Словесные игры для младшей, средней и старшей группы дошкольников

Словесные игры

ПодробностиАвтор: ГалинаКатегория: Мышление

Предлагаемые словесные игры будут полезны и обычным дошкольникам, и школьникам начальной школы с речевыми и другими проблемами. Да и просто для сокращения времени в путешествиях.

Игры со словом для дошкольников и школьников

  1. помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями,
  2. активизируют навыки словообразования и словоизменения,
  3. активизируют процесс извлечения из памяти,
  4. будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления,
  5. помогут подготовиться к обучению в школе.

Игр со словом для дошкольников огромное количество. Вы можете с их помощью с детства научить малыша такому владению словом, которому учатся взрослые в бизнесе за большие деньги. Читайте об играх со словом ещё здесь и играйте с удовольствием.

Правила игры со словами

У словесных игр широкий спектр применения.

Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

Каждый раз используйте 1-2 игры. Если вы поменяете задание к игре, то это будет уже другая игра на том же материале (на примере игры 1). 

В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.

И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

Собирайте игры со словом. Наклейте каждую игру на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека словесных игр (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

Словесные игры для развития мышления

Игра 1. Узнай домашних животных

Инструкция. Слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает какое-то животное, показать картинку в Интернете.

Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша и прочее), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд. 

  1. лиса, собака, обезьяна, заяц;
  2. лошадь, тигр, енот, медведь;
  3. петух, индюк, куропатка;
  4. баран, лось, теленок, белка;
  5. жираф, курица, коза;
  6. утка, селезень, журавль;
  7. синица, гусь, кролик;
  8. слон, корова, рысь;
  9. жеребенок, кошка, мышка;
  10. свинья, кабан, землеройка;
  11. крот, ягненок, уж;
  12. цыпленок, волк, козленок;
  13. бизон, сарай, овца.

Игра 2. Какие слова обозначают транспорт?

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

  1. грузовик, велосипед, скамейки;
  2. столб, метро, лодка, вертолет;
  3. автобус, дорога, море, машина;
  4. поезд, дом, самокат, магазин;
  5. трамвай, троллейбус, космос, луна;
  6. пароход, водитель, ракета, комета;
  7. дерево, самолет, балкон, телега.

Игра 3. Смысловые ряды

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

  1. птица-гнездо, собака -…;
  2. куртка-ткань, сапоги-…;
  3. лошадь-жеребенок, корова-…;
  4. книга-обложка, дом -…;
  5. собака- щенок, человек-…;
  6. каша-ложка, мясо-…;
  7. лодка-вода, поезд-…;
  8. белка-дупло, человек – …;
  9. цветок-стебель, дерево-…;
  10. окно-подоконник, шкаф – …;
  11. береза-листья, сосна – …;
  12. солнце-светло, ночь-…;
  13. шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

Игра 4. Отгадай предмет

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

  1. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
  2. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
  3. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
  4. ручки, зубья, (пила);
  5. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  6. растения, садовник, забор, земля (сад);
  7. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
  8. спинки, матрас, ножки (кровать);
  9. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
  10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
  11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок,  брови, щеки (лицо);
  12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
  13. пол, стены, обои, потолок (комната);
  14. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
  15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

Игра 5. Что общее у предметов?

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

  1. персик, слива (фрукты);
  2. огурец, морковь (овощи);
  3. стол, стул (мебель);
  4. корова, коза (домашние животные);
  5. шляпа, шапка (головные уборы);
  6. тюльпан, роза (цветы);
  7. кастрюля, сковорода (посуда);
  8. шкаф, кровать (мебель);
  9. платье, юбка (одежда);
  10. дождь, снег (осадки);
  11. сапоги, ботинки (обувь);
  12. коза, свинья (домашние животные);
  13. тарелка, ложка (посуда);
  14. сорока, воробей (птицы);
  15. Москва, …(название родного города) (города);
  16. Волга, Дон (реки);
  17. квас, фанта (напитки);
  18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
  19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
  20. кошка, коза (домашние животные).
  21. катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

  1. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
  2. мяч, солнце, шарик (круглые);
  3. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
  4. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
  5. солнце, одуванчик, круг (круглые);
  6. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
  7. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

Игра 6. Отгадай, о какой группе предметов идет речь

(развивает умение давать определения понятиям).

  1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
  3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
  4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
  5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
  6. Носят на ногах (обувь).
  7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
  8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно – шапки).

Словесная игра 7. Отгадай название предмета по описанию

Например: “Что это?”

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

  1. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
  2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
  3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
  4. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
  5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
  6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
  7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
  8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
  9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

Словесная игра 8. Подберите соответствующих животных к следующим словам

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

  1. лохматый, косолапый…;
  2. маленький, звенящий, длинноносый…;
  3. голодный, серый, зубастый, злой…;
  4. большой, рогатый…;
  5. злой, зубастый, зеленый…;
  6. маленькая, ловкая, проворная…;
  7. зеленая, пучеглазая…;
  8. хищный, сильный, полосатый…;
  9. ловкая, шумная, хвостатая…;
  10. яркое, теплое…;
  11. большой, серый, большеухий, толстоногий…;
  12. маленький, черный, трудолюбивый…;
  13. длиннохвостая, стрекочущая…;
  14. серый, колючий….

Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие. Сайт Нестандартные дети желает успехов!

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/slovesnyie-igryi

Дидактические игры в детском саду: их структура, цели, задачи и виды, а также примеры подобной игровой деятельности

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка.

Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей.

Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований.

Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность.

Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность.

Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп).

Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок.

Признаки, по которым легко отличить ДИ:

  • её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
  • такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
  • для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения.

В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно.

Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

  • Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
  • Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
  • Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.
Читайте также:  История театрального искусства древних стран мира

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё.

Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля»), и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Такие игровые наборы, как «Дары Фрёбеля», входящий в материалы школы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие способности дошкольников

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка.

У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание.

Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Воспитатель, модифицируя содержание игры, может добиваться решения задач разной сложности. Рассмотрим на примере игры «Чудесный мешочек».

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

  1. Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

    Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

  2. Более сложный вариант той же игры может быть таким: звери представлены не полноцветно, а в виде теней и перемещены с предыдущих мест.

    На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

  3. Наиболее сложный вариант игры: дети должны угадать зверя по контуру.

    На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики.

Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт.

Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Более сложные варианты игры «Лото», формирующие основы грамоты, счёта, понимания окружающего мира и т. п., предназначены для детей старших групп.

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности.

Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний.

В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.).

Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Таблица: структура конспекта дидактической игры

Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)

Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=Q4gmocPUdMI

Видео: дидактическая игра по математике в средней группе

https://youtube.com/watch?v=5VM3u-wAhRw

Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию

https://youtube.com/watch?v=Zltlh-dmZvs

Анализ и оценка дидактической игры в детском саду

ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:

  • целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
  • соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
  • скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.

Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников

Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.

Таблица: образец протокола оценки дидактической игры

Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр

Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины.

Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными.

При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников.

ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители.

Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр.

Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.

Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме

Примеры сценариев

Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:

  • Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
  • Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
  • Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
  • Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.

Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu.html

Игры между делом. Словесные игры

Игры между делом

Иногда кажется, что поиграть некогда, именно на такой случай существуют разнообразные игры «между делом». Представленные игры развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, ловкость, навыки произвольного поведения и, просто поднимают настроение.

Словесные игры

«Что где храниться»

Цель: развитие речи – от 3 лет

Хлеб — в хлебнице

Сахар — …

Мыло — …

Салат — …

Конфеты — …

Сухари — …

Салфетки — …

Суп — …

«У кого какая мама»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 3 лет

Цыпленок – курица

Теленок – корова

Жеребенок – лошадь

Поросенок – свинья

Львенок – львица

Тигренок – тигрица

«Что лишнее?»

Цель: Развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку. Определять «лишний» отличающийся от остальныхпредмет – от 4 лет

Назовите ребенку три слова из одной категории и четвертое слово «лишнее». Пусть малыш определит лишнее слово. Например, «кошка, собака, хомяк, таракан»- это все домашние животные, кроме…

«Угадай мелодию»

Цель: Развитие слуха, умения петь знакомые мелодии, угадывать их – от 4 лет

Напойте мелодию известной детской песенки. Пусть малыш попробует угадать, какая это песенка.

Если он узнает ее, то пусть споет следующую, а вам придется угадывать.

«Скажи одним словом»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 4 лет

Длинное ухо – длинноухий

Короткий хвост – короткохвостый

Длинные рога – длиннорогий

Рыжий хвост -рыжехвостый

Читайте также:  Как не волноваться перед выступлением на публике: практические приемы

Любит труд – трудолюбивый

Ходит быстро – быстроходный

Голубые глаза – голубоглазый

Серые глаза – сероглазый

Крепкий лоб – крепколобый

«Измени слово по аналогии»

Цель: развитие речи – от 4 лет

Виноград — виноградина

Картофель — …

Горох — …

Жемчуг — …

Лед — …

Свинья — …

Теленок — …

« Да – нет»

Цель: развитие внимания и логики – от 4 лет

Ребенок загадывает слово на заранее выбранную тему. А вы будете задавать вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово.

Потом поменяйтесь ролями.

«Да» и «Нет» не говорить – упрощенный вариант»

Цель: научиться контролировать свою речь, стимулируетнавык давать развернутый ответ на вопрос – от 4 лет

Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения детьми правил игры, роль ведущего может занимать любой ребенок.

Ведущий задает детям вопросы, побуждающие I их односложно ответить «да» или «нет».

По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое».

Естествен­но, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока –ответить правильно, соблюдая условия игры.

«Да» и «нет» не говорить»

Цель: научиться контролировать свою речь, стимулируетнавык давать развернутый ответ на вопрос – от 5 лет

Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:

Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала:

не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, «р» не выговаривать. Что изволите купить?

Или так:

Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег,велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал?

Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.

Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?

«Слово – сорняк»

Цель: развитие самоконтроля, внимания, речи – от 5 лет

Выбрать любое часто встречающееся слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово«я» или«не буду».

Договоритесь с ребенком не произносить его, пока едете в машине. Если вы или малыш все-таки нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» ( или «Проиграла!»).

«Слова на заданную букву»

Цель: развитие слухового внимания, речи, умение выделять первый звук в словах – от 5 лет

Ребенок выбирает любую букву. Наблюдая из окна автомобиля, попробуйте поискать объекты, начинающиеся на нее.

Например, на букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, тротуар.

Если слова иссякли, выберите другую букву.

« Игра в «Города»

Цель: Развивать умение выделять последний звук в слове, определять первый звук в слове, развивать внимание, умение сосредотачиваться – от 5 лет

Лучше вместо городов называть животных (или имена, или вообще любые предметы).

Называете первое слово, а ребенок должен вспомнить животное, начинающееся на последнюю букву. И так далее.

«Поиск рифмы»

Цель: Развитие слухового внимания, умения подбирать слова в рифму – от 5 лет

Начните с простого слова «рот», и по очереди придумывайте слова в рифму «год, компот, бегемот».

Вариант: можносочинять целые «стихотворения»: первую строчку придумываете вы, вторую – ребенок, итак далее по очереди.

«Спортсмены»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Спортсмен, который ходит на лыжах – лыжник

Спортсменка, которая ходит на лыжах — лыжница

Прыгает в воду – прыгун, прыгунья

Плавает в воде – пловец, пловчиха

«Сложные слова»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Рыбу ловит – рыболов

Пчел разводит – пчеловод

Сам летает – самолет

Лес рубит – лесоруб

«Скажи, что они делают»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Кто выращивает хлеб? – хлебороб

Кто выращивает виноград? – виноградарь

Кто выращивает чай? – чаевод

Кто выращивает овощи? – овощевод

«Слово к слову»

Цель: развитие ассоциативное мышление – от 5 лет

Взрослый называет первое пришедшее в голову слово, скажем «поле», и дает минуту на то, чтобы дети вспомни­ли предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием.

Через минуту взрослый просит «расшифровать» дру­гими словами предложенное слово-образ, то есть вспом­нить и перечислить все, что игроки могут соотнести с этим образом.

Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн и т. д. и т. п.

«Продолжи сказку»

Цель: развитие творчества, фантазии, речи – от 5 лет

В этой игре можно использовать любые литератур­ные произведения, уже известные ребенку этого воз­раста, и знакомить его с новыми сказками, рассказами

Взрослый начинает рассказывать сказку, но через некоторое время он должен ее,«забыть» и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим при­думать сказку до конца.

«Невероятные истории»

Цель: развитие творчества, фантазии, речи – от 5 лет

Необходимосочинитьсовершенноневероятную новогоднюю историю про свой детский сад, семью или школу, друзей и самого себя. Но с одним условием – она должна быть веселой.

«Измени слово»

Цель: развитие речи, слухового внимания, координации движения – от 5 лет

Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ла­доши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.

Теленок — телята, много телят;

поросенок — поросята, много поросят;

жеребенок — жеребята, много жеребят;

щенок— щенки, много щенят;
зайчонок — зайчата, много зайчат.

Источник:

Белая К.Ю., Баринова Н.М. и др. Методическое пособие «Семейный детский сад: развиваемся, играя»

Источник: http://ds73.ucoz.ru/publ/sovety_starshego_vospitatelja/igry_mezhdu_delom_slovesnye_igry/1-1-0-19

№ 2289 Игровые упражнения и словесные игры для дошкольников – Воспитателю.ру – сайт для воспитателей ДОУ

МБДОУ ЦРР детский сад №231

город Ульяновск

воспитатель

Игровые упражнения и словесные игры для дошкольников

В настоящее время в дошкольном образовании идет внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.

Речевое развитие является одним из главных направлений этой работы. Наше дошкольное учреждение с 1995 года углубленно занимается художественной деятельностью дошкольников, и формированием базиса личностной культуры в целом.

Мы отмечаем, что в последние годы развитие речи дошкольников имеет множество проблем (вливание в речь заимствованных терминов, слов и словечек из иностранных языков; зачастую отсутствие положительного примера взрослых в правильной грамотной речи; сокращение до критичного состояния домашнего чтения вслух народных и классических произведений и многое другое), угрожающих языку, а значит и культуре в целом.

Развитие речи дошкольников происходит во всех образовательных направлениях: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно- эстетическое. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов по речевому развитию детей дошкольного возраста выделяются следующие задачи: Владение речью, как средством общения и культуры:

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Я считаю, что особенно успешно речевое развитие детей проходит на основе игровой технологии, как наиболее психологически комфортной для детей дошкольного возраста. Подробнее остановимся на использовании малых фольклорных форм, в частности пословиц и поговорок, в работе со старшими дошкольниками.

Ни в одном жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно. Основа возникновения пословиц и поговорок едина – нравственный, социальный, трудовой, творческий опыт народа, художественные свойства и возможности русского языка.

Разучивание с детьми пословиц и поговорок, обсуждение их смысла, отражение своих впечатлений в творческих работах способствует:

-развитию речи детей, особенно образной;

-наполнению пассивного и активного словаря;

-формированию устойчивого интереса к историческим корням народа, Родины;

-обогащению кругозора, эмоциональной сферы;

-творческой активности в различных областях.

Я предлагаю некоторые игры и упражнения для развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель : формировать умение продолжать пословицу по заданному началу.

Ход: воспитатель предлагает детям поиграть, называет начало пословицы, дети продолжают:

«Как аукнется……( так и откликнется)

«Любишь кататься…..( люби и саночки возить)

«Какие сами ………( такие и сани)

«Будет терпенье…….( будет и уменье)

«Дружно не грузно ……( а врозь хоть брось)

«Трусливому зайке ……( и пенёк волк)

«За двумя зайцами погонишься……..( ни одного не поймаешь)

«Делу время ……( потехе час)

«Не рой другому яму ……( сам в неё попадёшь)

«Волков бояться ……..( в лес не ходить)

«Семь раз отмерь ……( один раз отрежь) и др.

Цель: упражнять в умении подбирать пословицу по рифмующимся словам.

Ход: воспитатель называет рифмующиеся слова, а дети подбирают к ним пословицу.

«руки – скуки» – «Умелые руки не знают скуки»

«терпенье – уменье» – «Будет терпенье, будет и уменье»

«труды – плоды» – «Какие труды, такие и плоды»

«лад-клад» – «Где лад, там и клад»

«читать – знать» – «Будешь книги читать – будешь всё знать»

«с водой – с травой» – «Апрель с водой, май с травой»

«калачи – печи» – «Любишь есть калачи, не сиди на печи»

«минутки – шутки» – «Не жалей минутки для весёлой шутки»

«сердит – болит» – «Кто зря сердит, у того голова болит»

«друзья – дня» – «Плохи друзья, коль до чёрного дня» «ленится – ценится» – «Кто ленится, тот не ценится»

«дело – смело» – «Сделал дело – гуляй смело»

«За правое дело стой смело»

«словам – делам» – «Не верь словам, а верь делам»

«тепло – добро» – «При солнышке тепло, а при матери добро» и др.

Цель; развивать умение подбирать поговорку к заданному слову.

Ход : воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему такую поговорку, где это слово встречается.

Белка – «Крутится, как белка в колесе»

Гром – «Как гром среди ясного неба»

Кошка – «Знает кошка, чьё мясо съела»

Лиса – «Лиса хитростью берёт»

Козёл – «Пусти козла в огород»

Читайте также:  Пример интервью: виды, кейсы, как правильно брать интервью

Овца – «Паршивая овца всё стадо портит»

Лев – «Сонного льва не буди»

Лень – «Ленивому и лениться лень»

Гусь – «Как с гуся вода»

Синица – «Хвалилась синица море поджечь»

Беда – «Лиха беда – начало»

Сапог – «Два сапога пара»

Огонь – «Из огня да в полымя» Сверчок – «Знай сверчок свой шесток»

Лжец – «Лжецу и в правде не поверят» и др.

Цель: упражнять в умении подбирать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные.

Ход: воспитатель предлагает подумать и назвать те пословицы и поговорки, в которых есть числа.

«Грозен Семён, а боится Семёна одна ворона»

«За д вумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

«Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да быстро растает»

« Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»

« Одна пчела много мёда не наносит»

« Один в поле не воин»

« Одна рука в ладоши не бьёт»

«Трусливый сто раз умирает» « Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Старый друг лучше новых двух » « Два друга – мороз да вьюга»

« Два сапога – пара»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и др.

Цель: упражнять детей в умении определять полярные семантические отношения слов в пословицах и поговорках; подбирать поговорки, в которых есть слова – антонимы.

Ход : воспитатель предлагает подумать и назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с противоположным значением, выделять их из пословицы.

« Короткий счёт – длинная дружба»

« Старый друг лучше новых двух»

«И месяц светит, коль солнца нет»

«В темноте и гнилушка свет »

« Лето собирает, а зима съедает»

«Лев страшно , а обезьяна смешно »

« Добро помни, а зло забывай»

«Ученье – свет , а неученье – тьма»

«Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт»

«Ручка беленька , а душа тёмненька »

«С умным найти – с дураком потерять »

«Умеешь взять – умей и дать »

« Делу время, а потехе час»

«Не хвались началом , а хвались концом »

« Дружно не грузно, а врозь , хоть брось»

« Смелый там найдёт, где робкий потеряет»

« Сытый голодного не разумеет»

«Как аукнется , так и откликнется » «Лучше молчать, чем говорить и врать»

«Что посеешь , то и пожнёшь » и др.

Цель: формировать умение подбирать пословицу, близкую по смыслу заданной.

Ход : воспитатель называет пословицу, выясняет её понимание детьми, просит назвать другую пословицу с таким же смыслом.

1. «Любопытному на днях прищемили нос в дверях» – «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»

2. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» – «Труд человека красит, а лень портит», «Ленивому и лениться лень», «Лениться да гулять – добра не видать», «Любишь кататься – люби и саночки возить»

3. «Одна пчела много мёда не наносит» – «Один в поле не воин», «Одна рука в ладоши не бьёт», «Одинокое дерево и ветер валит»

4. «Волков бояться – в лес не ходить» – «Трусливому зайке и пенёк волк», «Воин сидит под кустом, да воет»

5. «Не хвались началом, а хвались концом» – «Не спеши языком – спеши делом», «Не переходи мост, пола не дошёл до него», «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»

6. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» – «Враньё не ведёт в добро», «Лжецу и в правде не поверят», «Врёт и глазом не моргнёт», «Не верь словам, а верь делам», «Лучше молчать, чем врать»

7. «Добро помни, а зло забывай» – «За добро плати добром», «И собака помнит, кто её кормит», Мир не без добрых людей», «При солнышке тепло, а при матери добро»

8. «Всяк сверчок знай свой шесток» – «Не в свои сани не садись», «Не зная броду не суйся в воду», «Не будь овцой, а то волк съест» и др.

Цель: продолжать учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от сочетаний меняют своё значение.

Ход : воспитатель предлагает закончить фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка жёсткая.

Пластилин мягкий, а камень твёрдый.

2. Ручей мелкий, а речка глубокая.

Ягоды смородины мелкие , а ягоды клубники крупные.

3. Кашу варят густую , а суп жидкий.

Лес иногда густой, а иногда редкий.

4. После дождя земля сырая , а в солнечную погоду сухая.

Покупаем картофель сырой , а едим варёный .

5. Купили свежий хлеб, а наутро он стал чёрствый.

Летом едим свежие огурцы, а зимой солёные.

Сейчас воротничок свежий , а завтра он будет грязный и др.

Цель : применять принцип тематического отбора пословиц и поговорок при составлении сказок или рассказов детьми.

Ход : после обсуждения какой– нибудь пословицы воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто – то из героев мог сказать эту пословицу; дети могут нарисовать иллюстрацию к этой пословице.

Это упражнение рекомендуется использовать при ознакомлении детей с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок.

Детям могут быть предложены такие пословицы:

«У страха глаза велики»

«Трусливому зайке и пенёк волк»

«Кто зря сердит, у того голова болит» «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Какие сами, такие и сани»

«Одна пчела много мёда не наносит» и др.

Цель : упражнять в умении подбирать подходящие пословицы и поговорки по заданию взрослого, развивать память, воображение, художественные способности у детей.

Ход : воспитатель предлагает ребёнку подобрать пословицы к определённому литературному произведению, конкретному сказочному эпизоду, сюжетной картине, отражающей конфликтную ситуацию и т. п.

Другой вариант такого упражнения заключается в том, что взрослый даёт пословицу, разбирает её вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю, сказочный эпизод.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/mart/no-2289-igrovye-uprazhneniya-i-slovesnye-igry-dlya-doshkolnikov/

Детские словесные игры

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления,обогащению словарного запаса.

Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад. Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники.

 Предлагаю вашему вниманию несколько интересных словесных игр, которые подойдут для игр с детьми старшего дошкольного возраста с 5-7 лет.

«Новое слово». Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт».

Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Ласковое слово».

Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик,  заяц — зайчик,  книга — книжечка,  лиса — лисичка.

«Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо». — Как ты обычно ведёшь себя дома? — Ты хорошо плаваешь? — Как ты рисуешь? — Как ты катаешься на коньках? — Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?

«Одним словом». Спросите ребёнка, как назвать одним словом:

— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда) — диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) — молоко, хлеб, мука, сыр, колбаса? (Продукты) — валенки, сапоги, ботинки, сандалии, чешки? (Обувь)

— Самолёт, поезд, машина, трактор, корабль? (Транспорт)

В этой игре ребенок учится обобщать. Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец.Малыш должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Кто больше». В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето- теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай». Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

«Придумай слово».

Сможет ли ребёнок придумать слова, начинающиеся на слоги «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень), «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля), «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер)? Сможет ли он придумать слова, заканчивающиеся на слог «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог)?

«Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий-высокий»; плохо-хорошо».

«Найди ошибку». Прочитайте ребёнку предложение, спросите, из какой оно сказки и что в этом предложении не так. — Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.

— Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке. — Ниф Ниф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.

— Говорит печка: «Съешь мои пирожные – скажу, куда гуси-лебеди полетели».

— Опустил волк свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни волчий хвост».

«Кочерга». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Интереснее играть в нее с группой детей. Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

«Как тебя зовут?»-Поварешка.

«А как зовут твою маму?»-Поварешка

«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

» С кем ты гулял?»- с Поварешкой

«Кто твои друзья?» -Поварешки.

Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в роде, числе и  падеже.

«Один-много». Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.

Ребенок-люди, медвежонок-медвежата, человек-люди.

«Слово-ассоциация». Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.

Источник: http://stotysyhc.ru/detskie-slovesnye-igry/

Ссылка на основную публикацию