Логопедические занятия с детьми 2-4 лет

Логопедические упражнения для детей 2 3 лет — развиваем речь ребенка

Ранний детский возраст (2-3 года) – важный этап в развитии речи ребенка.

В это время детей интересует все происходящее вокруг.

Родителям важно всячески поддерживать малыша в его начинаниях, ведь главными проводниками в мир новой информации являются именно взрослые ближайшего окружения.

С чего начать?

Нужно убедиться в том, что ребенок нормально развивается физически, эмоционально.

Существуют условные нормы развития детей (рост, вес, навыки, умения, словарный запас ребенка).

Их следует учитывать, но и зацикливаться в случае несоответствия не стоит.

Лучше обратиться к специалисту, который сопоставит все факторы, влияющие на развитие, и даст профессиональную оценку развития вашего чада.

Особенности логопедии в 2-3 года

Главная задача взрослого при работе с детьми раннего возраста – вызвать звукоподражание в любой форме.

Учитывая психологию детей 2-3-х лет, занятия нужно проводить в виде подвижных игр, разнообразных и не продолжительных по времени.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, заинтересовать его, завоевать доверие, поощрять активность, хвалить.

Это поможет избежать многих психологических проблем, связанных с боязнью речи.

Развитие общего подражания

Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.

Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.

Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.

Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е. лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.

Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).

Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.

Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).

Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

Игры с общим подражанием

  • Делаем зарядку. Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
  • Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
  • Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:

«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!

Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!

А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!

И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»

Сначала движения выполняются медленно, далее быстрее и без участия взрослого.

Речевое подражание

Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.

Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.

Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.

Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить.

Подражание речи проходит несколько ступеней:

  1. Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
  2. Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
  3. Повторение простых слов (баба, деда, пить).
  4. Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»

Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.

Игры с речевым подражанием

Эффективным способом вызывания речевого подражания является использование стихотворных текстов – договаривание слов и фраз путем создания пауз при чтении стихов.

Например:

Очень любят … (обезьяны)

Кушать сладкие … (бананы).

Мы на обезьян … (похожи),

И бананы любим … (тоже).

Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.

Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.

Роль книги

Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.

Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание.

Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, более эмоционально уравновешены и уверены в себе.

Книжный материал для занятий

Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

  • Высокое качество иллюстраций.

Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки.

В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные.

Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.

В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, загадки) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.

Список книг для детей раннего возраста:

1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.

2. Стихи. Популярные авторы:

  • А. Барто (сборник «Игрушки»);
  • К. Чуковский («Сказки»);
  • С. Маршак («Стихи и сказки»);
  • живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
  • необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
  • С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.

3. Сказки российских авторов – В. Сутеев, «Сказки и картинки» (с собственными иллюстрациями автора).

4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).

5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.

Влияние моторики

Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики, т. к. участки мозга, отвечающие за речь и за движение, взаимозависимы и находятся рядом.

На рынке много разных пособий и игрушек для развития мелкой моторики, но, чтобы играть с ребенком, не нужно специальных дорогих игрушек.

На самом деле все необходимое есть в каждом доме – фасоль, макароны, пуговицы, крышечки, баночки и т. д.

Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.

Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).

Веселая тренировка

Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.

Виды подвижных игр:

  • разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
  • лазание, преодоление препятствий;
  • игры с мячом;
  • упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).

Артикуляционная гимнастика при заикании

Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.

Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Примеры упражнений:

  • надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
  • хлопать губами друг о друга (как рыбка);
  • языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
  • надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
  • покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/logopedicheskie-uprazhneniya-dlya-detej-2-3-let.html

Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе.

Задача педагогов и родителей — помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере.

Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время — период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше.

Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт.

Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения  звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи.

В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков.

Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации.

Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании.

 Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование — кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи.

Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику.

 Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект: что это, как развить, игры

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка —  ладони прижаты друг к другу,  пароход — большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ — левого и правого.

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем — обе сразу.

Игры для развития фонематического слуха

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.

Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)

Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома .

Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка.

Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-4-5-let

Логопедические занятия с детьми 3-4 лет

*♥*Принцеска*♥*

Логопедическая грамматика для детей. Новиковская О. А. СКАЧАТЬ 3 книги.

Делюсь книгами для развития речи. Книги эти очень нравятся и мне и сыну. В них черно-белые картинки, поэтому при желании можно распечатать любые страницы. Новиковская О.А. – Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет Новиковская О.А.

– Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет Новиковская О.А.

– Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет СКАЧАТЬ все 3 книги можно тут Если вам хочется иметь эти книги у себя на полке, то купить книги можно в Лабиринте ( сейчас на них хорошая скидка) :…

Читать полностью…Надя

Логопедическая грамматика для детей. Новиковская О. А. СКАЧАТЬ 3 книги.

Делюсь книгами для развития речи. Книги эти очень нравятся и мне и сыну. В них черно-белые картинки, поэтому при желании можно распечатать любые страницы. Новиковская О.А. – Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет Новиковская О.А.

– Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет Новиковская О.А.

– Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет

Читать полностью…развитие детей

Урок 1. Логопедические упражнения

Логопедические занятия для детей 2 – 4 лет Урок 1. Логопедические упражнения. Вашему ребенку почти 3 года, а он все еще молчит? Или начал говорить, говорит много, но “во рту каша”? Как разговорить маленького

Читать полностью…Марина

Книги для мам и малышей (ссылки)

Из сообщества Леди IQ: (ИсточникДетский сад: 1. Книга для рассматривания “Первые книги малыша. Учим новые слова! В детском саду” ( илл. Анна Сьюз)

Читать полностью…

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

ОНР

Я вот иногда пишу о проблемах и затруднениях Арсения, связанных с речью. Захотелось написать как оно всё было, в чём же именно у Арсения затык на сегодня, и в чём прогресс. Больше пишу для себя, там много букв, предупреждаю. =)

Читать полностью…

Мой ребенок не такой, как все

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Ксюша Лекс

Как организовать детские материалы на компьютере

Организация материалов для занятий с детьми – вопрос, который многих родителей интересует.

Читать полностью…развитие детей

Подготовка дошкольников к чтению и письму

1. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные., Использование дошкольником зрительных символов (знаков): – улучшает восприятие звуков речи; – способствует нормализации произношения; – обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза; – совершенствует внимание и память; – повышает готовность к чтению и письму. 2. Ткаченко Т. А., Звуки и знаки. Легко

Читать полностью…Olg@

Букварь и прочее для обучения

1. Букварь авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Год: 1987

Читать полностью…Надежда

Такие разные мнения…

о изучении иностранного языка детками с логопедическими проблемами. 1. Мнение К.Д. Ушинского.

В своей статье «Родное слово» он писал: «Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти….

С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7 или 8 лет (никогда ранее), с другим в 10 и 12». «С детьми, обладающими крайне слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только…

Читать полностью…

Книги для скачивания. Часть 1

Ух сколько классных книг нашла на просторах интернета. Буду обновлять списочек.Под катом много ссылок:- книги для мам и пап;- по развитию речи- по раннему развитию;- творчество

Читать полностью…Екатерина

СЕКРЕТЫ МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми.

Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой.

Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама…

Читать полностью…

Много всего для развития детей (ссылки)

Ссылки на разные сайты, где можно найти огромное количество материалов для развития детей. Все материалы сгруппированы по темам из разных источников, дневников и т.п. Картины художников Картины художников мираПейзажи и виды художников мира Арт-каталог.

Собрание живописи, графики и скульптурыИндекс художников мира по стилям, темам, жанрам, странам 900 Картин самых известных русских художников Логопедия Логопед.ru Полезные материалы для развития речи Логопси: логопедия, дефектология, психологияФизкультминутки Логопедические песенкиКнига Жуковой.

Уроки логопеда Книга Развиваем речь у детей 3-4 лет Аудио сказки Аудио-сказки для детей…

Читать полностью…Ирина

“Глазной” садик- ИДЕТ НАБОР!

Всем здравствуйте! Меня зовут Ирина Беляева, и я являюсь Председателем Совета родителей одного небольшого детского сада. Раньше он был под № 480, а теперь после реорганизации всех образовательных учреждений-Дошкольное подразделение № 4 ГБОУ СОШ №415.

В нашем детском саду работают группы для детей с проблемами по зрению- косоглазие, амблиопия, другие нарушения. Действуют 4 группы: младшая (3-4 года), средняя (4-5), старшая (5-6), подготовительная (6-7).

В детском саду есть специальные кабинеты для работы с нашими детками:- ортоптический (где проходит аппаратное лечение глаз)…

Читать полностью…Nastya

Книги для развития

Автоматическая загрузка при нажатии на ссылку. Описание книг под катом. Файл Развиваем речь (от 6 мес до 3 лет).djvu Файл И так и вот так! (проблемные ситуации).doc Файл Дидактические игры и занятия ( ран. возраст).doc Файл Помогите ребенку заговорить (1.5-3 лет).doc

Читать полностью…Марина Энка

Отличная статья многодетной мамы

Хитрости быта МНОГОДЕТНОЙ (6 детей) матери. Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми.

Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой.

Тогда я даже не…

Читать полностью…LisenokD

Итоги года.

Давно ничего не писала про Колю в сообщество. Отчасти потому, что времени особо нет. Отчасти потому, что как-то все стало идти своим чередом, что и писать особо не знаю о чем.

Но вот итоги года хочу как-то описать, больше для себя (а может кому и польза будет тоже).

Тем более наши занятия официально закончились и мы радостно уходим, практически улетаем, на летний отдых)))) Осторожно, под катом ну оооочень много букв

Читать полностью…Анастасия

Ссылки

Бесплатная электронная библиотека Развитие речи Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет Мнемотаблица для составления описательного рассказа на тему “ОСЕНЬ” артикул гимнастика видео речевая полянкаhttps://vk.com/topic-2756772_26995723 Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить Источник: http://ladyvenus.

ru/articles/domashnii-ochag-deti/detskii-mir/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-kak-raspoznat-otkloneniya-ot форум Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития ТН изучаем цВета и очень много книг с картинками СКАЧАТЬ Материал к ТН Страна мамСобрано большое количество ссылокПесенки ЖелезновыхКарточки для скачиванияСкачать Это может ваш малышэмоции скачатьвсе тренировки с…

Читать полностью…

Мы в майские…

Я так долго ждала вдохновения, чтобы что-то написать… и написала и кучу фоток выложила…

но по чудесной ББ-традиции пост не сохранился((( Теперь ни вдохновения, ни времени(( Жаль Но если вкратце По традиции уехали на дачу, я взяла свой счет на 4 дня и с 3 мая по 10 сидела с детьми на даче) К нам с Украины приехала моя любимая бабушка познакомиться с правнуком, которого она еще не видела))) Я очень-очень рада была ее приезду, надеюсь что у нее будут…

Читать полностью…

Для истории

Я вот иногда пишу о проблемах и затруднениях Арсения, связанных с речью. Захотелось написать как оно всё было, в чём же именно у Арсения затык на сегодня, и в чём прогресс. Больше пишу для себя, там много букв, предупреждаю. =)

Читать полностью…

Общее недоразвитие речи

Если речь не скомпенсирована к 3,5 года, логопед, у которого вы наблюдаетесь, должен дать логопедическое заключение и определить степень общего недоразвития речи. Специалисты выделяют 4 уровня ОНР.

От полного отсутствия речи (или ее минимального уровня развития – не более 30 слов в активном словаре) на I уровне до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на III.

ОНР IV уровня обычно ставится детям, страдавшим нарушением речи в прошлом, но скорректированным. Он свидетельствует об остаточных проблемах с речью с обязательным…

Читать полностью…Анн@

Советую логопед.( бывший уже) сад ЮАО Орехово-Борисово Южное рядом с м.Домодедовская

В нашем саду ( бывший логопедический 1570) 7 апреля в 9.30-11.00 состоится День открытых дверей. Расскажу об этом саде.Это второй сад,куда ходит сын. Единственное,о чем жалею,что не перевела его в этот сад раньше. Сын пошел в 2.2 в обычный сад рядом с домом. Нам повезло с воспитателями,адаптация прошла легко. Но…..

Читать полностью…Инна

Материалы для скачивания+ссылки на сайты

Сделала для себя подборку и перенесла ее в блог, вдруг кому-то пригодится. Здесь собраны сайты, которые мне интересны и полны полезной информации, ссылки на блоги, материалы для скачивания.

А то в один из моментов, я стала захлебываться от ненужных ссылок, огромного количества сайтов, где ничего не найти, выделила для себя интересные и смотрю и скачиваю с них.

Этого и так много))) и удобно теперь, знаю и помню, где можно посмотреть что-то новое. Буду пополнять по возможности и от вас жду…

Читать полностью…Инна

Материалы для скачивания+ссылки на сайты

Сделала для себя подборку и перенесла ее в блог, вдруг кому-то пригодится. Здесь собраны сайты, которые мне интересны и полны полезной информации, ссылки на блоги, материалы для скачивания.

А то в один из моментов, я стала захлебываться от ненужных ссылок, огромного количества сайтов, где ничего не найти, выделила для себя интересные и смотрю и скачиваю с них.

Этого и так много))) и удобно теперь, знаю и помню, где можно посмотреть что-то новое. Буду пополнять по возможности и от вас жду…

Читать полностью…

Педагог -Дефектолог, Москва Подмосковье

Здравствуйте! Мне 32 года. Образование высшее педагогическое – педагог психолог, семейный психолог. Мед книжка есть. Отдельно могу анализы сдать. Прописка Москва. Национальность – Русская( славянская внешность). Речь русская грамотная культурная. Ответственная, порядочная исполнительная. Есть рекомендации.

Работала долгое время в ” Отделении социальной реабилитации” Провожу дефектологические занятия с детьми разных возрастов. Традиционно принято начитать работу, что логопедическую, что дефектологическую – после 3 лет! На самом деле это не правда.

Специалисты Института Коррекционной Педагогики Москвы настоятельно рекомендуют начинать с года. Особенно при…

Читать полностью…ксю

развитие речи ( материалы для скачивания)

сюда буду добавлять ссылки на разные логопедические развивалки, которые можно скачать

Читать полностью…

Акция в детской развивающей комнате! м.ВДНХ

Акция в развивающем центре. Акция летняя.Многодетные семьи – 50 р час ( игровая комната) за 3 – х детей!Семьи с детьми инвалидами – бесплатно!Семьи малообеспеченные – 50 р час!Акция действует для новичков! Для тех, кто до этого к нам не приходил! Исключение – Дети – инвалиды!

Читать полностью…

Клуб “Мать и Дитя”

Дорогие Мамы! хочу пригласить вас на занятия в клуб «Мать и Дитя» мы находимся по адресу: м-н Колычево, ТК «Девичье Поле» 3-й этаж. у нас проходят занятия: • Развивающие групповые занятия(1-3 г.

) •Группу кратковременного пребывания (1-3 года) • Групповые занятия по подготовке к школе (4-6 лет) • Обучающие занятия для мам с детьми • Индивидуальные занятия по подготовке к школе • Групповые занятия по изучению китайского языка • Проведение праздников для детей Так же в Клубе работает Логопед • С…

Читайте также:  Станиславский константин сергеевич: краткая биография

Читать полностью…Инна

Материалы для скачивания +ссылки на сайты

Сделала для себя подборку и перенесла ее в блог, вдруг кому-то пригодится. Здесь собраны сайты, которые мне интересны и полны полезной информации, ссылки на блоги, материалы для скачивания.

А то в один из моментов, я стала захлебываться от ненужных ссылок, огромного количества сайтов, где ничего не найти, выделила для себя интересные и смотрю и скачиваю с них.

Этого и так много))) и удобно теперь, знаю и помню, где можно посмотреть что-то новое. Буду пополнять по возможности и от вас жду…

Читать полностью…Инна

Хвасталка из Лабиринта))

Начали потихоньку готовится к тематической неделе “Весна” (правда у нас снега ужасно много и он каждый день все валит и валит и надежды на весну уже тают((), все же пособия заказала, а также начала обзаводится книгами и пособиями для двухлеток и заменять старые. В этом деле мне помогла новая закупка в Лабиринте: За подробностями под кат

Читать полностью…Елена

Детский клуб-Детский сад “Пятачок” предлагает услуги:

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/logopedicheskie-zanyatiya-s-detmi-3-4-let

Артикуляционная гимнастика для детей 2,5 – 4 лет в стихах

Здравствуйте, дорогие мамы и папы. С Вами Ирина Викторовна Тонконог. Я много лет проработала в дс воспитателем и логопедом, и всегда искала пути для лучшего усвоения детьми различных знаний. Чтобы было и полезно, и весело.

Наши логопедические занятия с младшими дошкольниками большей частью заключаются в играх с язычком, в которых ребенок повторяет несложные движения. Малышам также полезны различные упражнения на развитие мимических мышц лица, в частности щек и губ.

Логопедических  упражнений  для  языка  и губ  существует  немного,  поэтому они  повторяются. Это  необходимо  для  того, чтобы  малыш  их  усвоил  и  делал  чётко. Просто  ребёнку  они преподносятся   по — разному.

Повторяйте  эти  игровые  упражнения  несколько раз. Все упражнения    необходимо  делать перед зеркалом и по показу взрослого. Чем младше ребенок, тем дольше их надо выполнять совместно с малышом. Обязательно  подбадривайте  и  хвалите  свою кроху.

Чтобы Вам и Вашим деткам проще было осваивать материал, я постаралась дать как можно более понятное описание упражнений. А  замечательный художник  Ольга Боронина сделала прекрасные иллюстрации к самым сложным упражнениям.

Мы очень надеемся, что благодаря описаниям и иллюстрациям, Ваши занятия с ребенком станут не только веселыми, но и эффективными. Успехов Вам!

 Комплекс №1

Моет лапки, ротик.

(имитируем движения языком, когда кот лижет лапы и умывает рот, следите, чтобы ребенок именно имитировал их, а не по-настоящему облизывал руки)

Суп лакает языком.

(Наклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски)

Но об том не жалею.

( Разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте)   

Вверх и вниз качаться,

(Открывает рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз. Подбадривайте ребенка, похвалите язычок, попросите покачать его еще раз, потом еще).

На крыльце валяться.

 ( высунуть язык из приоткрытого рта, побуждайте кроху, чтобы кончик язычка был острым, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу)

Раз, два, три, четыре, пять!

  ( рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам)

«Цок, цок, цок!» — стучат копыца

(цокаем языком присасывая его кверху)

За забором спать ложиться.

( спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»)

Комплекс №2

«Болтунишка язычок»

1.Где твой болтушка язычок?

Ну-ка покажи его дружок!

(слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)

  1. Пусть он на крылечке посидит,

(положить расслабленный язык на нижнюю губу)

Пусть по сторонам он поглядит.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

  1. Кто там распевает в вышине?

Любопытно стало язычку и мне.

Тянемся высоко-высоко…

Но не разглядели никого.

          (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу)

4.Что-то под ногами прошуршало

Посмотрели вниз – нет, убежала

Это, верно, серенькая мышка,

Не успели разглядеть малышку.

(опустить язычок как можно дальше вниз)

  1. Ну, а это важный кот шагает,

Влево – вправо хвостиком виляет.

Мы с тобой подразнимся немножко

Язычок вильнет, как хвостик кошки.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

  1. Вечер. В небе звезды загораются Носик-язычок вверх поднимается,

Чтобы любоваться звезд мерцанием

Что ж, спокойной ночи, до свидания.

 (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы.)

Комплекс №3

«Вот какой наш язычок».

По волнам она плывет,

У нее огромный рот.  Вот такой!

( Широко  улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)

Он нектар цветочный пьет

Тонким, длинным хоботком. Вот таким!

(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)

Длинный хвост и голова,

Вынет, спрячет язычок…    Вот так!

( рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)

Травку, ветки он грызет,

Носик морщит он смешно.

Получилось? То-то, вот!

( морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы,

но зубы сомкнуты)

Дом прилежно стережет,

Вертит весело хвостом.

Как? Покажем язычком! Смотри!

( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык  быстро движется  вправо – влево)

Комплекс №4

Здравствуй язычок.

День такой прекрасный

Открывай свое окошко.

Просыпайся понемножку.

(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)

Чтоб было все в порядке:

По –тя- ну – лись,

На – кло – ни – лись,

Влево – вправо по — вер- ну – лись

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

Побежим на завтрак мы…

( несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)

Очень вкусные они

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Мы макаем их в варенье,

Не блины, а объедение!

(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)

  1. Хочешь, в прятки поиграем?

Мы сначала убегаем…

Язычок в рот убираем,

А потом в окошко – скок

Покажем остренький носок.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

В домишке тихо посидит

Снова выглянет в окошко,

( повторяйте предыдущие движения)

  1. И свернется словно кошка,

На крылечке.

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Вот какой,

язычок мой озорной!

(широко улыбнуться себе в зеркале)

Комплекс № 5

Веселая гимнастика для язычка.

Повторите с язычком наши упражнения,

Перед зеркалом садись, повторяй движения.

Ротик – дверь откроем,

( открыть рот, губы округлые)

Зубки все помоем

( несколько раз провести языком по верхним,

а потом по нижним зубам)

Крылечко чисто подметем

( провести языком по нижней губе, слева – направо и обратно)

Ляжем отдохнуть потом.

( рот открыт, круглый, расслабленный язык лежит на нижней губе)

В доме часики идут:

«Тики-таки, тики – тук».

И язык наш с ними в такт:

«Тики-так да тики – так»

( рот приоткрыт в улыбке, язык двигается слева – направо, и обратно)

А теперь за стол садимся

И вареньем угостимся.

( имитируются движения, слизывания варенья с блюдца)

Рот испачкан, посмотри,

губы язычком  протри!

(круговым движением облизать губы)

Вечер. Солнце закатилось.

Ротик – дверка затворилась.

Спит тихонько язычок,

Ну, и ты, дружок, молчок!

Комплекс №6

Машин язычок.

Язычок у Маши жил ( в данной строчке называйте имя своего ребенка)

Поиграть он с ней любил.

Язычок гулять идет.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. Смотрит влево, вправо он:

Что –то там со всех сторон?

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

Вверх и вниз качается

Маша смотрит в зеркальце

Тоже удивляется.

( Язычок  опускаем вниз, к подбородку, затем поднимаем к верхней,

рот круглый- 10 – 15 сек)

      (Улыбнитесь  и покажите  сжатые  зубки, ровно и покажите  сжатые  зубки, ровно стоящие  друг  на друге).

Стал их язычок считать

Сверху много, снизу много –

Снова посчитать готов он.

(Языком провести по верхним зубам слева – направо и обратно, 10-15 сек).

(Рот приоткрыт, расслабленый круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Быстро-быстро убежит.

( Спрятать язык и закрыть ротик).

Занимательные упражнения на развитие дыхания

Комплекс № 7

«Ах, как вкусно!»

И усы все облизала. Ах, как вкусно!

(Языком показываем как лакает киска. Если малыш затрудняется выполнить это движение, налейте ему на блюдце каплю молока или того, что он любит. Затем движение меняется: предложите малышу облизать свои губы, как киска облизывает ротик)

Есть варенье со стола,

Длинным, тонким хоботком. Ах, как вкусно!

( высунуть вперед и удерживать 5-10 секунд язык)

Языком поймала мушку. Ах, как вкусно!

(Ротик улыбается, ведь у лягушки рот широкий. Должны быть видны сжатые зубы. Приоткрываем рот, вытягиваем  как можно дальше вперед язычок, а потом вновь его прячем за зубы)

Лижет сладкий леденец. Ах, как вкусно!

( имитируем движение языка, будто облизываем леденец. можно дать малышу настоящую конфетку)

и повыше, и пониже!

(Облизать сначала верхние, а потом нижние зубы).

Комплекс № 8

Сказка про язычок.

1.Сказку я тебе дружок

расскажу про язычок.

Жил он в ротике- домишке

Шалунишка и плутишка.

( несколько раз обвести пальцем губы, легко их массируя; сначала это может делать взрослый, а потом сам малыш)

2.Утром рано он вставал,

Домик ротик открывал

( открыть рот, сделать его круглым, как бы произнося звук «А)

3.И смотрел по сторонам:

Кто есть тут,

А кто есть там?

( высунуть острый язычок и повернуть его сначала влево, касаясь уголка губ, потом вправо)

4.Тут гуляет Машка – кошка  «мяу!»,

(язычок снова повернуть влево, ) 

5.Там Барбос глядит в окошко «Гав – гав!»

(язычок двигается вправо)

6.Тут коза жует траву «Ме – ме!»

Там бычок ревет(Му-му!)

(язычок соответственно словам двигается влево и вправо)

  1. Всем помашет он: «Привет!»

«Здравствуй!» — слышит он в ответ.

(язычком 3-4 раза двигаем вверх — вниз)

8.Язычок наш в дом идет,

И блины себе печет (Вот такие! )

( расслабленный мягкий язык кладем на нижнюю губу, округлый рот открыт)

Рот умоет

( облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю)

Отправляется гулять,

На лошадке поскакать.

( цокаем язычком — присасываем его к небу о отпускаем)

В домике своем запрется

Спать ложиться до утра

Отдохнуть и нам пора.

( ротик закрыть, глубоко вдохнуть и выдохнуть)

Комплекс № 9

ПОГУЛЯЕМ!

1.Смотрит солнышко в окно

Нам гулять пора давно.

( приоткрыть рот, сделать его круглым окошечком)

2.Позовем и язычок –

Выходи-ка к нам,  дружок!

( высунуть язык вперед, кончик языка острый)

3.На крылечки полежи,

Свою спинку покажи.

( рот открыт, губы округлые, мягкий язычок лежит на нижней губе, если язык беспокойный, напряжен, пошлепайте по нему верхней губой, приговаривая «бя-бя-бя-бя»).

4.Отдохнул он, полежал,

Влево — вправо побежал.

(рот в улыбке, язык движется от одного уголка губ к другому)

5.Бегал, бегал – утомился!

На крылечке развалился…

(язык спокойно  лежит на нижней губе, как в позиции 3)

6.А потом давай скакать

Вниз да вверх, да вниз опять.

(Рот открыт широким окошечком, язык опускается к подбородку, затем поднимается к верхней губе или зубам)

7.Нагулялись, наигрались,

По домам все разбежались.

( спрятать язычок и закрыть рот)

Комплекс № 10

«Язычок наш не скучай»

1.Язычок наш заскучал,

в дверку –ротик постучал:

(Губы сомкнуты, щеки слегка надуты)

2.Тук, тук – гулять пустите,

Дверку-ротик отворите.

(Толкнуться языком сначала в одну щеку, потом в другую)

влево,вправо погляжу.

(Рот в улыбке, зубы раздвинуты, качаем языком влево-вправо)

4.Цок, цок, цок – кто это мчится?

Лошадь- звонкие копытца!

(Попросить малыша поцокать, показать, как у лошади стучат копытца)

  1. Пинь-пинь-пинь! Кто там поет?

Носик вверх язык загнет,

На ветвях сидит синичка,

песню распевает птичка.

(Рот полуоткрыт в улыбке, язык поднимается к верхней губе, если  получается, то к носу, и удерживается так некоторое время)

  1. Буль –буль-буль – чей голосок?

Вниз посмотрим – ручеек!

( Рот в том же положении, язык опускаем вниз, касаясь подбородка)

вниз на водицу!

( несколько раз, покачиваем языком вверх- вниз, слова также повторяются 4-5 раз)

и немножечко устали,

Язычок ушел поспать

Мы тоже будем отдыхать.

(прячем язычок, закрываем ротик)

Вот такие вот у нас веселые комплексы артикуляционной гимнастики. А еще у нас  в детском саду есть комплексы пальчиковых игр для малышей 3-5 лет. Посмотрите, это тоже очень интересно!

Источник: http://detochki-doma.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detey-2-5-4-let-v-stihah/

Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

Теги: Логопедия, Развивайка, Развитие речи

Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?

Скачать логопедические занятия в PDF

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет.

А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной.

Читайте также:  Ораторская речь: примеры публичных выступлений известных людей

И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями.  Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию.  Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему.

Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь.

Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности.

Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Скачать материалы в PDF

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

  1. «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Солнце поднимается –

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Солнышко садится –

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  2. «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок – ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  3. «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы – это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

    Дальше полетели.

  4. «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

  5. «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

  6. «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий.

Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас.

Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Скачать материалы в PDF

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены.

Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут.

В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

  1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
  4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
  5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
  6. «Часики – тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» – поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
  10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

  1. «Ушки-слушки» – игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
  2. «Где звенит?» – упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
  3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
  4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
  5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу) 

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать здесь.

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

  1. Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

  2. Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

  3. Шесть мышат в камышах шуршат.

  4. Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

  5. Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме».

И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком.

И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена. 

← Развитие словарного запаса у детейРечевые нарушения →

Источник: https://jliza.ru/logopedicheskie-zanyatiya.html

Ссылка на основную публикацию