Творческое мышление: особенности, тесты, методы активации

Методы развития творческого мышления: как стать креативным не «изобретая велосипед»

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Людей, которые в любой ситуации умеют находить новые и оригинальные решения, называют креативными, творческими. А как обстоят дела с креативностью у вас? Является ли находчивость и нестандартность решений вашим жизненным стилем? В этой статье рассмотрим методы развития творческого мышления.

Движок развития цивилизации

Как вы думаете, на чем стоит человечество? За счет чего происходит развитие цивилизации? За счет того, что мы работаем? Или думаем? Возможно. Но не только по этим причинам.

За время своего существования на Земле человек научился пользоваться огнем, изобрел словесно-символьный язык, построил города, стал использовать для передвижения транспорт. Все это стало возможным благодаря способности человека к изобретательству.

Человечество стоит на изобретательстве и новаторских идеях.

Люди, имеющие незаурядные способности вырабатывать новые идеи, во все времена обожествлялись и мистифицировались. Окружающие всегда смотрели на них, как на гениев, носителей особого дара.

Тем не менее, никакой мистики не существует. Навыки творческого мышления можно в себе развить. Процесс изобретательства укладывается в строго определенный алгоритм. Вопрос в том, владеете вы знаниями о законах этого алгоритма или нет.

Признаки креативности ума

Людей изобретательского склада ума отличает ряд признаков:

  • Осознание себя как личности, умение отстаивать собственную точку зрения;
  • Начитанность, образованность, самопознание;
  • Любознательность, тонкое восприятие мира, открытость для всего нового;
  • Независимость в суждениях от стереотипов общества;
  • Заряд энергии, бодрости, неукротимое чувство юмора;
  • Проницательность ума, развитая интуиция, склонность к парадоксальным выводам.

Из всех этих качеств самое главное – независимость. Если мы будем жить с оглядкой на чужое мнение, мы никогда не станем творческими личностями. Креативность и творчество всегда идут в отрыве от накатанной колеи штампов и шаблонов общества.
Другой немаловажный аспект:

Враги творчества

Есть также ряд факторов, которые негативно влияют на процесс творческого мышления:

  • Неуверенность в себе или излишняя самоуверенность;
  • Склонность к излишней самокритике;
  • Страх провала;
  • Конформизм, консерватизм суждений, нежелание расставаться со старыми идеями;
  • Частые перепады настроения и депрессивные состояния.

Самый главный противник всего нового – это наша лень. «Зачем стараться и что-то изобретать, если можно делать, как все?» — обычно нашептывает она нам. «Опять же – неизвестно, чем это все закончится, а вдруг у тебя ничего не получится?» — вторит ей страх. Наверно, поэтому замахиваться на новые идеи рискуют немногие из нас.

Бороться со страхом и ленью помогает любопытство – неотъемлемое качество первооткрывателя. А что там дальше, за гранью неизвестности? Также будет полезна смена впечатлений и новые эмоции. Прогулявшись по улице, сходив на выставку, вы, возможно, найдете в себе силы взяться за новый проект или посмотреть на старые проблемы с другого ракурса.

Другая крайность – самокритика на грани паники.

В разумной степени критика должна присутствовать в процессе творчества, уравновешивая первичную нелогичность новых идей и контролируя качество готового решения.

Но когда критикуется и подвергается сомнению любая новая идея, согласитесь, наше воображение оказывается сковано в цепях разума и перестает нормально работать. А какое творчество без воображения?

Выход: давайте себе право на ошибку. В конце концов, любой результат, плюс или минус, – это прежде всего результат, приближающий вас к цели.

Тестируем уровень творчества

Как определить, насколько творческий вы человек? Существуют различные методики, но самая популярная из них – тест Торренса.

  Американский психолог Элис Пол Торренс в середине прошлого столетия задался вопросом, есть ли зависимость между уровнем интеллекта и степенью творческого мышления.

Результатом его исследований стала знаменитая «гипотеза порогового значения», заключающаяся в следующем:

Американец создал тест, в котором степень креативности испытуемого оценивается по 5 параметрам:

  1. Беглость – сколько новых идей может выдать испытуемый за определенный промежуток времени;
  2. Оригинальность – степень похожести этих идей на идеи других испытуемых;
  3. Абстрактность – способность к обобщению и оперированию отвлеченными понятиями;
  4. Проработанность – степень подробности в описании идеи;
  5. Устойчивость – способность доводить начатое дело до конца.

Существует множество приемов, позволяющих развить креативное мышление. Мы рассмотрим некоторые из них.

Мозговой штурм

Заключается в следующем. Заранее собирается команда из нескольких людей. Перед участниками ставится определенная задача, требуется выдвинуть как можно больше идей для ее решения. Можно высказывать самые невероятные и фантастические предположения. Чем больше гипотез и чем нереальнее они будут, тем лучше.

При этом не должно быть места критике в отношении выдвигаемых идей. Фишка в том, чтобы раскрепостить воображение, дать ему волю, в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде.

Участники группы могут не иметь соответствующего образования в данной области – очень часто именно людям со стороны, неспециалистам приходят в голову самые свежие и гениальные идеи.

Как только будут выработаны все возможные варианты решения, отбирают самые удачные из них и проводят детальный анализ каждого.

Синектика

Этот метод создан исследователем Уильямом Гордоном для поиска оптимальных решений при выходе из кризисных ситуаций на предприятии. Прием очень похож на метод «мозгового штурма», только команда собирается из людей-профессионалов, специально обученных приемам продуктивного мышления. Участниками являются специалисты из разных областей.

В отличие от предыдущего метода, в процессе обсуждения проблемы допускается и даже приветствуется критика, а также для решения проблемы применяется поиск аналогий решения подобных задач в других сферах деятельности.

Данный метод не получил широкого распространения у нас в России, зато достаточно часто используется на Западе.

ТРИЗ-технология

В противовес зарубежной синектике в 40-е годы минувшего века в нашей стране была создана методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая заключалась в совокупности специальных алгоритмов. Миссия всех этих алгоритмов – позволить инженерам решать конструкторские задачи гораздо быстрее и с меньшими затратами.

Владение приемами ТРИЗ подразумевает:

  • Умение выявлять суть задачи;
  • Видеть основные направления поиска решений;
  • Систематизировать процесс сбора необходимой информации;
  • Владение как логическим, так и нелогическим способом мышления;
  • Расширение кругозора и отход от общепринятых стандартных методов решения.

Хотя изначально эта технология мышления создавалась для решения сугубо технических задач, методы ТРИЗ являются прекрасным подспорьем в области бизнеса и гуманитарных наук.

Теория Уоллеса

В 1926 году Грехем Уоллес создал теорию, согласно которой творческий подход к решению проблемы требует невероятных усилий мозга и напряжения в начале и отход от проблемы, отвлечение впоследствии.

Данный метод предполагает цикличность процесса творческого мышления. Рассмотрение задачи происходит в четыре стадии:

  1. Подготовка. Анализ имеющихся данных, попытка разрешить проблему самостоятельно. Напряжение, мобилизация всех сил;
  2. Инкубационная стадия. Усталость, переключение внимания на другие задачи, так как текущая проблема решению так и не поддается. Мозг чуть расслабляется, но подсознание продолжает по инерции искать ответы на поставленный вопрос;
  3. Озарение (инсайт). В голову вдруг «внезапно» приходит идея верного решения;
  4. Проверка. Производятся нужные анализы и расчеты, чтобы эту идею либо утвердить в качестве действительно правильного решения, либо опровергнуть.

Хотя уже были попытки описания подобных схем цикличности творчества ранее, именно Уоллес первым высказал предположение, что для нахождения верного решения требуется расслабление ума, покой после напряженной работы.

Ментальные карты

Основатель данной методики Тони Бьюзен считал, что творческая креативность умственной деятельности человека находится в прямой зависимости от степени развития ассоциативного мышления. Он предложил для быстрого нахождения решения поставленной задачи рисовать ментальные карты, или интеллект-карты.

В центре листа бумаги с помощью обозначений рисуется исходная задача, а вокруг нее стрелочками отходят ассоциации, связанные с ее решением. От каждой ветви-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

Во время рисования в голове происходит перебор вариантов-ассоциаций, значительно активизирующий процесс мышления, таким образом, задача может быть решена довольно быстро.

Метод «шести шляп»

Прием, разработанный Эдвардом де Боно – метод шести шляп – предполагает режимность мышления человека. Любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения. Де Боно предлагает «примерить» шесть шляп-направлений мышления, подробно проанализировав и хорошенько рассмотрев поставленную задачу с каждого ракурса:

  1. Белая шляпа – научный подход. Анализируются факты и цифры, выявляются «пробелы», которые нужно восполнить, найти недостающую информацию;
  2. Черная – критическая оценка ситуации, выявление «подводных камней», недостатков и возможных рисков;
  3. Желтая – взгляд оптимиста. Явные плюсы и выгоды решения проблемы, отдаленные перспективы;
  4. Красная – эмоциональная оценка ситуации. Интуитивное решение;
  5. Зеленая – креативный подход, нестандартность;
  6. Синяя – управление. Вырабатывается общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизируются все ранее высказанные точки зрения, объединяются в одну логическую линию.

Метод достаточно прост для понимания и предполагает системность рассмотрения проблемы, может использоваться во многих областях деятельности: в психологии, на предприятиях, в решении личных проблем, в обучении детей, даже самых маленьких.

Послесловие

Друзья, мы рассмотрели с вами несколько методов развития креативности. Как видите, процесс решения любой самой сложной проблемы можно и нужно систематизировать. Чтобы развить свое креативное мышление, воспользуйтесь рекомендациями:

  • Больше читайте, и не только художественную литературу;
  • Играйте в стратегические игры, например, в шахматы;
  • Общайтесь с интересными людьми;
  • Не бойтесь в жизни экспериментировать, изобретайте собственные лайфхаки;
  • Работайте над собой, над своим позитивным отношением к жизни.

Развивайте мышление с помощью головоломок и упражнений. В большом количестве вы найдете их в онлайн сервисе брайнаппс. Брайнаппс – это более сорока тренажеров, имеющих под собой научную основу и ориентированных на любую возрастную категорию, а также гибкий график занятий.

Успехов вам в творчестве! Жду ваших комментариев и предложений, подпишитесь на рассылку новостей блога.

Источник: http://my-day.pro/metody-razvitiya-tvorcheskogo-myshleni/

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них –  тест Торренса.

Креативность  по Торренсу (от лат.

creatio – созидание) – это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею.

Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году.

Другая часть теста – «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Читайте также:  Игры для развития мозга: 16 самых эффективных игр для ума

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция – описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

·         рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

·         рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

·         осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1.      Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2.      Оценивается рисунок, а не название!

3.      Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

·         Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

·         Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.      — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.      — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.      — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.      — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7.      — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8.      — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9.      — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

·         Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

·         0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

·         1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

·         2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

·         3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» – отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

·         0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

·         1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.

·         2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры – соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

·         1.

Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

·         2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы.

Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п.

По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

·         3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

·         4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

 Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Еще по теме:

Тест на мышление и креативность. Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.

Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина. Диагностика жизненных ценностей личности.

Как работает наш мозг и как улучшить его работу.

Истина или заблуждение – верить ли интуиции? Развитие интуиции.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу).

Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ)

Источник: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

Активизация мышления – лучшие методы

Существует множество различных методов активизации мышления. В этой статье мы рассмотрим три наиболее действенных:

  • физиологический;
  • социальный;
  • подсознательный.

И начнем с самого простого, который вы можете использовать хоть сейчас.

Физиологический метод активизации мышления

Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода. Как это ни странно, столь простой и эффективный, он не получил дальнейшего развития, хотя его эффективность может проверить любой желающий.

Этот метод использовали практически все великие умы. Хотя приходили к нему стихийно. Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания.

Исследователи творческого мышления нашли массу экзотических вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий.

Простота метода послужила прекрасной маскировкой.

Насколько метод оказался скрытым, видно по книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка». В этой книге профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных.

И он же приводит пример своего исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким крупнейшим американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует.

Далее Плэтт приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но… не придает ему никакого значения.

А теперь посмотрим внимательно на ту фразу, которую пишет Плэтт: «Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой».

Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.

Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками — прогуливающимися.

А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над этой проблемой.

Почему же прогулка так влияет на мышление? Одна из причин состоит в улучшении кислородного снабжения мозга. Около половины всего кислорода, который мы вдыхаем, потребляет головной мозг. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы.

Как только участок нервной ткани мозга активизируется, ему требуется больше кислорода. Поэтому прогулка на свежем воздухе столь важна. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах.

Другим важным фактором является ритмичность движений. Мышление — это ритмический процесс, поэтому ходьба в ровном темпе позволяет подчинить работу мозга нужному ритму. Сочетание ритмических движений мышц и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления.

Метод кажется очень простым, но дает совершенно поразительные результаты. Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок.

Читайте также:  Занятие по развитию речи в средней группе: упражнения, примеры

Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража».

Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок. Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.

Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться по городскому парку, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.

Существует и прямо противоположный вариант физиологического метода. Его придумал доктор Еширо Накаматс, автор более двух тысяч изобретений, включая дискету, жесткий диск и цифровой дисплей часов. Когда Накаматс раздумывает над очередным изобретением, он ныряет в бассейн с ручкой и пластиковой карточкой.

Сидя под водой, он записывает приходящие идеи, пока хватает воздуха. По словам Накаматса лучшие идеи посещают его перед самым всплытием.

Врач Роберт Доман объясняет этот эффект тем, что в ответ на повышение содержания углекислого газа в крови сонные артерии, питающие мозг кровью, расширяются, обильно подавая в мозг кислород.

Можете попробовать и вариант Накаматса, хотя, согласитесь, прогулка все же более легкий и приятный для использования метод.

Социальный метод активизации мышления

Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить». Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив . ..

Николай Некрасов

Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что диффузные понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести диффузные понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.

Самый простой выход в этой ситуации — рассказать проблему другому человеку. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда начинали объяснять кому-либо свою проблему — и в этот момент приходило решение. Это и есть социальный вариант активизации мышления.

Теперь вы уже знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Данный метод очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в новой и незнакомой проблеме.

В вашем сознании появляется масса новых, а потому диффузных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия.

Понимание — это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.

Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения.

Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя те затруднения, с которыми вы сталкиваетесь. Стараясь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.

Если проблема не слишком занудна, то лучше рассказать о ней не одному человеку, а нескольким. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным.

Это хорошо знают преподаватели, что выражено в старой шутке, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю — не понимают. Второй раз объясняю — не понимают.

Третий раз объясняю — уже сам понял, а они все равно не понимают».

Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Этот вариант можно использовать в том случае, если проблема громоздка и ее решение займет продолжительный срок: месяцы или годы. Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы.

И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что — туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особых способностей здесь не нужно.

Это легко видеть по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.

Жак Барзун советовал начинающим писателям: «Заставьте поверить, что вы хотите склонить кого-нибудь к вашей точке зрения; иными словами, придумайте тезис и начните его излагать… При небольшом первоначальном усилии — вызов дару слова — вы заметите, что ваша скованность исчезает и вы по-настоящему втягиваетесь в дело. Тема захватывает вас, как это происходит со всеми писателями, у которых работа вошла в привычку».

Студенты часто удивляются, насколько хорошо преподаватель владеет предметом. Но удивительного ничего нет. Он этот предмет не только постоянно объясняет, но и постоянно готовит письменные материалы: лекции, контрольные, методические указания.

Социальный вариант можно сочетать с физиологическим. Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.

Активация подсознания

Наиболее эффективным методом активизации мышления является активация подсознания. Его преимущество в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью. А так как интеллект это мощная штука, то существует очень мало задач, которые не поддаются данному методу.

Собственно, этот метод и есть визитная карточка гениев. Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми. «Как так, я задачку по арифметике полдня решаю, а он открыл дифференциальное исчисление!» Поэтому очень распространена отговорка, что у гениев особый интеллект и они не такие, как все.

Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются. Вот и вся разгадка.

В чем суть метода? Решать задачи на сознательном уровне не всегда получается. У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он вынужден постоянно отвлекаться. В результате мозг постоянно простаивает. Мы используем его всего на несколько процентов.

Разные исследователи называют разные цифры, но вполне очевидно, что большую часть времени наше сознание занято полной ерундой типа «Сколько стоит вот та блестящая штучка» или «Куда подевались мои тапочки».

Но даже если мы сядем и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно зазвонит телефон и ваше сознание опять будет забито всяким мусором. Открытие опять не состоится.

А ведь к нашим услугам всегда действующее подсознание. Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное — нет? Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.

Методика активации подсознания очень проста и состоит из трех простых этапов.

  • Сначала сформулируйте тот вопрос, который вас сейчас интересует. Формулировка должна содержать не более семи слов и подразумевать точный ответ.
  • Запишите этот вопрос и приблизительно раз в день останавливайте на нем взгляд. Читать его даже не обязательно. Подсознание само его заметит.
  • Прекратите сознательно обдумывать этот вопрос, но продолжайте внимательно наблюдать и собирать информацию по этой теме.

Что же будет происходить с вашими мыслями? Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всякую всячину.

Краткая формулировка сформирует детектор ответа. И теперь подсознание готово к работе.

Каждое вновь принесенное знание будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» — и потащит готовый ответ в сознание.

Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело. Это произойдет в любой бытовой ситуации. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном — под яблоней. В обоих случаях подсознание уже имело детектор ответа, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.

У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.

Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им было все интересно, и их мозг днем и ночью работал над всё новыми проблемами.

Если вы задали мышлению очень трудную задачу, то оно может решить ее не сразу (иногда это может занять несколько лет) — но рано или поздно все равно решит, поэтому не расстраивайтесь.

Альберт Эйнштейн сформулировал очень простой вопрос: «Можно ли определить, что лифт движется, находясь в нем?» Проблема долго не поддавалась решению, но когда все-таки решилась, то Эйнштейн создал теорию относительности.

Так что не бойтесь задавать сложные вопросы. Интеллект именно для них и создан.

Источник: http://5psy.ru/samorazvitie/aktivizaciya-myshleniya-luchshie-metody.html

Как развить творческое мышление творческое и критическое мышление

Творческое мышление напрямую связано с воображением. Оно не менее важно для успеха, чем логика. Взаимодействие критического мышления и творческого позволяет интеллекту человека работать на порядок эффективнее в любой сфере. Точно так же, как в математике нужна креативность, в литературе или живописи часто не обойтись без логики.

Развитие серьезного творческого мышления опирается на использование специальных упражнений. Они описаны ниже.

Креативность позволяет человеку решать задачи,  на практике кажущиеся неразрешимыми. Также оно помогает добывать недостающие крупицы информации. Человеку с развитым интуитивным началом легче составить целостную картину интересующей его проблемы.

Что такое творческое мышление

Главные особенности творческого мышления – это умение глубже проникнуть в суть вопроса, усилить познавательные способности, решить сложную задачу. Дж. Гилфорд, автор психологических исследований творческого мышления, выделял характерные черты:

  1. Устремленность ко всему необычному, к новизне.
  2. Способность увидеть привычную вещь под другим углом, использовать ее нестандартным образом.
  3. Умение обнаруживать неочевидные свойства обычного предмета.
  4. Способность создавать новые идеи в напряженной или неопределенной ситуации.

Творческий характер мышления, по мнению других психологов, проявляется в следующем:

  • Оно никогда не повторяет уже знакомого, идя по необычной траектории. Творческая личность всякий раз решает задачу другим, оригинальным путем.
  • Серьезное творческое мышление, как и логическая мысль, предполагает наличие критического настроя. Креативная личность критически относится ко всему привычному, стремясь улучшить его. Иногда это приводит к конфликтам с окружением.
  • Также креативная личность легко отыскивает несколько решений для одного и того же задания. Она не довольствуется единственно верным вариантом.
  • Творческий человек умеет усматривать причинно-следственные связи между явлениями, которые на первый взгляд кажутся незаметными.

К таким элементам креативности относят:

  • воображение,
  • ясность сознания,
  • интуицию,
  • гибкость мыслительного процесса,
  • умение переносить знания из одной сферы в другую плоскость,
Читайте также:  Как распознать ложь по мимике и жестам

и многие другие свойства. Все эти качества нужны в реальной жизни. Именно они делают человека находчивее, изобретательнее, богаче и счастливее.

Тесты

В тесте творческого мышления, разработанного П. Торренсом, испытуемому нужно дорисовать графические элементы. Например, дополнить картинку, на которой изображена волна, или же заполнить изображением контуры овальной фигуры.

Иногда используется и тест дивергентного (в некоторых вариантах – творческого) мышления Вильямса. Опросник состоит из восьми разделов, оценивающих оригинальность, гибкость, беглость, любознательность и другие качества. Обычно тест дается школьникам.

Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» по Хеллер используется для анализа одаренности у детей с 10-11 лет. Во время тестирования школьникам нужно придумать как можно больше вариантов использования предметов (линейки, газеты). Тестирование творческого мышления по этому методу обычно выполняется на время: на обдумывание каждого предмета дается по 6 минут.

Как развить творческое мышление

Иногда говорят, что креативности нельзя научить. Это не совсем так. Врожденные таланты играют роль. Но в то же время почти все произведения искусства и достижения науки создавались именно взрослыми, развившими в себе созидательное начало. Следующие упражнения помогают усилить творческую интуицию.

Расшифровка аббревиатур

К этой технике развития творческого мышления можно прибегать в любое свободное время: стоя в очереди, в автомобильной пробке, во время скучной домашней работы. Метод заключается в том, чтобы придумать как можно больше расшифровок аббревиатур. Для примера рассмотрим слово «СУП».

  • «Самый умный полицейский»;
  • «Сон уставшего пассажира»;
  • «Сообщество умопомрачительных парижанок».

И другие. Потренировавшись, можно развивать фантазию и изобретательность с помощью слов, состоящих из 4 и более букв.

Придумывание вымышленного персонажа

Техника хорошо подходит для развития творческого мышления и фантазии у младших школьников. Упражнение проделывается так:

  • Фамилия, имя или прозвище.
  • В каком доме он (она) живет? На какой улице, в какой стране?
  • Какой его (ее) самое любимое блюдо?
  • Если бы этот персонаж превратился в цвет, то каким бы он был?
  • Если бы он стал животным, то каким?
  • Имеется ли у него (нее) тайна? Какая?

Находить как можно больше вариантов использования обыденных вещей

Придумать нужно минимум 10 идей. Для разминки берут любой попавшийся на глаза предмет. Взрослому полезно для размышлений ответить на несколько вопросов по поводу того, можно ли этой вещью:

  • что-нибудь удерживать;
  • делить другой предмет на две или более частей;
  • направлять другую вещь, перемещать ее в пространстве;
  • о чем-нибудь с ее помощью информировать.

Если речь идет о развитии творческого мышления и изобретательности у старших дошкольников, формулировки немного переделывают:

  • Можно ли что-нибудь хранить внутри этой вещи?
  • Можно ли с ее помощью издавать какой-нибудь звук?
  • Как можно играть с предметом?
  • Получится ли с его помощью рисовать?
  • Как можно учиться (читать, считать, наблюдать за окружающей природой), используя данную вещь?
  • Получится ли пользоваться ею в качестве транспорта (для себя, игрушек)?
  • Понадобится ли она еще кому-нибудь в работе (маме на кухне, папе в гараже, дедушке с инструментами)?

Практика изменения характеристик предмета

Этот метод стимулирования творческого мышления заключается в изменении свойств любого предмета (пуговицы, стакана, стула – чего угодно):

  • прибавить какую-либо часть к предмету, или отнять его у него;
  • поменять цвет;
  • поменять материал, из которого он изготовлен;
  • поменять местами части этого предмета;
  • изменить его внешнюю форму;
  • уменьшить или увеличить.

Воспользовавшись этой технологией для развития креативности и творческого мышления, один из кондитеров решил обновить свою фабрику. На ней стали производить противоположность печенья с шоколадной крошкой – печенье с кусочками белого шоколада.

Покупатели быстро раскупали новое печенье. Это принесло предприимчивому кондитеру немалый доход. Нетрудно догадаться, что в данном случае были использованы пункты 2 и 3 – подвергся изменению цвет и материал предмета.

Спички с римскими цифрами

Чтобы научиться видеть мир под другим углом, полезно и решение головоломок. Следующее арифметическое выражение неверное. Как исправить его, не касаясь спичек, не перемещая их, не добавляя и не убирая?

Ответ
Чтобы сделать выражение правильным, его нужно просто перевернуть вверх ногами

Методы развития творческого мышления

Майнд-карты

Один из самых лучших методов стимулирования творческого мышления – майнд-карты. При их составлении ключевое понятие пишут в центре чистого листа. Вокруг него рисуют стрелки и выписывают ассоциации, связанные с этой идеей. Каждая из этих ассоциаций обрастает новым кругом связанных с ней понятий.

Метод фокальных объектов

Этот метод активизации креативности и творческого мышления выполняется в 6 шагов:

  1. Сначала выбирают «фокальный» объект – то, что нужно изменить.
  2. Выбираются 2-5 других случайных предмета. Например, понятия из книги или журнала (непременно существительные). Они должны максимально отличаться от фокального объекта по своим свойствам.
  3. На бумаге выписываются характеристики этих случайных объектов.
  4. Затем их присоединяют к фокальному объекту. Егохарактеристики следует развить путем создания новых ассоциаций.
  5. Конечный результат оценивается с позиции интересности и возможности использования на практике.

Предположим, фокальный объект – жвачка. Другие три объекта, выбранные произвольно – «сон», «солнце», «кресло». Определяются характеристики этих объектов:

  • «сон» — сладкий, безмятежный, тихий;
  • «солнце» — яркое, теплое, лучистое;
  • «кресло» — удобное, мягкое, старое.

Все сочетания использовать не нужно – ведь очевидно, что многие из них окажутся нежизнеспособными. Но приписывая эти свойства жвачке, можно получить и занимательные варианты.

Например, свойство «безмятежный» наталкивает на мысль о производстве жвачки с мгновенным успокаивающим эффектом. Характеристика слова «солнце» «яркое» может стать идеей для создания светящейся жвачки для детей.

Или можно сделать продукт и «удобным» — например, выпуская жвачку в небольших коробочках с удобной защелкой.

Метод «Шести шляп» де Боно

Один из самых серьезных способов развития творческого мышления был предложен Эдвардом де Боно. Он называется«Методом шести шляп». В нем мышление делится на шесть способов, представляемых головным убором разного цвета. Краткое описание каждой «шляпы» таково:

  1. Белая (информационная). Этот тип думания предполагает оперирование сухими фактами.
  2. Красная (шляпа эмоций и чувств). Здесь мышление связано с внутренними переживаниями, желаниями и мечтами. Шляпа выражает чувства, имеющиеся по поводу проблемы.
  3. Черная (скептицизм).Черная шляпа страхует от безрассудных и бессмысленных идей, выявляет риски.
  4. Желтая (оптимизм). Логика желтой шляпы заключается в выявлении плюсов и возможных перспектив.
  5. Зеленая (креативность). Прибегая к этой стратегии, человек придумывает новые идеи, а также изменяет уже существующие.
  6. Синяя (организованность). Надевая данную шляпу, мыслитель управляет собственным разумом, направляет его в необходимое русло. Этот тип полезно использовать в самом начале созидательного процесса, а также в конце, для оценки результатов.

Автор идеи проводит аналогию между этим типом думания и задним ходом автомобиля: оно помогает выбраться из тупикового направления, но часто применять его нет надобности. Чтобы сместить вектор мысли, дать ей новое направление де Боно рекомендует:

  1. уйти от общепринятых клише;
  2. подвергать критической оценке допускаемое, сомневаться в нем;
  3. использовать необычные новые идеи (даже если они кажутся абсурдными).

Система ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Система ТРИЗ для развития творческого мышления предполагает, что:

  1. Технический прогресс происходит по определенным законам. Исследовав эти законы, их можно применять в работе и обычной жизни.
  2. Все разнообразие изобретательских трудностей можно разбить на группы и успешно решить.
  3. Традиционная логика отличается от изобретательской. Используя первую, человек идет на компромисс. Прибегая ко второму типу, он отыскивает глубокие противоречия, лежащие в корне проблемы.

Упражнения из ТРИЗ для развития творческого мышления:

  • Назвать как можно большее количество предметов, которым свойственно заданное качество (горячий, круглый, колючий, жидкий).
  • Перечислить как можно больше предметов, которым свойственна пара качеств (колючий и горячий, твердый и квадратный, белый и яркий).
  • Назвать как можно больше изменяющихся свойств, выявляемых во время наблюдения за простым процессом (закипание воды, горение свечи, надувание воздушного шара). Например, во время горения свечи меняется ее размер и вес, нагревается воздух, пламя становится большим или меньшим.
  • С помощью логических выводов доказать абсурдную гипотезу. Например, что наличие бороды полезно для здоровья. Человек с бородой кажется окружающим мудрее – отношение к нему более уважительное – социальные контакты положительно влияют на настроение, что благоприятно отражается на состоянии здоровья.

Курс Викиум для развития творческого мышления

Подробно о том, как развить творческое мышление, рассказывается в специализированном курсе Викиум.

Курс дает возможность:

  • Узнать, как созидательное начало в человеке понималось в различные времена, что вкладывали в это понятие великие люди.
  • Выяснить, что такое креативность в психологии и физиологии.
  • Убедиться на практике в том, что каждая личность – это первооткрыватель и исследователь. Ограничения создаются только ею самой. В рамках курса «Викиум» пользователь обучается тому, чтобы разрешать себе быть творцом.
  • Снова научиться замечать явления, во взрослом возрасте кажущиеся пустяковыми.
  • Детально разобраться, как работает мозг. Курс помогает научиться управлять своим интуитивным началом. В процессе работы пользователь поймет, что у каждого человека изначально имеется гигантский спектр возможностей, чтобы проявить себя в различных жизненных областях.
  • Научиться применять полученные знания на практике. Курс рассчитан не только на те сферы, которые традиционно считаются творческими (рисование, музыка, танцы или ремесла). Они будут полезными и в быту, и в работе.
  • Отыскать собственную нишу и реализовать имеющиеся таланты.
  • Опробовать техники, помогающие развить креативность. Подобрать самые действенные для себя задания. В курсе представлены упражнения разного уровня сложности.

Каждый из уроков заключает в себе:

  • Набор графических схем;
  • Видеоурок;
  • Комплекс упражнений.

Также курс развивает следующие качества:

  • Фантазию и воображение;
  • Память и внимание;
  • Логическое мышление;
  • Способность находить нетривиальные решения сложных задач;
  • Умение воплощать в жизнь задуманное.

Отзывы о курсе помогают составить представление о том, какую пользу приносит его прохождение на практике:

  • Многим курс помог научиться нешаблонно мыслить, развить креативность. Уроки насыщены и теорией, и наглядными примерами, и занимательными упражнениями. Поначалу техники определенного уровня кажутся сложными. Но после систематических занятий остается только удивляться возможностям, заложенным в мозге.
  • Некоторым людям курс помог избавиться от страхов и ограничений. Раскрепостившись, они научились пользоваться своим интуитивным началом в обычной жизни.
  • Пользователи отмечают, что устойчивый результат появляется после долгих тренировок. Через некоторое время после работы с заданиями воображение становится богаче, развивается память и внимание.
  • Еще один плюс – обучение в виде игры. Оно позволяет снова обрести тягу к получению знаний. Это полезно для тех людей, кому пребывание в школе или вузе было не в радость и кому проще даются игровые задачи.

Как развить творческое мышление Ссылка на основную публикацию

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/tvorcheskoe-myshlenie.html

Ссылка на основную публикацию