Основные эмоции человека: виды, классификация эмоций по изарду и их роль

Классификация эмоций, виды эмоций и чувств – психология

Тема 2.5 Эмоции и чувства

Цель: сформировать представления о эмоциях и чувствах как психических процессах, обосновать их значимость для развития личности человека.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций.

3. Взаимосвязь чувств и эмоций. Виды чувств: моральные, нравственные, интеллектуальные, эстетические. Чувства как показатель социального развития личности.

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе.

Эмоции и чувства– процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции и чувства – формы переживания отношения к объекту, эмоции – неустойчивые и кратковременные, чувства – устойчивые и продолжительные.

Физиологической основой эмоциональных переживаний являются нейрогуморальные изменения в организме в ответ на различные сигналы.

Эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

2. Психологический — собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий — экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций — это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту — поведению.

Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.).

Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные характеристики.

Во-первых, они характеризуются полярностью,то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность:в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску.

Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

· настроение – фоновая эмоция невысокой интенсивности, причины которой, как правило, не осознаются, и которая мало влияет на эффективность деятельности.

· напряженность – уровень интенсивности эмоционального переживания, когда нарушаются типичные поведенческие реакции (голос, речь, тонус т.п.). Бывает операциональной, т.е. вызванной сложностью исполнения действия (операции), например, новое или точное движение, и эмоциональной – страх перед неудачей, повышенная ответственность за результат и т.д.

· страсть – увлеченность, в процессе которой другие события окружающей действительности деактуализируются, т.е. снижают свою значимость, например, занятие хобби, азартная игра и т.д.

· стресс – неспецифическая, т.е. несоответствующая сигналу, реакция на раздражитель. Может проявляться как незначительным, так и существенным изменением состояния и поведения, вплоть до прекращения деятельности.

· аффект – сильное переживание с потерей сознательного контроля на своими действиями (например, истерика).

Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций.

Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.

В начале века американский психолог Вудвортс предло­жил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональ­ных проявлений:

1. Любовь, веселье, радость.

2. Удивление.

3. Страх, страдание.

4. Гнев, решимость.

5. Отвращение.

6. Презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними.

1. Интерес.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Горе, страдание и депрессия.

5. Гнев.

6. Отвращение.

7. Презрение.

8. Страх.

9. Стыд и застенчивость.

10. Вина.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное пе­реживание (феноменологическое качество). Каждая из этих эмоций описывает­ся по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологи­ческое и психологическое значение.

Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.

Функции эмоций

По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание.

Функции эмоций следующие:

· коммуникативная – передача информации;

· мотивационная – стимуляция активности;

· оценочная – критерий результативности;

· сигнальная – предупреждение о возможной опасности;

· регулирующая – изменение состояния с помощью гормонального баланса.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции.Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций.

Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности.

Важнейшей функцией эмоций является оценочная,эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации.

Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа.

Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр.

3. Взаимосвязь чувств и эмоций. Виды чувств. Чувства как показатель социального развития личности

Чувстваболее стойкие психические образования, их можно определить как сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности.Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью.

Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Вопросы для групповой рефлексии:

1. Какое качество реальности человеку представлено непосредственно в пере­живаемых им эмоциях?

2. Опишите подробно сущность двойственной природы эмоций.

3. Что такое эмоциогенная ситуация?

4. Чем эмоциональная реакция отличается от эмоционального состояния?

5. Перечислите основные функции эмоций.

Вопрос для самостоятельного изучения:

Роль внимания, чувств и эмоций в спортивной деятельности.

Дополнительный материал:

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства — наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность — изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием, неподвижностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

При эмоциональной вязкости реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих темах).

Эмоциональная ригидность — негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление — неспособность определять уместность и дозировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачивает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможенной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является алекситимия — сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний.

Алекситимия характеризуется трудностью в определении и описании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижением способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды.

Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство — эмпатия.Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/klassifikatsiya-emotsij-vidy-emotsij-i-chuvstv-psihologiya.html

Базовые эмоции по К. Изарду

Кэррол Изард (1923 г. р.) – американский психолог, автор дифференциальной теории человеческих эмоций.

По мнению психолога Кэррола Изарда, существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками.

10 базовых эмоций по Изарду

ПоложительныеНейтральныеОтрицательные
Интерес Удивление Отвращение
Удовольствие Гнев
Презрение
Горе
Стыд
Вина
Страх

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Читайте также:  Тренировка памяти: методы, программы, упражнения для мозга

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

Типы поведения человека в обществе
Психология
В разделе «Психология» содержится информация о психологии общения, поведения человека в обществе, психологических методиках лечения (в том числе о гипнозе и методе психолога В. И. Полищука) и многое другое.

Источник: https://redhearth.ru/bazovyye-emotsii-kerrol-izard/

К. Изард, из книги “Психология эмоций”

Эмоции и тело
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov, 1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974).

Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный (Rusalova et al., 1975).

Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма.

Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства (Dunbar, 1954).

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев.

В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными.

Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Или представьте, что вы словно заряжены электричеством, что все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энергии, что кровь пульсирует у вас в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке вашего тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать — чтобы выплеснуть переполняющую вас радость.

Или вспомните, как нечто потрясло вас или некто настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства.

Сторонний наблюдатель, если будет внимателен, по одной позе, по нескольким характерным движениям человека может определить, какую эмоцию тот переживает в настоящий момент (Sogon, Matsutani, 1989).

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма.

Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой.

То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами.

Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985).

Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, — пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, — то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.

Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния.

Эмоции и развитие личности.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них — влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Складывается впечатление, что генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере.

Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями паттерны поведения.

Наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях (дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви, внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки), обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977).

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.

Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Томкинс (Tomkins, 1962) считает любопытство эмоцией, которая играет такую же роль в интеллектуальном развитии человека, как упражнения — в его физическом развитии.

Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы

Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Но было бы глубоким заблуждением остановиться на этом и счесть, что эмоции просто вызывают общее возбуждение или ощущение приливаэнергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности — ив этом первый признак того, что эмоция организует мышление и деятельность.

Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие, на то, что и как мы видим и слышим. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все в розовом свете.

Страх сужает наше восприятие, заставляя видеть только пугающий объект или, быть может, только путь спасения от него. Это единственное, что человек может воспринимать, единственное, чем занят его рассудок, когда он испытывает страх.

В гневе человек злится на весь мир и видит его в черных красках, а подстегиваемый интересом к объекту, явлению или человеку — жаждет исследовать его и постичь.

Много лет тому назад мы провели эксперимент (Izard, Nagler, Randall, Fox, 1965), в котором исследовали влияние эмоций на перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы.

С одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы стереоскопы, через которые им предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоционально-экспрессивных состояниях.

(Стереоскоп — устройство, позволяющее предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он воспринимает левым глазом, а другое — правым; при этом он воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.)

Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них.

При этом раздраженные испытуемые из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как радостное и удовлетворенное.

Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека. Исследованию этого влияния посвящен и ряд других экспериментов.

Классификация эмоций по К. ИзардуПо К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:1. Радость2. Удивление3. Печаль4. Гнев5. Отвращение6. Презрение7. Горе-страдание8. Стыд9. Интерес-волнение10. Вина11. Смущение

Все остальные эмоциональные состояния, по версии К. Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

Источник: https://e-greenberg.livejournal.com/34061.html

Виды эмоций. Основные виды эмоций

Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме.

Читайте также:  Речи демосфена: биография, техники и упражнения

Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека.

Суть этого психологического явления прекрасно раскрывает фраза «есть контакт», если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало – а значит, ничего бы и не происходило! Далее более детально рассмотрим основные виды эмоций и их роль в общей картине психологистических процессов.

Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения, ребенок еще не получивший «обработку социумом», не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни (впрочем, даже в утробе матери) «считывать» эмоции. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать невозможно, так как многое для человека еще не ведомо, нет таких приборов и понятий способных дать четкие ответы.

Виды эмоций

Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всего.

Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления.

Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы.

Именно таким образом радость неимоверным образом перетекает в гнев, милость в немилость, а человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды эмоций человека живые существа определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека.

Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции.

Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.

  1. К положительным эмоциям принадлежат:
    • удовольствие,
    • восторг,
    • радость,
    • уверенность,
    • симпатия,
    • любовь,
    • нежность,
    • блаженство.
  2. К негативным эмоциям принадлежат:
    • злорадство,
    • месть,
    • горе,
    • тревога,
    • тоска,
    • страх,
    • отчаянье,
    • гнев.
  3. Нейтральными можно назвать:
    • любопытство,
    • изумление,
    • безразличие.

Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое.

Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое.

Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.

Жизнь без эмоций невозможна! Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации.

Их «радары» настроены на более тонкое восприятие, и сила их эмоций имеет более высокое энергетическое проявление.

Существуют так называемые «грубые» люди, они менее чувствительны к эмоциям, не способны ощутить все тонкости их проявления, улавливают исключительно самые распространенные виды эмоций (радость, страх, гнев, восхищение и т.д.)

Существует особый вид эмоций, который называется «аффект». Это особое состояние человека, которое связано с «выключением» обычного рационального мышления, в таком состоянии человек действует «стереотипно», в нем как бы включается «аварийная программа» заложенная генетически или навязанная социумом. Чаще всего возникают такие реакции, как бегство, оцепенение, агрессия.

Ученые высказывают мнение, что чем выше существо находится на эволюционной лестнице, тем богаче его гамма эмоциональных состояний.

Жизненный опыт заставляет согласиться с этим утверждением лишь отчасти, некоторые люди, к примеру, бывают невероятно «глухи» к переживаниям других, в то же время животные оказываются более восприимчивыми.

К сожалению, это неоспоримый факт! Скептики возразят и скажут, что все же даже такого «глухого» человека можно «раскачать» на более тонкое ощущение и проявление своих эмоций. Но жизненный опыт все чаще говорит об обратном…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/vidy-emociy-osnovnye-vidy-emociy.html

Дифференциальная теория эмоций К. Изарда

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Женский Институт ЭНВИЛА

Кафедра психологии

Тема:Дифференциальная теория эмоций К. Изарда.

Выполнила студентка группы 201

Давидович М.Ю.

Проверила преподаватель кафедры психологии

Яцевич Е. П.

Минск,2010

Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими работами Дюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джеймса, Кэннона, Макдугала, Дюма, Дьюи, Фрейда, Радо и Вудворта, а также с более современными работами Якобсона, Синнота, Мау-рера, Гельгорна, Харлоу, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Однако заслуга концептуального обоснования теории принадлежит нашему современнику, Силвану Томкинсу, чья блестящая двухтомная работа

Время создания теории дифференциальных эмоций относится к семидесятым годам двадцатого века. В этой теории, впервые за более чем столетнюю историю существования, психология всерьез взялась за изучение человеческих эмоций.

Тем не менее, этот шаг, наконец, был сделан, и в конце двадцатого века наука о сознании человека вышла на принципиально новый уровень.

Теория дифференциальных эмоций относится к группе теорий, которые считают эмоции явлением врожденным и связанным со строением человеческого организма. Это так называемая концепция генетической природы эмоций. Изард пишет в своей книге:

“Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций”.

Концепция генетической природы эмоций предполагает, что способность испытывать те или иные эмоции передается генетически из поколения в поколение.

Также эта концепция предполагает, что физиологические механизмы, связанные с эмоциями возникли у далеких предков человека в результате эволюции.

А поскольку аналоги человеческих эмоций наблюдаются и у животных, то из этого делается вывод, что механизмы эмоций возникли в далеком прошлом еще у общих предков человека и этих животных в полном соответствии с теорией Дарвина.

При таком подходе, каждая эмоция, которую испытывает человек, это результат действия отдельного физиологического механизма и каждая эмоция это совершенно отдельное явление: “целью данной работы является обоснование дискретности эмоций”.

Изард дает следующее определения эмоций:

“Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия”.

Изард, выделяет ряд базовых или фундаментальных эмоций Фундаментальными он считает следующие эмоции:

Интерес, возбуждение.

Удовольствие, радость.

Удивление, изумление.

Печаль, горе, депрессия.

Гнев, ярость.

Отвращение, презрение, омерзение.

Страх, ужас.

Смущение, застенчивость.

Стыд – унижение.

Ощущение вины, совесть.

Эмоции, расположенные в одной строке, Изард считает вызванными одним и тем же физиологическим механизмом, то есть, вариацией одной и той же эмоции.

Таким образом, он исходит из того, что существуют десять базовых эмоций, а все остальные чувства и ощущения, которые испытывает человек, являются лишь сочетанием в различных вариантах базовых эмоций.

Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии эмоций, Изард указал основные критерии для определения того, что данная эмоция действительно является базовой.

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

В своей работе Изард приводит целый ряд примеров сложных эмоций, которые он выводит как сочетание двух и более базовых эмоций:

“Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально возбуждающим, потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Точно так же презрение, смешанное с радостью и возбуждением, вызывает воинствующий энтузиазм”.

“сочетание эмоций интереса и страха, ассоциированное с представлением о том, что риск, преодоление опасности содержат в себе элемент игры, развлечения, приводит к формированию такой аффективно-когнитивной ориентации 4 или личностей черты), как жажда приключений. Однако сочетание интереса и страха может быть связано с риском, заключенным в исследовательской деятельности, – в таком случае аффективно-когнитивной ориентацией человека будет любознательность”.

В работе Изарда встречается большое количество дельных мыслей, интересных идей и описаний отдельных эмоций. Одна из них заключается в том, что нет эмоций “плохих” и “хороших”, все эмоции весьма функциональны и в определенных ситуациях полезны:

“несмотря на обывательское деление эмоций на положительные и отрицательные, истинный знак конкретного эмоционального переживания можно определить только с учетом общего контекста”.

“Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия положительное, отрицательное, позитивное и негативное в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных.

И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще – защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка.

Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами”.

“Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая позитивная эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности – от сексуального насилия до художественного творчества”.

Другая идея состоит в том, что человек постоянно испытывает определенные эмоции, но не обращает на них внимания и не осознает этого:

“эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение”.

“Думается, что эти неосознаваемые мотивы можно интерпретировать либо как эмоциональные переживания, которые человек не в состоянии обозначить словами, либо как очень слабые переживания, либо как переживания, не попавшие в фокус внимания”.

Это означает, что любое стремление, любое намерение человека, связано с определенной эмоцией, пусть даже небольшой интенсивности.

“Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства”.

Так, что люди, которые считают, что действуют, подчиняясь строгой логике, а не эмоциям, просто не осознают влияние эмоций на свое поведение.

Часто, за отсутствие эмоций принимается умение их скрывать или врожденная манера не проявлять свои эмоции мимикой и поведением.

Любое отношение к объекту, положительное или негативное, это уже эмоция, пусть даже она не проявляется ярко и не вызывает отчетливых ощущений.

Читайте также:  Российские режиссеры: топ лучших режиссеров ссср и россии

Эмоциональность Изард считает неотъемлемой составляющей личности любого человека:

“Личность – это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными”.

Эмоциональная система, по Изарду, это такое же механическое образование, как и все остальные перечисленные выше системы::

“Лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным.

Ее суть состоит в следующем: воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии; если эта энергия не может найти себе легального приложения (в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны), она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности; разные виды такой активности – эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание – могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга: открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности; в результате этого психическая жизнь человека насыщена не только описанными в учебниках чистыми эмоциями, такими как ярость, страх и т.п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально- рафинированных”.

Вообще, термин “инстинктивная энергия” впечатляет, тем более, что о природе этой энергии никаких пояснений не дается. Можно только предполагать, что имеется в виду электрическая или химическая энергия, направляемая на удовлетворение инстинктов.

“Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно- переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы.

Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе.

Предполагается, что эмоция – это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию”.

Согласно Изарду, система эмоциональная и система логического мышления ( когнитивная) это две независимые друг от друга системы, которые могут в некоторых случаях взаимодействовать и тогда возникает эмоциональная связь между определенным образом и определенной эмоцией:

“Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре.

У взрослого человека эмоции очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры.

Сразу же замечу – при всей важности когнитивной составляющей этого союза, при всей ее кажущейся приоритетности по сравнению с аффективным компонентом, именно вторая составляющая, то есть эмоция, обеспечивает мотивационный заряд структуры”.

А взаимодействие двух разных структур предполагает, хотя бы отчасти, конкуренцию между ними, то есть ситуацию, когда одна из систем подавляет другую. А это означает, что при всем том значении, которое Изард придает эмоциям, он по-прежнему противопоставляет эмоции и логическое мышление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вслед-

ствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Список литературы:

Изард К. «Эмоции человека» – М., 1980. С. 464.

Е. П. Ильин «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА» – М., 2001. С.745

Опря Вадим Романович: Циклическая теория эмоций. [Электронный ресурс]: ; 21.09.10

Источник: https://works.doklad.ru/view/HYpGBfih6w8.html

Понятие эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний. Функции эмоций

Эмо́ция(от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на: положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.

) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.

) – с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека.

Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:

– радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

– удивление – эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

– страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

– гнев – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

– отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

– презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

– страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

– стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции:

Эмоциональный тон ощущений – простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение) – сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Аффект приводит к дезорганизации сознания.

Стресс– эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.

Стресс – неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию.

При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью.

Фрустрация(от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Устойчивые эмоции:

Настроение– это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д.

Чувства – высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности.

Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения.

Страсть – сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека.

По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть – это очень стойкое и длительное переживание.

Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов.

Эмоции выполняют следующие функции:

1)Оценочная функция. Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека событиях, которые происходят в окружающем мире.

2)Побудительная функция. В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы, они могут являться побудителями действий.

3)Дезорганизующая функция. В ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение (Волнение, аффект).

4)Функция подкрепления.Эмоции могут подкреплять те формы поведения, которые ведут к удовлетворению имеющихся потребностей.

5)Функция предвосхищения. Эмоции могут предвосхищать результаты действия до его выполнения.

6)Эвристическая функция. В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

7)Аварийное разрешение ситуации. Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.

8)Экспрессивная функция. Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями», которые могут использоваться в общении – мимика.

Источник: https://cyberpedia.su/13x123d6.html

Ссылка на основную публикацию