Дефекты речи: чем отличается логопед от дефектолога, заикание, шепелявость

Логопед и дефектолог

Большинство людей не знают, в чем разница между логопедом и дефектологом, поэтому теряются, получая направление к одному из специалистов. Оба врача занимаются дефектами речи у взрослых и детей, но чаще всего исправление разговорного навыка требуется маленькому ребенку.

Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков, улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи.

Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога.

Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет, когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией. 

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем:

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Источник: http://KtoVrach.ru/106-logoped-i-defektolog.html

Исправление дефектов речи: классификация и способы коррекции

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Классификация

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков.

Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки.

Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/ispravlenie-defektov-rechi.html

Шепелявость – что это и как исправить?

Шепелявость – расстройство речи, которое встречается в любом возрасте. Научное название болезни речи – дислалия.

В жизни она приносит много неприятностей и психологический дискомфорт в подростковом и зрелом возрасте.

Квалифицированные специалисты помогут разобраться, от чего появилась шепелявость, а значит, подобрать методы коррекции речи. Это достигается с помощью упражнений или простого оперативного вмешательства.

Виды заболевания

Специалист (логопед, врач-дефектолог) различает несколько видов заболевания. Пациенты иногда путают шепелявость и картавость речи, но это разные недуги у взрослых. Существует несколько видов:

  • Губно-зубная форма недуга. При патологии нарушена работа верхней и нижней губы в создании шипящих звуков. На практике это приобретает звучание звука «ш» как «ф»;
  • Призубная. Кончик языка занимает неправильное положение по отношению верхнего и нижнего зубного ряда. Шипящие звуки получаются звонкими;
  • Боковая. Язык смещается с центральной позиции в ротовой полости на боковую, может сворачиваться полностью или частично. Это расположение превращает шипящие звуки в хлопкообразные, возникают трудности с произношением;
  • Щечная. В формировании проблемы виновата слизистая оболочка щек, которая создает дополнительные препятствия на пути образования звука;
  • Носовая. Виной явления служит провисание мягкого неба носоглотки при врожденных патологиях, травмах, простудных заболеваниях. Голос стает гнусавым, звуки не четко произносятся;
  • Смягченная форма произношения. Проблема комплексного характера, когда шипящие звуки звучат как «щ».

Современные медицинские методы эффективно убирают нарушение звукопроизношения.

Причины, почему люди шепелявят

Нарушение речи провоцируют различные факторы. Причины шепелявости:

  1. Врожденные особенности речевого аппарата (провисающее мягкое небо, разрастание слизистых тканей, неправильный прикус, отсутствующие зубы, западающая губа, ненормальные размеры уздечки языка), трансген наследственная болезнь;
  2. Функциональные нарушения (травмы ротовой полости, последствие стоматологических оперативных вмешательств, недостаточная или ограниченная подвижность языка и язычка, кончик не занимает правильную позицию);
  3. Наследственность: врожденные проблемы со слуховым аппаратом (неострый слух, тугоухость), врожденная слабость мышц ротовой полости (атония);
  4. Стрессы и длительное нервное напряжение.

Диагностика позволяет определить причину точно и быстро избавиться от нарушения речи.

Симптомы

Заболевание имеет главный симптом – неправильное звукопроизношение. Что значит шепелявить? При дефекте речи искажаются шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц»).

Если ребенок шепелявит в 3 года или 5 лет, то не стоит паниковать. В этом возрасте еще недостаточно сформирован прикус и ротовой аппарат, правильное дыхание. Такой ранний признак нарушения речи корректирует консультация у специалистов, лечебные и профилактические мероприятия.

Родитель должен обращать внимание на то, как ребенок воспроизводит звук, какая у него речь. Ведь проблема лучше всего поддается корректировке в раннем возрасте.

Диагностика

Прием врача позволит определить причину дефектов речи и подобрать адекватное лечение. Проблема имеет комплексный характер, поэтому для постановки точного диагноза прибегают к помощи дефектолога, логопеда, невропатолога, психиатра, отоларинголога и стоматолога.

Консультация дефектолога включает: анализ процесса воспроизведения звуков (пациента просят произнести определенное упражнение), подвижность и размещение во время воспроизведения звуков языка (в том числе тела и кончика язычка, мягкого неба, щек).

Отоларинголог исследует: состояние и функциональные возможности среднего и внутреннего уха, остроту слуха, проходимость и функциональные возможности носовых ходов и носовых пазух. 

Психолог и невролог оценивают: нервное состояние пациента, отсутствие или присутствие сильного стресса, испуга, индивидуальные особенности психического развития.

Стоматолог исследует: Наличие патологий зубного ряда (отсутствие зубов, щели, неровность). Иногда после протезирования речь сразу восстанавливается. Развитие прикуса (нормальный или патологический). Такая стоматологическая проблема часто бывает причиной шепелявости.

Современные методы позволяют убрать шепелявость. Дети и взрослые люди оттягивают посещение специалистов, хотя несколько процедур уже приносят положительный результат для речи.

Лечение шепелявости у взрослых и детей

Для лечения шепелявости подключаются специалисты: дефектолог, логопед, ЛОР, стоматолог, невролог или психиатр.

Коррекция речи включает:

  1. Тренировку речевого аппарата специальными упражнениями и скороговорками. Логопед подберет комплексы для самостоятельного применения каждый день. О них мы расскажем ниже более подробно;
  2. Налаживание проходимости носовых каналов и борьба с застойными явлениями в носовых пазухах, восстановление остроты слуха. Задачу решает ЛОР медикаментозно или путем малотравматичного оперативного вмешательства;
  3. Восстановление артикуляции и постановка речи. Этим делом занимается дефектолог или логопед;
  4. Снижение напряжения мышц ротового аппарата, спазма гортани при формировании речи. Медикаментозно решает проблему шепелявости невропатолог;
  5. оррекция уздечки языка, восстановление нормального зубного ряда, протезирование зубов – задачи для стоматолога.

Современные специалисты помогут восстановить речь не только ребенку или подростку, но и взрослому человеку. Ведь статистика констатирует, что 2% взрослых страдают от шепелявости.

Как избавиться от шепелявости: упражнения

Упражнения от шепелявости у взрослых людей исправляют дефекты речи. Их применяют и для коррекции произношения у детей и подростков. Избавиться от проблемы шепелявости помогут:

  1. Тренировка языка. Откройте рот, язык положите на нижнюю губу. В таком положении произносите звуки «ля-ля-ля». При этом не старайтесь подвернуть губу, а кончиком языка по очереди дотрагивайтесь к уголкам губ;
  2. На передний край нижнего рада зубов положите язык, слегка выдвинув его за пределы ротовой полости. Осторожно постукивайте зубами верхнего ряда по языку. При манипуляции постарайтесь сохранять язык в неподвижности;
  3. Языку придайте форму чашечки, не высовывая его изо рта. Равномерно расположите его по отношению верхний и нижних зубов, щек и губ. Произносите в таком положении звуки «з» и «ж»;
  4. Читайте небольшой отрывок стиха или прозы, имея во рту корковую пробку от бутылки;
  5. 30 минут говорите или читайте с закрытым ртом. Просто сомкните плотно губы, но разомкните верхний и нижний зубной ряд. Старайтесь громко и четко проговаривать звуки;
  6. Медленно, вытянув шею вперед, проговаривайте на выходе звуки «ш» и «щ» по 10 раз каждый.
Читайте также:  Тренировка памяти: методы, программы, упражнения для мозга

При регулярном применении упражнения поборют шепелявость, сделают жизнь проще и гармоничней.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки от шепелявости гарантируют быстрое восстановление речи при регулярном применении. С одинаковой эффективностью они помогут перестать шепелявить подростку, ребенку или взрослому. Чтобы научиться их правильно произносить, потребуется время, но усидчивость и прилежность вознаградится.

Для отработки правильного произношения шипящих подойдут фразы:

  • “У нас в печурочке золотые чурочки”
  • “Чудак под диванчик прячет чемоданчик”
  • “Кукушка кукушонку купила капюшон”

Необходимо, чтобы первый раз логопед показал, как правильно нужно напрягать рот и отдельные элементы ротовой полости, чтобы слог получился правильным, речь – внятной. При ежедневных упражнениях результаты заметны спустя несколько недель.

Видео: Как перестать шепелявить подростку  за 1 месяц

Профилактика

Если медики могут исправить шепелявость за несколько процедур, то профилактические мероприятия позволяют избежать этой проблемы. Подросток, взрослый человек или ребенок при регулярном их исполнении забудут о проблемах речи. Профилактика шепелявости включает:

  1. Регулярное посещение стоматологического кабинета, своевременное устранение патологий зубного ряда и протезирование;
  2. Выразительное чтение произведений вслух. Это нормализует дыхание, убирает шепелявость и корректирует работу речевого аппарата;
  3. Произносить с выражением стихи и считалки при шепелявости. Учить их с детьми;
  4. При первых нарушениях речи и признаках шепелявости обращаться к специалистам за помощью. 

Источник: http://wjone.ru/408-shepelyavost

В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами

Когда у ребенка появляются проблемы с речью или же с произношением, необходимо обращаться к специалисту. Коррекцией навыков общения занимаются многие специалисты. Сегодня пойдет речь о логопеде и дефектологе. В чем разница логопеда и дефектолога? К кому лучше обращаться, в чем отличие их работы?

Содержание

В чем сходство дефектолога и логопеда

Общее между логопедом и дефектологом — образование, сфера деятельности, способы работы.

Во время обучения в университете логопеды и дефектологи учатся на одном факультете и большая часть дисциплин у них сходна. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию,  психиатрию и множество других дисциплин.

Все это помогает не только коррекции звукопроизношения, но и учит взаимодействовать с ребенком. Умение установить контакт, понять малыша, вникнуть в суть его проблем и определить имеющиеся трудности очень важно для таких специалистов. Если же этого не будет, то составить план занятий и добиться прогресса будет намного сложнее.

Некоторые причины трудностей в развитии

В помощи логопеда или дефектолога нуждаются дети, у которых в силу определенных обстоятельств есть проблемы с развитием речи, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных учреждениях школах, детских садах.

Причины трудностей могут быть разными:

  • родовые травмы;
  • инфекции во внутриутробном периоде развития ребенка;
  • болезни в раннем периоде развития ребенка;
  • психологические и неврологические расстройства.

Это лишь часть причин, следствием которых становятся проблемы с речью. Такие специалисты как логопед и дефектолог могут их определить и подобрать способы их решения.

Средства общения в работе логопеда и дефектолога

Во время индивидуальных занятий с ребенком как логопед, так и дефектолог используют одинаковые способы работы и средства общения с ребенком.

  Находясь на разных ступенях речевого развития, дети используют удобные для них средства общения.

Они используют действия — ведут за руку, показывают интересные им предметы, другие дети используют речь для общения. Все средства общения можно разделить на три группы:

  • действия;
  • речевые средства;
  • жесты, мимика, пантомимика.

Данные средства общения используются как вместе, так и отдельно друг от друга. Они становятся основной для упражнений, направленных на правильную артикуляцию и, как следствие, произношение звуков и совершенствование речи.

Разные трудности — разные специалисты

В специальной психологии и педагогики традиционно сложилось деление дефектологов в зависимости от той категории детей с кем работают эти специалисты:

  • логопеды – дети с нарушением речи;
  • олигофренопедагоги — дети с задержкой развития и и интеллектуальной недостаточностью;
  • тифлопедагоги — дети  с нарушением зрения;
  •  сурдопедагоги — дети с нарушением слуха.

Если у ребенка есть сложности в работе анализаторов зрения, слуха, то лучше подобрать специалиста исходя из этих трудностей. Т.к. у всех перечисленных категорий, как правило, имеются нарушения речи, то логопед работает со всеми этими категориями детей.

Если сравнивать занятия у логопеда и у дефектолога, то они во многом сходны. Отличается лишь то, на решение каких задач они направлены.

Особенности работы логопеда: задачи и цели работы

В связи с тем, что при многих нарушениях (эхолалия, задержка речевого развития, аутизм, умственная отсталость) есть нарушение в речи, то логопед занимается со всеми детьми. Основная сфера его деятельности включает:

Обязательным этапом работы является работа над невербальной стороной речи: мимикой,  жестами и движениями. В процессе работы с логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности работы дефектолога: какие проблемы решает данный специалист?

Кроме базовых дисциплин, в рамках курса дефектологии изучаются также такие предметы как тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.

Поэтому в зависимости от вида нарушений у дефектолога поваляются специфически задачи. Например, при работе с детьми с нарушениями зрения  — обучение пространственной ориентировка в рамках квартиры.

Дефектолог работает также и с теми малышами, которые плохо слышат. Вместе с дефектологами дети не только начинают правильно говорить, но и учатся познавать мир иначе с помощью языка жестов или дактиля..

Это помогает работать дефектологам над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.
В ходе своей работы дефектологи выполняют следующие задачи:

  • обучение детей ориентировки  в ближайшем окружении, несмотря на имеющиеся недостатки;
  • увеличение  объема их знаний, умений и навыков (помогая закреплять последние);
  • помощь в адаптации деток с проблемами в развитии к школе или детскому саду.

Резюмируя данную статью можно сказать. Логопед учит умению общаться, работая над невербальной стороной речи и языковыми единицами (слогами, словами, фразами и предложением), а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/v-chem-raznica-logopeda-i-defektologa-prostymi-slovami.html

Дети с дефектом речи. Виды нарушений речи у детей. Исправление, коррекция дефектов речи

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Ребенок с дефектом речи неверно произносит звуки

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье

Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи

Афония проявляется в дефектах звучания слов

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом

Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.

Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи — это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки — неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

Читайте также:  Основные эмоции человека: виды, классификация эмоций по изарду и их роль

Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и заикание.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.

Нарушение речи у дошкольников требует немедленной коррекции

Обучение детей с нарушениями речи

Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.

Обучение детей с нарушениями речи

Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо — дети садятся на стульчики, когда громко — бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

Игры для детей с нарушениями речи

Видео: Логопедические игры с детьми

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.

Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений памяти
  • неустойчивого внимания
  • отклонений в проявлении эмоций

Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

Источник: https://heaclub.ru/deti-s-defektom-rechi-vidy-narushenij-rechi-u-detej-ispravlenie-korrekciya-defektov-rechi

Заикание у детей: как лечить? Советы логопеда-дефектолога

Заикание считается трудно излечимым, волнообразно протекающим недугом. Почему оно возвращается? В чем его причина и как лечить заикание у детей? Портал ННмама.ру спросил нейропсихолога, гештальт-терапевта, логопеда-дефектолога Центра психологической помощи “Отражение” Алены Сердюк.  

Я – логопед, работающая после получения образования в детском саду. Среди прочих дефектов речи должна корригировать заикание. «За плечами» – дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З.Арутюнян (Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. 

Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен новый стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда-нибудь может опять вернуться. 

Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены. 

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью. 

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь, потому что в методику коррекции заикания введен большой блок работы над собственным телом и над своими чувствами. 

Это важная психотерапевтическая работа. 

Мы создаем опоры не только на меня, но и на самого заикающегося. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним?

«Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, – говорю я , – если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться. 

Коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая, что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем.  

Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание. 

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. В основном это родители, которые чрезмерно опекают ребенка, находятся с ним в слиянии (не понимают, где их желания и потребности, а где – ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. 

Обычно мамы на приеме говорят так: «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или «Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома. 

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок – заикание». 

Это можно сделать наблюдая: 

  • В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается? 
  • Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему? 
  • Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется? 
  • Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться? 

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапии. 

Несомненно, параллельно используются 

  • всевозможные дыхательные упражнения, 
  • упражнения на расслабление, 
  • упражнения – импровизации, 
  • пение. 

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся является аппарат «Монолог».

Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой.

Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи. 

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Но ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией – мастерством эмоционального контакта с клиентом.

Источник: https://www.nnmama.ru/content/health/deseases/zailanie-u-detei/

Логопед – дефектолог

 Дефектологи логопедического центра успешно проводят запуск речи для неговорящих детей!

Если вы заметили, что речь вашего ребенка отличается от речи сверстников, у ребенка возникают проблемы в общении и он замыкается в себе, то вам необходимо обратиться к специалистам!

В нашем центре Вы можете получить консультацию:

невролога,

логопеда – нейропсихолога,

логопеда – заиколога,

логопеда – дефектолога

Опыт специалистов: от 15 лет!

Специалисты центра развивают:

высшие психические функции,

сенсорные ощущения,

слуховое внимание,

усидчивость!

Логопед – дефектолог развивает мышление и речь ребенка мягкими методами, в игровой форме!

Мы предлагаем только индивидуальные занятия с логопедом – дефектологом!

Здесь будут проводиться занятия по обогащению словарного запаса и поставят звуки ребенку.

Часто родители после занятий с дефектологом ищут логопеда…. В нашем центре Вы найдете ТАКОГО СПЕЦИАЛИСТА!!!

Наши дефектологи имеют квалификацию и логопеда!

Квалифицированный логопед – дефектолог проводит:

Обследование ребенка и полную диагностику его речевого развития, с целью выявления структуры дефекта и определения программы развития речи.

Выработка стратегии в развитии ребенка совместно с родителями, чья неоценимая помощь очень нужна!

Стоимость консультации – 1500 руб (30 мин)

Дефектолог занимается:

развитие памяти, внимания

развитие мышления

развитие мелкой моторики

развитие речи

обогащение словаря

постановка звуков и автоматизация

логопедический массаж языка!

Предлагаем постоянные занятия 2 – 3 раза в неделю: ИНДИВИДУАЛЬНО

Занимаемся с детьми от 3 лет!

Абонемент: оплата по 6 занятий

Пропущенное занятие не пропадает, все отрабатывается!

Занятия с дефектологом /методы воздействия разнообразны и интересны малышам: длительность формат
постановка звуковартикуляционная гимнастикаразвитие речиаппаратура БОСразвитие мышленияразвитие мелкой моторикису-джок терапияпальчиковая гимнастикалогоритмикафонетическая ритмикалогопедический массаж языка 30 мин 1 занятие: 1500 рубАбонемент:6 занятий – 9.000 руб 2- 3 раза в неделю /по удобному для Вас  расписанию/
Занятия проходят в удобное для Вас время!

Занятия проходят по согласованному с Вами индивидуальному графику!

Выбирайте удобное время: центр работает с 8.00 до 20.00 (пн – пт)  и в выходные с 10.00 до 17.00

Уважаемые родители!

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи ребенка.

Существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития.

Читайте также:  Средства выразительности в русском языке и литературе

Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка!

Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий:

– снижается количество получаемой информации,

– страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера,

– в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Занятия проводятся индивидуально, учитывая возраст и индивидуальные особенности развития ребенка!

Посетите нас и Вы увидите результат!

Источник: https://www.speech-center.ru/child_6.php

Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу

Речь является важным инструментом построения отношений человека с внешним миром, поиска своего места в социуме. Крайне важно уже в раннем возрасте уделять большое внимание тому, как ребёнок осваивает искусство слова.

Насколько успешен человек будет в работе, личной жизни, творчестве во многом зависит от его умения логично, красиво и правильно излагать свои мысли. В настоящее время логопедами накоплен большой опыт помощи детям, имеющим различные нарушения речи.

О том, в каком возрасте ребёнка необходимо показать специалисту, о некоторых особенностях развития разговорной функции организма и современных методах лечения мы поговорили с логопедом, сооснователем проекта «Дом на дереве» Еленой Кругловой.

1. Какие признаки в речи ребёнка должны сигнализировать родителям о проблеме и о том, что пора обратиться к специалисту? В каком возрасте это следует сделать?

Такие признаки в речи ребёнка существуют.

Другой вопрос: отмечает ли их сам родитель? Многие просто не слышат нарушенное звукопроизношение или не знают, что в определённом возрасте ребёнок должен реагировать на обращённую речь или уметь высказываться простыми предложениями. Уже в раннем возрасте могут возникнуть трудности с речью, но неспециалисту очень трудно их выявить, поэтому полезным станет прохождение диагностики в раннем возрасте.

К примеру, возьмем самый простой признак: нарушенное звукопроизношение. Если у ребёнка не получается выговаривать звук до определенного возраста, сам этот звук не появится. Дело в том, что при неправильном произношении органы артикуляции по той или иной причине двигаются не так, как положено.

Язычок не дотягивается наверх или не опускается за зубки. Причины искажённого произношения могут быть разные. Специалист соберёт всю необходимую информацию и на её выводах построит индивидуальный план работы с подопечным.

Важно отметить, что в 6 лет все звуки уже должны сформироваться, и ребенок должен произносить их чётко.

2. Все дети развиваются по-разному. Одни в два года рассказывают стихи, другие – к трём едва связывают слова в нестройные словосочетания. Что ребенок должен уметь в год, два, три и пять лет?

Это очень широкий вопрос, но раз уж мы заговорили о звукопроизношении, которое родитель может отследить, то приведем в пример норму появления звуков для каждого возраста и дополним нормами объёма словарного запаса.

1-2 года: звуки [а, о, э, п, м, б], при этом ряд твёрдых согласных малыши заменяют мягкими “дяй” вместо “дай”.  К году словарный запас 10-15 лепетных слов.

2-3 года: звуки [и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й] и их мягкие пары. Физиологически малышам ещё трудно произнести свистящие, шипяшщие звуки и [л, р]. К 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается; к 3 годам – 1000-1100 слов.

3-4 года: звуки [с, з, ц], при этом звуки [ч, ц] ещё могут заменяться на [ть, с, щ], у некоторых детей наблюдается общая смягчённость речи. Словарь ребенка к 4 годам – 1600 слов.

4-5 лет: звуки [ш, ж, ч, щ], некоторые дети уже правильно произносят звуки [рь, ль].

5-5,5 лет: звуки [л, р]. Словарь – 2200 слов.

Удлиняется и усложняется фраза. Дети активно пользуются запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учатся правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, без труда пересказывать сказки, появляются обобщающие слова.

Очень важен первый год жизни ребёнка. Он настолько интенсивный, что появление новых навыков определяются пятью периодами. Стоит обращать внимание на громкость, звонкость крика. Ребенок должен кричать, как положено.

Если крик сдавленный, тихий, в малом количестве, то стоит проконсультироваться со специалистом. Для полноценного речевого развития важны гуление (ууааа, ааау), лепет и его интонационная окраска (ба-ба-бу, ма-на и т.д.).

Обратите внимание на то, понимает ли вашу обращённую речь малыш, реагирует ли он на неё. Если Вы видите, трудности, обращайтесь к специалистам раннего развития.

3. Последствием каких пороков развития может быть неправильная речь?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

4. Если в семье присутствуют люди с нарушением речи, может ли это повлиять на речь ребёнка в будущем? Как и в каком возрасте она формируется?

      Речь ребёнка формируется уже с первых дней жизни. Физиологические звуки (крик, сосание, кашель, чихание) – это уже проявления речи. Более осознано речь формируется с 1-3 месяцев – появление интонаций, гуления, смеха. Ребенок осваивает речь, в первую очередь, по подражанию.

И если взрослый часто «сюсюкает» и смягчает согласные, это может отразиться и в речи ребёнка. Часты случаи, когда один из родителей не произносит какой-то звук – ребенок также его не произносит. С заиканием такого не происходит, потому что природа заикания в неврологии. Если у ребёночка нет неврологических нарушений, то он заикаться не будет.

В крайнем случае начнёт подражать, но это не будет являться истинным заиканием.

5. Если ребёнок занимается с логопедом, стоит ли родителям самим заниматься с малышом дополнительно?

Ответ на этот вопрос у меня только однозначный – да! Родителям в любом случае стоит дополнительно заниматься с ребёнком дома. Логопед обязательно даёт рекомендации для домашних заданий: будь то массаж, артикуляционная гимнастика, заучивание стишков или упражнения на развитие лексической или грамматической стороны речи. Спектр упражнений и заданий очень велик.

Во-первых, родитель в курсе: над чем работает специалист и на что стоит обратить внимание в бытовых условиях, чтобы поддержать ребенка в приобретении новых компетенций. Во-вторых, ребёнок гораздо быстрее достигнет своей цели, если он будет тренироваться не только на занятиях у логопеда, но и в обычных бытовых ситуациях (на кухне, на игровой площадке, по дороге в сад или в гости).

В-третьих, вы экономите время и деньги.

6. Постановка каких звуков наиболее сложна для малыша? Сколько времени требуется отвести занятиям, чтобы ребенок научился правильно произносить, допустим, 2-3 звука?

Для каждого ребёнка трудности индивидуальные. Кто-то хорошо произносит звук [р], но никак не получается – звук [с], у кого-то – наоборот. Ни один логопед не скажет вам за какое время можно поставить звук. Всё очень индивидуально.

У одного ребенка можно поставить звук за 2 занятия, потом его автоматизировать за 2 недели, а у другого – за 2-3 месяца, и не факт, что звук автоматизируется в собственной речи.

Очень много факторов, влияющих на время постановки и автоматизации: причины нарушения, физиологическое состояние ребёнка (на сколько он быстро устаёт), поддержка родителей и выполнение рекомендаций логопеда.

7. Что такое «короткая уздечка»? На самом ли деле она мешает развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?

Если вы поднимите язычок наверх за зубы, то под ним увидите тоненькую «ниточку». Это и есть уздечка. Если она короткая, то она не даст язычку дотянуться наверх за зубы. Из-за этого могут быть проблемы с некоторыми звуками.

С помощью специальных упражнений её можно растянуть. Если, поупражнявшись, растянуть не получается, её можно подрезать. Но я рекомендую всегда сначала позаниматься, прежде чем идти к врачу. Всё-таки это стресс для ребёнка.

8. Многие родители не принимают всерьёз проблемы неправильной речи у ребёнка, надеясь на то, что это «само пройдет». Несвоевременное обращение к логопеду может иметь последствия?

Чем раньше родители обращаются за помощью, тем проще и легче преодолеть трудности речи. Если нарушение произношения сохраняется вплоть до школьного возраста, могут возникнуть трудности с письмом и с чтением. Ребёнок может пропускать буквы или заменять их другими.

Если проблемы в другой стороне речи: ребенок неправильно согласует слова (например, «мама пришёл»), не может построить правильную законченную фразу, пересказать текст и т.д. – это тоже может мешать полноценному школьному обучению. Рекомендую не перегружать ребёнка ещё и занятиями с логопедом, а позаниматься с ним в дошкольном возрасте.

Своевременное обращение к специалисту поможет избежать более серьёзных ошибок в будущем.

9. В 21-м веке человек привык учиться, общаться, работать дистанционно, без личного присутствия. Такая практика существует и у некоторых врачей-логопедов. Этот способ имеет место быть?

На мой взгляд, такой способ возможен, но в обязательном присутствии мамы на занятиях. Я сама практикую занятия по скайпу, даю задания, показываю, как их нужно выполнять. И одновременно консультирую родителя, на что стоит обратить внимание и как поправить, если ребёнок что-то делает не так.

Конечно, такой способ немного обезличивает. Ребёнок не полностью чувствует эмоциональную поддержку учителя-логопеда, нежели это было бы вживую. Но оговорюсь, что всё индивидуально. Очень важно понимать, что кому-то такой способ подойдет, а кому-то показано только личное присутствие на занятиях.

10. Всегда ли стоит устранять дефекты речи? Какими методами пользуется специалист?

А всегда ли родитель знает: кем станет его ребёнок? Вдруг его жизненный путь приведёт его к актерству, или на телевидение, или он будет читать лекции? Я знаю, что в актёрской среде очень много молодых людей и девушек, которым просто необходимо избавляться от неправильного звукопроизношения.

А сделать это во взрослом возрасте можно, но гораздо сложнее, и сложнее найти логопеда, который работает со взрослыми. Обычно за это берутся преподаватели сценической речи, которые просто овладели методиками постановки звуков, но не всегда смогут разобраться в причине возникновения дефекта.

В таком случае методики должны быть другие.

Логопед работает не только с нарушенным звукопроизношением, он развивает понимание обращённой речи, помогает правильно построить фразу, согласовать слова, развивает навык словообразования, помогает понять прочитанное и ответить на вопросы по тексту, учит пересказывать тексты, расширяет словарный запас и знания об окружающем мире, помогает преодолеть трудности письма и чтения. Это далеко не весь список того, над чем работает логопед! Для каждой работы существуют свои методы преодоления трудностей. 

Источник: https://lucky-child.com/blog/rech-kak-osnova-sovershenstva-10-voprosov-logopedu-defektologu/

Ссылка на основную публикацию