Нарушение речи у детей: причины, диагностика, обучение

Речевые расстройства у детей

Речевые расстройства – это дефекты произношения, которые возникают из-за органических или функциональных нарушений со стороны головного мозга, речевого аппарата, органов слуха и вследствие других факторов.

О речевых расстройствах говорят, когда их произношение содержит ошибки или развито хуже, чем у сверстников.

Сюда не относятся дефекты, которые проявляются во время формирования речи и исчезают по мере развития ребенка.

Эпидемиология

Наиболее часто наблюдаемая группа речевых расстройств – это небольшие задержки и проблемы с артикуляцией. Такие формы отмечаются у 15–25% малышей, они не приводят к социальным нарушениям и хорошо поддаются коррекции.

Значительные проблемы с речью встречаются у 1–5% детей школьного возраста. У мальчиков – в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

Тяжелые и устойчивые расстройства речи, которые приводят к существенным социальным нарушениям, встречаются в 0,1% случаев.

Симптомы

Речевые нарушения могут затрагивать звуковую, фонематическую, лексическую, грамматическую стороны речи. Они не проходят без специальной коррекционной работы. К ним относятся:

  • нарушения образования звуков (артикуляция);
  • нарушения в выражении и понимании тона голоса, интонации собеседника (просодия);
  • нарушения в понимании грамматически правильных предложений (синтаксис);
  • нарушения способности кодировать значение словами и декодировать значения из слов (семантика);
  • нарушения способности понимать контекст, улавливать скрытые посылы, не выраженные явно (прагматика).

Родителям стоит обратиться к специалисту, если ребенок употребляет перед словами лишние звуки, повторят первые слоги или слова в начале фразы, делает вынужденные остановки в середине слова или фразы либо просто заминается перед началом речи.

Классификация

Для дифференцирования речевых расстройств применяются две классификации: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Но поскольку они скорее дополняют друг друга, нежели противоречат, мы рассмотрим наиболее распространенные формы, представленные в каждой из них.

Дислалия – нарушение в произношении звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок не может произнести звук и просто пропускает, искажает его или заменяет другим.

Впоследствии это отражается и на письме.

Дислалия бывает простой (нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящие) и сложной (искажается произношение разных групп звуков, например, шипящие и свистящие).

Дизартрия – затрудненное произношение звуков вследствие ограничения подвижности органов артикуляции. Это связано с нарушениями со стороны центральной нервной системы.

Ринолалия – изменение тембра голоса в сторону носового произношения.

Ринолалия бывает открытой, когда струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот, и закрытой, когда проход воздуха в нос закрыт.

Открытая наблюдается при «волчьей пасти», травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. Закрытая образуется вследствие аденоидов, полипов в носу, искривлений носового хода.

Алалия – полное или частичное недоразвитие речи у детей 3–5 лет при сохранном интеллекте, хорошем слухе. Причина расстройства – недоразвитие или поражение речевых областей левого полушария головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение произношения слов родного языка по причине дефектов восприятия и воспроизведения звуков. При этом один звук может заменять целую группу, например «ть» вместо «с», «ч» и «ш»: «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка».

Другое проявление расстройства – замена сложных звуков простыми, например «л» вместо «р» – «лыба», «ф» вместо «ш» – «фуба». Третье проявление – смешение звуков, правильное употребление их в одних словах и искажение в других.

Так, ребенок может нормально произносить звуки «р», «л» и «с» по отдельности, но в речи их заменяет: «старял стлагает дошку» вместо «столяр строгает доску».

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковых, и смысловых.

Такие дети начинают позже говорить, первые слова появляются в 3–4 и даже к 5 годам, речь, как правило, аграмматична, фонетически не оформлена, ребенок понимает обращенные к нему слова, но свои мысли не озвучивает.

Наконец, речь детей с такими нарушениями обычно малопонятна, но интеллект и слух развиты нормально.

Заикание – нарушение ритма, темпа, плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата. Ребенок повторяет отдельные звуки или слоги, делает вынужденные остановки в речи. Это наблюдается в период интенсивного развития речи – от 2 до 5 лет. В начальной стадии дефект легко поддается коррекции, но со временем усиливается и влечет за собой изменения в психике.

Сопутствующие проблемы

Расстройства речи у детей требуют своевременной коррекции. При тяжелых и устойчивых нарушениях ребенок испытывает трудности в общении, учебе, чтении и правописании, возможны проблемы с математическими науками. Но если нарушения наблюдаются только на уровне артикуляции, то трудности в учебе могут и не возникнуть.

Большинство рисков связаны с психиатрической сферой. Причем проблемы могут появиться по причине самих расстройств или вследствие действия факторов, которые они вызвали.

У детей с речевыми нарушениями в будущем велик риск тревожности, дефицита внимания, сложностей в установлении социальных контактов. При низком IQ в будущем возможны психопатологии. При расстройстве рецептивной, экспрессивной и артикуляционной речи допустимы эмоциональные проблемы. Все это требует своевременной коррекции.

Диагностика

Часто расстройства речи возникают вследствие нарушений слуха, поэтому первое, что требуется сделать, – это оценить работу слухового аппарата.

Затем проводится тест общей умственной способности, чтобы дифференцировать расстройство речи и генерализованную недостаточность обучаемости.

Поскольку отклонения речи часто сопутствуют расстройствам аутического спектра, то необходима и психиатрическая оценка.

Лечение

Для оценки расстройства речи может понадобиться консультация педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, психолога. Но основную работу проводит логопед.

Логопед может дать оценку изменениям в речевом развитии и определить самое слабое звено в общем комплексе нарушений. Он поможет выбрать учебный материал для ежедневного общения с ребенком, определить последовательность и частоту занятий. Наконец, задача логопеда – направить к узкому специалисту, если такая необходимость возникнет.

Источник: https://dolgojit.net/rechevye-rasstroistva-u-detei.php

Речевые нарушения у детей

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время.

Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе.

Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений у детей

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
  2. Соматическую ослабленность;
  3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
  4. Подражание речи окружающих людей.

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

  • Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
  • Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
  • Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
  • Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.

Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

  • Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
  • Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
  • Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
  • Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
  • При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

Источник: https://lady7.net/rechevye-narushenija-u-detej.html

Нарушение речи у ребенка

Вряд ли кто-то когда-то встречал детей, которые, только начав говорить, сразу же стали делать это исключительно правильно.

Конечно, в совсем нежном возрасте не избежать смешного коверкания или невыговаривания слов, и это нормально – его речевой аппарат только формируется.

Но к 5-6 годам нормально развивающийся ребёнок должен уже отвыкнуть от подобной практики и верно произносить все звуки. Если же этого не произошло, вполне возможно, что у него какое-либо расстройство речи.

Дети с нарушением речи по интеллектуальному развитию не отстают от своих сверстников. Всё в порядке у них и со слухом. Однако у них наблюдаются отклонения в развитии речи. Такие расстройства бывают весьма разнообразными.

Что касается степеней тяжести, то их можно выделить две:

  • нарушения первой степени тяжести позволяют ребёнку учиться в обычной школе (или посещать обычные садики, во многих из которых, впрочем, есть логопедические группы)
  • расстройства второй степени требуют того, чтобы обучение детей с нарушением речи велось в специализированном учебном заведении.

Причины нарушения речи у детей

Речь состоит из двух факторов:

  • Восприятие звуков. Эту функцию контролирует расположенный в слуховой коре височной доли центр Вернике.
  • Воспроизведение звуков. За это отвечает центр Брока, находящийся в нижних отделах лобной доли.
Читайте также:  Учим буквы: игры и упражнения для детей 3-6 лет

Прежде чем мы перейдём к конкретным разновидностям речевых нарушений, каждая из которых может иметь свои предпосылки, рассмотрим общие возможные причины их возникновения:

  • плохая экология
  • влияние различных факторов ещё во время нахождения плода в утробе матери, а также во время родов: инфекции, асфиксия, интоксикация, родовые травмы и т.д.
  • черепно-мозговые травмы
  • вирусы, инфекции, менингоэнцефалиты и прочие заболевания, которым ребёнок был подвержен в первые годы своей жизни
  • общее ослабление детского здоровья
  • социальные и бытовые факторы
  • наследственные дефекты речевого аппарата (например, заячья губа)
  • снижение общей языковой культуры

Воспитание детей с нарушением речи подразумевает верный педагогический подход. Ребёнок ни в коем случае не должен считать себя неполноценным, иначе это может вызвать изменения в его характере. Он может стать вялым, апатичным, невнимательным и т.д. Вот почему нужно много внимания уделять такому понятию как социализация детей с нарушениями речи.

Обсуждаемые расстройства у детей бывают следующих видов, от которых и зависят особенности детей с нарушением речи:

  • Логоневроз (заикание). Причины этого нарушения, заключающегося в повторении согласных, слогов, слов и растягивании звуков, до сих пор до конца не выяснены. Как правило, заикается ребёнок не постоянно, а когда волнуется (например, выступая публично).
  • Алалия, наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Ребёнок прекрасно слышит, не отстаёт в умственном развитии, общителен, речевой аппарат в порядке, но при этом у него частично или полностью отсутствует речь. Алалия бывает моторной (слышит и понимает, что говорят, но не может воспроизводить слова) и сенсорной (ребёнок слышит, что ему говорят, но не может это понять, соответственно, и произносить слова не может). Причинами появления данного расстройства считают поражение речевых областей в левом полушарии мозга. Либо эти области не развились до конца.
  • Косноязычие (дислалия), то есть нарушение воспроизведения звуков, замена одних на другие, искажение или и вовсе пропускание. До 4 лет это нормально, а вот если позднее ребёнок, например, вместо «рыба» говорит «лыба», это повод показать его логопеду. У таких детей всё в порядке со словарным запасом, слухом, грамотностью и построением предложений.
  • Ринолалия – искажение звуков и тембра голоса из-за дефектов речевого аппарата (паралича мягкого нёба, травм ротовой полости, аденоидов и т.д).
  • Дизартрия – проблемы с произношением. При этом нарушении ребёнку трудно контролировать органы речи. Но это не отдельное расстройство, а одно из нарушений широкой двигательной сферы.
  • Задержка речевого развития – как правило, наблюдается в раннем возрасте и заключается в более медленном и позднем овладевании малышом речью, чем у других детей. Причин этого нарушения может быть несколько, например, проблемы с психическим и физическим развитием, социальные факторы и т.д.

Также можно отметить расстройства, связанные с письмом (дисграфия) и чтением (дислексия), которые наблюдаются у детей без проблем с умственным развитием или слухом.

Профилактика нарушения речи у детей

Зная возможные причины возникновения речевых расстройств у детей, можно составить список профилактических мер по предотвращению возникновений нарушений речи у детей:

  • Беречься во время беременности, стараться избегать заболеваний, стрессов и прочих негативных факторов, которые могут повлиять на развитие плода.
  • Охранять ребёнка от травм (особенно головы), инфекционных и вирусных заболеваний (своевременно делать прививки), следить за здоровьем речевого аппарата, беречь нервную систему малыша, не пугая его страшными сказками, криками и т.д.
  • Следить за психическим здоровьем и развитием малыша, и при отсутствии реакций, свойственных возрасту, в котором он находится, сразу же обращаться к врачу.
  • Заботиться о том, чтобы речевое развитие малыша протекало своевременно и правильно (обеспечить ребёнку с малых лет примеры грамотной красивой речи, не сюсюкать с ним, но много разговаривать, выбирать достойные дошкольные и школьные учебные заведения, в которых уделяется огромное внимание развитию ребёнка в целом и т.д).

А главное – не настраивайте себя на плохое! Даже если вам, например, не удалось избежать всех негативных факторов во время беременности, это отнюдь не значит, что у него непременно будут проблемы с развитием или речью.

Источник: http://bambinostory.com/narushenie-rechi-u-rebenka/

Нарушения речи ребенка: когда бить тревогу?

Речевые нарушения у детей имеют многообразный характер, и не всегда родители замечают проблему, надеясь на то, что все пройдет само, когда малыш подрастет. А когда задержка речевого развития уже становится явной, момент часто бывает упущен.

А ведь своевременная диагностика и правильное лечение у логопеда, невролога, психолога, специалиста по лечебной физкультуре могут не только изменить ситуацию в лучшую сторону, но и полностью избавить от проблемы в дальнейшем.

И, напротив, запущенные случаи сложнее поддаются лечению.

Важно понимать, что большую часть логопедических проблем нужно убирать до начала обучения ребенка в школе, иначе к ним могут добавиться трудности в обучении, дисграфия и дислексия.

Причины и виды нарушений речи у детей

Сначала разберем причины проблем с речью у детей. В первую очередь, они возникают на фоне проблем со здоровьем у мамы и малыша. Это так называемые органические причины ЗРР.

Сложная беременность, резус-конфликт, заболевания матери, токсикоз, родовые травмы, асфиксия в родах, врожденные заболевания у ребенка — все эти ситуации могут привести к сложностям в освоении речи.

Речь может нарушаться и вследствие болезней первых лет жизни ребенка, травм черепа.

Вторая группа причин — функциональные, или социально-бытовые. В неблагополучных бытовых условиях малыш может испытывать дефицит общения, эмоциональные проблемы, психологические стрессы, что напрямую сказывается на его речи. Есть и такой термин, как «педагогическая запущенность», означающий, что с ребенком просто не занимаются, не читают, не играют с ним и т.д.

Все нарушения речи у детей разделяют на 4 большие группы:

  • — патология звукопроизношения: дислалия, дизартрия, ринолалия;
  • — искажение речевого темпа и ритма (заикание);
  • — нарушения, связанные с патологией органов слуха;
  • — общее недоразвитие речи (алалия), утрата уже имевшейся речи (афазия).

Чаще всего речевые нарушения возникают в русле других заболеваний ребенка. В этом случае требуется комплексная помощь различных специалистов, а родителям нужно запастись терпением и настроиться на длительное лечение.

Задержка речевого развития: когда обращаться к специалистам?

Даже внешне здоровый ребенок должен время от времени бывать на приеме у логопеда, психолога, невролога. А если проблемы со здоровьем существуют, их консультации должны стать обязательными. Опишем основные признаки речевого неблагополучия ребенка при сохранном слухе в разном возрасте:

К 1 году пассивная речь начинает переходить в активную. Малыш начинает понимать речь, включается в процесс подражания звукам и действиям, активно занимается с игрушками. Если этого не происходит, возможно, у ребенка задерживается интеллектуальное развитие.

Необходимо стимулировать познавательные процессы, делать акцент на смысловую сторону речи. О нормах звукопроизношения, темпа и ритма речи пока говорить рано.

Но если малыш плохо лепечет, неэмоционален, не идет на контакт со взрослыми — это настораживающие факторы и повод обратиться к неврологу и отоларингологу.

В 2 года речь ребенка еще может быть недостаточно развитой даже на фоне физиологического и психологического здоровья.

У одних детей в 2 года речь развита хорошо, у других почти не развита, но это не всегда является показателем неблагополучия.

Ребенку необходимо активное общение со взрослыми теми способами, которые он уже хорошо освоил (жесты, звуки, слоги), игры, целенаправленное развитие мелкой моторики рук. Тогда в ближайшее время у него должна появиться фразовая речь.

https://youtu.be/yuspBATsqS8

К трем годам ребенок уже имеет более развитый речевой аппарат и интеллект и способен изъясняться с помощью простых словесных конструкций.

Если этого пока не наблюдается, нужно активно стимулировать малыша к общению, играть в ролевые игры, читать, создавать в быту ситуации, когда ребенок не сможет обойтись без речи.

Взрослым не нужно упрекать детей за неправильное произношение, иначе у молчунов и тихонь может развиться страх говорить, боязнь ошибиться. Именно в этом возрасте (с 2 лет 7 месяцев) уже можно выявить речевые нарушения, придя на прием к детскому логопеду.

В четырехлетнем возрасте возрастные дефекты речи (замена звуков, искаженное произношение) должны уйти почти полностью. Если нарушения фонематического слуха остаются (р заменяется на л, ш на с, твердые звуки заменяются на мягкие и т.д.

), сами они уже не уйдут. Потребуются занятия с логопедом. Иногда ребенку достаточно нескольких занятий, чтобы «поставить» вредную «р» или скорректировать произношение шипящих. В других случаях нужны длительные и, самое главное, регулярные упражнения.

Хорошо помогает обучение в логопедических группах детского сада, где занятия проводятся регулярно и по индивидуальному плану. Но роль родителей в постановке правильного произношения огромна: они должны следить за речью ребенка, поправлять, если это необходимо, и продолжать разносторонне развивать его.

К пяти годам случайных нарушений речи, которых пройдут сами по себе, уже быть не может. Недоразвитие связной речи, слабая речевая активность, сниженные любознательность, коммуникабельность и эмоциональность явно говорят о задержке речевого развития. Такому ребенку срочно требуется комплексное обследование у специалистов и незамедлительная помощь.

Что же касается отдельных проблем произношения (тот же буквы «р») у в целом здоровых детей, их тоже важно устранить ДО школы. Иначе речевые нарушения «пойдут» с ребенком в первый класс, а это чревато новыми, более серьезными проблемами.

Чтобы обследовать детей на речевые нарушения, нужно обратиться к неврологу (невропатологу), лору (отоларингологу), логопеду и стоматологу. Для диагностики задержки речевого развития можно сделать ЭЭГ — электроэнцефалограмму, которая выявит возможные нарушения в участках мозга, и аудиограмму для проверки слуха.

Источник: http://www.mamelle.ru/narusheniya-rechi-rebenka-kogda-bit-trevogu.html

Диагностика периферических нарушений речи у детей

При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста – логопеда или психолога.

Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслухового ее отделов.

Цель: выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.

  • Дислалия – нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.
  • «Стертая» дизартрия – нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).
  • Открытая ринолалия – нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.Оснащение и материалы.

Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия.

Процедура обследования включает пять этапов.На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни).

Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения.

Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены.

Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой: – Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя. – Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.

Читайте также:  Техника речи и постановка голоса: 11 самых эффективных упражнений

– Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус. – Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая). – Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина. – Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.

– Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях.

Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.

1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их. 2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником». 3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры. 4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему: – Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные. – Объем движений: полный, неполный. – Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный. – Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений. – Наличие сопутствующих движений (указать какие). – Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

– Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с.На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова.

Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:

– при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; – в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; – нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р’, л, л’) (значок «’» соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи: 1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку». 2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага). 3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне». 4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; «семь машин на шоссе», «пастушок быстро шел», «висел железный замок», «ручное зеркало упало». 5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания: а) определить, есть ли звук «с» в словах: самолет, лампа, миска, салфетка; б) определить количество звуков в слове и место звука «с» в словах: сок, оса, нос; в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш; г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

Обработка результатовМатериалы обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза.

Для выявления причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и моторики артикуляторного аппарата, а также соотносится с состоянием слуха и фонематического восприятия.

С учетом анамнестических данных определяются вид нарушения (дислалия, «стертая» дизартрия, открытая ринолалия), форма нарушения (моторная, сенсорная, сенсомоторная, механическая), объем и степень нарушения разных фонетических групп звуков.

ПРОТОКОЛ обследования

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________Дата__________________________________Возраст_____________________________I этапОбщие анамнестические данные______________________________________________ Психическое и физическое состояние, особенности поведения_____________________ __________________________________________________________________________ Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми_______ __________________________________________________________________________ Стремления, интересы_______________________________________________________ __________________________________________________________________________ Особенности психомоторного развития________________________________________ Речевая среда и особенности речевого развития_________________________________ __________________________________________________________________________Заключение________________________________________________________________II этапОсобенности анатомического строения артикуляторного аппарата: губы_____________________________________________________________________ зубные ряды, прикусы______________________________________________________ нижняя челюсть ___________________________________________________________ твердое нёбо______________________________________________________________ мягкое нёбо_______________________________________________________________ язык_____________________________________________________________________ заключение________________________________________________________________________________________________________________________________________III этапДвижения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп): губы_________________________________язык________________________________ нижняя челюсть___________________________________________________________ мягкое нёбо_______________________________________________________________ задняя стенка глотки________________________________________________________ Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению): Губы______________________________язык___________________________________ нижняя челюсть___________________________________________________________ мягкое нёбо_______________________________________________________________ задняя стенка глотки________________________________________________________ Особенности мимики и тонуса лицевых мышц__________________________________ __________________________________________________________________________ Сопутствующие движения (наличие, особенности)______________________________ Состояние общей моторики__________________________________________________ заключение________________________________________________________________________________________________________________________________________IV этапЗвукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов.(Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условнымиобозначениями:+ – правильное произношение,– – отсутствие звука,= – замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук,– искажение звука.)

Условие произнесения звука Звук
ш ж ч щ с с’ з з’ ц л л’ р р’
Изолированно
В начале слова
В середине слова
В конце слова

заключение_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

V этапСостояние слуха___________________________________________________________ Дифференциация неречевых звуков___________________________________________ Понимание речи и слуховая память___________________________________________ Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками____________________ __________________________________________________________________________ Фонематический анализ и синтез_____________________________________________ заключение_______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации ____________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рисунки предметов для исследования звукопроизношения

Источник: http://psyconst.ru/diagnostika-perifericheskih-narushenij-rechi-u-detej/

Коррекция нарушений речи у детей в Москве – ДокторНейро

Речевые нарушения в детском возрасте – это большой спектр нарушений, различающихся по механизму образования, по структуре и по способу их преодоления.

Нарушения речи в детском возрасте могут быть следствием внутриутробных повреждений у ребенка (алалия, ринолалия), родовых травм (алалия, дизартрия), следствием заболеваний, препятствующих нормальному психическому (аутизм) и физическому (ДЦП, полиартрит) развитию ребенка, следствием травм и вредоносных воздействий на нервную систему ребенка, полученных в момент, когда речь была уже развита (афазия).

Речевые нарушения могут быть следствием поражения либо несформированности различных органов или отделов головного мозга (расщелина неба при ринолалии; функциональная несформированность некоторых отделов коры головного мозга при алалии; подкорковые нарушения при дизартрии; а так же двигательные и эмоциональные нарушения; тугоухость). Также речевые нарушения могут быть следствием неправильного научения (например, неправильное звукопроизношение при дислалии), следствием билингвизма, социальной депривации или педагогической запущенности.

Ведущую роль в структуре того или иного речевого нарушения могут играть: нарушение понимания обращенной речи (сенсорная алалия, тугоухость), нарушение иннервации речевого аппарата (дизартрия), анатомический дефект периферического отдела речевого анализатора (ринолалия), несформированность моторной сферы (моторная алалия).

Речевые нарушения могут выступать как самостоятельные нарушения развития, так и сочетаться с задержками и нарушениями развития моторной, интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферы.

Таким образом, клиника речевых нарушений в детском возрасте разнообразна и в каждом отдельном случае уникальна. Для продуктивного преодоления речевых расстройств необходима точная диагностика и квалификация речевого нарушения.

Диагностикой речевых нарушений и постановкой речевого диагноза занимаются такие специалисты как логопед и нейропсихолог.

В виду того, что речевые нарушения часто связаны с нарушениями более глубокого уровня, важным этапом в обследовании ребенка с речевыми нарушениями является обследование невролога и функциональная диагностика (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы).

Дополнительную трудность в работу с речевыми нарушениями вносит отсутствие единой классификации речевых нарушений. В России принято использовать две классификации речевых расстройств.

Классификация

Клинико-педагочиеская классификация включает в себя два раздела:

Нарушения устной речи: дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия;
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислекия. Данная классификация разделяет речевые расстройства по структуре нарушения.
Психолого-педагогическая классификация так же включает в себя два раздела:

Нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР);
Нарушение применения средств общения: заикание. Эта классификация была создана во времена СССР и использовалась для комплектации детских групп.

Использование данной классификации не дает понимания структуры нарушений, а, скорее, описывает внешнее проявление нарушений и выраженность (ОНР I-II-III уровня). С помощью термина ФФНР можно описать такие разные по сути нарушения, как дислалия, ринолалия и дизартрия, в то время, как ОНР может подразумевать сенсорную или моторную алалию.

Часто путаницу с речевыми диагнозами усиливает использование специалистами таких определений, как задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР). Данные термины возникли в трудах исследователей (педагогов, логопедов и психологов) и являются условными и, в высокой мере, обобщающими понятиями.

Эти термины не описывают структуру нарушений, и в заключении врачей-неврологов используются в качестве дополнения к клиническому диагнозу.

Еще одним речевым диагнозом в детском возрасте, способным запутать родителей и некоторых специалистов является дисфазия. Под дисфазией часто понимают задержку развития речи как высшей психической функции вследствие функциональной несформированности коры головного мозга. Можно говорить, что дисфазия – это синоним алалии.

Лечение

Преодолением речевых нарушений в детском возрасте занимаются специалисты отделения лечебной педагогики: логопед и нейропсихолог, а также медицинские специалисты, в первую очередь – это невролог. В ряде случаем требуются консультации врачей смежных специальностей: психиатра, кардиолога, иммунолога, педиатра.

Читайте также:  Мимика лица: упражнения, как развить красивую мимику

Подбор специалистов в каждом отдельном случае происходит индивидуально.

Часто при легких случаях дислалии достаточно нескольких встреч с логопедом, в то время, как при алалии или афазии, необходим комплексный системный подход, включающий наблюдение невролога, совместную работу логопеда и нейропсихолога, периодически повторяющиеся курсы массажа, остеопатического лечения и реабилитационный курс транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС).

Источник: http://www.doctorneiro.ru/deti/narusheniya-rechi

Изменение речи

Речь выступает основным элементом общения между людьми. Нарушение развития речи у человека вызывает сложности не только с общением, но и с самореализацией его личности. Общее нарушение речи ограничивает круг общения человека и затрудняет выбор профессии.

Таким образом, нарушения устной речи сильно влияют на жизнедеятельность человека, поэтому являются серьезным поводом для обращения к специалисту. Только квалифицированный специалист сможет выявить причины, которые вызвали речевой дефект, и определить методы его устранения.

Нарушения формирования речи чаще всего наблюдаются в детстве. Подобный диагноз ставится ребенку, который имеет нормальный интеллект и слух. Во взрослом возрасте речевые нарушения являются следствием неврологических отклонений.

Причины нарушения речи

Нарушение речи может быть вызвано рядом факторов и их сочетанием:

  • Существование трудностей в различении на слух звуков.
  • Повреждение речевой зоны, которая расположена на макушке, во время родов.
  • Дефекты строения речевых органов – зубов, губ, языка, неба. Это может быть короткая уздечка, «волчья пасть», неправильный прикус.
  • Недостаточная подвижность языка и губ.
  • Следствие отставания в психическом развитии.
  • Неграмотная речь, звучащая в окружении ребенка.
  • Другое.

Причины нарушения речи могут быть разные, но все они делятся на 2 основные группы: носящие функциональный характер и обусловленные органическим генезом.

Возникновение первой группы причин характерно для раннего детства, а вторая группа обусловлена наличием пороков в развитии речевого аппарата или поражениями мозга.

Виды нарушений речи

  • Заикание. Сегодня еще не совсем определены причины и суть заикания. Это нарушение выгляди как повторение звуков, слогов, остановки речи, растягивание гласных. Оно связывается с испугом, страхом, сильным волнением, когда нарушается дыхание, а также координация движений аппарата речи.
  • Логоневроз – вид заикания, проявляется при стрессовых ситуациях.
  • Дислалия – это нарушения при произношении отдельных звуков. Может быть вызвана неправильным прикусом и прочими дефектами, повреждением отделов мозга, которые ответственны за речь, подражанием окружающим. Это нарушение развития речи у детей до 4-х лет не нуждается во вмешательстве специалистов, если позже оно не исправляется само собой, потребуется обращение к логопеду.
  • Мутизм. Так называется ситуация, когда пациент отказывается вести беседу, отвечать на поставленные вопросы. Частые причины мутизма – ушиб головного мозга, психическая травма.

Источник: https://ztema.ru/symptoms/izmenenie-rechi

Нарушение речи у детей. Нарушение речи: причины :

Степень овладения речевыми навыками – это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

Кстати, нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям – ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. Как именно это происходит, мы рассмотрим далее в статье.

Нарушение речи: причины возникновения патологии

Сразу стоит отметить, что, говоря о нарушениях речи, мы подразумеваем детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом.

А причины, вызывающие нарушение речи у детей, специалисты делят на две основные группы: органические и функциональные.

К числу первых относят повреждения тех участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также расстройство структур, управляющих артикуляцией.

Функциональные нарушения – это проблемы с работой речевого аппарата (недостаточная подвижность губ и языка, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина верхнего неба и т. п.).

Как формируются вызывающие нарушение речи причины

Для того чтобы разобраться, как именно разные патологии влияют на способность человека к общению, в данном случае к речи, стоит рассмотреть этот процесс подробнее.

Процесс оформления мысли в произносимые слова проходит несколько этапов. На первом – фраза формируется в головном мозге, в его доминантном полушарии (а именно – в височной доле).

Затем к этому процессу подключаются центры, которые отвечают за произвольные движения, и возбуждение передается по нервным волокнам на мышцы гортани, глотки, языка, губ и т. д.

Эти мышцы, а также поток воздуха из верхних дыхательных путей и формируют произносимую речь.

В результате разных патологий на каждом из перечисленных этапов может возникнуть так называемая «поломка», соответственно, в зависимости от нее, и нарушение устной речи будет проявляться по-разному.

Что приводит к проблемам с развитием речи у детей

Возникновению патологий, вызывающих нарушения речи, предшествуют различные проблемы. Это могут быть родовые травмы или асфиксия у новорожденного, которая вызывает кислородное голодание и, как следствие, осложнения со стороны ЦНС. Немаловажную роль играют и наследственные факторы, так как детям могут передаваться от родителей расстройства функционирования речевых зон мозга.

На нарушение развития речи у детей могут повлиять и патологические процессы во время беременности у матери: токсикоз, гестоз, анемия, неправильное предлежание плода, инфекционные заболевания беременной и т. п. Не меньшее влияние могут оказать и болезни, которые малыш перенес в первый год жизни.

Но не только недуги могут оказать влияние на речь ребенка. Неподходящие для нормального развития условия жизни также оказывают свое негативное воздействие. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей, живет в неблагополучной семье, то, скорее всего, формирование речевых навыков у него будет проходить с большими трудностями.

Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия

Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.

При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.

В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.

Как проявляется дизартрия

Еще один вид нарушения речи – дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно – при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.

Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.

Существует также и стертая форма дизартрии нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.

Особенности проявления дислалии

Самое частое нарушение речи у детей – это дислалия – проблемы с воспроизведением звуков. В просторечье данную патологию называют косноязычием. Как правило, дети с названной проблемой не могут произносить некоторые согласные звуки. Иногда это касается лишь одного какого-то звука, а иногда и практически всех.

В современной медицине такие нарушения разделяют в зависимости от того, какой именно звук не поддается правильному произношению. Например, трудности со звуком «р» – это ротацизм, а проблемы с произношением «с» и других шипящих и свистящих – сигмаизм. Термином же «тетизм» называют нарушения произношения всех согласных звуков или их сочетаний, кроме «т».

Что такое заикание

Сбои в темпе и ритме речи, вызванные судорогами или спазмами в разных отделах речевого аппарата, в медицине определяются как заикание. Ребенок с данной патологией с трудом может произносить слова, он делает вынужденные паузы в процессе речи и повторяет один и тот же звук или слог.

Чаще всего заикание возникает в период от двух до пяти лет. В это время нужно быть особенно внимательными к детям. Если нормально говоривший малыш вдруг замолкает и несколько дней упорно избегает речевого общения, то его обязательно следует показать врачу, так как данное состояние может оказаться первым признаком заикания.

К причинам, вызывающим данное нарушение речи, чаще всего относят разовый испуг или же длительное нахождение ребенка в обстановке, травмирующей психику.

Некоторые виды заикания относятся к тяжелым речевым нарушениям, особенно в случае если данный дефект не позволяет ребенку обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, речь идет о сочетании заикания с общим недоразвитием речи.

Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи

К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.

Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?

Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.

Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое «письменное косноязычие» – дисграфия.

Как развивается неспособность к письму

Под дисграфией подразумевается замена, пропуск или искажение букв, которые не связаны с усвоением орфографических правил. Для осваивания навыков письма требуется совместное слаженное функционирование определенных структур головного мозга, и возникновение проблем хоть в какой-то из них сказывается на результате.

Нарушение письменной речи проявляется, в основном, на фоне проблем с восприятием произносимых звуков. А такие расстройства фонематического слуха, как правило, часто встречаются у детей с речевыми трудностями.

В некоторых случаях в основе развития дисграфии лежит неправильное произношение звуков, которое и отображается на письме (ребенок, проговаривая слово при написании, пишет так, как говорит).

Профилактика нарушений речи

Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.

С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.

Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним – всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.

Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом – устной речью.

Источник: https://www.syl.ru/article/167367/new_narushenie-rechi-u-detey-narushenie-rechi-prichinyi

Ссылка на основную публикацию