Cтихи для развития памяти для детей и взрослых

Стихи для развития памяти: с детсада до пенсии

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Вспомните себя маленькими, когда вы ходили в школу или посещали детский сад. Какое упражнение для тренировки памяти вам приходилось делать чаще всего? Конечно, учить стихи!

Это классический прием для повышения способности запоминать информацию, и помогает он как детям, так и взрослым. Сегодня я хотел бы затронуть тему: стихи для развития памяти. Чем этот способ так хорош? И как лучше учить стихи?

Зачем учить стихи?

Одним из самых эффективных методов развития памяти и мышления повсеместно считается разучивание стихотворений. Этот способ известен давно. Выпускницы института благородных девиц, например, должны были знать на память и цитировать свыше полутора сотен стихов.

Британские ученые провели исследование и доказали, что если разучивать каждый день несколько стихотворных строчек, то биохимические процессы мозга значительно усилятся. Между нейронами создаются дополнительные ниточки-связи, что позволяет повысить способность к обучению.

Стихотворения для развития памяти можно начинать учить с ребенком, как только он начнет говорить осознанно. В дошкольном возрасте этот прием особенно актуален, особенно если учесть, что именно для этого периода характерно более бурное развитие мозга, формирование всех свойств памяти.

Какие стихи выбрать?

Этим вопросом чаще всего задаются родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведу основные аспекты, как удачно выбрать стихи для заучивания на память:

  • Используйте стихотворения известных авторов. Для малышей это, безусловно, Корней Чуковский,  Агния Барто , Елена Благинина, для школьников – классики русской и советской литературы: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Твардовский.
  • Откройте сборник стихов и начните читать вслух строчки, которые первыми попадутся на глаза. Слушайте себя. Для разучивания следует брать стихи с красивым звучанием и образным содержанием;
  • Если вы запнулись на первой же строчке, то такое стихотворение сразу отложите в сторону. Материал для заучивания должен легко проговариваться и не должен содержать в себе сложных конструкций;
  • Стихи для тренировки памяти должны быть доступны для понимания и соответствовать возрасту ребенка.

Можно скачать стихи из интернета, благо их сейчас на просторах всемирной паутины великое множество. По этой  ссылке   вы сможете найти список стихов для разучивания с дошкольниками 5-7 лет. А  здесь  найдутся стихи для детишек поменьше – 3-5 лет.
Для начальной школы подойдут  такие стихи 

Какие стихи выбрать взрослым?

Что можно посоветовать взрослым? Если вы желаете добиться значительного улучшения памяти за счет декламации стихов, возьмите любую поэму из школьной программы. Главное, чтобы строки проговаривались легко и удовлетворяли ваши эстетические потребности.

Научно доказано, что некоторые произведения классиков имеют особое воздействие на память. К таковым относится, например, поэма А.С.Пушкина «Граф Нулин».

В одной из школ провели эксперимент. Старшеклассников поделили на три группы. В первой группе учащиеся зубрили главы из вышеуказанной поэмы, во второй для заучивания была избрана поэма Пушкина «Евгений Онегин», ребята из третьей группы не учили ничего.

Спустя месяц провели мониторинг успеваемости. Те ученики, что учили «Евгения Онегина», показали успеваемость на 15% лучше, чем обычно, а разучивание «Графа Нулина» вылилось в улучшение успеваемости аж на 40%!

Мои предпочтения

Помню в школьном возрасте, попалась на глаза Гаврилиада Пушкина. Классика и эротика в одном флаконе. Да ещё и альтернативный взгляд на библейскую историю.

Насколько помню, именно за это произведение поэт был отлучен от церкви. В общем — проказник Пушкин сумел произвести впечатление на подростка.

За несколько месяцев я выучил поэму наизусть и поздней она пользовалась большой популярностью в нашей студенческой тусовке.

Ну и, конечно, смело рекомендую нестареющие : «Конек горбунок» Ершова, «Федот-стрелец» Филатова, «Теркин» Твардовского. Кстати именно после перепрочтения «Теркина» меня пробило на стишок, которым делился с вами на девятое мая.

Здесь же упомяну авторскую песню. Песня по сути тоже стихотворение, но мелодия делает её усвоение  гораздо проще. Однажды решил подсчитать количество песен, которые составили мой гитарный репертуар: получилось около четырехсот, это не считая попсы, патриотических, детских.

Как выучить стихотворение с дошкольником?

Присмотритесь к малышу. У каждого ребенка преобладает свой вид памяти. В зависимости от этого выберите оптимально подходящую методику заучивания:

  • Если развита слуховая память, то нужно проговорить строчки стихотворения в разных темпах, прочитать «как волк» грозным тоном, «как комарик» пискляво и т.д.
  • С ребенком-визуалом рассмотрите иллюстрации, нарисуйте сами картинку, отображающую сюжет стихотворения;
  • Малыш с развитой моторной памятью воспримет на ура чтение стихов, сопровождающееся различными телодвижениями: притопываниями, жестами рук, качанием головой.

Когда ребенок будет пытаться повторить стишок, прислушайтесь, правильно ли произносятся слова. Искажение и коверкание сигнализирует о том, что дошкольник не понимает значение нового для себя слова. Значит, нужно помочь ему разобраться и объяснить смысл слов.

Дети 3-4 лет

В этом возрасте дети мыслят конкретными и простыми понятиями. Для заучивания желательно выбирать короткие стишки, состоящие из глаголов и существительных. Пусть это будут четверостишия с упоминанием в них уже известных ребенку предметов, игрушек и животных, представленных в виде ярких образов.

Читайте стихотворение несколько раз вслух, четко, в умеренном темпе. Ребенок обязательно подключится. Меняйте интонации, меняйте выражение лица.
Потихоньку переходите на такой порядок: читаете начало строчки – малыш заканчивает.

Дети 4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется четкая мотивация. Стихи, как правило учат, чтобы рассказать потом бабушке, маме или кому-то из знакомых. Стихотворения для развития памяти используют уже более сложные, разнообразные, например, про жизнь в детском саду или явления природы.

Почитайте стишок по ролям. Разыграйте сценку. Используйте разные предметы по ходу стихотворения. Например, куклу – укладываем спать, кормим манной кашей и т.д.

Дети 5-6 лет

В более старшем возрасте методы разучивания будут такими же, как и с младшими детьми. Стихи при этом берутся более объемные, с использованием более сложных понятий. Детям 5-6 лет уже можно задать вопросы по теме стихотворения, пусть они отвечают.

Можно проанализировать с дошкольником характер героев повествования, почему они поступили так, а не иначе. Припомните с ребенком случаи, когда он поступал так же, как персонаж из стишка.

Дети 6-7 лет

У детей 6-7 лет уже формируется логическое мышление. Можно учить стихи, опираясь на логическую память. Прочитайте первую половину стихотворения, затем спросите у ребенка, а что было дальше. Пусть перескажет своими словами.

Шести- или семилетний ребенок – уже без пяти минут первоклассник. Перед ним можно поставить четкую цель и идти к этой цели. Стихотворения выбираем достаточно сложные о объемные (3-4 четверостишия). Делайте разбор, анализ стихотворения. Попросите дошкольника нарисовать героев. Спросите, согласен ли ребенок с поступками героев стихотворения и почему.

Как школьнику выучить басню?

Больше всего стихов, пожалуй, приходится учить в школе. А самым сложным из всех стихотворных жанров является басня. К тому же, она зачастую еще бывает и объемная. Поэтому, на примере басни рассмотрим процесс разучивания любого стихотворения.

  1. Подберите мелодию, чтобы басню можно было напевать. Процесс пения достаточно хорошо ускоряет процесс запоминания;
  2. Пусть школьник зарисует в виде комиксов основные действия, происходящие в басне. Можно даже сделать мини-книжку своими руками;
  3.  Обсудите с ребенком содержание басни. Все ли ему понятно? Наверняка, в басне используются редкие старинные обороты речи и малоупотребляемые слова. Разберите их смысл. Основное условие для быстрого запоминания стихов – это четкое понимание каждой строчки;
  4. Несколько раз прочитайте басню с выражением, расставляя где надо, паузы.
  5. Разбейте басню на небольшие фрагменты. Начинайте учить;
  6. Пусть ребенок повторит несколько раз выученную басню в течение дня. При этом можно нарочито утрировать интонации, читать с пафосом, подобно артисту на сцене. Это поможет стихотворению хорошо отложиться в памяти.

Методика разучивания стихов для взрослых

Заучивание стихов во взрослом состоянии имеет неоценимое значения для развития памяти и улучшения состояния здоровья. В частности, уже доказано, что стихи помогают восстановиться при склерозе. В процессе разучивания происходит активное кровоснабжение клеточек мозга и таким образом наш мозг омолаживается и оздоравливается.

Следующий порядок действий позволит вам выучить новое стихотворение довольно быстро:

  1. Прочитайте стихотворение 1-2 раза, пытаясь уловить смысл. Отложите книгу, перескажите сюжет своими словами;
  2. Читайте материал в третий раз, при этом мысленно делите на небольшие смысловые кусочки – не по строчкам, а по предложениям и смысловым установкам. Если вы будете понимать логический порядок сюжета, то гораздо быстрее все выучите;
  3. Заучивайте каждый кусочек, если надо – подглядывайте в книгу, ничего страшного в этом нет. Выделяйте интонацией отдельные фразы, соблюдайте паузы;
  4. Пропустите сюжет сквозь себя. Притворитесь, что все, что описывается в стихотворении, происходит именно с вами. Мысленно создайте зрительные образы каждого действия;
  5. В заключение перепишите стихотворение от руки – закрепите успех;
  6. Обязательно повторите то, что выучили на следующий день.

Заключение

Мы разобрали, какие  стихи можно использовать для тренировки памяти, как учить, зачем учить. Надеюсь, что данная тема вам понравилась и пригодилась.

Хочу напомнить, что лучший способ развития памяти – онлайн-курс под руководством опытного тренера, который подскажет вам все ошибки и недочеты. Я рекомендую интенсив Станислава Матвеева, рекордсмена Книги рекордов России по запоминанию.

Желаю вам успехов в развитии памяти. Непременно пишите свои комментарии, что получилось, а что – нет. А также подписывайтесь на новости блога.

До скорого! Ваш Юрий Окунев.

Источник: http://my-day.pro/stikhi-dlya-razvitiya-pamyati/

Как выбрать и как запомнить стихи для тренировки памяти у взрослых

Мой сынок – развитый, но ленивый мальчик. Каждый раз на утренниках дети декламировали стихи, состоящие из нескольких четверостиший, а мой парень осваивал только четыре простые строчки, причём со слезами и уговорами. Я тревожилась за развитие сына, ведь именно мама  должна  привить привычку обучаться.

И когда мне вконец надоели эти истерики,  я начала искать другие способы покорить характер своего малыша, и при этом сохранить хорошее его и своё настроение.

Как и все молодые мамы, я прибегла к помощи интернета, дающего большие возможности для самообразования. Получив необходимую информацию, я начала пробовать учить стихи для развития памяти:

  1. Сначала я читала стих и разговаривала с малышом о смысле прочитанного. Затем разбивала стих на четверостишия, по много раз повторяя каждое из них. При этом чтение было выразительным и с интонациями, где-то нараспев. Стих был выучен, но сын норовил убежать после каждого повторения. Способ оказался неподходящим для нас.
  2. В другой раз я решила делить стих по смыслу, а не по четверостишиям. Все остальные приёмы оставила без изменения. Стих мы недоучили. Снова провал.
  3. В третий раз я подготовилась, заранее нарисовав иллюстрации. Это заинтересовало моего мальчика. В ходе запоминания он сам дорисовывал картинки. Стихотворение он выучил довольно быстро, и ему понравился процесс. Что говорить о моём настроении? Я осталась довольна.
  4. Следующий приём – введение игровых элементов в обучение. Для этого потребовались способности артиста. Мы пытались рассказать стих, как бы его рассказал медведь, потом ворона, потом цыплёнок и так далее, пока текст не запомнился полностью. При этом нужно было изобразить движения животных. Оба и посмеялись, и отлично провели время.

Оказалось, что для успешного обучения нужно задействовать как можно больше эмоций и органов чувств.

Теперь сынок сам просит выучить с ним стишок, а я успокоилась – развитие идёт полным ходом.

Метод заучивания стихов для тренировки памяти

Почему используются именно стихи для развития памяти у взрослых и детей? Дело в том, что рифма – самый действенный метод запоминания. Если вспомнить рекламу, то зачастую она создаётся в стихотворной форме, и именно такой способ её представления врезается в память автоматически.

Читайте также:  Игры на мышление: как с помощью игр ускорить мыслительный процесс

Столетие назад американский писатель Уильям Уокер Аткинсон разработал систему, которая годится при запоминании стихов для тренировки памяти. Он назвал методику «системой накопления» и описал её в книге «Память и уход за ней». Методика обучает человека запоминать информацию естественным путём, без создания искусственных условий.

В основе методики лежит древневосточное учение, освоение которого необходимо было для сохранения философских и религиозных тайн. Люди запоминали информацию больших объёмов, сопоставимых с содержанием Библии. Записывать эти тексты запрещалось.

Изобретение печатных машин привело к тому, что люди утратили способность к заучиванию наизусть, и этому приходится учиться. Поэтому возникла необходимость учить стихи для развития памяти взрослым.

Основные принципы системы – это применение упражнений и повторение выученного.

Объектом изучения лучше выбрать произведение по душе, но, как показали исследования, лучше выбирать стихи для развития памяти незнакомых авторов.

Начинать обучение следует с одной строфы стихотворения (не больше 4-6 строк) в день. При этом важно запомнить, как напечатан текст, в каком месте расположены слова, что они означают.

В следующие дни следует повторять выученные строки и учить по одной строфе.

Кроме того, необходимо повторять выученные с первого дня строки, постепенно присоединяя к ним новые. Если забыто слово или предложение, стоит посмотреть его в книге и повторить. Повторение не может быть слишком частым, по мнению Аткинсона, поэтому припоминать в любое удобное время выученные стихи будет совсем не лишним.

Упражнения необходимо проделывать каждый день на протяжении месяца, а со второго месяца следует увеличить количество заучиваемых строк вдвое, по сравнению с первым месяцем. Повторять стихи для улучшения памяти  нужно, так же начиная со строк первого дня первого месяца.

Следует продолжать увеличивать нагрузку ежемесячно.

После применения указанных упражнений происходят следующие изменения:

  1. Любое изученное Вами произведение будет легко запоминаться, долго храниться в памяти и быстро припоминаться.
  2. Будут совершенствоваться способности к запоминанию и припоминанию.

Облегчающие запоминание приёмы и методы

Мы можем найти много трудов, описывающих приёмы и методы, облегчающие процесс запоминания. Даниэль Лапп описала основные из них:

  1. Осознание – сознательно использовать эмоции и чувства при запоминании стихотворных строк. У каждого человека свои особенности и способности. Что касается памяти, то, в зависимости от того, какой орган чувств наиболее развит в запоминании, различают преобладание зрительной, слуховой или двигательной памяти. Этот факт следует учитывать при освоении стихотворения. Стихи для развития памяти можно читать, записать на диктофон и прослушивать, декламировать их, сопровождая жестами и мимикой.
  2. Ассоциация образов — учить стихи, развивающие память, следует, применяя ассоциативные образы, выбор которых зависит от индивидуальных потребностей каждого.
  3. Применение паузы – позволяет осмыслить выученное и выявить самое важное.
  4. Личное комментирование – стихи для памяти лучше усвоятся при выявлении ощущений и впечатлений от их прочтения.
  5. Организация материала в категории – проще говоря, текст нужно разбить на смысловые части и заучивать их по порядку.
  6. Расслабление. Учить стихи для тренировки памяти в подавленном настроении бесполезно, поэтому позитивные эмоции – тоже очень важное условие для достижения успеха. Стихи лучше заучивать утром, когда и работоспособность, и настроение хорошие. При их воспроизведении могут возникать пробелы, тогда нужно активизировать процесс вспоминания. Для этого необходимо глубоко подышать, оглядеться по сторонам, снимая напряжение, и сосредоточиться на вспоминании.
  7. Повторение и частое использование – залог быстрого припоминания.

Многие задаются вопросом: «Какие стихи учить для тренировки памяти?». Как упоминалось выше, лучше выбрать те произведения, которые Вы не читали. Познакомьтесь с творчеством неизвестных поэтов и выберите то, что Вам понравится. Если, например, Вас вдохновляет М. Цветаева, попробуйте почитать В. Маяковского.

Есть и специально созданные мнемостихи – это стихи для улучшения памяти у взрослых, в основе которых лежит принцип мнемотехники. Мнемоника – это система способов и приёмов для запоминания, позволяющая хранить и извлекать из памяти нужную информацию.

Стихи для развития памяти у детей: особенности

Стихотворения для тренировки памяти у детей заучиваются по тем же методикам, что и у взрослых, но есть ряд отличий:

  • они должны соответствовать возрасту;
  • стихотворение должно служить какой-то цели, чаще всего — поздравительной;
  • стишки для развития памяти должны быть прочитаны с выражением, паузами; все непонятные ребёнку слова нужно разъяснить;
  • стихотворения для тренировки памяти можно «нарисовать», озвучить на разные голоса, спеть, даже станцевать при желании; все действия зависят от темперамента, подвижности, интересов малыша;

Ребёнок учится, играя, поэтому отличной мотивацией учить стихи  для памяти будет внесение игровых элементов в обучающий процесс. Ну, и конечно, многократное повторение выученного (тоже в процессе игры – например, пусть любимый медвежонок расскажет стихотворение) послужит выработке привычки обучаться.

Механическое заучивание же не принесёт ни удовольствия, ни пользы, что доказывает мой опыт с сыном.

Позаботьтесь о своей памяти

Прочтение этой статьи занимает пять минут. Это так мало в плане времени  и так много с точки зрения  саморазвития. Прочитав её, я думаю, многим захочется попробовать разучивать стихотворения для памяти, и узнать, а действительно ли появится результат. Это ведь так просто.

Сколько стихотворений выучено в школе? С ними справится даже ребёнок. А если так просто, то справитесь и Вы. И стоит начать, уже не будет дороги назад – настолько этот процесс интересный. Чтение стихов классиков, само по себе, успокаивает, уравновешивает, помогает справляться со стрессами. Ведь почему появляется стресс, депрессия? Это результат неудовлетворённости личности.

Нам часто не хватает новых эмоций, философских мыслей, творчества, очищения сознания от мыслей бытового уровня. Стихи для развития памяти отлично восполняют этот дефицит. Учить их полезно не только для мозга, но и для психики.

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/stihi-dlya-trenirovki-pamyati.html

Стихи для тренировки памяти у взрослых и детей – novoevmire.biz

>

Статья на тему:'Стихи для развития памяти'

Упражнения со стихами Запомните следующий стишок: У нашей Мэри есть баран, Собаки он верней: В грозу, и в бурю, и в туман Баран бредет за ней. Прочтите стихотворение, пронумеровав каждое слово: 1 У 2 нашей 3 Мэри 4 есть 5 баран, 6 Собаки 7 он 8 верней: 9 В 10 грозу, 11 и 12 в 13 бурю, 14 и 15 в 16 туман 17 Баран 18 бредет 19 за 20 ней.

Прочтите стишок, называя количество букв в каждом слове: 1 У 5 нашей 4 Мэри 4 есть 5 баран, 6 Собаки 2 он 6 верней: 1 В 5 грозу, 1 и 1 в 4 бурю, 1 и 1 в 5 туман 5 Баран 6 бредет 2 за 3 ней. Прочтите стихотворение, произнося слова задом наперед: У йешан ирэМ ьтсе нараб, икабоС но йенрев: В узорг и в юруб и в намут нараБ тедерб аз йен.

Прочитайте стишок, начиная с последней строчки: Баран бредет за ней.

У нашей Мэри есть баран Собаки он верней: В грозу, и в бурю, и в туман Прочитайте стихотворение, произнося слова в каждой строчке в обратном порядке: баран есть Мэри нашей У верней он Собаки туман в и бурю в и грозу В ней за бредет Баран Прочтите стихотворение, опуская каждое второе (третье, четвертое) слово: У Мэри баран он в бурю в баран за Приведем еще несколько стихотворений, для того чтобы вы потренировались: Джек и Джил взошли на холм Добыть ведро воды. Свалился Джек, уткнувшись лбом, За ним скатился Джил. Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая собрать.

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память. Факт бесспорный. Некоторые врачи, к примеру, рекомендуют в случае склеротических явлений учить стихи. И, что характерно, помогает! Но мы пошли немного дальше. Были выбраны 3 группы добровольцев из школьников старших классов.

Группа 1 ничего из поэзии не учила. Просто занимались в обычном режиме. Группа 2 в течение месяца помимо уроков учила несколько первых глав «Евгения Онегина». Группа 3 — поэму Пушкина «Граф Нулин». В группе 1 особенных изменений замечено не было.

Группа 2 контрольные тесты стала выполнять лучше на 15%, успеваемость возросла. Группа 3 нас поразила. Тесты — на 40%. Успеваемость — само собой. Но сами ребята отметили, что стало как-то легче все делать, энергия какая-то появилась. Стало интереснее учиться. Интересная особенность.

У группы 3 начали прорисовываться явные актерские способности! Это мы заметили во время декламации стихов.

Скорочтение и быстрое чтение: | Скорочтение | Упражнения и тренинги | Статьи | Бесплатные книги | Курс|

Тренировка зрительной памяти

Статья на тему:'Методики улучшения памяти'

Методов и средств изучения памяти существует много. Наибольшее их число было предложено в свое время в русле того направления в изучении памяти, сторонники которого руководствовались ассоциативной теорией памяти. Ряд этих методов до сих пор широко используется при психологическом изучении памяти.

В целом имеющиеся методы экспериментального исследования памяти человека можно разделить на следующие группы: Методы изучения непосредственного объема памяти. С их помощью устанавливается, сколько единиц информации человек может запомнить за один раз (имеется в виду его кратковременная и оперативная память). Один из вариантов этих методов — «метод удержанных членов». Он состоит в следующем.

Испытуемому предъявляется такое количество информации, которое заведомо превышает объем его кратковременной памяти. Затем подсчитывается количество информации, воспроизведенной безошибочно после однократного ее предъявления. Методы изучения долговременной памяти. Метод заучивания.

Перед испытуемым ставится задача запомнить определенный объем материала, и далее определяется количество повторений (опытов), которое ему потребуется для того, чтобы в полном объеме запомнить предъявленный материал.

Один из известных мнемонических приемов называется методом размещения по местам. Этот метод особенно хорошо работает с упорядоченной последовательностью произвольных элементов, например несвязанных слов.

Первое, что нужно сделать, — это ввести в память упорядоченную последовательность мест, через которые вы проходите, например, во время медленной прогулки по своему дому. Вы входите через входную дверь в прихожую, затем идете к книжному шкафу в жилой комнате, затем к телевизору в жилой комнате, затем к занавескам у окна и т. д.

Когда вы уже можете легко совершить эту мысленную прогулку, вы готовы к запоминанию стольких несвязанных слов, сколько мест вам встречается по пути. Образы участвуют также в методе ключевых слов, используемом для заучивания слов иностранного языка. Предположим, вам надо выучить, что испанское слово caballo- «лошадь». Метод ключевых слов включает два этапа.

На первом этапе надо найти часть иностранного слова, звучащую как английское слово. Учитывая, что caballo произносится приблизительно как «коб-ай-йо», ключевым словом может служить «ай» (англ. «глаз»). На втором этапе надо сформировать образ, связывающий ключевое слово с его английским эквивалентом, — например, как лошадь пинает копытом гигантский глаз.

При этом установится значимая связь между испанским и английским словом. Чтобы воспроизвести значение слова caballo, надо сначала воспроизвести ключевое слово «ай» (глаз), а затем вызвать образ, связывающий его с «лошадью».

Особенности памяти человека

Вы помните, сколько стихов вы учили в школьное время? Учить стихи нужно не только для того, чтобы привить любовь к литературе. Таким образом развивается память.

К сожалению, чем старше становится человек, тем сложнее ему учить те же стихи размером в две страницы. Рассмотрим, почему это происходит у взрослых:

  • Мозг уделяет больше внимания мыслям о доме и работе.
  • Монотонный ежедневный график сужает кругозор.
  • Появление электронных гаджетов с календарями и заметками упрощает нашу жизнь, но и мозг перестает пытаться запомнить информацию (даты, дела).
  • Отсутствует постоянная тренировка памяти.
Читайте также:  Вербальное общение: что это такое, средства и виды

К сожалению, это касается всех. Мы удивляемся, что наша бабушка помнит, сколько стоил хлеб 40 лет назад и какая погода была на ваш пятый день рождения. А мы забываем, что нам говорил вчера начальник.

Однако, это поправимо. Стоит только захотеть и начать работать. Вы сразу поймете, что жить стало легче, перестанете забывать о днях рождениях и вам не нужно будет составлять список покупок перед походом в магазин. Да и вообще, развитие ума поможет избежать проблем с памятью в старости.

Что же нужно делать? Сейчас разберем детально.

Топ 10 упражнений и методов развития памяти для взрослых и детей

Следующие задания помогут вам вернуть свой мозг в тонус и научиться запоминать даже большие объемы информации.

Итак, показываю самые эффективные упражнения:

1.Опишите картинку

Это простое упражнение для зрительного восприятия. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее 3 минуты. Потом отвернитесь или закройте глаза и попытайтесь описать ее наиболее детально. Попросите кого-то проконтролировать вас.

После проверки проделайте то же самое еще несколько раз, и вы заметите, что с каждой последующей попыткой ваш результат будет улучшаться. Делать это нужно каждый день. А лежать на диване и смотреть на картинки – это совершенно несложно.

2.Даты

Для многих людей запомнить дату или номер телефона очень сложно. А все потому, что мало тренировок. Откройте учебник по истории и выберите 10 любых дат. Пытайтесь их запомнить. Стройте ассоциации, запоминайте зрительно. И со временем вы будете всех удивлять своими способностями.

3.Ассоциации

Чтобы было легче запоминать числа, нужно придумать к каждой цифре ассоциацию. Напишите на листе цифры от 0 до 10. Потом придумайте и подпишите, на что похожа каждая из них. Например, 8 – это снеговик, а 0 – яйцо. Дальше попытайтесь записать свой номер телефона, но не цифрами, а этими ассоциациями.

4.Животные

Найдите картинку с изображением разных животных: от бабочки до слона. Посмотрите на иллюстрацию и попытайтесь запомнить всех представителей фауны. Дальше возьмите лист бумаги и напишите их названия, но в алфавитном порядке. Делайте это раз в день, пока не получится 100% результат.

5.Стихи

Ну что, вернемся в школу? Учить стихи – это простой, но эффективный метод, проверенный годами. Школьники вечерами страдали над книжками, чтобы развивать память. То же придется делать и вам. Выберите любимого автора, чьи произведения вам нравятся.

Читайте определенный стих много раз в день: в маршрутке, на работе, перед сном. Потом пытайтесь его кому-то рассказать. Делайте это с разными стихотворениями. Через время вы заметите, что стали их запоминать гораздо быстрее.

Таким образом и память станет лучше, и хобби появится.

6.Слова

Это отличный метод и развивать ум, и изучать язык. А как известно, выучить язык без умения запоминать информацию невозможно. Напишите на маленьких бумажках слова и расклейте их по дому. Ежедневно обращайте на них внимание и пытайтесь повторять вслух. Таким образом вы тренируетесь и учите новые слова. Такую систему рекомендуют даже учителя по иностранному языку.

7.Пары

Для повышения концентрации внимания и умения запоминать существует много игр. Одна из них – это «Пары». Суть в том, что перед вами, к примеру, 16 перевернутых карточек.

Их нужно разворачивать по очереди и запоминать. А потом ваша задача – найти их пары. Например, две бабочки, два мячика.

Такое приложение можно найти онлайн или же скачать на телефон и тренироваться где угодно.

8.Чтение вслух

Кроме зрительной, нужно еще работать и над слуховой памятью. Для этого выберите произведение и каждый день в течение 15 минут читайте его вслух. После чего попытайтесь максимально точно пересказать этот отрывок. Помните, как в школе мы пересказывали целые параграфы? Оказывается, это было не зря.

9.Подслушано

Это даже веселое и всем доступное занятие. По дороге на работу в маршрутке слушайте разговоры людей. А потом пытайтесь запомнить отрывки из них. Если вы ездите на машине, то делайте то же самое с радио. Прослушайте новости, рекламу, а потом расскажите о них своим коллегам.

10.Интернет

Wikium – полезный сайт, где легко и удобно заниматься развитием ума. Здесь собраны лучшие упражнения и тренажеры для тренировок. Находясь на сайте, легко заниматься в любое для вас время. Викиум.ру – это сайт для развития мозга в комплексе. Можно улучшить память, внимание и концентрацию одновременно.

Заключение

Как видите, способов и возможностей достаточно, чтобы начать работать над собой. Кроме того, есть большое количество тренингов, где можно работать над собой с другими людьми, при этом общаясь и веселясь.

Помните, что память требует регулярного напряжения, особенно у взрослых. Если у вас уже есть проблемы, то прочитайте статью «Как развить память и внимание у взрослого человека?».

А на сегодня все. Надеюсь, вы узнали много нового и полезного. Успехов вам и до встречи!

Метод заучивания стихов для тренировки памяти

Почему используются именно стихи для развития памяти у взрослых и детей? Дело в том, что рифма – самый действенный метод запоминания. Если вспомнить рекламу, то зачастую она создаётся в стихотворной форме, и именно такой способ её представления врезается в память автоматически.

Столетие назад американский писатель Уильям Уокер Аткинсон разработал систему, которая годится при запоминании стихов для тренировки памяти. Он назвал методику «системой накопления» и описал её в книге «Память и уход за ней». Методика обучает человека запоминать информацию естественным путём, без создания искусственных условий.

В основе методики лежит древневосточное учение, освоение которого необходимо было для сохранения философских и религиозных тайн. Люди запоминали информацию больших объёмов, сопоставимых с содержанием Библии. Записывать эти тексты запрещалось.

Изобретение печатных машин привело к тому, что люди утратили способность к заучиванию наизусть, и этому приходится учиться. Поэтому возникла необходимость учить стихи для развития памяти взрослым.

Основные принципы системы – это применение упражнений и повторение выученного.

Объектом изучения лучше выбрать произведение по душе, но, как показали исследования, лучше выбирать стихи для развития памяти незнакомых авторов.

Начинать обучение следует с одной строфы стихотворения (не больше 4-6 строк) в день. При этом важно запомнить, как напечатан текст, в каком месте расположены слова, что они означают.

В следующие дни следует повторять выученные строки и учить по одной строфе.

Кроме того, необходимо повторять выученные с первого дня строки, постепенно присоединяя к ним новые. Если забыто слово или предложение, стоит посмотреть его в книге и повторить. Повторение не может быть слишком частым, по мнению Аткинсона, поэтому припоминать в любое удобное время выученные стихи будет совсем не лишним.

Упражнения необходимо проделывать каждый день на протяжении месяца, а со второго месяца следует увеличить количество заучиваемых строк вдвое, по сравнению с первым месяцем. Повторять стихи для улучшения памяти  нужно, так же начиная со строк первого дня первого месяца.

Следует продолжать увеличивать нагрузку ежемесячно.

После применения указанных упражнений происходят следующие изменения:

  1. Любое изученное Вами произведение будет легко запоминаться, долго храниться в памяти и быстро припоминаться.
  2. Будут совершенствоваться способности к запоминанию и припоминанию.

Облегчающие запоминание приёмы и методы

Мы можем найти много трудов, описывающих приёмы и методы, облегчающие процесс запоминания. Даниэль Лапп описала основные из них:

  1. Осознание – сознательно использовать эмоции и чувства при запоминании стихотворных строк. У каждого человека свои особенности и способности. Что касается памяти, то, в зависимости от того, какой орган чувств наиболее развит в запоминании, различают преобладание зрительной, слуховой или двигательной памяти. Этот факт следует учитывать при освоении стихотворения. Стихи для развития памяти можно читать, записать на диктофон и прослушивать, декламировать их, сопровождая жестами и мимикой.
  2. Ассоциация образов — учить стихи, развивающие память, следует, применяя ассоциативные образы, выбор которых зависит от индивидуальных потребностей каждого.
  3. Применение паузы – позволяет осмыслить выученное и выявить самое важное.
  4. Личное комментирование – стихи для памяти лучше усвоятся при выявлении ощущений и впечатлений от их прочтения.
  5. Организация материала в категории – проще говоря, текст нужно разбить на смысловые части и заучивать их по порядку.
  6. Расслабление. Учить стихи для тренировки памяти в подавленном настроении бесполезно, поэтому позитивные эмоции – тоже очень важное условие для достижения успеха. Стихи лучше заучивать утром, когда и работоспособность, и настроение хорошие. При их воспроизведении могут возникать пробелы, тогда нужно активизировать процесс вспоминания. Для этого необходимо глубоко подышать, оглядеться по сторонам, снимая напряжение, и сосредоточиться на вспоминании.
  7. Повторение и частое использование – залог быстрого припоминания.

Многие задаются вопросом: «Какие стихи учить для тренировки памяти?». Как упоминалось выше, лучше выбрать те произведения, которые Вы не читали. Познакомьтесь с творчеством неизвестных поэтов и выберите то, что Вам понравится. Если, например, Вас вдохновляет М. Цветаева, попробуйте почитать В. Маяковского.

Есть и специально созданные мнемостихи – это стихи для улучшения памяти у взрослых, в основе которых лежит принцип мнемотехники. Мнемоника – это система способов и приёмов для запоминания, позволяющая хранить и извлекать из памяти нужную информацию.

Стихи для развития памяти у детей: особенности

Стихотворения для тренировки памяти у детей заучиваются по тем же методикам, что и у взрослых, но есть ряд отличий:

  • они должны соответствовать возрасту;
  • стихотворение должно служить какой-то цели, чаще всего — поздравительной;
  • стишки для развития памяти должны быть прочитаны с выражением, паузами; все непонятные ребёнку слова нужно разъяснить;
  • стихотворения для тренировки памяти можно «нарисовать», озвучить на разные голоса, спеть, даже станцевать при желании; все действия зависят от темперамента, подвижности, интересов малыша;

Ребёнок учится, играя, поэтому отличной мотивацией учить стихи  для памяти будет внесение игровых элементов в обучающий процесс. Ну, и конечно, многократное повторение выученного (тоже в процессе игры – например, пусть любимый медвежонок расскажет стихотворение) послужит выработке привычки обучаться.

Механическое заучивание же не принесёт ни удовольствия, ни пользы, что доказывает мой опыт с сыном.

Позаботьтесь о своей памяти

Прочтение этой статьи занимает пять минут. Это так мало в плане времени  и так много с точки зрения  саморазвития. Прочитав её, я думаю, многим захочется попробовать разучивать стихотворения для памяти, и узнать, а действительно ли появится результат. Это ведь так просто.

Сколько стихотворений выучено в школе? С ними справится даже ребёнок. А если так просто, то справитесь и Вы. И стоит начать, уже не будет дороги назад – настолько этот процесс интересный. Чтение стихов классиков, само по себе, успокаивает, уравновешивает, помогает справляться со стрессами. Ведь почему появляется стресс, депрессия? Это результат неудовлетворённости личности.

Нам часто не хватает новых эмоций, философских мыслей, творчества, очищения сознания от мыслей бытового уровня. Стихи для развития памяти отлично восполняют этот дефицит. Учить их полезно не только для мозга, но и для психики.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/zdorove/razuchivanie-stihov-dlya-uluchsheniya-pamyati-u-vzroslyh-i-detej.html

Тренировки для развития памяти для детей и взрослых

Эффективная тренировка памяти складывается из систематических упражнений для памяти, правильного питания и достигается при выполнении двух принципов: контроля и воли.

Объем памяти практически ничем не ограничен. Известно, что мы используем около десяти процентов своих умственных возможностей. Некоторым людям удается настолько натренироваться, что их возможности поражают. Так, например, А.С. Грибоедов знал девять языков, другим удается помнить наизусть «Евгения Онегина».

Вообще говоря, заучивание стихотворений – это одна из самых эффективных методик для тех, кто хочет тренировать память и внимание. Неслучайно именно этим занимаются дети еще в начальной школе. На своем опыте могу сказать, что эта простейшая и самая доступная техника или методика является невероятно действующей.

Уже в шесть лет я знала не менее полутысячи стихотворений наизусть. И это были не только детские стишки, но и стихотворения Пушкина, Лермонтова, Есенина. Пускай, многих слов я не понимала из их лирики, но главное было в тренировке механической памяти. В дальнейшем у меня никогда не было проблем с запоминанием, а иностранные языки даются мне невероятно просто.

Читайте также:  Развитие мышления дошкольников: игры и упражнения, особенности

Совершенствование памяти

Питание и специальные препараты, известные еще с древнейших времен, помогут при стимулировании деятельности мозга. Это, к примеру, всем известное действие кофеина. Чай и кофе оказывают легкое стимулирующее воздействие.

Из препаратов, производимых фармакологической промышленностью, подойдут средства на основе элеутерококка, корня женьшеня и китайского лимонника. Это вещества, которые помогают в различных жизненных ситуациях.

Альпинисту они помогают приспособиться к пониженному давлению атмосферы, ткачихе адаптироваться к шуму в цехе, спортсмену – привыкнуть к физическим перегрузкам.

Также эти вещества отвечают за равновесие в организме и помогают при тренировке памяти.

Основные принципы запоминания новой информации

  1. Запоминайте информацию не подряд. Что это значит? Тренировка памяти подразумевает применение закона распределения числа повторений по длительности. Число повторений будет уменьшаться, если вы постараетесь не запоминать все сразу. Возьмем опять пример с «Евгением Онегиным».

    Если вы постараетесь запоминать весь текст сразу и целиком, представляете, сколько лет вам потребуется, даже если вы будете посвящать этому весь день? Вот-вот. А если учить по одной главе, к концу года можно успеть.

  2. Среди упражнений для развития памяти выделяется необходимость чередования восприятия запоминаемой информации с попыткой активно припоминать, все, что уже выучено.
  3. Старайтесь использовать мнемотехнические приемы. Это техники, не связанные с содержанием запоминаемого материала.

    Таких техник много, можно выбрать оптимальную для себя. Нужно пытаться запоминать и руководствоваться главным правилом всякой умственной работы – отдыхать через смену занятий, а не через безделье. Тренировка памяти относится к этому правилу.

  4. Как тренировать память и внимание без сложных техник и упражнений? Разнообразить свою работу, избегать монотонности, учить и запоминать то, что больше всего нравится.
  5. Зрение и слух, обоняние и осязание – все может помочь в том, как тренировать память.

Эффективные тренировки

Способ 1, ассоциации

Один из самых распространенных, достаточно эффективный при небольших объемах запоминания логически увязанной информации. Если вы хотите запомнить число Пи с пятьюдесятью знаками после запятой, вряд ли вам на помощь придут ассоциации.

Многие ставят точку или черточку на руке, чтобы напомнить самому себе о каком-то важном деле или действии. При этом черточка или точка не имеют никакого словесного воплощения, то есть фактически человек приписывает этому объекту какое-то ассоциативное значение. Вечером, посмотрев на точку, человек вспоминает о важном письме, которое он хотел отправить еще утром.

Способ 2

Также основан на ассоциациях, но тренировка памяти и внимания осуществляется благодаря выстраиванию ассоциативных рядов.

Способ 3, «кубики»

Техника используется для тренировки шахматистов, летчиков, сотрудников спецслужб. Для этого упражнения приобретаются десять кубиков одинакового цвета и размера.

Сначала берется минимальное их количество, трясется, выкладывается на стол. Необходимо запомнить на них цифры. Накрыть кубики рукой и попытаться воспроизвести значения чисел и их последовательность.

Методика способствует постепенной тренировке памяти. Постарайтесь добавлять кубики один за другим. Когда вы будете способны запоминать все десять, уменьшите количество времени, которое вам на это требуется. Старайтесь запомнить за несколько секунд, создавайте себе сложности, например, включите музыку. Упражнению для развития памяти уделяйте по 15 минут в день.

Способ 4, тренировка концентрации внимания

Для тренировки концентрации необходимо, чтобы человек сосредоточился на избранном предмете и его основных свойствах и не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком-либо событии, игнорируя не столь важные.

Рекомендации по улучшению памяти

Одним из лучших способов, как тренировать память, по мнению профессионалов по мнемоническим техникам, является изучение иностранных языков. Стоит посвящать этому занятию не менее получаса в день.

Конечно, со временем, многие слова будут забываться, но поверьте, если вы будете заниматься регулярно, вы сможете держать в голове все больше и больше иностранных слов. И даже станете удивляться, что какое-то слово выучили три года назад, не употребляли, и вот оно всплыло из памяти. Это удивительное и универсальное занятие.

Чтение и заучивание стихов и прозы. Выучить стихи намного проще, чем прозу. Еще лучше, если вы будете учить прозу на иностранном языке. Учите тексты понравившихся песен на русском, английском, французском. Найдите интересные пословицы, поговорки, высказывания замечательных людей и тренируйтесь.

Что еще способствует запоминанию и тренировке внимания:

  1. Повторение. Можно повторять все, что угодно. Старайтесь запоминать цифры, список покупок на неделю, номера телефонов. Конечно, не нужно бессмысленно заучивать телефонные справочники, но выучить телефоны близких людей не помешает.
  2. Решайте математические задачи в уме, без калькулятора. Связь с запоминанием прямая. Усложняйте задачки, но старайтесь решать их без листка и ручки, прокручивая ход решения в голове.
  3. Любое занятие мелкими предметами способствует развитию не только мозга годовалого ребенка, но и взрослого. Бисероплетение, вышивание, вязание, макраме – все это простые и полезные способы, как тренировать память.
  4. Используйте самые простые техники, запоминайте предметы вокруг вас дома, в офисе, по пути домой. Выстраивайте ассоциации.
  5. Правильно питайтесь: овощи, фрукты, орехи, растительные масла, злаки, яйца. Питание должно быть полноценным. От него зависит как будет осуществляться работа мозга.
  6. Проветривайте помещение, в котором работаете и живете. Нашему мозгу необходим кислород, гуляйте, чаще дышите «загородным» воздухом.
  7. Алкоголь и никотин пагубно сказываются на мозговой деятельности. Алкоголики часто жалуются на забывчивость простой информации. Под удар алкоголя попадает, в первую очередь, кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но также легко забывают только что произошедшее.
  8. Здоровый сон поможет вам в том, как натренировать память. Спите по восемь часов в день.
  9. Активная регулярная физическая нагрузка улучшает кровообращение мозга. Результаты не будут ошеломляющими, и вы не заметите улучшений после махания лопатой, но при постоянных пробежках перед сном общее самочувствие организма кардинально изменится.
  10. Делайте упражнения для тренировки памяти. Уделяйте этому 20-25 минут в день. Читайте, учите иностранные слова, стихотворения, запоминайте цифры на кубиках. Механизмы запоминания должны быть всегда подвижны и всегда в форме. Их нужно постоянно тренировать.

Упражнения, развивающие зону памяти коры головного мозга

Тренировка памяти – упражнения простые и доступные каждому:

  1. Меняйте руки при письме, работе с мышкой. Делайте одно и то же действие то левой рукой, то правой. Так вы будете полнее использовать оба полушария.
  2. Попытайтесь задействовать больше органов чувств. Концентрируйтесь на событиях, происходящих вокруг вас. Улавливайте звуки, цветовые характеристики объектов, тембр голоса других людей, окружающие цвета, разговоры других людей. Подключайте все органы чувств: зрение, слух и обоняние.
  3. Слушайте классическую музыку хотя бы четверть часа в день. Сделайте это занятие ежедневной полезной привычкой.
  4. Одно из занятных упражнений – это чтение слов наоборот. Читайте так любую вывеску на улице, отрывки из текстовых сообщений или посты в твиттере. Тренируйтесь на самых простых отрывках.
  5. Играйте в игры с буквами, где необходимо из предлагаемых букв сложить слова, решайте ребусы, кроссворды, сканворды. Развитие памяти – комплексный процесс.

Автор статьи Елена Жук

Тренировки для развития памяти для детей и взрослых Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/trenirovka-pamyati/

Развитие памяти

Всего одно упражнение для развития памяти — «Система накопления» Аткинсона:

1-й месяц – каждый день учите 4 строки какого-то стихотворения, желательно, конечно, поэму. Объясню, почему поэму.

Есть масса коротких стихов, четверостишия, но понимаете, здесь суть не в том, чтобы просто выучить 4 новых строки, а главное — каждый день вспомнить всё, что вы выучили, т.е. за месяц получится 120 строк.

Первый день выучили 4 строки, на следующий день вспомнили их и выучили ещё 4 строки; на следующий день вспомнили 8 строк, выучили ещё 4 строки, и так по нарастающей. Не страшно если вы один день пропустили что-то выучить, желательно каждый день что-то вспомнить!

2-й месяц – каждый день учите 8 строк, и естественно ставите вопрос о том, чтобы вспомнить всё выученное. Т.е. второй месяц 240 строк, а общее уже 360 строк, и вам нужно каждый день их повторить.

Вот здесь-то тяжелее всего и бывает, потому что выучить-то ладно, а повторять когда? Разбейте повтор на несколько частей, самое важное — что вы каждый день вспоминаете! – это основное в этом упражнении.

И у вас память работает очень хорошо.

Дальше можно увеличить количество изучаемых строк, но более продуктивным будет, если вы полюбите стихи, и просто так их уже начнёте учить, естественно вспоминая всё выученное.

Вот и всё упражнение, вся суть упражнения. Но смотрите, какая польза в этом упражнении: 1. Развитие памяти. Действительно стихи улучшают память, это вы можете где угодно узнать, не один человек не будет отрицать этого очевидного факта. 2.

И вот ещё какой момент — а многие ли из ваших знакомых могут взять и рассказать наизусть стих или поэму? А вы при случае легко сможете выдать, допустим, монолог Гамлета, или сидишь в компании, и к месту что-либо из Высоцкого (у Высоцкого к месту очень много хорошего).

3. Или спросите любую девушку: если за ней ухаживают два молодых человека, но при прочих равных один стихи читает, кому вы отдадите предпочтение? Конечно тому, который читает стихи, это само собой разумеется.

Что учить?

Очень важно — что учить? Конечно, классику – кроме всего прочего, она ещё развивает артистизм, а это наши эмоции, наш интеллект.

Во-первых, ритмика того, что вы учите должна соответствовать ритмике руского языка. А кто у нас, как не А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов являются Солнцем нашей поэзии. Поэтому очень хорошо действует, если вы начнёте учить поэму Пушкина «Граф Нулин», если вы начнёте учить Лермонтова «Мцыри», «Песня о купце Калашникове», «Евгений Онегин».

Во-вторых, если вы начнёте учить, читать, есть ещё такое понятие: фоносемантика — это как звук действует на нашу Душу. А у Пушкина, Лермонтова волшебная фоносемантика.

И ещё я призывают людей учить не то, что я сказал, а то, что нравится, потому что когда вы что-то делайте с большим удовольствием, оно даст больше плодов. Т.е.

первый месяц – 4 строки, второй месяц – 8 строк, а дальше как Бог на Душу, можете учить 16 строк, а можете уже просто учить стихи.

Самое главное полюбите поэзию, и главное — не выучить, а на каком-то этапе это дело просто-напросто вспомнить.

И последний момент – учите стихи не для результата, если вы учите стихи только для того, чтобы развить память, как бы по обязанности – это не сработает. Учите стихи, которые вам нравятся, полюбите поэзию – полюбив поэзию, вы разбудите вашу Душу – разбудив Душу, вы разбудите свой интеллект. Вот чем в первую очередь замечательно данное упражнение «Система накопления».

* Упражнение для развития памяти

Рубрика: Духовное развитие

Источник: https://razvitie4.ru/razvitie-pamyati.html

Ссылка на основную публикацию