Речевое дыхание: особенности развития, методики, игры

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры

Развитие речи в раннем детстве — это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.

Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед.

Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая — через рот и нос.

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом — до 20.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание — это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Развитие речевого дыхания у детей

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации — это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Рекомендации по проведению упражнений

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут — 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Упражнения

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Задуй свечку

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

На II этапе:

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: «У-У-у…». Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Пение

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

На III этапе:

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное — научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

На IV этапе:

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох — начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Игры

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с «паром». Попросите детей подуть на чашки.

Воздушный футбол

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик  из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель — забить шарик в ворота противника.

Снежинки

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Как выполнять:  вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

Мыльные пузыри

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechevogo-dyhaniya-igry-uprazhneniya

Развитие речевого дыхания у дошкольников: упражнения, игры

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно  поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы  увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

 Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и  даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Читайте также:  Режиссура кино и телевидения

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют  эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/rechevoe-razvitie/razvitie-rechevogo-dyxaniya-u-detej-doshkolnikov.html

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»



В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, просветительская работа с родителями.

Своевременное проведение коррекционной работы с детьми-логопатами, тесное сотрудничество с родителями позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.

Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически.

При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.

Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.

Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным.

Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:

‒ задержки дыхания;

‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

‒ дополнительные вдохи.

Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

‒ верхнее дыхание (ключичное);

‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка Количество слов на выдохе внорме Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания
2–3 года 2–3 слова 2–3 мин.
3–4 года 3–5 слов 3–4 мин.
4–6 лет 4–6 слов 4–6 мин.
6–7 лет 5–7 слов 5–7 мин.

Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями характеризуется:

‒ малым объемом легких;

‒ слабой дыхательной мускулатурой;

‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);

‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);

‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием;

‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Учитель-логопед, проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями, тесно сотрудничает с родителями и воспитателями. Родители следят за дыханием своих детей и контролируют его.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

‒ выдох должен быть длительным, плавным;

‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;

‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции!

Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:

‒ дозировать количество и темп проведения упражнений;

после выдоха перед новым вдохом сделать паузу на 2–3 секунды.

Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится проекта в определённой последовательности:

1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упражнение «Удержи игрушку». Дети, лёжа на ковре, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается).

2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике.

3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.

Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку.

4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:

‒ На выдохе один звук (а, у, о)

‒ На выдохе два звука (ау, уа)

‒ Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)

‒ Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.

Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие развивают и голос. Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: вою волка — у-у-у-у, ауканью в лесу — ау-ау-ау.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

  1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
  2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
  3. Выработать четкую и внятную речь.
  4. Достичь координации дыхания, речи и движений.
  5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Литература:

  1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
  3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, формирование, слово, выдох, правильное речевое дыхание, вдох, нарушение, упражнение, грудная клетка.

Источник: https://moluch.ru/archive/144/40316/

Методы и приемы развития речевого дыхания

Также  большое значение имеет речевое дыхание, так как воздушная струя является источником образования звуков.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.  Известно какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание.

Но кроме своей основной физиологической функции осуществления газообмена, которое осуществляется непроизвольно, независимо от воли и сознания человека, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Дыхание физиологическое и дыхание речевое (звуковое, фонационное) имеют принципиальные отличия.

Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого.

Речевое дыхание является — источником образования звука, голоса. Оно помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Читайте также:  Мнемотехника в упражнениях: приемы запоминания, для развития речи

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох в основном через рот.

При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически.

При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса.

Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и добирать его своевременно.

Как показывает практика дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

Поэтому цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких. Работу по воспитанию внеречевого и речевого дыхания лучше вести поэтапно.

То есть прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания.

Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой.

Процесс формирования речевого дыхания можно условно разделили на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников:

  • 1 этап – формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей от 2-х до 4-х лет)

Источник: https://students-library.com/library/read/54408-metody-i-priemy-razvitia-recevogo-dyhania

Развитие речевого дыхания (стр. 1 из 4)

Реферат

на тему: «Развитие речевого дыхания»

Работу выполнила студентка

Дефектологического факультета

Москва 2008

Анатомо-физиологические основы дыхания

Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание (воздухоносные пути, легкие и элементы костно-мышечной системы). К воздухоносным путям, управляющим потоком воздуха, относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.

Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, где он нагревается, увлажняется и фильтруется. Полость носа выстлана слизистой оболочкой с большим количеством сосудов. В верхней части полости носа лежат обонятельные рецепторы. Носовые ходы открываются в носоглотку. Гортань лежит между трахеей и корнем языка.

У нижнего конца гортани начинается трахея и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи.

Установлено, что дыхательные пути от трахеи до концевых дыхательных единиц (альвеол) ветвятся (раздваиваются) 23 раза. Первые 16 «поколений» дыхательных путей – бронхи и бронхиолы выполняют проводящую функцию.

«Поколения» 17-22 – респираторные бронхиолы и альвеолярные ходы, составляют переходную (транзиторную) зону, и только 23-е «поколение» является дыхательной респираторной зоной и целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами. Общая площадь поперечного сечения дыхательных путей по мере ветвления возрастает более чем в 4,5 тысячи раз.

Правый бронх обычно короче и шире левого. Грудная клетка, состоящая из пассивной костно-хрящевой основы, которая соединена соединительными связками и дыхательными мышцами, осуществляющими поднятие и опускание ребер и движения купола диафрагмы.

За счет большого количества эластической ткани легкие, обладая значительной растяжимостью и эластичностью, пассивно следуют за всеми изменениями конфигурации и объема грудной клетки. Чем больше разность между давлением воздуха внутри и снаружи легкого, тем больше они будут растягиваться.

Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки легочных альвеол в кровеносные капилляры. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, в поддержании иммунитета организма.

В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей.

Характерной особенностью строения дыхательных путей является наличие хрящевой основы в их стенках, в результате чего они не спадаются.

Внутренняя поверхность дыхательных путей покрыта слизистой оболочкой, которая выстлана мерцательным эпителием и содержит значительное количество желез, выделяющих слизь.

Реснички эпителиальных клеток, двигаясь против ветра, выводят наружу вместе со слизью и инородные тела.

Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им О2 и выделением СО2 . Поэтому в понятие «дыхание» входят все процессы, связанные с доставкой О2 из внешней среды внутрь клетки и выделением СО2 из клетки в окружающую среду.

У человека различают дыхание:

1) внутреннее (клеточное, тканевое);

2) транспорт газов кровью или другими жидкостями тела;

3) внешнее (легочное).

Фактически все звенья газотранспортной системы организма, включая регуляторные механизмы, призваны обеспечить концентрацию кислорода в клетках, необходимую для поддержания активности дыхательных ферментов.

Перенос О2 из альвеолярного воздуха в кровь и СО2 из крови в альвеолярный воздух происходит исключительно путем диффузии. Движущей силой диффузии является разница парциального давления О2 и СО2 по обеим сторонам альвеолокапиллярной мембраны.

Диффузионная способность легких для кислорода значительная. Это обусловлено большим количеством альвеол и их значительной газообменной поверхностью, а также небольшой толщиной (около 1 мкм) альвеолокапиллярной мембраны.

Время прохождения крови через капилляры легких составляет около 1 с, напряжение газов в артериальной крови, которая оттекает от легких, полностью соответствует парциальному давлению в альвеолярном воздухе.

Если вентиляция легких недостаточная и в альвеолах увеличивается содержание СО2 , то уровень концентрации СО2 сразу же повышается в крови, что приводит к учащению дыхания.

Процесс внешнего дыхания обусловлен изменением объема воздуха в легких в течение фаз вдоха и выдоха дыхательного цикла. При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха к выдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человека характеризуется частотой и глубиной дыхательных движений.

Частота дыхания человека измеряется количеством дыхательных циклов в течение 1 мин и ее величина в покое у взрослого человека варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрасте при физической работе, повышении температуры окружающей среды, а также изменяется с возрастом.

Например, у новорожденных частота дыхания равна 60-70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25-30 лет – в среднем 16 в 1 мин. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в течение одного дыхательного цикла.

Произведение частоты дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания – вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутный объем дыхания – это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за 1 мин.

Величина минутного объема дыхания человека в покое варьирует в пределах 6-8 л. При физической работе у человека минутный объем дыхания может возрастать в 7-10 раз.

Координированные сокращения дыхательных мышц обусловлены ритмичной деятельностью нейронов дыхательного центра, который находится в продолговатом мозгe.

Кроме того, к звену аппарата регуляции дыхания относятся хеморецепторные и механорецепторные системы, обеспечивающие нормальную работу дыхательного центра в соответствии с потребностями организма в обмене газов.

К дыхательным нейронам относятся нервные клетки, импульсная активность которых изменяется в соответствии с фазами дыхательного цикла. Различают инспираторные нейроны, которые активны только в фазе вдоха, и экспираторные, активные во время выдоха.

Активность дыхательных нейронов зависит также от импульсов, исходящих от хемо- и механорецепторов дыхательной системы. Основным регулятором активности центрального дыхательного механизма является афферентная сигнализация о газовом составе крови, которая поступает от центральных (бульбарных) и периферических (артериальных) хеморецепторов.

Главный стимул, который управляет дыханием, – высокое содержание СО2 (гиперкапния) в крови и в неклеточной жидкости мозга. Чем сильнее возбуждение бульбарных хемочувствительных структур и артериальных хеморецепторов, тем выше происходит вентиляция.

Человек в состоянии покоя вдыхает и выдыхает около 500 мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным. Если после спокойного вдоха сделать усиленный дополнительный вдох, то в легкие может поступить еще 1500 мл воздуха. Такой объем называют резервным объемом вдоха. После спокойного выдоха при максимальном напряжении дыхательных мышц можно выдохнуть еще 1500 мл воздуха.

Этот объем носит название резервного объема выдоха. После максимального выдоха в легких остается около 1200 мл воздуха – остаточный объем. Сумма резервного объема выдоха и остаточного объема составляет около 250 мл – функциональную остаточную емкость легких (альвеолярный воздух).

Жизненная емкость легких – это в сумме дыхательный объем воздуха, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха (500 + 1500 + 1500).

Жизненную емкость легких и объем легочного воздуха измеряют при помощи специального прибора – спирометра (или спирографа).

Развитие дыхательного аппарата в онтогенезе

Полость носа, ее преддверие и обонятельная область развиваются из обонятельных, носовых, ямок; остальная часть полости образуется из первичной полости рта после того, как небные отростки разделяют первичную полость рта на собственно ротовую полость и носовую полость.

У новорожденного полость носа очень узка, дно полости расположено немного ниже линии, проведенной через оба подглазничных отверстия. Нижний носовой ход почти не развит, слабо развит верхний, наибольший из них средний; полное формирование всех носовых ходов происходит к 14-15 годам.

Околоносовые пазухи находятся в зачаточном состоянии.

Ячейки решетчатой кости формируются к 2 годам жизни; лобная и клиновидная пазухи у новорожденного отсутствуют, они появляются в конце первого – начале второго года; пазуха верхней челюсти существует, но развита слабо, и только к 9 годам она развита настолько, что ее дно лежит на уровне дна полости носа.

Гортань, трахея, бронхи, легкие – все эти органы дыхания возникают из выпячивания брюшной стенки переднего отдела кишечной трубки.

Краниальные отделы этого выпячивания идут на образование гортани и трахеи, каудальные отделы образуют два утолщения, из которых формируется правое и левое легкое, и главные бронхи.

Гортань у новорожденного воронкообразной формы, длиной до 1,53 см, сагиттальный размер меньше фронтального, располагается почти на три позвонка краниальнее, чем у взрослого; с возрастом она опускается и к 13-14 годам занимает положение, как у взрослого.

Трахея у новорожденного длиной до 50 мм, по форме воронкообразная и коническая, располагается несколько справа от срединной плоскости, достигает краниального нижнего края IV шейного позвонка, каудально заканчиваясь бифуркацией, расположенной на уровне III-IV грудного позвонка; в 13 лет этот уровень соответствует нижнему краю VI грудного позвонка.

Источник: http://MirZnanii.com/a/178706/razvitie-rechevogo-dykhaniya

Развиваем речевое дыхание вместе с родителями

Дыхание… С первым криком ребёнка лёгкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека говорить не приходится.

Читайте также:  Как снять стресс и напряжение: упражнения, тренинги, как успокоить нервы

Но всё чаще приходится говорить о правильном дыхании. Особенно, как логопеда, меня волнует вопрос речевого дыхания, ведь речь – это озвученный выдох.

Очень часто ко мне на занятия попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания. Голос таких детей слабый, тихий, малыш часто делает вдохи, ему не хватает воздуха закончить предложение, из-за чего страдает интонация малыша и понимание его окружающими.

Часто при коррекции звукопроизношения приходится коррегировать направленность воздушной струи.

При работе с такими ситуациями можно воспользоваться специальными методиками, но я расскажу вам о тех приёмах развития речевого дыхания, которые может применить любая мама, введя их в повседневную жизнь малыша.

Условно приёмы по развитию правильного речевого дыхания можно разделить на три подгруппы:

1. Упражнения

Зажать правую ноздрю пальчиком правой руки — глубокий вдох, выдох ротиком, медленно и плавно. Всё повторяем с левой стороны. Упражнение повторяем 5-10 раз

Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку (например, резиновую уточку). Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся.

Раз мы заговорили об упражнениях на развитие речевого дыхания, то нельзя не вспомнить знаменитую дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, которой пользуются вокалисты и актёры. Можно её адаптировать для старших дошкольников.

3. Игры

Катание друг другу через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, одним словом любого катающегося предмета.

Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега), снежинки, конфетти, пушинки,

Мыльные пузыри! Надо надуть самый большой! Можно посоревноваться с мамой или другом.

Сделать из бумаги кораблики, налить в большую тарелку воды, спустить кораблики на воду и взять на себя роль «попутного ветра». Чей кораблик доберётся быстрее до берега?!

Сделайте ворота из подручного материала (коробка, конструктор), возьмите лёгкий шарик от настолько тенниса и поиграйте с ребёнком в футбол. Нужно дуть на шарик и загнать его в ворота.

3. Забавы

Приучите ребёнка пить его повседневные напитки через трубочки. Но это ещё не всё: в стакан можно налить простой воды и устроить бурю в стакане, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.

Задувание свечи. Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).

Вспомните губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов – дети от них в восторге. Не забудьте о надувании воздушных шариков.

Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания

Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:

1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.

2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.

3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.

4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка:

  • Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос,
  • Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки,
  • Выдох должен быть длинным и плавным,
  • Губы лучше немного скруглить/вытянуть.

5) Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.

Желаем Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания. Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи.

Блохина Екатерина Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ №1432 «Новая школа»,г. Москва

(4 понравилось, средний балл: 5,00

Источник: http://LogoPortal.ru/razvitie-rechevogo-dyihaniya/.html

Дыхательные упражнения, как игровой метод оздоровления и развития дошкольников

Дыхательные упражнения,  как игровой метод оздоровления и развития дошкольников

1. Оздоравливающий аспект.

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка.

Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева.

В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции.

Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке.

В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату.

К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно возбуждает функцию дыхания.

Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение.

Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции.

Отмечаются некоторые особенности реагирования дыхания на мышечную работу у детей, которые сводятся к усилению вентиляции преимущественно за счет учащения и меньше за счет углубления дыхания.

При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции.

Увеличение газообмена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыхания как величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы.

Максимальное потребление кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у детей возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне ограничена и увеличивается с возрастом и в зависимости от занятий.

Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха.

Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания.

Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного преобразования дыхательной системы.

В патологических условиях при заболеваниях органов дыхания нарушается тонкий приспособительный механизм, обеспечивающий адекватное включение многочисленных звеньев функциональной системы дыхания и предупреждающий нарушения гомеостаза. Восстановление нейрогуморальной регуляции дыхания, приспособительная перестройка его в целях обеспечения жизнеспособности детского организма — важнейшая лечебная задача.

Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей, по показу в игровой форме, применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания.

Оказывая положительное влияние на корковые процессы, упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т.е.

устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.

Источник: https://sad6korma.schools.by/pages/dyhatelnye-uprazhnenija-kak-igrovoj-metod-ozdorovlenija-i-razvitija-doshkolnikov

Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика.

Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание.

Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.

Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения

Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), «Свечка» (задувание свечи), «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек), «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитее правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.

• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.

• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;

• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;

• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;

• Выразительное чтение стихотворений.

Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться). Играйте и развивайте!

Источник: http://logopatiki.ru/razvitie-pravilnogo-rechevogo-dyxaniya-u-rebenka-doshkolnika/

Ссылка на основную публикацию