Игры на развитие памяти, упражнения на внимание

Развитие памяти у детей: игры и упражнения

Развитие памяти у детей: игры и упражненияХорошая память будет отличным помощником ребенку в учебе и повседневной жизни. Поэтому тренировать ее надо с раннего детства.

Специалисты различают несколько видов памяти: оперативную, механическую и логическую, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную.

Ее классифицируют и по типу запоминаемой информации: память на слова, цифры, лица, зрительная, слуховая и двигательная.

Тренируем память и не только

Развитие памяти без тренировки других психических функций не даст желаемого результата. Ведь если ребенок не обратит внимания на объект, не рассмотрит его, то запоминать ему будет нечего. Ощущение, восприятие, внимание – первоначальные психические функции, на которых базируется память, которая, в свою очередь, является основой для развития мышления и речи.

Поэтому, обучая малыша тренировать свою память, родителям необходимо:

  • советовать ребенку прислушиваться к своим ощущениям;
  • обращать его внимание на те или иные свойства предмета;
  • находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах;
  • придумывать ассоциации;
  • группировать полученную информацию.

Рекомендации к занятиям по развитию памяти

К занятиям по развитию детской памяти нельзя относиться как к обязательному заданию. Основа успеха – в игровой форме. Дети не способны подолгу концентрироваться на одном виде деятельности, поэтому игры на развитие памяти должны быть разнообразными и интересными.

Игры для развития памяти

«Занимательная прогулка»
Используйте любой повод для развития детской памяти. Отправляясь на прогулку с ребенком, предложите ему запоминать все, что он будет видеть по пути. После спросите, мимо каких магазинов проходил, какие цветы росли в парке, сколько людей было на детской площадке и т. д.

«Что изменилось?»
Для тренировки детской памяти предложите ребенку внимательно осмотреть комнату и запомнить все, что в ней находится. Затем попросите его выйти на несколько минут и быстро что-то спрячьте или переставьте. Задание считается выполненным, если ребенок увидит произошедшие в комнате изменения.

«Что в мешочке?»
Наполните небольшой мешочек маленькими игрушками различной формы и фактуры. Предложите ребенку на ощупь узнать содержимое, ранее ему знакомое по играм. Для занятий с маленькими детьми необходимо предварительно показать им все, что планируете сложить в мешочек.

«Идем в магазин»
В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Взрослые предлагают ребенку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. По мере взросления ребенка список необходимо увеличивать.

«Парные слова»
Эта игра развивает как память, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу.

К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые.

Для развития памяти эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.

Развиваемся, играя

При комплексном подходе к развитию памяти игры не только сделают ее острой, но и научат малыша быть внимательным, обогатят его восприятие мира, помогут видеть то, что раньше ускользало от внимания маленького человечка.

Виды памяти по времени сохранения информации:

  • кратковременная – удерживает полученную информацию около 20 секунд;
  • долговременная – хранит информацию в течение длительного времени;
  • оперативная – удерживает информацию в течение определенного периода времени, необходимого для выполнения какого-либо действия.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «В раннем детстве все психические функции человека активно развиваются, и при правильном подходе можно заложить фундамент успешного обучения своего ребенка.

Главное – вместе с ребенком (но не вместо него) проходить освоение мира, поясняя и показывая ему, как нужно то или иное действие сделать правильно. Постепенно малыш освоит простые процессы, а затем и более сложные.

Он сможет успешно освоить необходимые навыки, получить базовые знания и порадовать близких своими умениями».

Эксперт:

Источник: https://www.medweb.ru/articles/razvitie-pamjati-u-detejj-igry-i-uprazhnenija

Игры и упражнения для развития внимания

кольные трудности детей почти всегда вызывают у родителей жалобы на невнимательность, несобранность ребенка. Это справедливо – без хорошо развитого внимания успешная учеба невозможна.

Поступая в школу, большинство детей слабо владеют собственным вниманием.

Детей легко отвлекает все новое, красочное, необычное, они не могут усилием воли задержать внимание на нужном, но не очень интересном школьном материале.

Положение дел можно поправить, если позаниматься с ребенком. Игры и упражнения для развития внимания не требуют много времени. Достаточно уделить им 5-10 минут в день, только делать это нужно систематически. Тогда результат будет заметен через 2-3 месяца занятий.

У школьников 6-7, а иногда и 8 лет доминирует непроизвольное внимание. Оно тесно связано с эмоциональной составляющей.

Поэтому играть и выполнять упражнения нужно с искренним интересом, доброжелательно, удивляясь и восхищаясь успехом ребенка. Взрослые и сами могут получить удовольствие от игр, настолько многие из них занимательны.

Ругать и подгонять не следует; если что-то не получается, лучше сменить игру или облегчить ее.

Вместе с тем упражнения нужно подбирать так, чтобы их сложность слегка превосходила текущие возможности ребенка.

Интересная особенность внимания как свойства личности заключается в том, что его нельзя наблюдать отдельно, изолированно от других психических процессов, от деятельности в целом (подробнее о внимании можно прочитать в статье «Проблема внимания у школьников младших классов»). Поэтому каждое упражнение для развития внимания попутно развивает и память, мышление, воображение, восприятие.

Подвижные игры

Следи за флажком

Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.

Повторять запрещено

Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.

Самый внимательный

«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».

На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.

Ночной сторож

В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.

Зеркало

Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.

Найди пару

Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.

Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.

Не пропусти хлопок

Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа.

Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется.

Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.

Летает — не летает

Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.

Штандер

Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».

Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.

Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!».

Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча.

Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).

Вышибалы

А эта игра была очень популярна у наших родителей.

Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).

Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.

Гвалт

Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.

Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.

Пение

Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.

Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.

Царевна Несмеяна

Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.

Спокойные игры

Замечай и запоминай

Для игры можно использовать 7-10 разных предметов или карточки с изображением предметов. Разложите их на столе и дайте детям посмотреть на них 10-15 секунд. Закройте предметы, и попросите детей перечислить те, которые они успели запомнить.

Снова приоткройте предметы на 10-15 секунд. Закройте и попросите детей рассказать, в каком порядке они были расположены.

После третьего просмотра (тоже 10-15 секунд) попросите описать каждый предмет (его цвет, форму, характерные особенности).

Охотник

Представьте, что вы – индейцы-охотники. Вы притаились в лесу, слушаете, какие животные появятся рядом. Нужно сидеть тихо и постараться услышать все шумы, окружающие вас. А потом обсудить, откуда они могли произойти.

Ведущий может организовать какие-то шумы специально.

Шерлок Холмс

Ведущий (Шерлок Холмс) запоминает внешний вид других игроков. Для этого нужно дать Холмсу 1-2 минуты, во время которых он может внимательно рассмотреть спокойно стоящих перед ним детей. Затем Холмс выходит из комнаты.

Дети делают пять изменения в одежде и позе. Вернувшись, Шерлок Холмс находит эти изменения.

Длинный хвост

Для игры требуются картинки с изображением животных. Нужно разложить их по порядку: от животных с самым коротким хвостом до животных с самым длинным хвостом.

Круги внимания

Удобно расположитесь в комнате, чтобы видеть и слышать всех участников игры. Первый игрок предлагает объект, который все будут описывать. Желательно, чтобы этот объект был крупным, с множеством мелких деталей (например, школа).

Второй игрок уточняет предложенный объект (в школе три этажа).

Следующий дает новое уточнение (школа из белого кирпича, 18 окон, крыльцо покрашено зеленой краской, на крыльце 4 ступеньки, в школе 2 крыла, с правой стороны спортзал и так далее).

Игра продолжается по кругу до тех пор, пока кто-нибудь из участников не сможет уточнить следующую деталь объекта.

Посадка инопланетного корабля

Реквизит: набор из 10 треугольников, квадратов и кругов разного цвета. Их можно вырезать из цветного картона. Ширма формата А4 или больше.

История: На орбите Земли терпит бедствие космический корабль инопланетян. У них плохо работает связь, поговорить с ними не получается, но до Земли сигналы корабля доходят. Земля может посадить корабль на автопилоте. Для этого оператору на Земле нужно представлять пульт управления инопланетного корабля.

Играют двое – землянин и инопланетянин. У каждого по 5 элементов из набора. Инопланетянин выкладывает из картона пульт корабля. Он делает это за ширмой, чтобы землянин не видел, как выглядит пульт.

Потом инопланетянин последовательно описывает свой пульт управления. По его описанию оператор-землянин выкладывает элементы в том же порядке. Землянин не должен ничего говорить (поломка связи).

Задача – составить точно такой же набор, символизирующий пульт, как у инопланетянина.

Читайте также:  Тесты на эмоциональный интеллект: холла, гоулмана, люсина

Назови цвет

Для игры потребуется наглядное пособие, вот такое: Задача – назвать цвет, которым написано слово. Для того чтобы игра производила правильный эффект, ребенок должен хорошо читать.

«Да» и «нет» не говорить

Начало этой популярной игры может быть разным. Выбирается ведущий, он обращается к игрокам с преамбулой:

И продолжает диалог или с одним игроком, или со всеми игроками по очереди. Ведущий задает вопросы, игроки отвечают. Вопросы ведущего построены так, чтобы заставить игроков произнести запрещенные слова. Кто проговориться, выбывает из игры или становится ведущим (по договоренности).

Раскраска

Для игры нужно заранее приготовить картинки, раскрашенные только наполовину. Вторую половину требуется раскрасить точно по образцу первой.

Золушка

Смешайте небольшие горсти трех разных круп и дайте ребенку их разобрать. Чем младше ребенок, тем меньшие по количеству и большие по размеру крупы нужно использовать.

Угадай, что я вижу

Один игрок смотрит на что-нибудь, а другой угадывает, на что именно он смотрит. Потом игроки меняются ролями.

Пуговицы

Реквизит: два одинаковых игровых поля (листы бумаги с нарисованными крупными клеточками) и от 3 до 10 пуговиц (в зависимости от возраста ребенка).

Два игрока садятся друг напротив друга. Первый игрок выкладывает свои пуговицы на игровом поле по разным квадратикам. После того, как второй игрок посмотрел на расположение и запомнил его, поле закрывается листом бумаги. Задача второго игрока — на своем поле повторить расположение пуговиц как можно точнее.

Пальцы

Сидя, положите руки на колени, пальцы рук переплетите, оставив свободными большие пальцы. Медленно вращайте их вокруг друг друга. Постарайтесь сохранить одинаковую скорость. Направление вращения не меняйте.

Колокольчик

Дайте в руку ребенку колокольчик и предложите выполнить любое движение так, чтобы колокольчик не зазвонил. Язычок колокольчика придерживать нельзя.

Бирюльки

Эта старинная игра замечательно развивает концентрацию внимания. Бирюльками могут выступать разные мелкие предметы, наперстки, пуговицы, даже спички. Настоящие бирюльки – это фишки разных форм, в которых обязательно есть отверстия.

Бирюльки кучкой высыпаются на стол. Задача игроков – вытащить одну бирюльку из общей кучи, не сдвинув при этом соседние бирюльки. Для этого в настоящих бирюльках используется специальный крючок. Если же играть спичками, то можно обойтись без него.

Если игрок сдвигает соседние бирюльки, он передает ход следующему игроку. Тот, кто соберет больше бирюлек, выигрывает.

Слепое письмо

На спине ребенка рисуйте разные предметы, пишите буквы, цифры, слова. Задача ребенка — сказать, что вы написали. Поначалу можно написать несколько знаков на руке, чтобы ребенок смог соотнести свои тактильные и зрительные ощущения.

Небылицы

Читается или придумывается рассказ, в котором есть ложные утверждения. Задача: найти небылицы.

Например: «Вышел я вчера из дома, солнышко зеленое ярко светит, травка синяя под ногами так и пружинит. Шарик, наша собака, из будки выглянул и мяукает, со мной здоровается. А пошел я на пруд, грибы ловить. Удочка у меня, червяков с собой позвал, все как положено. Прихожу, уже собрался удочку закинуть, а тут из пруда лошадь как выскочит, как закричит «Бе-е-е» и рога на меня наставила…»

Ухонос

По команде «ухо» требуется дотронуться до собственного носа, по команде «нос» — до уха. Команды меняются хаотически. Темп можно постепенно ускорять.

Ладошки

Два игрока обводят свои ладошки на листочках бумаги. После этого по обе стороны ладошек (но не в них) как попало пишут цифры от 1 до 10 (20, 50, 100, — в зависимости от возраста детей). Затем они меняются листочками и ищут числа в точном порядке. Можно проводить линии между числами. Кто быстрее нашел все числа, тот и выиграл.

Упражнения

Юлий Цезарь

Вместе с упражнением «Корректура» (нахождение и вычеркивание в тексте одной или более букв) включите аудиозапись с интересной детской сказкой. Проверьте текст, а потом спросите, что ребенок понял и услышал из сказки.

Чтение с ритмом

Разучите с ребенком любой, самый простой ритмический рисунок, потом попросите его читать текст и одновременно карандашом выстукивать ритм.

Счет наоборот

Требуется считать от 1 до 20, одновременно записывать на листочке те же цифры в обратном порядке. Говорим 1, пишем 20, говорим 2, пишем 19, и так далее.

Цифры по порядку

Задана таблица из одинакового количества строк и столбцов. В каждой клеточке написаны цифры от 1 до 50, вразброс, не по порядку. Требуется переписать их в такую же таблицу (чистую), расположив в порядке возрастания.

Немного усложнить задание можно, записав цифры в условии разными цветами.

Копирка

Без ошибок переписать слова вида:

Енажлобы береюре лиддозока миноцапримапавотил ессанессас етальтаррс куфтироладзлоекунм

Тест «Мюнстерберга»

Найти спрятанные слова:

БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬКМ

Вариант этого теста – разделить сплошной текст на слова (в качестве примера хорошо подойдут пословицы и поговорки).

БЕЗТРУДАНЕВЫТАЩИТЬИРЫБКУИЗПРУДА

Шифровка

Закодировать слово при помощи цифр. Каждой букве алфавита присвоить свою цифру, затем записать слово или фразу цифрами. В зависимости от возраста ребенка можно не использовать весь алфавит, а только те буквы, которые встречаются в словах.

Арифметический диктант

Важно, чтобы арифметические действия ребенок производил в уме, а записывал только полученный результат. В зависимости от возраста детей задания усложняются.

Хлопки и круги

Предложите ребенку рисовать кружочки. Одновременно с этим хлопайте в ладоши и просите сосчитать хлопки. Задание выполняется 1 минуту.

Вопросы

Это игра-соревнование, в ней должно участвовать как минимум двое детей.

Детям читают небольшой текст. Задача: составить как можно больше вопросов к тексту. Выигрывает тот, чей список вопросов длиннее.

Источник: http://baby-ved.ru/igry/igry-i-upraghneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya/

Психологические игры и упражнения на развитие памяти детей

«Слушаем и рисуем»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра — вторая,

 В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка —

 В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

 «Послушай рассказ и нарисуй рисунок»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

 В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий —  совсем крохотный. Руки первого и второго —  снежные комки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков/

«Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

«Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки.Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

 Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка:»Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить.

 — увеличив количество игрушек;

 — ничего не убирая, только менять игрушки местами.

 Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь,

крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«Где спрятана игрушка?»

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

 Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

 -убрать коробки на более длительное время;

 -спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

 -заменить игрушки.

«Опиши игрушку!»

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

 Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

«Развиваем смысловую память»

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ -ВОДА, МОСТ — РЕКА, ЛЕС — МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ — ВЫСТРЕЛ, ЧАС — ВРЕМЯ, СТОЛ — ОБЕД, РУБЛЬ — КОПЕЙКА, ДУБ — ЖЕЛУДЬ, РОЙ — ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ — ДОСКА. (Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)

«Развиваем внимание и память»

 3     5     4     7     8

 Постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд.

 Закройте цифры и ответьте на вопросы:

 * Какое число находится справа от четверки?

 * Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?

 * Какие числа составят в сумме семь?

 * Какое число получится при сложении первых трех чисел?

«Задание для тренировки слуховой памяти»

 На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:

* ПРЯЖА — НИТКА — СВИТЕР;

 * СИРЕНЬ — ВАЗА — ЦВЕТЫ;

 * РЕЛЬСЫ — ШПАЛЫ — ПОЕЗД;

 * МУКА — ТЕСТО — БУЛКА;

* ОКНО — КРЫША — ДОМ;

 * МАЛЫШ — ВЗРОСЛЫЙ — СТАРИК;

 * ДЕТИ — МАМА — ПАПА.

«Задание на развитие слуховой памяти»

 Пусть кто- нибудь прочитает вслух один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить:

 БУЛКА – МУКА

СЕСТРА — БРАТ

 СВИТЕР — НИТКА

 ПАПА — СЫН

ВАГОН — РЕЛЬСЫ

Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары ваш партнер будет называть лишь первое слово, а второе произносите сами.

Источник: http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7263/item/35348

Игры на внимание и память для младших школьников

Хорошо развитое внимание к деталям и память – два необходимых навыка для человека. Умение замечать мелочи, анализировать и пользоваться полученными данными, тренируются с детства.

Для развития внимания и памяти, детям младшего и старшего школьного возраста предлагают целый ряд игр. В игровой форме легче всего натренировать навыки. При этом не всегда потребуется дорогое оборудование.

Большая часть игр на развитие памяти и внимательности проводится без него вообще, или можно использовать подручные средства.

Развитие внимания и памяти ребенка должно происходить разносторонне. Он будет повторять движения, слова, действия, звуки и многое другое. Так разработан ряд игр на запоминание движений.

Их подвижность определяется количеством игроков и свободным пространством. Одной из самых простых игр на память для дошкольника будут «ладушки».

В прошлом резиночки, классики, групповые игры с правилами, стихами и песнями – это и были занятия на развитие внимания и памяти.

Подвижные игры на память и внимание для детей развивают не только мышление, но и мышечные рефлексы. Они разделяются на несколько категорий:

  • игра на двух-трех человек;
  • игра на большую компанию;
  • игры для улицы и большого помещения, например, спортзала;
  • игры для дома или квартиры;
  • сидячие игры.

Они проводятся как со специальным оборудованием, так и без него. Самая простая из них по схеме: «повтори за мной». В ней один игрок показывает последовательность движений, обычно это старший, а все остальные должны ее запомнить и повторить.

Сложность задания выбирается соответственно возраста детей. Также есть игры с четко установленными правилами, которые ребенок запоминает, например, последовательность прыжков на скакалке, брусьях или других снарядах.

Чем сложнее задание, тем лучше развивается у детей память.

Игры на развитие памяти и внимания к деталям

Развитию внимания и памяти помогают игры, требующие запомнить детали. Внимание ребенка должно быть приковано не только к самому предмету, но и к мелочам. Например, надо запомнить не только то, что лежало, но как, и в какой последовательности. Очень помогают такие занятия в компании, так как возникает соревнование и постоянное повторение.

Читайте также:  Развитие речи у детей 3-4 лет: задержка, игры, упражнения

Такие игры на развитие внимания и памяти можно купить или придумать самим. В продаже представлена масса настольных игр, в основе которых лежит запоминание не только правил, но и действий других.

Главное при этом – адекватно оценивать силы и возможности ребенка, ведь если он слишком часто будет проигрывать, ему станет скучно, а основная цель – развитие внимания, памяти и эрудиции застопорится.

Если нет желания играть в настольные, можно придумать свои игры на развитие внимания и памяти. Например, играют четыре участника, из них два ребенка и два взрослых. Оба взрослых садятся в разных комнатах. Малыш должен подойти к одному из них, запомнить то, что он сказал и «отнести» второму. Тот из детей, который правильней всего «донесет» сказанное, будет победителем.

Игры на развитие тактильной памяти

Развитие памяти должно происходить разносторонне, это не только слова, звуки, выражения, но и образы, ощущения, вкусы. Обязательно надо развивать тактильную и вкусовую память.

Для этого придумываются игры на внимание ребенка с завязанными глазами. Например, нарезаются фрукты и овощи одинаковыми кубиками, каждый участник, пробуя кубик, должен отгадать, что он только что съел.

Самыми сложными считаются в этом плане йогурты, так как они одинаковой консистенции или леденцы.

Тактильная память и внимание к деталям развивается также с завязанными глазами. Такие игры с детьми начинаются с того, что ребенок усаживается, ему завязывают глаза и дают в руки знакомые вещи, которые он только на ощупь должен отгадать. Правила можно усложнить:

  • разрешено только гладить;
  • нельзя отрывать предмет от стола;
  • нельзя трясти;
  • разрешается прикоснуться только к части предмета.

Самая сложная вариация будет тогда, когда ребенку дается ощупать предмет, потом перед ним кладут несколько похожих, отличающихся лишь немногим – мячики, кубики, брелки.

И после того как он ощупает, снимает повязку и угадывает что именно только что держал в руках, не прикасаясь к предметам.

В игре внимание и память развиваются благодаря тому, что ребенок запоминает детали и мелочи – вес, фактуру, величину.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/11/igry-na-vnimanie-i-pamyat-dlya-mladshikh-sh/

Развиваем слуховую память и внимание в играх и упражнениях

Среди других видов слуховая память занимает особое место, ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях.

Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений).

Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали.

Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

  1. Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
  2. Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.
  3. Необходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности. Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
  4. Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
  5. Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.

Увлекательные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

Специалистами разработано много игр и упражнений, которые помогут родителям организовать домашние занятия со своими детками на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

Какие игры и упражнения нужны малышам?

Детей раннего возраста взрослые должны активно привлекать к играм на слуховое восприятие и последующее воспроизведение полученной информации. Учитывая возрастные особенности малышей, необходимо организовать опору на их моторно-двигательные навыки и зрительное восприятие.

Поэтому все игры и упражнения должны проводиться комплексно, решать задачи слуховой, зрительной, моторной памяти. Для того чтобы заинтересовать детей, можно использовать потешки, стишки, песенки.

После проведения занятия необходимо поощрять ребенка, побуждать его к самостоятельной игре.

«Угадай, что играет?»

В игре активно развивается слуховая память и внимание при помощи опоры на зрительные образы. Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Для этой забавы можно взять все игрушки, какие только найдутся в доме: барабан, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен, неваляшка, погремушка. Хорошо, если все игровые действия будут сопровождаться веселыми стишками и потешками:

Веселее всех игрушка, Расписная погремушка

Дзынь, дзынь…

Трам-там-там, трам-там-там, Барабаню в барабан.

Очень громко, знаю сам…

Как пошел медведь плясать, Петь и в бубен ударять: Бум! Бум! Трам — та — ры!

Улетайте, комары!

Дин-дон – ксилофон, Слышен нежный перезвон. По брусочкам бью, дин-дон,

Создаю мелодий звон…

«Музыкальное эхо»

Упражнение на развитие слуховой памяти для дошколят, развивает умение понимать и повторять ритм. Может использоваться для детей разного дошкольного возраста, различаться будет только усложнением ритмических действий.

Взрослый отстукивает ритм для младших дошкольников самый простой, например, два коротких удара, один длинный, для старших дошколят можно предложить ритм какой-либо мелодии. Ребенок должен внимательно слушать и повторить.

Для поддержания интереса хорошо предложить двум или нескольким детям соревнование, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения.

Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения.

Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

Шар воздушный, шар воздушный Вырывается из рук. Непослушный, непослушный – К потолку взлетает вдруг. Надо мне его поймать

И за хвостик привязать.

Или стихотворение С. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч Ты куда пустился вскачь, Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

«Мышка»

Забава помогает развивать слуховое восприятие, внимание, учит распознавать на слух темп, тембр, ритм звуков. Взрослый предлагает малышу стать «мышкой», которая гуляет по комнате под определенный ритм.

Когда бубен звучит тихо и не спеша – мышка выходит погулять, как только бубен зазвучит громко и быстро – мышка прячется, потому что приближается кошка.

В этой забаве взрослый может проявить творчество и предложить малышу поиграть в разные сюжеты: солнышко – дождик, грибок – мальчик с корзинкой, бабочка – сачок.

«Раз словечко, два словечко – будет песенка»

Источник: https://myintelligentkids.com/razvivaem-sluxovuyu-pamyat-i-vnimanie-v-igrax-i-uprazhneniyax

Развитие зрительной и слуховой памяти, эффективные тренинги

Память важная функциональная особенность мозга для каждого человека. Её развитие происходит с первых дней жизни и полностью покидает нас эта способность лишь в момент смерти. На зрительную память припадает до 80% освоения получаемой информации.

Поэтому столкнувшись с такими проблемами как невозможность запомнить маршрут до дома приятеля, у которого бывали ни один раз или схему метро, а возможно есть проблема с запоминанием лиц, малознакомых людей. Всё это говорит о том, что ваша зрительная память развита недостаточно.

Но эту малоприятную ситуацию вполне легко исправить путём тренинга для памяти.

Память и психология ↑

К методике развития памяти в психологии относятся весьма серьезно. В психологии память является одной из основных черт личности. Также в психологии выделяют определённые типы памяти, каждый человек имеет более развитый один из них:

  • зрительный тип. Для этого типа людей характерно восприятие информации путем визуального восприятия. В психологии, отмечают такую особенность человека, что ему можно пять раз рассказать о чём-то, но пока он визуально это не увидит, запомнить ему будет сложно. Например, номер телефона, увидев цифры на листке, они сразу же отложатся в памяти, а если просто их назвать и даже повторить несколько раз, информация может, не усвоится;
  • слуховой тип, в этом случае человек воспринимает информацию на слух, противоположно зрительному типу. Достаточно раз услышать информацию и она отложится в памяти, но в случае со зрительным восприятием, потребуется читаемый текст произносить вслух, таким образом информация усвоится легче;
  • еще один тип в психологии — двигательный. Для таких людей характерным является возможность опираться на свои двигательные ощущения. К примеру, слепой набор текста на клавиатуре, для некоторых людей не вызывает никакой трудности. Но повторить на листке расположение букв на клавиатуре им будет крайне сложно;
  • смешанный тип. Такие люди обладают либо в равной части одинаковыми способностями к запоминанию информации всех типов либо доминируют какие-то два из них, например, зрительный и слуховой.

По характеру цели деятельности, в психологии различают: произвольную и непроизвольную память. По продолжительности сохранения информации: кратковременную и долговременную. По характеру активности в психологии выделяют такие виды памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

Тренинг для зрительной памяти ↑

Приемы развития памяти существуют разные. Можно воспользоваться как готовыми методиками в интернете, так и выполнять самостоятельно упражнения без помощи всемирной паутины.

Головоломки на внимание ↑

Мощной тренировкой для внимания и зрительной памяти являются различные головоломки. Например, внимательное рассматривание двух схожих между собой картинок, с заданием найти 10-15 отличий. Такой тренинг помогает сконцентрировать внимание на деталях.

Второй вариант посчитать геометрические фигуры. На картинке изображен большой треугольник, а внутри он разделен еще на некое количество таких же фигур, нужно рассмотреть точное количество всех треугольников.

Тренинг также заставляет ваш мозг сконцентрировать внимание на деталях. Ещё один вариант — геометрическая перспектива. На картинке изображены предметы 10-15 штук и расположены они таким образом, что каждый из них находится ближе и дальше друг от друга.

Необходимо запомнить какой предмет расположен ближе всего, какой идёт вторым и так далее по убыванию вдаль.

Запоминание предметов ↑

На первый взгляд такой тренинг кажется несложным, но когда вы начнёте его повторять убедитесь в обратном. Возьмите какой-либо предмет, который есть под рукой, это может быть ручка, футляр для очков, ключи, часы и т.д.

Читайте также:  Упражнения дыхательной гимнастики бутейко, стрельниковой, цигун, йога

Сосредоточьте внимание на этом предмете в течении минуты, после чего закройте глаза и попытайтесь воссоздать мысленно его образ. Важны все детали, величина предмета, цвет, текстура, любые надписи, рельефы. После откройте глаза и ещё раз взгляните на свой предмет, возможно, чего-то не хватало в вашем образе.

Еще раз закройте глаза и мысленно «дорисуйте» не хватающие детали. Систематическое повторение этой методики улучшит воображение, внимание и зрительную память.

Мелкие предметы ↑

Для этого тренинга необходимо собрать порядка 50 штук различных мелких безделушек. Это может быть все что угодно, пуговицы, брелки, мелки, магниты, заколки и т.д. Сложите это все в коробку и попросите кого-нибудь из ваших знакомых или родственников провести занятие.

В произвольном порядке ассистент достает из коробки 7-10 предметов и выкладывает их на стол. После чего в течение 10 секунд, даёт возможность вам посмотреть на предметы и запомнить их, а потом накрывает покрывалом. Ваша задача, назвать какие предметы лежали на столе, и в каком порядке.

С течением времени можно усложнять задачу и довести количество предметов до 15 штук.

Воспоминания ↑

Развитие зрительной памяти при помощи воспоминаний еще один не сложный, но эффективный метод. Вечером, перед сном, закройте глаза и постарайтесь в деталях прокрутить назад ваш день.

С момента, как только проснулись и до самого вечера. Вспомните куда заходили, в какие магазины, какого цвета там были стены, кафель на полу, как расположены полки и продукты на них.

Чем больше деталей вам удастся вспомнить, тем лучше.

Упражнения для слуховой памяти ↑

Развитие слуховой памяти не менее важно, чем зрительная. Всем известна народная мудрость «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Она свидетельствует о слабой слуховой памяти. Еще в школе у ребенка может возникать такая проблема, когда учитель на уроке в устной форме излагает материал, а у школьника никак не получается его усвоить. В этих случаях важно тренировать и слуховую память.

«Снежный ком» ↑

В эту игру можно играть минимум вдвоем. Один человек называет слово, после него второй участник повторяет это слово и добавляет свое, третий — повторяет уже прозвучавшие два слова и называет третье. Цепочка длится до тех пор пока кто-то не собьётся.

Изначально можно выбрать медленный темп, постепенно ускоряя его, доводя до скороговорки. Облегчённый вариант будет, если договориться называть тематические слова, например, одежду: кофта, плащ, штаны, платье или слова связанные с природой, лес, река, ель, дерево.

Усложнённый вариант будет, если будут звучать не связанные между собой слова, запомнить их сложнее.

Какой цвет? ↑

Интересный тренинг для детей. Возьмите раскраску и составьте небольшое описание картинки с инструкцией, какого цвета должен быть раскрашен тот или иной предмет. После чего попросите ребенка раскрасить картинку, согласно услышанных инструкций. Например, у вас картинка со столом, на котором стоят чашки с чаем и вазочка с конфетами.

Примерный рассказ должен быть следующим. » Стол был покрыт красной скатертью, но из под нее выглядывали коричневые ножки стола. На столе стояли две чашки, одна была желтого цвета, а вторая зеленого. Посередине стола стояла голубая вазочка с конфетами и т.д.

» Ребёнок должен на слух запомнить, что какого цвета и разукрасить картинку, согласно вашего описания.

Пересказ ↑

Расскажите ребенку какой-либо текст, после чего попросите его пересказать услышанное. Также можно использовать вариацию «вопрос-ответ». Вы задаете вопрос по тексту, ребенок отвечает. Усложнять тренинг можно путем увеличения объема текста.

Звуки ↑

Научитесь прислушиваться, например, вы услышали, как на улице играет песня, вслушайтесь в неё и попробуйте разобрать слова.

Подобный тренинг можно выполнять, искусственно создавая отдалённое звучание песни, для этого включите тихо радио в другой комнате, а сами прислушивайтесь к звукам из другой комнаты.

Подобные занятия помогут научиться сосредотачиваться, развить внимание и естественно, слуховую память.

И, конечно же, стихи на память. Как бы это банально не звучало, но стихи хорошо развивают память и концентрацию внимания.

Понятие памяти в психологии имеет важное значение, и специалисты уделяют немало внимания разработкам новых способам развития этой важной функции у человека. Для достижения хороших результатов важно заниматься развитием памяти начиная с детского возраста и не прекращать такие занятия во взрослом возрасте. Помните, что феноменальная память — это не дар, а систематический труд над самим собой!

Источник: http://mozgid.ru/pamyat-i-vospominaniya/razvitie-zritelnoj-i-sluxovoj-pamyati-effektivnye-treningi.html

Игры на развитие памяти

Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.

Сегодня мы дадим Вам некоторые рекомендации, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание.

Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу.

Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»).

Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе.

Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру.

Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов.

Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка.

Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.

А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.

После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру».

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги.

Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой.

Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.

«Игрушки-непоседы».

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться.

Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше.

Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

«Вместительный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).

Упражнения для развития литературной памяти.

Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи.

Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть.

Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги.

Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».

Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.

Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его.

Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно.

Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).

Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-na-razvitie-pamyati

Ссылка на основную публикацию