Великие ораторы: известные ораторы мира и современности

Выдающиеся ораторы современности

Реферат на тему:

Выдающиеся ораторы современности

План

Введение

  1. Выдающиеся ораторы современности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное ораторское искусство, особенно в России, с развитием рыночных отношений в наше время получило новый толчок, надежно сохранив традиционные формы публичной риторики.

Значение ораторского мастерства на современном этапе развития нашего общества трудно переоценить – чтобы эффектно преподнести себя на рынке труда необходимо владеть элементарными приёмами и техниками убедительных выступлений.

Понятно, что навык ораторского мастерства или ораторского искусства не может возникнуть сам по себе, а всегда является результатом специальной подготовки.

Оратор – это, прежде всего человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто.

Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал.

И здесь важно практически все; интеллектуальный уровень, степень образованности, характер, личный жизненный опыт…

И кроме этого еще особое чутье, позволяющее чувствовать аудиторию, ощущать ее настроение и предугадывать реакцию.

Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.

Темой нашего реферата является: «Выдающиеся ораторы современности».

Цель работы: Рассмотрение выдающихся ораторов современности.

Задачи:

  1. Проанализировать и выявить выдающихся ораторов современности.

Выдающиеся ораторы современности

 Оратор – это, прежде всего человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто. Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал.

И кроме этого еще особое чутье, позволяющее чувствовать аудиторию, ощущать ее настроение и предугадывать реакцию.

Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.

Разумеется, нельзя преуменьшить роль таких факторов как интеллект, образование и опыт – без них оратор обречен на поражение в серьезной дискуссии, он не сможет вести полемику с достойным оппонентом.

Однако при этом, эти качества являются лишь необходимой базой современного оратора, они не определяют его по сути, как не определяют и личность человека, за исключением уровня его развития.

Я хочу сказать, что именно характер и персональные качества личности играют решающую роль в формировании образа того или иного оратора.

Вообще стоит заметить, что образ оратора, пожалуй, всегда будет отражением и тенью его личности, пусть даже он обладает большим чутьем и артистизмом, все равно, вектором их приложения станет совокупность его личностных ориентиров.

Из современных ораторов мира обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Она не сразу стала «Железной Леди». Именно большая работа над собой в области риторики сделала Маргарет тем человеком, о котором будут говорить и много лет после ее смерти.

Остроумным оратором, блестящим и жестким политиком. Голос Тэтчер был визгливым и неприятным на старте политической карьеры. Структура изложения информации была недостаточной.

Маргарет наняла лучших педагогов по ораторскому мастерству, по голосу, по имиджу. В результате самоотверженного труда перед нами предстала другая Маргарет — уверенный и талантливый оратор и сильный политик. Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства, эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природу.

Многим известно, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным тембром. Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент.

А также можно вспомнить Бараку Обама и Адольфа Гитлера. Их речи наполнены энергетикой, а сами они обладают мастерством публичных выступлений.

Еще один гениальный литератор и спичрайтер – Уинстон Черчилль (британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе), но как актер и оратор — явно им проигрывает.

Народные массы не то чтобы восхищаются, но выделяют этого оратора среди других. Прилежным учеником, освоившим как основы ораторского мастерства, так и его тонкости является Дмитрий Медведев. Уверенность в себе и сдержанность, корректность и логически выстроенная речь восхищают многочисленных слушателей. Основным приемом его ораторского искусства является отсутствие экспрессии.

Безусловно, для оратора важно умение заранее продумать свое выступление, однако его чрезмерное применение лишает речь некоторого полета, придает ей излишнюю монотонность.

Стоит упомянуть ораторские способности замечательного рассказчика Николая Дроздова.

Его повествования о животных построены в соответствии с классической теорией ораторского искусства, впечатляют своей неимоверной добротой и открытостью.

Сегодня, общемировая тенденция к глобализации внесла свои коррективы во все сферы жизни, в том числе сильно повлияв и на норму ораторской манеры.

Без сомнения, тон в ней задает либерально-демократический Запад, в котором существует некий негласный стандарт политического ораторского стиля, ориентированный на сдержанность, точность, объективность, толерантность и дипломатичность. Все политики, стремящиеся прослыть прогрессивными и современными, ориентируются на эту модель.

Примером может послужить нынешний президент США Барак Обама, так же многие европейские лидеры, а в нашей стране, образцом этой манеры является президент Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев.

С другой стороны, политики стран, стоящих в оппозиции Западу, выражают это так же и в ораторской манере. Их выступления более экспрессивны, они не боятся недипломатических высказываний и порой, совсем не стесняются в выражениях.

Безусловно, это поднимает уровень их популярности среди сторонников и лояльных им людей, но в целом, неминуемо ведет к контрастному восприятию, то есть к ним становится сложно относиться равнодушно, большинство либо горячо поддерживает их, либо яро осуждает.

В качестве наиболее ярких примеров лидеров стран, использующих такую манеру можно привести Уго Чавеса, Махмуда Ахмадинежада, Муамара Каддафи. Вообще стоит заметить, что яркий и экспрессивный ораторский стиль более всего свойственен пламенным вождям революций, а так же авторитарным правителям.

В связи с этим, хочу сказать немного о личности, как мне кажется более всего повлиявшей на нынешний ораторский стиль, да и вообще на весь современный мир. Ведь при обсуждении ораторов, нельзя обойти стороной одиозную фигуру Адольфа Гитлера.

Этот человек, при всем ужасе выбранного им пути и совершенных им преступлений, был прирожденным, гениальным оратором и именно это сделало его вождем целой нации.

Даже самые непримиримые оппоненты Гитлера признавали, что он – величайший оратор, которого когда-либо знала Германия.

Зигмунд Фрейд говорил, что Гитлер владеет массовым гипнозом. Его ораторский стиль можно охарактеризовать как чрезвычайно экспрессивный, но вместе с тем гибкий и точный, ориентированный на восприятие публикой, как искренний душевный порыв сильного человека.

Гитлер прекрасно чувствовал свою аудиторию и идеально настраивался на нее – с рабочими он говорил иначе, чем с солдатами и перед политиками выступал по-другому, нежели перед чиновниками. При этом его цепкий взгляд всегда был устремлен в зал, он наблюдал, насколько точно достигают его реплики аудитории и продолжал речь, исходя из реакции публики.

Вот что писал сам Гитлер, в своей книге «Моя борьба»: «В массовых собраниях мышление выключено. И я использую это состояние; оно обеспечивает моим речам величайшую степень воздействия, и я отправляю всех на собрание, где они становятся массой, хотят они того, или нет. Интеллектуалы и буржуа так же хороши, как и рабочие. Я перемешиваю народ. Я говорю с ним, как с массой».

История распорядилась таким образом, что Адольф Гитлер справедливо стал для большинства людей неким собирательным образом зла и жестокости, но вместе с тем это, пожалуй, первый человек, всплывающий в сознании большинства при вопросе о величайших ораторах XX века.

Однако, благодаря создавшемуся, отрицательному образу Гитлера, его агрессивный и экспрессивный ораторский стиль так же, воспринимается в наши дни как негативный. Тем самым он повлиял на всех современных ораторов, особенно в политике.

Никто не хочет ассоциироваться с Гитлером, каким бы блистательным оратором тот не был.

На мой взгляд, это один из ключевых факторов, повлиявших на современную риторику –  теперь ценятся не только и не столько способность оратора завоевать толпу, а скорее его рассудительность, точность и рациональность.

Владимир Владимирович Путин – в его речи всегда есть две основных составляющих – содержание и оболочка. У публичных людей порой страдает один из этих компонентов, отчего и общее впечатление не совсем достойное.

Речь может быть хорошо продуманной, содержательной, логичной и актуальной, но оформлена скучно и непрофессионально.

Или же, напротив, выразительное, яркое, почти театральное выступление, по сути, не содержит никакой информации или нелогично выстроено.

Секрет же Владимира Владимировича в том, что обе этих составляющие сбалансированы. Его всегда актуальная злободневная речь построена так, что не придерешься. Логичная и насыщенная, грамотно построенная и оформленная она доступна большинству.

Секрет его привлекательности как оратора заключается в том, что образ его продуман до мелочей. Речь и голос в целом производят впечатление уверенного осознающего свою значимость, сильного и умного человека. Жестикуляция, интонация и паузы дополняют образ.

Манера держаться на публике, двигаться, реагировать на изменяющуюся ситуацию – не только суть характера, но и результат большой работы над собой. Плюс человеческое обаяние, эрудиция, чувство юмора – все это вместе и составляет образ того публичного человека, которого мы все с вами знаем.

Хорошая дикция, средний темп речи, умело используемые паузы интонации, а также голос средней силы, опирающийся на грудные регистры – вот стиль Путина. Энергетика вступления очень важная составляющая речи.

В основном, его речи среднего накала и стиль тоже достаточно сдержанный, а в особых случаях он себе позволяет и другую лексику, и более активный темп, а также агрессивный тон. Это тогда, когда проблема и тема выступления особо сложная.

В любом случае, как мы и говорили в начале, и то и другое – в гармонии, что, безусловно, вызывает доверие у слушающих.

Владимир Вольфович Жириновский — фигура – наиболее противоречивая в российской политике.

С одной стороны, он является основателем и бессменным лидером одной из старейший партий современной России, заместителем председателя Государственной думы, доктором философских наук, кавалером нескольких орденов и медалей, и, несомненно, обладает достаточной популярностью в российском обществе. Но с другой стороны, его имя уже стало нарицательным и он всегда ассоциируется со скандалом, иррациональным мышлением и поведением.

Его эпатаж и агрессия, резкая манера изложения и излишняя  жестикуляция привели к узнаваемости его стиля.

Дело в том, что Владимир Вольфович – неординарный оратор, расположивший к себе тем самым многих людей из народа, хотя его стиль и идет в разрез с современной нормой. Вдобавок Жириновский достаточно несдержанный человек, на его счету несколько публичных драк и оскорблений, в том числе и в Государственной думе.

Как можно охарактеризовать его, как оратора? Экспрессивный и агрессивный, склонный к хлестким, провокационным фразам и необдуманным действиям, громкий почти до крикливости и всегда активно жестикулирующий – в собственных глазах Владимир Вольфович наверняка предстает громогласным обличителем, но, увы, при всей популярности, его мало кто воспринимает всерьез.

Он стал заложником своей манеры и своего амплуа, с вечным ореолом скандальности, превратился в главного «персонажа» политической сцены, за которым интересно наблюдать, потому что он непредсказуем и эпатажен, и в этом смысле всегда оправдывает ожидания публики. Осталось добавить, что, по мнению некоторых политологов, многие из избирателей голосуют за Жириновского именно из протеста всей политической системе, не столько поддерживая его позицию, сколько выбирая наиболее контрастный вариант, из нелюбви к остальным.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_12/vydajushhiesya-oratory-sovremennosti/572056.3473823.page1.html

Ораторы современности



Читайте также:  Упражнения по риторике и ораторскому искусству для детей
Министерство финансов Российской ФедерацииВсероссийская государственная налоговая академияРЕФЕРАТПо риторике       на темуОраторы современностиВыполнил: студентка группы НЗ-202Федотова Е.Е.         Проверил:            Москва 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие об ораторском искусстве……………………………………..4

2. Современные российские ораторы…………………………………….5

Заключение…………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………9

Введение

Оратор – прежде всего человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто.

Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал.

И здесь важно практически все; интеллектуальный уровень, степень образованности, характер, личный жизненный опыт… и кроме этого еще особое чутье, позволяющее чувствовать аудиторию, ощущать ее настроение и предугадывать реакцию.

Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.

1.      Понятие об ораторском искусстве.

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

2. Современные российские ораторы.

Пожалуй, первый российский оратор, приходящий на ум большинству – это Владимир Вольфович Жириновский. Его фигура – наиболее противоречивая в российской политике. С одной стороны, он является основателем и бессменным лидером одной из старейших партий современной России, заместителем председателя Государственной думы, доктором философских наук.

С другой стороны, его имя уже стало нарицательным, и он всегда ассоциируется со скандалом, иррациональным мышлением и поведением.Дело в том, что Владимир Вольфович – неординарный оратор, расположивший к себе тем самым многих людей из народа, хотя его стиль и идет в разрез с современной нормой.

Вдобавок Жириновский достаточно несдержанный человек, на его счету несколько публичных драк и оскорблений.

Как можно охарактеризовать его, как оратора? Экспрессивный и агрессивный, склонный к провокационным фразам и необдуманным действиям, всегда активно жестикулирующий, но, увы, при всей популярности, его мало кто воспринимает всерьез. Он стал заложником своей манеры, превратился в главного «персонажа» политической сцены, за которым интересно наблюдать, потому что он непредсказуем и эпатажен, и в этом смысле всегда оправдывает ожидания публики.   

В качестве противоположного примера политического оратора прекрасно подходит нынешний президент России Дмитрий Медведев. Никакой экспрессии – он сдержан и спокоен, его речь всегда правильно и логически выстроена, определения, которые он подбирает в свободном диалоге, максимально точно передают смысл. Он всегда предельно корректен и не допускает неоднозначных формулировок.

Такая манера не производит сильного впечатления на большинство людей, речь слишком слажена и спокойна, отсутствует фактор прямого эмоционально взаимодействия со слушателем.

Подобную манеру лучше всего воспринимают люди науки, особенно юристы, к которым относится и сам Дмитрий Анатольевич, простым же людям такая манера может представать невзрачной, расплывчатой, неубедительной.

Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток подобной манеры.

К счастью, в нашем обществе ораторское искусство охватывает практически все сферы, а не только политику и юриспруденцию. И я хочу немного сказать о трех выдающихся ораторах культуры и науки.

Это недавно умерший искусствовед, переводчик, теле- и радиоведущий, критик, Виталий Яковлевич Вульф; историк, драматург, сценарист и телеведущий Эдвард Станиславович Радзинский и профессор МГУ, доктор биологических наук и телеведущий Николай Николаевич Дроздов.

Виталий Вульф – это прекрасный пример спокойного, харизматичного оратора. Он рассказывал о людях и их судьбах так, что слушатель чувствовал, каково им было жить. Его манера чрезвычайно спокойна, даже не сдержана, а именно спокойна – он всегда неторопливо и вдумчиво рассказывал, так, чтобы у публики было время подумать о сказанном вместе с ним.

Эдвард Радзинский – это тоже яркий пример культурного оратора.

Его исторические рассказы, конечно более художественные, чем научные, но все же точные, основанные на фактах – рисуют картины прошлого и повествуют о человеческих судьбах так, что внимательный слушатель переживает их вместе с ним. Он более эмоционален, чем Виталий Яковлевич, порою сильно жестикулирует и играет голосом, но в его манере это абсолютно уместно и оправданно.

И Николай Дроздов – тоже замечательный рассказчик, с невероятно доброй и душевной, спокойной манерой, располагающей к теме и увлекающей как маленьких детей, так и взрослых.

И она наверняка может быть узнана каждым, кто хоть раз слышал его рассказ о животных.

Конечно, он рассказывает для широкого круга людей, а не для специалистов – это популярная наука, но в ее рамках он нашел удивительно верную манеру, не оставляющую слушателя равнодушным.

Эти люди – образцовые ораторы культуры и науки. В манере каждого из них есть некое своеобразие, своя харизма, и у всех она настолько самобытна, что не раз становилась объектом пародии.

Их рассказы увлекают слушателя, заставляя его по-настоящему сопереживать историям.

Вообще, в речах талантливых ораторов культуры и науки есть какая-то магия, обусловленная, наверное, самими явлениями, о которых они ведут рассказ, и их ощущением, которое дано им в полной мере.

Заключение

В этой работе, я попыталась рассмотреть основные черты современного ораторского стиля и некоторые особенности нескольких ораторов. Конечно,  каждый из них отображает собственную индивидуальность, но у всех есть нечто общее – они взаимодействуют с публикой. И из этого можно сделать вывод, что в какой-то мере, все ораторы являются отражением нас самих.

Список литературы

1.         Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002.

2.         Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.

3.         Медведев А.В. Основы риторики. М., 2000.

3

Источник: http://turboreferat.ru/rhetoric/oratory-sovremennosti/205030-1025836-page1.html

Лучшие ораторы в истории

29 декабря 2012, 14:44

Для того, чтобы стать успешным в риторике, нужно большое желание произносить речь. Даже новичку в этой сфере должно быть знакомо чувство удовлетворения и удовольствия от публичного выступления. Необходимо в первую очередь осознавать цель своего появления на публике, цель своей речи. Правильное начало — половина успеха!

Для того, чтобы стать успешным в риторике, нужно большое желание произносить речь. Даже новичку в этой сфере должно быть знакомо чувство удовлетворения и удовольствия от публичного выступления. Необходимо в первую очередь осознавать цель своего появления на публике, цель своей речи. Правильное начало — половина успеха!

Очень многое зависит от Ваших актерских способностей: умение держать публику, смотреть в глаза, чередовать эмоциональные и логические аргументы, поддержание гармоничного и яркого образа оратора. 

Аристотель. Он был самым первым автором учебника по риторике. Главным условием успешности оратора по его словам — соответствие сути речи внешнему виду ритора. Никогда не будет успешной речь женщины легкого поведения о воспитании детей. 

Цицерон всегда очень тщательно готовился к своим выступлениям. Без подготовки он не мог произнести ни одного слова. Жена зачастую была автором текстов. 

Демосфен нередко нервничал перед выходом на публику. Избавлялся от нервного подергивания только одним способом: вставал на заостренный меч во время репетиций.

Главное в ораторском искусстве — практика, и Демосфен это отлично понимал. Он был прекрасным ритором, несмотря на плохую дикцию и слабый голос.

Набирая в рот камешки и пытаясь перекричать шум моря, он набирался опыта. 

Ломоносов считал основой всех наук именно риторику. Очень во многих сферах он был силен, но вот зоология ему не давалась: к примеру, носорога путал с бегемотом. 

Мирабо все свои тексты учил исключительно наизусть. При этом все они на выступлениях звучали не как обычный пересказ, а как талантливая импровизация. Одна из этих речей призывала к взятию Бастилии. 

Ораторское искусство неразрывно связано с хорошей памятью, которую нужно постоянно тренировать с помощью систематических нагрузок. Искусство ритора исчезнет, если будет хорошо подвешен язык, но не будет работать память.

Владимир Ильич Ленин. Конечно, он обладал недюжинным талантом ритора. Его искусство говорить в основе своей содержало экспрессию и эмоциональную выразительность. Это действительно очень важно, ведь согласитесь, что многие оценивают именно как человек говорит, а не что. 

Маргарет Тэтчер с рождения была наделена неприятным визгливым голосом. Она очень долгое время упорно изучала актерское и ораторское искусство. Тэтчер по началу боялась публики, не знала, куда девать глаза.  Однако работа над собой дала плоды. 

Как говорил Уинстон Черчилль, произнести речь на час сможет любой, а пятиминутное выступление требует таланта. К нему нужно готовиться не менее, чем за месяц и иметь большой жизненный опыт. Ораторский провал для него — это речь более, чем на 20 минут, когда за это не платят.

История риторики на самом деле достаточно противоречива. Однако ясно одно: сейчас все чаще и чаще умственные способности человека оцениваются по его умению красиво и убедительно говорить. Ведь только за умением говорить стоит способность мыслить!

Источник: https://www.ikirov.ru/news/19118-luchshie-oratory-v-istorii

Факты из истории ораторского искусства. Секреты успешных выступлений

Хотим рассказать вам некоторые факты из истории ораторского искусства, которые рассказывают о трудностях и препятствиях на пути к идеальному выступлению. Мы расскажем, на какие ухищрения шли ораторы для достижения желаемого результата, а также о том, какие приемы они используют. Они стали примерами для многих, возможно, они смогут замотивировать и вас!

Аристотель был первым автором учебника по риторике. В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи — соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.

Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.

Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под него заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство — это практика, практика, практика. Физические усилия!

Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же — какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии.

Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.

Мирабо заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию.

Разумеется, искусство публичного выступления — это не искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию — это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это просто гениально.

Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.

Владимир Ленин — безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».

Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят.

Читайте также:  Развитие воображения у детей дошкольного возраста: особенности и упражнения

Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос. Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика — отнюдь не помощник в риторике.

Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол.

Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства.

Барак Обама считается одним из лучших ораторов современности. В его выступлениях чувствуется не просто техника, а естественная позиция, естественные приемы, естественная речь. Еще в ранний период политической карьеры Обама  мастерски владел техникой публичных выступлений.

 Из наиболее используемых  его приемов можно выделить: 

  • Правило трех пунктов: любой вопрос, по которому следует склонить аудиторию на свою точку зрения, оратор разбивает на три основных пункта.
  • Прием логически подкрепленной техники жестикуляции к тексту выступления. Обама  подчеркивает и визуально и образно дополняет каждую фразу и каждую мысль.
  • Прием использования практической и визуальной аргументации на основе реальных фактов и событий из личной жизни оратора или его семьи. 

Стив Джобс — самый выдающийся коммуникатор на мировой сцене. Каждое его выступление — это театральное действо, предназначенное для генерации максимального шума, известности и признания.

Оно содержит в себе все элементы пьесы или фильма: конфликт, завязку, кульминацию и развязку, злодеев и героев.

И подобно всем великим режиссерам, Джобс записывает сценарий на бумаге, прежде чем взять в руки «камеру» (то есть запустить на компьютере программу для подготовки презентаций). Это настоящий маркетинговый театр.

Ник Вуйчич является великим мотиватором и оратором, он очень много выступает. Его выступления поражают, воодушевляют и сподвигают к действию. Потрясает история этого человека, и на сегодняшний день он является одним из самых лучших мотиваторов.

 Ник рассказывает своей аудитории о том, насколько важно иметь своё видение и мечтать по-крупному. Используя свой собственный опыт во всём мире в качестве примера, он бросает вызов другим, чтобы они рассмотрели свои перспективы и заглянули за пределы своих обстоятельств.

Он делится своей точкой зрения, как перестать смотреть на препятствия, как на проблему, а вместо этого начать видеть их, как возможность к росту, как оказывать влияние на других и т.д.

Он подчёркивает важность нашего отношения и то, что оно является наиболее мощным инструментом, который есть в нашем распоряжении; а также показывает, как выбор, который мы делаем, может иметь большой эффект, влияющий и на нашу жизнь, и на жизнь тех, кто находится вокруг нас. 

Мы можем сделать вывод, что почти каждый из вышеперечисленных ораторов сталкивался с теми или иными трудностями на пути к идеальному публичному выступлению. Но их вера в собственные силы, упорная работа над собой и желание совершенствоваться, помогли им превзойти их самые смелые ожидания.

Источник: http://pochueva.com/index.php/stati/230-fakty-iz-istorii-oratorskogo-iskusstva-sekrety-uspeshnykh-vystuplenij

Современные ораторы

Но раньше и сейчас были не только талантливые люди, в совершенстве владеющие ораторским искусством, но и те, кому оно вообще не давалось. Вот вам наглядный пример.

Виктор Степанович Черномырдин (Приложение 7) — наш современник, действующий политик, обогативший идиоматику русского языка многочисленными фразами. Виктор Степанович всегда отличался особенностями своего красноречия. Услышав речь Черномырдина, вы не перепутаете его манеру изложения с чьей либо другой. Его выражения стали афоризмами, каждый из нас часто цитирует их в повседневной жизни.

Но, не смотря на его своеобразную и неповторимую манеру, в обществе он был очень популярен. Ему доверили быть послом в Украине, не смотря на то, что у России довольно напряженные отношения с этой страной.

Не обладая общепризнанным ораторским искусством свои чувства, эмоции и мысли, он всё таки доносит до широкой массы людей, и ещё вчера был заметной фигурой на политической арене.

Я бы хотела процитировать некоторые его фразы, которые мы часто используем и слышим.

«Мы не можем делать никому, чтобы было в ущерб себе»

«…хотели как лучше, а получилось как всегда»

«Без меня Мамай по стране прошел»

«Никогда еще такого не было, и вот — опять!»

«Правительство — это не тот орган, где можно языком как попало»

«Лучше быть головой мухи, чем жопой слона» е водки хуже нет»

«Надо же думать, что понимать»

«У кого руки чешутся — чешите в другом месте!»

«Вас там туда…»

«Я вообще далёк от мысли. «

«Нам нельзя вступать. Мы как начнём вступать, так обязательно на что-нибудь наступим»

«Мы выполнили все пункты: от. А до. Б»

«Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны»

«Здесь вам не тут»

«Страна у нас — хватит ей вприпрыжку заниматься прыганьем»

«Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу»

Кроме манеры говорить, очень большую роль имеет и подача себя как оратора. Множество личностей становились великими людьми слова именно благодаря харизме и темпераменту. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой.

Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Одним из самых ярких представителей современного политического мира является Владимир Вольфович Жириновский (Приложение 8).

Политическая деятельность Жириновского характеризуется крайне яркими и часто вызывающими скандально-популистическими высказываниями. Считается, что Жириновский несколько раз озвучивал планы российского правительства и часто эти прогнозы сбывались.

С именем Жириновского был связан ряд публичных скандалов и потасовок (особенно в 1994-1995 гг.), прибавивших ему популярности среди избирателей. Ему не присуща цензура. Владимир Вольфович не подбирает корректных и этически выверенных фраз для своих высказываний.

Говорит прямо, по сути, и все вещи называет своими именами. Без купюр. Его манера доносить информацию до публики не укладывается в стандартные рамки ораторского искусства, но, не смотря на это к нему прислушивались толпы людей.

Именно его манера преподать себя заставляла людей обращать на него внимание. А что самое главное слушать его.

Вот некоторые его цитаты:

«Вот был хороший журналист Джон Рид — сделал репортаж, умер, похоронили».

«Если “Макдоналдс» — хорошее заведение, почему наши люди умирают в 57 лет?»

«Мы разъясним нашему народу, что такое русский народ. Это дикость вообще!»

«Нас будут говорить…»

«Немцы нам большевиков в запломбированном вагоне прислали. Нам надо теперь прислать в Европу запломбированный вагон с чеченцами».

«Он сегодня скажет, а завтра его повесят».

«От чего коровы с ума сходят? От британской демократии».

«Пушкин несчастный был. Лучше бы его не было совсем».

«Так и Жак Ширак. Пускай приедет сюда и в палате между капельницами посидит и посмотрит, как русские врачи умеют лечить. Мы от всех болезней лечим».

«Только под русские песни плачет планета».

«У меня чистые руки, но они будут в крови, если я стану президентом».

Рассмотрев выдающиеся личности прошлого и современного времени, я хочу подвести вас к человеку, которого ставят в пример многим политическим деятелям, который вобрал в себя лучшие качества современного оратора. Являясь нашим современником, он представляет собой классическую школу ораторского искусства. Большинство политиков склоняются к тому, чтобы отдать пальму первенства именно ему!

Уго Рафаэль Чавес Фриас (Приложение 9) — президент Боливарианской Республики Венесуэла. Наглядный пример способности держать аудиторию.

23 мая 1999 года в телеэфир вышла программа «Алло, президент» с участием самого президента страны. Чавес объяснил своё желание попробовать себя в качестве телеведущего тем, что хочет донести правду о происходящем в стране и вокруг неё до каждого венесуэльца.

В эфире Чавес задаёт вопросы своим министрам, общается с местными жителями, ведёт телемосты с другими регионами, разъясняет политику правительства, делает исторические экскурсы, посылает воздушные поцелуи и шутит. С 15 февраля 2007 г. президент Уго Чавес стал общаться со своим народом ежедневно по рабочим дням в течение полутора часов с 20.00 до 21.30.

Но он на этом не остановился. В августе Чавес установил рекорд, общаясь с венесуэльским народом 7 часов 43 минуты. Во время трансляции из президентского дворца Чавес не сделал ни единого перерыва и лишь изредка выпивал чашечку кофе. А в ходе сентябрьской телепрограммы Уго Чавес установил новый рекорд по её продолжительности.

Он, не прерываясь, при тридцатиградусной жаре вёл популярную в стране передачу в течение 8 часов и 06 минут. Он является эталоном ораторского мастерства. В его речи соблюдены все нормы.

Тембр голоса, цензура, простота и доступность речи, корректность, этичность. То есть о сложных вещах он может говорить простым языком, понятным всем. Таким даром обладает далеко не каждый.

Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами.

От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие, и насколько успешны мы будем в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой.

Умение общаться — это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. Многие великие люди говорили об ораторстве замечательные вещи.

Общение само по себе неисчерпаемо и захватывающе — чем больше занимаешься, чем больше получаешь реальных результатов — тем больше хочется продолжать.

Это необыкновенно интересно и увлекательно — разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди.

Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/6267

Семь великих ораторов

Владимир Серов. Ленин провозглашает Советскую властьФото: dimanos.livejournal.comВыступление Льва ТроцкогоФото: diletant.mediaВыступление Уинстона ЧерчилляФото: junglefox.meФото: uploads.knightlab.comЖан Леконт дю Нуи.

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусствеФото: salesgu.ru

Как известно, ораторское искусство зародилось в Древней Греции, и, стало быть, первые мастера красноречия появились именно там. На весь мир известна история Демосфена.

С юных лет он был косноязычен, обладал слабым голосом и коротким дыханием, однако мечтал выступать на публике и доносить до народа свои мысли. Работая над своими недостатками, он набирал в рот камешки и произносил речи на берегу моря, стараясь звучать громче волн.

Эти и другие тренировки сделали его одним из величайших риторов всех времён.

Афинянин Лисий был замечательным ритором. История гласит, что его речи отличались выразительностью, оригинальностью, чёткостью, логичностью, краткостью, продуманностью. Он часто использовал юмор и иронию, что особенно нравилось публике. По сей день Лисий является эталоном для ораторов со всего света, в особенности судебных.

XVI президент США Авраам Линкольн славился красноречием. Из-за бедственного положения семьи он учился в школе совсем недолго и многое (в том числе ораторское мастерство) постигал самостоятельно. Известно, что темы будущих выступлений он обсуждал чуть ли не с каждым встречным, в результате чего настолько привыкал к будущей речи, что на публике она звучала как импровизация.

Репетируя выступления, Уинстон Черчилль продумывал не только текст, но и мимику, жесты и даже положение ног, зная, что может оказывать влияние на публику как словесно, так и невербально. Свои легендарные высказывания он сочинял заранее. В целом же его речь отличалась обилием метафор, естественностью, эмоциональностью.

На заседаниях с участием Анатолия Кони всегда собиралось много людей, мечтавших вживую услышать знаменитого судебного оратора. Легендарный юрист начала XX века говорил живо и образно, гармонично соединял серьёзные факты и эмоции. Он никогда не употреблял непонятных широкой публике слов, высказывался ясно и чётко.

Читайте также:  Художественный стиль: что это такое, примеры, жанры, языковые средства

Ещё один выдающийся отечественный оратор — Лев Троцкий. Он обладал мощным звучным голосом, его речь была слышна издалека. Говорил он напористо и уверенно, строя последовательные монологи. Увлечённый и красноречивый, он мог выступать на публике два-три часа. Лозунги, которые он придумывал, мгновенно улетали в толпу.

Культовый персонаж отечественной истории предлагал народу то, во что верил сам, и потому его идеи так заражали публику. Он говорил эмоционально и конкретно, тонко чувствовал настрой толпы, вёл со слушателями диалог, активно жестикулировал. Он использовал короткие речевые формулы, которые легко воспринимались и запоминались людьми.

Надоело ходить на мероприятия одному?
Ищи человека, с которым тебе будет интересно

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/all/list/pyat-velikih-oratorov/

Великие ораторы (стр. 1 из 5)

Введение

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

Оратор — лицо, выступающее с речью Кроме того, красноречивый человек, владеющий мастерством построения и произнесения речи перед широкой публикой

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское — красноречие.

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции.

Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской.

Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.

Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени.

Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория .

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике.

Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты.

От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Ораторская речь — вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

Традиции современной ораторской речи восходят к ораторскому искусству Древней Греции и Рима (Демосфен, Цицерон). Особенности ораторской речи изучались ранее риторикой. Выделяют академическое (научное), политическое, судебное, церковное (особенно проповедь) и др. виды красноречия.

Одним из известных русских оратором был Фёдор Никифорович Плевако, именно о нем и пойдет речь ниже.

Плевако Федор Никифорович (1842-1908)

За всю историю отечественной адвокатуры не было в ней человека более популярного, чем Плевако», — пишет саратовский историк Н. А. Троицкий.

Специалисты в области права и обыватели ценили его выше всех адвокатов как «великого оратора», «гения слова», «старшего богатыря» и даже «митрополита адвокатуры». Сама фамилия его стала нарицательной, синонимом адвоката экстра-класса.

«Найду другого «Плеваку», — говорили и писали без всякой иронии. Письма же к нему так и адресовали: «Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке». Или просто: «Москва. Федору Никифоровичу».

До сих пор его жизнь, деятельность и творческое наследие должным образом не изучены. Это касается, прежде всего, первых лет жизни Ф. Н. Плевако, которые прошли на Южном Урале. Федор Никифорович родился 13 апреля 1842 г. в г. Троицке — уездном центре Оренбургской губернии. Правда, челябинский краевед Е.

Дорошенко в статье «Говорит Федор Плевако» называл другое число — 11 апреля. Можно было бы допустить, что младенец Федор родился именно в этот день, а 13 апреля 1842 г. был крещен, но смущают другие неточности, допущенные в данной публикации. Например, Дорошенко пишет, что Плевако вступил в адвокатуру в 1864 г.

, что он по национальности мордвин, что в Троицке прошли не только его детские, но и юношеские годы и т. п.

Несомненно одно: из-под Троицка родом была мать будущего корифея отечественной юриспруденции. Разногласий относительно ее происхождения гораздо больше, чем касающихся даты рождения сына Федора. Известный популяризатор истории В. Пикуль писал в своей новелле «Не от крапивного семени»: «Его отец, польский революционер, был сослан в Сибирь, там он встретил калмычку, которая и родила ему сына.

В публикациях троицкой журналистки Н. А. Аблиной приводятся воспоминания правнучки Ф. Н. Плевако Марины Сергеевны Мартыновой-Савченко о рассказах старшей дочери адвоката Варвары: «Мать Федора Никифоровича, калмычку, нашли в степи под Троицком, когда она была еще ребенком».

Причиной появления такой версии послужил, скорее всего, облик Плевако, имевшего скуластое, угловатое лицо «калмыцкого типа» с широко расставленными глазами. В европейской части России из кочевых народов хорошо знали только калмыков.

В XVIII в. они были экзотом, и многие русские помещики держали при себе вместо «арапчат» калмыцких детей. Действительно, по данным историка конца XIX в. В. Н. Витевского, калмыки еще в XVIII в. появлялись в Троицке, но …

в качестве «живого товара».

Пленные калмыцкие семьи привозились казахами для продажи на ярмарке. Выкупленные и крещеные калмыки поселялись на Оренбургской линии. В 1826 г.

в Оренбургском казачьем войске было 428 душ мужского пола калмыков, большей частью переведенных из Ставропольского калмыцкого войска. Массово же они появились в здешних краях гораздо позже времени рождения нашего героя, после того, как 24 мая1842 г.

именным указом Николая I Ставропольское войско было упразднено, а более 3,5 тыс. калмыков в 1844 г. поселены на Новой линии и приняты на казачью службу.

Большая же часть биографов Плевако считает, что «его мать была из киргизского племени». Московский историк В. И. Смолярчук в книге «Адвокат Плевако» (Челябинск, 1989) называет ее «крепостной киргизкой», вслед за ним это повторяют А. Н. Троицкий и местный автор Л. Темник.

Они используют указанный этноним без кавычек, хотя известно, что так тогда называли казахов, которые кочевали по соседству с городом. Правда, другие исследователи, называя юную казашку крепостной, имели в виду, что в Троицке она жила вместе с дворней — крепостными слугами приютившей ее семьи.

Сама же девочка явно была родом из богатой и знатной семьи.

Вот что вспоминала мать Ф. Н. Плевако на склоне лет: «Жили мы в степи, недалеко от Троицка, в войлочной кибитке. Жили очень богато, кибитка была в коврах, я спала, как и старшие, под меховыми одеялами и на меховых подстилках.

На стенах висели сабли, ружья и богатые одежды, и на себе я помню наряды и монеты». Драма случилась, видимо, в начале 20-х гг. XIX в., когда рассказчице было 5-6 лет.

Маленькая девочка потерялась, выпав из арбы во время ночного бегства, после нападения на ее родной аул «чужих всадников». Проведя две ночи в камышах, она добралась до реки. Оказывается, девочка вышла к г. Троицку.

По другую сторону реки одна из женщин услышала детский плач, на руках перенесла девочку вброд на свой берег. Спасительница работала кухаркой в семье управляющего Троицкой таможней. Так мать Ф. Н. Плевако стала жить в людской.

При крещении девочку назвали Екатериной Степановой. Сегодня мы можем более точно определить лишь племенную принадлежность родителей Кати. «Племя кыпчак, — писал в XIX в. В. В.

Радлов, — живет в северо-западной части степи у рек Тургай, Убаган, Тобол, Уй до города Троицка и Усть-Уйской крепости. Оно состоит из родов: торы айгыр, туюшка, кытабак, бултун (бултан), кюнделен, тана буга, узун, кек бурун, кара балык».

Соседний с Троицким район на территории Казахстана так и называется — Карабалыкский.

Об отце Федора Никифоровича в литературе немало противоречивых сведений. Звали его не Николаем и даже не Никифором, как утверждается во вступительной статье к книге Ф. Н. Плевако «Избранные речи» (Тула, 2000), а Василием Ивановичем. Фамилия его была Плевак.

Вопрос об этническом происхождении В. И. Плевака не менее запутан. Видимо, поэтому авторы многих публикаций обходят его стороной, ограничиваясь замечанием, что мать великого адвоката была киргизкой (калмычкой, башкиркой и т. д.), а отец — таможенником…

Еще до революции появилась версия, что Василий Иванович «литвин». Сомнения некоторых авторов отражаются в их работах. В. И. Смолярчук в 1989 г. писал: «Его отец происходил то ли из Литвы, то ли из Киевской губернии, из обедневшего украинского дворянского рода…». В 2000 г.

он приводит свидетельство уже самого Федора Никифоровича, что «по рассказам близких, отец его происходил из обедневшего литовского дворянства». Очень популярно мнение, что отец Плевако — поляк. По В. Пикулю, Плевак — «польский революционер, был сослан в Сибирь…

Ссыльные поляки стали родителями маленького Феди».

В. Смолярчук возражает писателю: есть данные, опровергающие эту версию. Это и служебное положение — чин надворного советника, и должность члена таможни, и награждение орденом. Контраргументы, конечно, слабые: в истории России есть немало примеров, когда бывшие революционеры и мятежники назначались на значительные должности. Надо помнить, что в ХIХ в.

в глазах русского провинциального начальства ссыльные шляхтичи были, прежде всего, дворянами, а потом уж бунтовщиками. На определенное размышление должно наводить и то, что В. И. Плевак был удостоен ордена Станислава 3-й степени. Этим чисто польским орденом, как правило, награждали российских подданных польского происхождения.

Не стоит забывать, что на Московской Руси «литвинами» называли не только выходцев из земель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, но и из западнорусских земель.
О восточно-славянских корнях В. И. Плевака «говорит» и его фамилия, явно произведенная от прозвища с помощью суффиксов «-ак /-як», характерных для украинского языков.

Отчего бы Василию Ивановичу не быть белорусом, ведь в XIX в. только шло становление национального самосознания белорусов. После подавления Польского восстания (1830-1831) указом 1839 г. в западных губерниях была ликвидирована униатская церковь. С 1840 г. указом Николая I запрещалось официально употреблять термины «Белоруссия», «белорусы». Повсеместно вводился русский язык.

Ограничение прав католиков вызвало переход части интеллигенции, мелкой шляхты и крестьянства в православие. Лишь в 50-60-х гг. XIX в. среди интеллигенции укрепляются представления о белорусах как о самостоятельном народе. (Народы России: энциклопедия. М., 1994. С. 110).

Не отсюда ли размытость этнического самосознания потомка старого шляхетского рода? Не в белорусской ли фонетике, акценте отца кроются истоки своеобразного, «пришепетывающего голоса» великого оратора? Впрочем, ясный ответ могут дать только архивные документы.

Источник: http://MirZnanii.com/a/133741/velikie-oratory

Ссылка на основную публикацию