Мнемотехника в упражнениях: приемы запоминания, для развития речи

Мнемотехника (мнемоника) для развития памяти взрослым: упражнения для начинающих

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/mnemotehnika-dlya-razvitiya-pamyati-vzroslym.html

Мнемонические приемы запоминания: Мнемотехнические приемы

Мнемотехниками считаются особые методики запоминания данных, которые основываются на специфике человеческой психологии и правилах запоминания.

Изучение и применение приёмов мнемоники помогает лучше усваивать информацию различного характера:

  • цифры, даты;
  • специфические тексты;
  • терминологию;
  • личные данные;
  • иностранную лексику.

Основным принципом любых мнемонических методик считается подмена абстрактных объектов теми понятиями, которые имеют визуальное или чувственное представление.

Как действует мнемотехника?

К 18 годам в мозге человека образовывают миллионы нервных клеток и путей, помогающие в оптимальные сроки обрабатывать входящие данные, находить решения задач и выполнять стандартные действия при минимальных затратах умственной деятельности. Однако если постоянно использовать только проверенные навыки, мозг перестанет развиваться. Поэтому периодическая встряска для мозга очень важна.

Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию.

Мнемоника известна человечеству ещё из древности. Уже в Древней Греции было подмечено, что память взаимосвязана с органами чувств. И чем больше эмоций  получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации.

Приемы мнемотехники довольно разнообразны, но каждый из них обладает конкретными критериями:

  • Новое. Не имеет значение, какое задание выбрана и насколько оно тяжело – если оно новое, то и польза от него будет большая. Главная цель приема – выйти из привычной и обыденной зоны.
  • Уровень сложности. В качестве заданий необходимо выбрать то упражнение, которое требует умственного усилия, а, следовательно, дает знания. К примеру, можно учить язык или осваивать музыкальный инструмент.
  • Интерес. Чем больше увлекается человек новым занятием, тем выше шанс, что это увлечение надолго. Помните, что уровень сложности тренировок должен быть высокий, но не настолько, чтобы признать свою недееспособность. Необходимо выбирать занятия по нарастанию.

Приемы мнемотехники при регулярных тренировках дают эффективный результат. Можно запоминать все контакты из телефонной книги, легко вникать в правила грамматики английского языка, воспроизводить конспекты и многое другое.

Приёмы запоминания

Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами или благодаря системе Шед.

Согласно данному подходу, даты из истории или номера домов, можно запомнить, если составить фразу, состоящую из слов, располагающихся в определённом порядке. При этом буква в таком слове будет соответствовать некой цифре.

К примеру, чтобы не забыть число 896 через мнемотехники, то нужно составить фразу, в которой первое слово будет иметь строго 8 букв, второе – состоит из 9-ти и так далее.

Особенно метод ассоциаций. Поиск ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией, может стать не только полезным, но и увлекательным занятием. Даже тексты подобного плана можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры.

Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие. Много слов из научной терминологии имеют созвучные «аналоги» в более простом варианте языка.

Проблема с запоминанием лиц и имён. Что делать?

Для того чтобы зафиксировать в памяти личные данные о новом человеке и привязать их к нему, можно связать его с другим человеком, который является «тёзкой» (родителями, знакомыми, друзьями, политиками, актёрами и другими личностями).

Чтобы запомнить фамилию, можно использовать мнемонические приёмы, основанные на визуальных ассоциациях. Начните с изучением возможности замены или подборки аналога новой фамилии. Кроме того, вам может помочь какая-то примечательная черта человека, которую можно связать с ассоциацией.

Презентация: “Узнай самого себя. Что ты знаешь о своей памяти?”

Самым простым из мнемотехнических методов, которые помогут закрепить нужное имя, является сочетание таких приёмов: выказать интерес к человеку,

  • отметить его достижение или высказать комплимент,
  • повторить имя ещё раз;
  • ассоциировать полученную информацию с конкретной персоной.

Приемы мнемоники в изучении языков

Возьмите на вооружение метод фонетических ассоциаций, который появился из-за того, что в каждом языке мира можно найти слова или составные части словосочетаний, которые будут звучать примерно одинаково.

Кроме того, в разных языках можно обнаружить слова, которые имеют общее происхождение.

К примеру, слово constantly (наречие, постоянно) можно запомнить, если проассоциировать его со схожим словом из русского языка «константа».

Метод взаимодействия разных ощущений является мнемоническим подходом, который будет полезен тем, кто нацелен на беглую речь и хочет общаться на иностранном языке.

Согласно подобному подходу запоминания, нужно заучивать иностранное слово не как перевод с родного языка, а как ассоциацию с единицей иностранной лексики.

В таком случае запоминается ещё и нужное понятие.

К примеру, чтобы заучить слово из трёх букв «cat» нужно представить хвост и лапы, и, удерживая подобный образ в сознании, пару раз сказать (вслух) «cat», стараясь не думать о слове «кошка».

Важно: все шпаргалки следует создавать самостоятельно. Таким образом, информация лучше усваивается мозгом. Но если есть проблемы с фантазией или временем, можно применять готовые техники и шаблоны.

Как запомнить исторические факты при помощи мнемотехник?

Каждый человек помнит как сложно было готовиться к экзаменам по истории, ведь запомнить все даны и события довольно сложно. Но это только потому, что не пользоваться приемами мнемоники для подготовки к текстам. В данном случае мы предлагаем объединить несколько методик.

Первое, что следует сделать, это осознать, что история, это не только сухие даты, а определенная последовательность событий. Для того чтобы запомнить их в нужном порядке, следует составить ассоциативный ряд.

Рассмотрим на примере дату падения Византии – 1453г.

  1. Составим код из цифр и букв, т.е. каждая цифра – это буква. Например, 1 – с, 4 – т, 5 – о, 3 – г. придумайте слово из этих букв. Брать можно любые обозначения и слова.
  2. Затем мы закодируем слово по звуку, т.е. к «Византии» больше подходит визит.
  3. Упоминание о великой империи ассоциируется с королем.
  4. Свяжите эти элементы в мозгу. К примеру, король нанес визит столу и тот пал.

После нескольких тренировок и составления последовательных ассоциаций историю любой империи можно выучить и воспроизвести довольно легко. Все дело в практике.

Мнемоника работает

Большинство людей едва взглянув на предложение составить вышеупомянутую ассоциацию не станут этого делать, т.к. посчитают это сложным. Ведь чтобы запомнить одну дату нужно придумать историю.

Конечно, этот процесс вначале кажется трудоемким, ведь требуется напрягать фантазию, которую в повседневном ритме человек редко применяется. Однако после 2-3 таких заданий, упражнение не кажется уже таким сложным.

Цепочки мнемотехники работают. И вызвано это тем, что память не хранит сухие даты и факты, а вот образы, наполненные эмоциями – сохраняет надолго. Это научно доказанный факт.

В древнем Египте жрецы обладали тайным знанием о науке образности. Они бережно ее хранили от обычного населения. Отчего была такая важность?

Если перевести свое внимание из вне на внутреннее и проследить за тем, каким образом формируются мысли, то можно увидеть, что в голове они предстают в виде образа, но никак не в виде цифрового ряда. Если слово «король» легко ассоциируется с империей и человек применить эту ассоциацию, то полученная информация легко запомнится.

Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти.

Источник: https://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/zapomnit-vsyo/mnemonicheskie-priemy.html

Универсальный метод запоминания для детей и взрослых

Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям.

Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике.

Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.

Что такое мнемотехника

Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию.

Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении.

Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти.

Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны.

В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали.

Читайте также:  Развитие речи у детей 3-4 лет: задержка, игры, упражнения

Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.

к содержанию ↑

Для чего нужна

В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.

Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.

  1. Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
  2. Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.

Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.

Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.

к содержанию ↑

Основные методы и приемы мнемотехники

Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».

Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.

Название приемаОписаниеПримерыВ каких ситуациях лучше использовать
Цепочка Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. Чтобы запомнить, что купить в магазине.
Матрешка Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. Запоминаем слова, как в предыдущем случае.В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней — яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба. Запоминание списка покупок.
Символизация Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну — в виде сосульки, с которой капают капли воды. Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова.
Римская комната Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то — это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. При устных ответах или публичных выступлениях.
Буквенная кодировка С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. Подойдёт для запоминания важных исторических дат.

к содержанию ↑

Эффективные упражнения для начинающих взрослых

  • Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных — с хвостом, как у сороки. У Светы — лампу, которая горит над головой. А у Розы — венок из цветов на волосах.
  • Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
  • Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.

к содержанию ↑

Мнемотехника для детей

В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.

  • В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
  • Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
  • Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.

Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет сохранить память до самой старости.

Источник: https://4damki.ru/home/advices/mnemotehnika-dlya-nachinayushhih/

Мнемотехника как средство развития памяти

Человеческая память устроена удивительным образом. Можно четко помнить события, произошедшие в раннем детстве, а вот факты последних лет, или даже дней, иногда совершенно не запоминаются.

С точки зрения психологии эта интересная особенность объясняются тем, что с происходящими событиями связаны ассоциации – запахи, образы, эмоциональное состояние. И как только в памяти представляется нужная ассоциация, сразу же ясно появляется связанное с ней событие. Вот на таких причинно-следственных связях основана мнемотехника.

Мнемотехника основана на двух психофизиологических принципах:

  1. Человеческий мозг одинаково обрабатывает информацию о реальных и вымышленных образах.
  2. Цепочка ассоциаций в мозге может быть настоящей или выдуманной. Вот такие выдуманные искусственные цепочки и являются сущностью мнемотехники.

Наряду с термином мнемотехника встречается понятие мнемоника. На самом деле эти два термина тесно переплетены. Само слово мнемоника, в переводе с греческого языка, означает «искусство запоминать».

Мнемонические приемы основаны на связи объектов для запоминания с искусственными ассоциациями, образами. А мнемотехника это, так сказать, практическая мнемоника. Ведь она использует естественные процессы мозговой памяти для сохранения и припоминания цепочки зрительных образов.

Виды мнемотехники

Это самое древнейшее направление в истории. Возник этот вид мнемотехники на базе ораторского искусства, для упрощения запоминания длинных речей. Следуя классической мнемонике, информация преображалась в зрительные образы, которые делились на две группы:

  1. образы, в которых шифровалась сама информация;
  2. второстепенные образы для фиксации последовательности.

Память некоторых людей неспособна воспроизводить визуальные образы. Поэтому, постепенно, на основе классического вида, появилась педагогическая мнемотехника — как средство развития памяти.

Педагогическими мнемотехническими приемами владеют школьники и студенты. Сущность заключается в естественном запоминании информации, путем переписывания, заучивания, повторения.

Цирковой вид основан на классической мнемонике, но здесь используется больший круг мнемонических образов. Это могут быть интонации, мимика, жесты, и даже конкретная последовательность слов. Сущность цирковой мнемотехники заключается в искусстве передачи и расшифровки закодированной информации.

Это соревнования профессионалов, специализирующихся на запоминании чисел.

Современная мнемотехника это достаточно емкое понятие. Все методы мнемоники тщательно прорабатываются и объединяются в своеобразную систему, которая направлена на решение узкоспециализированных задач. Таких, как изучение иностранных языков или запоминание значительных объемов точной информации.

Практическое применение мнемотехник обширно. Первое знакомство с мнемоническими приемами происходит еще в детском саду – это мнемотаблицы.

С помощью таких таблиц у малышей развивают логическое мышление, практикуют заучивание стихотворений. Элементарным примером мнемотаблицы служит алгоритм мытье рук – прием – пищи – раздевание — тихий час.

Школьная программа построена на основе классической мнемотехники – это постоянное заучивание, повторение, переписывание. Стихи являются эффективным тренажером для памяти и расширяют словарный запас.

Мнемотехники и способы развития памяти облегчают нашу жизнь и тренируют мозг. Ведь ежедневно, и дома и на работе, нужно запоминать массу точной информации – пароль от электронной почты, пин – код банковской карты, список покупок в магазине.

Ежедневные тренировки приемами мнемотехники, хотя — бы по четверти часа, помогут в короткие сроки выучить иностранный язык. А на его базе, используя как основу, можно в кратчайшие сроки изучить и второй и третий язык.

Как использовать мнемотехнику для лучшего запоминания

Механизм памяти заключается в постоянном пополнении информации через органы слуха и зрения, и одновременном стирании старой информации. Получается, что объем памяти остается неизменным. Если не пользоваться определенной информацией, то она забывается.

Типы памяти:

  • кратковременная – это информация, которая непрерывно подается в мозг с органов зрения и слуха;
  • оперативная – здесь происходит распознавание и фильтрация информации;
  • долговременная – после осмысления информация кодируется и хранится в долговременной памяти.

Советы для эффективного запоминания

  1. Для простого восприятия информацию систематизируют в логичную схему;
  2. Занятия регулярные, с маленькими и равными временными промежутками;
  3. Легко запоминается новая информация, которая связана со знаниями, хранящимися в долговременной памяти.

Книги по развитию памяти

На тему тренировки памяти существует много литературы. Это книги, описывающие обобщенную информацию – что такое мнемотехника и зачем она нужна. Другие авторы дают практические приемы, с помощью которых можно самостоятельно натренировать память. Есть узкоспециализированные издания, предназначенные для людей, изучающих иностранные языки.

Из всей тематической литературы выделяется книга Владимира Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом», которую называют учебником мнемотехники. Автор разработал приемы для запоминания информации и объединил в 5 последовательных этапов.

С каждым этапом сложность упражнений увеличивается. Так, упражнения последнего этапа требуют серьезной концентрации и мастерства. Этот учебник примечателен еще и тем, что содержит пособие для изучения иностранных языков.

Там описанные лучшие приемы для запоминания иностранных слов.

Книга «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» авторов Кристина Лоберга и Майка Байстера описывает интересные мнемотехнические приемы тренировки мозга с помощью чисел. Эти интересные математические методы вырабатывают сосредоточенность и концентрацию, позволяют запоминать и обрабатывать информацию проще, отбрасывать ненужное, чтобы не перегружать мозг.

Из новинок по мнемотехнике ознакомьтесь с книгой  «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике»

Практические приемы мнемотехники

Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.

Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.

Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.

Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку.

Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор.

Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.

Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.

Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».

Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.

Читайте также:  Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия

Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.

Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния.

Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством.

То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.

Онлайн курс Мнемотехника

Новинка от уже полюбившихся всем интеллект тренажеров «Викиум» — онлайн курс «Мнемотехника»

Занимайтесь понемногу каждый день дома, по пути на работу или на учебу и везде, где есть доступ в Интернет.

Получите полезные навыки:

  • Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
  • Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
  • Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
  • Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
  • Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах

В программе курса:

  1. 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
  2. Набор техник для запоминания информации
  3. Тест в начале курса и по завершению
  4. Распланированная программа для развития памяти

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya/mnemotehniki-i-sposoby-razvitiya-pamyati.html

Мнемотехника в упражнениях: запоминаем быстро и со вкусом

Главная страница > Интеллект

Автор: Юрий Окунев

Дата: 20.05.2016

Рубрика: Интеллект, спецстатьи

Мой день

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

Мнемотехника и мнемоника

В статье «Как развивать память» мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Напомню:

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно: • Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА; • КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА; • На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее; • Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми; • Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями; • Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями; • МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.

Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки. • Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА; • Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ; • На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.

Ну, и так далее, до самого конца.

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять». Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

Источник: http://my-day.pro/mnemotekhnika-v-uprazhneniyakh-zapomina/

Мнемотехника: что это, ее суть, приемы, методики и использование

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники.

Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают.

В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника, на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать, а также обсудим некоторые особенности различных приемов.

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.

Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство.

Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания.

А начинать тренировки не поздно в любом возрасте: использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети.

В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник.

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике, оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом.

Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам.

Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Приемы мнемотехники: основы, или Немного теории

Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания.

Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д.

Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты. По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать. Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы.

Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось.

Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания, а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем. Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать.

Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей, ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание.

Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.

Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно. Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени).

Читайте также:  Вербальное общение и невербальное общение

Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник.

Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память, выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже).

Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.

Как работают приемы мнемотехники на практике

Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления: мы представляем образы и придумываем связи между ними.

Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода.

Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.

Пример запоминания числовой информации

Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности. Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам.

Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи).

Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.

Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади.

Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка.

Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.

Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы.

Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.).

Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.

Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ.

Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7).

Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.

Пример запоминания нечисловой информации

Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам).

Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством).

В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга?

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение. Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память).

Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам.

Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память»), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга, в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

Общие советы, как овладеть мнемотехникой

В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.

Как и на чем тренироваться

Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок.

Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко инепринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент.

Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку.

Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее. В качестве упражнений может послужить все, что угодно.

Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете.

Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке: записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой».

Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д.

Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.

Выбор метода

Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания. Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный.

Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия. Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память.

Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.

Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения. Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации.

Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку.

Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.

Выбор образов и связей

Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны.

Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями.

Некоторые предпочитают, чтобысвязанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.

Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться.

Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный, опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики.

Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.

Спокойствие, только спокойствие

Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки.

Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс.

Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.

Не забывайте от повторении

Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок, но что вы не слишком часто это используете.

Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д.

Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.

Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось.

И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась.

Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.

Источник: https://experimental-psychic.ru/mnemotekhnika/

Ссылка на основную публикацию