Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция

8 этапов подготовки к публичному выступлению | Учебный блог | Учебные презентации

Подготовку к презентации или другому устному выступлению – докладу, лекции – условно можно разделить на этапы.

Этап #1. Правильная формулировка темы

Прежде всего, необходимо правильно выбрать тему выступления.

Ошибка на данном этапе доходчиво показывается в фильме «Месяц длинных дней», когда главный герой на вопрос о его отсутствии на лекции ответил: «Не был, потому что название отпугнуло – Аутогенная тренировка».

Название темы выступления действительно играет значимую роль в том, какова численность слушателей захочет посетить и послушать это выступление, – оно должно быть понятным и доступным для зрителя, порой немного интригующим.

Следует избегать в названиях научных терминов, если они могут быть незнакомы большинству слушателям, а также не употреблять в названиях общие фразы. Конкретика в названии темы обязательна: название выступления «Профилактика гриппа» более информативна, чем просто «Грипп», к примеру.

Этап #2. Цель презентации

Необходимо чётко определить цель выступления – например, убедить слушателя в чём-либо или только проинформировать и проинструктировать.

Следует также чётко продумать, какова реакция должна последовать за выступлением.

Очень важны такие нюансы, как продолжительность выступления (сильно длинные могут изрядно утомить зрителя), его содержание и разнообразие источников информации при подготовке материала.

Этап #3. Какими будут выводы?

Многие ораторы рекомендуют продумывать своё выступление с конца. Считается, что завершающая часть выступления должна быть более насыщенной, но в тоже время лёгкой для восприятия, т.к. за время выступления слушатель может устать.

Здесь можно рассказать о выводах, исходящих из текста: в информационных докладах – ещё раз напомнить об объекте, о котором шла речь, в научных – о преимуществах того или иного метода. Желательно, чтобы в завершении доклада присутствовала эмоциональность в зависимости от темы – правильная направленность эмоций побудит слушателя к нужному действию.

А публичные выступления всё чаще своей целью несут именно действие слушателя: внимание – интерес – решение – действие, – вот идеальная последовательность реакции публики!

Этап #4. Первые 3 минуты выступления

Разумеется, следует детально продумать и начало выступления, особенно его первые 3 минуты, когда слушатель или заинтересовывается, или наоборот – отвлекается на время всего оставшегося доклада.

Достойное начало порой придаёт силы не совсем опытному оратору, вызывая преждевременное уважение публики. Начальный материал должен ответить на вопрос слушателя: «Зачем я здесь и что даст мне услышанный материал?».

Этап #5. Как вы будете себя вести?

Выступающему следует продумать своё поведение, что должно быть в меру раскованным и располагающим, и определить свою позицию при выступлении. Не следует лицемерить и казаться совершенно иным, чем на самом деле.

Оцените своё чувство юмора, – качественный юмор порой помогает выходить из затруднительных ситуаций. Ни в коем случае нельзя извиняться за недостаточную подготовку и недостаток знаний.

Даже если выступление позволено читать, начальную его часть следует проговорить, чтобы изначально наладить с аудиторией необходимый визуальный контакт.

Этап #6. Основная часть

Работая над содержанием основной части, следует построить её в чёткой последовательности согласно содержанию: хронологической последовательности, перечислением тех или иных критериев, признаков.

Очень эффективно действует метод сравнения и приём контраста, когда сравниваются преимущества, свойства, признаки.

Следует пару раз пересмотреть подготовленный материал и при необходимости сократить его сжатием, подготовив запасной вариант речи.

Профессиональный оратор своим выступлением способен вызвать всплеск эмоций у аудитории, предоставив слушателю живой, возбуждающий рассказ. В помощь здесь могут прийти как различные серьёзные, но интригующе факты, так и лёгкие откровения.

Очень часто заинтересовать публику можно визуальными средствами, реальными историями из жизни и что самое главное – запланированными вопросами слушателям.

Доказано что визуальные материалы и выступления в форме диалогов повышают восприятие информации на 40% и стимулируют доверие и интерес к теме.

Этап #7. Ориентируемся на целевую аудиторию

Следующим этапом в подготовке к публичному выступлению является ориентация на аудиторию. Следует чётко определить возраст предстоящей публики, их цель визита на выступление, интересы; быть может, соответствующие материалу знания. Учитывая все вышеперечисленные критерии, можно установить более тесный и прочный контакт с аудиторией.

Этап #8. Подготовка к выступлению

При подготовке следует использовать все известные методы разделения материала на части, тезисное оформление текста, заметки. При непосредственном выступлении следует как можно реже обращаться к так называемым черновикам, но использовать неброские карточки для подсказок с ключевыми словами иногда всё же имеет смысл.

Лучшим выступлением считается речь в живой и спонтанной манере исполнения. Эту спонтанность также можно подготовить, уделив внимание всем возможным вопросам аудитории и соответствующим на них ответам и также разнообразной направленности ведения выступления. Разумеется, здесь обращение к карточкам подсказкам несколько неуместно, так как спонтанность сразу же сойдёт на нет.

Следует тщательно выучить материал. Эффективное запоминание текста имеет множество методов и способов, однако использование этих методов достаточно индивидуально. Для одного лучшим помощником в запоминании текста будут визуальные подсказки, для другого – объединение текста при помощи логических последовательностей и тезисов.

Следует отдать должное важности повторения подготовленного материала. Повторение текста является обязательным. Оно позволяет тем самым отрепетировать интонацию, паузы, манеру исполнения, проверить свои знания, так как репетиция предстоящего выступления служит своеобразной практикой презентации.

Для того чтобы рационально использовать время, следует воспользоваться методом А. Линкольна, который в идеале должен войти в привычку. Он считал, что удачную речь невозможно подготовить и продумать за 30 минут, словно испечь пирог.

Кроме того, её нельзя написать по заказу, она должна созреть. Предстоящую речь следует обдумывать постоянно, не забывая о ней ни ночью, ни днём, так как основные идеи порой могут прийти в совершенно отвлечённой обстановке – в ванной или за завтраком.

Следует обсуждать материал с близкими и друзьями, постоянно задавая вопросы, как собеседникам, так и себе лично. Все мысли следует конспектировать, и вместе с тем, продолжать неутомимо думать о главных вопросах предстоящего выступления, о цели и нюансах материала.

Именно такой тщательный подход гарантирует успех выступления и непоколебимость выступающего.

Многие ораторы при тренировке и подготовке обращают внимание на опыт и манеру исполнения известных ораторов, которые в дальнейшем берут за основу, – их стилистику, интонацию, различные средства по повышению уверенности и выразительности речи.

Лишь тщательная тренировка и подготовка к выступлению сделают его успешным, эффективным и приятным как для оратора, так и для его аудитории!

Успешных вам выступлений!

Источник: http://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai/8-etapov-podgotovki-k-publichnomu-vystupleniyu.html

Основные этапы подготовки к публичному выступлению

С давних пор одну из основных ролей в жизни человека играло умение выступать перед публикой. От способа подачи информации зависел успех или провал оратора.

История риторики знает много примеров, когда способность грамотно выражать свои мысли перед публикой сыграла решающую роль в развитии не только определенного города, но и всей страны.

Именно поэтому подготовка к успешному публичному выступлению должна быть полностью продумана.

Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

Не многие люди могут хорошо выступить, предварительно не готовясь. Как правильно подготовиться к публичному выступлению? В первую очередь нужно адекватно оценить свои возможности, составить композицию выступления и умение красиво преподносить материал, чтобы его смогла понять большая аудитория.

Поэтому первым этапом в подготовке является изучение публики и количества человек, перед которыми придется выступать, ведь большой группе сложнее донести всю информацию, нежели нескольким людям.

Для успеха выступления нужно научиться подчинять себе публику. Этого можно добиться, если соблюдать несколько правил:

  • если во время выступления была допущена ошибка, то ее нужно сразу признать и исправить, пока это не сделал кто-то другой;
  • во время всей речи тон должен быть ровным и выражающим дружелюбный настрой оратора ко всем присутствующим;
  • если проводятся какие-либо обсуждения, то главный упор должен ставиться на то, что достижение правильного результата – это общая заслуга;
  • выдвигая какие-либо идеи, нужно заинтересовать и «зацепить» публику, чтобы со временем в дискуссии стало участвовать как можно большее число присутствующих.

Как грамотно подготовить публичное вступление – это будет зависеть, прежде всего, от опыта выступающего. Это связано с тем, что у человека, имеющего опыт, подготовка речи и публичное выступление занимают меньше времени, чем у того, кто еще не совсем справился со страхом сцены.

Кратко подготовка к публичному выступлению выглядит так:

  1. установление численности аудитории;
  2. подготовка к тому, чтобы адекватно реагировать на небольшие недочеты или вопросы;
  3. постановка речи;
  4. выбор темы и ее полное рассмотрение;
  5. репетиция в приближенных условиях.

Перед тем, как подготовить публичное выступление, потребуется полноценно изучить тематику доклада или речи. Это позволит устранить ошибки еще до их появления. Кроме того, знание темы позволяет оформить устный доклад без конспектов. Это происходит из-за того, что при знании темы человек легче может аргументировать факты и не сбиваться с ритма рассказа.

Как правильно готовиться к публичному выступлению

Подготовка устного публичного выступления или форменного доклада имеет свою специфику. Это регламентирует подготовку. В таких случаях стоит учитывать такие нюансы:

  • тема и направление доклада;
  • целевая аудитория;
  • место проведения;
  • как будет проходить доклад, в том числе знакомство с местной сценой;
  • основные этапы подготовки к публичному выступлению.

По этапам стоит учесть, что для некоторых категорий лиц подготовка может носить сокращенный характер, в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта.

Для большинства начинающих ораторов будет полезно узнать методы отработки голоса. Сам голос не должен быть монотонным. В речи должны быть нотки эмоциональности. Кроме этого, в самом начале требуется отделить для себя целевую аудиторию от остальных слушателей. Это позволит сосредоточиться на тех, кто будет слушать внимательно.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/akterskoe-masterstvo/podgotovka-k-publichnomu-vystupleniyu.html

Этапы подготовки публичных выступлений

Подготовка к публичному выступлению проводится с учетом особенностей и настроя аудитории, для которой готовится речь. Во внимание принимаются такие параметры, как:

  • социально-профессиональная характеристика (рабочий класс, интеллигенция, инженеры);
  • культурно-образовательный уровень участников (уровень образования – начальный, средний, высший);
  • характер деятельности;
  • осведомленность слушателей в проблеме выступления;
  • степень заинтересованности.

Количество слушателей, время выступления, ораторские способности докладчика – факторы, которые оказывают влияние на исход конкретного выступления. Как показывает практика, больше всего сложностей возникает с «неоднородной» аудиторией. Очень сложно заинтересовать, расположить и привлечь группу людей, представители которой относятся к разным возрастным, социальным, культурным группам.

Возникают также сложности в работе с молодежной группой. Жажда к противоречию, субъективизм, самолюбие, уверенность молодежи в собственной правоте – факторы, которые потребуют немало усилий и выдержки от докладчика.

Правила публичного выступления

  1. Тема доклада должна максимально точно отражать информацию, которую автор пытается донести до аудитории. Второй вопрос, который решает название доклада – привлечение интереса к выступлению. Чем интересней будет лозунг, тем больше заинтересованных слушателей появится.

  2. Понимание цели. Успешное выступление – тот доклад, по итогам которого автор добился ожидаемого результата. При формировании цели выступления нужно четко понимать, какой реакции автор выступления ожидает. Выделяют две основные цели выступления – информирование и воздействие.

    Довольно часто они объединяются в один ожидаемый результат. — при необходимости информировать людей нужно подобрать максимально простую для восприятия информацию;

    — чтобы призвать аудиторию к конкретным действиям нужно обозначить определенные мотивы.

    Достигается это путем формирования у слушателей убеждений, представлений, стремлений.

  3. Стать слушателем. Подготовка к публичному выступлению включает в себя и такой важный этап, как «ощущение себя в роли слушателя». Нужно поставить себя на место участников доклада, понять мотивы и желания этих людей. Только с учетом этой информации можно создать обращение, которое окажется продуктивным.
  4. Оценка состава аудитории. Известно, что чем «однороднее» состав слушателей, тем легче строить свое обращение к ним. Если дело приходится иметь с различной по составу аудиторией, то нужно адресовать какой-то фрагмент обращения к каждой отдельной категории участников, не оставив никого без внимания.
  5. Оценка количества слушателей. Чем больше участников, тем проще для восприятия и запоминания должна быть информация.
  6. Порядок выступления. Нужно знать, какие доклады будут предшествовать вашей речи. Каждое последующее обращение должно быть содержательней, познавательней предыдущего, не повторять и резко не противоречить им.
  7. Речь не должна быть перегруженной. Не больше семи идей или вопросов следует осветлять в одном докладе.
  8. Правильно поставленный голос. Ораторское искусство несет в себе много секретов, один из которых – волнообразная речь. Суть данного метода заключается в чередовании интонации и тональности.
  9. Правильно отлаженная скорость речи. Слишком медленная подача информации рассеивает концентрацию внимания слушателя, а излишне ускоренный темп усложняет восприятие.
  10. Уважение публики. Следует избегать превосходства, высокомерия. Постоянно взаимодействуйте со слушателями, отвечайте на вопросы, будьте заодно с ними. В противном случае провал выступления может оказаться очень близко.
  11. Умение разрядить обстановку. Излишняя серьезность докладчика, его скованность и неспособность действовать в соответствии с ситуацией – те «камни», на которые наталкиваются люди, которым не знакома риторика, ее тонкости и секреты.
Читайте также:  Как избавиться от заикания ребёнку

Источник: https://piter-trening.ru/etapy-podgotovki-publichnyh-vystuplenij/

Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели

Подготовка к публичному выступлению должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Известный психолог Д. Карнеги написал книгу с рекомендациями подготовки публичных выступлений.

Основную ее фабулу можно сформулировать так: «Нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели.

Только основываясь на этом знании возможно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Существует несколько этапов подготовки к публичному выступлению, и не освоив их, заставить слушать себя невозможно.

Содержание статьи

Для начала следует проанализировать собственные силы и понять, какого плана будет речь.

Выступления делятся на следующие виды:

  • Экспромт. Готовиться к нему практически не нужно. Оратор выходит на трибуну, рассказывает свое виденье ситуации, легко парирует реплики с мест и отвечает на вопросы. Под силу только гениальным ораторам, мастерам своего дела.Такими ораторами был Троцкий, Ленин – в некоторой степени, Мечников;
  • Заранее готовят конспект и план выступления. Каждый пункт прорабатывается заранее. Возможные вопросы продумываю, кратко записывают ответы;
  • Текст пишется заранее и затем зачитывается. Ответы на возможные вопросы также перечисляют по пунктам. Результат такой речи часто приходится наблюдать после выступления многих политических деятелей. Их спрашивают про одно – отвечают они совершенно про другое. Им написали иной текст;
  • Выступление наизусть. Текст сначала составляется, потом заучивается. После подобного выступления вопросов не предусматривается.

Особо ценятся ораторы, умеющие перестраиваться и улавливающие настроение публики.

Составить конспект не так просто. С тезисами нужно научиться работать. Сначала составляют перечень сведений, которые более полно освещают данную тему.

Затем вычленяют наиболее важное, убирая второстепенную информацию:

  • При подготовке к публичному выступлению обязательно кратко сформулировать основные тезисы;
  • Каждый тезис обязательно должен быть подкреплен реальными фактами, а лучше не одним;
  • На первых порах лучше записывать полные предложения, чтобы не пришлось потом подбирать слова;
  • Утверждения, являющиеся аксиомами, следует сформулировать заранее.

Необязательно читать речь, уткнувшись носом в подготовленный конспект. Можно иногда заглядывать в записи, сверяясь с ними, отступая от написанного текста. Тот, кто уверен в себе, записи из карманов и не достает. Но даже опытный оратор должен прорепетировать свое выступление.

Репетиция будущей речи

В этапы освоения выступлений на публике входит репетиция. Можно завести разговор с друзьями, и кратко обсудить интересующую проблему, потренироваться в кругу домашних, произносить доклад наедине с собой.

Некоторые ораторы не советуют использовать в качестве собеседника зеркало, и приводят аргумент, что оно отвлекает. Другие – не менее опытные – советуют перед зеркалом тренировать характерную жестикуляцию, которая будет использована во время речи.

Подготовка и проведение публичного выступления включает такой этап, как умение донести свои мысли до окружающих. Важно не только то, что говорят, но и как говорят.

Ораторское искусство заключается в умение заставить себя слушать, не замолкать на половине фразы, для того, чтобы найти нужное слово.

Есть те, кто умеет произносить речи от рождения, но большинству приходится этому обучатся. Начинать «учиться говорить» нужно с увеличения лексикона. Есть интересная методика, позволяющая расширить словарный запас.

Берешь дома любой бытовой предмет и пытаешься в течение 3-5 минут перечислить его охарактеризовать:

  • для чего используется;
  • основные качества;
  • почему нужен.

Из собственной речи требуется полностью изгнать слова-паразиты: блин, ммм, ааа – и подобные им. Нужно научиться пользоваться цитатами, использовать народные поговорки, анекдоты. Старых и скабрезных следует избегать.

Очень важно уметь разговаривать в нужном темпе. Слишком быстрая речь не воспринимается, медленная – нагоняет сон. Следует найти золотую середину, научиться правильно подбирать интонацию, акцентировать внимание на важных моментах.

Карнеги сформулировал основные правила подготовки публичного выступления. Придерживаясь их, можно научиться влиять на людей и завоевывать единомышленников.

Вот несколько правил, которые помогут вам выступить красиво и эффектно и победить в дебатах:

  1. Если в момент выступления понимаешь, что ошибаешься, решительно и быстро – чтобы не успели это сделать оппоненты – признаешь это;
  2. Нужно стараться придерживаться дружелюбного тона;
  3. Во время обсуждений нужно дать понять, что к правильному выводу пришли под воздействием аргументов аудитории;
  4. Постоянно нужно подчеркивать благородные мотивы действий;
  5. Свои идеи стоит подавать, добавляя трагичности. Если бросить вызов публике, равнодушной она не останется.

Речь должна завершаться красиво. Невнятное: «Вот что хотелось сказать, на этом закончим», сводит эффект от выступления к нулю. Даже опытные ораторы, умеющие легко парировать в процессе беседы, заранее продумывают окончание спичей.

В методике для подготовки публичного выступления не только объясняется, каким образом подготавливать тексты, правильно строить общение со слушателями, на что обращать внимания во время прений.

Необходимо настроиться и на место выступления, заранее подготовиться показаться перед аудиторией в выгодном свете.

«Страх сцены» знаком многим людям и оставаться спокойным, находясь в центре, на возвышении, под силу далеко не всем. Может быть, удастся найти место, с которого взгляд в зал не будет заставлять волноваться?

Если предстоит выступление с трибуны, нужно заранее сопоставить свой рост с ее высотой. «Говорящая голова» выглядит комично, вряд ли речь даже очень умного человека будут слушать внимательно, если виден только его нос. Оратор должен быть виден публике хотя бы по грудь.

Говорить придется сидя. Нужно проверить, удобно ли сидеть. Во время выступления не следует:

  • сутулиться;
  • выкладывать на стол локти рук;
  • вцепляться в подлокотники кресла – это свидетельствует о неуверенности;
  • чесаться;
  • сидеть развалясь;
  • забрасывать ногу на ногу.

Позу нужно принять следующую: сесть прямо, чуть наклониться вперед, ноги отодвинуть назад, прижав пятки к полу. В каком бы положении ни выступал оратор, он должен смотреть в глаза оппонентам и следить за их эмоциями, быстро улавливая перемену в настроении.

Заранее стоит позаботиться об одежде. Фасон одежды не должен отвлекать ни самого оратора, ни публику от произносимой речи. Нужно дать слушателям возможность сконцентрироваться на словах, а не спровоцировать обсуждение аляповатого галстука или сверхкороткой мини-юбки выступающих.

Обувь и туфли у женщин должны быть нейтральных, совпадающих цветов. Рукава закрывать хотя бы плечи. Ярких и массивных украшений также следует избегать. На официальные мероприятия мужчины традиционно надевают костюмы. Если на пиджаке 3 пуговицы – застегивают среднюю, когда только 2 – верхнюю.

  • Уже заходя в аудиторию, следует держаться уверенно. Не стоит ускорять или замедлять походку, семенить и оглядываться. Если представлены, легкой полуулыбкой стоит попытаться установить контакт с аудиторией, только выходя на подиум;
  • Перед началом речи нужно сделать паузу. Это поможет настроиться на выступление и сконцентрировать на себе внимание публики;
  • Не следует прятать от зала глаза. Наоборот, стоит несколько раз его уверенно оглядеть, выбрать определенных людей, зафиксировать на них «якорь», и только потом начинать высказывать свою точку зрения. Обезличенная речь труднее воспринимается;
  • Следить требуется не только за руками, но и за позой. Динамичный и энергичный оратор покорит зал, статичный – заставит собравшихся скучать;
  • При общении с аудиторией нельзя показывать свое превосходство, требуется избегать неуместного сарказма и злых насмешек;
  • Неформальные ситуации – споткнулся о порожек, не включился микрофон – желательно уметь обыгрывать с юмором.

Выступление получится только тогда, когда у выступающего с аудиторией возникнет визуальный контакт. Публичные выступления проходят успешно у ораторов, умеющих улавливать настроение слушателей.

Источник: https://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/osnovy-podgotovki-k-publichnoj-rechi-kak-dostignut-celi

Подготовка публичного выступления (стр. 1 из 3)

Оглавление

Введение. 2

1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. 3

2. Основные этапы разработки ораторской речи. 5

3. Варианты произнесения речи. 9

4. Содержание речи. 11

5. Репетиция публичного выступления. 14

Заключение. 17

Библиографический список. 18

Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А.П.

Чехов писал: “В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным”.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие.

Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Читайте также:  Произвольное внимание: избирательность и переключение

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.

Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка”. Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге “Слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления,

Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.

Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет: Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т.д.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу:

Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься.

Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора.

Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что “многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь”.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Как-то по центральному телевидению показывали трехсерийный фильм “Месяц длинных дней”.

Один из героев фильма, Павел Степанович, на вопрос, почему он не на лекции, ответил: “А меня название отпугнуло”. Лекция называлась “Аутогенная тренировка”.

В названии темы использован научный термин иностранного происхождения, который не всем известен, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушением.

Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции “Забота о здоровье” может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь – о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека.

Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор – о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т.п.

Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: “Группы здоровья для людей пожилого возраста”, “Работа скорой помощи в нашем районе”, “Профилактика заболеваний гриппом”, “О вреде самолечения” и др.

Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: “Поговорим о себе” (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.

Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д.

Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Довольно распространенным в повестке дня является пункт “О разном”, “Разное”. Представляется целесообразным расшифровывать и этот пункт. Ведь порой вопрос, включенный в “Разное”, бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить свое выступление.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – “Как делать” или “Что делать”, перекрываются теперь литературным лозунгом: “Для чего делать? “, т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Например, в одной из аудиторий лектор прочитал лекцию “О вреде курения”. Он имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением.

Когда лекция была закончена, лектора спросили: “А для чего вы нам все это говорили? ” Оказалось, что аудитория почти на 100 процентов некурящая, о чем выступающий знал. Лектор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет.

Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы.

И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/129503/podgotovka-publichnogo-vystupleniya

Этапы подготовки и проведения публичного выступления

Публичное выступление –это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio – «расположение»), 3)»Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio), 4)Заучивание, запоминание текста (memoria – «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio).

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный.

Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный
1.Определение темы и цели выступления. Произнесение речи. Анализ речи.
2.Оценка аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики.
3.Подбор материала.
4.Создание текста.
5.Репетиция.

Античная риторика исключительно большое значение придавала подготовке публичного выступления (это четыре из пяти этапов приведенной схемы). Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их сочинял.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким.

Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей (Например: «Нужны ли нам атомные электростанции?», «Мы – за демократическую Россию» , «Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий».

При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» – человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.

Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким – либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман – автор «Учебника риторики» – призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами».

Необходимые сведения о тех, на кого рассчитана речь – это: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое …

), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой – то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Читайте также:  Мимика и жесты: кто и что скрывает?

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно – белых красках, реагирует на эмоции.

Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого – то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление – в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон …

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 – 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Проксемика – наука о временной и пространственной организации общения – описывает следующие способы размещения слушателей в аудитории:

Способ Схематическое изображение

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/6081.html

Этапы подготовки публичной речи

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 29Следующая ⇒

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) – отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки.Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной.

В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Тогда следует исходить из личного опыта, а также из знаний по выбранной теме.

Кроме того, важно учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата.

Подбор материалов.Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, различные справочники, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к освещаемой теме.

Изучение и анализ отобранного материала.Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления.В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки.

Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Работа над композицией.После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи.

Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления.Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения Для передачи своей мысли и т.д.

Одним словом, оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ.

Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, Добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме.

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т.п.

Овладение материалом выступления.Это весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-102882.html

Этапы подготовки публичной речи

Одна из важнейших составляющих публичной речи — ее подготовка. Недаром Дейл Карнеги в своей книге «Как выработать уверенность в себе, и влиять на людей, выступая публично» писал, что хорошо подготовленная речь — это на девять десятых хорошо произнесенная речь. По мнению Карнеги, подготовку к публичному выступлению можно сравнить с подготовкой к войне.

Другие известные ораторы разделяли взгляды Карнеги по этому поводу. Авраам Линкольн всегда очень тщательно готовился ко всем своим выступлениям, используя техники, которые он брал у знаменитых софистов.

Теодор Рузвельт использовал все свое свободное время, подготавливая свои выступления. После сбора информации от быстро диктовал свою речь машинистке, затем правил текст, и опять диктовал, чтобы речь была максимально естественной.

Каждая речь уникальна. Для каждого выступления нужно собирать свой материал, сформировать собственную структуру, составлять план, использовать приемы, рассчитанные на данную конкретную аудиторию. Но можно также выделить и ряд универсальных рекомендаций, которые можно разделить на две больших части:

  • Подготовка текста выступления.
  • Подготовка самого выступления.

Подготовка текста выступления

Сбор и подготовка материала

В первую очередь при подготовке публичной речи нужно выделить достаточно времени для сбора информации, подготовки плана выступления, и продумывания своего поведения во время выступления.

Для сбора информации можно использовать самые разные источники: Интернет, печатные издания, новости, общение со знакомыми и незнакомыми людьми. Ваша тема для выступления должна созревать постепенно. Хорошие ораторы всегда готовятся к выступлению заранее, потому что при нехватке времени высока вероятность что-то упустить из виду.

Чтобы ничего не забыть, заведите блокнот, который у Вас всегда будет под рукой. и записывайте в него все свои мысли и идеи по поводу Ваших публичных выступлений. Если нужно собрать материал в кратчайшие сроки, используйте приемы скорочтения.

Изучение будущей аудитории

Вряд ли Вы добьетесь успеха, если будете рассказывать искуство плавания под парусом балеринам. И неважно при этом будет, насколько Вы хороший оратор. Слушателям должно быть понятно и интересно то, о чем Вы собираетесь рассказывать, поэтому нужно изучить их интересы, а также знания в рассматриваемой области.

Постановка цели

У каждого публичного выступления должна быть определенная цель, направленная на решение конкретных проблем, или достижение конкретных результатов. Самые оригинальные мысли на какую-то тему без определенной цели аудитории слушать будет неинтересно. Постарайтесь, изучив аудиторию, найти эту цель.

Собственная подача материала

Весь собранный материал нужно пропустить через себя, и сформировать собственное отношение к теме. Только в этом случае Ваша речь будет звучать естественно.

Получение дополнительных знаний

Изучите по теме Вашего выступления максимальное количество информации. Так Вы будете чувствовать себя более уверенно. Также Вы сможете достойно ответить на вопросы и возражения.

После сбора информации, скорее всего, Вы увидите, что она не вся должна быть в Вашей речи, поэтому поместите в нее только самое нужное для цели Вашего выступления, а остальное держите про запас.

Подготовка самого выступления

Важные части выступления

Самые важные части Вашего выступления — начало и конец, а также моменты, на которые Вы собираетесь сделать максимальный акцент. Проработайте их в первую очередь, изучите и запишите все даты, имена и названия.

Начало выступления

Именно в начале выступления оратор больше всего волнуется. Также в начале выступления создается первое впечатление аудитории о нем. Не стоит сразу приступать к теме выступления. Слушателей нужно подготовить — поприветствовать, поблагодарить, коротко сказать, о чем будет идти речь.

Конец выступления

Обычно начало и конец выступления запоминаются лучше всего. В концовку следует вложить все важные мысли и выводы. Используя слова «и наконец», «подводя итоги», Вы подготовите слушателей к тому, что выступление скоро закончится, и, завладев их вниманием, скажете все самое важное в Вашей речи.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах “Все курсы” и “Полезности”, в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Источник: http://pro444.ru/uspeh/etapy-podgotovki-publichnoj-rechi.html

Ссылка на основную публикацию