Деловая, судебная и юридическая риторика: приемы и правила

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста



В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Ключевые слова: юридическая риторика, риторическая аргументация, публичное выступление.

В условиях действия современных образовательных стандартов возрастает роль лингвистических дисциплин, участвующих в формировании коммуникативных компетенций. Заметно усиливается значение юридической риторики в воспроизводстве речевых навыков студентов юридических факультетов.

Наряду с такими дисциплинами, как «Культура устной и письменной речи», «Риторика», «Культура речи и деловое общение» особое внимание уделяется юридической риторике, поскольку владение системой теоретических знаний по данной дисциплине обеспечивает прочный фундамент для оттачивания полученных знаний в практической деятельности.

Это предполагает развитие у студентов элементов креативности, образного мышления, четкой логики постановки коммуникативных задач, прагматики, целостного восприятия профессиональной среды.

Риторика определяется в современной научной литературе как теория и мастерство логичной, проникновенной, гармоничной речи.

На этой основе юридическая риторика определяется как совокупность знаний, умений и навыков, используемых в любой устной коммуникации, сопровождающей практическую деятельность юриста.

Основная задача преподавания дисциплины «Юридическая риторика» заключается в воспитании творчески мыслящего специалиста, способного так выстраивать языковую коммуникацию, чтобы максимально воздействовать на сознание адресата и реализовывать поставленные цели.

Риторика – древнейшая из наук об ораторском искусстве. Её зарождение восходит к античности. Риторика как искусство красноречия возникла в V в. до н. э. в Древней Греции после свержения сиракузской тирании.

Само слово восходит к греческому rhetor – оратор, rhetorike – искусство создания и произнесения речи. В русском языке сначала писали «реторика», что ближе к греческому оригиналу. Это слово употреблял еще протопоп Аввакум.

Позже закрепилось современное написание – риторика, ритор.

Появление и распространение риторики стало возможным в условиях так называемой рабовладельческой демократии, формирование которой было связано с двумя политическими событиями:

– в VI в. до н. э. афинский политик и реформатор Солон передал власть в Афинах от Ареопага (высшего судебного и контролирующего органа, оплота аристократии) народному собранию – «Совету четырехсот». Древнегреческое народное собрание (Агора) – это прототип современного парламента;

– в V в. до н. э. выдающийся полководец и оратор Перикл ввёл в Афинах всеобщее избирательное право.

Таким образом, в греческих городах-государствах высшей властью обладало народное собрание, и риторика зародилась из потребности убедительно говорить на общественно значимые темы, аргументировать свою точку зрения и вырабатывать непревзойденный авторитет политика. История неопровержимо доказывает, что риторика расцветает в период демократической организации общества, пусть даже это ограниченная демократия рабовладельческого общества.

Эпоху зарождения риторики нередко называют «золотым веком афинской демократии». Для развития риторики важна была ситуация, при которой люди готовы были слушать друг друга, когда не было запретов на высказывание собственного мнения, когда публичное общение не было ограничено строгими идеологическими рамками.

Юридическая риторика необходима тем специалистам, которые выступают в судах, а именно – прокурорам и адвокатам. Состязательный процесс в прениях построен на риторическом методе познания. Обе стороны убеждают суд в своей правоте и правдивости своих познаний. Убедительность речи зависит от грамотно построенной аргументации.

Риторическая аргументация основана на некоторой неопределённости предпосылок и действует за счёт принятия этих посылов всеми, большинством или наиболее мудрыми, как утверждал Аристотель.

Отличительная особенность риторической аргументации – способность убеждать. Она вполне сопоставима с логическим или математическим доказыванием, но не основывается на точных и истинных отправных точках и способах рассуждения.

Цицерон описывает аргумент как рассуждение, которое «вещь сомнительную делает достоверной».

Традиционное изучение юридической риторики, когда курс делится на лекционные и практические занятия, на наш взгляд, малоэффективен. Требуются новые формы работы в аудитории, направленные на приобретение профессиональных навыков:

– оттачивание мастерства публичного выступления;

– выработка приемов логической аргументации;

– знание основ судебного красноречия.

По своей специфике юридическая риторика предполагает неординарный подход к изучению. По этой причине становится очевидным, что знаний, полученных на лекциях, явно недостаточно. Мастерству ритора необходимо учиться долго, обстоятельно и методично.

В этой связи можно высказать предположение о том, что юридическая риторика требует выхода за рамки учебного плана.

«Среди всех профессиональных навыков юриста коммуникативные навыки, навыки общения – умение слушать, говорить, убеждать, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями своих партнеров и клиентов – наиболее высоко значимы» [2, с. 124].

Одним из основных умений будущего юриста является обладание мастерством публичного выступления. С античных времен ораторское искусство сопровождало деятельность правозащитника. Правильно и грамотно выражать свою точку зрения в различных ситуациях юридической коммуникации – чуть ли не главный показатель профессионализма юриста.

В судебной практике адвокату, прокурору, судье нужно уметь точно, полно, корректно и аргументированно выстраивать свою речь, чтобы достичь целей высказывания – защитить, осудить, оспорить, доказать и т.д.

«В расчет берутся мельчайшие детали: интонационный рисунок, соблюдение орфоэпических и акцентологических норм языка, знание правил лексической сочетаемости и морфологии, логики построения речи» [4, с. 121]. Для этого необходимо в полной мере знать современные языковые нормы, законы риторики, систему аргументации.

Кроме этого, необходимо владеть психологическими навыками работы с аудиторией и саморегуляцией, чтобы чувствовать себя уверенно, выступая публично.

Непревзойденным образцом судебного красноречия остаются для молодых юристов ораторы Древней Греции и Рима. Немало истинных мастеров ораторского искусства знает и российская судебная практика – С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевский, В.Д. Спасович, А.Ф. Кони и др.

Логика занимает одно из главных мест в профессиональной риторике. Логика речи, зародившись в Древней Греции и в Древнем Риме, как самостоятельная наука сложилась около 2500 лет тому назад. Логика – это наука о правильном мышлении. Если мы посмотрим на основные коммуникативные качества речи, то заметим, что логика играет в этой области важную роль.

Юристам–практикам она помогает грамотно, на уровне подсознания выстраивать аргументацию, которая требуется для объяснения или консультации того или иного вида материала. Логика пронизывает всю жизнь человека: либо он думает и действует логично, либо наоборот.

Но это не связано со знанием логики как науки: многие мыслят логично, не зная логики (так же, как многие говорят правильно, не зная грамматических правил).

Основными средствами, формирующими доказательное содержание защитительной речи, являются композиция и язык, так как речь предстаёт перед слушателем как целостная композиция, в которой каждый смысловой блок занимает свое место. Организация речи подчинена не только формальной схеме построения композиции, но и идейному содержанию.

Риторика в профессиональной деятельности юриста-практика является основополагающей, потому что без неё невозможны публичные выступления в суде, общение с клиентами и т. д.

В век засилья интернет-общения, месенджеров и SMS-переписок культура устной и письменной речи отходит на второй план, человеческий словарный запас оскудевает, теряется навык живого общения.

Страшнее всего это для людей, обучающихся и работающих на гуманитарных направлениях, в нашем случае – на юридическом. Нынешнее поколение юристов напрочь забыло о таком важном аспекте деятельности, как знание закона «наизусть», т.к. сейчас любую информацию можно найти в интернете.

В какой-то момент это может сыграть злую шутку с такими юристами, и резко изменившиеся обстоятельства могут поставить их в тупик, из которого они не смогут выбраться ввиду своей неграмотности.

Чтобы избежать таких неблагоприятных ситуаций, нужно взять для себя за основу в высших учебных заведениях изучение таких дисциплин, как: культура письменной и устной речи, логика, философия, психология и многое другое.

Расширить и разнообразить изучение юридической риторики можно за счет внедрения новых приемов обучения. К их числу следует отнести:

-участие в постоянно действующих научных семинарах, организованных факультетом и проводимых под его руководством;

– участие в научно-практических студенческих конференциях с публикацией статей в сборниках научных трудов;

– участие в работе студенческих научных кружков, которыми руководят как юристы, так и специалисты-филологи;

– организация ежемесячных мастер-классов с привлечением опытных представителей профессии;

– организация экскурсий на открытые судебные заседания;

– регулярный обзор научной литературы по юридической риторике с анализом изученного материала;

– экспертная работа по анализу чужой речи и пр.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для молодых юристов обязателен высокий уровень навыков риторики, а для этого необходимо увеличить количество часов занятий юридической риторикой или вовсе создавать кружки, на базе которых молодые специалисты смогут отточить и приумножить своё ораторское мастерство.

Только через кропотливый труд, через множество часов, проведенных за тренировкой, можно достичь результата. Чтобы овладеть навыками публичного выступления и достичь успехов на этом поприще, нужно иметь тот фундамент знаний, который закладывается еще в школе.

Русский язык – один из самых сложных языков мира, и для того, чтобы юрист мог правильно выразить свою мысль, он должен в совершенстве знать все правила и трудности этого языка, уметь правильно обращаться со знаками препинания, частицами и союзами, чтобы знать и правильно применять законы логики.

Только после освоения выше изложенного, юридическая риторика будет близка к идеальной и будущий адвокат, прокурор смогут достойно выступать в публичных местах.

Литература:

  1. Ежова Т.В. Гуманитаризация образования – одно из направлений модернизации российского общества // Образование и наука. – № 1. – 2007. – С. 19-26.
  2. Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. Журнал Высшей школы экономики. – № 3. – 2010. – С. 118-127.
  3. Климова О.В. Формирование коммуникативной компетентности у студентов юридического факультета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – № 13. – 2009. – С. 60-64.
  4. Кудинов К.А., Сагирян И.Г. Риторика и речевой этикет как части корпоративной культуры организации // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования

Основные термины (генерируются автоматически): юридическая риторика, публичное выступление, ораторское искусство, риторика, риторическая аргументация, Древняя Греция, особое внимание, письменная речь, народное собрание, русский язык.

Источник: https://moluch.ru/archive/156/44310/

12 приемов юридической риторики для бизнеса

Вот уж чья деятельность невероятно близка к бизнесу и продажам, так это деятельность юристов. Им каждый день приходится отстаивать крупнейшие сделки, порой не на жизнь, а на смерть. Поэтому уж и стоит у кого учиться переговорщикам, так это у выдающихся юристов. Сегодня поговорим о приемах юридической риторики, а также о том, как использовать ее на благо в своей практике.

1 Все факты на руках

Безусловно, что голословные заявления без какого-либо фундамента не принесут нужного юристу результата. Поэтому к каждому своему выступлению нужно собрать максимум фактов. А публичный анализ каждого из них, с четкими умозаключениями, позволяет завоевать расположение лиц, принимающих решения (ЛПР), и подготовить почву для дальнейших приемов.

Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики: доски, пособия, коврики, упражнения, лабиринты

2 Изучить своего оппонента

Факты, безусловно, важны. Но вот куда важнее — знание своего оппонента. Его сильных и слабых сторон. Его манеры вести дело. Его приемы и манипулятивные техники. Играет ли он грязно или, все же, этика ему не чужда. И всегда использовать все эти знания на переговорах в свою пользу.

3 Богатый лексикон и использование цитат

Хороший переговорщик априори должен быть хорошим оратором. Его речь должна быть богатой и чистой. Ведь именно слова — его оружие. Богатый лексикон — вот отличительная черта успешных юристов.

И успешных переговорщиков тоже.

В своей практике юристы умело применяют различные цитаты, причем не только из уголовного кодекса, но и из Библии, мифологии, а также трудов разных философов, психологов и литераторов.

4 Образные сравнения и визуализация

Чтобы достучаться не только до разума слушателя, но и до его сердца,  в своей речи необходимо использовать разного рода сравнения. И чем ярче выбираются образы для сравнений, чем ярче визуализируется сказанное в умах аудитории, тем выше шансы на победу. Вот, например, цитата известного юриста Ф. Н. Плевако, где он сравнивает игнорирование фактов с ярким образом.

5 Импровизация

Несмотря на тщательную подготовку к выступлению, оппонент всегда может «выстрелить» неожиданным изречением, чем может ввести оратора в ступор.

Этот самый ступор недопустим, ведь за ним может следовать проигрыш дела. Поэтому, хороший оратор — мастер импровизации.

Величайшие юристы выигрывали свои дела не столько потому, что в их рукавах было больше козырей, а скорее благодаря мастерству импровизации.

6 Провокация

Чтобы подчеркнуть абсурдность дела или рассеять внимание оппонента, юристы идут на провокацию.

Пример:Ф.Н. Плевако был адвокатом простой продавщицы, которая, в силу своей безграмотности, закрыла торговую лавку на 20 минут раньше (чем нарушила закон, действовавший в те времена). Намеренно Плевако опоздал в суд на 20 минут.

В ответ на претензии судьи и обвинения в неуважении к суду, он сравнил время на своих часах (судя по ним, он пришел вовремя), а также на часах в зале суда, судьи и прокурора:«Так если господин председатель, по часам прокурора, открыл заседание с опозданием на 15 минут, а защитник явился на 20 минут позже, то, как можно требовать, чтобы малограмотная торговка имела лучшие часы и лучше разбиралась во времени, чем мы с прокурором?». Плевако выиграл дело.

7 Гомеровский порядок аргументации

Суть приема такая: сперва озвучиваем сильные аргументы, затем средней силы, а потом самый мощный. Слабые не используем вовсе. Причем, количество аргументов для каждого положения должно быть по 6-8, не меньше. Поэтому, прежде чем идти на встречу, крайне важно подготовить максимум сильных аргументов, которые можно смело использовать в борьбе за свои интересы.

8 Противопоставление речи оппонента

Юристы всегда внимательно слушают речь своих оппонентов, а после задают каверзные вопросы или высказывают определенные умозаключения, которые противопоставляют факты противника сущности дела. Таким образом, можно довести до абсурда все сказанное оппонентом, чем заставить ЛПР принять решение в свою пользу.

9 Цепь вопросов и ответы на них

Это делается для того, чтобы отграничить одну часть речи от другой и избежать смешения фактов и неразберихи. Благодаря логической цепочке вопросов-ответов, расставляются нужные акценты и правильно распределяется внимание аудитории. И, конечно, вопросы включают аудиторию в процесс, заставляя их мыслить и искать ответы вместе с вами.

10 Использование риторических фигур

В своей речи юристы чаще всего применять такие риторические фигуры:

  1. Повтор— когда нужно сакцентировать внимание публики на определенном факте, юрист повторяет его несколько раз в одном предложении.
  2. Инверсия — когда нужно прибавить драматичности сказанному, вызвать диссонанс в восприятии, юрист изменят порядок слов в предложении, произнося его наоборот: вместо «Разве это можно считать ошибкой?» говорит «Ошибкой считать можно это разве?».
  3. Антитеза — когда нужно усилить или, напротив, ослабить влияние какого-то факта на дело, юрист использует технику противопоставления.
  4. Градация — когда нужно расставить приоритеты между фактами, юрист перечисляет их от меньшего к большему, усиливая интонацией значение каждого из них.

11 Драматизация

Практически в каждом судебном деле присутствуют элементы трагедии и драмы. Поэтому, взывать к эмоциям здесь можно и нужно. Драматичная речь—  равно успешная речь, которая при правильном розыгрыше может привести к заветной победе.

12 Ролевые игры

Хороший юрист — хороший актер. И в своем выступлении принимает несколько ролей, в зависимости от того, какая сейчас принесет выгоду.

В судебной практике роли, как правило, распределяются на три группы: присяжные (эмоции), судебные (разум и закон) и ораторы (полемика).

Относительно бизнеса, можно приметь роль целевой аудитории, продавца или клиента, а также стороннего оратора-рассказчика. В зависимости от ситуации, роли могут быть разными.

Да, и еще одно очень важное правило:

Настоятельно рекомендую забросить подальше все псевдоделовую литературу, написанную очередным шарлатаном для заработка, а взять книги выдающихся юристов, и внимательно их прочесть. Начать можно с Кони А. Ф. «Судебные речи» и Ф. Н. Плевако «Избранные речи».

Кому лень читать, можно посмотреть для вдохновения замечательных «Suits» и гениальных «Адвокат дьявола» и «Убить пересмешника».

Источник: https://artjoker.ua/ru/blog/12-priemow-uridicheskoy-ritiriki-dlya-biznesa/

Юридическая риторика как учебная дисциплина и частная риторика

Риторика как наука.

Риторика – это наука о способах убеждения преимущественно языкового воздействия на аудиторию, с учетом особенности этой аудитории и в целях достижения желаемого эффекта. Соотношение понятий «риторика», «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления»… Генезис дефиниции риторики, связанный с историческим изменением ее задач.

Определение предмета риторики.

Многозначность термина «риторика»: прикладная (практическая) риторика как система методов организации эффективной коммуникации и как ораторское искусство; теоретическая риторика как теория речевого дискурса (текста) и инструментарий для анализа текстов; философская риторика как наука о способах убеждения, преимущественно языкового воздействия на аудиторию, с учетом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта. Традиционная (классическая) риторика и её предмет. Классическая риторика, классическая философия, классическая наука (физика): незнание «идеи неопределённости». Агональная (воздействующая) риторика; риторика как общая теория аргументации; риторика как пропаганда науки и философии; риторика педагогическая как методика обучения; риторика как теория текста. Современный подход к определению предмета риторики. Понятие риторической коммуникации. Структура риторической ситуации: информационное воздействие (влияние), аргументация, компетенция и мотивация коммуникантов (оратора и аудитории). Риторика как наука о топиках, или «общих местах» (компетентностный подход). Риторика как наука о способах убеждения (аргументационный подход). Характеристика основных направлений в истории риторики. Значимость и необходимость этих направлений велика: теоретического – для развития самой науки, догматического – для возможности поэтической и художественной передачи материала.

Юридическая риторика как учебная дисциплина и частная риторика.

В современном понимании риторика — это наука об искусстве пу­бличного выступления. Слово «риторика» означает «ораторское искус­ство». Таким образом, риторика — это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией.

Юридическая риторика — это комплекс знаний, умений и навыков-юриста по подготовке и произнесению судебной речи, а также исполь­зование риторических знаний во время проведения бесед и консуль­тирования доверителей и участия в проведении переговоров.

Цицерон, а за ним и многие другие исследователи отмечают сходство ораторского и поэтического искусства. Чистота, ясность, точность и предельная информативность языка, необходимость природных задатков и большого старания роднит оратора и поэта. В обоих случаях искусство обогащается научным знанием о себе самом.

Практика коммуникации определяет искусство коммуникации и вместе с ним составляет предмет риторики как научной теории коммуникативной деятельности человека.

Замечания античных авторов об этом предмете приобретают вполне определенный и выходящий далеко за рамки их определений и наблюдений смысл, если рассматривать их в контексте современной теории риторики.

Последнее умозаключение отталкивается от сравнения и небезупречно с точки зрения формальной логики.

Сравнение ораторского и поэтического искусства только помогло дать определение предмета риторики в контексте общего рассуждения о взглядах античных авторов на соотношение науки и искусства красноречия.

Ход мысли автора остался как бы «за кадром» в сфере образного, интуитивного, иррационального, но в то же время вполне доступного пониманию знания. Убедительна сама последовательность мысли, ее развитие и словесное оформление.

Изучение юридической риторики не может заключаться только в анализе текстов речей и судебных решений – наиболее яркой и хорошо изученной стороны юридической риторики.

Менее заметная, но наиболее объемная часть предмета указанной дисциплины сосредоточена в процессе подготовки и формирования убеждений, оформления оценочных характеристик фактического содержания дела для последующей убедительной презентации в речи или судебном решении.

Поэтому юридическая риторика это прежде всего методология исследования дела, а лишь затем искусство судебной речи.

Юридическая риторика, тесно взаимосвязанная с отраслями права и филологии, на самом деле является важнейшим из прикладных разделов научной риторики. Она всецело зависит именно от предмета и методологии этой систематической дисциплины.

Специфически филологические или специфически правовые подходы к изучению юридической риторики правомерны только в том случае, если они согласуются с обязательно приложимым к предмету убеждения в любой гуманитарной отрасли риторическим методом исследования.

Именно этот метод станет основой методологии настоящего исследования.

Таким образом, юридическая риторика как научная дисциплина изучает весь спектр проблем, связанных с аналитической подготовкой и убедительным представлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их изучения и принятия решений правового характера.

Предметом юридической риторики является убеждение в правовой сфере коммуникации.

Научная методология этой прикладной дисциплины тесно взаимосвязана с методологией права как отрасли знания, с общей методологией гуманитарных наук, но базируется на риторическом методе исследования, предполагающем взаимозависимость процессов исследования и презентации его результатов на основе убедительности как критерия истины.

Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений новой риторики.

Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики).

Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес.

В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика

Источник: https://mykonspekts.ru/2-73712.html

Деловая риторика (стр. 1 из 24)

Мельникова С.В.

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

Ульяновск 1999
Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский государственный технологический университет

Читайте также:  Примеры презентации: проекта, о себе, компании, стартапа

С. В. Мельникова

Деловая риторика

(речевая культура делового общения)

Учебное пособие

Ульяновск 1999

УДК 808.2

ББК 4р(075)

М48

Рецензенты: кандидат филологических наук,

профессор Тихонова Р.И.,

кандидат филологических наук Земскова С.В.,

кандидат филологических наук Юдина Н.В..

Одобрено научно-методическим Советом Димитровградского института технологии, управления и дизайна.

Мельникова С.В.

М48 Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.

ISBN

Освещаются вопросы устного речетворчества, характеризуются диалогические и монологические виды общения (беседа, переговоры, доклад, совещание и т.п.), языковые нормы, этико-психологические правила служебного контакта. Изложение теоретического материала сочетается с контрольными вопросами и заданиями по овладению риторическим мастерством.

Для студентов (направления 521500, 522000), менеджеров, коммерсантов.

УДК 808.2

ББК 4р(075)

ã ДИТУД УлГТУ, оформление, 1999

ã С.В. Мельникова, 1999

ISBN
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.ВВЕДЕНИЕ.

§1.Риторика как наука и искусство.

§2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.

§3.Деловое общение и его виды.

2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

§1.Понятие о языке и речи.

§2.Виды речи.

§3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.

§4.Виды речевой деятельности.

§5.Техника звучащей речи.

3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§1.Понятие о тексте.

§2.Типы текста.

§3.Композиция текста.

§4.Стили текста.

4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

§1.Понятие о литературном языке.

§2.Культура речи и речевая культура.

§3.Правильность речи.

§4.Коммуникативная целесообразность речи.

§5.Речевой этикет.

5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

§1.Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

§2.Установление контакта с аудиторией.

§3.Поза, жесты, мимика оратора.

§4.Анализ ораторской речи.

§5.Типы ораторов.

§6.Доклад и речь как жанры делового общения.

6.СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ.

§1.Типы речевых актов в деловом общении.

§2.Бизнес – аргументация. Методы убеждения собеседника.

§3.Психологические типы собеседников.

§4.Невербальные средства делового общения.

7.ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР И ЕГО ВИДЫ.

8.ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

§1.Цель и задачи деловой беседы.

§2.Этапы подготовки и проведения деловой беседы.

9.ПЕРЕГОВОРЫ.

§1.Цели и задачи переговоров.

§2.Этапы подготовки и проведения переговоров.

10.ИНТЕРВЬЮ.

§1.Цели и задачи общения с представителями прессы.

§2.Этапы подготовки и проведения интервью.

11.СЛУЖЕБНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР.

§1.Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.

§2.Техника речи разговора по телефону.

§3.Правила ведения делового телефонного разговора.

12.ДИСКУССИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

§1.Дискуссия как вид спора.

§2.Этапы подготовки и проведения дискуссии.

§3.Правила ведения спора.

§4.Анализ дискуссии.

13.ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ (СОБРАНИЕ)

§1.Совещание как вид организации делового общения группы.

§2.Этапы подготовки и проведения собрания.

§3.Протокол совещания.

14.ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [1, с. 46-47].

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия.

Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами.

Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение.

В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия – влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.

Основная задача курса «Деловая риторика» – подготовить выпускников вуза к успешному общению в сферах производства, торговли при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.

Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.

«Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи.

Настоящее учебное пособие содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.). По каждой теме предлагается список литературы для дополнительного чтения.

1.ВВЕДЕНИЕ

§ 1.Риторика как наука и искусство

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator<\p>

Источник: http://MirZnanii.com/a/210109/delovaya-ritorika

Деловая риторика (2)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский Государственный Университет

Старооскольский фелиал

Кафедра филологических дисциплин

Реферат

По русскому языку и культуре речи

на тему: «деловая риторика»

выполнила студентка группы 710-зо:

Тимченко Наталия Викторовна

Проверил: Л.Некрасова

г.Старый Оскол

ПЛАН:

  1. Введение ………………………………………………….2

  2. Риторика как наука и искусство. Основные понятия …..4

  3. Основы деловой риторики ……………………………….8

  4. Заключение ………………………………………………..15

  5. Список литературы ……………………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

Речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны.

Игнорирование данного факта приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей.

Все выше перечисленное является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности.

Правильное решение этой задачи является важнейшим условием ,так как разрешение многочисленных проблем в различных сферах современного общества (особенно, например, в международных конфликтах) требует умения вести диалог, монолог, дискуссии, обладать коммуникативными умениями и навыками, ораторским искусством, то есть владеть основами риторики.

Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя.

Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим.

Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием.

Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.

Все выше сказанное обуславливает выбор темы Деловая риторика“. Цель работы заключается в изучении выбранной мною темы.

Задачи:

1)понять основы деловой риторики;

2)ознакомиться с основными понятиями риторики;

3)приобрести коммуникативные навыки.

§1.Риторика как наука и искусство. Основные понятия риторики.

В настоящее время термин “риторика” употребляется в узком и широком смыслах.

Риторика (в узком смысле) – это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах).

Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х.Перельманом в 1958 году) или общей риторикой.

Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро – концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи.

Цель обновленной риторики – определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п.

Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, “живому” контакту.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное “размышление вслух”. Такой взгляд характерен для Аристотеля.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А.Ножина, Н.Н.Кохтева, Ю.В.Рождественского и других, в каждом человеке заложен “ген” риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Скорее всего, в риторике – важнейшей области культуры – наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

Понятие “деловая риторика”

С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно – политическим, социально – бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России XIX – начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается.

В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики – деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации.

Деловая риторика – это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения

Речь, умение общаться, этикет выступают главными “орудиями” создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы.

Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость.

Интеллигентность как качество внутренней культуры – терпимое отношение к миру и к людям – неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.

Владение деловой риторикой не на должном уровне – одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание.

Красноречие – важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя.

Речевые формы общения в деловых отношениях

В параграфе пойдёт речь о деловом общении и деловом этикете, о том как, обязательно, необходимо соблюдать речевой этикет. Существуют устные и письменные виды делового общения, здесь будут приведены их примеры.

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е.

подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны “писаные” и “неписаные” нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называетсяделовым этикетом.

Читайте также:  Упражнения для глаз по системе норбекова, жданова, пальминг

Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены “Генеральным регламентом” Петра I (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

2) установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Главным средством официального общения выступает русский литературный язык.

Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых “формул”, позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д.

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим относятся:

  • приветственная речь;
  • информационная речь;
  • доклад (на заседании, собрании).
  • торговая речь (реклама);

Жанры, основанные на диалоге, – это:

  • разговор;
  • беседы;
  • интервью;
  • переговоры;
  • дискуссия;
  • совещание (собрание);
  • пресс–конференция.

Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.

§2. Основы деловой риторики

Типы ораторов

Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени доверяют, симпатизируют оратору, в огромной мере зависит эффективность воздействия. Ораторэто тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.

С.Ф.Иванова в работе “Специфика публичной речи” выявила индивидуальные речевые типы:

Рационально – логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков.

Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы “сидит у них внутри”, и ораторы во время выступления не пользуются им.

Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. “Логиками” чаще всего бывают сангвиники.

Эмоционально – интуитивный.

Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и “свести концы с концами”. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

Философский.

Ораторы – “философы” более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта – стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно – образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность – черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его – характер утонченный, меланхолический.

Принципы речевого воздействия

Культура речевого воздействия. Речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь позволяет сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. В риторике учитывают психолого-дидактические принципы речевого воздействия:

Доступностьпредполагает взвешенность содержания речи, учет культурно – образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать.

Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.).

Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативностьозначает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Сенсорностьпредусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

Экспрессивностьпредполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая, изнутри идущая, раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивностьхарактеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного.

Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней.

Выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации.

Коммуникационные эффекты

Для того, что бы деловой разговор состоялся и состоялся успешно, недостаточно знать только лексику, грамматику, стилистику и специфику деловой речи. Необходимо пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, склонить на свою сторону. Для этого можно воспользоваться коммуникационными эффектами (ораторский инструментарий).

Эффект визуального имиджарассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация.

Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей.

Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументацииоснован на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика – это внутренняя организация речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация. Ктеоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической аргументации – конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса информацииявляется одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выстпающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации и паузы

Источник: https://works.doklad.ru/view/G_oKomfYiIM.html

Основы судебного красноречия (риторика для юристов), Ивакина Н.Н., 2007

Книги и учебники → Книги по юриспруденции и праву

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Основы судебного красноречия (риторика для юристов), Ивакина Н.Н., 2007.

   Данная работа является вторым изданием учебного пособия по курсу “Судебное ораторское искусство” и адресована студентам юридических факультетов ВУЗов и техникумов, а также юристам – практическим работникам.

Молодым специалистам пособие поможет приобрести определенные умения и навыки в подготовке и произнесении судебной речи, в управлении вниманием судебной аудитории; опытным юристам поможет избавиться от некоторых ошибок.Понятие судебного красноречия. Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами.

Это предполагает большую ответственность. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, кто такой оратор.Оратор. Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator – от orare – говорить, излагать). Слово многозначное. Первое его значение – «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь».

В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве.

Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.

Не ошибемся, если скажем, что чаще всего человек, произносящий публичную речь по долгу службы, формально, без любви к делу, без уважения к своей профессии, говорит, как правило, невнятно, неуверенно, монотонно, сбивчиво, заученными стандартными фразами, с речевыми ошибками. Речь его засорена пустыми, ненужными словами типа в общем-то, как бы и др. Об ораторских приемах и говорить не приходится. Слушать такую речь скучно. Да и нужна ли она в суде? Выполняет ли она свое назначение? А оратор даже не задумывается, что речь можно произнести иначе, так, чтобы она стала убедительной, чтобы судья прислушался к ней.

Оглавление

Условные сокращенияВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1. Понятие судебного красноречия2. Речевая культура юриста3. Качества воздействующей речи

Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ – ЖАНР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

1. Из истории судебного красноречия2. Назначение судебной речи3. Отличительные черты судебной речи4. Диалогизированный монолог

Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

1. Убедительность судебной речи2. Логические ошибки в речи3. Языковые средства, создающие логичность речи

Тема 4. КОМПОЗИЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

1. Логическая структура судебной речи2. Лингвистический аспект композиции

Тема 5. СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Экспрессивность судебной речи2. Средства эмоционального воздействия

Тема 6. ТЕХНИКА РЕЧИ – СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Интонационно-выразительные средства2. Произношение3. Благозвучие4. Ударение

Тема 7. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ

1. Судебная этика2. Этикет судебного оратора3. Этика речевого поведения оратора

Тема 8. УСТНЫЙ ХАРАКТЕР СУДЕБНОЙ РЕЧИ

1. Спонтанность судебной речи2. Разговорные конструкции в судебной речиЗАКЛЮЧЕНИЕЛитература [81]СловариПриложение 1СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ЮРИСТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДАСУДЕБНЫЕ РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И АДВОКАТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯПриложение 2Сноски.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы судебного красноречия (риторика для юристов), Ивакина Н.Н., 2007 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Основы судебного красноречия (риторика для юристов), Ивакина Н.Н., 2007 – Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Основы судебного красноречия (риторика для юристов), Ивакина Н.Н., 2007 – depositfiles.

Источник: https://nashol.com/2012120268328/osnovi-sudebnogo-krasnorechiya-ritorika-dlya-uristov-ivakina-n-n-2007.html

Ссылка на основную публикацию