Развитие воображения у детей дошкольного возраста: особенности и упражнения

Развитие воображения у дошкольников: средства, методы, диагностика, игры и прочее

Организационный момент.
Утренний круг:

  • В круг скорее становитесь,Крепко за руки держитесь.Раз, два, три, четыре, пять,Сказку будем начинать.

Вводная часть.
В.:

  • Я сегодня принесла вам чудесный сундучок,Раз, два, три, чок-чок, отворяйся, сундучок.Отворился сундучок,Появился тут клубок.

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужен клубок? Как он нам может помочь?Дети: Указать дорогу, поможет попасть в сказку, поможет найти какой-то предмет.В.: Как такой клубок называется?Дети: Волшебный.В.: Ой, и правда, ожил наш волшебный друг и зовёт всех вместе в путь. Куда же нас клубочек ведёт?На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями.

Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла. В.: Посмотрите, какая красивая вуаль, что же спрятано за ней? Можно я одни глазком посмотрю. Ребята, скажу вам, что это не живой предмет, попробуйте отгадать.Игра «Данетка».Дети: Это книга?В.: Нет.Дети: Это игрушка?В.: Нет.Дети: Может, это кукла?Воспитатель: Нет. Дети: Это домик?В.

: Да! (Снимает вуаль).Основная часть.В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала её злая фея. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может её разбудить. Закрылись все окна и двери крепко-накрепко, и даже луч солнца не может попасть туда.В.: Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу? (Ответы детей: победить злую фею, решить задания).

Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?Дети: Да.В.: Смотрите, клубочек зовёт нас за собой, что же он хочет нам показать? (Подходят к дереву и находят конверт). Это письмо от Доброй Феи. (Читает письмо).

Чтобы расколдовать принцессу, вы должны выполнить задания, и только тогда она пробудится ото сна.

Вот первое задание, надо отгадать загадку:

  • Кто пугливей всех зверей?Уши у кого — длинней?В огороде ест морковкуИ капустную листву,Удирать умеет ловко,Если встретит вдруг лису…Сильно глазками косит,Всех боится и дрожит… (Заяц).

Клубочек снова зовёт за собой. (Обращает внимание на зайку, сидящего под деревом). Смотрите, да ведь это зайка. Он весь мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то выполним первое задание и откроется первое окошко в замке.

Ребята, как вы думаете, почему заяц мокрый?Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.(Обсуждение с детьми противоречий в погоде).В.: Что хорошего в дожде? (Ответы детей: все растёт, свежий воздух после дождя, можно бегать по лужам босиком).

А что плохого в дожде? Дети: Можно простудиться и заболеть, если долго будет идти дождь, погибнут деревья, животные и птицы.В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …В.

: А что хорошего в солнце? (Ответы детей: оно ласковое, тёплое, от него светло, можно на речке купаться, загорать). А что плохого может быть в солнце? Дети: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

Как мы можем помочь зайцу?Дети: Высушить, согреть одеяло, посадить на солнышко.В.: Давайте его укутаем тёплым одеяльцем и согреем. Ребята, а кто мне назовёт сказки, в которых главный герой заяц?Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц — хваста» и т. д.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем. Посмотрите, что случилось, окошко в замке открылось. И клубочек приглашает нас присесть на ковёр. Садитесь на ковёр, а я прочту загадки:

  • Борода, да рожкиБегут по дорожке. (Козел).
  • Длинный хвост, сама — краса,Это рыжая … (Лиса).

В.: Узнали название сказки? («Козёл и лиса»). Второе задание такое: надо рассказать сказку «Козёл и лиса», используя модели. Если мы выполним задание, откроется второе окно в замке.

Как вы думаете, кто из вас выполнит это задание? (Выбирается один ребёнок, который будет рассказчиком).В.: Каким голосом лиса просила спрыгнуть козла в колодец?Дети: Добрым голосом, ласковым.В.: Каким тоном разговаривала лиса в колодце с козлом?Дети: Грубым голосом.В.

: Чему учит сказка?Дети: Век живи, век учись.В.: Какие модели использовала Катя при рассказывании сказки?Дети: Оранжевый круг — это лиса. Она рыжая по цвету. Треугольник — это козёл, он серый по цвету и голова похожа на треугольник.В.

: На какую фигуру похож хозяин? Дети: Он высокий, с верёвкой в руках, похож на прямоугольник.В.: Клубочек предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка:

  • Вот мы репку посадилиИ водой её полили,А теперь её потянемИ из репы кашу сварим.И будем мы от репкиЗдоровые и крепкие.

В.: Смотрите, второе окошко в замке открылось. Снова нас клубочек зовёт в путь. Он нас привёл к теремку. Нам надо выполнить третье задание. Вы помните сказку «Теремок»? Давайте вспомним, что же там случилось?Дети: Разные животные приходили в теремок по очереди и просились жить.В.: Поиграем в эту сказку?Дети: Да.В.: Только игра будет у нас другая.

Каждый из вас получит картинки с изображением предметов и будет играть за тот объект, который ему достанется. Один ребёнок будет ведущий — хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него:— Тук, тук, кто в теремочке живёт?— Я, хозяйка теремка. А ты кто?— Я, домбра. Впусти меня, будем вместе жить.— Входи.

— Тук, тук, кто в теремочке живёт?— Я, домбра, а ты кто?— Я, балалайка.— Если скажешь, чем ты на меня похож, то впущу.Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и домбра, и балалайка сделаны из дерева, есть струны. После этого гость помещает в домик карточку, и в игру вступает следующий участник.В.

: Вот и третье задание выполнили, окно открылось. Ребята, снова нас клубочек приглашает на ковёр. Нам надо выполнить последнее задание, чтобы открыть дверь в замке.Я расскажу вам сказку «Красная шапочка». Но по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

— Жила-была девочка, которую звали Жёлтая Шапочка…— Не Жёлтая, а Красная.— Ах да, Красная. Так вот, позвал её папа и…— Да нет же, не папа, а мама.— Правильно. Позвала её мама и говорит: сходи-ка к тёте Марине и отнеси ей…— К бабушке она велела ей сходить, а не к тёте.— И пошла Красная шапочка к бабушке, отнести пирожки.

А дорога пролегла через городскую площадь…— Не площадь, а лес.— И встретила она медведя…— Не медведя, а волка.и т. д.

В.: Вот и открылись все двери и окна замка. Однако, чтобы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

  • У Алёнушки — сестрицы,Унесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»).
  • Появилась девочка в чашечке цветка,И была та девочка не больше ноготка.Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку. («Дюймовочка»).
  • У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный,Он имел предлинный нос.Что за сказка? — Вот вопрос. («Буратино»).
  • Она красива и мила,А имя ей от слова «зола». («Золушка»).
  • Нет ни речки, ни пруда —Где воды напиться.Очень вкусная водаВ ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

(Показ слайдов при отгадывании загадок).В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь её замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса «благодарит» детей и раздаёт яблоки.Заключительная часть.В.: Что мы сегодня сделали хорошего?Дети: Помогли принцессе проснуться.В.

: А как мы помогли?Дети: Мы выполняли задания.В.: Как вы думаете, мы справились с заданиями?Дети: Да, все окна и двери открылись, принцесса проснулась.В.: Кто нам помогал выполнять задания?Дети: Клубочек.В.: Ребята, а давайте мы нашего Зайку подарим Принцессе, чтобы ей не было скучно, она с ним будет играть. Вы согласны?Дети: Да.

Заключительные слова воспитателя:

  • Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердца,В нетерпеливом ожиданииБлагополучного конца.

В.: Попрощаемся с гостями, скажем до свидания!

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-voobrazheniya-u-doshkolnikov.html

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение

1680 (17 за неделю) / 25.05.16 10:00

Под воображением понимается способность сознания создавать неповторимые, уникальные и новые образы, опираясь на полученный ранее опыт.

Этот психический процесс играет ведущую роль во время освоения малышом окружающего мира, оказывает значительное влияние на успех ребенка при прохождении различных обучающих программ.

Особое внимание развитию воображения нужно уделять в период с 5 до 12 лет, так как именно на этом этапе жизни закладываются основы для дальнейшего формирования личности и наглядно-образного мышления.

Если занятия с ребенком не ставили целью совершенствование этой способности, то в будущем человек испытывает трудности с импровизацией, быстро теряет интерес к творческим заданиям из-за кажущейся их сложности, не может анализировать информацию и строить суждения, касающиеся отвлеченных тем.

Виды воображения

Одна из классификаций берет в основу два критерия: в каких условия и в зависимости от чего появляются те или иные образы. Выделяют пассивное и активное воображение.

  1. Непроизвольное (пассивное). Человек не принимает активного участия в создании представлений, в то же время он не контролирует их появление. Обычно этот вид характерен для детей младшего школьного возраста. Образы возникают во время сна или в тот момент, когда ребенок только засыпает, уже плохо отражая реальность, но все еще оставаясь в ней. Рожденные воображением представления воспринимаются как действительность или иллюзия. Также наблюдается появление образов в состоянии бодрствования, однако, ребенок тоже не прилагает усилий для активизации способности. Идеи появляются сами по себе, малыш становится подобным стороннему наблюдателю, не придающему оценки происходящему. Постепенно, по истечении времени, процесс становится уже осознанным.
  2. Произвольное (активное). Целенаправленное порождение образов, спровоцированное поставленной задачей. Дошкольник пытается осознанно создавать представления, участвуя в различных ролевых играх, где он становится специалистом какой-либо области (учителем, врачом). Воображение всецело включается в процесс, потому как ребенок должен максимально раскрыть принятую роль, соответствовать поведению выбранного персонажа. Такие игры позволяют сформировать способность к импровизации, подготавливая человека к дальнейшему творческому труду.

В зависимости от особенностей возникающих представлений воображение делится на три группы:

  1. Воссоздающее. Его суть заключается в том, что ребенок, услышав или прочитав описание предмета, явления, которые он ранее никогда не видел, должен уметь представить их.
  2. Творческое. Создание неповторимых образов с опорой на собственный опыт и объекты окружающего мира, получившие оценку ребенка.
  3. Мечты. Представление предмета или события, которые могут присутствовать в будущем в реальной жизни. Мечты не должны быть оторваны от реальности, иначе они превратятся в грезы, снижающие активность.

Специалисты считают, что воображение на пути своего становления проходит три стадии:

  • непроизвольные фантазии, связанные с вымышленными событиями и героями (сказки);
  • формирование образов ради поставленной задачи;
  • способность полностью контролировать процесс, обеспечивающий творческую деятельность.

Первая половина периода дошкольного детства характеризуется репродуктивным воображением, когда ребенок лишь воспроизводит действительность и полученные от взаимодействия с ней впечатления в виде образов. Представления могут строиться на основании восприятия реальности, во время или после прослушивания сказок, просмотра мультфильмов.

Детям до 3 лет нужно предоставить возможность для игр, во время которых ребенок будет активно фантазировать, что положительно скажется на дальнейшем развитии воображения. 3-телний малыш уже может выразить словесно возникающие образы. На следующем этапе происходит представление действий и предметов с целью достижения конкретной задачи.

Это продолжается до 5 лет.

В старшем школьном возрасте ребенок развивает воображение и воссоздает образы, когда участвует в сюжетно-ролевых играх. Когда человек еще немного повзрослеет, фантазия становится управляемой, а представления строятся уже на произвольной основе, опережая план достижения цели, тем самым подготавливая почву для действий.

Ключевую роль в развитии целенаправленного воображения играет взрослый, именно он побуждает ребенка к деятельности, требующей создания образов. Уже после дети могут сами выстраивать план и намечать способы его реализации. Особенно часто подобное наблюдается в коллективных играх, где необходимо, чтобы участники тесно взаимодействовали друг с другом. Фантазия помогает ребенку выявить основные закономерности окружающей действительности, является условием для развития личности человека и реализации его возможностей в творчестве. Словесное описание образа может быть вполне реалистичным, а персонажи наделены существующими в жизни чертами и характерами.

Если развитие воображения происходит нормально, то к 5-7-летнему возрасту ребенок способен создавать целые галереи образов, миры, в которых живут герои с типичными качествами, дающими им право поступать так или иначе в различных ситуациях. Дети могут придумывать воображаемых напарников, а затем действовать с ними вместе во время игры.

Позднее наступает момент, когда человек осуществляет переход к творческой деятельности, а умение фантазировать все больше подчиняется интеллекту. Развивать воображение на каждой из стадий позволяют специально разработанные методики.

Особая роль дидактических игр

Выделяется три вида дидактических игр. К ним относят:

  1. Словесные. Рассуждение и появление мнения у ребенка происходит в ходе выполнения конкретного задания.
  2. Настольно-печатные. Главная цель – работа в рамках существующих правил со специальными карточками или игровыми полями.
  3. С использованием игрушек и предметов. Девочки играют с куклами, готовят в «посудке», мальчики – с машинками и паровозами.

Дидактическая игра – это миниатюрная копия окружающей ребенка жизни. В игровом процессе находят отражение многие вещи и события, существующие в реальности, например, определенные профессии, статус в семье, природа. Принимая на себя разные роли, ребенок учится понимать мир и то, как он устроен.

Читайте также:  Продукты улучшающие память и работу мозга

Однако вовсе не нужно предлагать малышу сразу большое количество игр, иначе он не сможет сосредоточить внимание на чем-то одном. Быстро бросая один вид деятельности, принимаясь за другой, ребенок просто ничего не успеет усвоить.
Также необходимо учитывать половозрастные особенности и уровень развития.

Если задача будет слишком легкой, то она скоро наскучит малышу, но когда она становится сложной, то может оттолкнуть, так как долго не удается найти решение. Все это приведет к снижению умственной активности и интереса к познанию.

Различные методики используются постепенно с учетом возраста детей, игры должны в достаточной степени напрягать способности, но вместе с тем быть посильными, способствовать общему развитию.


Ролевые замечания ребенок также берет на вооружение и использует их в игровой деятельности, формируя тем самым суждения об окружающем мире. Постепенно дошкольник учится примерять на себя роль другого человека, моделировать ситуацию, все это дает положительный эффект в развитии воображения.

Изодеятельность и воображение

Для ребенка рисование становится не просто способом проведения времени, а занятием, помогающим включить различные системы организма. Так, изобразительная деятельность позволяет активизировать двигательные, зрительные анализаторы, способствует развитию мелкой моторики, мышления, воображения.

Если в самом начале происходит механическое повторение действий, то уже скоро малыш может создавать образы, перенося их на лист бумаги. Персонажи рисунков бывают как вымышленные, так и реальные.

Если ребенок фантазирует ради воплощения какой-то цели, то это развивает такие качества воображения:

  • произвольность;
  • уникальность, неповторимость;
  • устойчивость;
  • широта.

Сказочные образы

Методики, основанные на слушании сказок, разыгрывании их на сцене, обсуждении, отлично влияют на развитие воображения. Наблюдение за сюжетом и героями произведения позволяет ребенку:

  • получить опыт, узнать о культуре своего или чужого народа;
  • активизировать собственные знания о мире и действительности;
  • проявить творческие способности, работать над собственной речью, памятью, индивидуальностью;
  • узнавать больше о взаимоотношениях людей, правилах поведения в обществе;
  • создавать различные образы, проводить ассоциации;
  • ставить себя на место героя, пытаться найти ответ в трудной ситуации, помочь персонажу;
  • окунуться в сферу эмоций, выразить свои чувства.

Воображение и конструктор

Конструкторская деятельность оказывается крайне важна для детей, так они представляют себя в роли строителей и архитекторов, радуются, когда получается собрать что-то красивое.

Даже если задуманная постройка разрушилась, игра заставляет ребенка приложить усилия, чтобы довести дело до конца. Таким образом, развиваются волевые качества личности.

Также конструктор позволяет дошкольнику:

  • представлять, воображать результат своей работы;
  • соотносить предмет с окружающим миром, разбираться в устройстве последнего;
  • выяснить, каковы свойства явления или объекта;
  • развивать память, запоминая отдельные детали;
  • получить навыки создания реального предмета и попробовать применить его.

Для осуществления конструкторской деятельности используются готовые модели, наборы различных элементов из дерева и пластика, техники рукоделия (оригами, вышивка, плетение).

Все это способствует развитию воображения дошкольника, позволяет сформировать гармоничную личность. Помимо образного мышления внимание также уделяется мелкой моторике, интеллекту, памяти, зрительному анализу.

Успешная реализация способностей ребенка на начальном этапе помогает без труда перейти на следующую ступень развития.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Дошкольный портал – Наши деточки » Методическая копилка » Конспекты, доклады, консультации, картотеки » Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития воображения у детей 3 – 7 лет. Для развития воображения у детей 5 – 7 лет предложите воспитанникам выполнить следующие задания. Каждое упражнение предлагается на отдельном листе бумаги для каждого участника совместной деятельности.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ.

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Они хороши тем, что для них не требуется специальной организации предметной среды, в них можно использовать практически любые предметы.

Они не занимают длительного времени, могут возникать спонтанно, как бы мимоходом. Но для того, чтобы такие игры стали частью жизни детей, взрослый должен поддерживать в самом себе изобретательность, любовь к импровизации, фантазии. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

Сладкий арбуз

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: “Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем”. Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: “Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек”. В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек. Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.

Посмотри в окошко

Увидев, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: “Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?”.

Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка “похожим на бабушку или на дедушку”.

Разноцветные салфетки

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах. В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая – песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

Найди зайчика

Если ребенок ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”.

Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”. Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”.

В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

Дудочка

Покажите ребенку фломастер, карандаш или круглую палочку: “Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет”. Затем “играет” на дудочке: “Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду”. После этого предлагает подуть в нее ребенку, вновь повторяя слова потешки. Игру можно сделать совместной, если взять две “дудочки” и дудеть в них одновременно или по очереди.

Бабочки

Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги.

Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: “Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели”. Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны.

Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.

Курица и цыплята

Если ребенок передвигает с места на место кубики, придвиньте один из них к себе и разбросайте рядом камушки (крупные пуговицы): “Посмотри, вот курочка. Она гуляет со своими детками-цыплятками. Она говорит им: “Ко-ко-ко. Клюйте зернышки, как я”.

Положите руку поверх кубика с выставленным вперед указательным пальцем, имитируя им клев, затем предложите сделать то же самое ребенку с кубиком и с камушками, изображая писк птенцов. Можно ввести в игру два кубика-курочки разных цветов и играть с ребенком параллельно.

Козлята и волк

Положите на стол коробку из-под обуви и несколько маленьких кубиков: “Это козлята, а это их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вдруг прибежал волк (с помощью большого кубика или, сжав кисть своей руки, изобразите волка), хотел съесть козлят.

Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем”. Вместе с ребенком быстро спрячьте кубики в коробку. Волк убегает. По желанию ребенка игру можно повторить.

Эту игру можно разнообразить, играя, например, в “зайчиков и лису”, в “кошки-мышки”, “воробышки и кошка” и пр.

Качели

Привяжите ленточку или шнурок к небольшой крышке (от духов, пластмассовой банки и пр.), предварительно сделав в ней отверстия, и скажите ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика (качает).

А сейчас посажу на качели птенчиков (кладет в коробку маленькие шарики или пуговицы). Хочешь их покачать?». По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они, в зависимости от «ответа» качели можно раскачивать посильнее или послабее.

Качели можно превратить в карусели и весело раскручивать их.

Игры с проволокой

Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: “Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит.

Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?” Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит. Затем взрослый говорит: “А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех”. Покажите, как солнышко медленно поднимается.

Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком. После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. – “Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?”. Взрослый: ” А теперь на что это похоже?” (снова сворачивает проволочку в кольцо).

Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку. Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции.

Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик.

Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки, катушку – в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

Солнечные зайчики

В эту игру весело играть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол.

Следите за ними вместе с малышом и читайте стихотворение: Скачут побегайчики – Солнечные зайчики. Мы зовем их – Не идут. Были тут – И нет их тут. Прыг, прыг По углам. Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли? (А. Бродский)

На что это похоже?

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.).

Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке.

Волшебные фигурки

Читайте также:  Аллан пиз: краткое описание самых популярных книг

Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.

От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции. В запасе у родителей всегда должны быть интересные идеи, благодаря которым дорога станет приятным и полезным предвкушением отдыха или его достойным завершением.

Отгадай слово (предмет, фрукт, сказочного героя).

Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет».

Что бывает сладким (красным, круглым, горячим)?

Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл.

Сочиняем сказку вместе.

Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает родитель и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.Зашифрованное послание. Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Ребенок должен угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе.

Игра в рифмы.

Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями.

Пантомима.

Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание).

Я положил в коробку…

Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в коробку книгу». Второй играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в коробку книгу и карандаш». Следующий повторяет всю фразу и добавляет свое слово – и так далее – пока хватит терпения и памяти.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.

Рисунок того, чего не может быть.

Цель: развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет. Ребенок складывает лист бумаги пополам.

В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа – такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может.

Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет.

Игра «Море и небо»

Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек. Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море.

После чего дети изображают: 1) с помощью рук – море (волны, штиль, шторм); 2) с помощью лица и ладошек – небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки). Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов.

В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.

Природное явление

Придумайте одно или несколько новых природных явлений, которые могли бы происходить на Земле или какой-либо другой планете. Опишите условия возникновения, механизмы протекания и последствия этих явлений.

Фантастическое животное

Придумайте животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до вас никто не придумывал – которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах.

Если есть возможность, нарисуйте это животное, отсканируйте и пришлите. Придумайте ему фантастическое имя. Опишите, как оно выглядит, двигается, питается, размножается.

Где живет это животное? С кем дружит? Есть ли у него враги?

ТЕСТ: ИЗУЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Источник: http://nashideto4ki.ru/2992-razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие воображения у детей

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения.

Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть.

Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности.

Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность.

Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.

Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его.

Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д.

Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.

Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью.

Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка).

Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении.

Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

В школьном возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Если ребенку 3—4 лет достаточно 2—3 палочек — и модель самолета готова, то для 7—8-летнего школьника необходимо уже, чтобы модель «была как настоящая».

Дошкольник в рисунке часто пользуется передачей только нескольких характерных черт, школьник I—II классов пытается передать по возможности все основные детали предмета. В III—IV классах, при условии правильного обучения рисованию, ребенок уже делает попытки отразить в рисунке не только содержание, но и точную форму изображаемого.

Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, сейчас значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения. Конструирование перестает интересовать школьника, если ему своевременно не дают нужных знаний и технических навыков.

Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить.

Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой — все это в большой мере развивает воображение школьников.

Вместе с тем учитель должен следить и за развитием здорового критического отношения к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство.

В жизни учащихся старшего школьного возраста видное место занимает активная, творческая мечта.

Уже в начальных классах школы дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера. В подростковом возрасте мечты приобретают более целенаправленный, действенный и устойчивый характер.

Советские подростки хотят быть похожими на замечательных людей нашей страны, мечтают о великих делах, которые они совершат в жизни. Но наиболее характерна творческая мечта для юношеского возраста: «Молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям, — писал М. И. Калинин, — это — не порок, а ценное достоинство.

Ни один деятельный и нормально мыслящий человек не может обойтись без фантазии. Но у молодежи эта склонность бывает развита сильнее, чем у пожилых людей… Вы — ученики 9-х и 10-х классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому.

Да иначе и быть не может! Какие же вы советские молодые люди, если у вас нет фантазий о большой жизни, если каждый из вас не думает своротить горы или перевернуть земной шар Архимедовым рычагом?»

Наша молодежь действительно мечтает о великих делах, и ее мечты тесно связаны с ее будущей деятельностью, с предстоящим участием в строительстве коммунизма, с делами, направленными на благо родины. И наша молодежь не только мечтает об этом. Она и претворяет свои мечты в реальную жизнь.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=razvitie-voobrajeniya-detei

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Что такое воображение? Нетрудно догадаться, что прежде всего это – умение конструировать в уме новые сочетания предметов и явлений, накопленных опытом человека. Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой.

Творческое воображение обеспечивает ребенку возможность ребенку максимально проявлять уже имеющиеся у него свои интеллектуальные способности, а также приобретать новые навыки.

Но несмотря на то, что именно в период дошкольного детства творческое воображение развивается и проявляет себя наиболее интенсивно, вопрос о развитии творческого воображения в этом возрасте является наиболее спорным и неизученным.

Творческое воображение — элемент полноценной личности

Также творческое воображение неразрывно связывают с такими понятиями, как «интеллект» и «креативность».

Что же в первую очередь отличает творческое мышление?

  1. Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
  2. Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
  3. Выражается не словами, а символами и образами
  4. Может оставаться непонятным окружающим людям
Читайте также:  Дефекты речи: чем отличается логопед от дефектолога, заикание, шепелявость

Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.

Что такое воображение — определение

Отличительные особенности воображения ребенка

Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством

К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными.

Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов.

Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.

), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.

Виды воображения — классификация

Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел

И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций.

Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах.

Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника.

Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.

Развитие воображения — это высвобождение способностей

Этапы развития воображения ребенка

Согласно данным исследований Б.М.Неменского, Г.Каринского следует выделять три главных этапа развития у ребенка творческого мышления.

Первый этап – обучение. В это время происходит освоение ребенком азов использования на практике навыков нестандартного мышления. Дети учатся использовать обычные материалы не по назначению, находить новые свойства привычных предметов, либо использовать нетрадиционные материалы для творчества и т.д.

На втором этапе происходит закрепление уже усвоенных навыков. Ребенок ставит перед собой творческие задачи и учится решать их доступными ему способами. В его распоряжении уже находится значительно больше приемов и средств выразительности, чем раньше.

Тематика занятий может быть абсолютно любой. Конечно же, во главу угла необходимо ставить потребности ребенка и его интересы.

Но также можно соотносить их с текущим временем года, погодными условиями, значимыми событиями в жизни каждого ребенка (походом в школу, днем рождения, любимым праздником и т.д.).

Задачи развития творческого воображения

Ребенок уже владеет достаточным количеством средств художественной выразительности, приемами и некоторыми техниками.

Если взять в качестве примера живопись, получится, что ко второму этапу он уже способен равномерно заполнять лист изображением, видит разницу между передним и задним планом, составляет композицию из нескольких фигур, выделяет отдельные элементы при помощи нажима, плотности краски, цвета.

На рисунке может быть передано движение. Ребенок уже умеет рисовать не только карандашом, но красками, мелками, углем и т.д.

На третьем этапе ребенок уже переходит непосредственно к самостоятельной творческой активности. Он способен самостоятельно выбирать определенную цель в качестве творческого замысла и стремиться к ее реализации. Он свободен и в выборе средств достижения результата.

Но, несмотря на то, что развитие творческих способностей можно и нужно стимулировать, стоит отметить, что большинство из них заложены в человека изначально.

Идея и материалы для развития воображения

И для того, чтобы они начали проявиться, нужно не создавать их с нуля, а помочь им пробудиться. К условиям, необходимым для этого, можно отнести:

  1. Обеспечение ребенку возможности иметь доступ к разным материалам для творчества.
  2. Расширение представлений ребенка о доступных ему материалах для творчества.
  3. Пробуждение в ребенке эмоций, испытываемых в отношении процесса творчества и его результата.
  4. Организация систематического наблюдения за творческим процессом.
  5. Методы развития творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста

Методы, при помощи которых будет осуществляться развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, весьма разнообразны. Они затрагивают большинство сфер жизни и могут легко и ненавязчиво применяться абсолютно в любых условиях. Родители, в свою очередь, смогут легко оценить полученные результаты.

Наблюдение за миром — один из методов развития воображения

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

  • Наблюдение за явлениями природы, их активное обсуждение и объяснение причин
  • Рассказы о животных и растениях, наблюдение за их жизнью
  • Обсуждение происходящих вокруг событий совместно с ребенком (дома, на улице, за городом)
  • Ответы на всевозможные детские «почему?», «зачем?», «отчего?»

Детские развивающие игры

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в настольных играх, рассчитанных на участие нескольких человек
  • Игрушки ребенка должны носить не только развлекательный, но и полезный для него характер
  • Игрушки должны обязательно соответствовать возрасту ребенка
  • К числу наиболее полезных для ребенка игрушек относятся конструкторы, а также пазлы для сборки

Изобразительное искусство

Учитывая то, что изобразительное искусство является одним из наиболее мощных инструментов развития творческих способностей ребенка, необходимо чтобы ему были доступны самые разнообразные средства художественной выразительности – карандаши и краски, фломастеры и цветные мелки.

Занятие по рисованию помогает развивать творческие способности

  • Материалы для рисования также должны отличаться разнообразием. Разрешите ребенку порисовать на разных поверхностях – гладких, шероховатых и т.д.
  • Ничего страшного, если в процессе рисования ребенок испачкает одежду или руки.

    Более того, рисование пальцами признается психологами не только средством творческого развития, но и отличной антистресс-терапией. Но, в то же время обязательно приучайте ребенка следить за чистотой и порядком на рабочем месте.

  • Совмещайте рисование с изучением формы, цвета; изучайте разнообразные техники живописи, позволяющие получить результат, который нужен ребенку.

Лепка

Лепка – одно из лучших средств развития и совершенствования навыков мелкой моторики, а также позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности и фантазию ребенка.

Лепка — способ развития воображения

  • Начинать лепку лучше всего с самых простых деталей – геометрических фигур (шариков, кубиков, колечек, колбасок и т.д.).

  • После того как ребенок освоит наиболее простые формы, предложите ему попробовать вылепить что-нибудь посложнее.
  • Ребенку будет легче и приятнее работать с пластилином, если он будет ярким и приятным на ощупь.

    Желательно также размять его перед началом занятия.

Чтение книг

Приобщать ребенка к чтению книг необходимо начиная с самого раннего возраста. Это не только позитивно скажется на его интеллектуальном и творческом развитии, но сформирует у него привычку к чтению, а также хороший литературный вкус в будущем.

Чтение книг и воображение тесно взаимосвязано

  • Чтение должно занимать не менее получаса в день – причем, как утром, так и перед сном, когда ребенку будет легче воспринимать информацию
  • Подбирая материалы для чтения, необходимо учитывать как возраст ребенка, так и его интересы
  • По мере взросления ребенка обогащайте его литературные представления сказками, детской поэзией, простыми рассказами и т.д.
  • После прочтения книги старайтесь организовывать обсуждение каждой книги с ребенком. Это позволит решить задачу не только творческого, но и морально-нравственного развития
  • Ближе к окончанию дошкольного детства запишите ребенка в библиотеку, регулярно посещайте ее вместе
  • Немалую пользу ребенку принесет проигрывание с детьми сценок из полюбившихся книг. Причем, будет хорошо если вы дадите ребенку возможность не только исполнять ту или иную роль, но участвовать в подготовке сценария, оформлении костюмов и т.д.
  • Развитие речевого творчества дошкольников также невозможно без хорошего словарного запаса, который также обеспечивается чтением.
  • Немаловажную роль в воспитании детей также будет играть устное народное творчество. Обязательно читайте детям сказки народов мира и объясняйте, чему именно они учат.
  • Если к моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенок уже овладеет навыками чтения, вы можете доверять ему самостоятельно чтение книг. Если же нет – не стоит торопить его. Излишне интенсивные занятия на развитие школьных навыков не только создадут излишнюю нагрузку, но могут негативно сказаться на мотивации ребенка к обучению в будущем.

Музыкальное развитие ребенка

Музыка, особенно классическая, благотворно влияет не только на интеллектуальное развитие, но и настроение ребенка. Она успокаивает ребенка, устраняя излишнюю тревожность и возбудимость. Поэтому с самого раннего возраста его нужно приобщать к классике (похожий эффект также имеют натуральные звуки живой природы).

Музыку можно объединить с изобразительным искусством

Учитывая то, что классическая музыка довольно непроста для восприятия, начинать можно с классических произведений в специальной аранжировке для самых маленьких.

Развитие мелкой моторики

  • Развитие мелкой моторики обязательно для ребенка старшего дошкольного возраста потому, что именно эти навыки дают ему возможность осуществлять большинство видов творческой деятельности.
  • Наиболее существенную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, лепка, раскрашивание.

Обязательные условия творческого развития ребенка

Регулярность и систематичность – вот основные условия, творческого развития ребенка, несоблюдение которых может свести на нет большую часть усилий.

Театр для развития воображения играет важную роль

  • Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста успешно происходит там, где родители заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.

    )

  • Для того чтобы укрепить самооценку ребенка и его уверенность в себе, важно хвалить его за любые, даже не самые значительные на первый взгляд достижения.

  • Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок.

Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое.

Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д.

, предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.).

Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На  KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-voobrazheniya.html

Ссылка на основную публикацию