Упражнения для развития памяти и внимания у школьников

Как развивать память и внимание у младших школьников

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ВНИМАНИЕ – это качество, характеризующее процесс фильтрации информации, которая поступает из окружающего мира. Человек, у которого развито внимание, способен мысленно отбросить лишнюю информацию и сосредоточиться на одном конкретном объекте или процессе.

Если бы человеческий мозг не фильтровал поступающую из окружающего мира информацию, он бы подвергался сильной перезагрузке. Человек с рассеянным вниманием не способен концентрироваться на одной или нескольких вещах, которые выделил.

ПАМЯТЬ – это способность человеческого мозга сохранять информацию воспроизводить её в устном или письменном виде. Память напрямую связана со вниманием, поскольку долгосрочное запоминание информации возможно только при постоянной концентрации внимания на ней.

Основное развитие памяти и внимания происходит в детском возрасте. Дети младшего школьного возраста рассеянны и не собраны, поскольку их интересует окружающий мир как единое явление, а деталей они не замечают. Дети уделяют внимание каждой окружающей мелочи, забывая о таких вещах, как учеба.

Для развития памяти и внимания разработано много упражнений, которые нужно регулярно выполнять для достижения ощутимых результатов.

Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания в младшем школьном возрасте направлены еще и на развитие усидчивости и устойчивости в выполнении длинного задания.

Это связано с тем, что у детей слабо развита усидчивость, из-за чего и снижается концентрация внимания и падает уровень запоминания материала.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:

  • У детей лучше развита образная или зрительная память, чем смысловая и логическая. Они могут хорошо запоминать лица или рисунки, при этом не умея держать в голове формулы, стихотворения и другие объекты.
  • Память младших школьников сохраняет информацию дословно. Ребенок не умеет разбивать текст на абзацы и запоминать главный смысл текста, он сохраняет в памяти только слова.
  • Иногда запоминание конкретных слов связано не с умением выделять смысл текста, а с неуверенностью детей в том, что понятый им смысл правильный.

Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте состоят в том, что при постоянном заучивании материала теряется интерес к объекту запоминания, а внимание переключается на другие вещи.

Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:

  • Составление плана рассказа;
  • Разработка плана в виде картин или самостоятельно нарисованных детьми рисунков;
  • Последовательная запись тезисов из текста.

У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.

Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.

Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.

Упражнения и приемы на развитие памяти и внимания у младших школьников

Приемы, упражнения и занятия становятся продуктивнее, если они проходят в игровой форме. Главное в этом деле – систематичность. Делать упражнения нужно регулярно. Итак, детям младшего школьного возраста подойдут такие упражнения для развития внимания:

  • Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
  • Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
  • Распечатайте картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая. Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
  • Это упражнение развивает не только память и внимание, но и творческое мышление. Попросите досчитать до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и так далее.
  • Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
  • Попросите досчитать до 20. Одновременно с этим попросите малыша вести письменный счет, только в обратном порядке, начиная с цифры 20.
  • Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.
  • Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос.
  • Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
  • Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.
  • Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
  • Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
  • Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе. Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
  • Стандартное упражнение на нахождение 10 отличий поможет развить зрительную память и внимательность.
  • Когда идете с ребенком по улице, обращайте его внимание на некоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты. Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.

Для качественного результата учитывайте, в какой атмосфере проходят занятия.

В КАКИХ УСЛОВИЯХ ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ

Помните, что вы, в первую очередь, играете с ребенком, и малыш должен это почувствовать. Поэтому рекомендации психологов по поводу условий игры таковы:

  • Упражнения проводятся в доброжелательной атмосфере. Используя приемы, не будьте строги к малышу, проявляйте терпение и дружелюбие.
  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.

Занимайтесь систематически, но никогда не настаивайте на занятиях. Малыш сам должен изъявлять желание поработать с вами. Если он себя плохо чувствует или у него нет настроения, оставьте малыша в покое, иначе вы рискуете потерять интерес к упражнениям, что влечет за собой резкое падение эффективности и все приемы станут безрезультатными.

Некоторые родители ошибочно полагают, что развитие внимания и памяти ребенка младшего школьного возраста – это обязанность школы. Да, педагоги обязаны находить свой подход к характеру каждого малыша, но дома ребенок раскрепощен. Поэтому не забывайте, что результат будет эффектнее, если родители приложат максимум усилий к его развитию.

3

Источник: https://multiurok.ru/files/kak-razvivat-pamiat-i-vnimaniie-u-mladshikh-shkol-.html

Как развить память и внимание у детей, простыми упражнениями и играми, которые дают 100% результат

Привет с вами Екатерина! В прошлых темах я говорила, как можно вылечить насморк у детей, а так же об правильном уходе за ногами. Сегодня интересная и полезная статья, в ней я расскажу о том, как развить память и внимание ребенку, применив несколько не сложных упражнений, которые дают 100% результат.

Такой процесс, как развитие памяти и внимания у детей, психология считает важнейшим качеством при отборе нужной информации и отбрасывании лишних данных. Ведь в человеческий мозг каждую секунду поступает множество сигналов из внешнего мира. Внимание и память в этом процессе выступают своеобразным фильтром, чтобы защитить мозг от перегрузки.

Для внимания и памяти характерны такие свойства, как:

  • объем,
  • устойчивость,
  • избирательность,
  • концентрация,
  • распределение,
  • переключаемость,
  • произвольность.

Нарушение любого из этих качеств чревато отклонениями в деятельности и поведении ребенка.

  • Недостаточный объем внимания – проблемно удерживать информацию в уме;
  • Плохая концентрация и устойчивость внимания – ребенок постоянно отвлекается;
  • Проблемы с избирательностью внимания – сложно сконцентрироваться на той части материала, что требуется для решения поставленной задачи.
  • Нарушения переключаемости внимания – ребенку трудно перейти от одной задачи к другой.
  • Неразвитая способность распределять внимание – отсутствует возможность концентрироваться одновременно на нескольких предметах, задачах.
  • Плохая произвольность внимания – ребенку сложно сосредоточиться по требованию.

Преодолеть эти недостатки помогут упражнения и игры для этого существуют в достаточном количестве.

Для маленьких детей

Эта игра развивает память и внимания у детей младших классов. Ребенку предлагают изображения 7 животных и семи домиков. Он должен провести линии и правильно соединить зверушек с их жилищем. Когда это будет даваться легко, делайте то же самое, но без линий карандашом. Пусть малыш учится держать информацию в памяти.

Для детей 6-7 лет будет эффективным и при помощи другой игры: говорите разные слова. Но скажите ребенку хлопать в ладоши, когда он услышит, например, название животного. В следующий раз попросите маленького игрока вставать, когда вы произнесете растение.

Когда у малыша уже будет хорошо получаться, объедините две части игры. Такое упражнение поможет развить внимательность, скорость мышления, быстроту переключения и распределения внимания. Также вы улучшите познавательную активность и расширите кругозор.

Лучше играть небольшой компанией, чтобы соревновательный дух усилил азарт и желание победить.

Читайте также:  Что такое пантомима: игры, задания, примеры

Для младших школьников

Предусматривает работу с текстами, поскольку ребенок уже умеет читать. Дайте ему журнал или газету и попросите в одной статье вычеркнуть все буквы А. Зафиксируйте время и проверьте наличие ошибок. Делайте это упражнение каждый день и заносите результаты в специальный график, чтобы анализировать процесс обучения.

Чтобы усложнить это упражнение, попросите не только вычеркивать букву А, но и подчеркивать, например, букву П. Или попросите вычеркивать А, если перед ней стоит Н, а букву П подчеркивать, когда после нее идет И. Фиксируйте ошибки, но не забывайте о похвале и поощрении.

Упражнение «Что изменилось?» направлено для детей 7—8 лет. Также улучшится наблюдательность. Лучше всего играть с несколькими детьми. Выстроите участников в шеренгу.

Вызовите одного ребенка и попросите запомнить внешний вид другого игрока. Дайте 1-2 минуты.

После этого участник отворачивается, а его объекту внимания вносят некоторые изменения во внешность – расстегивают пуговицы, меняют прическу и т.д. Запоминавшему нужно назвать изменения.

Если нет возможности собрать компанию, поиграйте с ребенком самостоятельно. На столе разложите 10 предметов. Когда маленький игрок отвернется, поменяйте предметы местами. Попросите малыша вернуть все на свои места. Усложнять упражнение можно добавлением предметов.

Для детей десяти лет

Самый простой способ занятий с ребенком этого возраста – игра с картинками «Найди отличия». Если хочется привнести творчество в подобные задания, поработайте с картинками, на которых изображение нанесено только на одну половину листа. Другую половину ребенок должен нарисовать сам. Затем попросите закрасить эту часть также, как оформлена первая половина.

Тринадцать лет

Способности к обучению у ребенка этого возраста уже на высоком уровне. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Продолжайте интеллектуально развивать его при помощи упражнений на тренировку навыка.

  • «Не сбивайся» — концентрация и распределение внимания. Ребенок должен считать вслух, не называя цифр, в составе которых есть 3. Пусть эту цифру заменит фразой «Не собьюсь».
  • «Наблюдательность» — развитие зрительной памяти. Пусть ребенок по памяти опишет дорогу в школу, обстановку своего класса, двор возле дома.

С плохой памятью помогут бороться спорт и игра на музыкальном инструменте. А еще ребенок должен много читать. Это расширяет кругозор, тренирует нужные навыки, положительно влияет на воображение и творческое мышление.

Также рекомендуется учить стихи и прозаические отрывки на память. Не обходите стороной и настольные игры, например, «Эрудит», которые помогут увеличить словарный запас.

И пусть ребенок попробует запоминать важные даты – дни рождения родственников и одноклассников.

Тренинг — «Зарядка для ума»

Предлагаю вашему вниманию тренинг от специалиста учителя — Татьяна Джало. 

Из тренинга вы узнаете:

  1. Эффективные методы, которые помогут развить мозг вашему ребенку
  2. Систему по развитию вниманию не зависимо от возраста ребенка
  3. Методы запоминания информации, а так же как применять на практике
  4. Узнаете как быстро преодолеть школьные трудности
  5. Огромное количество упражнений для развития скорости восприятия
  6. Как справиться с огромным объемом учебного материала
  7. Получите проверенные приемы, которые помогут формировать отличную память
  8. Узнаете работающую технику по развитию мозга
  9. Самые три критических ошибки, которые затормаживают процесс интеллектуального развития ребенка

Подробнее о тренинге можно узнать здесь.

Источник: https://lexin-blog.ru/razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detej.html

Как развить память и внимание у школьника. Упражнения

Внимательность и хорошая память – основа успешной учебы в школе. Развивать эти качества можно и нужно в любом возрасте, а помочь в этом ребенку должен каждый родитель.

Как развить память и внимание у школьника? Упражнения, приведенные ниже, должны выполняться регулярно, но ненавязчиво. Маленький ученик не должен быть уставшим, утомленным, пребывать в плохом настроении. В противном случае, результата от занятий не будет.

Чтение — универсальный способ для развития памяти, грамотности, внимательности. Прочитанное следует пересказывать или заучивать наизусть. Следует задействовать не только визуальную, но и слуховую память. Озвученные фразы и предложения легче и быстрее запоминаются. Ребенок может читать вслух или слушать родителя.

Игры — помогут школьнику интересно и увлекательно развиваться. Шахматы, шашки, нарды и даже карты требуют концентрации внимания, активизируют память и формируют логику. Известные и популярные настольные игры, такие как «Монополия» или «Мафия» положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка.

При отсутствии необходимо инвентаря, можно обойтись воображением. «Города» (родитель и ребенок поочередно называют города), «Угадай животного» (один из игроков показывает зверя, другой угадывает) и многие другие речевые игры помогут провести время с пользой для маленького человечка.

Изучение языков – одна из лучших зарядок для мозга. Необходимость усваивать новую информацию заставляет полушария активно работать и задействовать дополнительные резервы памяти. В дальнейшем знание иностранного языка (или даже нескольких) обязательно пригодится школьнику.

Кроссворды – азарт, связанный с выполнением занятия, переплетается с необходимостью вспоминать, отвечать на вопросы, угадывать.

Счет в уме – не только развивает математические способности, но и способствует развитию представлений, визуальной памяти, формирует воображение.

Начинать следует с простейших примеров, постепенно усложняя задания. Особенно просто школьники подсчитывают деньги, чем стоит воспользоваться родителям.

Пускай ребенок считает сдачу в магазине, сумму продуктов в корзине, стоимость проезда в автобусе на всю семью.

Для того чтобы избежать детской рассеянности, взрослые должны следить за выполнением следующих условий:

  • школьник должен полноценно спать (минимум 8-9 часов в сутки);
  • распределение физической и умственной нагрузки должно быть равномерным;
  • занятия спортом способствуют активному доступу кислорода в мозг, что положительно сказывается на самочувствии, памяти и внимательности;
  • после школьных занятий ребенок нуждается в отдыхе (минимум 2-3 часа).

Развитие памяти, внимательности и интеллекта помогут школьнику избежать проблем в учебе.

Источник: https://o-kroha.com/kak-razvit-pamyat-i-vnimanie-u-shkolnika-uprazhneniya/

Упражнения для развития памяти у младших школьников

  • Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально.

    Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы.

    К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке. По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

    Какие бывают виды памяти

    Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

    По длительности:

    кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);

    долговременная (данные хранятся в памяти долго);

    оперативная (информация удерживается некоторое время).

    По типу:

    слуховая (лучше запоминается услышанное);

    зрительная (легче запоминаются зрительные образы);

    двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);

    образная (эмоциональная, ассоциативная);

    По степени приложения усилий:

    непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);

    произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);

    непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);

    опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

    Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

    Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

    запоминание;

    хранение информации;

    извлечение (воспроизведение) данных.

    Три «кита» хорошей памяти

    Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

    Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).

    Второй – повторение.

    Третий – ассоциация.

    Как развить долговременную память?

    Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

    Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

    Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);

    Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;

    Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

    Тренируем слуховую память

    Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

    Добавь свое

  • Источник: http://www.schoolperspektiva.ru/stati-metodiki/2018-02-27/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-mladshikh-shkolnikov

    Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения

    Слуховая память является разновидностью образной памяти. С ее помощью мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим слуховые образы.

    Начинать работу над развитием слуховой памяти необходимо еще в дошкольном возрасте. Поскольку, приступив к обучению в школе, ребенок значительную часть информации воспринимает на слух.

    Развитие слуховой памяти у младших школьников должно иметь регулярный характер.

    Такая работа в форме игр и упражнений поможет ребенку хорошо освоить учебную программу: овладеть навыками выразительного чтения, правописания, решения устных задач и т.д.

    Как развить слуховую память у ребенка?

    Если Вас волнует вопрос: как развить слуховую память у ребенка, то в домашних условиях можете применять описанные ниже способы.

    • Выполнение упражнений. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны упражнения в игровой форме.
    • Прослушивание сказок. Дети обычно любят, когда им читают сказки. Возьмите себе за правило ежедневно читать ребенку по 1 сказке перед сном, например. А после прочтения, спросите ребенка, о чем была сказка. Также полезно для развития слуховой памяти слушать аудиосказки.
    • Разучивание стихотворений и песен.
    • Прослушивание музыкальных произведений. Музыка запоминается намного лучше, чем услышанная или прочитанная информация. В этом способе можно сочетать приятное с полезным.

    Вы можете выбрать любой из способов. Но лучше задействовать все и регулярно их чередовать.

    Упражнения для развития слухового внимания и памяти

    Упражнение «Запомни цвета»

    Необходимо подготовить цветные карандаши, картинку и рассказ, составленный по сюжету выбранной картинки. Тему можно выбрать любую.

    Например, “Поиски клада”, “Цветочная поляна”, “Зимние забавы”, “Прогулка по зоопарку”, “Овощи на грядке”, “Собираемся на праздник” и т.д.

    Ребенок должен внимательно слушать Вашу историю и запомнить цвета предметов на представленной картинке.  Затем ребенку необходимо правильно раскрасить рисунок.

    Упражнение «Художник»

    Упражнение представляет собой усложненный вариант предыдущего. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то не стандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге  то, что Вы описали.

    Читайте также:  Функциональные стили речи: особенности, понятия и система

    Упражнение «Пчелы собирают мед»

    Перед проведением упражнения необходимо подготовить фигурку пчелы и цветы, с которых она будет собирать мед. Возьмите цветную бумагу и вырежьте 10 кругов диаметром 5-6 см (это задание может выполнить ребенок).  Цветы пронумеруйте. В качестве пчелы подойдет яйцо от киндер-сюрприза.

    Разложите цветы в произвольном порядке. Затем озвучьте маршрут. Ребенок, держа пчелу, перебирается с одного цветка на другой по обозначенному маршруту. Начните с простых команд, называя по 2 — 3 номера или цвета. Постепенно усложняйте задание. Если ребенок легко справляется с упражнением, то увеличивайте количество цветов до 15.

    Игру также можно проводить в качестве соревнования между 2-3 детьми. Выигрывает ребенок, пчела которого в правильной последовательности облетела все цветы.

    Упражнение «Список»

    Это упражнение не требует особой подготовки. Вы произносите 10 слов в медленном темпе. Затем ребенок повторяет слова, которые он запомнил. Для большего интереса со стороны ребенка, можете предложить игру.

    Например, сказать, что Вы составляете список товаров, которые собираетесь купить в супермаркете. То, что он вспомнит из списка и будет куплено. Или, например, пусть ребенок представит, что ему нужно собрать вещи в путешествие.

    Он сможет взять с собой только то, что запомнит из списка.

    Эту игру можно проводить с 2-3 детьми. Например, если к Вашему ребенку пришли друзья. Один ребенок называет слова, которые запомнил, а друзья дополняют оставшимися словами. Другой вариант: ребенок с друзьями по очереди называют услышанные слова по одному. Выигрывает тот, кто вспомнил больше слов.

    Также можно попросить ребенка (детей) объединить слова в пары. Например, велосипед-колесо, чашка-блюдце, мышь — нора. Или попросить объединить слова по родовым признакам: одежда, мебель, транспорт, птицы, посуда и т.д.

    Еще вариант игры. Трижды произносить последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. В третий раз добавить лишнее слово. Ребенок должен его назвать.

    Пояснение: Если у ребенка очень слабо развита слуховая память и он затрудняется запомнить 10 слов, начните упражнение с 6-7 слов, а затем наращивайте их количество. Если ребенок очень легко запоминает  10 слов, можете усложнить задание до 15 слов.

    Упражнение «Снежный ком»

    Многим известно это упражнение. Суть его заключается в многократном повторении слов и постепенном увеличении их количества. Все слова необходимо запоминать.  Сначала выбираете определенную тему.

    Если Вы играете вдвоем с ребенком, то по очереди называете слова, повторяя все предыдущие. Например, выбираете тему “животные”. Вы говорите “заяц”, ребенок повторяет за Вами“заяц” и добавляет “лошадь”, Вы говорите “заяц, лошадь, верблюд” и т.д.

    Игра может проводиться до 15-20 слов. Если Вы играете всей семьей, то по кругу произносите слова.

    Это упражнение можно провести по принципу предложения. Вы или ребенок произносите предложение из двух слов, а затем постепенно его расширяете, добавляя по одному слову.

    Упражнение «Страна сказок»

    Подготовка к упражнению: Вам необходимо подобрать сказку, где есть разнообразные персонажи. Вы читаете сказку. Ребенок после прослушивания должен вспомнить всех персонажей. Если сказка хорошо знакома ребенку, то можно изменить имена персонажей.

    Например, в сказке “Теремок” Вы озвучиваете других животных, которых нет первоисточнике. В сказках “Бременские музыканты” и “Волк и семеро козлят” придумываете имена животным. В сказке “Белоснежка и семь гномов” называете гномов по именам. В сказке “Репка” изменяете персонажей.

    Можете придумать авторский рассказ.

    Источник: https://KinderBoo.ru/razvitie-sluhovoy-pamyati-u-mladshih-shkolnikov/

    Развитие памяти у младших школьников: методики и упражнения для учеников начальной школы

    Дети в начальной школе очень любопытные. Именно в возрасте 7-10 лет они очень живо интересуются всем, что их окружает. В этот период детям удается прекрасно запоминать все новое и неизвестное, поскольку они впитывают всё как губки.

    Если ребенок младшего возраста относился к реальности как к чему-то неизведанному, то в 6-10 лет он уже осознанно начинает все анализировать и запоминать. В начальной школе у детей преобладает эмоциональная и образная память.

    В нашей статье вы узнаете о том, какие еще бывают виды памяти и как их развить у школьника начальных классов.

    Как лучше всего тренировать память?

    Прежде всего хотим сказать несколько слов о видах памяти. Она бывает:

    1. Зрительная;
    2. Слуховая;
    3. Ассоциативная (образная);
    4. Двигательная;
    5. Логическая.

    Психологи считают, что развитие памяти у младших школьников требует определённого терпения и навыков родителей. Очень важно находить время для общения со своим ребенком. Совместные упражнения и игры с ребенком на запоминание новой информации положительным образом влияют на его развитие.

    А запоминание было эффективнее, специалисты рекомендуют сделать занятия интересными и веселыми. Лучше всего использовать яркие картинки, образы, истории. Хорошо запоминается то, что ребенку уже знакомо. Обязательно следите за внимание ребенка. Если во время совместных занятий малыш ничем не интересуется и пропускает все мимо ушей, то и толку от них не будет.

    Развитие внимания во время упражнений на память тоже очень важно.

    Ниже мы рассмотрим некоторые приемы развития памяти у школьников начальных классов.

    Задания для тренировки зрительной памяти

    Зрительная память очень важна, поскольку способствует формированию у ребенка навыка создавать в памяти зрительный образ. Лучше всего этот вид памяти тренировать, используя наглядный материал

    Разноцветные картинки

    Для этого упражнения потребуется несколько цветных карточек (от 3 до 5). Школьнику показывают их в определенной последовательности, после чего просят её воспроизвести. Как только ребенок назвал порядок, в котором располагались цвета, названное им сверяется с исходным материалом.

    Нашествие инопланетян

    Очень эффективное упражнение для получения способности фиксировать в памяти образ и воспроизводить его.

    Взрослый рисует на листе бумаги инопланетное существо, состоящее из геометрических фигур (не более 4-х). Можно заранее приготовить 3 рисунка. Далее один инопланетянин показывается ребенку примерно на 30-40 секунд, время можно варьировать.

    Задача малыша – запомнить рисунок, мысленно его представив во всех деталях, а затем самостоятельно изобразить на отдельном листе. Задачу можно усложнить, показывая ребенку несколько картин одновременно. Но здесь ориентируйтесь на индивидуальные особенности малыша.

    Таким образом очень хорошо тренируется фотографическая память ребенка.

    Описание картинок

    Взрослый заранее готовит несколько картин, на которых изображены несколько предметов, лучше всего разной формы и цвета. Картинка показывается ребенку на несколько секунд, потом он закрывает глаза и подробно описывает то, что запомнил. Будет достаточно сделать 5-³ картинок. Если малыш легко справляется с заданием, то выбирайте изображения с большим количеством деталей.

    Память у младших школьников: развивается лучше, если постоянно тренировать мозг различными задачками и интересными интеллектуальными занятиями

    Задания для тренировки слуховой памяти

    Слуховая память отлично помогает ребенку в учебе. Ниже мы рассмотрим методики её развития.

    Собираем чемодан

    Это упражнение можно выполнять в группе. Дети садятся в круг, а взрослый называет вещи, которые он возьмет с собой в путешествие. К примеру: « Я собираюсь взять с собой часы.

    » Следующий повторяет за ним его предложение и добавляет что-то свое, к примеру: «Я собираюсь взять с собой часы и книгу!». Далее третий ребенок добавляет то, что он возьмет с собой. И так продолжается, пока кто-нибудь не собьется.

    Проигравшему можно придумать небольшое задание, например, рассказать стишок.

    Слушаем сказку

    Это упражнение не только на развитие памяти, но на внимание. На уроке даем ребятам задание – хлопать в ладоши, как только учитель говорит определенное слово в прочитанной им сказке. Это слово или фраза заранее им обговариваются. Кто не был внимателен – выбывает из игры. Упражнение подойдет и для занятий с родителями. Взрослые тоже могут потренироваться.

    Запоминаем цвета

    Детям в 3 классе можно дать следующее задание: раздать раскраски, фломастеры или карандаши. Далее учитель описывает картинку с названием деталей раскраски и их цветов. Задача ребенка – найти изображение на рисунке и раскрасить его в нужный цвет.

    Задания для тренировки ассоциативной памяти

    Развитие памяти у младших школьников путем создания ассоциаций – метод очень эффективный. Есть целая наука, мнемотехника, которая тренирует ассоциативную память. Мы же поговорим о том, как применить её на детях.

    Придумываем слова

    Составьте список слов. Давайте малышу одно слово, его задача – подобрать к нему ассоциации. И так с каждым словом из вашего списка. Чем больше ассоциаций – тем лучше.

    Пары слов

    Ребенку предлагается пара слов, между которыми отсутствует связь. Предложите ему придумать историю, в которой будут задействованы эти слова.

    Логическая цепочка

    Составьте цепочку из нескольких слов, достаточно будет 5-6. К примеру, суп, каша, картошка, творог, мясо. Предложите ребенку подумать над тем, что их объединяет и как назвать это одним словом. Тренирует не только ассоциативную память, но и логическое мышление.

    Задача и родителей, и учителей – максимально разнообразить детский досуг. Родителям следует больше времени уделять развитию своего ребенка в свободное от учебы время, но при этом это должно быть в удовольствие обоим.

    Устройте ребенку красивую презентацию с яркими рисунками, возможностью творчества, свободой мышления. Пусть занятия с вами будет ему в радость. Тогда развитие его произвольной памяти будет идти гораздо быстрее.

    Возможно, даже скучная математика уже не будет для него сложным предметом.

    Источник: https://mixfacts.ru/articles/razvitie-pamyati-u-mladshih-shkolnikov-metodiki-i-uprazhneniya-dlya-uchenikov-nachalnoj-shkoly

    Развитие памяти младших школьников с помощью упражнений

    В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие произвольности всех психических процессов, что является немаловажным для школьника. Именно умение ставить цель и прикладывать волевые усилия при получении школьных знаний дают возможность легко и успешно обучаться. Для младших школьников особенно важно иметь хорошую произвольную память.

    Многие родители считают, что их детишки обладают отличной памятью, так как быстро запоминают разные предметы, тексты, события. Порой они гордятся способностью своего чада легко воспроизводить длинные сказки, стихи, считая, что в школе ребенок не будет испытывать никаких затруднений при запоминании учебного материала.

    Однако нередко при переходе в школу восхищение взрослых сменяется недоумением, когда первоклассник не может воспроизвести текст, выучить правило русского языка, повторить содержание задачи, пересказать описание картины.

    Чтобы этого не происходило, любящие родители должны вовремя позаботиться о развитии у маленького ученика произвольной памяти, являющейся ведущим психическим процессом в начальной школе. Решению этой задачи помогут специальные упражнения, которые каждый родитель сможет дома проводить со своим ребенком.

    Что важно помнить родителям при развитии памяти у детей?

    Если правильно подобрать и организовать развивающие упражнения для памяти, можно добиться хороших результатов в домашних условиях.

    Родителям нужно знать, что во время таких занятий необходимо учитывать определенные факторы (причины), которые влияют на обучение и делаюют его интересным для ребятишек.

    Читайте также:  Техники дыхания: холотропное, пранаяма, рыдающее, уджайи, йоговское, брюшное

    Специалисты советуют обратить внимание на психологические особенности младших школьников, как основные факторы формирования произвольной памяти:

    1. Обязательно поддерживать интерес к домашним занятиям. У маленьких учеников произвольные процессы находятся в стадии развития, поэтому их трудно увлечь монотонными упражнениями. Этого можно достигнуть, если задания будут творческие, увлекательные, постоянно меняющиеся.
    2. Развивать мотив (побуждение) к запоминанию, то есть школьник должен осознавать, для чего нужно запоминать учебный материал, как потом им можно воспользоваться, при помощи каких приемов легко запомнить трудную информацию.
    3. Одним из главных факторов запоминания является хорошо развитое внимание. Специалисты заявляют, что в восьмидесяти процентах запоминание зависит от умения сосредотачиваться и концентрироваться на объекте. Поэтому полезными будут комплексные упражнения на развитие сразу нескольких процессов: памяти, внимания, мышления.
    4. Пока еще у младшего школьника непроизвольность преобладает над умением ставить цель и прилагать волевые усилия, поэтому при домашнем обучении ребенку необходимы яркие впечатления. В этом плане развивающий материал необходимо преподносить школьнику в комфортном для него виде:
      • идти от простых заданий к сложным постепенно;
      • занятия не должны утомлять ребенка;
      • проводить совместную подготовку заданий;
      • вести дневник достижений школьника;
      • использовать поощрения за правильно выполненные упражнения.

    Учим приемам запоминания в упражнениях

    Младший школьник в отличие от дошкольника уже может самостоятельно пользоваться специальными приемами запоминания (мнемотехникой), если только хорошо научится ими владеть.

    Важно: если научить ребенка мнемическим приемам, у него будет активно развиваться произвольное запоминание, которое сделает усвоение учебного материала доступным и быстрым.

    Какими средствами родители могут обучить детей приемам запоминания? Универсальное средство, которое используют психологи и педагоги в работе с детьми, – это упражнения для развития памяти у младших школьников. При помощи увлекательных заданий можно не только развивать память, но и обучать ребят мнемотехнике, которая каждому человеку жизненно необходима.

    Упражнения на визуализацию

    «Вспомни и нарисуй»

    Задание направлено на развитие мнемического приема – визуализации (умения припомнить образы мысленно).

    Взрослый неторопливо диктует разные слова, предлагая школьнику к названному образу придумать и нарисовать соответствующий рисунок. Если образ связан с конкретным понятием, ребенку довольно легко выполнить задание, если понятие отвлеченное, то нужны соответствующие волевые усилия, например:

    • 1 группа – автомобиль, цветы на лугу, играющий мальчик, веселый праздник, солнечный день;
    • 2 группа – скоростной автомобиль, увядающие цветы, завистливый ребенок, праздник не получился, счастливый день.

    Затем, в опоре на подготовленные рисунки, ребенок вспоминает продиктованные слова. Чтобы поддерживать интерес школьника к упражнению, нужно постоянно менять образы. На первых порах взрослый может подсказать, как изобразить отвлеченное понятие, например, при помощи символов (смайликов) показать “не получившийся праздник”.

    «Рисуем спичками»

    Усложненный вариант представленного выше задания заключается в том, что школьнику вместо подготовки рисунков предлагается выложить образ для запоминания из спичек или счетных палочек.

    Взрослый диктует слова с интервалом в одну минуту, а ребенок создает образ. Затем идет припоминание продиктованных слов в опоре на «спичечное изображение».

    Кроме этого, в упражнении прекрасно совершенствуется мелкая моторика.

    «Нарисуй, что запомнил»

    При помощи этого упражнения развивается осознанное воспроизведение предметов и концентрация внимания.

    Ребенку предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть изображения знакомых предметов. Затем рисунки закрываются, и школьник зарисовывает запомнившиеся предметы. После этого рисунки сравниваются с представленными изображениями.

    Количество предлагаемых предметов увеличивается постепенно (с 6 до 12). Возможно, в начале обучения этому упражнению первоклашке будет сложно изобразить все запомнившиеся предметы.

    Родитель должен учитывать это, поощрять за малейший успех, тогда задание быстрее усвоится.

    «Представь предмет»

    Упражнение помогает развивать слуховую или зрительную память, активизирует словарный запас.

    Взрослый предлагает послушать слова и представить предметы, которые они обозначают. Затем ребенок рассказывает о запомнившемся предмете.

    Например, лимон – овальной формы, желтый, душистый, кислый на вкус.

    Для развития зрительной памяти используются рисунки предметов. Задание можно предлагать школьнику на прогулке, в поездке, так как оно не требует специальной подготовки.

    «Запомни и отыщи»

    Задание помогает активизировать осознанное воспроизведение. Школьнику предлагается запомнить несколько картинок с изображенными предметами. Затем картинки убираются, ребенок должен отыскать эти предметы на 10-12 сюжетных картинках. Подобное задание взрослый может предлагать для работы с цифрами и буквами, что очень полезно для первоклассника.

    Упражнения на ассоциации

    Классическим мнемическим приемом давно уже стали ассоциативные цепочки, когда одни объекты вызывают образ других. Психологи активно используют ассоциации при развитии произвольной памяти у детей.

    Например, вспомнили с детьми новогодний праздник, в сознании сразу появляются образы Деда Мороза и Снегурочки, подарков.

    Упражнения на ассоциации помогают сформировать навыки произвольной памяти. В дальнейшем это пригодится маленькому школьнику при запоминании учебного материала, где понятия логически не связаны, например, при изучении математических терминов, элементов сложения, вычитания, умножения, деления, таблицы умножения.

    Ассоциативные цепочки используются на уроках ознакомления с окружающим, когда надо запомнить специальные термины, изучить карту, животный или растительный мир.

    Также в начальной школы можно научить ребят приему символизации: выразить цветом настроение произведения, символом обозначить характер героя произведения, показать цветом свое отношение к содержанию текста.

    «Какая картинка поможет тебе?»

    Взрослый дает ребенку рассмотреть до 20 карточек с нарисованными предметами. Например, помидор, автобус, собака, чашка, шарик, карандаш и прочее. Поочередно называя слова для запоминания, ведущий предлагает выбрать ту картинку, при помощи которой легко запомнить слово.

    После проделанной работы ребенок в опоре на отложенные картинки воспроизводит запомнившиеся слова. В этом задании важно не торопить школьника, дать ему возможность установить связи между изображением и словом для запоминания. На первых порах взрослый помогает найти соответствующую картинку.

    Несмотря на сложность задания, упражнение хорошо развивает произвольность запоминания.

    Например, для слова «овощи» подбирается картинка «помидор»; слово «пить» – картинка «чашка»; слово «круглый» – картинка «шарик» и т. д.

    «Придумай историю»

    Сложное упражнение для развития произвольности памяти, требующее определенного опыта, проводится со школьниками второго-третьего класса.

    Взрослый предлагает ребенку прослушать несколько слов, которые нужно объединить в одну группу по какому-либо признаку, затем придумать событие, где слова собираются вместе одним сюжетом.

    Начать обучение лучше со слов, которые логически связаны, а затем, усложняя задание, переходить к словам, которые трудно связать логически.

    Такое задание помогает развивать не только ассоциативное мышление, память, но и воображение.

    Например, предлагаются слова: чашка, цветок, вода, вкусный, радостно. Может получиться следующий сюжет: «На праздник сын подарил маме цветок, который она поставила в воду. Потом мама приготовила ужин, и вся семья пила вкусный чай из красивых чашек. Всем было радостно».

    Постепенно ребенок учится сам устанавливать ассоциативные связи и объединять слова, внешне логически не связанные.

    Важно: родителям не стоит ограничивать воображение ребенка при составлении рассказа. Детям лучше самим пытаться найти ассоциации, даже если они будут нескладные. Надо дать возможность воображению школьника, тогда он легко овладеет этим приемом запоминания.

    Упражнения на запоминание текстов

    Среди младших школьников можно выделить группы детей, которые по-разному запоминают учебный материал:

    1. одним достаточно раз прочитать произведение или прослушать объяснение учителя, чтобы запомнить и воспроизвести содержание;
    2. другие быстро заучивают материал, но также легко его забывают; 
    3. к третьей группе относятся дети, которые очень медленно и трудно запоминают, а затем быстро забывают выученный текст.

    Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы научить своего школьника правильному запоминанию сложного учебного материала.

    С этой целью можно предложить приемы, направленные на осмысливание запоминаемого содержания.

    «Представляем стихотворение»

    Задание помогает научить младшего школьника мыслить образами, соотнося с ними запоминаемый текст. Обычно такой прием помогает при заучивании стихов. Взрослый учит первоклассника, читая текст, мысленно представлять соответствующую картинку, на этом основана техника запоминания. Вот как выглядит алгоритм запоминания:

    1. Прочитать первую строчку стихотворения.
    2. Представить содержание стихотворной строки при помощи образа.
    3. Проделать такую же работу со всеми четверостишиями.
    4. Вспомнить все придуманные образы и попытаться связать их со стихотворными строками.
    5. Повторное чтение стихотворения в опоре на образы.

    Например, стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня» для заучивания в первом классе:

    Вот моя деревня, (образ деревни, в которой современные дети бывают довольно часто, легко представить)
    Вот мой дом родной, (маленький домик-дача) Вот качусь на санках

    По горе крутой, (предложить ребенку вспомнить, как он катается на санках или снегокате с горки)

    Вот свернули санки,

    И я на бок – хлоп! (представить упавшего в сугроб ребенка довольно легко для школьника).

    Кубарем качуся

    Под гору, в сугроб.

    Для лучшего запоминания можно предложить первоклашке зарисовать такую смешную картинку, тогда запоминание пройдет еще быстрее.

    «Склеиваем текст»

    Для второклассников и старших школьников актуальными будут специальные упражнения на запоминание учебных текстов. Для этого разработана оригинальная методика: обучение склеиванию текста, разрезанного на части (абзацы, предложения, группы слов). Взрослый подготавливает содержание на отдельном листе бумаги.

    Текст читается ребенком, обсуждается со взрослым (идея содержания, кто является главным героем, какие события описываются и т. д.). Затем подготовленный текст разрезается на отдельные части. В разрезании может принять участие сам школьник, взрослый лишь показывает, как это лучше сделать.

    Затем идет сборка разрезанных частей. Так ненавязчиво школьник запоминает сложный по содержанию материал.Обычно такое задание увлекает детей, они самостоятельно могут использовать разрезание и склеивание любых текстов.

    Главное, родители должны подготовить тексты на отдельных листах бумаги, чтобы второклашка ненароком не изрезал книгу.

    Кроме представленных упражнений, которые требуют определенной подготовки, можно порекомендовать родителям на прогулке, во время поездки, за вечерним чаем довольно простые, но интересные задания.

    «Парочки»

    Ребенку предлагаются парные слова, которые нужно запомнить попарно, а затем по первому слову припомнить второе (тетрадь – ручка, кукла – платье, мяч – нога, собака – кость, море – плавать, уроки – учить, дождь-зонт, лужа – промочить). При освоении упражнения школьник сам может придумывать “парочки”. Упражнение можно проводить в семейном кругу.

    «Раз словечко, два словечко, три …»

    Взрослый предлагает школьнику прослушать 10 слов и запомнить их. Затем вспомнить слова в таком же порядке. За правильный ответ можно приготовить приз или баллы, которые потом суммируются и поощряются. Баллы записываются на отдельном листе бумаги, школьник следит за их накоплением.

    «Ребусы, кроссворды, головоломки»

    Много подобных заданий можно найти в детских журналах. Они не только приучают первоклашку и второклашку логически мыслить, но и развивают навык запоминания определенных понятий, терминов, алгоритмов решения.

    «Считалки, скороговорки, потешки»

    Народные потешки помогают активно развивать произвольную память, так как зачастую в их содержание входят логически не связанные между собой понятия, которые надо запомнить.

    Помогает рифмованный текст, например:

    Раз, два, три, четыре, пять. Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы –

    Ты пойди – ка поводи!

    Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-pamyati-mladshix-shkolnikov-s-pomoshhyu-uprazhnenij

    Ссылка на основную публикацию