Как развить память и внимание у ребенка 5-12 лет

Как улучшить память у ребенка

Как только ребенок идет в школу, родители неминуемо сталкиваются с ситуациями, когда чадо становится рассеянным, отрешенным. И даже если с вечера всей семьей учили стихи, заданные учителем, то утром он едва может вспомнить пару строк.

Оглавление:

В полный рост перед семейством встает вопрос — как улучшиться память ребенка и как отличить проблемы с памятью от других проблем, преимущественно психологического плана, и банальной лени.

В этой статье мы расскажем, как проверить память ребенка и как ему помочь ее улучшить.

Особенности возраста

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет.

Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей — родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными.

Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.

Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.

Проводим тесты

Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:

  • Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.

Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов и какие из них он запомнил сразу.

Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).

Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.

  • Тест Смирницкой. Этот тест позволит оценить состояние зрительной памяти, важной для учебы. Положите перед ребенком 10 картинок с самыми разными предметами (мяч, земляника, воздушный шар и т. д.), дайте ему две минутки, чтобы внимательно посмотреть на весь ряд, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 или даже три карточки. Попросите чадо ответить, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки чадо затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют — это довольно тревожный признак.
  • Тест на проверку долговременной памяти. Для проведения исследования можно использовать те же карточки с изображениями знакомых ребенку предметов. Положите их в ряд, а потом показывайте по одной и называйте, что там изображено. Потом карточки убирают и просят ребенка перечислить все 10 слов, которые прозвучали. Затем вернитесь к этому через полтора часа и попросите вспомнить, что было изображено на карточках и какие слова вы называли. Результат оценивают так: в норме ребенок запоминает при первом просмотре и прослушивании до 7 слов. После того, как пройдет час-полтора, он должен помнить не менее 5-6 из них.

Как улучшить память?

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Возьмите за правило каждый день спрашивать, как его дела.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.

Эффективные упражнения и игры

  • «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, даже за семейным ужином или по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я ездила в Африку и видела там слона!». Задача ребенка повторить названием вашего животного и добавить нового («Я ездил в Африку и видел там слона и мартышку!». Вы или третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя (« Я ездил в Африку и видел там слона, мартышку и страуса»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки будетслов.
  • «Сыщик Шерлок Холмс». В эту игру можно поиграть во время прогулки, по дороге куда-нибудь и даже на собственной кухне. Назовите предмет, который находится в поле вашего зрения квадратной формы (коробка для крупы). Ребенок похватывает «эстафету» и называет второй квадратный предмет на вашей кухне (рамка для фотографии). Потом ваша очередь, а потом — снова слово ребенку. Как только вы вместе переберете все квадратные предметы в помещении, попросите чадо закрыть глаза и спрячьте один из них. Задача ребенка — найти пропажу.
  • «Большая разница». Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно ( такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например), найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.
  • «На что это похоже?». Цель этого упражнения — научить ребенка запоминать при помощи ассоциаций. Назовите ему незнакомое слово, например, «электорат». Попросите подумать, что оно может означать, пусть сын или дочь назовут все свои ассоциации, и только потом, расскажите, что на самом деле это люди, которые идут на выборы. Чем больше ассоциаций придумает ребенок, тем вероятнее, что через 2-3 дня он сам расскажет правильное значение сложного слова.

Советы

Не заставляйте ребенка заниматься развивающими упражнениями насильно — это вызовет стойкое отторжение со стороны чада. Лучше, если ребенок будет относиться к этому как к игре.

Следите, чтобы длительность занятий не превышаламинут.

Младшие школьники быстро устают, и это следует учитывать.

Добавьте в рацион чада продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.

Подробнее о том, как развивать память ребенкка 7-8 лет вы узнаете из следующего видео.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Источник: http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/pamyat-7-let/

10 простых способов улучшить память ребенка

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течениесекунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.

Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию.

Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте.

Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Читайте также:  Речевое дыхание: особенности развития, методики, игры

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится.

А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано econet.ru

Источник: http://zongmotors.ru/kak-uluchshit-pamjat-u-rebenka/

Как улучшить память ребенка: специальные упражнения

Лилия Илюшина

Вопрос «Как улучшить память ребенка?» интересует многих родителей. Особенно остро он встает с поступлением малыша в школу, где требуется запоминать большие объемы информации.

Феноменальной слуховой памятьюобладал Вольфганг Амадей Моцарт. 14-летним подростком он как-то оказался в соборе Святого Петра в Риме, где звучала прекрасная органная музыка, ноты которой держались в тайне. Придя домой, юный музыкант записал услышанное им произведение по памяти. И как позже выяснилось, не сделал ни единой ошибки!

Потренируйтесь со своим ребенком

«10 слов»

Зачитайте ребенку список, например: утро, корова, летчик, лыжи, трамвай, река, картина, кольцо, садовник, карандаш. А затем попросите его повторить. Если дошкольник 6-7 лет в состоянии воспроизвести 5–6 слов – это замечательный показатель кратковременной памяти.

Напомните ему те слова, которые он забыл. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребенок без подсказки вспомнит все, что он называл. Долговременная память считается очень хорошей, если малыш вспомнил хотя бы 7–8 слов.

«Повтори звуки»

Предложите ребенку закрыть глаза и не открывать их в течение минуты.

Ваша задача – издать ряд звуков: пошуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощелкать пальцами, позвенеть в колокольчик… Попросите ребенка повторить изданные вами звуки в той последовательности, в которой он их услышал.

Зрительная память французского художника Гюстава Доре была  удивительна – живописец мог без труда написать точную копию картины, виденной им всего раз.

Этот вид памяти напрямую зависит от нашей наблюдательности и способности к концентрации внимания. Развить столь ценные качества также помогут специальные упражнения.
«10 картинок»

Возьмите 10 изображений различных предметов. Пусть ребенок рассмотрит их, а спустя 30 секунд назовет то, что удалось запомнить. 6–7 картинок из 10 – прекрасный результат для 6–7-летнего возраста.

Затем покажите те картинки, о которых он забыл. А через час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях долговременной памяти можно говорить, если названо 7 и более картинок.

«Найди 10 отличий»

Хорошие результаты могут принести регулярно выполняемые задания из серии «Что изменилось на картинке?», «Найди два одинаковых предмета» и пр. Их без труда можно отыскать в развивающих книжках и детских журналах.


Тактильная память

Она особенно развита у потерявших зрение. Но ее можно и нужно тренировать всем. Мы запоминаем ощущения, которые испытываем, прикасаясь к чему-либо.

Возьмите несколько предметов с различной поверхностью – деревянные и металлические, теплые и холодные, гладкие и шершавые. Предложите малышу закрыть глаза, потрогать их, а затем пусть он попытается угадать, что у него в руках.

Приемы мнемотехники: вспомнить всё…

Чудесные превращения

Помните мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов – доброго и злого? Мнемотехнический прием, о котором пойдет речь, основан на том же принципе. Назовите первое слово и попросите ребенка во что-то мысленно его «превратить».

У предмета или существа могут отрастать уши, лапы, хвост… В своем воображении малышу разрешено всячески изменять его форму, размер, цвет, совсем как если бы из большого комка пластилина он поочередно создавал разные фигурки. Например, первое слово «карандаш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким.

Затем скручивается, сворачивается – и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти иголки. Клубочек оживает и превращается в ежика.

В зависимости от возраста можно совершать от 10 до 20 чудесных превращений, после чего юному волшебнику предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ежик и т. д. Если с легкостью названы все, надо усложнить задачу – следующую цепочку сделать длиннее на 3–4 элемента.

Метод Цицерона, или Всему свое место

Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необходимо запомнить, в хорошо знакомом пространстве – например, в собственной комнате.

Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апельсин, ложка. И объясните, как все вышеперечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти:

«Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ковер, висящий на стене.

Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы уменьшим его до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике.

Огромную конфету в ярком фантике мы «разместим» на балконе – она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру».

В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой).


Сочиняем рассказ

Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов – придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль.

Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены: кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин.

Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе».

Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребенок воспроизведет все заданные слова.

Статья для написана для журнала «АВС — гид»: http://www.abc-gid.ru/

Источник: http://sova-golova.ru/?p=912

У ребенка плохая память: что делать?

Иногда бывает так, что просишь ребенка что-то выполнить, а он игнорирует просьбу. Не нужно ругать или считать его невнимательным растяпой, обвинять в непослушании. Дело может быть совсем в другом: у ребенка проблемы с памятью. Большая часть малышей запоминает новую информацию, как губка. Но бывают ситуации, что воспроизвести то, что они увидели или услышали, они не могут.

Если такая проблема появляется в раннем возрасте, то есть большая доля вероятности, что она только увеличится к школьным годам. В школе такие дети сразу же становятся отстающими, так как программа ими плохо запоминается. Именно поэтому уделять время этому вопросу стоит, как только она проявилась, и научиться развивать память ребенку с раннего возраста.

Загруженность, как влияние на плохую память

Для начала надо проанализировать его загруженность. Надо учитывать, что уроки, различные занятия спортом и танцами, просмотр телевизора, книги — все это приводит к переутомлению.

Следует задумываться, какое количество времени он проводит на улице, дышит воздухом, качественно ли питается, достаточно ли времени спит и правильно ли составлен режим его дня и недели.

Ребенок устает за день не меньше, чем взрослый здоровый человек.

Если у ребенка нарушения в дневном рационе, недосыпания, чрезмерные трудовые, спортивные и моральные нагрузки, то восстановление сил за время сна ночью может и не произойти. Важно помнить, что разрешить эту проблему не так уж сложно: стоит просто нормализовать режим дня малыша, и проконтролировать ситуацию.

В особо запущенных случаях, естественно, не обойдется без медицинских консультаций, чтоб не ухудшать случившуюся проблему. Иногда школьные промахи зависят от слабо натренированной памяти.

Эта проблема разрешима, при условии, что мама и папа уделят достаточно внимания своему ребенку, относясь к неуспеваемости с пониманием, без спешки, нервов и раздражений, улучшая развитие детской памяти.

Если малыш тяжело может высказать собственную мысль, старается рассказать о ситуации, но слов для этого у него не достаточно, перепрыгивает от одной мысли к другой и не может досказать концовку, при этом речь ребенка недостаточно развитая на его возраст — это симптомы проблем с памятью.

Стоит пересмотреть все причины по очереди. Загруженный день — «разгрузить». Обязательно в расписании предоставить место для уличной прогулки, отдыха. Следует отсеять все лишние секции и кружки, возможно, перегружающие его.

Конечно, каждый родитель мечтает о разносторонности собственного чада, но при данной проблеме, следует отметить, что здоровье значительно дороже.

Как определить, если ли нарушения в памяти?

Следует обязательно убедиться, что причина не в недосыпании. Если ребенок до поздней ночи играет в компьютерные игры или занимается просмотром телевизора, память может быть проблемной. Обязательно нужно просчитать, какое количество времени в сутках уходит у ребенка на сон. Он должен быть не меньше 10-ти часов. Именно этот сон для ребенка является неполноценным.

Качество детской памяти зависит не только от сна и тренировок. Не стоит забывать о факте индивидуальности каждого из людей. Но, несмотря на это, развитие памяти ребенка — вещь вполне реальная. Опытные квалифицированные специалисты могут посоветовать и расписать специальный комплекс индивидуальных упражнений и занятий по развитию памяти.

Подобные задания выполняются ребенком дома под контролем родителей.

Чтоб разобраться, на самом ли деле ребенок плохо запоминает информацию, 2-е ученых Сюзан Газеркоул и Трэйси Алауей предоставили список проблем у ребенка с нарушениями в памяти:

  1. Ребенок имеет проблемы в социальных отношениях с детьми.
  2. С трудом отвечает на прямые вопросы.
  3. Не может вести себя в соответствии с инструкциями.
  4. Не в состоянии выполнять поставленные задания.
  5. Невнимателен.
  6. Не может выполнить задание по переработке и сохранении информации.
  7. Плохая память у ребенка в 4 года.

Плохая память у ребенка в 4 года

В 4 года частым показателем плохой памяти становится невозможность выучить короткий детский стих из простых слов.

Что советуют делать эксперты? Проблемой развития памяти должны заниматься специалисты по психологии. Специалист-психолог из детского сада ребенка или его секции  проведет консультацию.

Для начала родители должны и сами понять, какая именно проблема у их малыша. Память делится на:

  • зрительную;
  • моторную;
  • слуховую.

Упражнения для улучшения памяти в 4-летнем возрасте

Какая из них является недостаточно развитой? В состоянии ли малыш запоминать условия игры, сможет ли пересказать простейшую сказку, может ли понять, что такое рифма и прочувствовать ее, для того, чтоб более легко учить стихи. Если у ребенка отсутствует чувство рифмы следует:

  • с помощью ритмичного постукивания вместе с ребенком разучить определенные сигналы, такие как «два коротких один длинный» и т.д.;
  • придумывать вместе с ребенком слова и фразы с похожими окончаниями. К примеру: ребенок — котенок, кошка — дорожка;
  • проговаривать вместе короткие стихотворения, и чтоб малыш сам произносил слово в конце по рифме : «наша Таня громко плачет, уронила в речку…….. мячик», «тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке …….. мяч».

Методика улучшения слуховой памяти

Если малыш не может запомнить тексты, упражнения, правила и инструкции — это проблемы в слуховой памяти. Что делать в этом случае:

  1. Во время заучивания стихотворений, следует опираться на зрительные и моторные стимуляторы. При прочтении стиха или сказки следует обращать внимание ребенка на изображения героев или происходящих в сюжете действий. Дополнять картинку жестами или определенными движениями. При этом изучение стихотворения станет очень эмоциональным. Если в пересказе стихотворения или сказки, малыш забудет определенную строчку, то заученные жесты или картинки станут подсказками для продолжения повествования.
  2. Следует увеличивать число слов в памяти малыша. Чтоб это сделать, нужно частое повторение удлиняющих фраз и словосочетаний. К примеру, таких:
  • я пошел;
  • я пошел в магазин;
  • я пошел в магазин игрушек;
  • я собрался и пошел в магазин игрушек;
  • я собрался и быстро пошел в магазин игрушек; и тому подобное.

Методика улучшения зрительной памяти

Для того, чтоб улучшить зрительную память, следует вместе с малышом внимательно рассмотреть иллюстрацию из сказки, обсудить ее детали, обратить внимание на мелочи, рассказать сюжет, происходящий на картинке, и дать ему задания попытаться по памяти повторить рисунок, прибегая в случае заминки к устным подсказкам.

Если существуют проблемы и в слуховой, и в зрительной, и в моторной памяти, нужно уделять внимание всем этим направлениям одновременно, и подходить к проблеме, как комплексу. Консультация у психолога может подсказать определенные методы и пособия, способные помочь развитию ребенка с проблемной памятью.

Плохая память у ребенка 6 лет

Чтобы понять причины плохой памяти у 6-летнего малыша, следует пройти с ним несколько простых упражнений-тестов, определяющих причину проблемы. Дети воспринимают такой способ, как игру, а взрослым будет повод задуматься над результатами. Следует проверить общую память будущего школьника.

Для этого можно начать с простых вопросов о том, как он провел день, вечер, где был во время летних каникул, что видел в зоопарке, какие сказки слышал и какие в них герои? Родители должны знать ответы на вопросы, чтоб контролировать правильность ответа.

Чаще всего дети отвечают на такого рода опросы.

Те, кто не в состоянии припомнить происходящие недавно с ними события, и имеют провалы в памяти, скорее всего проблемой является недостаточная активность головного мозга.

Упражнения для зрительно-предметной памяти

Для проверки зрительно-предметной памяти в 6-летнем возрасте можно использовать карточки с рисунками предметов или животных, людей. К примеру: собаки, автомобиля, дерева, мальчика, девочки, сумки, дома. Малыш должен внимательно их разглядеть и постараться запомнить.

После этого он отворачивается, а маме нужно спрятать одну из иллюстраций. Малыш должен повернуться и вспомнить, какой именно картинки не стало на столе. Если подобные упражнения малыш выполняет с 1-й или даже со 2-й попытки, то его зрительная память находится в норме.

Более сложное задание — это запоминание порядка, в котором лежат карточки. После того, как ребенок закроет глазки, картинки нужно перемешать. Затем ребенок должен восстановить порядок картинок.

Малыши 6-лет без нарушений в памяти выполнят это задание без труда.

Если подобные тесты не получают положительных результатов, это говорит о: плохом уровне памяти; проблемах во внимании произвольном и непроизвольном.

Плохая память у ребенка 8 лет

Плохую память 8-летнего ребенка также можно тренировать определенными играми. К примеру, детям такого возраста интересна и полезна игра «Фотограф».

Ребенку показывают несколько красивых картинок с детским сюжетом и дают время на то, чтоб он мог внимательно рассмотреть их и запомнить, что на них изображено.

Затем картинки переворачиваются и он должен по очереди описать каждую из них по памяти, подробно раскрывая сюжеты, в каких цветах выполнено изображение и т.д. За успехи ребенка всегда нужно хвалить, не стоит забывать об этом.

Упражнения для развития памяти в 8-летнем возрасте

Удачным упражнением для памяти 8-леток является схематичные рисунки прочитанного. После прочтения определенного текста ребенок должен набросками нарисовать то, о чем было в книге. После этого все должно происходить наоборот. Опираясь на нарисованные наброски, малыш должен пересказать текст.

К эффективным для памяти играм для детей такого возраста относится забава «Покажи сказку жестами». Это выглядит очень смешно и дети с удовольствием показывают сказочных героев и что они в сказке делали. Вместе с этим прочитанное и показанное прекрасно запоминается.

Плохая память у ребенка 10 лет

Для того, чтоб развивать плохую память у десятилетнего ребенка, важно помнить о том, что с ним надо больше и чаще общаться.

Расспрашивать о том, что происходило в школе, на уроке, на перемене, задавать вопросы о различных мелочах, при этом не перебивать, даже если ребенок запинается и слушать его речь до самого конца. Подобные вопросы-ответы активизируют головной мозг, заставляя включаться в работу те его участки, которые отвечают за память.

Чем более детальный будет опрос, тем лучше это для тренировки памяти. Постарайтесь заинтересовать его учить ежедневно наизусть хотя бы по одному четверостишью его любимого автора или песни.

Задания, развивающие память ребенка в 10-летнем возрасте

Полезным будут изучения иностранных фраз, к примеру, известных цитат или также текстов песен. Желательно пытаться развивать память ассоциациями, т.е.

играть в вопросы подобного плана: мама готовит кушать и из кухни запах чего? Мяса или жареной картошки, а может быть борща? На улице увидели улетающих птиц? Что следует после этого и какие ассоциации вызывает это событие? Если ребенок научиться мыслить образами, то стихи он тоже сможет заучивать гораздо легче.

Строки легче запомнятся, если ребенок поймет, о чем говорит, и представит это в своем воображении. При появляющихся в голове картинках стих запомнить получиться быстрее.

Можно обратить внимание ребенка на расположение четверостиший на странице учебника и попросить мысленно «сфотографировать» текст.

Воспоминания о расположении текста и о том, какие иллюстрации находятся рядом с ним, также позволяют запомнить сами строки.

Бесспорно, процесс развития детской памяти длительное и трудоемкое занятие, где для достижения цели понадобятся время, терпение и систематичность.

Чем раньше родители приступят к разрешению этой проблемы, тем легче ребенку будет в школе. Если пустить подобные отклонения на самотек, малыш в будущем может столкнуться с проблемами, в которых виновата будет невнимательность мамы и папы.

Как развить память у детей?

Для развития памяти малышей от 2-х до 6-ти лет подойдет игра «Коробочка». Коробочка составлена из нескольких маленьких коробок, стоящих парами, и склеенных друг с другом.

Их число постепенно нужно увеличивать, (если ребенку около 6-ти лет, то число их может быть около 12-ти штук). В одну коробочку кладут игрушку, причем ребенок видит в какую.

Затем «Коробочку» закрывают, к примеру, тканью, и после этого малыш должен отыскать игрушку, вспомнив, в какой именно коробочке она была спрятана.

В возрасте 3-6-ти лет эту игру можно усложнять, спрятав в коробочки несколько предметов. Можно использовать коробки из-под спичек, склеенные по несколько штук рядом в виде башен. Чем больше предметов спрятано, тем сложнее становится задание. Прежде, чем открыть коробок, малыш должен описать что в нем и какого цвета.

Полезные упражнения, тренирующие память

Для детей 4-х лет подойдет игра в «Волшебный мешок».
Для этого в небольшой мешочек складываются разнообразные предметы: нитки, спички, игрушка, пуговица, карандаш, кукла, машинка и т.д. Наощупь ребенок должен определить, кто именно спрятан в мешке, описать цвет, предназначение, рассказать где дома хранится этот предмет.

Более взрослые дети, от 6 до 10 лет, развивают свою память, обучаясь завязыванию морских узлов, поэтому следует обратить внимание на «кружки» с подобным направлением. Это занятие способствует запоминанию и улучшению мозговой деятельности.

Также прекрасным «тренажером» для их памяти может стать игра в «Слова-пары». Нужно придумать связанные между собой по смыслу слова, к примеру: рука — пальцы, глаза — ресницы, собака — ошейник, кошка — молоко, и т.д.

Сначала ребенку зачитываются все пары. Через несколько минут повторять нужно, только первое слово из словосочетаний, а ребенок должен вспомнить второе.

Желательно вспоминать вторые слова минут через 30, после того, как ребенок успел отвлечься на что-либо другое.

Упражнение для детей, улучшающее зрительную и слуховую память

Хорошим упражнением для детской памяти любого возраста является подобное тестирование — следует прочесть ребенку сказку «Мудрая сорока»: Сороке захотелось воды. На улице у дома была ваза с водой, но вода в ней была лишь на донышке. И сорока никак не могла дотянуться до воды.

Она решила набросать в вазу камней, для того, чтоб вода стала выше и она смогла напиться. После того, как ребенок прослушает повествование, следует попросить его пересказать все то, что он услышал.

Можно дать задание нарисовать иллюстрацию о том, что было услышано или написать своими словами в тетради.

Если все задания выполнены — все отлично. Если проскакивали ошибки и затруднения, это значит: уровень памяти низкий; фонематический слух низкий; низкий уровень мышления образами; слабое развитие речи.

Может быть такое, что общая и зрительно-предметная память окажутся в норме, а слухо-речевые задания выполнены с ошибками.

В таком варианте, основная проблема заключается в слуховом восприятии или слабом уровне внимания.

Ребенок отстает в школе, очень плохая память: Отзывы читательниц

Анжелика Вертепная, 36 лет ( г. Москва). Интересная статья, почерпнула много упражнений. Сыну 7 лет и со стихами у нас проблема. Отстает в школе именно из-за проблем с памятью. Сложно запоминает таблицу умножения. Буду пользоваться данными советами, надеюсь, что это поможет.

Инна Маркова, 32 года (г. Калининград).

Огромное спасибо! Обязательно буду использовать подобную методику, ведь с памятью у дочери настоящая беда. В школе она очень отстала от сверстников, так как совсем не может запомнить того, что устно рассказывает учитель на занятиях. Даже не думала, что с помощью игр можно улучшать и развивать память.

Думала, что такая уж у нас она невнимательная, а, оказывается, что проблема в том, что я не знала, как нужно заниматься с дочерью.

Ирина Степаненко, 33 года (г. Таганрог). Внимательно прочла и полностью согласна. С помощью подобных игр и упражнений смогла улучшить оценки своего сына.

С 1-го класса ребенок очень отставал в школе из-за плохой памяти. Но мы вовремя спохватились.

Действительно, уделяя ежедневно хотя бы по пол часа подобным тестам и заданиям, уже через месяц улучшатся показатели ваших детей, а в дневник с оценками смотреть будет гораздо приятнее.

Ольга Солдатко, 41 год (г. Радужный). Полный бред. Ничем эти тесты не помогут. Ребенок с плохой памятью должен быть показан психологу или логопеду, если он не может пересказать текст или выразить свои мысли словами. Если он отстает в школе, ему нужны репетиторы.

Антон Горянский, 44 года (г. Севастополь). С интересом прочли статью вместе с супругой и задумались над оценками собственного сына. Ведь действительно низкая успеваемость нашего ребенка кроется исключительно в плохой запоминаемости материала. Он стал отстающим именно из-за слабой памяти.  Благодарны авторам, будем заниматься ребенком с помощью ваших упражнений.

Кира Сидорчук, 30 лет (г. Тюмень). Спасибо большое за хорошие советы. Ребенку 8 лет, в этом году в школу, а с памятью прямо беда.

В школе с 1-го класса на последнем месте и никак не можем выкарабкаться. Заметила, что очень плохо запоминает пройденный на уроке материал. Буду пробовать играть в описанные здесь игры с ним и заниматься почаще.

Благодарю за дельные подсказки, буду верить, что все у нас получится.

У ребенка плохая память и внимание: видео доктор комаровский

Источник: http://klubmama.ru/sovety-roditelyam/poleznye-rekomendacii/u-rebenka-ploxaya-pamyat-prichiny-kak-ee-razvit.html

Что нужно, чтобы развить память и внимание у ребенка 10 лет? Как развить память и внимание у ребенка 10 лет: основные приемы

Помочь дочке или сыну стать успешным и легко покорять все новые учебные вершины смогут именно родители. Поэтому им важно будет знать, как развить память и внимание у ребенка 10 лет и в любом другом возрасте. Заниматься развитием памяти у детей вполне можно в увлекательной игровой форме.

Иногда родители десятилетнего чада вдруг начинают замечать, что их ребенок часто игнорирует их просьбы о чем-либо. Такое поведение сына или дочки может сильно раздражать взрослых.

Но на самом деле злиться в этом случае ни к чему.

Скорее всего, виной обсуждаемого поведения является вовсе не сложный характер и намеренное непослушание ребенка, а самая банальная проблема — плохая память и невнимательность.

Чтобы избежать ее появления очень важно с самого раннего детства заниматься с малышом и развивать в нем все самые необходимые качества. В их список, конечно, попадает и память, и внимательность. Такие занятия актуально будет организовывать в любом возрасте. Не время забывать о них и в 10 лет.

Иногда ребенок страдает от плохой памяти с самого раннего детства. В этом случае, чем меньше родители будут обращать внимание на проблему, тем более запущенной она окажется.

В результате малыш даже может попасть в список самых отстающих учеников в школе. Но в некоторых случаях внезапно вдруг ухудшается память у детей, у которых никогда раньше таких проблем не было.

Причины этого могут быть самые разные.

В первую очередь в их список попадает чрезмерная загруженность ребенка.

Ведь к переутомлению 10-летнего часа вполне может привести не только посещение уроков и выполнение домашнего задания, но также просмотр любимых телевизионных передач, спортивные и танцевальные секции, которые так нравятся мальчику или девочке.

Поэтому очень важно проанализировать расписание ребенка и его распорядок дня. Возможно, он чрезмерно устает и при этом не успевает отдохнуть ночью.

Ежедневно малыш должен хорошо полноценно и разнообразно питаться, спать достаточное количество времени, гулять на улице и просто отдыхать, например, играя в любимые игры. Конечно, всем родителям хочется, чтобы ребенок был всесторонне развит, но его здоровье значительно важнее. Возможно, самое время освободить малыша от всех лишних кружков и секций.

Очень важным является и количество сна. Оно не должно быть меньше 10 часов. Компьютерные игры или прогулки допоздна, а затем ранний подъем в школу могут привести к недосыпу и в результате к серьезным проблемам с памятью. Если школьнику необходимо подниматься в 7 утра, то и «отбой» у него должен быть не позднее 21 часа.

Кстати, помимо забывчивости и невнимательности симптомом имеющихся проблем с памятью также является недостаточно развитая на 10-летний возраст речь, нехватка слов для высказывания собственных мыслей, перепрыгивание с одного рассказа на другой и т.п. Все эти явления подсказывают, что необходимо заняться развитием памяти у своего чада, чтобы не запустить ситуацию.

Американские ученые выявили список из 6 пунктов, которые наверняка помогут родителям определить, что у их ребенка имеются проблемы. В первую очередь это наличие проблем в построение нормальных социальных отношений с другими детьми.

А, кроме того, не умение вести себя в соответствии с заданными инструкциями, сложность в ответах на простые прямые вопросы, не способность выполнять поставленные перед ним задачи, а также задания по переработке и хранению информации, невнимательность.

Если родителями были замечены какие-либо из этих симптомов, то необходимо как можно скорее начать развивать память ребенка. В этом им помогут специальные упражнения. Кстати, чтобы не утомить сына или дочь, их можно превратить в интересные увлекательные игры.

Начать лучше всего с развития и улучшения слуховой памяти. Для этого отлично подойдут всевозможные стихи и сказки, которые необходимо регулярно читать ребенку, а затем вместе разбирать их. Например, можно в красках рассказать ему, как выглядел герой очередной истории, а затем спросить о какой-либо детали. «Какого цвета любил носить шляпу гном?».

Полезно будет запоминать стихи, но не читая их из книги, а слушая в мамином или папином исполнении. Конечно, это достаточно сложно, зато отлично способствует улучшению слуховой памяти.

Веселым и увлекательным способом развития такого типа памяти является прослушивание и запоминание любимых песен. Заниматься этим можно вместе с родителями. Такие упражнения позволят интересно провести время, послушать хорошую музыку да еще и улучшить слуховую память.

Можно также попросить ребенка подойти к открытому окну и постоять около него несколько минут. А затем — воспроизвести все услышанные звуки. Например, пение птиц, шум ветра, автомобильный двигатель и другие. Кстати, такое упражнение тренирует не только память, но и музыкальный слух.

Не менее полезно и увеличивать число слов в памяти ребенка. Для этого потребуется начинать с короткого предложения, а затем наполнять его все новыми подробностями и деталями. Кстати, таким образом можно придумать целый увлекательный рассказ. Это отличный способ провести время вместе со своим ребенком и еще больше сблизиться с ним.

Очень много существует специальных упражнений и для развития зрительной памяти внимательности. Для этого можно купить уже готовые специальные карточки в книжных магазинах или же сделать их самостоятельно.

Например, написать на листочке бумаги числа от 1 до 30, но не обычным образом, а сделав каждую цифру необычной и расположив в непредсказуемом месте. Пусть одни числа будут крупными и витиеватыми, другие мелкими черного цвета, третьи объемными и яркими радужными.

Ребенку же потребуется постараться как можно скорее найти и показать цифры на подготовленном листочке. Каждый раз делать это ему будет все проще, а значит, память начнет улучшаться.

Интересной игрой является «Волшебный мешок». Она отлично подойдет как для самых маленьких детей, так и для школьников. Для ее проведения в мешок родители должны сложить всевозможные мелкие предметы. Пусть это будут совершенно не сочетаемые и непохожие друг на друга вещи, а не исключительно одни игрушки или пуговицы.

Например, можно взять несколько мелких фигурок сказочных персонажей, камни, ракушки, макаронные изделия, закладки для книг, косметические средства и многое другое. Пусть ребенок запустит руку в мешок и для начала попытается на ощупь определить, что же такое он нашел.

Можно усложнить ему задачу и попросить после того, как предмет будет извлечен, вспомнить, для чего родители его используют, а также придумать какие-то новые способы применения.

Такая игра может стать практически бесконечной. Как только первая партия предметов надоест, их можно заменить на новые. Пусть они также будут совершенно неожиданные. Очень обрадует ребенка, если среди предметов, спрятанных в мешке, ему вдруг попадается какой-то вкусный съедобный объект. Если он угадает, что это, то сможет полакомиться, а заодно и отдохнуть от занятий.

Отлично тренирует память и придумывание пар для слов. Главное, чтобы они были связаны с ним по смыслу, но при этом не слишком очевидными. Например, кот-сметана. Сначала родители читают такие пары ребенку, а затем повторяют только одно слово.

Второе должен вспомнить и назвать школьник. Для начала можно использовать в игре небольшое количество пар слов, а затем их можно постепенно увеличивать, придумывая все новые и новые варианты.

Отлично, если вспомнить вторые слова ребенку родители предложат не сразу, а через некоторое время, например, после перекуса.

Также можно расположить перед ребенком карточки с различными рисунками в выбранном порядке, а затем перемешать и попросить его воспроизвести ряд картинок в том же порядке. Это увлекательное и интересное упражнение. Возможно, в первый раз у мальчика или девочки получится правильно расположить только первые пару карточек. но со временем результат будет все улучшаться.

Можно бесконечно усовершенствовать такую игру. Например, переворачивать все рисунки ряда обратной стороной, а затем прятать одну из карточек. Ребенку потребуется определить, какой именно из них не хватает.

Кстати, если дочке или сыну легко удается это сделать с первого раза, то со зрительной памятью все в порядке.

Можно перейти к упражнениям для развития других ее типов или усложнить задания, чтобы закрепить результат.

Отлично подходят для развития зрительной памяти игры вроде «Найди отличия» и т.п. Их очень много можно найти в детских журналах. В целом на сегодняшний день в книжных магазинах всем желающим предлагается огромный выбор самых разных игр и заданий для развития любого вида памяти. Если у родителей нет времени самому создавать специальные карточки, то можно просто приобрести готовые.

Если ребенок уже начал изучать иностранный язык, то его также можно использовать для тренировки и развития памяти. Полезно пытаться делать это при помощи ассоциаций. В целом, если родителям удастся научить сына или дочку мыслить образами, то учиться ему будет значительно легче, особенно запоминать стихи, писать изложения по памяти и многое другое.

Лучше всего строки стихотворений запоминаются в том случае, если малыш понимает, о чем им говорится. Поэтому так важно в некоторых случаях помогать ребенку с их изучением.

Например, вместе разобрать то или иное непонятное словосочетание или слишком сложную фразу. Можно вместе пофантазировать над каждой строчкой и попытаться в красках представить ее в своей голове.

Наверняка после этого ребенок с легкостью повторит стих перед всем классом.

Стоит также попросить школьника как бы сфотографировать текст стихотворения в своей памяти. Для этого потребуется внимательно рассмотреть его на странице, запомнить расположение, количество строк и т.д. В результате, если ребенок забудет стихотворение в процессе рассказа, то сможет легко вспомнить его и не просить подсказки у друзей.

Стоит отметить, что процесс развития памяти у малыша любого возраста — долгий и непростой. Родителям очень важно правильно вести себя в процессе. Нередко им не удается продвинуться в развитии памяти и внимательности ребенка из-за собственного поведения.

Например, если первые неудачи сына или дочки начинают сильно раздражать, мама или папа ругается и нервничает, то школьник просто откажется от дальнейших занятий. Нежелание выполнять упражнения из-за нервозности и злости родителей может также выражаться слезами и истериками.

Мама и папа могут решить, что их ребенок неспособен к обучению, хотя неприятная ситуация и сложилась по их вине. Поэтому перед началом занятий очень важно запастись терпением, нежностью и любовь.

Если изначально у ребенка не будет ничего получаться, то в дальнейшем он обязательно добьется успеха в занятиях. Главное, чтобы они были регулярными и интересными. А сделать их такими — уже задача мамы и папы.

Если все же не удалось самостоятельно помочь ребенку и общение с ним никак не складывается, то можно обратиться за помощью к психологу.

Он подскажет, как найти подход к школьнику, какие именно упражнения стоит использовать при занятиях с ним, а также многие другие важные моменты.

Возможно, специалист посоветует отправить ребенка на специальные занятия и секции, которые помогут решить проблему с памятью и внимательностью, а также сделают чадо более общительным и открытым.

Развивать память у своего ребенка — обязательная задача всех родителей. Это позволит им помочь школьнику стать более успешным в учебе и в целом в дальнейшей жизни. Главное, проводить такие занятия максимально спокойно и дружелюбно, чтобы навсегда не отбить к ним охоту у ребенка. Специальные игровые карточки для занятий можно или купить или сделать самому.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/chto-nuzhno-chtoby-razvit-pamyat-i-vnimanie-u-rebenka-let-kak-razvit-pamyat-i-vnimanie-u-rebenka-let-osnovnye-priemy/

Ссылка на основную публикацию