Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Многие считают, что использование скороговорок оправдано только во время занятий логопеда с детьми-дошкольниками, а некоторые вообще не знакомы с этим понятием. В реальности – скороговорки часто применяют и взрослые.

Чаще всего это связано со сменой профессии, но есть случаи, когда желание избавиться от дефектов речи приходит лишь в сознательном возрасте.

Какой бы ни была причина, скороговорки для улучшения качества речи и дикции взрослых – это хороший способ избавиться от проблем и комплексов, а так же получить отличное настроение на целый день.

Скороговорки для развития речи текст

Чтобы понять, что такое скороговорка, достаточно открыть любой толковый словарь. Обычно этот термин характеризуют как специально придуманный текст или фразу с труднопроизносимыми и плохо сочетаемыми звуками.

  • Побрёл бобёр в бор. 
  • В бору бобра обобрали. 
  • Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе. 
  • Бобриха бобра побранила и побрила, 
  • а бобрята бобра ободрили. 
  • Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Очень часто скороговорки — это народные произведения, которым несколько веков.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Но есть и современные, которые составлены лингвистами для решения конкретной проблемы.

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.

Они имеют довольно простой смысл, к тому же смешные и легко запоминаются. Вот только произнести их зачастую очень сложно с первого раза.

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Читайте полную версию скороговорки В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров

По смыслу, скороговорки делятся на детские и взрослые, хотя особой разницы между ними не чувствуется, только если в тексте присутствуют «недетские» слова (не удивляйтесь, есть и такие!).

  • Карасёнку раз карась
  • Подарил раскраску.
  • И сказал Карась:
  • «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
  • На раскраске Карасёнка –
  • Три весёлых поросёнка:
  • Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
  • Кукушка кукушонку купила капюшон,
  • Hадел кукушонок капюшон,
  • Как в капюшоне кукушонок смешон.

Есть также сложные  и простые, короткие и длинные, но все они преследуют одну цель – это скороговорки для развития речи. Текст скороговорок часто адаптирован под проблему, которую надо решить.

Например, четкое проговаривание звуков:

Р

  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.

Л

  • Топали да топали, дотопали до тополя,
  • До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Ж

  • Испугались медвежонка
  • Ёж с ежихой и с ежонком,
  • Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ш

  • На опушке в избушке
  • Живут старушки-болтушки.
  • У каждой старушки лукошко,
  • В каждом лукошке кошка,
  • Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Ч

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.
  • Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
  • Чертили черными чернилами чертеж.

 Ц

  • Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь

Скороговорки для улучшения дикции

Улучшать дикцию с помощью скороговорок советуют многие профессиональные дикторы и ораторы. Чтобы понятно выражать мысли, не достаточно уметь отчетливо произносить слова и звуки. Хотите, чтобы вашу речь понимали и воспринимали окружающие – тренируйте ее.

В этом тоже помогут всем известные скороговорки. Использовать рифмованные тексты для улучшения дикции нужно регулярно, а значит ежедневно. Плоды принесут только постоянные тренировки.  Не отчаивайтесь, если не видите результатов через неделю или две.

По статистике, для того чтобы ощутить изменения необходимо упражняться 21 день.

План по улучшению дикции с помощью скороговорок включает несколько пунктов:

  1. Выберите небольшое количество текстов, лучше 3-5
  2. Произносите медленно и четко, особенно окончания и проблемные звуки
  3. Тренируйтесь перед зеркалом, без звука или шепотом, таким способом выполнять артикуляционную гимнастику
  4. Произносите скороговорку с определенным тембром или эмоцией (громко, тихо, жалобным или торжествующим голосом)
  5. Распевайте текст скороговорки (например, под музыку любимой песни)

Чтобы не забыть о поставленных задачах, можно распечатать тексты и развесить по комнате, а также привлечь друзей и родственников к упражнениям, соревноваться в произношении.  Примеров скороговорок великое множество, давайте вспомним самые известные:

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

  •  Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
  • Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
  •  Но заскороговошившись, выскороговорил –
  • что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
  • И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

 Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых на букву р

Дефект при выговаривании буквы р, пожалуй, встречается чаще всего среди дефектов речи.  Этот недостаток приносит неудобство, как самому человеку, так и окружающим. На помощь в борьбе с дефектом и комплексами тоже придут скороговорки для развития речи и дикции взрослых на букву р.

Иногда человек произносит этот звук неправильно из-за физического изъяна – слишком короткой уздечки, но чаще всего причина — это слабые мышцы языка и неумение делать необходимые правильно направленные движения. Звук р нужно произносить мягко выталкивая воздух, едва касаясь языком альвеол. При этом говорящий должен ощущать небольшую вибрацию.

Примеров скороговорок для отработки буквы р очень много, их без труда можно найти в сети и книгах.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

  • Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
  • Полдвора рылом изрыла,
  • Вырыла, подрыла
  • До норы не дорыла.
  • На то хавронье и рыло,
  • Чтобы она рыла.

 Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

  • Дружно в оркестре играли дети:
  • Карл играл на чёрном кларнете,
  • Кирилл — на валторне,
  • На арфе — Алла,
  • А на рояле Лара играла.
  • Карасёнку раз карась
  • Подарил раскраску.
  • И сказал Карась:
  • «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
  • На раскраске Карасёнка —
  • Три весёлых поросёнка:
  • Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

 При наличии фантазии можно придумать любой вариант на свой вкус, лишь бы присутствовали нужные звуки.

Помните, самое важное в тренировках — это регулярность. Не бросайте занятия на полпути.  Ведь правильно поставленная и четкая речь — это залог успеха не только в ораторском искусстве, но и в жизни!

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Источник: https://womaninc.ru/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-diktsii-vzroslyih/

Скороговорки для развития речи и дикции

Главная » Саморазвитие » Скороговорки для развития речи и дикции

Скороговорки — это специально усложненные предложения, которые насыщены труднопроизносимыми звукосочетаниями, или быстро проговариваемые пословицы и поговорки.

Скороговорки применяют для развития речи и дикции. Они помогают сделать речь правильной и чистой. При помощи скороговорок детей с раннего детства учат без ошибок, четко выговаривать слова. Также эти усложненные предложения помогают детям с логопедическими проблемами научиться произносить определенный звук.

Благодаря скороговоркам могут научиться красиво говорить не только дети, но и взрослые. Скороговорками постоянно тренируют свою дикцию журналисты и телеведущие, несмотря на то, что их речь и без этого хорошо развита.

Многие скороговорки дошли до нас с давних времен, поэтому они помогают не только оттачивать дикцию, но и знакомят с народным творчеством наших предков.

Скороговорки для детей и взрослых

Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.  

Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к        

  • Бобры добры ушли в боры.
  • Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
  • Баран-буян залез в бурьян.
  • Бублик, баранку, батон и буханку.
  • Пекарь из теста испёк спозаранку.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Вылили мыло в ванну.
  • И вымыли мылом Ваню.
  • Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
  • Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
  • Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  • Гули-голуби гуляли, голубику собирали.
  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.

           Дровоколорубы рубили дубы.

  • Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
  • В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
  • Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
  • Розовые розы замерзают в морозы.
  • Зимним утром от морозе.

           На заре звенят берёзы.

  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

          Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

          Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.

  • Коси, коса, пока роса
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т

  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
  • В голубятне голуби, а на дубе желуди.
  • Мыла Мила мишку мылом,

            Мыло Мила уронила,

            Уронила Мила мыло —

            Мишку мылом не домыла.

  • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • На мели мы лениво налимов ловили.

            И меняли налимов вы мне на линя.

            О любви не меня ли вы мило молили,

            И в туманы лимана манили меня.

  • Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.
  • Пекарь Пётр пёк пироги.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  • Повар Пётр и повар Павел,

            Пётр пёк, а Павел парил,

            Парил Павел, Пётр пёк,

            Повар Пётр и повар Павел.

  • Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!

            Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!

  • Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
  • Слон сломал случайно стенку.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
  • Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Ткет ткач ткани на платки Тани.

Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ

  • Филипп к печке прилип.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
  • Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  • Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
  • В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.
  • На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
  • Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  • У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Наварила щука щей, угощала двух лещей.
  • Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Обращайтесь по любым юридическим вопросам бесплатно:8 (800) 500-27-29 доб. 318+7 (812) 426-14-07 доб.

598+7 (499) 653-60-72 доб. 455

WordPress: 26.35MB | MySQL:77 | 0,453sec

Источник: http://uspehon.ru/samorazvitie/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii.html

Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых

Скороговорки для развития речи и дикции — это отличный способ избавиться от дефектов произношения звуков. Регулярные тренировки коротких стихов и предложений улучшают качество воспроизведения слов, повышают темп и четкость разговора. Результатом методики является уменьшение психоэмоционального дискомфорта при общении с другими людьми и значительное повышение самооценки.

Чистоговорки применяют не только в периоде реабилитации при логопедической патологии. Такие литературные приемы хорошо себя зарекомендовали среди преподавателей ораторского мастерства. Их используют для подготовки высококвалифицированных кадров, таких как политические деятели, дикторы телевидения, бизнес-консультанты.

Читайте также:  Как избавиться от заикания ребёнку

Ежедневные упражнения отличаются своей простотой и доступностью. Материал всегда можно найти в магазинах, которые реализуют литературу, или на нашем сайте. Скороговорки, развивающие речь, подходят для всех возрастных категорий.

Детям их подбирают в виде коротких стихов. Взрослым подойдут более сложные варианты. В зависимости от целей изучения, начинают с легких предложений, а затем расширяют объем и разнообразие.

Главным условием для достижения эффекта является желание добиваться поставленной задачи и кропотливая работа над собой.

Достоинства скороговорок

Скороговорка для развития речи — это фраза с определенным набором трудно произносимых слов, часто шуточного характера, которая служит для тренировки речи. Логопеды часто применяют такие на практических занятиях. С помощью произношения ребенок или взрослый учится нескольким вещам:

  • четко произносить звуки и фразы;
  • освоить правильное дыхание;
  • быстро улучшить артикуляцию.
  • повысить скорость чтения.

Виды словосочетаний

Существует большое количество скороговорок для развития речи у детей и взрослых. Они различаются по нескольким критериям:

  1. степени сложности;
  2. продолжительности;
  3. возрастной критерий.

Чаще всего в быту люди сталкиваются с короткими стихами народного происхождения. Русские скороговорки для развития речи широко распространены в стандартной литературе и легко запоминаются. Малышам для изучения обычно предлагают для изучения скороговорки сказочного содержания.

Они подходят и взрослым на начальном этапе занятий. Длинные и сложные скороговорки можно найти в специальных методических пособиях. Их применяют при профессиональной подготовке. Отдельно разработаны словосочетания для тренировки отдельных звуков и скорости воспроизведения.

Подготовка к обучению

Для того чтобы научиться красиво говорить, не обязательна помощь специалиста. Можно заниматься самостоятельно, следуя таким советам:

  • Выбрать несколько вариантов стихов и повторять их от 3 до 5 раз в день в течение 10 минут.
  • Следует написать или напечатать любимые скороговорки крупным шрифтом — это помогает быстрее их запомнить.
  • Лучше разместить плакаты в местах, где чаще всего локализуется внимание.
  • Каждые 10 дней необходимо менять скороговорки для развития речи, чтобы избежать привыкания к ним речевого аппарата.

Советы по изучению скороговорок

Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:

  1. Темп произношения наращивают постепенно, начиная с медленной скорости. По мере усовершенствования речи, предложения произносят быстрее.
  2. Четко выговаривают окончания каждого слова, активизируя согласные буквы.
  3. Стараются проговаривать чистоговорки на одном дыхании.
  4. Периодически меняют интонацию голоса, меняя детский, женский и мужской тон.
  5. Хороший результат дает сочетание произношения словосочетаний с физическими упражнениями, такими как бокс, танцевальные движения, приседание, бег на месте.
  6. Присоединение творческой составляющей — воспроизведение скороговорки, накладывая ее на какую-либо мелодию.

Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.

Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.

Обучение взрослых

Для получения максимального результата лучше совмещать упражнения в домашних условиях с занятиями под контролем профессионального специалиста. Он сможет откорректировать произношение и устранить ошибки, которые возникают во время произношения слов.

Существуют курсы ораторского мастерства, где не только обучают скороговоркам для развития речи и дикции взрослых, но и помогают избавиться от страха выступления перед большим количеством людей. Этот навык является незаменимым при выборе работы, связанной с публичной деятельностью.

Особенности детских занятий

Работа с ребенком требует большего усердия. Это связано с особенностями артикуляции у детей разного возраста. Для начала необходимо подобрать материал для работы. Следует помнить, что длительные однообразные занятия будут утомлять малыша.

Поэтому лучше начинать с одного короткого предложения или стиха, постепенно усложняя скороговорки для развития речи и дикции детей. Можно предложить маленькому человеку самому выбрать словосочетание. Занятия проводят в игровой форме.

Мама должна не только контролировать правильное произношение, но и сама учиться произношению. В этом случае упражнения будут более эффективными.

Варианты скороговорок с различными звуками

Можно тренироваться воспроизводить скороговорки любого типа. Однако в некоторых случаях необходимы занятия для формирования правильной артикуляции определенных звуков. Для этого подбирают материал, в котором основную часть звуков составляют проблемные сочетания.

Чистоговорки для развития речи со звуком «ч»

Бороться с шепелявостью помогают стихи и предложения, в которых присутствует буква «ч». Для нее не существует парного звука, она глухая и мягкая.

Во время произношения губы слегка вытягивают и округляют, а зубные ряды немного сближают.

Язык широкой часть располагается у внутренней части верхних зубов, воздушный поток проходит через небольшую щель короткой струей. Можно предложить такие примеры:

  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

Тренировка звука «ш»

Многие люди выговаривают букву не совсем точно. Необходима правильная установка языка. Он приближен к верхнему небу и слегка округлен в виде лодочки. Губы несколько выдвинуты вперед. Для упражнения со звуком Ш применяют такие варианты словосочетаний:

  1. Саша шапкой по ошибке шишку сбил.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Особенности звука «щ»

Произношение этого звука очень похоже на артикуляцию при воспроизведении «ч». Однако в этом случае к небу приближен не кончик языка, а его середина. Можно назвать такие примеры для тренировки:

  • Кащея щами не угощают.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Занятия с «р»

Артикуляция во время произношения звука Р требует определенного развития речевого аппарата. Дети учатся выговаривать его с 4 до 6 лет. Поэтому ранее этого срока будет сложно освоить такие скороговорки для развития речи для детей. Существует большое количество известных видов словосочетаний и стихов, которые помогают улучшить качество буквы при воспроизведении.

Сложные формы

Скороговорки для развития правильной речи и тренировки дикции у взрослых более сложные.

Для того чтобы в полной мере овладеть ораторским искусством и произносить слова без запинки, существуют фразы из длинных слов.

Они содержат сразу несколько звуков, которые тяжело выговаривать, в одном слове. Постепенно овладевая навыком произношения таких предложений, переходят к более запутанным фразам.

Люди, которые занимаются вокалом, тоже прибегают к скороговоркам для развития речи и тренировкам. Трудные словосочетания позволяют тренировать четкость произношения во время пения. Это является профессиональной необходимостью, учитывая, что воспроизведение мелодии и стиха одновременно усложняет артикуляцию, что необходимо для укрепления мышц челюстно-лицевого аппарата.

В заключение

Результат работы над собой не заставит себя ждать. Четкая правильная речь вызывает приятные ощущения и доверие у собеседника, помогает улучшить профессиональные качества и приобрести уверенность в себе.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-vzroslyh.html

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Мы часто думаем, что работать над артикуляционным аппаратом нужно только детям, но на самом деле есть очень эффективные скороговорки для развития речи и дикции взрослых.

Такие скороговорки для улучшения и тренировки дикции существуют давно, и сегодня всё чаще люди в возрасте не боятся работать над собой и используют такие сложные и большие тексты для чёткого произношения.

Подобные занятия обычно проходят легко и весело, так как работа основывается не на каких-то строгих правилах и запретах. Так что давайте скорее в неё включаться. Ведь хорошо поставленная и чёткая дикция может быть причиной для гордости!

Рекомендуем прочитать: Самые трудные скороговорки

Немного о скороговорках для улучшения дикции

Со скороговорками для развития речи каждый из нас знаком буквально с детских лет. Мы привыкли их проговаривать в виде мини-стишков, небольших фраз или набора слов. Но всегда подобные тексты несут смысл.

Так что запоминаются они просто и легко как детьми, так и взрослыми. Некоторые версии можно повторить очень просто и без предварительной подготовки.

Другие же – заставят вас попотеть, поскольку с первого раза не поддаются безошибочному воспроизведению.

Более того, есть такие трудноговорки для улучшения дикции, которые потребуют от вас максимум старательности и внимательности. Всё дело заключается в том, что от вашей дикции будет зависеть смысл сказанного. Некоторые фразы построены таким образом, что при нечётком быстром произношении дают не совсем приличное звучание.

Полезные и самые эффективные скороговорки для хорошей дикции – это не только развлечение. Подобные тренировки позволят вам:

  • корректно и максимально внятно выговаривать все звуки;
  • правильно произносить слова;
  • избавиться от дефектов в речи;
  • получить чёткую и правильную дикцию.

Как видно, занятия для тренировки для хорошей дикции полезны не только артистам, певцам, актёрам, ведущим, дикторам, политическим деятелям, но и любому человеку.

Рекомендуем прочитать: Самая длинная скороговорка

Как организовать эффективные тренировки для развития речи

Чтобы занятия по улучшению произношения и четкости речи стали более продуктивными, нужно их грамотно организовать. Для этого сперва следует составить список из самых лучших скороговорок для развития речи и дикции взрослых.

Для начала можно взять наиболее простые и короткие, которые вы хорошо знаете с детства. Пусть это будет комплект из 7-10 фраз. Но занятия должны быть регулярными и системными.

Достаточно выполнять их ежедневно от 2 до 5 раз по 10 минут – и результат не заставит себя долго ждать.

Вероятно, сперва вам будут казаться такие упражнения утомительными. Но поверьте, что вскоре они войдут в привычку и такой полезный навык сослужит вам добрую службу.

Затем рекомендуется составить список более сложных скороговорок для улучшения дикции. Такой рациональный подход сделает тренировки по улучшению речи более эффективными.

Периодически следует распечатывать от 3 до 5 фраз. Или можно написать их от руки. На каждую трудноговорку для улучшения дикции выделяйте индивидуальный лист. Подойдите к подготовительному процессу творчески. Сделайте шрифт крупным. Выбирайте яркие краски. Фразы должны быть броскими и заметными.

Распределите все листы со скороговорками для развития речи по квартире. Можно разместить их и в рабочем кабинете. Выбирайте те места, которые больше всего требуют вашего внимания. Пусть это будут шкафы, окна, зеркала, двери, стены. Можно прикрепить лист рядом с телевизором или с телефоном.

При таком подходе процесс заучивания скороговорок и сами тренировки будут проходить планомерно и системно.

На заметку! Но не забывайте, что с периодичностью 1 раз в 10 дней набор фраз для работы над дикцией взрослых следует менять. В противном случае артикуляционный аппарат развиваться не будет – наступит привыкание.

Рекомендуем прочитать: Смешные скороговорки для конкурса взрослых

Основные правила тренировок со скороговорками для развития дикции

Если вы решили использовать скороговорки для развития речи и дикции, то следует придерживаться некоторых правил в работе. Вот основные из них:

    1. Первоначально не используйте в занятиях самые сложные и большие скороговорки. Берите короткие фразы.
    2. С новыми текстами работайте медленно и вдумчиво.

      Не спешите! Читайте по слогам. Чётко проговаривайте каждое слово. Следите за тем, насколько ритмична ваша речь.

    3. Отталкиваясь от того, насколько вы продвинулись в занятиях вперёд, наращивайте темп.
    4. Стремитесь постепенно проговаривать фразы на едином дыхании.

    5. Чтобы сделать тренировки более эффективными и разнообразными, выученные скороговорки стоит произносить на разный манер, женским или писклявым, детским или хриплым, мужским или старческим голосами. Можно пропеть фразы на разные мотивы.
    6. В занятиях над дикцией очень помогает зеркало.

      Попробуйте сперва негромко проговаривать тексты перед ним. Потом делайте работу беззвучно. Далее переходите на шёпот.

Обратите внимание! Когда будете проговаривать тексты шёпотом, следите за тем, чтобы слова были разборчивы и понятны. В этом вам может помочь диктофон. Привыкайте записывать свои занятия. Это очень полезно, так как помогает отследить прогресс и выявить явные промахи в работе.

  1. При развитии речи и улучшении дикции учитесь ставить перед собой задачи, а не просто проговаривать скороговорки. Попробуйте с помощью интонации во время произнесения текста выразить грусть, удивиться, кого-то поругать, возмутиться, продемонстрировать радость и т. д. Также во время занятий пробуйте двигаться: делать прыжки, танцевать, приседать, боксировать и выполнять другие действия. Главное – подходите к тренировкам со скороговорками для улучшения дикции у взрослых с удовольствием, прямо как ребёнок! Тогда всё получится!

Есть и ещё одно важное правило работы над хорошей дикцией.  При проговаривании текстов нужно сделать акцент на резком подчёркивании окончаний в словах. Это сделает вашу речь более чёткой и внятной. Но не утяжеляйте согласные звуки. Старайтесь просто активизировать их.

Какие скороговорки подходят для улучшения дикции взрослых

Есть самые разные скороговорки для дикции взрослых, которые можно использовать в тренировках – сложные и простые, направленные на улучшение произношения «р» или других звуков.

Тут важно понимать, каких целей вы хотите добиться. Если в речи есть явные дефекты, то нужно работать над их устранением.

Когда же определённые проблемы отсутствуют, но есть желание сделать дикцию более чёткой и правильной, тогда лучше комбинировать скороговорки на разные звуки.

Скороговорки на «р» и «л»

Пожалуй, одной из наиболее распространённых проблем речи выступает дефект в произношении звуков «р» и «л». Есть множество скороговорок с буквой «р», которые помогут вам улучшить дикцию. Ниже представлены прекрасные варианты на «р» и «л»:

Вот только несколько скороговорок для проработки произношения звука «р». Ниже есть ещё несколько очень эффективных скороговорок, которые взрослые могут включить в работу для улучшения речи и усовершенствования дикции:

 

  • Дробью по перепелам да по тетеревам.
  • Из револьвера Валера валит Веру.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • Не мы ли на Ниле налима ловили?
  • Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  • Нина – няня Анина, Аня нынче нянина.
  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

Скороговорки на шипящие и свистящие звуки

Не менее часто у взрослых людей наравне с детьми встречаются проблемы с произнесением шипящих и свистящих звуков.

Как правило, проблема сводится к тому, что человек просто «свистит» в речи либо «проглатывает» звуки «ш», «с», «ц», «щ», «з», «ч», «ж». Чтобы устранить такой дефект, необходимо планомерно работать над ним.

Для тренировки вам пригодятся 20 скороговорок, специально ориентированных на проработку этих звуков:

 

  • Идет с хромой козой козел совсем косой.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • По семеро в сани уселись сами.
  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Черепаха, совсем не скучая, час сидит за чашечкой чая.
  • В камышах шуршат шестеро мышат.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • У осы не усы, не усища, а усики.
  • Зинаида, познакомь-ка, знакомого и незнакомку.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Щука, щи, овощи и квас – наше угощение для вас.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Около колодца кольцо не найдется.

Такие фразы – это настоящая находка для людей, стремящихся сделать свою речь более четкой.

Возможно, вам также понравится работать с другими текстами, позволяющими отработать свистящие и шипящие звуки. Они представлены ниже:

Работайте над развитием речи и дикции регулярно. Сделайте небольшие по времени занятия частью своей жизни – и совсем скоро вы сами и ваши знакомые заметят, насколько чище, чётче и правильнее стала ваша речь!

Источник: https://vsezdorovo.com/2018/04/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-uluchsheniya-dikcii-u-vzroslyx/

163 скороговорки для речи и дикции вебинар-тренера

Как научиться говорить красиво? Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

***

2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.

***

3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

Скороговорки для развития речи

4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.

***

5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

***

6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

***

7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

***

8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.

***

9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.

***

10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.

***

11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.

***

13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

***

15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

***

16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

***

17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

***

18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

***

19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

***

20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.

***

21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.

***

22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

***

23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

***

24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

***

25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.

***

26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.

***

27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.

***

28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

***

29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

***

30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.

***

31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.

***

32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.

***

33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

***

34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

***

35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.

***

36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

***

37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.

***

38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

***

39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

***

40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

***

41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

***

42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.

***

43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

***

45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

***

46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

***

47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

Русские народные скороговорки

48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

***

49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.

***

50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

***

51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

***

52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

***

53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

***

54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

***

55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

***

56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.

***

57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

***

58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорки смешные

59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.

***

60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.

***

61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.

***

62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.

***

63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!

***

64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

***

65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

***

66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

***

67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.

***

68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

***

69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

***

70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.

***

72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

***

73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

***

75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

***

76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

***

77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

***

78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

***

79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пяток лопат. Шёл через пруд — уцепился за прут.

Упал Ипат — пропали пять лопат.

***

80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

***

81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

***

82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

***

83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

***

84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

***

85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

***

86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

***

88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

***

89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

***

90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

***

91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

***

92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

***

93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

***

94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

***

95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

***

96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

***

97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

***

98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

***

99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.

***

100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.

***

101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

***

102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

***

103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

***

104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

***

105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

***

106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.

***

107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

***

108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

***

109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

***

110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.

***

111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

***

112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

***

113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.

***

114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

***

115. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

***

116. (Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

***

117. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

***

118. (Х,ч,п) — Был в саду переполох — Там расцвёл чертополох. Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

***

119. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

***

120. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

***

121. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

***

122. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

***

123. (Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

***

124. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони. Жили-были три китайки

Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе

Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети: У Яка с Цыпой — Шах, У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —

Шах-Шахмони-Лимпомпони.

***

125. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.

***

126. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

***

127. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

***

128. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

***

129. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

***

130. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

***

131. (Ч) — Обычай бычий, ум телячий.

***

132. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.

***

133. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

***

134. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

***

135. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.

***

136. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

***

137. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.

***

138. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.

***

139. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

***

140. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.

***

141. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

***

142. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

***

143. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

***

144. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

***

145. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.

***

146. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

***

147. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

***

148. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

***

149. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

***

150. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

***

151. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

***

152. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки, Колпаки переколпачены, новы,

Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

***

153. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

***

154. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

***

155. (Ш,к) — Трошкина шавка Укусила Пашку. Бьёт Пашка шапкой

Трошкину шавку.

***

156. (Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Целый день на пороге избушки Тараторили, будто индюшки. Замолкали на соснах кукушки, Выползали из лужи лягушки, Тополя наклоняли макушки —

Услыхать, что болтают старушки.

***

157. (Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

***

158. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.

***

159. (Щ,т) — Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

***

160. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи Есть у жаб своя жилплощадь. Здесь живёт ещё жилец —

Водяной жук-плавунец.

***

161. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

***

162. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.

***

163. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.

Источник: http://portalwebinarov.com/163-skorogovorki-dlya-rechi-i-diktsii-vebinar-trenera/

Скороговорки для развития речи и дикции детей и взрослых

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.

  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными.

Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

Происходит становление звуков и их пар [б] – [п], [в] – [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4−6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.

Об авторе

Редактор

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/491832-106-skorogovorok-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii-detej-i-vzroslyh/

Ссылка на основную публикацию