Постановка звука «р»: 14 артикуляционных упражнений

Постановка звука Р

Вашему ребенку уже исполнилось 6 лет, а его произношение звука «р» хромает и оставляет желать лучшего? Для исправления данного дефекта существуют разнообразные методики, например упражнения.

Для постановки звука «р» могут использоваться разные способы, в игровой форме и серьезные. На постановку звука «р» рассчитаны и логопедические упражнения.

Они достаточно легкие, вы сможете заниматься с ребенком самостоятельно.

После прочтения нашей статьи у вас не должно остаться вопросов по поводу того, как поставить звук «р». К тому же, вы ознакомитесь с логопедическими рекомендациями по постановке звука «Р» .

Самый главный наш совет – не впадайте в панику, а лучше наберитесь терпения, ведь постановка звука «р» — процесс не из легких.

Уже в возрасте 1-1,5 года ребенок пытается произносить некоторые слоги и предложения. Именно тогда родителям и нужно обратить внимание, не путает ли он буквы, имеются ли какие-либо недостатки в произношении. Тех, кто сразу произносит все верно сразу – считанные единицы. К тому же, правильное произношение звука «р» — задача, трудная практически для всех малышей.

У каждого ребенка свои индивидуальные, присущие только ему особенности развития. С возрастом улучшаются умения малыша. Самая главная рекомендация родителям – своевременно обращать внимание, на то, как развивается речевой аппарат их чада. Если вовремя не взяться за исправление дефекта, есть риск того, что он останется с человеком на всю жизнь.

Причины неправильного произношения

К сожалению, правильное произношение звука «р» дается далеко не всем деткам. Это наиболее распространенный речевой дефект. Причин его появления несколько. Вот только основные из них:

• Неверное (неразборчивое или нечеткое) произношение звука родителями; • Дефекты подвижности органов речи; • Короткая уздечка языка; • Отсутствие или нарушение слуха; • Неправильное с физиологической точки зрения строение и развитие полости рта, неправильный прикус – в этом случае обязательно нужно обратиться к стоматологу. Возможно, потребуется носить аппарат, корректирующий положение зубов; • Неправильное дыхание;

• Мышцы артикуляционного аппарата развиты не в должной степени.

Поэтому прежде чем начинать борьбу с речевым дефектом, обязательно устраните его первопричину. Например, развить артикуляционный аппарат помогут специальные упражнения. В некоторых ситуациях может потребоваться хирургическое вмешательство.

В очень редких случаях причина неправильного произношения кроется в поражении коры головного мозга.

Особенности проявление дефекта

По каким признакам можно определить, что ребенок не выговаривает звук «Р»? Тут все элементарно, нужно просто прислушаться.

Если произнося какие-то слова, малыш заменяет в них звук «р» на «л», проглатывает или невнятно говорит окончания, произносит гортанно, а то и вовсе опускает «р» — родителям следует насторожиться.

Но не следует сильно расстраиваться, ведь подобный дефект присущ многим детям, от него можно избавиться.

Упражнения на постановку звука «Р»

Многие логопедические исследования показывают, что привитие ребенку верного произношения звука «р» — очень сложная задача. Чтобы справиться с этим, следует использовать разные методы, например упражнения для постановки звука «р».

Они варьируются в зависимости от возраста ребенка.

Малышам в возрасте до четырех лет подойдут упражнения в игровой форме:

• Вместе с ребенком заучивайте и читайте вслух детские стишки, поговорки и скороговорки, в которых активно используется звук «р»
• Пусть кроха попробует имитировать звуки транспорта или животных. Задавайте ему наводящие вопросы (Как едет автомобиль? – Др-др-др. Как рычит тигр? – Рррррр.)

Ребятишкам постарше подойдут другие упражнения: • Попросите ребенка, растянув губы в улыбке, покусывать кончик язычка. Повторять упражнение следует 7-10 раз, оно активирует мышцы кончика языка. • Пусть малыш вслух пересчитает зубы, используя для счета собственный язык.

• Можно немного поиграть в дразнилки – предложите крохе как можно быстрее высовывать язык и засовывать его обратно в рот.

Выполнять упражнения следует постоянно. Это поможет развить артикуляционный аппарат малыша, и он сам научится выговаривать звук «р», без обращения к специалисту-логопеду.

Игры на развитие речевого аппарата

Чтобы эффективнее бороться с речевым дефектом, нужно работать над развитием всего речевого аппарата в целом.

В процесс избавления от неверного произношения следует включать игры. К ним детишки уж точно не останутся равнодушными. К тому же, это один из основных видов деятельности дошкольника. Что может быть веселее и интереснее игры? Представляем вам несколько эффективных вариантов:

• Суть игры «Чистим зубки» заключается в следующем: от малыша требуется, растянув губы в улыбке, попытаться кончиком язычка сзади «почистить» верхние зубки. Необходимое условие – нижняя челюсть при этом должна остаться неподвижной; • «Бррр!» и «Тррр!».

Крохе нужно представить, что он замерз и трясется от холода, при этом издает звук «Бррр!». А потом – будто стреляет из пистолетика. Пусть изобразит звук выстрела — «Тррр!»; • «Лошадка» — тут кроха должен, цокая язычком, сымитировать, как скачет лошадка; • Простейший вариант – поиграть в тигров.

Вам с малышом нужно вообразить себя мамой-тигрицей и детенышем – тигренком. Продемонстрируйте ему, как правильно рычать, и попросите его повторить; • «Игра на спор». Скажите ребенку, что он не сможет достать кончиком языка до носа или подбородка. Разумеется, он захочет переубедить вас.

Пусть попробует. Интересно, кто из вас оказался проворнее?

• «Кошечка» — налейте в стакан молоко или воду. Дайте малышу. Он должен изобразить, как кошка лакает молоко.

Золотые правила успешных занятий

Чтобы занятия принесли результат, и они были эффективными, нужно все делать по правилам:

1) Занятия по избавлению от дефекта не должны быть скучными. Лучше проводить их в игровой форме, чтобы крохе было интересно, и он не заскучал; 2) Родителя ВСЕГДА следует самим говорить все слова правильно, внятно, без всяких искажений. Не глотайте окончания, говорите не спеша. Крайне неразумно намеренно говорить слова неправильно, по-детски;

3) Если упражнения привели к результату, малыш стал четче произносить звук «к», закрепите навык. Ни в коем случае не нужно прекращать занятия. Продолжайте работать и дальше, развивайте речь ребенка. Составляйте вместе с ним рассказы по картинкам, проговаривайте вслух скороговорки, пословицы и стихотворения.

Обращаемся за помощью к логопеду

Если все ваши попытки помочь ребенку избавиться от дефекта не увенчались успехом, тогда обратитесь за профессиональной помощью к специалисту – логопеду.

Обращаться к логопеду нужно, если вашему малышу уже исполнилось семь лет, а он так и не избавился от речевого дефекта. Помощь специалиста нужна и в более раннем возрасте – как только вы заметили, что ваш малыш картавит.

Однако это вовсе не означает, что бороться с неправильным произношением должен только он. Логопед подберет для вас наиболее эффективные упражнения, и расскажет, как поставить звук «р». Заниматься же вам нужно будет самостоятельно.

Почему следует обращаться к специалисту, причины:

• Логопед определит причину речевого дефекта. Он скажет вам, в чем проявляет дефект. Как уже было сказано выше, ребенок может либо заменять букву «р» на «л», глотать окончания, произносит звук в отдельных словах или гортанно.

Если причина неверного произношения кроется в последнем, это основание для беспокойства, ведь это говорит о недоразвитости дыхательной системы или артикуляционного аппарата; • Специалист определит имеющиеся отклонения в развитии ребенка, даже на начальной стадии;

• Логопед обратит ваше внимание на имеющиеся отклонения и подберет для малыша индивидуальную программу занятий, ориентируясь на причины неверного произношения.

Логопедические упражнения на выработку правильного произношения звука «р»

Их существует множество, и суть заданий самая разная. Вот основные направления:

1) Назвать слова, которые видишь на картинке (в каждом слове обязательно имеется звук «р»); 2) Произнести слоги; 3) Закончить слово; 4) Заменяя буквы, изменить одно слово на другое; 5) Назвать уменьшительно-ласкательную форму слова; 6) Соединить точки на рисунке, и назвать то, что на ней видишь; 7) Подобрать слова в рифму; 8) Составить по картинкам предложения; 9) Разделить слова на слоги, и произнести; 10) Слово дано в единственном числе. Сказать, как оно изменится во множественном числе;

11) Исправить ошибки в словах

Советы логопеда (информация взята с ресурса)

1) 2-3 года – оптимальный возраст начала занятий по формированию правильной речи ребенка. А работать конкретно над постановкой звука «р» эффективнее всего в 5-6 лет
2) Во время занятий с малышом старайтесь ему продемонстрировать ему правильное положение губ и языка.

Он должен понять – при произнесении слов, в которых присутствует звук «р», вибрация языка должна быть интенсивной. За сдвиги в лучшую строну обязательно похвалите свое чадо, помогите поверить в свои силы.

Благодаря этой уверенности и вашей поддержке он не будет бояться, процесс избавления от речевого дефекта пойдет скорее.

Подведем краткие итоги статьи:

1) Выявите речевой дефект и его причину как можно раньше; 2) Устраните причину развитие неправильного произношения; 3) Регулярно выполняйте специализированные упражнения;

4) Если не можете справиться самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту-логопеду.

(2

Источник: https://ninetrends.ru/postanovka-zvuka-r/

Постановка и автоматизация звуков [р], [рь]

Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных звуков. Можно ли ускорить их становление? Как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.

1.«Ребёнок не выговаривает букву Р!»

Родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р]. На приёме у логопедов они просят: «Научите моего ребёнка ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р!». Хочу сразу заметить: логопедов подобная фраза раздражает ужасно! Во-первых, они учат детей ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ.

То, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ, а то, что пишем – БУКВЫ. И путать это никак нельзя! Во-вторых, помимо трудного звука [Р,] у ребёнка очень часто отсутствуют или неправильно произносятся и другие звуки.

Но это родителей уже не так напрягает… А уж о каком-то «ротацизме» и «параротацизме» они и слыхом не слыхивали!

 2 .Что такое «ротацизм» и «параротацизм»?

Термин ротацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Р], [Р']. Вот самые распространённые:

Звуки [Р], [Р'] в словах вообще опускаются: «ак» (рак), «ука» (рука), «ук» (лук), «ека» (река), «исунок» (рисунок), «имень» (ремень) и т.д.

Велярное произношение: корень языка сближается с мягким нёбом; воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную вибрацию мягкого нёба и характерный, рокочущий, «горловой» звук.

Увулярное произношение: вибрация наблюдается в маленьком язычке (увуля).

Боковой ротацизм: вибрирует один из боковых краёв языка.

Щёчный ротацизм: к вибрации бокового края языка присоединяется и щека, что трудно не заметить. Иногда щёчный ротацизм бывает двусторонним.

«Кучерской» ротацизм: вибрируют губы (либо одни, либо в «содружестве» с высунутым языком).

Носовой ротацизм: корень языка плотно смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгука» (рука), «нгама» (рама). Этот вид ротацизма встречается при открытой ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

Одноударные звуки [Р], [Р']: вибрация в языке отсутствует, но место произнесения выбрано языком правильно: на альвеолах, за передними резцами. Этот одноударный звук ещё называют проторным.

Замены звуков [Р], [Р'] на другие звуки, – это так называемые параротацизмы:

— звук [Р] в словах заменяется звуком [В]: «вов» (ров), «воза» (роза), «высь» (рысь), «выба» (рыба), «кавова» (корова) и т.д.;

— звук [Р] в словах заменяется звуком [Г]: «гага» (гора), «габота» (работа), «гучка» (ручка), «кагусель» (карусель) и т.д.

— звук [Р] заменяется в произношении звуком [Д]: «Дома» (Рома), «кадопка» (коробка), «дубашка» (рубашка), «ддава» (дрова) и т.д. (встречается при закрытой ринофонии, ринолалии);

— звуки [Р], [Р'] заменяются звуком [j]: «ёва» (рёва), «юмка» (рюмка), «каяблик», (кораблик), «кьяб» (краб), «кьёшка» (крошка), «ёща» (роща) и т.д.;

— звук [Р] в словах заменяется звуком [Л]: «лука» (рука), «лыба» (рыба); звук [Р'] заменяется звуком [Л']: «лика» (река), «люмка» (рюмка) и т.д.

— твёрдый звук [Р] в словах заменяется мягким звуком [Р']: «рюка» (рука), «риба» (рыба), «ряды» (рады), «карита» (корыто) и т.д.

— мягкий звук [Р'] в словах заменяется твёрдым звуком [Р]: «рыс» (рис), «Хруша» (Хрюша), «грыб» (гриб) и т.д.

3.Что мешает ребёнку правильно про износить звуки [Р], [Р']?

Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки)? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок.

Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык (микроглоссия), или чрезмерно большой (макроглоссия).

А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л'].

Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.

Некоторые родители скажут: «А вот у нашего малыша картина раннего развития была идеальна, язычок – в норме, а звук [Р] всё равно не получается!» « А соска была?», — спросит дотошный логопед. 99% мам и пап ответят утвердительно. Медики и логопеды уже набили себе оскомину, говоря об этой проблеме.

Читайте также:  Дефекты речи: чем отличается логопед от дефектолога, заикание, шепелявость

Что поделать: не хотят родители исключать соску из жизни ребёнка и всё тут! Так и норовят впихнуть её в ротик даже годовалого и двухгодовалого малыша, а потом посыпают головы пеплом: «Ох, он не говорит!!!», «У него «каша» во рту!». Работу над подобными ошибками приходится выполнять уже логопеду.

 4.Где можно поставить ребёнку звуки?

Итак, предположим, что звук [Р] у ребёнка не появился ни в три года, ни в четыре, ни в пять лет. Некоторые родители (а таковых меньшинство!) махнут на это дело рукой и скажут: «Не в звуке счастье!».

Другие же (их большинство), будут штурмом брать пороги логопедических кабинетов и компенсирующих детских садов. Что, в общем-то, правильно.

Но! Если в речи ребёнка отсутствует один лишь звук [Р], на логопункт или в бюджетный речевой детский сад его с полным основанием могут и не взять. В очередях там стоят дети, у которых до пятнадцати дефектно произносимых звуков.

И говорить об отсутствии одного единственного звука на комиссии по отбору детей в специализированные группы как-то не вполне корректно… В этом случае родителям придётся уповать либо на логопеда-частника, либо на собственные силы.

5. Подготовка артикуляционного аппарата (артикуляционные игры)

Было бы желание, тогда и горы можно свернуть, не то, что звук какой-то ввести в речь ребёнку! Чтобы [Р] у малыша зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу.

Как это сделать? Легко! В процессе игр, например, в лошадку, взрослый показывает с помощью языка и губ, как цокают копытца, как лошадку останавливают, как она при этом фыркает.

Ребёнок повторяет все эти движения артикуляционных органов: цокает язычком, фыркает, произносит звукоподражания: «и-го-го!», «тп-п-п…», «но!». Воспроизводя забавные имитации, ребёнок укрепляет мышцы языка, исподволь придаёт ему нужную для произнесения звука [Р]форму.

Но и это ещё не всё. Не думайте, что после первой же тренировки звук тотчас появится. Изображать вам предстоит (и не один раз!) не только лошадку, но и прочую живность.

Если в вашем доме есть животные, то для малыша это тоже живой пример для подражания.

«Как наш Барсик лакает молочко?», «А как он облизывает свои губки?», «Покажи, как Барсик лижет шерстку», «Как дышит Мухтар, когда ему жарко?», «А как он рычит, когда сердится?» Задавая эти вопросы, вы вынуждаете ребёнка делать так называемую артикуляционную гимнастику.

Просто замечательно, если выполняться это будет перед зеркалом. Надо же сравнить: у кого лучше получается: у малыш, или у Барсика с Мухтаром!? Непременно нахваливайте ребёнка, уверяйте, что он всё делает просто замечательно!

Если же никакой живности в квартире нет, придётся довольствоваться мягкими игрушками: всевозможными лягушками, обезьянками, мишками и проч. Они с успехом покажут, как язычок тянется к носу, как он «приклеивается» к верхним зубкам, к нёбу. Все это так важно для звука [Р]!

6. Артикуляционные упражнения для звуков Р, Р

Со временем, ребёнок освоит и более трудные упражнения. Не забудьте только о зеркале! Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]:

«Язычок-кисточка». Малыш представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт.

«Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

«Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

«Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта?

(Более подробное описание этих упражнений вы найдёте в разделе нашего сайта: «Классическая артикуляционная гимнастика»,

«Сказочные истории из жизни Язычка»)

Упражнения и соревнования для язычка можно подобрать самые разнообразные (см. упомянутые разделы). И все они пойдут «на пользу дела».

Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р'].

Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

  7. К чему приводит гипертонус в корне языка?

Без подготовки приступать к постановке звука [Р] не только преждевременно, но и опасно. Часто бывает, что родители задаются целью: в рекордные сроки поставить ребёнку звук [Р]. Причем, полагаются только на собственные силы и умения.

Спору нет, намерения благие. Только ими, как известно, вымощена дорога совсем в другом направлении… Отсюда и результат. Вместо звонкого и чистого звука [Р] получается глухой и рокочущий (велярный), или увулярный вибрант.

Одним словом, далеко не то, что ожидалось.

Почему же родительские эксперименты порой заканчиваются столь плачевно? Да всё потому, что не была подготовлена почва для постановки звука (не были в полном объёме освоены базовые артикуляционные упражнения для этого звука).

Язык, его мышцы, не смогли справиться с нагрузкой, кончик языка так и не научился подниматься вверх, его форма оказалась далёкой от идеала: корень в гипертонусе и высоко приподнят. Соприкосновение корня языка с мягким нёбом спровоцировало вибрацию последнего.

Вот вам и горловое [Р]! Логопед при таком положении дел сначала, с помощью упражнений и массажа, снял бы тонус в корне языка. Затемм, — активизировал кончик языка, заставил его подниматься вверх, придал языку нужную форму, и лишь затем приступил к постановке звука.

И на всё это было бы потрачено от 2-х недель до двух месяцев, а то и до полугода!

8. Боковой ротацизм

В последнее время всё чаще у детей стал появляться боковой звук [Р]. Его отличительной особенностью является вибрация правого или левого края языка.

Боковое произношение [Р] может появиться при частичных параличах или парезах в боковых мышцах языка (следствие родовой травмы, энцефалопатии, инфекций, интоксикаций). Боковому произношению может «поспособствовать» и укороченная подъязычная связка (уздечка).

Родителям эти заболевания и отклонения также трудно распознать, а тем более – самостоятельно бороться с их последствиями.

Порой, даже совершенно нормальный в плане строения язык может «выдать» боковой вибрант.   Причем к этому процессу будет подключена и одна из щек. Тяжелейший для исправления случай! Он — тоже следствие непродуманной работы и чрезмерной спешки при постановке звука [Р].

Любой логопед скажет: легче браться за постановку [Р] при его полном отсутствии, чем переделывать горловой или боковой звук. Подчас от этого «брака» просто невозможно избавиться! Ведь привычка, — вторая натура.

К тому же, ребёнок не слышит разницу между правильной и неправильной артикуляцией. Для него главное, что вибрация есть, а значит, есть и звук [Р].

А где он: на кончике языка, в корне языка, сбоку или на мягком нёбе – не важно! Честно говоря, некоторые родители тоже не усматривают в этом принципиальной разницы…

 9. Проторный (одноударный) звук [Р]

Понятное дело, родителям очень хочется добиться какого-то положительного результата! Предлагаем компромиссное решение: поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ.

То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). От обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации.

Одноударный [Р] в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]? Ничего страшного! Со временем это пройдёт.

Для начала выполните с ребёнком вышеперечисленные артикуляционные упражнения («Кисточка», «Барабанщик», «Болтун-болботун», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка» и т.д.). Как только ребёнок научится делать их непринуждённо, приступайте к постановке одноударного [Р].

Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги.

Ещё раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную (правильную!) позицию.

Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с вибрацией! А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах.

На первых порах, — в начале слов:

РА: рано, радио, рак, рама, работа, растёт, растение, ракита, рана;

РО: роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;

РУ: руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка, ручка;

РЫ: рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.

Затем, — в середине: король, ворота, ворона, корыто и проч.

И, наконец, в конце слов: ветер, свитер, спор, бор, шнур и т. д. и т.п.

Затем переходите на чистоговорки:

Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.

Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!

Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.

Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.

Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.

Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.

Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р…».

Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.

Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир. И т.д.

Сочиняйте подобные чистоговорки совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких стишков со звуком [Р] можно найти в любых детских книжках.

Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда ребёнок справился с предыдущим.

Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий вариант одноударного звука [Р']: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ.

Что ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.

Соответственно, чистоговорки будут типа:

Ри-ри-ри: на ветки снегири.

Ре-ре-ре: лето на дворе.

Рю-рю-рю: маме говорю.

 10. Заключительный совет

В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [Р], [Р'] надо всё же координировать с логопедом. А уж переделать дефектное звучание этих звуков (горловое, боковое, щёчное) и устранять параротацизмы может только профессионал!

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/azbuka/32-zvuk-p.html

Сайт учителя — логопеда Блохиной Натальи Николаевны — Нетрадиционные способы постановки звука [Р]

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

Упражнение «Веселый дождик»

Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)

На цветок –т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок)

И на дорожку т-д,т-д…. (из левой руки сделай дорожку)

Застучал по крыше он- -т-д,т-д….

И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д… (дождик пошел сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

Упражнение «Песня Крокодила Гены»

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

Способы постановки звука [Р]:

1 способ постановки звука [Р]:

Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда.

Читайте также:  Основные эмоции человека: виды, классификация эмоций по изарду и их роль

А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.

Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)

• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы.

Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга.

Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду.

Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р].

Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р]от звука [З].

Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.

Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от звука [Ж].

Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.

Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные).

Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств.

Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р].

После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

Источник: https://sites.google.com/site/blohinanatalyan/korrekcionnaa-logopediceskaa-rabota/postanovka-zvukov/pp/hh

Артикуляционная гимнастика для звуков р, рь

При произнесении твердого звука [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широкие и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены.

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка неплотно прилегает верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Она должна быть сильной направленной.

При произнесении мягкого звука [Рь] средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Кончик языка находится немного ниже, чем при произнесении твердого звука. Задняя часть спинки языка продвигается вперед. 

 Примерный комплекс артикуляционных упражнений:

 «Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 

 «Маляр»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

 «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

(Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

 «Фокус»

 Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

 Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Индюк»

 Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

 Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

 Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Чистим зубки»

 Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

 Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»

 Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

 Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Вкусное варенье»

 Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

 Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Барабанщики»

 Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

 Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 

Источник: http://speechtherapy.ucoz.ru/load/artikuljacionnaja_gimnastika_dlja_zvukov_r_r/1-1-0-10

Приемы постановки звука «Р» при укороченной уздечке языка

Среди всех звуков, по моему мнению, постановка звука р является наиболее сложной, а также длительной работой. У меня это занимает от 1 месяца до 1 года. Особенно тяжело работать c [р], когда у ребенка дизартрия или укороченная уздечка.

За 4 года своей работы в Минске и Заславле логопедом наиболее тяжелым у меня был случай постановки звука р с укороченной уздечкой. Так в у девочки, была подъязычная уздечка длинной окло 7 мм.

И если звуки верхнего подъема, например [c], [ш] можно ставить когда подъязычная уздечка не растянута полностью, а в норме она составляет около 1,5 см, то звук р требует полной «свободы» языка.

Хорошо, когда родители вовремя замечают проблему у ребенка в возрасте от 0 до года, тогда ее просто подрезают и проблем со звуками, как правило, нет, однако очень часто на данную проблему обращается внимание в период формирования звуковой культуры речи 3-4 года и ребенок не произносит некоторые звуки.

Однако не во всех случаях следует обращаться к стоматологам-хирургам и подрезать уздечку языка ребенку, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша. Существуют определенные методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку(уздечку).

В течении 4 лет я ей пользуюсь и она довольно эффективна.

Однако следует соблюдать определённые правила при выполнении упражнений, а также при постановки звуков.

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.

2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4], Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.
«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Читайте также:  Развитие воображения у детей дошкольного возраста: особенности и упражнения

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.

Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот.

Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.,

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.,

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.,

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.,

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

Растягивание уздечки

• Прием Е.В. Новиковой [6]

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

Упражнение «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

— Во дворе горка, —

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

— Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

— В этой норке

— Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Литература:

1. http://www.logolife.ru (статья Червяковой Н.А. «Методы и приемы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку))

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М., 2008.

3. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением // Логопед. – 2009.- № 2.

4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2005.

5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. — М., 2003.

6. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. — СПб., 2005.

7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М., 2006.

8. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.

9. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М., 2007.

10. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

Источник: http://logosha.com/stati/priemy-postanovki-zvuka-r-pri-ukorochennoj-uzdechke-yazyka.html

Проблематика постановки звука р, логопедические упражнения для постановки звука р

Одним из важнейших компонентов развития ребёнка является его правильная и складная речь. Для того, чтобы дошкольник смог найти себе друзей и без проблем общаться со сверстниками, звукопроизношение должно быть понятным для окружающих.

Но существует ряд так называемых «проблемных» звуков, которым относится звук «р». Именно звук р самый сложный при постановке, и появляется он в речи ребёнка одним из самых последних.

При норме малыш должен уметь выговорить его уже к шести годам, но что же делать, если ваш ребёнок не смог самостоятельно овладеть звуком р?

Есть ряд причин, по которым ваш малыш не смог «осилить» звук р.

  1. Укорочённая уздечка языка. Это одна из самых распространённых проблем при постановке звука р. Ведь для проведения логопедических упражнений на звук р просто необходим верхний подъём языка.
  2. Слабый выдох. Для преодоления этой проблемы достаточно проводить ряд упражнений дыхательной гимнастики. Со временем и при условии правильного выполнения заданий ваш малыш вскоре сможет выговорить проблемный р.
  3. Недостаточная развитость органов артикуляции. В этом случае поможет артикуляционная гимнастика. Для правильного выполнения упражнений для постановки звука р вам просто необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он дал перечень заданий.
  4. Недостатки речи у родителей. Да, именно ваша речь может стать преградой для правильного звукопроизношения вашего ребёнка. Если у вашей семьи есть речевая патология, то, вполне возможно, что ребёнок, повторяя, за вами просто не выговаривает правильно проблемные звуки.

Логопедические упражнения

Если речевых патологий у вашего ребёнка не обнаружено, а вы не хотите ждать пятилетия малыша, чтобы услышать долгожданный «р-р-р», то вам необходимо перед постановкой провести маленькую диагностику. Начинается она с упражнений на изолированное произношение р.

Если у ребёнка не получается «порычать», переходим к следующему пункту. Стоит проверить произношение звука вначале, середине и в конце слова. Для этого упражнения можно и даже необходимо использовать демонстрационные карточки.

Например, если мы просим малыша повторить слово «тигр» мы показываем ему этого самого тигра.

В зависимости от того как у ребёнка получается произносить проблемный звук и происходит его коррекция. Если звук есть в изолированном виде, то нужно работать над его автоматизацией в слогах, а затем в словах. Если же звук р не произносится ребёнком отдельно, то мы начинаем с дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Вполне достаточно родителям четырёхлетнего малыша начать с этого. Потому как в 3-4 года речевой аппарат просто ещё не готов выговаривать р. Упражнения на постановку р опытные логопеды рекомендуют начать именно с гимнастики. Здесь дела обстоят так же как и в спорте: без разминки мы не бежим трусцой и не прыгаем в длину.

Дыхательная гимнастика при постановке звука р

Ниже будут приведены примеры упражнений, которые необходимо освоить для постановки звука р:

  • «Задуй свечу». Упражнения выполняется в нескольких вариациях: в первом случае ребёнок дует на свечу сильно — тушим огонь, во втором случае — слабо, чтобы огонёк «танцевал» Со временем вы можете менять расстояние между свечой и ребёнком, тем самым усложняя упражнение.
  • «Весёлые пузырьки». Это упражнение знакомо всем из детства. Часто мы, попивая молоко или воду из трубочки , вдували воздух в стакан, тем самым создавая целую бурю там. Для того чтобы малышу было ещё интересней мы можем взять несколько стаканов и в каждый из них добавить пищевой краситель.
  • «Сдуй снежок». Это упражнение требует концентрации внимания не только у детей, но и у взрослого. Кусочек ватки мы должны положить на кончик носа ребёнка. Рот должен быть приоткрыт, кончик широкого языка приставляем к верхней губе и начинаем дуть. Струя воздуха должна поднять нашу ватку вверх — только в таком варианте упражнения считается правильно выполнимым.

Артикуляционная гимнастика при постановке звука р

Чаще всего название упражнений в артикуляционной гимнастике говорят сами за себя. Сейчас мы разберём самые универсальные и любимые детьми:

  • «Вкусное варенье». Для выполнения этого упражнения совершенно незачем съедать банку варенья, как могло показаться. Достаточно просто представить, что кушая ложечку вкусного клубничного варенья ты случайно, измазался вокруг рта. А язычок нам помогает убрать остатки из поверхности губ и за их пределами. Начинаем с верхней губы, затем проводим по нижней губе. Усложняем упражнение — проводим по часовой стрелке вокруг рта, затем против часовой.
  • «Маляр». Это задание требует от вашего ребёнка быть ещё тем фантазёром. Нужно представить, что язычок-это малярная кисточка, а вот — это комната, где зубы -з абор, щёки-стены, а нёбо-потолок. Так вот, пришла пора ремонтных работ и нужно нашу «комнату» разукрасить во все цвета радуги.
  • «Грибок». Это упражнения является обязательным при постановке звука р и его нужно выполнять регулярно и правильно для достижения эффекта. Итак, теперь язычок-это грибок. Кончик языка-это шляпка, а корень языка-это ножка. Малышу нужно широко улыбнуться и «прилипнуть» кончиком языка к нёбу, затем вытянуть «ножку» нашего грибка. Если упражнение получается не с первого раза, логопеды рекомендуют подключить ещё одно упражнение — «Лошадку». Во время «цоканья» язычок ребёнка находится в нужной для «Грибка» позиции. Теперь нужно только постараться задержать в таком положении язычок.

Рекомендации логопеда

Сегодня существует множество сайтов и форумов, где мамочки, научившие своих деток правильно говорить, делятся опытом, но не стоит забывать, что именно мнение специалиста должно быть в приоритете. Поэтому перед тем, как сажать ребёнка перед собой и начинать осваивать логопедию в домашних условия необходимо обратиться к квалифицированному специалисту, который покажет и расскажет, что именно вы должны делать.

Во-первых, имея при себе уже перечень упражнений от логопеда вам необходимо оборудовать в детской комнате «рабочую» зону. В ней должен быть стол, стулья для вас с ребёнком. Над столом должно быть размещено зеркало для того, чтобы малыш при выполнении упражнений мог видеть себя и вас.

Во-вторых, занятия должны быть регулярными. Нет смысла усаживать ребёнка раз в неделю и мучить его час. Достаточно для достижения результата ежедневно выделить для гимнастики не более десяти минут.

И, в-третьих. Уважаемые родители, вы должны понимать, что быстро поставить звук р не получится и у самого опытного специалиста. Это трудоёмкий процесс, в котором должны брать участие три стороны:логопед — родители — ребёнок. Если в этой цепи отсутствует хоть одно связуемое, результата не будет.

Не нужно заставлять трёхлетнего малыша говорить р, как было сказано ранее, его речевой аппарат просто не готов к этому.

В таком возрасте достаточно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику — с их помощью речевой аппарат ребёнка будет становиться сильнее, звукопроизношение чётче, а интонационная сторона речи приобретёт новые краски.

Хотелось бы несколько слов сказать про саму постановку звука р. Происходит она двумя способами:

  1. по подражанию;
  2. механический способ.

Первый способ возможен, если ребёнок ориентируется в органах речевого аппарата, то есть для ребёнка не составляет труда повторить команды по типу: поднять язык к носу, опустить к подбородку; облизать верхнюю губу, упереться кончиком языка в нижние зубки. По этому способу ребёнок будет повторять за логопедом определённый ряд действий, которые помогут ему в правильном звукопроизношении звука р.

Второй способ происходит с помощью логопедических зондов. Это специальные палочки с разными наконечниками, которые используются для постановки проблемных звуков.

Для звука р логопеды используют зонд с круглым наконечником, который помогает языку создать нужную вибрацию при звукопроизношении звука р. Конечно, набор зондов стоит не так дёшево, так что для домашней практики вы можете использовать остатки чупа-чупса (вам нужна карамелька диаметром до 1 см).

В случае использования зонда и карамельки вам нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить зубки ребёнку.

После постановки звуков приходит период автоматизации и дифференциации. Скажем проще — «рычать» мы малыша научили, а теперь самое время вводить звук р в речь. Но вводить стоит постепенно.

Начинаем мы с открытых слогов: ар, ор, ур. Затем переходим к закрытым слогам: ра, ро, ру. После этого мы можем пробовать проговаривать однослоговые слова: рак, род, рык.

При правильной последовательности у ребёнка не возникнут трудности при выполнении этих заданий.

Вопрос дифференциации звуков заключается в том, чтобы малыш не путал звук р с похожими по артикуляции звуками. Такими являются звуки л и в. Так что при автоматизации звука р вы должны следить, чтобы в словах и слогах он слышался отчётливо и внятно.

Хочется акцентировать внимание родителей на том, что ваши занятия должны быть закреплены визуальным эффектом. Каждое упражнение должно иметь предысторию и вызывать у ребёнка восторг, малыш должен хотеть заниматься. Хочется пожелать терпения и удачи родителям — не забывайте: всё получится, нужно только немного постараться!

Источник: https://mama.guru/detskie-zabolevaniya-i-medikamenty/logopedicheskie-uprazhneniya-na-zvuk-r-dlya-detey.html

Ссылка на основную публикацию