Российские режиссеры: топ лучших режиссеров ссср и россии

Знаменитые и лучшие режиссеры России: биографии и интересные факты :

История современного российского кинематографа началась в 90-х годах прошлого столетия.

В конце десятилетия финансирование существенно сократилось, в результате чего возникло множество частных киностудий.

Но даже в этот непростой период выходили картины, получавшие положительные отзывы и критиков, и зрителей. В статье представлен краткий обзор творчества наиболее известных режиссеров России.

Из истории отечественного кинематографа

В начале девяностых почти все сферы деятельности находились в плачевном состоянии. Несмотря на это были в России режиссеры, способные создавать кассовые киноленты. Это Пётр Тодоровский, Павел Чухрай, Владимир Меньшов.

В этой статье пойдет речь о мастерах, снимавших фильмы после развала Советского Союза. Вкратце рассказать о режиссерах России за весь период отечественного киноискусства невозможно.

Однако стоит сказать, что Леонид Гайдай – создатель легендарных комедийных картин – последний из своих фильмов снял в 1992 году.

А потому и этого кинематографиста можно смело отнести к выдающимся режиссерам России.

Детективные сериалы

В истории отечественного кинематографа новый период открыла премьера фильма Алексея Балабанова «Брат». Об этом режиссере более подробно рассказано ниже.

В начале двухтысячных все чаще стали выходить телевизионные фильмы с криминальным сюжетом. Особое место среди подобных сериалов занимают «Улицы разбитых фонарей».

Александра Капицу, создателя этого фильма, пожалуй, можно причислить к наиболее известным режиссерам сериалов в России.

Мелодрамы

В «лихие 90-е» на экраны стали выходить так называемые мыльные оперы бразильского и мексиканского производства. Сюжет каждого из таких фильмов легко можно было предугадать. Игра актёров оставляла желать лучшего. При этом популярность их в нашей стране была чрезвычайно высока.

К счастью, режиссеры и актеры в России вскоре приступили к созданию мелодраматических сериалов, которые ничуть не уступали мексиканскими и бразильским аналогам.

А в силу того, что материальное положение людей искусства в тот период было довольно безрадостным, в подобных сериалах нередко снимались талантливые и выдающиеся артисты.

Современное состояние кинематографа

В 2010 году известные режиссеры России создали порядка 150 картин. Это был настоящий прорыв в отечественном киноискусстве. Немалую роль в этом сыграла и Русская Православная церковь, при участии которой были сняты такие киноленты, как «Поп», «Остров», «Орда».

Однако современные режиссеры России создают преимущественно фильмы развлекательного характера. Подобные киноленты составляют 95% от общего количества картин. Объяснить это довольно легко. Комедии с незатейливым сюжетом приносят своим создателем значительно больше прибыли, нежели картины, способные в дальнейшем стать классикой кинематографа.

Согласно мнению отдельных критиков, стилистика российских фильмов всё ещё формируется. В большинстве проектов наблюдается подражание стилю голливудских режиссеров.

Встречаются картины, напоминающие немецкое и французское кино. Работы знаменитых режиссеров России, радующих не одно десятилетие зрителей, нередко подвергаются жесткой критике. Например, киноленты Никиты Михалкова.

Не обходят гневные рецензии и картины Фёдора Бондарчука.

Театральные режиссеры России

В начале 70-80-х годов попасть на спектакль в один из знаменитых столичных театров для интеллигентного человека было великим счастьем. Люди простаивали очереди в «Современнике», пытались приобрести за двойную или тройную цену билет на постановку в Театре на Таганке.

В конце восьмидесятых пресловутая разруха, о которой говорил еще булгаковский герой в книге 20-х годов, привела к тому, что граждане не только стали заниматься не своим делом, но и совсем забыли о зрелищах, отдавая абсолютное предпочтение хлебу. Постепенно, конечно, ситуация изменилась к лучшему. Однако это уже произошло в начале двухтысячных.

Говоря о выдающихся режиссерах театров в России, невозможно не вспомнить Марка Захарова. На сцене театра имени Ленинского Комсомола он поставил более 30 спектаклей. Захаров также снял несколько кинолент, ставших классикой отечественного кино.

Более четверти века занимает должность художественного руководителя в «Современнике» Галина Волчек. Первой ее режиссерской работой стал спектакль «Двое на качелях». Постановка более тридцати лет не выходила из репертуара театра.

Другие знаменитые спектакли «Современника»: «Три товарища», «Обыкновенная история», «Мурлин Мурло», «Три сестры», «Вишневый сад», «Пигмалион», «Крутой маршрут», «Трудные дни». Некоторые из них входят и сегодня в репертуар театра.

Среди наиболее известных современных театральных режиссеров – Филипп Григорьян, Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов, Евгений Каменькович, Марат Гацалов, Константин Богомолов.

Ниже представлена информация о лучших режиссерах России. Творчество каждого из них вызывает противоречивые отклики критиков, что, впрочем, не влияет негативно на популярность их картин среди зрителей.

Никита Михалков

В 1995 году знаменитый российский режиссер был удостоен награды «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем». Кинолента вызвала столь бурный восторг на Западе, что Питер Флэннери, драматург из Великобритании, написал по ее мотивам пьесу. В 2009 году состоялась премьера спектакля, в котором К. Хайндс исполнил роль Котова.

Одним из наиболее кассовых проектов в отечественном кинематографе стал фильм «Сибирский цирюльник». К более поздним работам Михалкова относятся киноленты «12», «Солнечный удар», «Утомленные солнцем 2».

Станислав Говорухин

Творческий диапазон этого режиссера довольно широк. В 1990 году на экраны вышла документальная кинолента «Так жить нельзя», вызвавшая резонанс в обществе. Спустя два года Говорухин снял еще один документально-публицистический фильм – «Россия, которую мы потеряли». Дополнил сборник картин, посвященных дореволюционной России и проблемам современности «Час негодяев».

В 1999 году состоялась премьера драмы «Ворошиловский стрелок» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Этот фильм, конечно, можно назвать детективом.

Однако если смотреть более вдумчиво картину Говорухина, становится ясным, что посвящена она людям советского периода – тем, кто даже после развала огромного государства всё ещё пребывает в неведении и верит в идеи, зародившееся в послевоенные годы.

Фильм о добропорядочном пенсионере и народном мстителе в одном лице вызвал восторженные отзывы зрителей.

В некотором роде историческими можно назвать киноленты «Благословите женщину» и «Не хлебом единым». В последние годы кинематографисты всё чаще обращаются в своем творчестве к реалиям советского периода.

Пётр Тодоровский

Советский и российский кинематографист создал 17 картин, почти каждая из них стала классикой. В 1992 на экраны вышел фильм Тодоровского «Анкор, еще Анкор!», повествующий о жителях заснеженного гарнизона в последние годы войны. А спустя несколько лет состоялась премьера драмы «Какая чудная игра!».

Последняя работа выдающегося классика отечественного кинематографа Петра Тодоровского – военная драма «Риорита». Фильм рассказывает о последних месяцах ВОВ.

Тодоровский умел удивительным образом сделать из незамысловатой ситуации трогательную, проникающую в душу историю. Героями его фильмов были простые люди с переживаниями, знакомыми каждому зрителю.

Остался верен Тодоровский своему стилю и при создании последней киноленты, повествующей о трагической судьбе членов семьи Пичуговых.

Валерий Тодоровский

Талантливый сын выдающегося режиссера снял свой первый фильм в 1990 году. Это была кинолента «Катафалк», за которую он был удостоен нескольких кинонаград.

Спустя четыре года режиссер создал фильм, за который был номинирован на приз «Кинотавр», получил «Нику» и 4 премии «Золотой Овен».

Речь идет о картине «Подмосковные вечера», представляющей собой современную интерпретацию произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Каждая кинолента Тодоровского-младшего высоко оценена критиками. Это и «Любовник» с Олегом Янковским в главной роли, и «Страна глухих», в которой одну из первых своих ролей исполнила Чулпан Хаматова, и трагическая кинолента «Мой сводный брат Франкенштейн», повествующая о судьбе молодого человека, прошедшего горячие точки, представителе российского потерянного поколения.

Карен Шахназаров

Если говорить о режиссерах комедии в России, стоит вспомнить прежде всего этого выдающегося кинематографиста. Шахназаров является автором доброй, веселой киноленты «Мы из джаза», созданной еще в начале восьмидесятых.

Однако стоит сказать, что особенностью творчества этого режиссера является контрастное сочетание лиричности и комедийности. В 1995 году он снял фильм «Американская дочь», который нередко вызывал улыбку зрителей.

Но комедией эту картину, в полном смысле этого слова, назвать нельзя.

За четыре года до премьеры фильма «Американская дочь», когда на российские экраны все чаще стали выходить боевики, представляющие собой бездарную пародию на фильмы американских кинематографистов, Шахназаров снял фильм, который остался незамеченным для широкой аудитории.

Картина «Цареубийца» отличается тонкой психологичностью, неожиданным сюжетом. Примечательно, что Шахназаров изначально предполагал создать фильм по мотивам произведения Чехова «Палата №6».

В результате получилась кинолента, повествующая о пациенте клиники для душевнобольных, уверенном в том, что именно он организовал расстрел царской семьи в 1918 году.

Владимир Хотиненко

В 1993 году режиссер был удостоен премии «Ника» за фильм «Макаров». Спустя два года на экраны вышла лента «Мусульманин», которую высоко оценили как российские критики, так и зарубежные.

Ещё одна выдающаяся работа Владимира Хотиненко – «72 метра». И стоит сказать о вышеупомянутом фильме «Поп», снятом под эгидой Московской Патриархии.

Эта картина рассказывает о малоизученной странице в истории ВОВ, а именно о деятельности Псковский православной миссии.

Алексей Балабанов

Действия большинства кинолент этого режиссера происходят в девяностые годы. Прорывом в творчестве Балабанова стали, как известно, фильмы «Брат» и «Брат 2». Главный же герой в исполнении Бодрова-младшего был причислен к настоящим народным героям.

Персонажи фильмов Балабанова – лишние люди, аутсайдеры, словом, те, кто не способен отыскать гармонию с окружающим миром.

А потому неудивительно, что они вынуждены взаимодействовать с представителями общества через насилие, которое в кинолентах этого режиссера в избытке. Стиль Балабанова уникален.

Подобных режиссеров в отечественном кинематографе не было и нет. К сожалению, режиссёр ушел из жизни в 2012 году. Последняя его работа – кинолента «Я тоже хочу».

Источник: https://www.syl.ru/article/327807/znamenityie-i-luchshie-rejisseryi-rossii-biografii-i-interesnyie-faktyi

10 российских режиссеров, которых ценят на Западе

Права на прокат фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» в большинстве европейских стран купили задолго до премьеры, «вслепую», — международный успех «Левиафана» закрепил за Звягинцевым репутацию самого экспортного российского режиссера. Визуальная изощренность, неспешность и духовность позволяют иноземцам сравнивать его с Тарковским (что, конечно, легко оспорить, но сейчас не об этом).

Список международно признанных русских режиссеров известен: кроме двух Андреев, это Герман, Сокуров, Михалков, Кончаловский, с недавних пор — Серебренников, до недавних пор — Лунгин, из совсем старых мастеров — Эйзенштейн, Вертов, Барнет.

Однако зарубежные кинолюбители почитают не только их. Esquire составил расширенный список мастеров, в фильмах которых Старый и Новый свет с восторгом находят не только (и не столько) загадочную русскую душу, сколько причудливость и драйв.

Коммерсант

1. Артур Аристакисян (родился в 1961 году)

Для обретения культового статуса религиозного поэта святой нищеты и асоциальности Аристакисяну хватило двух полнометражных фильмов, выпущенных с почти десятилетним перерывом, — это «Ладони» (1993) и «Место на Земле» (2001). Впрочем, в свою абсолютную гениальность режиссер заставил поверить уже в бытность студентом ВГИКа.

(с 1988 по 1993-й он учился на факультете документалистики в мастерской оператора Александра Кочеткова). В конце 1990-х по институту все еще ходили легенды о невероятном Артуре.

Игорь Садчиков, на тот момент проректор ВГИК, вспоминал, что приехавшему из Кишинева и эксцентричному молодому человеку позволяли не просто дневать и ночевать прямо в аудиториях (общежитие молодой режиссер не переносил), но и жарить там картошку.

«Ладони» Аристакисян снимал среди кишиневских бездомных в течение пяти лет, а действие «Места на Земле» помещено в коммуну современных хиппи. Эти фильмы объездили весь свет и сейчас то и дело встречаются в репертуарах синематек.

О совместной работе с Аристакисяном мечтал Карлос Рейгадас, который собирался продюсировать мексиканский фильм Артура на опасную тему торговли детьми. Проект не был осуществлен — так же как и малобюджетный документальный фильм об индийской девочке с двумя лицами на одной голове и все иные проекты.

В недавнем интервью журналу «Искусство кино» Аристакисян говорил: «Идей — полно, но они меня не устраивают, потому что все они закончатся интересным фестивальным кино, но не более того. Хочется писать какие-то иконы».

Режиссер и человек, которому очень подходит определение «трудный», сознательно отказался от тиражирования фестивального формата. Впрочем, и сомнительной репутации затворника Аристакисян сторонится: он преподает режиссуру в Московской школе нового кино.

Иван Кайдаш

2. Алексей Герман-младший (родился в 1976 году)

Тут, как говорится, фамилия обязывает и помогает: внимание международных фестивалей сыну великого Алексея Германа, не побоявшемуся заняться отцовской профессией, было гарантировано с самого начала.

Дебютный «Последний поезд», погружавший зрителя в хмурый, грязный, кашляющий военный ад в 2004-м попал в секцию «Горизонты» 60-го Венецианского фестиваля и получил специальное упоминание премии Луиджи Де Лаурентиса (любопытно, что в том же году все прочили главный приз Марко Беллоккио с фильмом «Здравствуй, ночь», но победил неизвестный российский новичок Звягинцев с притчей «Возвращение»).

Довольно скоро Герман-младший, соединивший реалистичный до абсурдизма, резкий стиль отца с эффектным гламуром, стал завсегдатаем основного венецианского конкурса. В 2008-м его «Бумажный солдат» получил Серебряного льва, но на повторный показ не попал (в повторы попадают только основные призеры) — и какой-то французский киноман чуть не плакал оттого, что пропустил фильм.

Пришлось его успокаивать: «Уж Германа-то во Франции непременно покажут». Последний на сегодня работа Алексея Алексеевича — сотканная из новелл антиутопия «Под электрическими облаками» — в 2015-м побывала на Берлинском фестивале.

А вот будет ли так же востребован на мировой арене его новый фильм, сказать заранее сложно — уж очень специфический материал: биография Сергея Довлатова.

ТАСС

3. Кира Муратова (1934 — 2018)

Величие Муратовой прямо пропорционально ее непростой профессиональной судьбе: редкий советский режиссер сталкивался с таким количеством запретов и гонений. При всей своей вопиющей аполитичности Кира Георгиевна раздражала цензоров как никто другой: особостью, упрямством, невозможностью компромисса.

Читайте также:  Художественный стиль: что это такое, примеры, жанры, языковые средства

Ее дебют «Короткие встречи» (1969) прошел «третьим экраном», а второй фильм «Долгие проводы» (1971) пролежал на полке до 1987-го года.

Третий — «Познавая белый свет» — был сделан после восьмилетнего перерыва, а четвертый, экранизация хрестоматийной повести Короленко «Среди серых камней» (1983), был так искалечен редакторами, что Муратова сняла свое имя с титров (оригинальной версии не сохранилось, та, что есть, подписана «Иваном Сидоровым»).

В перестройку Муратова получила карт-бланш — снимай, что хочешь. И снова конфликт: ее премированный в Берлине «Астенический синдром» (1989) два года не мог выйти в отечественный прокат из-за бурного матерного монолога героини.

Тогдашний министр культуры, актер и режиссер Николай Губенко умолял заглушить бранные слова: «Кира Георгиевна, это ваш каприз». «Да, каприз», — отвечала непреклонная Муратова.

Мир открыл Муратову одновременно с перестройкой: «Чувствительный милиционер» в 1992-м, почетный «Золотой Леопард» в 1994-м, премьера «Вечного возвращения» на Римском фестивале в 2012 году и полная ретроспектива в 2013-м году на фестивале в Роттердаме.

Это прекрасно, но зарубежных поклонников Муратовой можно и пожалеть — не зная языка, они не могут оценить удивительное фонетическое своеобразие ее картин.

ТАСС

4. Глеб Панфилов (родился в 1934 году)

Обладатель главных призов двух крупнейших мировых фестивалей — «Золотого Леопарда» Локарно за дебют «В огне брода нет» (1969) и «Золотого Медведя» Берлина за «полочную» «Тему» (1987). Это не считая золота ММКФ за «Вассу» (1983) и каннского спецприза за «Мать» (1990).

Тем не менее, Панфилов не из тех, кто в первую очередь ассоциируется с «экспортным» кино — из-за глубокого погружения в советско-российские реалии, равнодушия к пиару и сравнительно небольшого числа картин: их всего 10 (последняя — телефильм по Островскому «Без вины виноватые» — сделана в 2008-м).

Сегодня Панфилов чаще работает в театре; премьера этого месяца — «Аудиенция» на сцене Театра Наций с Инной Чуриковой в главной роли. Но если судить по регулярным переизданиям фильмов на dvd и blue-ray, ценят его в Европе куда больше, чем у нас. Во всяком случае, такого роскошного бокс-сета как французский, с вынесенными на обложку фамилиями Panfilov — Tchourikova, в России не было.

5. Герберт Раппапорт (1908 — 1983)

Этот уникальный кинематографист родился в Вене, в семье выходцев из Львова.

Профессиональную деятельность начинал как ассистент Георга Вильгельма Пабста в Берлине, а после прихода нацистов к власти вместе с Пабстом эмигрировал в Америку, где в 1935-м и поддался уговорам советского наркома кино Бориса Шумяцкого переехать в СССР.

Режиссерским дебютом Раппапорта стал снятый на «Ленфильме» антифашистский фильм «Профессор Мамлок» (1938). Картина вышла в широкий прокат только после войны: в 1938-м напечатанные копии оперативно изъяли — с гитлеровской Германией тогда еще пытались дружить.

Сегодня в России фильмы Раппапорта навскидку вспомнят немногие специалисты: их немного, добрая треть сделана в соавторстве с другими режиссерами, самый популярный из всех — детектив о происках «цеховиков» «Два билета на дневной сеанс» (1966) с молодым Збруевым в роли сотрулника ОБХСС.

Однако в Германии и Австрии, в первую очередь, благодаря критикам-кураторам Барбаре Вурм и Олафу Мюллеру, фестивальная публика почитает Раппапорта как мастера разнообразного жанрового кино — музыкальных комедий, военных драм, шпионских и детективных триллеров, фильмов-спектаклей, дающих пример тонкой игры со звуком и монтажом.

Владимир Васильчиков

6. Иван И. Твердовский (родился в 1988 году)

Автор провокационных, нахально стилизованных под документальное кино короткометражек «Словно жду автобуса», «Снег» и «Собачий кайф» — их даже многие профессионалы опрометчиво приняли за неигровое кино — дебютировал в полном метре взрывной социально-психологической драмой «Класс коррекции». Картина получила главный приз в секции «К Востоку от Запада» на фестивале в Карловых Варах. Следующий фильм Твердовского «Зоология» — болезненная и лирическая сказка о женщине с хвостом и вечном мракобесии русской жизни — попала уже в основной конкурс Карловых Вар, а после фестиваля в Торонто удачно «продалась» в прокат Северной Америки, Канады, Ирландии и Великобритании. У самого молодого героя нашей подборки есть все шансы на прекрасную международную карьеру: с фантазией, смелостью и профессией у сына документалиста Ивана Твердовского все в полном порядке.

Юлия Спиридонова

7. Николай Хомерики (родился в 1975 году)

Довольно долго чуть ли не официально считался русско-французским режиссером: после Высших курсов сценаристов и режиссеров Хомерики учился в аспирантуре парижской киношколы La Fémis, а потом работал ассистентом Филиппа Гарреля на «Постоянных любовниках», получил приз студенческого конкурса Канн за короткометражку «Вдвоем», участвовал в секции Каннского фестиваля «Особый взгляд» (причем одну из ролей в его фильме «977» сыграл гениальный режиссер, enfant terrible французского кино Леос Каракс).

Перелом в карьере наступил с фильмом «Сердца бумеранг» 2011-го года: единственным крупным фестивалем, проявившим к нему интерес, стал Московский международный.

Потом Хомерики, вроде бы, переключился на внутренний кино- и телевизионный рынок, сделав, в частности, резонансный детективный сериал «Синдром дракона» (2012) и народный блокбастер «Ледокол» (2016).

Но списывать его с международных счетов рано — тот же «Ледокол» едет этой весной на фестиваль в Висбадене.

ТАСС

8. Марлен Хуциев (родился в 1925 году)

Классик советского оттепельного кино — вы ничего не знаете о 1960-х, если не видели полный вариант «Заставы Ильича» продолжительностью три с половиной часа, — получил международное признание уже в начале карьеры.

В 1965-м его фильм «Мне двадцать лет» (собственно, короткая, цензурированная версия «Заставы Ильича») разделил спецприз Венецианского фестиваля с «Симеоном-столпником» Бунюэля.

Последний на сегодня фильм Хуциева «Бесконечность» вышел в 1992-м и участвовал в конкурсе Берлинского фестиваля, где получил «новаторский» приз Альфреда Бауэра.

Западная аудитория заново открыла режиссера в 2015 году на фестивале Локарно. В ретроспективу Хуциева вошли не только классические «Застава Ильича» с «Июльским дождем», но и первый самостоятельный фильм «Два Федора», и недооцененный телевизионный шедевр «Был месяц май».

Результат — слезы на глазах зрителей, фурор и новый виток мировой славы: ретроспектива Марлена Мартыновича побывала в Мар-дель-Плата, Мехико, Лиссабоне, Нью-Йорке, Париже и Гарвардском киноархиве.

А в 2017-м Парижская синематека показывает редчайший опыт Хуциева в документальном кино — почти неизвестный в России телефильм 1971 года «Алый парус Парижа».

9. Евгений Юфит (1961 — 2016)

Юфит — один из пионеров советского «параллельного» (то есть, существовавшего вне государственной системы производства) кино и создатель некрореализма — это такое уникальное направление в искусстве, выросшее из патологической анатомии и мистицизма, науки и гиньоля, зомби-хоррора и социалистического реализма, справочников по судебной медицине и таинства смерти, запредельного стеба и бесконечной серьезности.

Официальным дебютом Юфита считается полный метр 1991 года «Папа, умер Дед Мороз», сделанный в «Мастерской первого и экспериментального фильма» Алексея Германа. Но до «Папы» Юфит сделал с полдюжины короткометражек, названия которых — например, «Санитары-оборотни» или «Вепри суицида» — говорят о сути «некрореализма» лучше любых аналитических текстов.

Свой последний фильм «Прямохождение» Юфит сделал в 2005-м, в том же году его масштабную персональную ретроспективу устроил фестиваль в Роттердаме. Все кинематографические работы Юфита существуют на грани с contemporary art — и входят, наряду с живописью и фотографиями, в коллекции крупнейших музеев, включая нью-йоркский MоMА.

Для российской же общественности — причем, не только широкой — Юфит всегда был слишком «потусторонним». В чем прекрасно отдавал себе отчет, говоря, например, в интервью Радио Свобода: «Я никак не вписываюсь в контекст современного российского кино, существую вопреки ему.

И последние три фильма финансировались западными фондами. Российский киноистеблишмент дистанцируется от меня потому, что до сих пор это что-то для них непонятное. Это для узкого круга зрителей, имеющих определенный эстетический опыт, для музейных фестивалей и показов».

10. Фридрих Эрмлер (1898 — 1967)

Имя Эрмлера для многих связано исключительно со сталинской эпохой — собственно, и Сталинскую премию I степени, и пост главы «Ленфильма» Эрмлеру принесла официозная биография Сергея Кирова «Великий гражданин». Конечно, в его фильмографии исполинами большого тоталитарного стиля высятся «Она защищает Родину» (1943), «Великий перелом» (1945) и «Великая сила» (1949).

Но несправедливо забывать и о снятых еще в эпоху немого кино хрупких и человечных шедеврах «Катька — бумажный ранет» (1926), «Дом в сугробах» (1928), «Обломок империи» (1929). Да и «Великий перелом» — ода военачальникам, руководившим Сталинградской битвой, — получил Гран-при первого послевоенного Канна не по политическим соображениям.

На Западе Эрмлера почитают за величественный реализм, драматизм и историзм.

Его последней картиной стала художественно-публицистическая работа «Перед судом истории» (1965), далеко не однозначный диалог с Василием Шульгиным, националистом, монархистом и идеологом Белого движения: в 2014-м году показ этого фильма стал сенсацией на крупнейшем фестивале неигрового кино Doclisboa.

Источник: https://esquire.ru/articles/18892-10-russian-filmmakers/

Лучшие режиссеры советского кино

В СССР кино было культом. У наших бабушек и мам, которые бегали на сеансы чуть не каждую неделю, бережно хранились коллекции любимых актеров.

На масштабные проекты выделялись немалые деньги (взять хотя бы «Войну и мир», на ее съемки была потрачена сумма в 29 млн. долларов, по нынешнему эквиваленту это неслыханная сумма).

Понятно, что лучшие режиссеры советского кино представлялись обычному человеку чем-то вроде небожителей…

«Оскар»: первая ласточка 

Кстати, о «Войне и мире». Состоящая из 4-х частей (чтобы можно было в кинотеатре показывать, ведь общий хронометраж эпопеи превышает 6 часов) историческая драма, снятая по программному роману Толстого, получила первый в истории нашего кино «Оскар» (за художественный фильм на иностранном языке). До этого была лишь единственная статуэтка – за документалистику.

Одному из лучших советских режиссеров, Сергею Бондарчуку, фильм достался чуть не ценой жизни: он дважды за съемки переживал инфаркт, врачи еле-еле запускали сердце постановщика.

Конечно, это был грандиозный проект: снимали его чуть не 7 лет, 120-тысячная массовка в батальных сценах, скрупулезно выполненные костюмы, консультант-бывшая дворянка (между прочим, та самая Анна Тимирёва, возлюбленная Колчака). Да, можно придраться к тому, что Бондарчук был слишком стар для роли Пьера – хорошо за сорок, что Савельева, молодая балерина, переигрывала.

Но все же именно по этому фильму западные специалисты судили по уровню нашего кинематографа. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и военные ленты режиссера: «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». К тому же он стал родоначальником славной кинодинастии.

Еще два оскароносца 

Раз речь зашла об оскароносцах, сразу же упомянем и Никиту Михалкова. Можно по-разному относиться к этому выдающемуся человеку, но заслуг перед отечественным кино (как актера и постановщика) у него не отнять даже  противникам мэтра.

И ведь такие разные фильмы: от гротескной комедии «Родня», «городского романса» «Пять вечеров» до пронзительной драмы «Утомленные солнцем», которая и завоевала вожделенную статуэтку. Ленивая дачная жизнь семьи комдива показана с таким смаком! Эти люди пока еще не догадываются, что скоро в их размеренный быт ворвется трагедия.

А «первым звоночком» стал визит старого друга жены главы семьи. Замечательный фильм, жаль, продолжения его были не столь сильны.

Еще одному ныне здравствующему режиссеру советского кино Владимиру Меньшову даже не пришлось слушать аплодисменты американского кинематографического бомонда: ему был запрещен выезд за границу, и «Оскар» за него получил советский чиновник.

История Кати Тихомировой, в одиночку воспитавшей дочь и возглавившей крупное предприятие, растрогала киноакадемиков. И «Москва слезам не верит» стала еще одним оскаровским триумфатором.

Не стоит забывать, что тот же Меньшов снял прекрасную лирическую комедию «Любовь и голуби», а еще раньше – мелодраму из школьной жизни «Розыгрыш».

С улыбкой и со слезами

Совсем молоденький Никита Михалков появился в роли улыбчивого паренька из мелодрамы «Я шагаю по Москве». Тогда и сам режиссер картины, грузин Георгий Данелия, был молод (33 года) и чуть-чуть наивен: наверное, сказалась «хрущёвская оттепель».

Фильм, словно глоток свежего воздуха. Дальше тональность произведений режиссера изменится: к легкости и воздушности будет примешиваться терпкий вкус разочарования и потерь.

Но все равно, как представить советское кино без «Мимино», «Осеннего марафона» или гротескной фантастики «Кин-дза-дза!», культовые же ленты!

Режиссер «не для всех»  

Андрей Тарковский понятен далеко не всем: многие покидали сеансы «Сталкера» (они пришли в кино отдохнуть, а им показывают бесконечные шатания нескольких чудаков, которые ищут, неизвестно что).

Зато люди подготовленные и понимающие, в чем суть (то есть, читавшие первоисточник Стругацких), зорко следили: не свернет ли с намеченного пути режиссер, найдут ли герои истину. «Зеркало» слишком лично – в этом фильме отразились детские переживания его автора, а «Жертвоприношение» мрачновато.

Зато у Тарковского есть выдающаяся историческая драма «Андрей Рублев», великолепная философская фантастика «Солярис», а сам он был удостоен 10-ти (!) наград Каннского кинофестиваля – рекорд для режиссера советского кино.

Герой-фронтовик, композитор, оператор, режиссер 

Фронтовик Петр Тодоровский тоже становился номинантом «Оскара», вернее, не он, конечно, а его фильм, трогательный «Военно-полевой роман».

В его «Городском романсе» ясно читается отзвук той самой «оттепели», экранизация нашумевшего романа «Интердевочка» была чуть не революционной (лидер проката 1989-го года – 44 млн. зрителей), а трагикомедия «Анкор, еще анкор! заставляет зрителей то смеяться до упаду, то выжимает слезу.

Он был очень талантлив – не только режиссер, но и оператор, сценарист, композитор, и ушел из жизни совсем недавно – в 2013-м. Его сын Валерий продолжает дело отца. 

Каждую сцену знаем наизусть 

Даже если бы Станислав Говорухин снял всего лишь один этот телевизионный фильм, он вошел бы в наш список лучших советских режиссеров.

Последняя (и, может, самая выдающаяся) роль Владимира Высоцкого, расцвет карьеры молодого Владимира Конкина, сценарий, основанный на бестселлере братьев Вайнеров (в фильме, кстати, милосердно изменили финал, не убили, как в книге, Варю Синичкину).

Да, «Место встречи изменить нельзя» стало классикой – ни убавить, ни прибавить, а меткие фразочки «ушли в народ». Пусть мы знаем наизусть почти каждую сцену, все равно пересматриваем с удовольствием.

Не забывайте: Говорухин к тому же поставил очень достойную версию «Десяти негритят», провокационную драму «Ворошиловский стрелок», революционную документалку «Так жить нельзя» и лирическую драму «Благословите женщину», открывшую миру талант Светланы Ходченковой.

Женщина, снявшая «мужской» фильм  

Еще один святой для всех телевизионный фильм (не стоит называть его мини-сериалом, ибо это не так!) сняла женщина-режиссер советского кино (единственная в нашем рейтинге). Сугубо «мужское» жесткое кино про разведчика, давно и прочно «окопавшегося» в тылу врага, сумевшего достичь и высокого звания, и наград, «Семнадцать мгновений весны».

Читайте также:  Речь стива джобса перед выпускниками стэнфорда

За него Татьяна Лиознова заслужила, чтобы ей при жизни поставили памятник – как и Говорухину за «Место встречи». Когда по ТВ в первый раз шел «фильм про Штирлица», улицы мгновенно пустели, а зрители надоедали звонками режиссеру: волновались за полюбившихся персонажей.

Галантный штандартенфюрер в исполнении Владислава Тихонова стал культовым героем, о котором молва сложила множество анекдотов – это ли не доказательство признания? Лиознова прожила большую жизнь (87 лет), на ее счету и другие хорошие картины – взять хотя бы берущую за душу мелодраму «Три тополя на Плющихе» или искрометный «Карнавал» с Ириной Муравьевой. Но для всех Татьяна Михайловна осталась постановщиком «Мгновений».

Театр, ТВ и кино 

Есть телефильмы (не многосерийные, как только что упомянутые), которые по качеству ни в чем не уступают киношедеврам. Мастер снимать подобное кино – Марк Захаров.

Прославленный театральный режиссер, на чьем счету самые громкие премьеры Ленкома (мюзиклы Рыбникова), он не посягал на «большой экран», довольствуясь малым.

Но кто из нас не удивлялся легкости и изяществу «Обыкновенного чуда», иронии «Того самого Мюнхгаузена», юмору «Формулы любви» или «12 стульев» с Мироновым? Лишь однажды Захаров поработал над художественной полнометражкой, и кто скажет, что «Убить дракона» – это плохой фильм?

Скрупулезность и филигранность  

У Владимира Бортко есть успешные проекты и в кино, и на ТВ.

Но больше всего его ценят и уважают за изумительную адаптацию для телевидения булгаковского «Собачьего сердца» и за то, что не побоялся «проклятия» самой знаменитой книги этого же автора и снял вполне достойный мини-сериал «Мастер и Маргарита» с замечательными актерами. А экранизация «Идиота» с Евгением Мироновым – самое высокорейтинговое творение Бортко.

Главное новогоднее «блюдо» и еще много хорошего  

Невозможно поверить, что режиссеру, подарившему нам самую новогоднюю комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!», уже 87 лет! Претендент на высшую награду Каннского кинофестиваля за лирический «Вокзал для двоих», он давненько ничего не снимает: здоровье не то.

Но с нами навсегда останутся «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники» и «Служебный роман» – классика нашего кино, в которой грусть соседствует с улыбкой, и сатирические «Гараж», «Небеса обетованные», и очень красивая версия «Бесприданницы» («Жестокий романс»).

Это сейчас – фэнтези, раньше были фильмы-сказки! 

Лучший режиссер советского кино в амплуа «сказочник», гениальный Александр Роу, стоит в нашем рейтинге особняком. Может, сейчас дети и бредят Гарри Поттером и с удовольствием смотрят амбициозного «Хоббита», но раньше ребятишек от экрана было не оторвать, когда по ТВ шли сказки Роу.

Снимая свои шедевры в те времена, когда компьютеров еще и в проекте не было, Александр Артурович умудрялся такие чудеса творить! Ну, и «бессменная Баба-Яга» Григорий Милляр был верным соратником режиссера. На счету Роу всего 17 работ, из которых больше двух третей – наша гордость.

А лента «Морозко» удостоена приза Венецианского кинофестиваля.

Непревзойденный 

Фильмы какого режиссера советского кино мы засмотрели «до дыр» и никогда не скажем, что они – устаревшее барахло? Фильмы какого режиссера любят показывать перед Новым годом, вероятно, для улучшения настроения масс, и мы, стругая очередной салат, не можем устоять и не выключаем телевизор? Фильмы какого режиссера несколько раз пытались переснять современные «деятели», но получалась полная чушь? Конечно, Леонида Гайдая! Он создал собственную вселенную, в котором белобрысому студенту Шурику не очень везет, управдом оказывается на троне, а неунывающие мошенники делают деньги почти из воздуха. Вы удивитесь – и этот постановщик снял за свою жизнь не так много: тоже 17 полнометражек плюс три гомерически смешные короткометражки. Но почти у всех фильмов Гайдая, любимым жанром которого была эксцентрическая комедия, – просто запредельный рейтинг. Он одинаково здорово экранизировал новеллы Зощенко и О’Генри, пьесу Булгакова, гоголевского «Ревизора» и «12 стульев». Лучше уже не снимут!

Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/kino-serialy/10822-luchshie-rezhissery-sovetskogo-kino

Десятка лучших российских режиссеров, на которых всегда пойдет зритель

Специально для издания «Наш Век» питерский кинокритик Андрей Крамарев составил десятку лучших российских режиссеров, на фильмы которых, по его словам, зритель пойдет всегда и везде, во всяком случае – на территории бывшего Союза, где транслируются фильмы на русском языке, – так точно.

Алексей БАЛАБАНОВ

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске.

Начинал с короткометражек и авторских фильмов. Известен не только как создатель культовых картин «Брат», «Брат-2», «Груз 200», «Жмурки» и «Война», но и как мастер арт-хаусного кино.

Своей лучшей работой считает фильм «Про уродов и людей». Его новая картина «Кочегар» — одна из самых ожидаемых в этом году.

Благодаря фильмам Алексея Балабанова стали популярны Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и Алексей Чадов.

Тимур БЕКМАМБЕТОВ

Родился 25 июня 1961 года в Гурьеве (ныне — Атырау) Казахской ССР.

Работал художником кино, затем подался в режиссуру. После «Пешаварского вальса», «Наших 90-х» и ряда рекламных роликов снял фильм «Ночной Дозор», принесший ему огромную популярность. Затем последовали «Дневной Дозор», «Особо опасен», «Ирония судьбы-2».

Тимур Бекмамбетов занимается продюсерской деятельностью: в его ведении находились такие успешные проекты, как сериал «Громовы», анимационный фильм «9» и фантастический боевик «Черная молния».

Сегодня он в качестве режиссера снимает альманах короткометражных фильмов «Новый год шагает по стране», а также продюсирует 12-серийный боевик «Естественный отбор» и комедию «Выкрутасы». Во всех фильмах режиссер старается задействовать своего любимого актера Константина Хабенского.

Владимир БОРТКО

Родился 7 мая 1946 года в Москве.

В советские годы снял фильмы «Комиссия по расследованию», «Блондинка за углом», «Канал». Наиболее заметной работой стала экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Вслед за ней он снял телесериалы «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и фильм «Афганский излом». Сегодня – один из самых известных российских режиссеров.

Его фильмы «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба» являются лучшими образцами современных экранизаций русской классики.

Пётр БУСЛОВ

Родился 1 июня 1976 года в Хабаровске.

Стал культовым режиссером благодаря фильмам «Бумер» и «Бумер. Фильм второй». Популярность Петра Буслова упрочил фильм «Зови меня Джинн», где он сам исполнил главную роль. После всего этого он несколько лет снимал популярный на российском телевидении скетчком «Наша Russia», а сегодня делает полнометражный фильм «Спасибо, что живой».

Владимир ВИНОГРАДОВ

Родился 4 августа 1968 года в городе Пермь.

Еще буквально год назад его никто не знал.

После окончания института кинематографии Виноградов больше десяти лет снимал документальные и короткометражные фильмы, как актер принимал участие в сериалах.

Стал популярным режиссером после того, как кинозрители по достоинству оценили снятые им фильмы «Ласковый Май» и «Глухарь в кино». Сейчас Владимир Виноградов работает над новым проектом – «Шахта».

Игорь ВОЛОШИН

Родился 1 июля 1974 года в Севастополе.

Сотрудничал со Свердловской киностудией, где сделал свои удачные фильмы «Сука» и «Охота на зайцев». Популярность к нему пришла после выхода на экраны фильма «Нирвана». Следующие его работы – «Я» и «Олимпиус Инферно» – были не менее популярными.

Валерия Гай ГЕРМАНИКА

Родилась 1 марта 1984 года в Москве.

По её собственным словам, в 19 лет она «работала оператором на порно-студии». Затем сняла документальные фильмы, затрагивающие социальные проблемы: «Сестры», «Девочки», «Мальчики», «День рождения инфанты».

Первый игровой фильм Валерии – «Все умрут, а я останусь» – получил приз «Молодой взгляд» на Каннском кинофестивале. Ее сериал «Школа» вызвал неоднозначную реакцию в обществе.

Сейчас девушка работает на канале MTV и готовится к съемкам нового фильма.

Андрей КРАВЧУК

Родился 13 апреля 1962 года в Ленинграде.

Работу в кино начал с создания сценариев для популярного сериала «Улицы разбитых фонарей». Затем ударился в режиссуру: снял комедийную мелодраму «Рождественская мистерия» и несколько сериалов.

Принимал участие в работе над трагикомическим эпосом «Мифы моего детства», который был назван первым в России гей-фильмом и положен на полку. Фильм Андрея Кравчука «Итальянец» номинировался на «Оскар».

А широкую известность режиссер приобрел благодаря выходу исторической драмы «Адмирал».

Дмитрий МЕСХИЕВ

Родился 31 октября 1963 года в Ленинграде.

Режиссерскую карьеру начал фильмами «Циники», «Над темной водой», «Бомба», «Американка» и «Женская собственность». Уже будучи маститым режиссером снял такие киноленты, как «Дневник Камикадзе», «Особенности национальной политики», «Механическая сюита», «Семь кабинок», «Свои».

Снял и парочку сериалов: «Линии судьбы» и «Принцесса и нищий». Сегодня занимается продюсированием отечественных телесериалов. В этом году должны выйти новые его фильмы «Степан Разин» и «Человек у окна».

Именно фильмы Дмитрия Месхиева открыли зрителям таких популярных актеров, как Михаил Пореченков, Андрей Краско, Константин Хабенский, Юрий Кузнецов, Андрей Зибров.

Сергей СНЕЖКИН

Родился 10 октября 1954 года в Ленинграде.

В кино — с середины 80-х. Снял фильмы «Петроградские гавроши», «ЧП районного масштаба», «Невозвращенец» и «Цветы календулы». Затем принимал участие в создании сериалов «Убойная сила» и «Улицы разбитых фонарей». Сегодня относится к ним крайне негативно. Снял 4-серийную биографическую драму «Брежнев» и лирическую комедию «Мечта». Популярность пришла к нему после выхода на широкие экраны фильма «Похороните меня за плинтусом». Сегодня режиссер снимает фильм «Белая гвардия» по Михаилу Булгакову.

Источник: https://www.ovideo.ru/news/14147

7 молодых российских кинорежиссёров, которые заслуживают внимания

Сын известного советского документалиста Ивана Твердовского, выпускник ВГИКа (экспериментальная мастерская режиссуры Алексея Учителя).

Что смотреть

Твердовский-младший начинал в кино с видеозарисовок на стыке документалистики и выдумки, в которых неожиданно точно исследовал парадоксы российского менталитета.

Однако вперёд вырвался с художественным проектом — нашумевшим «Классом коррекции».

Остросоциальная экранизация повести про подростков с отклонениями в 2014 году получила приз за лучший дебют на «Кинотавре» и снискала любовь молодых зрителей.

Вторая картина Твердовского, «Зоология», рассказывает об одинокой работнице зоопарка, у которой внезапно вырастает самый настоящий хвост, а следом меняется вся её жизнь. Ленту признали одной из лучших на кинофестивале в Карловых Варах, а также одним из самых необычных российских фильмов последних лет.

Чего ждать

Сегодня 29-летний постановщик заканчивает работу над третьей полнометражной работой под названием «Подбросы». Она расскажет о человеке со сверхъестественными способностями.

2. Кантемир Балагов

Кто

Выпускник творческой мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, главное открытие 2017 года среди начинающих режиссёров.

Что смотреть

Балагов снимал много любительских короткометражек ещё до своего поступления в мастерскую к Сокурову. Их можно найти в Сети.

Но всё же главной и пока единственной полнометражной работой остаётся «Теснота» — мощная психологическая драма о судьбе еврейской семьи на Северном Кавказе в конце 90-х годов.

За свой дебют 26-летний Балагов был награждён призом на «Кинотавре», а также получил признание международной кинопрессы на Каннском кинофестивале.

Чего ждать

В разработке у Балагова находится драматический сюжет, навеянный книгами Светланы Алексиевич, о возвращении двух женщин в Ленинград сразу после окончания Великой Отечественной войны.

3. Александр Хант

Кто

Выпускник ВГИКа и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, призёр кинофестиваля в Карловых Варах.

Что смотреть

В прошлом году Хант выпустил редкое для российского кино роуд-муви с замысловатым названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».

История встречи и совместного путешествия по русской глубинке гоповатого детдомовца Вити со своим инвалидом-отцом напоминает смесь фильмов Гая Ричи с нашими ментовскими сериалами.

За свой эксцентричный дебют режиссёр получил один из главных призов кинофестиваля в Карловых Варах.

Чего ждать

До конца года у Ханта должна выйти остросюжетная комедия «Энский Робинзон» о журналисте из города Энска, который ради шутки выдумал историю и вынужден за это поплатиться.

4. Аня Крайс

Кто

Выпускница Кёльнской академии медиаискусств, лауреат национального кинофестиваля дебютантов «Движение».

Что смотреть

Пока 30-летняя Крайс выпустила всего одну картину, зато какую. «Нашла коса на камень» честно рассказывает о судьбах обычных жителей города Иваново: вернувшегося с чеченской войны солдата, его малолетней возлюбленной, продажных милиционеров, религиозных фанатиков и выходцев с Кавказа. Их пути пересекутся в течение одного дня, чтобы неизбежно закончиться пролитой кровью.

Суровым и местами откровенно жёстким кино Крайс продолжает наметившуюся среди женщин-режиссёров тенденцию смело говорить об актуальных общественных проблемах через свои фильмы. В данном случае, правда, этим наболевшим оказывается судьба целой страны.

Чего ждать

По словам самой постановщицы, «это будет мистический триллер с элементами чёрной комедии об абортированных зародышах».

5. Михаил Местецкий

Кто

Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров, автор более 10 короткометражных фильмов, музыкант, актёр.

Что смотреть

Местецкий прославился, прежде всего, как отменный сценарист и комедиограф. Свою руку он приложил к таким хитам, как «Легенда № 17», «СуперБобровы» и «Хороший мальчик». Да и в качестве режиссёра наснимал целый ряд уморительных короткометражек: от псевдодокументальной байки «Ноги — атавизм» до трагикомического случая на железной дороге («Незначительные подробности случайного эпизода»).

Читайте также:  Средства выразительности в русском языке и литературе

Главной стоит назвать его дебютную полнометражку «Тряпичный союз», задумка которой вынашивалась целых 15 лет. Это весёлая и грустная история взросления тихого подростка Васи, который дружит с тремя хулиганами-мечтателями и живёт с ними на даче, пока внезапная любовь не разрушает идиллию.

Чего ждать

В данный момент Местецкий доделывает новую короткометражку, а осенью выйдет сиквел «СуперБобровых» по его сценарию.

6. Нигина Сайфуллаева

Кто

Искусствовед, выпускница Высших курсов сценаристов и режиссёров.

Что смотреть

В 2014 году Сайфуллаева покорила российское кино драмой «Как меня зовут». Надрывая история двух подруг, которые приехали в Крым для знакомства с биологическим отцом одной из них, получила на «Кинотавре» специальный приз жюри и сделала звезду из Александры Бортич.

Тему сексуального и психологического взросления подростков Нигина продолжила и в следующих работах. Совсем недавно она написала и поставила пилотный эпизод сериала «Детки». И выиграла вместе с ним зрительский конкурс ТВ-3 и «КиноПоиска». А в киноальманахе «Про любовь. Только для взрослых» её эпизод иронично рассказывает о школьнице, одержимой скорейшим лишением девственности.

Чего ждать

Запуска полноценного сезона «Деток» на ТВ-3 и новой полнометражки под говорящим названием «Ревность».

7. Кирилл Плетнёв

Кто

Выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и ВГИКа, лауреат «Золотого орла», актёр.

Что смотреть

Известный актёр и телеведущий неожиданно ярко выступил в прошлом году с музыкальной комедией «Жги!» Лента повествует о строгой начальнице женской колонии (Инга Оболдина), внутри которой живёт зажатая жизнью певица. Появление в тюрьме новой заключённой, бывшей оперной дивы (Виктория Исакова), навсегда переворачивает её жизнь.

«Жги!» изобилует красивыми музыкальными номерами, прекрасной игрой двух ведущих актрис и до души пробирающими эмоциями. На кинофестивале «Кинотавр» фильм стал настоящим глотком хорошего зрительского кино среди тяжёлых малобюджетных драм и поставил Плетнёва в ряд новых многообещающих режиссёров.

Чего ждать

Сейчас Кирилл заканчивает съёмки мелодрамы «Идеальные», в которой сконцентрировал внимание на двух девушках, влюбившихся в одного парня. После его гибели они начинают получать таинственные сообщения, из-за которых им придётся отправиться в путешествие по стране.

Источник: https://lifehacker.ru/rossijskie-rezhissyory/

Женщины-режиссеры: Надежда Кошеверова, Татьяна Лиознова, Динара Асанова и другие

В истории отечественной режиссуры было немало женщин, которым советское и российское кино обязано громкими успехами, в том числе международными. Женщины начали снимать большое кино в 1910-х, а спустя полвека и вовсе захватили индустрию. «Культура.РФ» вспомнила 11 выдающихся женщин-режиссеров, чьи работы по праву считаются классикой отечественного и мирового кинематографа.

Ольга Преображенская

В зарождавшуюся киноиндустрию первую отечественную женщину-режиссера ввел Яков Протазанов: в 1913 году Ольга Преображенская стала сниматься в фильмах киноателье «Тиман и Рейнгардт». Ее первая работа в качестве постановщика была совместной с актером, сценаристом и режиссером Владимиром Гардиным — в 1916 году они экранизировали «Барышню-крестьянку» Александра Пушкина.

Кадр из художественного фильма Ольги Преображенской «Бабы рязанские» (1927)

В первые годы после революции Ольга Преображенская также стала первой женщиной — преподавателем режиссуры: она вела занятия в Государственной школе кинематографии (современный ВГИК).

Самой удачной работой Преображенской считается драма «Бабы рязанские» (1927), которую посетивший в то время СССР писатель Теодор Драйзер назвал «чудом».

Фильм рассказывал о нелегкой жизни обыкновенной русской крестьянки в деревне накануне и после революции.

Эту картину Преображенская сняла вместе с режиссером Иваном Правовым, как и многие другие свои фильмы, выдержанные в духе бравого соцреализма: «Тихий Дон», «Степан Разин», «Парень из тайги».

Несмотря на устойчивый зрительский успех, фильмы Преображенской и ее соавторов часто подвергались последовательной, а порой и резкой критике.

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова. Фотография: kino-teatr.ru

Если главным режиссером-сказочником советского кинематографа считается Александр Роу, то главной сказочницей — Надежда Кошеверова. Несмотря на то что режиссер пробовала себя в разных жанрах, от реалистического («Галя») до комедий («Укротительница тигров»), наиболее полно ее талант раскрылся именно в сказке.

Самая известная из десяти ее работ в этом жанре — «Золушка» 1947 года, снятая совместно с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца.

«Золушка» стала, пожалуй, первой в истории советского кино сказкой, начисто лишенной идеологического налета, однако в то же время с легкой сатирой отражающей черты советского быта. Например, в мачехе, блистательно исполненной Фаиной Раневской, легко узнается образцовая коммунальная активистка.

И также впервые в советском кино аристократические герои — король Эраста Гарина и принц Алексея Консовского — изображаются не как карикатурные отрицательные персонажи.

Другая важная работа Кошеверовой — «Старая, старая сказка» 1968 года с Олегом Далем и Мариной Неёловой в главных ролях.

В этом фильме сказочные герои впервые начали говорить современным зрителю языком («Я здесь все равно жить не буду…» — «Пожалуйста! Можем разменяться на два королевства в разных районах!») — за десять лет до известного этим художественным приемом «Обыкновенного чуда» Марка Захарова.

Маргарита Барская

Маргарита Барская. Фотография: kino-teatr.ru

Маргарита Барская — первый режиссер, сумевший показать мир ребенка и мир глазами ребенка максимально честно и естественно. В 1933 году на экраны вышла ее драма «Рваные башмаки» — первый озвученный детский фильм в мировом кинематографе.

Она рассказывала о детях, выросших в условной европейской стране, где к власти пришел фашистский режим. После выхода картины о Барской сразу же заговорили как о новом, оригинальном таланте, а много позже — чуть ли не как о предтече итальянского неореализма.

Зрителей восхищало, насколько непринужденно ведут себя в кадре дети, как будто не замечая объектива, — в этом была заслуга Барской-педагога, выработавшей собственную систему работы с юными актерами.

Маргарита Барская была инициатором открытия первой в мире детской киностудии «Союздетфильм», где был снят полнометражный фильм «Отец и сын».

На экранах он так и не появился: критики клеймили картину как «лживую», поскольку Барская, верная своему стилю, отразила в ней жизнь советской семьи без прикрас.

Снимать режиссеру больше не позволили — в основном из-за ее дружбы с опальным оппозиционером Карлом Радеком, так что фильм «Отец и сын» стал последней работой Барской..

Юлия Солнцева

Юлия Солнцева. Фотография: kino-teatr.ru

Кинорежиссер Юлия Солнцева, прежде чем стать известным режиссером, успела прославиться как актриса благодаря главным ролям в немых лентах «Аэлита» и «Папиросница из Моссельпрома».

Самой известной работой Солнцевой стала «Поэма о море», снятая в 1958 году по сценарию ее мужа, режиссера Александра Довженко, в которой режиссер подала строительство Каховской ГЭС в стиле древнегреческого эпоса.

Фильм запомнился зрителю диалогом пенсионера и малолетнего двоечника.

Паренек собирался стать прокурором, и на вопрос дедушки, как можно судить людей без способностей к этому, уверенно отвечал: «В суде способности не нужны, там главное знать статьи — кому какую».

Другой заметной работой Солнцевой была первая в Европе широкоформатная картина «Повесть пламенных лет» (1960), которая получила награду за лучшую режиссуру в Каннах.

Искра Бабич

Искра Бабич, выпускница ВГИКа 1958 года, была любимой ученицей режиссера и педагога Ивана Пырьева. В ее фильмографии всего четыре полнометражных фильма — мелодрамы. Бабич снимала пронзительные фильмы о любви, совести и доброте, — но без избыточной экспрессии и эксцентрических сюжетов.

Самый известный фильм режиссера — «Мужики!» 1982 года, получивший массу наград и добившийся действительно всенародного признания. Последним фильмом в биографии Бабич стала драма «Прости меня, Алеша» (1983), после выхода которой перебралась в деревню Поплевино в Рязанской области, где вела почти отшельнический образ жизни.

Динара Асанова

Динара Асанова. Фотография: peoples.ru

Ученица Михаила Ильича Ромма, Динара Асанова известна как режиссер, которому удалось точно и без лишних нравоучений показать противоречивую подростковую натуру.

Два самых известных фильма Асановой — лирическая история о безнадежной влюбленности «Не болит голова у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983), в которой были задействованы не профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки.

Как вспоминал Валерий Приёмыхов, исполнитель роли начальника трудового лагеря в «Пацанах», после выхода фильма Асановой стали пачками приходить письма: люди просили совета, считая, что режиссер была квалифицированным специалистом по воспитанию «трудных детей».

Однако единственной задачей Асановой было показать, что переходный период между отрочеством и юностью — это не репетиция к «настоящей», взрослой жизни, а важная часть нашей единственной, большой, жизни.

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько. Фотография: kino-teatr.ru

Лариса Шепитько была одной из центральных фигур советского кино 1960–70-х годов. В числе прочего она сняла культовую оттепельную ленту — «Крылья» 1966 года, фильм-размышление о судьбе фронтовиков. Фронтовиком в картине была женщина, бывшая летчица Надежда Петрухина (в исполнении Майи Булгаковой), которая после войны стала директором ПТУ.

Героине, вынужденной спуститься буквально с небес на землю, пришлось жить по новым правилам, в которых не было той нравственной ясности, свойственной военному времени, что в итоге привело ее к экзистенциальному тупику, как и многих шестидесятников. «Крылья», с одной стороны, стали очень популярны у публики, а с другой — вызвали пристальное внимание к Шепитько со стороны цензоров Госкино.

Чтобы снять свой главный фильм, «Восхождение» (1976), именно таким, каким Шепитько его видела, ей пришлось буквально с боем получать разрешение у чиновников. Так появилась военная драма по мотивам повести неудобного для власти писателя Василя Быкова, которая стала первой советской картиной, удостоенной «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Татьяна Лукашевич

Кадр из художественного фильма Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1939)

Фраза «Муля, не нервируй меня!» навсегда вошла в историю отечественного кинематографа — как и режиссер «Подкидыша» (1939) Татьяна Лукашевич.

Ее дебют состоялся в 24 года: фильм Лукашевич «Преступление Ивана Караваева» скорее напоминал художественно оформленную киноагитку, чем художественное высказывание, но интерес к молодому режиссеру все же создал.

В дальнейшем Лукашевич снимала в основном фильмы, способствовавшие «нравственному воспитанию подрастающего поколения» («Гаврош», «Подкидыш», «Аттестат зрелости»).

Несмотря на четкое следование режиссера канонам соцреализма, на первом плане в фильмах Лукашевич всегда выходили человечность и простая искренность, не отягощенные излишней назидательностью и дидактикой. Это заметнее всего в фильме «Подкидыш», главная идея которого выражена в строчках колыбельной: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом».

Аида Манасарова

Кадр из художественного фильма Аиды Манасаровой «Оглянись» (1983)

Для Аиды Манасаровой едва ли не главным в творчестве было старательное избегание всего идеального и надуманного.

По словам Манасаровой, ей было «гораздо важнее показать реальный драматизм поиска нравственных идеалов», поэтому ее герои никогда не были одномерно-положительными. Практически все ее фильмы рассказывали о людях, переживавших глубокий внутренний кризис.

«Мне нравятся герои, которые мучатся своим несовершенством», — признавалась Манасарова. Одна из самых ярких работ режиссера — семейная драма «Оглянись» (1983) о тяжелых взаимоотношениях матери и сына.

Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова. Фотография: rg.ru

«Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой сразу стали главным советским сериальным хитом. Однако известна режиссер не только историей о популярном советском киноразведчике.

Ключевым героем всех ее работ был человек, оказавшийся в неестественных для себя условиях, белая ворона, которая испытывает себя на прочность, причем далеко не всегда успешно.

«Лимита Нюра» из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года, так и не обрела любви; Нина из «Карнавала» (1981) вернулась в свой городок, не сумев стать большой артисткой; Леня из картины «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) отчаялся собрать злополучные подписи, которые оказались нужны только ему.

И это сочетание упрямства, смирения, неприкаянности — характерная черта многих героев Лиозновой. Как вспоминал драматург Александр Гельман, «ее фильмы чистосердечны, правда души в них превосходит правду фактов, как это и бывает в жизни с настоящими людьми».

Кира Муратова

Кира Муратова. Фотография: kino-teatr.ru

Кира Муратова всегда снимала только такое кино, какое ей хотелось снимать — независимо от изменений политической повестки, режимов, эстетических ориентиров.

Поэтому ее первые фильмы — «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) — положили на полку, третий, «Познавая белый свет» (1979), так и не вышел в широкий прокат, а четвертый, «Среди серых камней» (1983), урезанный цензурой, она выпустила под псевдонимом Иван Сидоров.

Наконец, снятый в 1989 году «Астенический синдром», вышедший в том виде, как хотела Муратова, принес ей мировое признание.

Муратова всегда снимала — и снимает — картины, которые оказываются испытанием для зрителя, непростой внутренней работой. Это единственная женщина-режиссер, благополучно пережившая десятилетия трансформации отечественного кинематографа.

Источник: https://www.culture.ru/materials/177297/zhenshiny-rezhissery-kotorykh-vazhno-znat

Ссылка на основную публикацию