зависит от физической формы. Поэтому, если хотите прочистить мозги – занимайтесь спортом!

Не так давно американские ученые из университета Дьюка, что расположен в Северной Каролине, доказали: компьютерные игры способствуют развитию скорости мышления.

Еще один хороший способ: тренироваться в какой-нибудь игре, где необходима скорость и точность.

Если посвящать этому занятию не круглые сутки, а полчаса в день, для расслабления и концентрации, то такая зарядка для ума будет полезна.

Контроль – основа дисциплинированных мозгов

Записывайся на мой экспресс-курс по копирайтингу для новичков — напишем статью вместе от заголовка до последней точки. Поймешь, что можешь писать и зарабатывать в интернете. Только практика!!! УЧАСТВОВАТЬ

Упражнения, развивающие мышление неразрывно связаны с памятью и воображением. Не последнюю роль также и грает и умение связно говорить и даже писать.

Чтобы развивать осмысленное мышление, развивайте свою речь. Необходимость думать длинными и связными предложениями вместо привычного гула разных неоформленных обрывков, помогает дисциплинировать ум.

Избавляйтесь в речи от слов-паразитов, говорите плавно, постепенно повышая скорость.

Наша способность думать неразрывно связана с речью, потому: говорите красиво, чтобы красиво думать! Таким образом мы развиваем логическое мышление.

Развитие воображения тоже стимулирует мышление. Если вы не можете в деталях вспомнить, как провели день, о каком развитом мышлении может идти речь? Поэтому практика перед сном вспомнить свой день – без оценки и осуждения – просто вспомнить и проанализировать, хорошо дисциплинирует мозг. Вспомните, чему новому вы научились за день?

Каждый день вытряхивайте из закромов памяти то, что выучили или запомнили когда-то – может быть в школе или институте. Привычка активизировать долгосрочную память поможет наладить мостики между невостребованными знаниями и существующими потребностями. Может быть через пару месяцев вы удивитесь, как много выученных когда-то знаний пригодится в нынешней жизни.

Играйте с тем, что видите, слышите, читаете. Старайтесь увидеть в этом больше, чем привыкли.

Вспомните себя в детстве, когда любой предмет мог стать для нас чем-то совершенно другим: ложка была бесстрашным кораблем, плывущим сквозь бурное море, или зеркалом, в котором жил странный человек, совсем не похожий на нас. Будьте немножко детьми – именно такая способность мыслить нетривиально, является основой оригинальных и великих открытий.

Истина сделает нас совершенными

Займитесь объективным планированием. Не стройте завиральные планы, для начала определите, на что вообще вы тратите свое время. Поверьте, сам контроль над своими действиями иногда творит чудеса. Я знаю людей, которые перестали курить и пить кофе после того, как подсчитали, сколько денег у них уходит на эти вредные для здоровья удовольствия в месяц и год.

Когда у вас уже есть представление о своем повседневном распорядке дня, вы не сможете отмахнуться от лишней кружки пива – подумаешь! Либо от десяти конфеток, съеденных между обедом и ужином.

Да, я знаю и таких, которые клянутся, что кушают мало и некалорийную пищу, но вот почему-то не могут похудеть. В то время, как предпочитают не замечать вкусняшек во время перекусов. Частых перекусов. Очень частых перекусов.

«Ну, это же не моя основная еда, в чем проблема?»

Относительно этого последнего пункта… Ответ таким людям на вопрос, как развивать логику и мышление следующий совет подойдет лучше всего: будьте честными сами с собой.

Очень часто наше сознание предпочитает забывать про неприятную правду о самом себе. Развитое мышление отличается от неразвитого еще и тем, что умеет принимать собственное несовершенство и работать с ним. В этом и заключается секрет успешных людей. Давайте будем успешными, давайте развивать наше мышление! И вот вам факторы успеха Джо Шугермана.

С вами был Павел Ямб. До связи!

Источник: https://copirayter.ru/sposoby-i-metody-po-razvitiyu-myshleniya/

Особенности развития мышления

Поиск Лекций

У детей с нарушениями слуха, которые овладевают словесной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе, в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.

Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление в своем развитии проходит три стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное.

В последней стадии выделяются две подстадии в зависимости от обобщенности, уровня сформированности понятий, характера используемого материала — конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление.

Наглядно-действенное мышление обязательно включает в себя внешние действия с предметом. При решении практических задач возникает необходимость перенести принцип решения из одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствующих наглядно-действенных обобщений.

Доречевое мышление — инертно, лишено подвижности. Осмыслив вещь с определенной точки зрения, ребенок с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя обстановка не приходит к нему на помощь. Сами же доречевые обобщения служат предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью.

Обучение глухого ребенка речи, которое играет важную роль в дальнейшем развитии его мышления, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. Такое знакомство, по мнению А. В. Запорожца, может произойти только в результате приобретения ребенком практического опыта и сенсорного воспитания.

Практический опыт ребенка — это и знакомство с предметами, созданными руками человека, и соотнесение действий с их результатами, и начало установления причинно-следственных связей, например, между действием, осуществляемым с помощью орудия, и перемещением предмета. Тем самым дети познают межпредметные отношения и связи, ведущие к адекватному способу деятельности.

Усвоенные ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления предметов и есть его первые знания.

Отставание в развитии наглядно-действенного мышления наблюдается и у тех глухих детей, которые владеют речью. В исследованиях Н.В.Яшковой установлено, что глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем возрасте, чем слышащие.

Для девяти-десятилетних глухих детей характерно использование более элементарных способов действия.

Глухие дети не владеют обобщенным способом действия, поэтому им требуется (согласно исследованию) в четыре раза больше времени и в три раза больше показов, чтобы научиться решать такие задачи.

В переходе к следующей стадии — наглядно-образному мышлению — важную роль играют два взаимосвязанных условия.

Первое условие — формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты.

При этом формируется умение оперировать образами предметов или их частей, совершенствуется и усложняется структура образов, образуется система конкретных представлений о предмете. Второе условие — развитие речи.

Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. Т.В.Розанова исследовала особенности наглядно-образного мышления глухих детей с помощью матриц Дж. Равена разной сложности.

Оказалось, что наибольшие различия между глухими и слышащими детьми в развитии наглядно-образного мышления отмечаются в начале школьного обучения (I класс). В период от 7 до 10 лет у глухих детей наблюдается более быстрый темп развития наглядно-образного мышления, чем у слышащих.

Читайте также:  Словарный запас ребенка: игры, приемы и методы

У глухих старшеклассников своеобразие в развитии наглядно-образного мышления обнаруживается лишь при решении сложных задач. Неполное осознание принципа чаще встречалось у глухих, поэтому у них возникало больше трудностей при переходе от одной задачи к другой, сходной по принципу построения, но отличающейся по наглядному выражению.

Отмечена зависимость успешности решения задач от использования речи — жестовой и словесной: чем больше глухие дети пользовались жестами и словами для анализа условий наглядных задач там, где требовалось установление отношений между различными признаками, тем успешнее они их решали.

Полноценное наглядно-образное мышление служит фундаментом для формирования словесно-логического мышления. Развитое наглядно-образное мышление подводит детей к порогу логики, позволяет создавать обобщенные модельные представления, на которых строится формирование понятий.

В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления с замедленным развитием словесной речи переход на стадию словесно-логического мышления у глухих детей происходит в течение более длительного времени, чем у нормально слышащих.

Это проявляется и в развитии мыслительных операций. Мыслительные операции — наиболее общие действия, интериоризированные, организованные в системы и обратимые. Указанные свойства мыслительных операций формируются постепенно.

Согласно исследованиям, все мыслительные операции у глухих детей проходят становление в более поздние сроки, чем у слышащих.

Исследования Ж. И. Шиф показали, что при формировании наглядного обобщения у глухих и слышащих детей вначале наблюдается сходство: в возрасте около трех лет и для тех, и для других характерны широкие по объему обобщения, к пяти годам они сужаются, становятся более дифференцированными.

На данных этапах глухие дети незначительно отстают от слышащих. В дальнейшем у слышащих детей идет формирование категориальных обобщений, и именно в этом глухие значительно отстают от слышащих.

Еще более сложным для них оказывается обобщение действий, поскольку обязательными компонентами действий являются движения и изменения в предметах (или их перемещение).

В связи с этим результат изменений обычно воспринимается менее отчетливо, что создает трудности анализа и сравнения действий, выделения в них существенных признаков и на этой основе — обобщения. Глухие дети с большим трудом усваивают названия действий; дают недостаточно полную характеристику действий, а иногда ограничиваются только описанием предмета, с которым производится действие.

В развитии анализа и синтеза у детей с нарушениями слуха также наблюдается отставание, так как их жизненный опыт менее разнообразен, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, для них характерно длительное использование общих терминов, а не специальных обозначений, анализ остается менее детализированным. Недостатки развития анализа отрицательно сказываются на синтезе — он дольше остается менее последовательным и систематическим.

И. М. Соловьев отметил следующие особенности развития сравнения у глухих детей: отход от сравнения двух объектов к анализу одного из них, т.е.

упрощение задачи; трудности при выявлении сходства объектов, поскольку определение сходства требует опосредованного анализа объектов, а их различие может восприниматься непосредственно.

В подростковом возрасте у глухих детей заметны успехи в овладении техникой сравнения, увеличивается количество сравнивающих высказываний, улучшается их качество — сравнение становится более подробным и полным.

Такая мыслительная операция, как абстракция, формируется в процессе сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности. Одной из характерных особенностей сюжетно-ролевой игры является использование предметов-заместителей, т.е.

использование в соответствии с игровой ситуацией предметов, имеющих в жизни другое назначение. Выделение одних признаков заменяющих предметов и отвлечение от остальных основано на абстракции. Глухие дети испытывают трудности при использовании предметов-заместителей.

Даже предметы, функционально пригодные для замены, не всегда ими применяются, так как им трудно отвлечься от их реального функционального назначения, переосмыслить и использовать в другом качестве.

Отставание в развитии абстракции проявляется и в учебной деятельности глухих детей, и в особенностях усвоения значений слов.

В становлении всех мыслительных операций у детей с нарушениями слуха наблюдаются трудности. К семи-восьми годам мыслительные операции слышащего ребенка начинают приобретать такое важное свойство, как обратимость (Ж.Пиаже).

Психологическим критерием ее появления служит формирование у ребенка представления о сохранении количества вещества, затем — веса, объема и т. п.

С этого времени ребенок становится способен преодолеть влияние восприятия и овладевает умением применять операции в конкретных постепенно усложняющихся ситуациях.

Обратимость мыслительных операций у детей с нарушениями слуха формируется позднее: понятие сохранения веса — на пять-шесть лет (по данным П. Олерона). Более сложное понятие — «сохранение площади» — еще позднее. По данным Т. В.

Розановой, у глухих учеников IV класса обратимость операций применительно к оценке площадей не сформирована (только четверть детей решили задачу). Лишь к X классу глухие дети могли использовать знания о взаимообратных отношениях двух величин в качестве способа решения новой задачи.

Одной из причин задержки в формировании обратимости у глухих детей считается отставание в развитии словесной речи.

В развитии словесно-логического, или понятийного, мышления у детей с нарушениями слуха наблюдается еще большее своеобразие по сравнению с его развитием у слышащих сверстников.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, формирующихся и функционирующих на базе языковых средств. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о соотношении в развитии мышления и речи.

При рассмотрении генетических корней мышления и речи Л. С. Выготский констатировал, что они имеют разные корни.

У детей с нарушениями слуха пересечение линий развития мышления и речи совершается позже, чем у слышащих. При этом для устранения трудностей недостаточно интенсифицировать использование речи, поскольку не всякое слово или фраза оказывает благоприятное воздействие на развитие мышления.

Большие трудности испытывают дети с нарушениями слуха при решении многих задач, сформулированных словесно, при оперировании понятиями, выражающими разностное и кратное сравнение величин («больше на…», «меньше на…», «во сколько раз…

), при понимании взаимообратных отношений между величинами, в переходе от текста задачи к наглядному представлению ее содержания, в выделении в наглядной ситуации определенных отношений.

Особые затруднения возникают при необходимости сделать умозаключение по содержанию текста, которое предполагает сопоставление словесно сформулированных суждений, совершение анализа и синтеза сведений, предъявленных в словесной форме.

При этом глухие дети (даже десятиклассники) дают ответы, в которых логическая связь оформлена речевыми средствами, но отсутствует по содержанию (тавтологии).

В процессе обучения детей с нарушениями слуха необходимо учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления.

В результате анализа особенностей перехода от одного вида мышления к другому Т. В. Розанова выделяет ряд условий развития словесно-логического мышления у глухих детей.

Первое — формирование речи как средства мыслительной деятельности. Второе — обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений.

Третье условие формирования словесно-логического мышления — развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение). Дети с нарушениями слуха овладевают этими операциями в более поздние сроки, чем слышащие.

Для них характерен выборочный учет обстоятельств и взаимосвязей, что препятствует полноценному усвоению знаний.

Четвертое условие — овладение началами логической грамоты, что включает усвоение принципов классификации логических понятий, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, целевых, условных).

В ходе овладения системами конкретных понятий, логическими терминами и зависимостями в их соотнесенности между собой постепенно намечается переход от конкретно-понятийного мышления к абстрактно-понятийному.

Следует отметить, что среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления не отличается от слышащих сверстников.

Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.

Источник: https://poisk-ru.ru/s4873t1.html

Развитие мышления в процессе обучения

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют.

На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни.

Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные.

Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.

Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии.

Читайте также:  Разговорный стиль речи: жанры, примеры, особенности

Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10344.html

Средства развития логического мышления взрослой личности

Человеку свойственно не только познавать мир, но и анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения, всё это возможно, благодаря законам логики, рассмотрим подробнее средства развития логического мышления человека.

Замечено, что в процессе мышления мы оперируем не только словами, но и отвлечёнными понятиями, мыслим теоретически.

Простые умозаключения могут делать даже дети, временами они выглядят забавно, при этом они говорят, что думают, поэтому принято считать «устами младенца глаголит истина». 

Можно дать следующее определение:

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Логическое мышление — процесс мышления, в котором используются понятия логики, выводы, заключения, основан на доказательствах и ведёт к обоснованным результатам, выводам.

Самообразование, развитие логического мышления издавна вызывали интерес, особенно у философов и учёных. Первым, кто начал изучать логическое мышление был Аристотель в 4 веке до н.э.

, его выводы и идеи стали основанием для создания целой науки логики, которая изучает проблемы соотношения законов логики и реальности, научное мышление, его закономерности.

Развитие науки стало большим толчком к прогрессу и развитию способов мышления.

Замечено, что современный человек воспринимает мир логичнее, чем первобытные племена, которые привыкли ориентироваться на личный опыт или суждения главы племени, не могли делать самостоятельные общие выводы.

Однако, даже сейчас мы сталкиваемся с нелогическим мышлением, когда делаем поспешные выводы, не успев рассмотреть вопрос в комплексе. Как же работает логическое мышление, его законы и средства развития логического мышления рассмотрим дальше в статье.

Схема работы логического мышления

Выделяют 3 формы логического мышления:

  1. Понятие — характеризует определённый предмет, его особенности. Это может быть и явление природы, абстрактные вещи (радость, печаль, дождь, ручка, свет).
  2. Суждение — включает в себя несколько понятий, взаимосвязанных определённым образом, несёт утверждение или отрицание (животные — часть биологической цепочки, круг не есть ромб, часть детей не любит учиться)..
  3. Умозаключение — позволяет на основе нескольких утверждений сделать новое.

При решении логических задач суждения записывают одно под другим, а вывод отделяют чертой.

Пример:

У насекомых шесть лапок.

Бабочка — насекомое.

У бабочки шесть ног.

Такие умозаключения называют ещё силлогизмами — сочетание двух суждений, между которыми есть взаимосвязь, одна мысль вытекает из другой, является следствием.

Итак, на основе двух суждений можно сделать новый вывод, заключение, который часто используем в математике для доказательства теорем, решения задач.

Однако, похожие схемы работают и в обычной жизни — в процессе труда, производства.

Какие законы логики применяют для решения жизненных задач?

Стоит обратить внимание, что учёные выделяют следующие уровни развития логического мышления:

  • предметно-действенное — наблюдается у детей до трёх лет. В этот период все знания приходят через опыт жизни, необходимо всё прочувствовать, проверить на прочность и вкус;
  • наглядно-образное мышление — наблюдается в возрасте трёх-семи лет, однако и во взрослой жизни используем это мышление. Оно основано на определённых образах, которые воспринимаем на слух, зрительно, тактильно;
  • абстрактно-логическое мышление — наблюдается в виде информации абстрактного содержания, не поддающейся чёткому представлению. Человек может использовать отвлечённые понятия, цифры.

Средства развития логического мышления предполагают понимание способов работы с информацией:

  1. Сравнение — схожие и различные свойства вещей, понятий.
  2. Анализ — дробление одного объекта на мелкие части.
  3. Синтез — объединение нескольких схожих элементов.
  4. Обобщение — выделение определённых элементов на основании схожих характеристик.
  5. Абстрагирование — умение мыслить отвлечённо, выделяя отдельные характеристики, особенности.
  6. Конкретизация — выделение частных элементов в общем явлении, понятии.
  7. Систематизация — разделение, структурирование понятий, явлений по разделам, группировка.

Существует также порядок действий при работе логического мышления, который прослеживается и в логических играх:

  • Мотив — желание что-то узнать, разобраться, победить.
  • Анализирование существующей ситуации, исходных данных.
  • Решение задачи путём логических мыслей, выводов, поиска вариантов.
  • Поиск доказательств для подтверждения правильности выводов.
  • Проверка полученных результатов, внесение поправок.

Итак, средства развития логического мышления связаны также с правильным порядком и обработкой информации, умением подходить логически к решению задач, мыслить абстрактно, отвлечённо, находить способы решения и выходы из любой ситуации.

Законы логического мышления

Формирование и развитие логического мышления невозможно без понимания основных законов логического мышления, которые помогают делать правильные умозаключения.

К основным законам относят:

  1. Закон противоречия — этот закон установил ещё Аристотель, одно и то же явление не может иметь противоположные характеристики.
    Например: Венера — планета и Венера — не звезда; гладиолус — цветок и гладиолус — не цветок, верно лишь одно из высказываний.
    В искусстве, бывает, специально смешиваются нереальные понятия, сгущаются краски для получения более красочного результата. Однако в жизни, науке обычно истинность принадлежит одному из суждений.
  2. Закон исключённого третьего — этот закон предполагает выбор из 2-х суждений. Когда две теоретические истины можно объединить связкой «или».
    Например: Он сегодня придёт или не придёт, любовь есть в мире или её нет.
    Противопоставляются 2 суждения, при этом истинно лишь одно, третьего не дано.
  3. Закон тождества — предполагает, что утверждение влечёт само себя, истина рождает истину.
    Например: Если луна спутник, то она спутник.Закон не имеет в виду постоянство вещей в мире. Предполагается, что из одного утверждения вытекает другое и всё.
  4. Закон контрапозиции — позволяет отрицанием переставлять места утверждения начального и его следствия.
    Например: 1.Если идёт дождь, то дорога мокрая.

    2. Если дорога мокрая, то идёт дождь.

  5. Закон де Моргана — предполагает, что отрицанием можно объединить конъюкции (и) и противопоставление — дезинъюкцию (или).
    Например: Сегодня тепло и солнечно.
    Неверное, сегодня не тепло или не солнечно.

6. Правило отделения — предполагает возможность от условного знания перейти к выводам, умозаключениям.
Например: Если у ребёнка высокая температура, то это признак заболевания.
У ребёнка есть высокая температура. Он заболел.

7. Правило фальсификации — позволяет путём отрицания выводов приходить к отрицанию самих данных, утверждений. Используют для случаев определения ложности теорий, выводов, благодаря нахождению ложных результатов при проведении опытов.

Пример: Если бы кот мог летать, он бы был птицей.

Но кот не может летать. Следовательно, кот не является птицей (хотя летают и насекомые и млекопитающие).

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/sredstva-razvitiya-logicheskogo-myishleniya.html

Творческое мышление: развитие и особенности творческого мышления

В повседневной жизни мы склонны действовать по сложившимся, стереотипным алгоритмам  — так проявляется наше так называемое репродуктивное мышление.

Однако, чтобы достичь большего в работе или любимом занятии, необходимо проявление творческих способностей человека —  творческое мышление. Вопреки расхожему мнению, оно не является чисто врожденным качеством: гибкость ума и творческое мышление можно и нужно развивать.

Признаки нестандартного мышления

Творческое мышление отличается от репродуктивного, в первую очередь, тем, что создает новые идеи и алгоритмы.

Креативный подход к решению задач подразумевает гибкость и умение действовать, быстро подстраиваясь под ситуацию, и в то же время рассматривая ее с неожиданных ракурсов.

Особенности творческого мышления позволяют найти новые методы решения вопросов и тем самым расширить границы своих возможностей.

Как проверить уровень своей креативности?

Основным и наиболее популярным методом определения уровня креативности является прохождение «теста оценки творческого мышления», разработанного Элисом Полом Торренсом, американским психологом. Идея теста пришла к нему в 60-х годах прошлого столетия, но с тех пор была значительно усовершенствована.

Тест основан на методе сопоставления для оценки степени творческой активности человека.

Торренс выделил пять измеряемых норм теста:

  • беглость —  количество адекватных запросу и релевантных идей, возникающих у тестируемого в ответ на раздражитель;
  • оригинальность —  норма, определяющая, насколько идеи уникальны и не похожи на идеи других людей;
  • абстрактность наименований —  способность мыслить отвлеченными категориями применительно к конкретным ситуациям;
  • проработанность —  количество деталей в ответах;
  • устойчивость к преждевременному завершению теста —  способность сосредоточиться на творчестве.

Презентация: «Тест Торренса. Диагностико-развивающая программа работы с одаренными детьми младшего школьного возраста»

Кроме того, были сформулированы 13 измеряемых критериев теста на творческое мышление:

Методы измерения этих норм и критериев достаточно формализованы, чтобы результаты можно было считать объективными.

Задачи теста Торренса делятся на три группы:

  1. Вербальные задачи, использующие вербальные раздражители. Эта часть теста основана на беседе с тестируемым, который должен развернуто, в виде историй, ответить на вопросы. К этой группе относятся, например, задачи на формулировку последствий смоделированной ситуации.
  2. Вербальные задачи, использующие невербальные раздражители. Сюда можно отнести, в частности, устные или письменные описания картин.
  3. Невербальные задачи. Включают в себя действия с изображениями — дополнение, изменение или создание истории с помощью изображений.

Этот тест учитывает все основные особенности творческого мышления и может использоваться в качестве основного метода для оценки креативных способностей у детей, но также будет полезен в качестве отправной точки и взрослым, решившим развивать творческое мышление.

Презентация: «Развитие творческого мышления»

По мере развития теории многие ученые спорили, зависит ли творческое мышление от уровня интеллектуальности человека.

Гипотеза приобрела большую популярность.

Креативность — прерогатива художников?

Вовсе нет. Творческое мышление далеко не всегда приводит своего обладателя в сферы, связанные с искусством. Ведь умение нестандартно мыслить полезно в любом занятии, будь то профессиональная деятельность, хобби или простые бытовые действия.

Можно смело утверждать, что предпринимательские способности тесно связаны с проявлением креативности; каждый родитель хоть раз изобретал новые способы взаимодействия с ребенком; а человек, живущий в насыщенном, напряженном графике, день за днем совершенствуется в тайм-менеджменте и придумывает, как эффективнее распределить новый день. Все эти действия основаны на нашем умении нестандартно подходить к задачам.

Развитие творческих способностей

Развитие творческого мышления может осуществляться разнообразными методами, которые отличаются друг от друга в зависимости от того, какой психологической школой они были предложены.

Но по сути, любое привычное действие —  это потенциальные упражнения для развития творческого мышления.

Ежедневно придумывайте новые способы применения обычных предметов, находите новые связи между теми или иными явлениями, выполняйте необходимые действия в другом порядке — все эти методы помогут активизировать творческое мышление и расширить горизонт ваших возможностей.

Источник: https://tonusmozga.ru/myshlenie/vidy-myshleniya/tvorcheskoe.html

Ссылка на основную публикацию