Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия

Способы привлечения и удержания внимания аудитории

Оглавление

Введение

1. Способы привлечения и удержания внимания

2. Контакты с аудиторией: удержание внимания

Заключение

Список литературы

Введение

Сутью и обоснованием выбора данной темы является тот факт что концентрация внимания аудитории на выступающем – необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.

Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.

Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики – у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Таким образом вопрос, на который автор собирается найти ответ в ходе своего исследования заключается в изучении способов привлечения и удержания внимания. Изучении феномена “Захват аудитории”.

Для этого в своей работе выделяются такие подтемы:

-способы привлечения внимания

-способы удержания внимания

1. Способы привлечения и удержания внимания

Во-первых, любой движущийся предмет. Когда вы появляетесь перед публикой, сам факт появления нового движущегося объекта уже завладевает вниманием людей, хотя бы на несколько секунд – но для начала и этого достаточно.

Я всегда говорю людям на тренинге – выступление начинается, не когда вы открываете рот и начинаете говорить, а когда появляетесь в поле зрения публики.

В момент вашего появления все люди в аудитории повернут голову на вас – ага, вот кто у нас следующий, ну, давай, давай, сейчас посмотрим, на что ты способен… И вы спокойно и уверенно, по-хозяйски шагаете на сцену и занимаете центральное место для выступления.

Во-вторых, выразительная жестикуляция. Руки – тоже движущийся объект, который хорошо цепляет внимание людей. Жестикуляция выполняет очень важную функцию – она дает пищу для глаз.

Обычно мы в общении перегружаем информацией звуковой канал, а зрительный канал у публики скучает. Ну, посмотрели люди, как вы вышли, как вы одеты, как вы держитесь, ну и все. Дальше глаза скучают. Плакаты, слайды, и наглядные пособия далеко не всегда есть в запасе.

А между тем, зрительный канал способен воспринимать в 10 раз больше информации, чем звуковой!

В-третьих, контакт глазами. Есть ораторы, которым некомфортно смотреть в зал, поэтому они начинают шарить глазами по сторонам и теряют контакт с аудиторией. Важное правило для любого оратора – держать глазами аудиторию, в основном центральный сектор, иногда – боковые сектора зала. Держите глазами публику!

В-четвертых, сильный и уверенный голос оратора. Звук голоса сам по себе является сильным раздражителем и не дает “засыпать” залу, даже если содержанием вы не удивляете.

Если у вас негромкий голос, и вы полагаете, что публике и так слышно, вы заставляете людей, особенно на задних рядах, напрягать внимание и прислушиваться.

А внимание так устроено, что оно скоро утомляется, и люди в зале перестают прислушиваться, и уходят мыслями в себя.

В-пятых, энергетика речи. Энергетика – это эмоциональный заряд человека, его увлеченность, экспрессивность. Энергетика держит внимание людей лучше, чем многое другое.

Заряженный по энергетике человек становится сильнейшим магнитом для зала, от него невозможно отвести глаз, он выразителен, он интересен, он привлекателен.

И наоборот, в вялом состоянии нельзя выходить на публику и говорить, это лучший способ усыпить зал и далее при своем появлении вызывать только зевотный позыв.

2. Контакты с аудиторией: удержание внимания

От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Самый простой и эффективный способ – это все время что-то менять в своем выступлении.

Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

Менять способ донесения информации: 3 минуты – слайды, 4 минуты – лекция, 2 минуты – история из жизни, 3 минуты – вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое – происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Разнообразие – это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Один из самых простых приемов – это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

“Мне могут возразить…”

“Иногда спрашивают…”

“Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю”

“Есть три вопроса, которые мне обычно задают…”

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

“…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его.

И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше.

Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …”

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

“Юлий Цезарь” Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

аудитория внимание оратор управление

Заключение

Управлять вниманием в деловом общении – важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор.

Список литературы

1.С. Кара-Мурза “Манипуляция сознанием” 2009

2.Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations. / Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. – М., 2006. – 229 с.

.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук, 2010. – 624 с.

.Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М., 2003. – 246 с.

Источник: http://diplomba.ru/work/110533

Оратор и аудитория. Взаимодействие и способы влияния

У каждого выступления, без сомнения, должна быть цель, иначе оно превратится в пустословие. Какая? Чаще всего: проинформировать и заинтересовать, изменить мнение слушателей, побудить сделать определённое действие.

Для определения цели необходимо знать свою аудиторию, мысленно ее представить и подумать, как лучше на нее воздействовать, чтобы достичь цели и не обмануть ожидание слушателей.

Как правильно оратору взаимодействовать с аудиторией?

В книге «Камасутра для оратора» известного бизнес-тренера России Радислава Гандапаса, он сравнивает аудиторию с женщиной, а оратора с мужчиной. То есть, к аудитории надо всегда относиться как к женщине, а оратор — вне зависимости от того, мужчина он или женского пола, все-таки занимает лидирующую позицию, а значит позицию в большей степени мужскую.

Их взаимодействие похоже на исполнение некого парного танца, в котором оратор ведёт аудиторию,  как партнер ведёт партнершу. Несмотря на то, что публичное выступление — это монолог, при этом он должен быть живым и непринужденным. Чтобы достичь этого — необходимо взаимодействовать с аудиторией, вовлекать её в свой моноспектакль.

Как оратору вовлекать аудиторию, и влиять на неё для достижения цели?

Давайте попробуем охарактеризовать какие действия мужчин всегда ожидаемы женщинами.

Что для нашей аудитории важно? Это будут те самые действия (глаголы), которые мы с вами, как ораторы, должны применять к своей аудитории. Мы должны ее: знать, уважать, заботиться, хвалить, прислушиваться к ней.

А также испытывать к ней симпатию и эмпатию, то есть уметь сопереживать своей аудитории, проникаться ее потребностями, бедами, проблемами.

Посмотрите видеофрагмент обучения на ОРАТОРСКОМ модуле курса, в котором мы взаимодействуем с участниками. Они отвечают на мои вопросы, и мы вместе выясняем какими качествами должен обладать оратор, чтобы его любила аудитория.

Мы должны выступать так, чтобы в итоге наша аудитория, то есть слушатели, зрители получали от нас что-то такое, что для них важно и нужно, то что они хотят. Далее, самое главное про это помнить! И действительно строить свою речь, как знающий специалист, решатель проблем.

Однако, зачастую неопытные ораторы напускают на себя излишнюю важность и серьёзность. В погоне за достижением желанной цели от своего выступления, спикеры начинают «давить» на аудиторию. Устрашающие триггеры – это действенный метод, вместе с тем, мы всегда проникаемся большей симпатией к человеку, когда он улыбчивый, с чувством юмора, доброжелательный.

Я заметила, что в американских фильмах довольно часто на вопрос «За что ты его любишь?» женщина отвечает: он смеется над моими шутками.

Обратите внимание, что как правило, гармоничные пары действительно ценят юмор друг друга. Мне нравится фраза «С кем шутки плохи с тем и все остальное так себе».

Так вот, в своём выступлении, насколько серьёзной ни была бы его тема, всегда можно найти место для вкрапления шутки, смешного сравнения или истории.

Состав аудитории или кому интересно ваше выступление?

Готовясь к выступлению, мы должны себе примерно представлять кто те люди, которые придут нас слушать, общаться с нами. Предварительный анализ состава аудитории имеет большое значение. Если мы заявляем какую-то тему, то можем себе примерно представить, кто могут быть эти люди.

 Согласитесь, что тема о пенсионной реформе в большей степени заинтересует более старшее поколение, а советы для невест – молодых девушек.

Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Практика показывает, что молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Аудитория более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации

Поэтому очень важно сориентироваться по логике — кого может заявленная тема заинтересовать и почему? И ответить себе, как минимум, вот на какие вопросы:

  • Какого возраста преимущественно эти люди?
  • Гуманитарии или технари?
  • На какие составляющие расслаивается ваша аудитория?
  • В ней большинство мужчины или женщины?

Для тех, кто учился бизнесу или инфобизнесу, знакомо задание: опишите свою идеальную целевую аудиторию. Если вы еще не думали над тем какая у вас по теме, на которую вы собираетесь выступать, аудитория, то сейчас задайте себе такой вопрос.

А ещё полезнее для вас было бы прямо сейчас написать об этом в комментариях. Сперва тему, а потом состав аудитории. Во-первых, вам станет понятнее, как общаться со своей аудиторией, а, во-вторых, сможете получить обратную связь, если не уверенны.

О том, каковы особенности общения с аудиторией в зависимости от полового признака и занимаемого положения, пожалуй, уже в новой публикации.

Источник: http://veter-peremen.org/rhetoric/orator-i-auditoriya-sposoby-vliyaniya/

Работа с аудиторией: формы, методы и приёмы оратора

Работа с аудиторией

Аудитория может быть разной — малочисленной и превышающей тысячу человек, скептично, нейтрально или доброжелательно настроенной, отличающейся по возрасту, социальному и профессиональному составу.

В независимости от ее особенностей, выступающий должен уметь с ней взаимодействовать и устанавливать результативный контакт. Чтобы завладеть вниманием слушателей, получить нужную обратную связь, донести мысль и убедить в своей правоте, требуется множество навыков.

Следует заниматься текстом речи, вербальной подачей материала и многими другими инструментами оратора.

Чтобы эффективно презентовать материал, взаимодействовать с публикой, необходимо:

  • готовиться к выступлениям, работая над текстом и собственной уверенностью;
  • разносторонне владеть темой и правильно доносить мысли;
  • быть красноречивым — использовать приемы риторики, осваивать ораторское искусство, чтобы склонять слушателей на свою сторону;
  • ясно отвечать на вопросы, устанавливать обратную связь со зрителями;
  • результативно использовать невербальные инструменты — позы, движения и так далее.
Читайте также:  Мнемотехника в упражнениях: приемы запоминания, для развития речи

Подготовка к выступлению

Перед каждым выступлением на публике нужно подготовиться, даже если вы не раз произносили речь перед слушателями. Работайте по нескольким направлениям: сама речь, ваше физическое состояние, моральный настрой.

Волноваться перед выступлением свойственно и опытным ораторам, но, чем больше вы говорите, тем меньше будете нервничать.

Не стоит драматизировать: общественность может быть настроена вполне лояльно, а вот дрожащий голос и суетливые манеры вызывают естественную негативную реакцию и недоверие аудитории. Поэтому используйте:

  • специальные позы, которые вводят оратора в нужное психоэмоциональное состояние — с выпрямленной спиной, контролированной осанкой, расправленными плечами, приподнятой головой;
  • методы снятия физических и моральных зажимов — помогает артикуляционная гимнастика, упражнения на снижение уровня адреналина;
  • приемы психического расслабления — медитации, упражнения «настройки» на успех и так далее.

При подготовке составьте краткий план речи — его можно записать на маленьких карточках. Подготовьте побольше экспромтов: интересных фраз, метафор, цитат. Проговорите текст вслух, проверьте, не затянуто ли вступление, не «провисает» ли середина.

Распространенная ошибка — пренебрежение заключением. Оратора запоминают по финалу речи, сделайте его убедительным и ярким с помощью специальных методов и учитывайте специфику темы и аудитории. Заключение должно быть емким, содержать тезисы и мысль текста.

Структура, содержание и подача речи

Оратору нужно четко донести свою мысль или мнение до слушателей и убедить их в правильности тезисов. Поэтому уделите содержанию речи, подаче материала и структуре текста много внимания. Чтобы улучшить восприятие информации аудиторией, используйте принцип структурирования.

Разбивайте текст на части по функциональному признаку. Введение ответит на вопросы зачем, что и почему вы говорите, основная часть служит усвоению информации. Заключение формирует целостное представление о тексте и выделяет направления дальнейшего «движения». «Тело» речи разделяйте на тематические части, в которых тоже должны быть вступительный, основной и завершающий блоки.

При написании текста профессиональные ораторы руководствуются следующими принципами:

  • краткости фраз — в предложениях не должно быть более 9 слов, потому что восприятие человека ограничено 7-10 смысловыми единицами и содержание длинных сентенций теряется;
  • повторения — чтобы запомниться слушателям, принципиальные тезисы в речи должны повториться не менее трех раз, но не подряд, а в логическом, правильно сформулированном контексте;
  • баланса абстракций и конкретики — лучшей пропорцией теории и примеров из практики считают один к одному, так зрители не будут перегружены отвлеченной информацией и не сочтут, что на выступлении оратор только развлекал их историями;
  • ключевых фраз — всегда формулируйте основные тезисы одинаково, будь то названия, термины, слоганы, краткие описания товаров и так далее;
  • наглядности и визуализации — добавляйте в пример детали, вызывающие зрительные ассоциации, используйте реальные образцы продукции, рисуйте на доске, готовьте макеты;
  • простоты — усложненные сентенции, велеречивость вызывают раздражение аудитории, поэтому сведите использование специальных терминов к минимуму, разъясняйте их, разбавляйте профессиональный сленг и наукообразность легкими шутками, излагайте понятно и ясно.

Речевые и невербальные инструменты работы со слушателями

Текст речи важен, но подача его не менее значима.

Будет ли публика заворожено внимать вам или «уснет» от монотонной речи, станет раздраженной от суетливого, хаотичного движения по сцене? Оратор должен владеть навыками невербального, звукового воздействия на присутствующих, бороться с торопливостью, дрожащим или тихим голосом, невыразительностью и другими недостатками. Чтобы вовлечь слушателя в эмоциональный диалог, используйте:

  • смену регистра, тембра голоса: модуляции увеличивают энергетику выступления, повышают интерес к произносимой речи, вовлекают во внимательное слушание и придают речи интонационное разнообразие;
  • умеренно эмоциональные интонации — они помогают склонить людей на свою сторону, «играя» на ее чувствах (внимание: это прием для опытных ораторов, ему нужно серьезно учиться);
  • паузы, повышение и понижение громкости и другие приемы владения голосом.

Необходимо освоить спонтанную устную речь — говоря «по бумажке», вы становитесь ее заложником и снижаете эффект от выступления. Осваивайте мнемотехники, запоминайте блоки текста перед выступлением.

Чтение речи вслух поможет узнать, насколько хорошо она воспринимается, «перетекают» ли фразы одна в другую, плавно ли вы говорите.

Запишите себя на видео или диктофон, чтобы выявить слова-паразиты — они, кстати, зачастую сопровождают ораторов, которые не помнят, о чем нужно сказать и постоянно подсматривают в «шпаргалку».

Для выступающего важны и жесты, позы, движение по залу. То, как вы ходите, стоите, жестикулируете, дает о вас четкое представление, даже если слушатели не замечают этого на «когнитивном» уровне. Энергетика выступления повышается драматичными, уместными передвижениями по сцене, наглядной, сильной жестикуляцией, грамотной работой с пространством.

Переходя с места на место, в особенности в компактном зале, помните о личной «зоне» слушателей.

Вторгаясь в нее (подсаживаясь к человеку, прохаживаясь между рядами), вы вызовете у людей смущение, дискомфорт и, как следствие — отторжение.

Помните об удержании внимания публики — убирайте из-за спины движущиеся предметы, старайтесь не стоять у часов, аквариума, двери, чтобы слушатели не переключались на них.

Общение и установление контакта со слушателями

Выступление — это акт коммуникации, и оратор должен помнить о принципах и составляющих плодотворного общения. Удачно, если цели слушателей и лектора совпадают, они активны, настроены «на одну волну», заинтересованы друг в друге. Но зачастую оратору приходится преодолевать скептицизм, выстраивать обратную связь с инертной публикой, представлять ей себя. Ему помогают:

  • грамотно выполненное знакомство с публикой, настройка визуального контакта;
  • целеполагание в сочетании с гибкостью — умейте помнить о своей задаче, приспосабливаясь к обстоятельствам;
  • эффективно выстроенный диалог, умение чувствовать слушателей;
  • искреннее удовольствие от своего дела — люди это чувствуют.

Если слушатели видят вас впервые, представьтесь, расскажите о себе (кратко). Можно вставлять в примеры по тексту рассказы о своих достижениях, но на этапе презентации стоит быть скромным. Сразу же установите визуальный контакт — переводите взгляд от одного присутствующего к другому, адресуйте небольшие кусочки речи конкретному слушателю, смотря ему в лицо.

Важно еще на этапе подготовки решить, какой фидбек вам нужен (информационный, эмоциональный), оценить, чего хотят от вас слушатели, что бы им было приятно получить.

Правильное целеполагание поможет установить с присутствующими диалог и гибко реагировать на возникающие форсмажорные ситуации. Заранее предусмотреть все невозможно, и умение перестраиваться — ценный ораторский навык.

Не упорствуйте в декламации запланированных тезисов — скорректировав их под настроение аудитории, вы скорее достигнете цели.

Поддерживать диалогичность речи помогают вопросы, обращенные к публике. Не бойтесь их задавать сами и поощряйте направленные к вам.

Открытые вопросы вызывают слушателей на диалог, это один из профессиональных ораторских приемов.

Будьте «настроенным» на настроение публики, как антенна — замечайте скуку, рассеянное внимание, недовольство и вовремя нейтрализуйте негативные проявления шуткой, сменой интонации, предложением сделать перерыв.

Выступая на публике, искренне наслаждайтесь возможностью пообщаться с ней. Слушателей не обмануть — они подспудно почувствуют вашу незаинтересованность и раздражение и не простят обмана. Чем больше удовольствия вы получаете от выступления, тем быстрее «заразите» своими эмоциями окружающих.

Никто не рождается с набором ораторских инструментов, но важно неустанно двигаться вперед и оттачивать мастерство. Школа Антона Духовского поможет вам в этом. Запишитесь на наши курсы, посетите бесплатный мастер-класс и станьте убедительным и ярким оратором вместе с Oratoris.

Источник: https://oratoris.ru/rabota-s-auditoriej/

Как привлечь и удержать внимание аудитории

Всем нам хотя бы раз доводилось присутствовать на скучных и убаюкивающих лекциях, когда внимание аудитории приковано только к стрелке часов.

Так вот, чтобы ваше онлайн-выступление точно «зацепило», запомнилось и прошло динамично, вы можете использовать советы, фишки, эффективные приемы, и способы привлечения и удержания внимания аудитории.

Какие именно? Об этом Вы узнаете из нашей статьи.

Часто ли вам приходится проводить публичные выступления, презентации, вебинары, тренинги, совещания в режиме online? Уверенны, что от ваших докладов слушатели не устают, не начинают зевать, раздражаться, считать ворон за окном, витать в своих мыслях…? Вам наверняка приятно, когда люди увлеченно слушают, понимают тематику и позитивно реагируют на ваши слова, шутки и вопросы.

Так вот… Любой опытный ведущий онлайн-мероприятия знает, что без динамичного контакта со слушателями даже самые содержательные и полезные доклады не будут иметь никакого смысла.

Но как стимулировать вовлеченность аудитории в самом начале вебинара и удержать ее до последней минуты выступления? Где и как ставить «ловушки для захвата внимания»? Ниже предлагаем вам 8 эффективных приемов, которые позволят вам стать мощным эмоциональным магнитом для своих слушателей.

1. Интересные истории и примеры из жизни

Ничто так не разжигает костер внимания, как жизненные примеры. Важные тезисы, аргументы, мысли в выступлении, особенно если вебинар продающий, должны быть подкреплены реальной историей из вашей практики или из жизни ваших коллег, клиентов, друзей.

Это отбрасывает скептицизм и недоверие, а также создает живой энергетический всплеск в пространстве опыта людей, которые уже посещали подобные вебинары, внедрили предложенные инструменты/методы и получили быстрые результаты. Тогда все, о чем вы скажете, начнет обретать смысл, станет более понятным и интересным.

Совет: заведите себе блокнот-копилку живых и интересных историй по тематикам своих выступлений. Поверьте, она очень вам пригодится в борьбе за внимание слушателей.

2. Богатый презентационный и раздаточный материал

Не секрет, что для лучшего запоминания и усвоения материала нужно задействовать как можно больше органов информационного восприятия. А поскольку главная задача ведущего — постоянное удержание внимания аудитории, то рассчитывать на одни лишь органы слуха нельзя.

При современных технологиях организовать онлайн-выступление с наглядным материалом не составит труда. Начать вебинар можно, например, с небольшого видеосюжета с реальными фактами или захватывающей историей.

Графическую информацию (несложные графики, диаграммы, таблицы и иллюстрации) продемонстрируйте на слайдах презентации. Справочный и методический материал лучше разослать заранее, чтобы слушатели использовали его в распечатанном виде.

И главное — способы подачи информации должны периодически чередоваться, чтобы у слушателей не было времени заскучать.

3. Интерактивный диалог

Вовлекайте аудиторию в диалог, сделайте слушателей активными со-участниками вебинара. Задавайте вопросы, заставляйте их задуматься, предоставляйте возможность самостоятельно закончить свою мысль. Отличный способ — предложить принять участие в опросе или тестировании. Такие приемы можно сравнить с игрой в волейбол.

Если вы будете держать мяч в своих руках, никому не передавая пасы, остальные игроки попросту утратят интерес к игре. А так, вы будете постоянно подогревать интерес слушателей к своему выступлению, оживите аудиторию, сделаете вебинар интерактивным и, главное, получите ответную реакцию. Более того, вопросы способствуют убеждению.

Если они заранее продуманны и поданы в правильной форме, аудитория дружно последует тому направлению, который задумал спикер.

4. Юмор, как способ удержания внимания аудитории

Если вы видите, что аудитория изрядно заскучала, постарайтесь оживить свое выступление нотками юмора. Например, вы можете рассказать анекдот или смешную историю, и тем самым, расслабить своих слушателей, придать вебинару более неформальный характер, установить доверие.

Категорически запрещается применять неприличные истории, ругательства и двусмысленные фразы — все это только испортит отношение аудитории к вашему выступлению. Также рекомендуется заранее опробовать свои шутки на друзьях и знакомых.

А вообще в рассказывании анекдотов есть интересная фишка — моменты, при которых вам удается вызвать смех слушателей, лучше фиксируются в памяти. Именно поэтому некоторые юмористические паузы у успешных тьюторов располагаются не случайно в каком-то определенном месте — все заранее спланировано.

Почему? Потому что это место в их докладе ключевое, и им необходимо, чтобы оно отложилось в памяти, чего можно добиться через смех, вызванный шуткой. Двойной эффект: и привлечение внимания и гарантия того, что информация отложится в памяти.

5. Делайте паузы

Смысловая пауза — это очень сильный и эффективный базовый прием налаживания контакта с аудиторией, который идеально впишется в абсолютно любое онлайн-выступление.

Она, как правило, используется в начале речи, когда спикер хочет подчеркнуть важность последующей информации, и сразу после важных фраз, чтобы слушатели могли обдумать и «прожевать» услышанный материал.

Именно пауза привлекает внимание, концентрирует слушателей на конкретных вопросах и дает возможность отдохнуть перед новым потоком информации.

6. Провокация

А почему бы нет?! Сегодня это мощный и довольно часто применяемый спикерами инструмент, который гарантирует привлечение внимания аудитории. Здесь выключается стереотипное мышление и включается эффект мотивации.

Никогда не бойтесь вызывать у слушателей мгновенную, но кратковременную реакцию несогласия с предоставляемой информацией.

Она, как ведро бодрящей холодной воды на голову, стимулирует мозговую активность, заставляет аудиторию встрепенуться и по максимуму включиться в процесс обсуждения вопроса.

7. Элемент неожиданности

Человек всегда «цепляется» за что-то новое, неизвестное для него. Не пренебрегайте возможностью «подать» слушателям свежую интересную информацию (малознакомые исследования, новые данные, мнения экспертов).

Здесь отлично сработают такие приемы, как оригинальная интерпретация известных фактов, обсуждение новаторских идей, коллективный анализ проблемы. Пусть это будет элемент неожиданности, который стимулирует интерес аудитории.

Помните! Если вебинар не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, разочарования и даже раздражения.

8. «В любом вебинаре должна быть загадка»

Чтобы правильно «зацепить» аудиторию с помощью интриги, необходимо изначально вызвать чувство позитивной неопределенности. Но! Гораздо сложнее будет удержать эту заинтересованность на протяжении всего вебинара.

Для этого вам потребуется обеспечить слушателям эмоциональные взлеты и падения, периодически раскрывая новые подробности и информацию.

Аудитория должна чувствовать, что история, которую вы рассказываете, будь то обучение, реклама или презентация, приближается к своему завершению, даже если интуитивно они знают, чем все закончится. Вы должны постоянно добавлять что-то новое.

Отличный маркетинговый ход — заявить в начале о неком подарке или сюрпризе, который ожидает всех, кто дослушает вебинар до конца. По ходу своего выступления вы можете периодически акцентировать внимание аудитории на ценности и полезности подарка. Такой прием будет мотивировать аудиторию и вызовет всплеск интереса.

В завершение статьи хочется сказать, что вы должны «гореть» той темой, которая будет заявлена на вебинаре.

Читайте также:  Логопедические занятия с детьми 2-4 лет

Ведь если вас лично эмоционально не трогает то, что вы собрались объяснять, тогда как вы сможете с жаром и увлечением об этом рассказать? Найдите в теме эмоциональные моменты — и опирайтесь на них, превратите в «ловушки для внимания». Используйте их для того чтобы удивить, заинтриговать, взбудоражить и вызвать восхищение слушателей.

И помните, аудитория — это вовсе не сборище скептически настроенных недоброжелателей. Это люди, которые хотят получить новые знания, опыт и навыки в комфортной для них среде. Все что вам нужно — это суметь завоевать и расположение их внимание.

Описанные выше приемы привлечения внимания аудитории помогут вам превратить слушателей в друзей, которые ответят вам доброжелательностью, заинтересованностью и благодарностью.

А вы, в свою очередь, будете получать кайф от атмосферы, царящей на ваших вебинарах.

P.S. Полную запись мастер-класса вы можете посмотреть здесь

Источник: https://etutorium.ru/blog/borba-za-vnimanie-auditorii

Оратор и его аудитория: специфика публики при выступлениях

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Ораторское искусство

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно.

Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее.

Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

  • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
  • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
  • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/orator-i-ego-auditoriya.html

Привлечение и удерживание внимания аудитории

Нужно ли привлекать внимание аудитории в процессе публичного выступления? Многие «выступающие» даже не задумываются об этом. И что мы часто видим в результате?.. Грустную картину.

Оратор говорит о чем-то своем, а присутствующие слушатели – вовсе даже и не слушатели, а скорее «скучатели», «зеватели», «шептуны» и «читатели».

(Причем читают не информацию на экране, а популярный журнал или газету у себя на коленках)…

Литературные классики в таких случаях задаются сакраментальными вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?». Ответ на первый вопрос для меня очевиден – виноват оратор (докладчик, спикер, тренер), а вопрос «Что делать?» и является темой данной статьи.

Как привлечь внимание к вашему выступлению? Способов много и они зависят от ряда факторов: численности аудитории, возраста участников, их социального статуса, темы выступления, его продолжительности, отношения аудитории к оратору, заинтересованности участников, наличия технических средств аудио – и визуальной поддержки… Поищем ответы на конкретные вопросы.

Как привлечь внимание к началу вашего выступления?

Остановите музыку и улыбнитесь. Правильно подобранная музыка перед началом вашего выступления будет очень уместна. Я очень часто использую этот прием – удобный и простой в применении.

Похвалите аудиторию. «Мне приятно видеть здесь такое количество молодых и заинтересованных лиц!», «Я горжусь тем, что имею возможность…», «Я охотно откликнулся на предложение выступить перед вами!»…

Пошутите, расскажите анекдот или короткую смешную историю. Иметь в запасе их надо много, а использовать что-то одно в соответствии с ситуацией.

Задайте риторический вопрос. «Кто из вас хочет быть здоровым и богатым?», «Для чего менеджеру деньги?», «Вы хотите увеличить объем продаж?»…

Используйте провокацию. «Вы продали хоть что-нибудь за последнюю неделю?!», «Кто из вас знает, что такое конгруэнтность?», «Вам известна средняя зарплата в Черновцах?»…

Примените гиперболу, сгустите краски. «Сегодня тысячи людей нуждаются в вашей поддержке!», «Когда вы в последний раз видели здорового человека?», «На наших улицах слой мусора превышает толщину асфальта!»…

Цитируйте классиков, политиков, актеров… Некоторые фразы всем известны, относятся к крылатым выражениям, но при этом не теряют своей притягательной силы. Их можно найти в справочниках или в Интернете.

Используйте тематический видеосюжет. Визуальный канал восприятия сильнее слухового и активно привлекает внимание аудитории. Однако видеозапись не должна быть длинной.

Продемонстрируйте плакат, постер, бликфанг, образец товара, модель устройства… Это ново, свежо, неожиданно. Например, совсем недавно мне нужно было провести семинар в движущемся автобусе для группы из 50 человек. Что помогло?… Несколько интересных плакатов, показанных своевременно, привлекли и удерживали внимание группы.

Покажите фокус, жонглируйте, уроните что-нибудь на пол… Такие эстрадные и цирковые методы могут дать неожиданный ценный эффект привлечения внимания. Это запоминается. Экспериментируйте!

Возможно, что кто-то из уважаемых читателей скажет: «Мне это не подходит!»… Верно. Вам подходит не все. Выбирайте приемы, с которыми вы согласны, и не забывайте, что если вашей аудитории скучно, то это намного хуже, чем неудачное применение приема по привлечению внимания.

Структура хорошей презентации вызывает ВОСТОРГ… Смотрите далее по вертикали – это аббревиатура:

Выстрел – эффектное ударное начало, привлечение внимания группы.

Описание – цели выступления (тренинга, модуля в тренинге).

Сообщение – четыре–пять основных пунктов по сути презентации.

Типичные примеры – связь опыта участников с темой презентации.

Регламент очень важен, необходимо «вписаться» в тайминг.

Громкий финиш – нужен вам, чтобы задержаться в памяти участников.

Ваши глаза «сканируют» аудиторию. Вы уделяете внимание всем и каждому в отдельности. Можно, если желаете, до 50 % времени смотреть на вашего «энергетического донора», личность с положительным вниманием к вам. Но остальные 50 % внимания отдайте другим участникам.

Ваш голос направляйте на последний ряд, на дальних участников. Если кто-то слышит вас плохо, это вызывает ненужное вам раздражение, недовольство, скептицизм к оратору.

В процессе проведения презентации или тренинга необходимо управлять вниманием группы… Как это сделать? Как управлять вниманием? В зависимости от вашего опыта, темперамента и цели выступления можно применить…

Неожиданность. Остановитесь и замолчите. Выключите свет. Включите громкую музыку. Покажите видеосюжет. Повернитесь спиной к аудитории. Уроните стул, книгу, стакан…

Однажды у меня в процессе тренинга для топ-менеджеров возникла дискуссия настолько оживленная, что участники перешли на крик. Для привлечения внимания я включил музыку очень громко, а затем ее резко выключил. Эффект был достигнут.

Провокацию. «Вам нужна информация или развлечение?», «А вы готовы сделать это прямо сейчас?», «Вы считаете, что две тысячи это много?»…

Читайте также:  Развитие речи у детей 3-4 лет: задержка, игры, упражнения

Прогноз. «По данным ХХХ, к 2015 году на Земле будет…», «Согласно прогнозу УУУ, к концу следующего года в нашей стране…», «Я не удивлюсь, если к концу года у нас будет…»…

«За» и «против». Этот прием полезно сопроводить соответствующими выразительными жестами правой и левой руки. Загибайте пальцы.

Вопросы без ответов. «А вы разве не хотите построить карьеру?», «Кому здесь не нужны деньги?», «Успех сам по себе легко не приходит. Разве не так?».

Драматизацию. «Предположим, что вы – покупатель…», «Одни хотят выгодно продать, другие – выгодно купить!», «Две стороны в переговорах нередко имеют разные цели!»…

Экспрессию. Это театральный прием. Проявите актерское мастерство, прибавьте громкости в голосе и воскликните что-либо вроде «Быть или не быть? Вот в чем вопрос!»…

Смех, юмор, анекдот, шутку. Подойдет история из жизни. Важно, чтобы это было «в тему» и не обидно для участников. Нужно иметь «в запасе» много шуток, а использовать именно ту, которая уместна в данной ситуации.

«Честно говоря…». Доверительная форма обращения к участникам. Обычно сопровождается приглушенным голосом и соответствующими жестами, позой, мимикой оратора.

Неформальность. Можно использовать приемы предшествующей рекомендации. К ним полезно добавить слова и выражения из «новояза», обыденного сленга участников. Например: «по ходу», «короче», «юзер», «лузер», «менагер», «мерчик», «рэпчик» и т. п.

Ссылку на авторитет. Очевидно, что здесь ссылаемся на мнение известного политика, историка, актера, поэта, писателя, ученого…

Запоминающееся окончание выступления также важно. Здесь вы задаете впечатление на перспективу, формируете имидж нетривиального оратора. Что может помочь?

Призыв к действию. «Наши цели ясны, задачи определены… Вперед, к новым успехам!», «Теперь вы знаете, как это сделать. Так сделайте это!», «С новыми знаниями – к новым возможностям!…».

Комплимент аудитории. «Уверен, что с вашими навыками и способностями вы способны горы свернуть!», «Мне интересно было с вами работать!».

Подведение итогов. «Итак, мы рассмотрели…», «Подводя итоги, выделим основное…».

Броская цитата. В конце выступления тоже может быть уместна.

Слова благодарности. «Благодарю вас за проявленный интерес!», «Спасибо вам за непростые, но важные вопросы», «Я благодарен вам за возможность соприкоснуться…».

Если вам мешают… Трудная ситуация. Может помочь профилактика. Иногда не стоит выступать перед аудиторией, настроенной безразлично или враждебно. Но если так случилось, постарайтесь понять причину враждебности или безразличия. Далее – проявите толерантность и эмпатию. Это позволит удержать внимание и донести главное.

Понятно, что не все уважаемые читатели готовы использовать эти приемы. И вместе с тем, когда вы готовите свое очередное выступление (тренинг, презентацию, доклад…), подумайте о тех, кто будет вас слушать.

Им будет интересно? Подумайте над контентом! Что именно вы собираетесь сказать? Какие основные мысли, идеи, образы должны остаться в воображении и памяти участников? И почему вы собрались выступить? Какая цель? Проинформировать, развлечь, сформировать мотивацию? Если вы осознаете цель выступления, есть надежда, что и участники поймут вас правильно. Желаю удачи!

Александр ЛАДЫГИН,

руководитель департамента тренинга

«Гештальт Консалтинг Груп»

Источник: https://juristoff.com/blogs/hr/tng/4404-privlechenie-i-uderzhivanie-vnimaniya-auditorii

Приемы привлечения и удержания внимания судебной аудитории

ПРИЕМЫ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ  И  УДЕРЖАНИЯ  ВНИМАНИЯ  СУДЕБНОЙ  АУДИТОРИИ

Боровков  Александр  Владимирович

магистр  права,  старший  преподаватель  Волгу,  РФ,  г.  Волгоград

E-mailborovkovav@rambler.ru

Караев  Саид  Таярович

студент,  Волгу,  РФ,  г.  Волгоград

E-mailsaidkaraev1989@gmail.com

TECHNIQUES  TO  ATTRACT  AND  HOLD  THE  ATTENTION  OF  THE  JUDICIAL  AUDIENCE

Alexander  Borovkov

senior  Lecturer  Volga,  Russia,  Volgograd

Karaev  Said

student,  Volga,  Russia,  Volgograd

АННОТАЦИЯ

Провести  анализ  способов  и  методов  удержания  внимания  судебной  аудитории.

ABSTRACT

To  analyze  the  ways  and  methods  hold  the  attention  of  the  judicial  audience.

Ключевые  слова:  суд;  речь;  оратор

Keywords:  cour;,  speech;  speaker

Один  из  древнейших  видов  ораторского  искусства  является  судебное  публичное  выступление.  Местом  рождения  судебного  красноречия  принято  считать  Древнюю  Грецию.  Для  Древней  Греции  ораторское  искусство  было  не  просто  практической  потребностью,  с  написанием  Аристотелем  в  IV  в.  до  н.  э.

  труда  «Риторика»,  красноречие  превратилась  в  целую  науку.  Знаменитые  ораторы  приобрели  особый  статус  в  обществе,  их  всячески  одаряли  почестями.  Овладеть  этим  искусством  желали  многие,  но  немногие  могли  позволить  себе  это,  обучение  было  дорогим  удовольствием.

  Высшей  ступенью  обучения  в  античном  образовании  была  риторика.  Нередко  на  заседаниях  суда  в  древней  Греции  сталкивались  люди  с  различными  политическими  взглядами  и  убеждениями.

  Сам  суд  в  Афинах  представлял  собой  общественную  трибуну  и  ораторы  должны  были  обладать  необходимыми  знаниями  и  способностью  убеждать  народ.  Искусство  выступавшего  было  так  же  важно  как  форма  и  содержание  речи.

  Поэтому  любая  судебная  речь  начиналась  с  вступлением,  где  излагалась  сама  суть  данного  дела.  Таким  образом,  выступающий  старался  повлиять  на  судей.

  Оратору  на  судебном  заседание  не  обязательно  «покорять»  умы,  но  умение  отстаивать  свои  взгляды  и  интересы  обладать  даром  убеждения  жизненно  необходимо.  Убеждения  посредством  целенаправленной  систематизации  фактов  и  их  убедительной  оценки,  есть  искусство  судебной  речи.  Важнейшую  роль  при  этом,  играет  само  мастерство  оратора  в  его  речи,  способность  логического  анализа  образностью  изложения. 

Немаловажную  роль  в  убедительности  судебной  речи  играет  такой  фактор  как,  психологический  портрет  подсудимого  и  потерпевшего,  При  этом,  судебная  речь  это  не  обособленный  акт,  она  должна  быть  обязательно  сопряжена  с  результатами  судебного  следствия.  В  основу  судебной  речи,  в  формирование  решающей  процессуальной  позиции  участника  судебных  прений  могут  быть  положены  те  доказательства,  которые  получены  в  результате  следственных  действий. 

Структура  судебной  речи  —  это  ее  комплексный  план,  внутренняя  логика  и  психология  построения,  взаимодействия  ее  частей  задачам  и  цели  судебных  прений.

  Цель  судебной  речи  —  оказать  аргументированное,  взвешенное  и  убедительное  воздействие  на  суд,  и  судебную  аудиторию,  на  формирование  внутреннего  убеждения  судей.

  При  этом  задачи  судебной  речи  различны  на  разных  ее  этапах.

Судебная  речь,  как  и  любая  другая  публичная  речь,  делится  на  три  части:  вступление  (вводная),  основная  часть  и  заключение.  Внимание  к  выступлению  в  большей  мере  зависит  от  того,  как  оратор  начинает  его,  от  первых  контактов  оратора  с  судом  и  присяжными  заседателями  психологически  подготовить  их  к  своему  выступлению.

  Для  начала  необходимо  установить  зрительный  контакт  с  теми  в  аудитории  кто  смотрит  на  выступающего,  затем  подождать  пока  подымут  глаза  те,  кто  занимается  своими  делами.  Зрительный  контакт  —  это  возможность  установить  отношения  с  аудиторий  и  получить  обратный  эффект  от  нее.

  Сохранять  спокойный  и  нейтральный  тон  вступления  позволяет  оратору  в  дальнейшем  усилить  выразительность  звучание  речи.  Не  стоит  задавать  искусственно  интригующее  вступление;  опасно  начинать  речь  в  патетическом  тоне,  так  как  удержать  такой  тон  в  течение  всего  выступления  крайне  тяжело.

  Изложение  должно  быть  легким  в  восприятии  и  доступным,  что  во  многом  зависит  от  культуры  речи  оратора.

Большинство  исследователей  схожи  во  мнение,  роль  первых  фраз  крайне  велика,  они  вводят  в  курс  дела,  и  определяет  лейтмотив  всего  будущего  выступления.  На  них  ложится  большая  психологическая  и  логическая  нагрузка. 

Естественная  и  непринужденная  манера  изложения  обычно  хорошо  действует  на  слушателей,  приглашает  их  к  совместному  разговору.  Манера  изложения  проявляется  во  всем,  жестикуляции,  мимики  лица,  интонации  голоса.  Способна  заворожить  слушателей  —  меняющаяся  интонация,  красочные  словесные  образы,  оригинальные  сравнения.

  Кроме  того,  разнообразные  приемы  изложения  способны  поддержать  внимания.  Диалогизация  речи,  вопросно-ответный  ход,  обращение  к  слушателям,  способны  спасти  положение  даже  в  той  ситуации,  когда  аудитория  начинает  скучать.

  Можно  применять  и  драматические  приемы  речи:  эмоциональное  и  наглядное  демонстрация  изображений  относящихся  к  теме  событий.

Важным  элементом  в  речи  оратора  становится  экспрессия  выступления.  Она  привлекает  внимание,  делает  выступление  зрелищным  и  красочным,  доставляет  эстетическое  удовольствие.

  Тем  не  менее,  все  должно  быть  в  пределах  разумного,  жесты  должны  быть  естественны  и  непринужденны.  Наконец,  очень  важен  настрой  выступающего,  его  убежденность  и  эмоциональность.

  Если  оратор  искренен,  это  не  только  фокусирует  внимание  слушателей  на  проблеме,  но  и  позволяют  ему  расположить  к  себе  аудиторию  и  добиться  сопереживания.

В  целом,  вводная  часть  сконцентрирует  внимание  суда  и  аудитории,  но  необходимо  удержать  его  на  протяжении  всего  выступления.

Основные  тезисы  выдвигаются  в  основной  части  судебной  речи,  аргументируется  позиция  судебного  оратора,  используются  разнообразные  инструменты  убеждения  суда  в  правильности  позиции  выступающего.

  Для  того  чтобы  вести  аудиторию  по  канве  своих  измышлений  и  рассуждений,  оратор  должен  активизировать  исследовательскую  деятельность  слушателей.  Добейтесь  предельной  четкости  и  простоты  выдвигаемых  положений,  их  очевидную  взаимосвязь.

  Основные  тезисы  речи  должны  быть  легко  усвояемы  и  легко  удерживаемы  в  сознании  слушателей.  Суть  основной  части  судебной  речи  —  это  изложение  фактических  обстоятельств  дела.  Не  каких  скучных  пересказов  фактов,  это  должна  быть  живая  и  динамическая  картина  и  развития  расследуемого  события.

  Все  обстоятельства  дела  следует  излагать  в  хронологическом  и  систематизированном  порядке,  так  как  событие  развивалось  в  действительности.  В  зависимости  от  объема  и  характера  доказательств,  определенных  в  ходе  судебного  следствия,  избирается  способ  изложения  фактических  обстоятельств  дела.

  В  течение  выступления  оратор  доказывает  одни  положения  и  обосновывает  с  помощью  других,  ранее  доказанных  обстоятельств.  Анализ  доказательств  и  их  оценка  это  можно  считать  центральной  частью  судебной  речи.

Способность  переключить  внимание  аудитории  на  свою  «волну»  –  лишь  малая  часть  дела.  Есть  помехи  более  значительные,  которые  могут  ослабить  внимания  и  уменьшить  воздействие  речи  оратора.

  Первая  задача  оратора:  регулярно,  неуклонно,  активно  прокладывать  свою  линию  мысли  вперед  и  снова  вперед,  не  допускать  остановок  и  топтания  на  месте,  не  давая  слушателям  повода  уклоняться  к  размышлениям  «о  весне»,  «о  лете»  и  т.  п.

В  числе  физиологических,  психологических  «помех»  можно  отнести  «быструю  утомляемость  современной  аудитории».  Если  выступление  большой  доклад,  а  не  краткая  речь,  не  реплика,  не  возражение,  то,  как  показывает  практика,  слушатели  обычно  через  25—40  минут  начинают  обнаруживать  признаки  невнимания.

Слушатели  всегда  очень  внимательно  следят  за  выступлением,  в  котором  в  течение  всего  времени  выступления  оратор  раскрывает  новое  содержание.

  В  самом  выступлении  постоянно  должна  присутствовать  некоторая  новизна,  в  этом  случаи  слушатели  не  заскучают  и  не  оставят  без  внимания  выступление.

  Кроме  самого  интереса  к  выступлению,  существует  ряд  важных  факторов,  благодаря  которым  можно  сохранить  и  поддержать  внимания  аудитории  в  течение  всего  выступления.

Факторы:  темп  и  паузы,  диалог  с  аудиторией,  логическую  организацию  и  драматизацию  речи,  эмоциональные  приемы  и  убежденность  оратора,  и  пр.

Следующая  психологическая  «помеха»:  внимание  —  очень  утонченная  и  хрупкое  явление.  Есть  немало  обстоятельств,  влияние  которых  может  легко  нарушить  его.  Большинство  из  этих  обстоятельств  не  зависят  от  оратора,  но  некоторые  напротив,  имеют  непосредственные  отношение  к  нему.

К  объективным  причинам  можно  отнести:  посторонние  шумы  в  помещение;  теснота,  духота  в  аудитории,  низкая  или  высокая  температура  и  т.  п.

В  эту  главу  «помех»  можно  включить  такие  аспекты  как:  поведение  оратора,  аудиторию  могут  раздражать  его  внешность,  одежда,  тембр  голоса,  чрезмерная  жестикуляция,  нарушения  произносительных,  грамматических,  стилистических  норм  речи  и  т.  д.  Все  эти  «мелочи»  могут  иметь  место.  Задача  оратора  —  не  допускать  оплошностей.

На  завершающем  этапе  выступления  оратору  необходимо,  либо  прибегать  к  срочным  мерам,  способным  освежить  внимание  аудитории.  Ораторская  речь  должна  действовать  прямо  на  чувства  и  волю  слушателей.

  В  соответствии  с  этим  требованием  ораторская  речь  не  должна  быть  сухой  и,  холодной,  а  от  начала  и  до  конца  она  должна  быть  живым,  одушевленным  словом  человека,  который  во  всей  глубине  переживает  то  чувство,  какое  хочет  пробудить  в  слушателях.

Список  литературы:

  1. Баишева  З.В.  Слово  о  речи  юриста  (на  материале  судебных  выступлений  А.Ф.  Кони)  /  Вестник  ОГУ,  9,  2004
  2. Введенская  Л.А.  Риторика  для  юристов.  М.,  2006.  —  568  с.
  3. Воронцов  А.О.,  Боровков  А.В.  Современные  проблемы  нравственного  регулирования  деятельности  сотрудника  ОВД  в  Российской  Федерации  //  Вопросы  современной  юриспруденции.  —  2014.  —  №  33.  —  С.  58—62.
  4. Виноградова  Т.Ю.  Психолингвистическая  характеристика  личности  судебного  оратора.  Казанский  Государственный  Университет,  2003.
  5. Волков  А.А.  КУРС  РУССКОЙ  РИТОРИКИ/  М.:  Издательство  храма  св.  муч.  Татианы,  2001.  –  480.
  6. Ивакина  Н.Н.  Основы  судебного  красноречия  (риторика  для  юристов).  Ивакина  Н.Н.  М.:  Юристъ,  2007.  —  464  с.
  7. Касумов  А.А.  Агаев  Э.Т.  Проблемы  общения  с  судебной  аудиторией,  Бакинский  государственный  университет,  Баку  (Азербайджан)/Вектор  науки  ТГУ.  Серия:  Юридические  науки.  2012.  №  3(10)
  8. Маренич  М.Н.,  Боровков  А.В.  Сравнительный  анализ  профессионального  кодекса  этики  адвоката  России  и  США  //  Законность  и  правопорядок  в  современном  обществе.  —  2014.  —  №  17.  —  С.  169—173.
  9. Мельник  В.В.  Искусство  доказывания  в  состязательном  уголовном  процессе.  М.,  2000.  —  496  с.
  10. Мишева  В.В.  Ценностные  суждения  как  риторический  аргумент  судебной  речи.  Волгоградский  государственный  университет  –  Волгоград,  Россия/III  Общероссийская  студенческая  электронная  научная  конференция  «Студенческий  научный  форум»  15—20  февраля  2011  года.  6.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rae.ru/forum2011/  (дата  обращения  20.04.2014).
  11. Миньяр-Белоручева  А.П.,  Быкова  А.А.,  Коробова  Е.А.  Принципы  построения  американской  судебной  речи  xix  века/Вестник  Южно-Уральского  государственного  университета.  Серия:  лингвистика  выпуск  №  1  (177)  ,  2010.
  12. «Непроцессуальные  контакты»  судей:  к  постановке  проблемы  //  В  мире  научных  открытий.  —  2013.  —  №  11.6  (47).  —  С.  334—337.
  13. Родионов  О.В.,  Боровков  А.В.  Ведущая  роль  судьи  в  обеспечении  нравственного  характера  судебного  процесса  //  Вопросы  современной  юриспруденции.  —  2014.  —  №  33.  —  С.  67—72.
  14. Федулова  М.Н.  Вестник  Московского  Государственного  гуманитарного  университета  им.  М.А.  Шолохова  Филологические  науки  Выпуск  №  4,  2009.

Источник: https://sibac.info/conf/law/xxxvi/37972

Ссылка на основную публикацию