Эмоциональный интеллект: что это, как развить, игры

15 признаков высокого эмоционального интеллекта

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами.

Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, а не умственные способности.

Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Вам интересны люди

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других, пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Вы знаете свои слабые и сильные стороны

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми, не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Когда вы расстроены, вы точно знаете причину

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций.  Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу.

Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное.

Вы хорошо читаете эмоции других людей

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Вы находите способ придти в себя после неудачи

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно.

То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и быть благодарным за полученный опыт.

Вы доверяете интуиции

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Вы умеете отказывать

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу.

Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь.

Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе, если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. Они часто выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Вы не боитесь ошибок

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Вы бескорыстны

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах.

Вы нейтрализуете ядовитых людей

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно.

Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию.

Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла.

Вы не стремитесь к совершенству

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь.

Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью. Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться.

  Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Вы отключаетесь

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха.

Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Вы слушаете и слышите

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией.

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.

С наилучшими,

the A

Источник: http://theazbel.com/emotional-intelligence-signs/

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли.

Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблицеФакт (ситуация, человек)    Мысли    Физические ощущения    Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»

Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции? После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»

Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.

• Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?• О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Чтоизменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?• Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?• Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?

Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других

«Немой телевизор»Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают.

Это весьма увлекательный процесс.Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого.

Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские.

В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»

Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.

«Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»

Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).Теперь переформулируйте эти проблемы в цели.

Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.

Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для детей 2-6 лет

1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…– Где точно в вашем теле «это» находится?– Какой формы это ощущение?– Каких размеров это ощущение?– Какого цвета?– Какие образы и/или слова приходят из прошлого?– Имеет ли «это» температуру?– Какое «это» на ощупь?– Какая у этого ощущения граница?– Двигается ли «это»?– На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?– Можно ли это сдвинуть с места?3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»

Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?

Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении.

Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя.

Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше – один-два месяца.

Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую – как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой – ухудшали его.

Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период.

Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев – для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»

Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Источник: Шабанов С., Алешина А. “Эмоциональный интеллект. Российская практика”

Источник: http://eqspb.ru/emocionalnyy-intellekt/razvitie-emotionalnogo-intellekta/uprazhneniya-dlya-razvitiya-emocionalnogo-intellekta/

5 способов развить эмоциональный интеллект

Сергей Капличный

Эмоции способны помочь или помешать вам, однако вы не сможете этого узнать до тех пор, пока не поймете их суть. Книга «Эмоциональный интеллект 2.0» поможет вам разобраться со своими эмоциональными состояниями и научиться с ними совладать.

Выбрали для вас пять советов, которые помогут правильно воспринимать собственные эмоции.

Перестаньте воспринимать чувства как хорошие и плохие

Человеку свойственно делить свои эмоции на две простые группы: хорошие и плохие. Например, большинство людей автоматически относят чувство вины к плохим эмоциям.

Вы не хотите испытывать это чувство и готовы изо всех сил бороться с собой, желая от него избавиться. В иных ситуациях вы выпускаете на волю свое возбуждение.

Иногда вы накачиваете себя энергией, а иногда разбрызгиваете ее во все стороны.

Отрицательная сторона наделения эмоций ярлыками состоит в том, что при такой оценке вы не можете по-настоящему понять, что именно чувствуете.

Когда же вы даете себе возможность спокойно разобраться с эмоцией и понять, в чем она состоит, то получаете шанс узнать, что служит причиной ее возникновения.

Отказ от суждения относительно эмоций позволит им сделать свое дело и бесследно исчезнуть.

А постоянное размышление о том, должны ли вы чувствовать то, что чувствуете, пробуждает к жизни все новые эмоции и не дает возможности реализоваться изначальному чувству.

Поэтому сразу же обращайте внимание на ситуации, когда у вас начинают развиваться те или иные эмоции. Воздержитесь от того, чтобы повесить на свою эмоцию ярлык «хорошая» или «плохая», и тогда вы сможете понять кое-что важное.

Записывайте свои эмоции

Основная проблема при развитии самовосприятия — это объективность. Довольно сложно овладеть перспективным видением своих эмоций и склонностей, когда вы каждый день пытаетесь начать лезть на гору с самого подножия. Записывая свои мысли, вы сможете фиксировать, какие события послужили триггером для эмоций и каким образом вы отреагировали на них.

Вы можете писать о том, что происходило с вами дома или на работе, — в этом нет никаких ограничений.

Всего через месяц вы заметите устойчивую модель своего поведения и возникновения эмоций, и это позволит лучше понять свои склонности.

Вы начнете лучше понимать, какие эмоции погружают вас в депрессию, что позволяет почувствовать приподнятость духа, а с какими из эмоций вам труднее всего справиться.

Тщательно наблюдайте за людьми и ситуациями, нажимающими на ваши кнопки и выпускающими на волю ваши самые сильные эмоции.

Опишите эмоции, которые вы испытываете каждый день. Не забывайте также описывать физические проявления, сопровождающие их. Вы приобретаете способность к более ясному видению, потому что фиксация ваших эмоций на бумаге позволяет легче определить, в чем состоят ваши склонности. Ваш дневник может послужить отличным источником, к которому вы прибегаете, оценивая свое самовосприятие.

Отмечайте присутствие ваших эмоций в книгах, фильмах и музыке

Если вам с трудом удается посмотреть внутрь себя для того, чтобы понять, в чем состоят ваши эмоциональные закономерности и склонности, вы можете открыть для себя ту же самую информацию с помощью кино, музыки и книг, с которыми вы чувствуете внутреннюю связь.

Если текст песни или ее настроение вступают в резонанс с вашими ощущениями, то это способно многое сказать о вашем внутреннем ощущении, а если вы постоянно вспоминаете определенного персонажа из книги или фильма, то это может свидетельствовать о том, что его мысли и чувства параллельны вашим.

Внимательное изучение этих моментов способно научить вас многому относительно себя самого. Кроме того, с помощью этого инструмента вы можете многое рассказать о своих чувствах другим людям.

Поиск отражения ваших эмоций в игре артистов позволяет вам узнать много о себе и открыть в себе чувства, которые трудно высказать словами.

Иногда вы попросту не в состоянии найти нужные слова для того, чтобы выразить нужные эмоции… и вдруг слышите, как именно их произносит герой фильма.

Слушание музыки, чтение книг, просмотр фильмов и даже взгляд на картину художника могут открыть дорогу к вашим самым глубоким эмоциям.

В следующий раз, когда ваше внимание привлечет фильм или книга, попробуйте копнуть глубже — вы никогда не знаете, что найдете в результате своих поисков.

Не давайте плохому настроению себя одурачить

Мы постоянно поддаемся плохому настроению, когда нам кажется, что весь мир настроен против нас. Это состояние покрывает густым и темным туманом наши мысли, чувства и все происходящее с нами. В работе вашего мозга есть один фокус.

Как только вы попадаете под власть плохого настроения, то теряете в дение всего хорошего в вашей жизни. Внезапно вы начинаете ненавидеть свою работу, вас раздражают друзья и близкие, вы недовольны своими достижениями, и ваш оптимизм относительно будущего улетучивается, как дым.

Где-то в глубине души вы знаете, что все не так плохо, как кажется сейчас, однако ваш мозг остается к этому глух.

Частично наше самовосприятие состоит в осознании того, через что мы проходим, пусть даже мы не можем от этого избавиться. Признайтесь себе в том, что ваше плохое настроение представляет собой своего рода облако, накрывающее все, что вы видите. Напомните себе, что ваше настроение преходяще. Эмоции изменяются постоянно, и плохое настроение пройдет — нужно лишь немного подождать.

Плохое настроение — не лучшее время для принятия важных решений.

Вы должны постоянно сознавать, в каком настроении находитесь. Если вы считаете, что сможете принимать безошибочные решения, невзирая на свое настроение, то в итоге столкнетесь с еще более серьезными проблемами.

Важно не только размышлять над тем, какие события привели вас к нынешнему настроению.

Иногда сами эти размышления (если не сильно зацикливаться на них) могут оказаться достаточным основанием для того, чтобы плохое настроение прошло само собой.

Поймите, как вы ведете себя в условиях стресса

Если вы научитесь узнавать первые признаки стресса, то окажете тем самым себе огромную услугу. Человеческое мышление и тело говорят с вами на своем собственном языке (по крайней мере, когда имеет место стресс). С помощью эмоциональных и психологических реакций они дают вам понять, когда приходит время притормозить и сделать перерыв.

К примеру, расстройство желудка может свидетельствовать о переполняющих вас нервозности и беспокойстве. Несварение желудка и усталость являются способом, с помощью которого ваше тело просит время для отдыха.

Расстройство желудка может свидетельствовать о напряжении и беспокойстве, а такие симптомы, как головная боль, стоматит или боль в спине, могут являться выражением других внутренних проблем.

Ваше самовосприятие во времена стресса и напряжения должно служить третьим ухом, внимательно слушающим голос вашего тела или его крики о помощи.

Когда вы «нажимаете» слишком сильно, ваше тело готово сказать вам о многом. Потратьте время на то, чтобы услышать эти сигналы и перезарядить свои эмоциональные батареи раньше, чем эмоциональный стресс приведет к постоянному повреждению вашей внутренней системы.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект 2.0».

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/05/29/pyat-sposobov-povysit-emocionalnyj-intellekt/

Игры на развитие эмоционального интеллекта

Рыбалка

Описание игры: Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок без червяка.

Отгадай

Ведущий: Вы любите загадки о животных? Я загадаю вам несколько из них, а вы угадывайте. «Большой, серый, зубастый, бродит по лесной чаще». Дети: Волк! Ведущий: И не волк это. В сказочном лесу, о котором мы говорим, волк живет на дереве, гнезда не вьет, своих детей в чужие гнезда кладет.

Дети: Это кукушка! Ведущий: Нет, кукушка ходит в рыжей шубке, глаза у нее хитрые, хвост пушистый, курочек любит. Дети: Это лиса! Ведущий: Нет, лиса пушистая, серая, хвостишко короткий, живет под кустом, прыгает ловко и любит морковку. Дети: Это заяц! Ведущий: Нет, заяц маленький, коричневый, бойкий, под окошком скачет, крошки собирает.

Весной в лужах купается. Громко чирикает. Дети: Воробей! Ведущий: Воробей – огромный. Носит рога ветвистые. На весь лес весной ревет, зеленые ветки жует. Дети: Это Лось! Ведущий: Лось в этом лесу носит бурую шубу, любит ягоды, коренья, ловит жуков и лягушек, а зимой спит в берлоге.

Дети: Это медведь! Ведущий: Медведь в ярком, пестром наряде, сам черный, а бока белые. Все новости по лесу разносит. Кого увидит – застрекочет. Дети: это сорока! Ведущий: Сороки зеленые. Сидят на кочке, в воду смотрятся, по ночам и перед дождем хором песни поют, весной икру мечут.

Дети: Лягушки! Ведущий: Лягушки – примерные матери, по двору гуляют, корм ищут, деток под крыло собирают. Дети: Это куры! Ведущий: Кур по утрам хозяйки на лужок выгоняют, чтобы траву ела, воду пила, молоко копила. Курица большая, рога острые, глаза грустные. Дети: Корова! Ведущий: Корову трудно увидеть: она маленькая, серенькая. Голосок звонкий.

Поет очень красиво по ночам. Кто услышит – залюбуется. Лучшим певцом зовут. Дети: Это соловей! Ведущий: Соловей возле дома гуляет. Следит за порядком в своей большой семье. По утрам солнце будит. Дети: Это петух!

Полет высоко в небе

Игра на релаксацию. (Звучит спокойная расслабляющая музыка) Ведущий: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.

Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица.

Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза.

Читайте также:  Концентрация внимания: развитие, тренировка, упражнения

Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день»

Лимон

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Ход игры: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.

Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Не хочу манной каши

Цели: Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои интересы перед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды, причёски. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично, особенно если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра даёт возможность поучиться выражать свои желания вежливо и в то же время решительно.

Инструкция: Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребёнком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребёнок что-нибудь подобное. А ребёнок это блюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора.

В одном случае пусть ребёнок по-настоящему разозлит родителей, а во втором покажите, что ребёнок говорит с родителями настолько удачно, что они готовы ему уступить.

Анализ: Каким образом ты можешь разозлить родителей так, чтобы они ещё больше захотели всё за тебя решать? Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобы они были готовы тебе уступить? В каких вопросах дети должны иметь право самим принимать решение?

Мои победы

Адаптированная на базе источника. Ребенку будет легче настроиться на новые победы, когда он замечает свой прогресс и отмечает свои достижения. Заведите вместе с ребенком полку его достижений, своеобразную доску почета.

Обязательно напишите девиз, который поможет ребенку рассчитывать на успех даже в случае неудачи. “Силен не тот, кто никогда не падал, а тот, кто падал и вставал”. Ведь не бывает побед без поражений.

Это поможет ребенку доводить сложные дела до конца, воспитать в себе “спортивный характер”, а также решительность, настойчивость и целеустремленность, сопутствующие ему. При этом нет необходимости отмечать только самые громкие победы, любой, даже самый незначительный успех имеет значение.

При этом особенно отмечайте те победы, которые были достигнуты после поражений. Они особенно ценны, потому что учат не опускать руки даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Не проломи лед

Игра «Не проломи лед», как известно, вызывает интерес, оживление и восторг у большинства детей. Ею всегда целесообразно пользоваться в игровой терапии. В этой игре имеется определенный набор правил, в частности, очередность действий и способствующая социализации ребенка необходимость смиряться с неизбежными промахами.

Игра используемая в психотерапевтических целях, позволяет наладить коммуникацию, ведет к катарсису и отреагированию чувств, а также развивает творческое мышление и практические способности ребенка (путем применения прямых указаний, метафорического обучения и имитации поведения). Описание техники Необходимо иметь игру «Не проломи лед», выпускаемую Milton Bradley Company.

Вначале следует попросить ребенка рассказать о какой-либо ситуации, вызывающей у него сильное раздражение или злость. Затем психотерапевт достает «ледяную» пластину и деревянный молоток (входят в набор игры) – они предназначены для «выпускания пара». Родитель просит ребенка подумать над тем, как он предполагает себя вести в такой же ситуации.

Родитель может подсказывать ребенку аналогичные ситуации и то, как их можно предотвратить или как вести себя, если они все же складываются. Теперь психотерапевт вступает в игру. Рассказывая о каком-нибудь случае, он пытается показать ребенку, каким образом можно решить возникающие проблемы.

Ребенок и родитель продолжают поочередно вступать в игру, вспоминая разные неприятные истории и отбивая при этом по куску «льда» до тех пор, пока вся «ледяная» пластина не окажется разбитой на мелкие осколки.

Остров везения

Задание: представь себе, что твоим родителям удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы с семьей провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове. Первый этап. Вы (как семья) можете взять с собой всего 10 предметов.

Подумай, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих. Второй этап. Согласуй список с другими членами семьи. На поиски компромисса у вас есть 5 минут.

Подведение итогов Что за предметы находились в твоем личном списке? Почему именно они? Какие проблемы возникли у тебя при составлении списка для других членов семьи? Насколько твои предложения подтвердились реальными пожеланиями других членов семьи? Как происходило обсуждение? А самое главное, теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?

Источник: https://infourok.ru/igri-na-razvitie-emocionalnogo-intellekta-3173142.html

EQ-фитнесс: Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей.

Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу.

Главная задача в развитии эмоционального интеллекта – не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их.

Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. Менеджеры с развитым ЭИ более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг.

Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения.

Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

1. Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы.

Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями.

Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:

  • Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
  • Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
  • Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
  • Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
  • Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
  • Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

2. Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания.

Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас.

Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:

  • Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
  • Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
  • Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
  • Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
  • Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
  • Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

3. Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:

  • Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
  • Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
  • Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
  • Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
  • Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

4. Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:

  • В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
  • Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
  • Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
  • Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
  • Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

5. Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ.

Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации.

Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:

  • Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
  • Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
  • Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

Источник: tedlearning.co.uk

Источник: http://womo.ua/uprazhneniya-na-emotsii-kak-zastavit-emotsionalnyiy-intellekt-rabotat-na-vas/

Способы развить эмоциональный интеллект у дошкольников

Дошкольный период крайне важен для становления основных эмоциональных выражений. Эмоции ребенка этой возрастной группы интенсивные, но в то же время, краткосрочные, переменные.

Дети начинают контролировать свои эмоциональные выражения, могут критиковать себя, оценивать поведение, сожалеть о неправильных действиях, злиться на себя. Это создает самосознание, связанное с чувством собственной идентичности, самооценки.

В этом возрасте у здорового дошкольника преобладает веселое настроение, постепенно отступает страх перед неизвестным, приобретают большее значение социальные ценности (любовь, ненависть, сочувствие, антипатия).

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников часто игнорируется, но, если малыш научится адекватно реагировать на ситуации, ощущать чувства других, это поможет ему в отношениях, в школе.

Однако, по мнению психологов, детям трудно говорить об абстрактных чувствах. Помочь в этом могут сказки, тренировка поведения в конкретных ситуациях, уход за животными.

Читайте также:  Задержка речевого развития в 2-3 года: норма, игры, упражнения

Идеальный вариант – имитация поведения старших людей (родителей).

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о данной ситуации, эффективно действовать на основе своих знаний.

Существует несколько навыков, на которых основывается диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников и детей старшего возраста. Эта диагностическая техника применима и для взрослой популяции. Актуальность ее использования зависит от возраста, текущих способностей человека.

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях. Другими словами, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не обременяться ними, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения. Это аспект социального поведения, необходимым условием которого является эмпатия, т.е. чувствительность к эмоциям других людей, их понимание, сопереживание. Он обусловлен способностью адекватной ориентации в собственных чувствах. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительная мать (родители) дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение.

Родители служат зеркалом для ребенка, своеобразным «пособием» значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама печальна, сердита).

Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми.

Если родители не ведут себя надлежащим образом (игнорируют ребенка, реагируют на него отрицательно, раздражительно), он создает другой критерий оценки.

Люди с таким опытом, как правило, склонны интерпретировать реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это не обязательно так.

Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям отражаются не только чрезмерных страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам.

Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей среднего возраста, дошкольников, малышей. Как правило, дети ищут активность, им нравится повторение, поэтому они способны быстро учиться, получая удовольствие от упражнений. Следующие 5 правил взяты из диссертации Д. Гоулмана, журналиста и психолога из США, работы которого включают более 10 книг по психологии.

Умение расслабляться

Родители часто забывают учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения.

Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно.

Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом.

Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.

Детям в этом возрасте нравится игра. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня.

У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т.е. занятия выполняете вы, а малыш повторяет за вами. В случае дыхательных упражнений показывайте ему, как дышать – он начнет подражать вам. Следуя за вами, он будет чувствовать себя в безопасности, сможет получить удовольствие от релаксационных упражнений.

Умение замечать

Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.

В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте. Отличным помощником является использование знаков и символов – их дети изучают раньше слов. Каждый знак сопровождайте словами.

Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации

Помогите ребенку представить неприятную ситуацию, полностью перебороть ее посредством положительных эмоций. Сопровождайте все словами, используйте графику. Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша. Чем он старше, тем больше независимости проявит во время упражнений.

Используйте воображение в отношении желаемых результатов

Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов.

  • Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.
  • Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.
  • Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.

В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно.

Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними

Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, спросите его, насколько оно зло. Поинтересуйтесь, что вызвало гнев.

Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует.

Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная»).

Для детей, как дошкольного, так и школьного возраста, очень важно мнение и поведение родителей. Если вы доверяете малышу, даете ему хороший пример, он будет верить вам, подражать вашим действиям.

Дети нуждаются в независимости, поэтому не бойтесь позволить им взять на себя ответственность за их действия. При этом постоянно показывайте свою любовь.

Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви.

Как развивать эмоциональный интеллект с помощью игры?

Хороший подход в самообразовании – выбрать игру, которая будет интересна как для родителей, так и для детей. В ходе общения вы постепенно расслабитесь, сможете насладиться совместно проведенным временем.

Дети с удовольствием подражают родителям, поэтому вы станете для них моделью поведения, хорошим учителем.

Благодаря играм они легче научатся выражать эмоции, продвигаться в обществе, осознавать важность хороших отношений с окружением.

Игра – это действие, обучающее поведению в различных ситуациях, которые неизбежно произойдут в будущем, правильному выражению мыслей и чувств, принятию решений, несению ответственности за них. В то же время игра развивает воображение, творчество. И последнее, но не менее важное: игра способствует развитию эмоционального интеллекта, поддержке уверенности в себе.

Простая форма образования – это рисование разных лиц на бумаге. Затем проведите «презентацию», покажите картинки малышу, поговорите с ним об изображенных эмоциях. Вы можете сами рассказать, когда вам грустно, когда весело, попросите его рассказать, как он себя чувствует, когда бывает счастливым и т.д.

Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

  • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
  • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
  • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
  • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
  • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
  • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
  • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
  • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
  • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
  • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций – своих и окружающих людей.

К чему ведут занятия?

Тренировка для развития эмоционального интеллекта имеет перед собой ряд целей. Все они – основа межличностных отношений, успешного продвижения в социуме.

  • Знание собственных эмоций. Обучение пониманию работы своего тела, понятие его как инструмента выражения чувств. Осознание того, что наличие эмоций – это правильно, естественно.
  • Контроль собственных эмоций. Это способность действовать и реагировать соответствующим образом, посредством влияния ума и воли ослаблять моментальные эмоциональные импульсы (речь идет именно о подавлении импульсивности, а не самих эмоций).
  • Сочувствие, сопереживание. Это очень важный компонент эмоционального интеллекта, представляющий собой осознание и понимание эмоций других людей, способность представить себя на месте другого человека.
  • Мотивация. Люди, которые в состоянии мотивировать себя, ожидают успеха, не боятся ставить высокие цели. Немотивированные люди ждут ограниченного успеха, ставя цели на нижней границе.
  • Разрешение конфликтов. Конфликты – это естественная часть отношений. Их необходимо решать, создавать варианты для их устранения.

Развитие эмоционального интеллекта должно быть частью каждого образования, независимо от возраста. Только благодаря нему дети смогут контролировать многие социальные навыки, от эмпатии к собственным эмоциям.

Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, он боится, пытается бороться с неизвестной вещью. Это проявляется гневом, яростью и т.д.

Родители и воспитатели детских садов должны подготовить детей к таким моментам. Лучший способ это сделать – забавная игра.

Способы развить эмоциональный интеллект у дошкольников Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-emotcionalnogo-intellekta-u-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию