Научный стиль речи: признаки, примеры текстов

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

  • Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

     Научный стиль: разбор примера

    Давайте разберем пример собственно научного текста.

    Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.

    Дополнительно можно назвать черты следующие:

    1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

    2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);

    3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

     4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);

    5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

    Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

    Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

    • научно-популярный – очерки, лекции;
    • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
    • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
    • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
    • научно-справочный – словари, каталоги;
    • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

    Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

    Научно-популярный стиль: разбор примера

    Стиль данного текста – научно-популярный.

    Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

    • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
    • термины: стагнация, Солнечная система;
    • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
    • абстрактная лексика: мир, познание;
    • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

    В морфологии данного текста следует выделить:

    • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
    • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
    • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
    • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

    Синтаксис имеет следующие особенности:

    • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
    • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
    • в предложениях используется обычный порядок слов — прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
    • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.

    Научно-публицистический стиль: разбор примера

    В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

    Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

    А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

    Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

    Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

    Лексика:

    • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
    • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
    • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
    • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
    • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
    • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

    Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

    • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
    • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
    • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
    • характерно употребляются глаголы настоящего времени  в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
    • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
    • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

    Синтаксис: 

    • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
    • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
    • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
    • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
    • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

    Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

    Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

    Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
    Копирование запрещено.
    Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

  • Источник: http://school-of-inspiration.ru/nauchnyj-stil-ponyatie-priznaki-i-primery

    Научный стиль речи

     Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

    Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью.

    Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

    Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

    На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

    Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

    Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

    Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

    Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

    Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий.

    Например: должен внимательно, т. е. филолог вообще; хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие.

    Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи.

    В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

    Слово науки — однозначно и терминологично.

     Береза  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.(Большой энциклопедический словарь.)         Белая береза     Под моим окном      Принакрылась   снегом,      Точно серебром.      На пушистых ветках      Снежною каймой      Распустились кисти      Белой бахромой.      И стоит береза      В сонной тишине,      И горят снежинки      В золотом огне.(С. Есенин.)

    Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

    Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

    Слова: идти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

         идти лесом,     следуйте за мной,     привести друга      речь идет о проблемах,     отсюда следует вывод,     привести к общему  знаменателю

    В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является.

    Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.

    Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

    В этом случае они не достигли бы своей цели.

    Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

    устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хобот; в географии — подошва (горы), хребет) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

    Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются:

    1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только;

    2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая;

    3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит… клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

    Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

    И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко.

    В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…

    Читайте также:  Как развивать мышление: нестандартное, стратегическое, креативное, образное

    ), безличные (известно,   что…),  определенно-личные  (рассмотрим  проблему…).

    а) собственно научный (академический) — наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

    б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

    в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).

    Адресат цель АкадемическийУченый, специалистВыявление и описание новых фактов, закономерностей Научно-учебныйУчащийсяОбучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Научно-популярныйШирокая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать
    Отбор фактов, термины Академический Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняютсяОбъясняются только новые термины, предлагаемые автором Научно-учебный Отбираются типовые факты  Все термины объясняются Научно-популярный Отбираются интригующие, занимательные факты   Минимум терминологии.Значение терминов объясняется через аналогию.
    Ведущий тип речи Заглавие Академический   Рассуждение Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н.«О специфике художественной и научной речи» Научно-учебный Описание   Отражает тип учебного материалаГолуб И.Б. «Стилистика русского языка» Научно-популярный   Повествование   Интригует, вызывает интерес Розенталь Д.Э.«Секреты стилистики»

    Лексические особенности научного стиля речи

     Главное назначение научного текста, его лексики — обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

     Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

    а) употребление слов в их прямом значении;

    б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

    в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

    В научной речи выделяют три пласта слов:

    • слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

    Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

    • слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

    Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

    Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

    • термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине — точность и его однозначность.

      В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

    Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется — приводнение, перематывает — перемотка; и наоборот: заливка — заливает.

    Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

    В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

    В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

    Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

    Синтаксические особенности научного стиля речи

     Типичными для научной речи являются:

    а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту;

    б) использование слова далее в функции вводного слова: Далее. Это явление хорошо заметно…;

    в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи;

    г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

    В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

    Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

    Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

    Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо).

    В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение — ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

    Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

    Использование средств выразительности

     Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

    Сравнение – одна из форм логического мышления.

    Безобразное  (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

    Развернутое  сравнение

    …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в  кибернетике называется «шумы».

    Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности.

    И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

    Образное сравнение

    Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

    (П. Сорокин. Общая социология)

    Проблемные вопросы

    Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

    (П. Сорокин. Общая социология)

    Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

    – Недопустимость внелитературной лексики.

    – Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

    – Ограниченно используются неполные предложения.

    – Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

    Все сказанное можно представить в таблице

    Особенности научного стиля речи

     В лексике     а) термины;б) однозначность слова;в) частая повторяемость ключевых слов;г) отсутствие образных средств;
     В составе слова    а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;б) суффиксы, придающие   отвлеченное значение;
     В морфологии   а) преобладание существительных;б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;
     В синтаксисе     а) прямой порядок слов (предпочтителен);б) широкое использование словосочетанийсущ. + сущ. в род. п.;в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;г) редкое использование неполных предложений;д) обилие сложных предложений;е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;
     Основной тип речи      Рассуждение и описание

    Образец научного стиля

     Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи ( т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

    Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

    При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

    Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/86-nauc

    Научный стиль речи: история, признаки и особенности

    Использование различных стилей речи играет важную роль для русского языка. Научный стиль речи помогает рассказать о явлениях, процессах, закономерностях, которые происходят в окружающем мире. Каковы же его особенности?

    История возникновения стиля

    Научный язык возник благодаря тому, что различные узкопрофильные области жизнедеятельности стремительно развивались. Сначала его можно было сравнить с художественным стилем речи, но с течением времени он стал отличаться, приобретать свои характерные черты и особенности.

    В древнее время в Греции привилегированное сословие людей использовало особую терминологию, которую обычные граждане не могли воспринимать правильно. В это же время специалисты стали выявлять основные признаки научного стиля речи. Изначально термины применялись исключительно на латинском языке, но затем все мировые ученые делали переводы на свои родные языки.

    Со временем стилистика научного текста становилась точной и сжатой, что максимально отделяло его от литературного изложения. Ведь художественный язык вносит значительную окраску в восприятие текста, что неприемлемо для научного стиля.

    Научный стиль речи и его определение формировалось довольно медленно. Мнения представителей науки относительно применения стилей значительно разделялись.

    Об этом можно судить по негативным высказываниям Декарта по поводу трудов Галилея. Он говорил, что его научные работы содержат много художественных средств.

    Такого мнения был и Кеплер, который считал, что Галилей довольно часто использует литературное описание природы вещей.

    Научный стиль в русском государстве начал складываться лишь в начале 18 века. На этом историческом этапе люди, пишущие собственные тексты или занимающиеся переводами, стали формировать свою терминологию.

    Во второй половине 18 века известный ученый Михаил Ломоносов совместно со своими последователями сделал толчок к тому, чтобы начал формироваться характерный научный тип речи в России. Большинство специалистов брали его труды за основу. Окончательно основные научные термины были созданы только в конце 19 века.

    Разновидности научного языка

    Согласно современным стандартам в русском языке существует несколько типов научного стиля, которые обладают своими особенностями. К таким относятся следующие стили речи:

    Научно-популярный

    Данный тип текста адресован тем людям, которые не имеют специальных умений и знаний в какой-то конкретной сфере. Он характеризуется упрощенностью изложения в целях достижения доступности восприятия публикой, но при этом в нем сохраняется достаточное количество терминологии и четкость.

    Кроме того разрешается использовать такие речевые формы, которые вызывают эмоциональность у аудитории. Цель научно-публичного языка – это ознакомление людей с определенными фактами или явлениями.

    У этого вида есть еще подвид, называемый научно-художественным. При таком изложении применяется минимум специальной терминологии и цифровых значений, а если они есть, то специалисты стараются их подробно объяснить.

    Для научно-популярного стиля характерно проведение сравнительного анализа с обычными предметами, легкое чтение и восприятие информации. Используется данный текст в книгах, журналах и прочих изданиях.

    Учебный

    Он разработан для людей, проходящих обучение в образовательных учреждениях. Задачей данного стиля является знакомство учеников и студентов с информацией, которая требуется для приобретения определенных знаний в той или иной сфере.

    Читайте также:  Как улучшить память и работу мозга в домашних условиях

    Научный стиль и его особенности в данном случае заключаются в использовании множества типовых примеров. Данный стиль характеризуется применением профессиональных терминов, четкого разделения на категории, плавностью переходов от общего к частному. Такие тексты можно встретить в учебниках, методичках, пособиях.

    Собственно научный

    В этом случае аудиторией являются люди, специализирующиеся в данной сфере, и ученые. Задача таких текстов – описать определенные факты, явления, закономерности и так далее. В них можно делать свои собственные выводы, но не окрашивать их особой эмоциональностью. Пример научного стиля этой разновидности есть в диссертациях, докладах, рецензиях.

    Технический

    Данный тип необходим для узкопрофильных специалистов. Целью такого стиля считается описание умений и навыков, которые были получены практическим путем. Для него характерно множество цифровых, статистических данных и технических характеристик.

    Признаки стиля

    С течением времени научный стиль речи, определение и его черты подвергались изменениям. В современное время уже сложились некоторые закономерности подобного изложения информации.

    Ученые выделяют основные признаки научного стиля речи, в связи с которыми текст должен быть:

    • Логичным. Данная черта является самой основной для использования этого речевого стиля. Абсолютно любое связное высказывание должно обладать указанным свойством. Но при этом научный язык отличается собственной логичностью, которая характеризуется подчеркнутостью и строгостью. Все составляющие информации обладают жесткой смысловой связью и излагаются по строго последовательной цепочке, заканчиваясь выводами. Достигается это с помощью применения свойственных научным текстам средств, к примеру, предложения связывают повторяющимися существительными, которые зачастую совмещаются с указательными местоимениями. Также на то, что информация излагается последовательно, указывают часто встречающиеся наречия, вводные слова, союзы.
    • Точным. Это еще одно важное свойство, говорящее о том, что текст написан в научном стиле. Для того, чтобы точно изложить всю информацию, слова подбираются очень тщательно. При этом они используются исключительно в прямом смысле. Кроме того широко применяется терминология и специальная лексика. В таких текстах часто можно встретить многократное повторение ключевых фраз, что является абсолютно нормальным явлением.
    • Объективным. Эта черта также относится к научному стилю. В таких текстах излагается только объективная информация, например, описываются результаты экспериментов, закономерности, выявленные в процессе их выполнения. Все описываемые сведения требуют достоверных количественных и качественных характеристик.
    • Обобщенным. Эта важная черта обязательно содержит любые примеры текстов в научном стиле. В связи с этим специалисты часто прибегают к применению абстрактных понятий, которые практически невозможно представить, почувствовать, увидеть.

    При представлении научной информации используют слова, которые имеют отвлеченное значение. Зачастую применяют формулы, символику, приводят графики, составляют таблицы, рисуют схемы и чертежи. Все это позволяет наиболее четко раскрыть и объяснить то или иное явление.

    Для научного стиля речи не характерна черта, когда используются восклицательные высказывания, а также собственное субъективное мнение. Поэтому в таких текстах редко применяются личные местоимения и глаголы в первом лице единственного числа. Обычно используют неопределенно-личные, безличные,  определенно-личные выражения.

    Все вышеуказанные признаки позволяют понять, что для научного стиля речи не характерна эмоциональность, излишняя окраска явлений.

    Характерные черты научной информации

    Научный стиль и его особенности формировались длительное время, потерпели много изменений. В настоящее время выделяют три группы характерных черт данного языка:

    1. лексические;
    2. морфологические;
    3. синтаксические.

    Каждая из этих групп раскрывает конкретные особенности, которые отличают научную стилистику речи от всех остальных. Поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

    Лексика

    Научный стиль и его особенности лексики отталкиваются от того, что такая информация имеет свою непосредственную задачу, которая заключается в том, чтобы обозначить явления, предметы, назвать их, объяснить. Для достижения этой цели в первую очередь требуются имена существительные.

    Лексика научного стиля обладает следующими характерными чертами:

    • Слова употребляются исключительно в прямом смысле.
    • Не применяются при изложении сведений средства, с помощью которых в литературных произведениях описывают различные образы. К таковым относятся эпитеты, метафора, сравнение, гипербола.
    • Часто используются абстрактные предложения и терминология.

    Особенности научного стиля речи заключаются в выделении трех групп слов:

    1. Стилистически нейтральные. Они применяются в любых речевых стилях, поэтому их называют общепринятыми.
    2. Общенаучные. Их может содержать пример научного стиля разных областей, а не какой-то одной сферы.
    3. Узкоспециальные. Это такие слова, которые характерны для конкретной научной области.

    Морфология

    Особенности научного стиля речи включают в себя и морфологию. При раскрытии информации учитывают следующее:

    • В текстах крайне редко можно встретить применение глаголов, стоящих в первом или втором лице единственного числа. При литературном же стиле это вполне приемлемо.
    • Используют много глаголов в настоящем времени, которые довольно схожи с отглагольными именами существительным. Их применение позволяет достаточно хорошо передать достоверную оценку фактам и явлениям.
    • Для научного стиля не характерна черта изложения, при которой в работах можно встретить большое скопление имен прилагательных. Употребляют их мало, да и в основном включают в состав профильных терминов. В то время как в литературном тексте их используется много вместе с эпитетами и прочими художественными средствами.
    • Когда раскрывают научные сведения, части речи и их грамматические формы применяют немного иначе, чем в текстах остальных речевых стилей.

    Синтаксис

    Научный стиль и его особенности определяются и синтаксическими чертами, к которым относятся:

    • особые обороты, например, по Ньютону, по опыту;
    • употребление слова «далее» в качестве вводного слова;
    • применение таких слов, как «данный», «известный», «соответствующий» в целях логически связывать предложения между собой;
    • использование последовательности слов, находящихся в родительном падеже;
    • употребление большого количества сложных предложений, в особенности сложноподчиненного типа. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным можно сделать обобщение, описать какое-либо явление или закон.А если использовать с придаточным причины, то можно довольно широко раскрыть причинную связь определенных явлений в окружающем мире. В таких предложениях применяют союзы, чтобы последовательно связывать высказывания между собой;
    • употребление таких словоформ: «как известно», «ученые считают», «понятно» и прочие в случае, когда необходимо сделать отсылку на источник, на конкретные факты, предписания и так далее;
    • широкое использование причастий, деепричастий и их оборотов.

    Все эти характерные особенности речи позволяют отделить рассматриваемый речевой стиль от других стилей, обособить его, как отдельную сферу, для которой присуще использование особых правил русского языка. Все это необходимо для достижения целей и задачи изложения мыслей в научной стилистике.

    Примером научного стиля текста является следующий отрывок из учебника о животных:

    Вот еще один научный стиль текста — выдержка из медицинского пособия:

    Таким образом, в русском языке существуют разные речевые стили, которые выполняют свои конкретные задачи.

    Изучив научный стиль речи, определение и признаки такого текста, становится понятным, почему его выделили в отдельную категорию.

    Пример научного стиля всегда можно встретить в диссертациях, рецензий, докладах и прочих документах, которые создают профессоры, ученые и другие специалисты в сфере науки.

    Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/stilistika-rechi/nauchnyj.html

    Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

    Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем.

    Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.

    Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.<\p>

    Пять основных стилей речи

    Итак, как уже сказано выше, любой текст, который Вы создаете, может быть отнесен к одному из пяти стилей речи. Вот они:

    • Научный стиль
    • Публицистический стиль
    • Художественный стиль
    • Официально-деловой стиль
    • Разговорный стиль

    Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

    1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)
    2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)
    3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)
    4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)
    5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

    Впрочем, для большей объективности, зацикливатся сегодня на стиральной машине мы не будем, а просто рассмотрим все пять стилей речи с различными примерами.

    [direct]

    1. Научный стиль речи

    Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию, которые более подробно описаны в статье «Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации». В этой статье пример научного стиля будет более сжатым, но если Вас интересует развернутый вариант, то его можно найти на этой странице.

    Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

    Пример научного стиля речи

    2. Публицистический стиль речи

    В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах.

    Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль:

    Пример публицистического стиля речи №1

    [direct]

    Пример публицистического стиля речи №2

    3. Художественный стиль речи

    Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль.

    Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

    Пример художественного стиля речи

    [direct]

    4. Официально-деловой стиль речи

    Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила, подробнее о которых можно прочитать в статье «Официально-деловой стиль. Примеры и принципы создания деловых текстов».

    Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

    Читайте также:  Скорочтение для детей: упражнения, когда начинать, ошибки, рекомендации

    Пример делового стиля речи

    5. Разговорный стиль речи

    Разговорный стиль наиболее характерен для современного Интернета. С массовым появлением блогов, он стал доминирующим в Сети и оставляет свой отпечаток не только в веб-публицистике, но также в продающих текстах, слоганах и т.д.

    Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

    Пример разговорного стиля речи №1

    [direct]

    Пример разговорного стиля речи №2

    Выводы

    Итак, сегодня мы рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии.

    Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль.

    Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

    Источник: https://shard-copywriting.ru/text-styles-examples/

    Научный стиль текста и его особенности: умные тексты

    Приветствую вас, друзья! На связи Павел Ямб. Помните, мы начали разговор о стилях речи, их особенностях? У каждого стиля они свои. Самым сложным считается стиль научный. Не будет лишним узнать о нем больше. Итак, научный стиль текста и его особенности.

    Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в стилях текста.

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:<\p>

      максимум из 100 баллов

      МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
      Таблица загружается
      Нет данных

      Для чего он

      Научный стиль нужен для точного, краткого и ясного выражения мыслей исследования. Форма высказывания монологическая, изложение последовательное, завершенность выводов и фраз.

      Научный стиль используется в технической и научной сферах для оформления и выражения различных идей, достижений, гипотез.  Отчет об исследованиях создан для людей, способных оценить результаты.

      Главные особенности:

      • Соответствие нормам литературного языка.
      • Отсутствие личной оценки событий.
      • Информативность, объективность.
      • Четкая структура текста.
      • Использование специальной терминологии и специфических языковых средств.

      Разновидности и отличия

      Особенность научного стиля и его отличие от других – деление на подстили. Произведения научного стиля больше используют в письменной форме, благодаря четкости оформления и содержания. По степени научности выделяют:

      1. Собственно-научный, академический стиль. Его используют в серьезных трудах для узкого круга специалистов, для которых автор высказывает свою исследовательскую точку зрения.

      Академический жанр адресован профессионалам. Цель подстиля – выявление новых данных. Используется для написания диссертаций, рефератов, научных докладов. Примеры произведений академического жанра – статьи-монографии.

      Произведения научного стиля оформлены в виде отдельных трудов, законченных работ с соответствующей жанру структурой. К научной прозе относят рецензии, лекции, доклады, устные выступления на симпозиумах и конгрессах, научные отчеты и диссертации. Труды созданы автором впервые. Потому относятся к первичным.

      Обобщение данных, вторичные информативные материалы – произведения, созданные в виде рефератов или аннотаций.

      1. Научно-рекламный стиль представлен промышленной рекламой с выгодами и результатами от покупки конкретного товара или пользования новыми достижениями.
      2. Научно-справочная литература представляет информацию без подробностей, предельно точную, в сжатом виде. Читатель получает только факты.
      3. Для учебно-научной литературы характерны иллюстрации и материал для повторения. В таких произведениях изложены основы наук для школ, институтов, лицеев и других учебных заведений.

      Публикации в научно-учебном стиле – для учащихся, студентов, то есть будущих специалистов, которых нужно научить описывать факты. Поэтому примеры приведены типовые. Обязателен принцип от общего к частному.

      Присутствует строгая классификация, активно используются термины. Примерами подстиля являются учебники, лекции, справочники. Курсовые работы, доклады для семинаров тоже написаны в учебно-научном жанре.

      1. Научно-популярные издания – биографии выдающихся людей, истории открытий, хроника событий, очерк. Читать такие публикации интересно: в них есть иллюстрации, разъяснения, примеры.

      Чтобы донести факты и результаты исследований до читателей-неспециалистов, используется научно-популярный стиль. Он напоминает художественный и публицистический, так как в нем рассказывается доступно и понятно о сложном.

      Читатели, для которых предназначен научно-популярный жанр, специальных знаний не имеют. Поэтому при сохранении четкости научного стиля изложение упрощенное, используются даже эмоциональные языковые средства. Цель публикаций – познакомить читателей с описываемыми фактами.

      Специальные термины и числовые данные используются по минимуму и каждый раз подробно поясняются. Читать такие тексты просто, есть сравнения с привычными предметами, изложение упрощено, а частные факты рассмотрены без общих обзоров.

      Изложение доступное и ясное. Но по этому критерию научные научно-популярные и учебно-научные тексты немного различаются.

      Научно–популярный текст предлагает читателям самые интересные факты, а изложение напоминает книжный стиль, доступный для неспециалистов. Такие публикации отличаются от академических тем, что термины объяснены доступным языком, результаты изложены без лишних подробностей. Нейтральный стиль похож на научно-популярный.

      1. Научно-технический подстиль адресован специалистам технического направления. Его цель – на практике применить достижения науки.

      Вторичные тексты, то есть составленные на базе уже имеющихся источников, – авторефераты, конспекты, тезисы, аннотации. Для сокращения объема при написании информация при подготовке свертывается.

      Для каждого подстиля или жанра характерны свои особенности, но они не разрушают единства научного стиля, поддерживая общие признаки.

      Основные отличия научного стиля от других

      Записывайся на мой экспресс-курс по копирайтингу для новичков — напишем статью вместе от заголовка до последней точки. Поймешь, что можешь писать и зарабатывать в интернете. Только практика!!! УЧАСТВОВАТЬ

      Все остальные стили я описал в этой статье.

      Публикации в научном стиле соответствуют всем требованиям литературного языка. В них часто употребляют стандартные выражения и обороты, язык графики, формулы, символы, рисунки, чертежи, используют примечания и ссылки для точности цитат и проверяемости источников.

      Нередко используются языковые клише и штампы: «речь идет о проблеме», «следует отметить», «переходит к анализу».

      Научный текст начинается с введения в суть задачи, обоснования необходимости исследования и новизны проблемы. Выделяется предмет исследования, ставятся цели для решения задач.

      Дается обзор научных источников по предмету исследования, база для работы, обосновывается теоретическая и практическая значимость публикации. Приводится содержание работы, описание экспериментов, результаты исследований и выводы по их итогам.

      Особенности лексики

      • Главные отличительные черты научного стиля – обобщенность и отвлеченный тон.
      • Слова употреблены в конкретных значениях (словообразование, конфликт).
      • В качестве терминов использованы привычные слова: катушка, муфта, трубка.

      • Главная смысловая нагрузка – на термины. Обязательно использование специальных понятий, например, этногенез, синусоида.
      • Используют аббревиатуры и сложносокращенные слова: ГОСТ, млн. Сведения точны, выводы объективны, а характер – обобщенно-отвлеченный.

      Особенности изложения:

      • Отвлеченность предложений: представляется, что…
      • Обобщенное значение глаголов. Используют формы прошедшего и настоящего времени для указания закономерности явления: «автор отмечает…».
      • Большая часть – глаголы несовершенного вида в устойчивых оборотах: покажем на примерах. Преобладают неопределенно-личные формы с оттенком необходимости: «нужно уметь…»
      • Для акцента на описании процесса используют возвратные глаголы и страдательные причастия: «детально объясняется», «определение дано…»
      • Использование кратких прилагательных и местоимения «мы» вместо «я» для обобщенности текста и акцентирования внимания на отстраненности позиции автора: «отношение характерно», «мы пришли к выводам…»
      • Строение предложений и словосочетаний особое: сжатый объем, но повышенная информативность.
      • Определительные словосочетания: ликвидность валюты.
      • Определения используют как термины: «твердый знак», «безусловный рефлекс».

      Особенности синтаксиса

      Предложения сложные. Использованы однородные члены и обобщения. Широко используются подчинительные союзы «вследствие того, что …», «ввиду того что …». Активно употребляют вводные слова «во-первых…», «наконец» для последовательного повествования. Для объединения логически связанных абзацев применяют сочетания слов «таким образом», «в заключение».

      Действующего лица нет: по большей части предложения безличные, обобщенные либо неопределенные. Обстоятельствам и действию уделяется основное внимание. Для введения терминов используют обобщенно-безличные конструкции: «Рассмотрим следующий пример».

      Качества или свойства явления описаны наречиями: интересно, убедительно, по-новому.

      Научный стиль изменениям не поддается. Языковые нормы определены, и научный текст «держит» благодаря им форму.

      Общие особенности стиля

      Главные особенности научного стиля – специфические средства лексики и грамматики, особые конструкции предложений, превращающие текст в сухое и точное повествование, понятное узкому кругу специалистов.

      Для научного стиля характерно обдумывание изложения заранее, четкий и строгий выбор средств языковой выразительности. Научный стиль отличается предварительным обдумыванием изложения, строгим отбором языковых средств и нормированностью речи. Повествование – монолог. Диалога с читателем нет.

      Факты объяснены четко, показаны причинно-следственные связи, закономерности.

      Изложение в научном стиле строго логичное. Между частями есть смысловая связь. Высказывания автора точны, сжаты, понимаются однозначно.

      Из содержания вытекают выводы, в них нет противоречий. Публикация разбита на смысловые части по принципу от частного к общему и наоборот.

      Главная форма мышления ученого – понятие. Все научные определения даны четко и однозначно, термин раскрывает их содержание. Это слово, означает понятие из специальной сферы. В научном стиле среди профессионализмов, номенклатурных наименований термины преобладают. Они занимают пятую часть общей лексики.

      Термины употреблены только в одном значении. Многозначные слова используют в научном стиле в одном значении, редко в двух. В научном стиле используется абстрактная лексика: «Научный язык совпадает с понятийно-логичным, выступая как более абстрактный».

      В научном стиле собственная терминология: «солнечное сплетение», «деепричастный оборот» и тому подобные.

      Среди грамматических особенностей – обобщенность и отвлеченность. Словоформы женского рода заменил мужской: «манжета» — «манжет».

      Единственное число – в значении множественного: «Липа начинает цвести с конца июля». Вещественные существительные используются во множественном числе: смазочные масла.

      Более употребляемы существительные, так как понятия преобладают над действиями. Большая часть глаголов выполняет роль связок: стать, казаться, представляться. В научных публикациях преобладают абстрактные значения глаголов: существовать – быть, происходить, изменяться…

      Значения числа, лица и времени ослаблены: «перегонка производится» вместо «перегонку производят».

      Вневременное значение обретает и прошедшее время: «Проделано m опытов, в каждом из которых h принял определенное значение».

      Настоящее вневременное преобладает над прошедшим, составляя более половины всех глагольных форм.

      Обобщенность сказалась и на употреблении видов глаголов. Практически все несовершенного вида, то есть более отвлеченные. Лишь в устойчивых оборотах форма будущего времени используется как настоящее вневременное: рассмотрим, уравнение принимает вид. У большинства глаголов несовершенного вида нет пар совершенного: «Металлы режутся легко».

      Написать качественную статью в научном стиле не так просто, особенно адресованную специалисту, не будучи им. Но такое задание попадается редко: чаще заказчики дают задание по написанию научно-популярных статей. Так что знать особенности этого стиля авторам важно для собственного роста и повышения уверенности в своих силах.

      Источник: https://copirayter.ru/nauchnyj-stil-teksta-i-ego-osobennosti-populyarnyj-reklamnyj-spravochnyj/

      Ссылка на основную публикацию