Средства выразительности в русском языке и литературе

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс – повторение гласных. Например:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…(Б.Пастернак)

3. Звукоподражание – Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:
Как носят капли вести о езде,
И всю-то ночь всё цокают да едут,
Стуча подковой об одном гвозде
То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

Лексические средства выразительности (тропы)

1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер
2. Сравнение – Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.
4. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.
5. Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.
6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет…

7. Аллегория – иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости
8. Гипербола – преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.
9. Литота – преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.

10. Перифраза – пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.

Например: Царь зверей (лев).
11. Каламбур – игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:

Сев в такси, спросила ТАКСА:
“За проезд какая ТАКСА?”
А водитель: “Денег с ТАКС
Не берем совсем. Вот ТАК-С!”

12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег
13. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.
14. Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.
2. Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
3. Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
4. Вопросительное предложение – синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?
5. Риторический вопрос – вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?

6. Риторическое обращение – выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!
7. Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
8. Градация – расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
9. Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный – ум короткий.
10. Анафора — единоначатие. Например:

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.

11. Эпифора — повтор конечных слов. Например:

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

12. Парцелляция — разделение предложения на части.

Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Источник: https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/analiz_sredstv_vyrazitelnosti

Русский язык: средства выразительности

Чтобы внести в речь яркость, усилить ее эмоциональное звучание придать ей экспрессивную окраску, а также привлечь внимание читателей и слушателей к словам используются специальные средства выразительности языка. Такие речевые фигуры отличаются большим многообразием.

Речевые выразительные средства делятся на несколько категорий: они бывают фонетическими, лексическими, а также связанными с синтаксисом (синтаксические), фразеологизмами (фразеологические), тропами (речевые фигуры с противоположным значением).

  Выразительные средства языка используются повсеместно, в разнообразных областях человеческой коммуникации: от художественной литературы до научной публицистики и простого бытового общения.

Реже всего такие экспрессивные обороты речи применяются в деловой сфере по причине своей неуместности.

Как можно догадаться, средства выразительности и художественный язык идут рука об руку: они служат наилучшим вспомогательным средством для создания ярких литературных образов и передачи характеров, помогают писателю лучше охарактеризовать мир его произведения и наиболее полно воплотить задуманный сюжет.

Современные филологи не предлагают нам никакой четкой квалификации выразительных средств языка на определенные группы, но условно их можно разделить на два типа:

  • тропы;
  • стилистические фигуры.

Тропы представляют собой обороты речи или отдельные слова, употребляемые в не буквальном значении, с использованием скрытого смысла. Такие выразительные средства языка являются важной частью передачи художественного замысла автора. Тропы представлены такими отдельными оборотами как метафора, гипербола, синекдоха, метонимия, литота и др.

Стилистические фигуры представляют собой экспрессивные средства, применяемые автором художественного произведения для того, чтобы донести до читателей наибольшую степень чувств и характеров героев и ситуаций.

Правильное использование стилистических фигур позволяет лучше выразить смысл текста и придать ему необходимую окраску.

Антитеза и анафора, инверсия и градация, а также эпифора, параллелизм – это все стилистические фигуры речи.

Наиболее часто используемые средства выразительности русского языка

Ранее мы говорили о большом разнообразии экспрессивных лексических средств речи, помогающих передать желаемую эмоциональную окраску. Давайте разберемся, какие из средств выразительности применяются наиболее часто как в художественной литературе, так и в бытовой речи.

Гипербола – речевой оборот, в основе которого содержится прием преувеличения чего-либо. Если автор желает усилить выразительность передаваемой фигуры или поразить читателя (слушателя), он использует в речи гиперболу.

Пример: быстрый, как молния; сто раз тебе говорил!

Метафора – одна из основных фигур выразительности языка, без которой немыслима полноценная передача свойств  от одного предмета или живого к другим. Такой троп как метафора чем-то напоминает сравнение, но вспомогательные слова «словно», «будто» и подобные им не используются, при этом читатель и слушатель чувствует их скрытое наличие.

Пример: кипящие эмоции; солнечная улыбка; ледяные руки.

Эпитет – средство выразительности, окрашивающее в экспрессивные, яркие тона даже самые простые вещи и ситуации.

Пример: румяная заря; игривые волны; томный взгляд.

Обратите внимание: в качестве эпитета нельзя применять первое попавшееся прилагательное. В том случае, если имеющееся прилагательное определяет четкие свойства предмета или явления, его не стоит принимать за эпитет (мокрый асфальт, холодный воздух и пр.)

Антитеза – прием выразительности речи, который часто применяется автором для повышения степени экспрессии и драматичности ситуации или явления. Используется также для демонстрации высокой степени различий. Антитезу нередко используют поэты.

Пример: «Ты прозаик — я поэт, ты богат — я очень беден» (А.С. Пушкин).

Сравнение –одна из стилистических фигур, в названии которой и кроется ее функциональность. Мы все знаем, что во время сравнения предметов или явлений происходит их прямое противопоставление. В художественной и бытовой речи используют несколько приемов, которые способствуют тому, чтобы сравнение было удачно передано:

  • сравнение с добавлением существительного («буря мглою небо кроет…»);
  • оборотом с добавлением союзов сравнительной окраски (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога);
  • с включением придаточного предложения (На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад).

Фразеологизм – оборот речи, одно из наиболее популярных в русском языке средств выразительности. По сравнению с другими тропами и стилистическими фигурами, фразеологизмы не составляются автором лично, а используются в готовом принятом виде.

Пример: как слон в посудной лавке; заварить кашу; дураа валять.

Олицетворение – тип тропа, который используется при желании наделить неживые предметы и бытовые явления человеческими качествами.

Пример:дождь идет; радуется природа; туман уходит.

Помимо тех выразительных средств, что были перечислены выше, существует еще большое количество не столь часто используемых экспрессивных оборотов, но таких же немаловажных для достижения богатства речи. В их числе – следующие средства выразительности:

  • ирония;
  • литота;
  • сарказм;
  • инверсия;
  • оксюморон;
  • аллегория;
  • лексическое повторение;
  • метонимия;
  • инверсия;
  • градация;
  • многосоюзие;
  • анафора и много других тропов и стилистических фигур.

От того, насколько человек овладел приемами выразительности речи, зависит его успех в обществе, а в случае с автором художественной литературы его популярность как писателя. Отсутствие выразительных оборотов в бытовой или художественной речи предопределяет ее убогость и проявление слабого интерес к ней читателями или слушателями.

Источник: http://good-answers.ru/uchebnyie-materialyi/russkij-yazyk-sredstva-vyrazitelnosti/

Языковые средства выразительности

Наш язык – целостная и логически правильная система. Его наименьшей единицей является звук, наименьшая значимая единица – морфема. Из морфем состоят слова, которые считаются основной языковой единицей. Их можно рассматривать с точки зрения их звучания, произношения, а также с точки зрения строения, как части речи или как члены предложения.

Каждая из названных языковых единиц соответствует определённому языковому пласту, ярусу. Звук является единицей фонетики, морфема – морфемики, слово – единица лексики, части речи – единицы морфологии, а предложения – синтаксиса. Морфология и синтаксис вместе составляют грамматику.

На уровне лексики выделяются тропы – особые обороты речи, придающие её особую выразительность. Подобными средствами на уровне синтаксиса являются фигуры речи. Как видим, всё в языковой системе взаимосвязано и взаимообусловлено.

Лексические средства

Остановимся на наиболее ярких языковых средствах. Начнём с лексического уровня языка, который – напомним – базируется на словах и их лексических значениях.

Синонимы

Синонимами называются слова одной части речи, являющиеся близкими по своим лексическим значениям. Например, красивый – прекрасный.

Некоторые слова или сочетания слов приобретают близкий смысл лишь в условиях определённого контекста, в определённом языковом окружении. Это контекстные синонимы.

Рассмотрим предложение: «День был августовский, знойный, томительно-скучный». Слова августовский, знойный, томительно-скучный не являются синонимами. Однако в данном контексте, при характеристике летнего дня, они приобретают сходный смысл, выступая как контекстные синонимы.

Антонимы

Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: высокий – низкий, высоко – низко, великан – карлик.

Как и синонимы, антонимы могут быть контекстными, то есть приобретать противоположное значение в определённом контексте. Слова волк и овца, к примеру, вне контекста не являются антонимами. Однако в пьесе А.Н.

Островского «Волки и овцы» изображаются два типа людей – люди-«хищники» («волки») и их жертвы («овцы»). Получается, что в названии произведения слова волки и овцы, приобретая противоположный смысл, становятся контекстными антонимами.

Читайте также:  Диафрагмальное дыхание: как дышать, техника выполнения

Диалектизмы

Диалектизмами называют слова, употребляемые только в определённых местностях. Например, в южных областях России свёкла имеет другое название – бурак. В некоторых местностях волка именуют бирюком. Векша (белка), хата (дом), рушник (полотенце) – всё это диалектизмы. В литературных произведениях диалектизмы используются чаще всего для создания местного колорита.

Неологизмы

Неологизмами называются новые, совсем недавно пришедшие в язык слова: смартфон, браузер, мультимедиа и т.п.

Устаревшие слова

Устаревшими в языкознании считаются слова, вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делятся на две группы – архаизмы и историзмы.

Архаизмы – это устаревшие названия существующих по сей день предметов. Другие названия, к примеру, раньше имели глаза и рот. Они назывались соответственно очи и уста.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления по причине выхода из обихода обозначаемых ими понятий и явлений. Опричнина, барщина, боярин, кольчуга – предметов и явлений, называемых такими словами, в современной жизни нет, а значит, это слова-историзмы.

Фразеологизмы

К лексическим языковым средствам примыкают фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые одинаково всеми носителями языка. Как снег на голову свалился, в бирюльки играть, ни рыба ни мясо, работать спустя рукава, задирать нос, вскружить голову… Каких только фразеологизмов нет в русском языке и какие только стороны жизни они не характеризуют!

Тропы

Тропами называют обороты речи, основанные на игре со значением слова и придающие речи особую выразительность. Рассмотрим наиблее популярные тропы.

Метафора

Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства, употребление слова в переносном значении. Метафору иногда называют скрытым сравнением – и не случайно. Рассмотрим примеры.

Щёки горят. В переносном значении употреблено слово горят. Щёки как будто горят – вот каким бывает скрытое сравнение.

Костёр заката. В переносном значении употребляется слово костёр. Закат сравнивается с костром, но сравнивается скрыто. Это метафора.

Развёрнутая метафора

С помощью метафоры нередко создаётся развёрнутый образ – в этом случае в переносном значении выступает не одно слово, а несколько. Такая метафора называется развёрнутой.

Вот пример, строчки Владимира Солоухина:

«Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной».

Первая метафора – Земля – космическое тело – рождает вторую – мы, люди – космонавты.

В результате создаётся целый развёрнутый образ – люди-космонавты совершают длительный полёт вокруг солнца на корабле-Земле.

Эпитет

Эпитет – красочное художественное определение. Конечно, эпитеты чаще всего бывают прилагательными. Причём прилагательные красочные, эмоционально-оценочные.

К примеру, в словосочетании золотое кольцо слово золотое эпитетом не является, это обычное определение, характеризующее материал, из которого сделано кольцо.

А вот в словосочетании золотые волосы, золотая душа – золотые, золотая – эпитеты.

Однако возможны и другие случаи. В роли эпитета иногда выступает существительное. Например, мороз-воевода. Воевода в данном случае приложение – то есть разновидность определения, а значит, вполне может быть эпитетом.

Нередко эпитетами бывают эмоциональные, красочные наречия, например, весело в словосочетании весело шагает.

Постоянные эпитеты

Постоянные эпитеты встречаются  фольклоре, устном народном творчестве. Вспомните: в народных песнях, сказках, былинах молодец всегда добрый,  девица красная, волк серый, а земля сырая. Всё это постоянные эпитеты.

Сравнение

Уподобление одного предмета или явления другому. Чаще всего оно выражается сравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, как будто или придаточными сравнительными. Но бывают и другие формы сравнения. Например, сравнительная степень прилагательного и наречия или так называемый творительный сравнения. Рассмотрим примеры.

Время летит, как птица (сравнительный оборот).

Брат старше, чем я (сравнительный оборот).

Я моложе брата (сравнительная степень прилагательного молодой).

Извивается змейкой. (творительный сравнения).

Олицетворение

Наделение неживых предметов или явлений свойствами и качествами живых: солнце смеётся, весна пришла.

Метонимия

Метонимия – это замена одного понятия другим на основе смежности. Что это значит? Наверняка на уроках геометрии вы изучали смежные углы – углы, которые имеют одну общую сторону. Смежными могут быть и понятия – например, школа и ученики.

Рассмотрим примеры:

Школа вышла на субботник.

Целую тарелку съел.

Суть метонимии в первом примере в том, что вместо слова ученики употребляется слово школа. Во втором примере мы употребляем слово тарелка вместо названия того, что на тарелке находится (суп, каша или что-то подобное), то есть используем метонимию.

Синекдоха

Синекдоха подобна метонимии и считается её разновидностью. Этот троп также заключается в замене – но в замене обязательно количественной. Чаще всего множественное число заменяется единственным и наоборот.

Рассмотрим примеры синекдохи.

«Отсель грозить мы будем шведу…» – думает царь Пётр в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Разумеется, имелся в виду не один швед, а шведы – то есть единственное число употребляется вместо множественного.

А вот строчка из пушкинского «Евгения Онегина»: «Мы все глядим в Наполеоны». Известно, что французский император Наполеон Бонапарт был один. Поэт использует синекдоху – употребляет множественное число вместо единственного.

Гипербола

Гипербола – это чрезмерное преувеличение. «В сто сорок солнц закат пылал», — пишет В.Маяковский. А у гоголевского Тараса Бульбы были шаровары «шириною с Чёрное море».

Литота

Литота – троп, противоположный гиперболе, чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Ирония

Иронией называется скрытая насмешка. При этом мы вкладываем в свои слова смысл, прямо противоположный истинному. «Отколе, умная, бредёшь ты голова», — такой вопрос в басне Крылова адресован Ослу, который считается воплощением глупости.

Перифраз

Мы уже рассматривали тропы, основанные на замене понятий. При метонимии одно слово заменяется другим по смежности понятий, при синекдохе единственное число заменяется множественным или наоборот.

Перифраз это тоже замена – слово заменяется несколькими словами, целым описательным оборотом. Например, вместо слова «животные» мы говорим или пишем «братья наши меньшие». Вместо слова «лев» — царь зверей.

Синтаксические средства

Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.

Однородные члены предложения

Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.

В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.

Вводные слова

Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.

К счастью, выпал снег.

К сожалению, выпал снег.

Наверно, выпал снег.

По словам друга, выпал снег.

Итак, выпал снег.

В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).

Диалог

Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:

— Кто говорит? — Слон. — Откуда?

— От верблюда…


Вопросно-ответная форма изложения

Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»

Обособленные члены предложения

Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.

Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).

Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).

Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).

Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).

 Фигуры речи

На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.

Антитеза

По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Инверсия

Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.

Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря». Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:

Градация

Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж« (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.

Парцелляция

Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция.

Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста).

Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/yazyikovyie-sredstva-vyirazitelnosti/

Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности. – презентация

1 Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Яковлева Татьяна Борисовна Мир слов – бесконечный океан. Понимать этот мир – значит понимать жизнь.<\p>

2 Цели и задачи. Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка( с тропами и фигурами речи). Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка( с тропами и фигурами речи). Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Проверить свои знания и умения тестом. Проверить свои знания и умения тестом. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение.<\p>

3 Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.<\p>

4 Гипербола- образное преувеличение. Литота- подчеркнутое преуменьшение. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский … а сам с ноготок. Н.Некрасов<\p>

5 Ирония о- ооо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. – Признаком иронии является д д двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.<\p>

6 Гротеск – П ПП Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина) (у Салтыкова –Щедрина)<\p>

7 Перифраза- Докажите, что перед вами примеры перифразы. Докажите, что перед вами примеры перифразы. перифраза-употребление вместо слова или имени описательного сочетания. Великаны земли. Зелёный друг. Корабли пустыни. Голубые дороги. Первая перчатка.<\p>

8 Метафора- Сонное озеро города (А.Блок). Сонное озеро города (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Ручей улыбки (М.Светлов). Ручей улыбки (М.Светлов). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). перенос названия на основе сходства (скрытое сравнение). Объясните метафоры, на чём основано сходство. Объясните метафоры, на чём основано сходство.<\p>

9 Метонимия-перенос имени: 1. с вместилища на содержимое-блюдо, стакан (еда и посуда). 2. с материала на изделия из него- медь (металл и медные деньги). 3. с места, населённого пункта на его жителей- вся деревня над ним смеялась. 4. с действия на его результат-остановка(место, действие и расстояние).5. с организации на её сотрудников- фабрика забастовала. Синекдоха- особый вид метонимии- перенос наименования с части на целое и наоборот (мы все глядим в Наполеоны, читать Гоголя). Приведите свои примеры метонимии и синекдохи. Приведите свои примеры метонимии и синекдохи.<\p>

10 Эпитет- яркое, образное определение. Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… Задание: составьте ряд эпитетов к существительному лицо (1 вариант), к существительному звук (2 вариант).<\p>

11 Способы выражения сравнения в русском языке СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Задание. Задание. Составьте свои примеры к каждому способу. Проанализируйте отрывок стихотворения А.Галича: Опоздавшие гости Прерывают куплет Их вбивают, как гвозди, Ибо мест уже нет.<\p>

12 Олицетворение- Наделение животных и неживых существ качествами человека. Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Никого не удивляют такие рисунки: они делают нас ближе к природе.<\p>

13<\p>

14 Оксюморон-совмещение несовместимого. Антитеза-противопоставление. Градация (нарастающая и убывающая)-приём нагнетания синонимов. Инверсия- обратный порядок слов. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Определите художественные средства : «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да – нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Определите художественные средства : «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да – нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Толстый и тонкий. Подниматься было тяжело, ноги уставали, последние метры преодолел ползком. Молодая старушка.<\p>

15 Строение предложения. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю.словарю Мы сёла – в пепел; грады – в прах; В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский. Он… тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить<\p>

16 Асиндетон- бессоюзие. Полисиндетон- многосоюзие. Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, И мысли в голове волнуются в отваге, И мысли в голове волнуются в отваге, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. А.Пушкин. Всё кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко-тупое, всегда безобразное, Медленно-рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное… Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. Гиппиус.doc<\p>

17 Апосиопезис (умолчание)-намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность. Нет, я хотел… быть может, вы …я думал… А.Пушкин. Риторическое обращение – подчеркнутое обращение. Поля! Я предан вам душой. А.Пушкин. Риторический вопрос – привлекает внимание, не требует ответа. Быть или не быть? (В.Шекспир) Риторическое восклицание – восклицание, передающее особое чувство. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов.<\p>

18 Задания и ответы Тест.doc Тест.doc Тест.doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8.doc<\p>

19 Список используемой литературы Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Аннушкин В.А. История русской риторики. М Аннушкин В.А. История русской риторики. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/972065

Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности

Особое внимание следует уделять выполнению заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения.

Как показывают результаты диагностических и контрольных работ, это задания речеведческого характера, связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности.

Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах (тропах и фигурах) и для прочности знаний можно составить вместе с учениками таблицу обобщающего характера. Привожу пример такой таблицы.

Также следует показать учащимся, что в качестве средства выразительности в текстах могут быть использованы обычные слова и синтаксические конструкции. Надо предлагать задания, которые будут учить их различать случаи использования языковых единиц в собственно номинативной и изобразительно-выразительной функциях.

Л.А. Аксенова, с. Тупки,

Липецкая обл.

Наименование Толкование Примеры Роль в языке
Выразительные средства фонетики Ассонанс Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков И веют древними
поверьями

Ее упругие шелка.

(А.Блок)

Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини.
Аллитерация Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) В строке Есенина скопление шипящих [ш’], [ж], [ш] передает шум ветра, шелест сухого снега, создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит
Выразительные средства словообразования Паронимы Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед. (А.Межиров) Придают тексту дополнительную выразительность
Парономасы Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению 1) Не глух, а глуп.
2) Дело спорится, что сошьется, то и распорется.
(Пословица)
Создают в тексте комический или юмористический эффект
Тропы (выразительные средства лексики) Сравнение Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству. Морфологические средства сравнения:

1) при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, похоже;

2) при помощи имени сущ. в т.п. (творительный сравнения);

3) при помощи предлогов наподобие, подобно;

4) прилагательное в сравнительной степени; 5) наречие в сравнительной степени;

6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении)

1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)
2) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков)
3) Дум, подобно белой тройке, // Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий)
4–5) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)
6) Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)
Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица).
Сравнения являются средством, способным передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету
Метафора Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Виды метафоры:
1) простая (построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку); 2) развернутая (построена на различных ассоциациях по сходству);

3) лексическая (мертвая, окаменелая, стертая) (первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается);

1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др. Утро года (А.Пушкин);
2) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький);
3) Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка;
Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли.
Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта автора
Метафора 4) особый изобразительный прием – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа) 4) «Разрываюсь на части».
В стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована эта метафора, создает фантастический образ («сидят людей половины» и др.)
Олицетворение Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Лермонтов)
Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.Есенин)
Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления
Метонимия Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение. Связь может быть: 1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан; 2) между содержимым и содержащим; 3) между действием и орудием этого действия: 4) между автором и его произведением;

5) между местом и людьми, находящимися на этом месте

1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов);
2) Я три тарелки съел. (И.Крылов);
3) Его перо любовью дышит. (А.Пушкин);
4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин);
5) Город шумел. (Ю.Олеша)
Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов.
Делают речь выразительной, яркой, динамичной
Синекдоха Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. Для синекдохи характерно употребление: 1) единственного числа вместо множественного;

2) множественного числа вместо единственного;

1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов);
2) …что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.Ломоносов);
Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной
Синекдоха 3) определенного числа вместо неопределенного; 4) видового названия вместо родового;

5) родового названия вместо видового

3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь);
4) …и гордый внук славян. (А.Пушкин);
5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)
Эпитет Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.
Могут быть выражены:
1) прилагательными; 2) прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения; 3) существительными, играющими роль приложений, сказуемых; 4) наречием, выступающим в роли обстоятельства; 5) деепричастием.

Эпитеты бывают:
– метафорические;

– метонимические

1) Седое море; пламенная речь; 2) Милая, добрая, старая, нежная, // С грустными думами ты не дружись;

3) Золото, золото сердце народное.

(Н.Некрасов); 4) Листья были напряженно вытянуты по ветру;

5) …как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

(Ф.Тютчев)
– Ночевала тучка золотая , по лазури весело играя. (М.Лермонтов);
– Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах…

Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа
Гипербола Художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа
Литота 1. Определение предмета путем отрицания противоположного.
2. Художественное преуменьшение
1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин)
2) Мальчик-с-пальчик
Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи
Перифраз Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции
Ирония Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла
Сарказм Злая, горькая или гневная насмешка В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм
Гротеск Художественный прием, подчеркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д.
Каламбур Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков) Обычно создает в тексте комический эффект
Фигуры (синтаксические средства
выразительности)
Инверсия Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой):

для главных членов
1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования);

2) сказуемое + подлежащее (для текста-описания);

для второстепенных членов

1) согласованное определение + определяемое слово; 2) обстоятельство образа действия + сказуемое;

3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнение

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность
Градация Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин); Придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя
2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин)
Антитеза Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой. (А.Пушкин) Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием
Оксюморон Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин);
2) О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)
Придает выражению оригинальность и выразительность.
Сочетание во 2-м предложении слов мучительно и счастлив подчеркивает сложность и многоплановость чувства, соединяющего в себе и муки, и счастье, показывает возможность получения счастья через трудности
Риторический
вопрос
Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания
Риторическое
восклицание
Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Фигуры (синтаксические средства выразительности) Риторическое обращение Фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.


(Н.Некрасов)

Служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия окружающего.
Передает торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения; выражает авторское отношение к тому, о чем говорится
Умолчание Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается.
На письме умолчание обозначается многоточием
Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А.Пушкин) Передает состояние предельной взволнованности героя
Эллипсис Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой) Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер.
Эллиптическое построение речи отличается большей свежестью
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи 1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький);
2) Молодым везде у нас дорога, // Старикам везде у нас почет.
(В.Лебедев-Кумач)
Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность
Анафора Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) 1) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)
2) …Черноглазую девицу, Черногривого коня.(М.Лермонтов)
Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку
Эпифора Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку

Источник: http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200801308

Ссылка на основную публикацию