Игры на внимание: упражнения и игры для развития внимательности

Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными.

По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении.

По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен.

Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.

Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений.

Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое.

Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение на развитие внимания “Муха”

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”.

Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку.

Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра.

Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру.

Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес.

Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке.

Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”.

Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись.

Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем.

Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите.

В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различна.

Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Упражнение на развитие внимания “Селектор”

Выбирается один из участников игры — “приемник”. Остальная группа — “передатчики” — занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает.

Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук.

После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”. В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнения 1—4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания.

В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу.

Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”

Участникам следует удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение.

По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”.

После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный.

Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать.

Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов.

По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

Вернуться на главную сайта http://www.mirrosta.ru/

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-i-samokontrolya.html

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.

Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада.

Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы.

Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Миссия развития внимания у детей

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста

Развитие внимания зависит от качества владения речью, что, в свою очередь, определяется уровнем развития мелкой моторики

Методы и приёмы развития внимания

Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод

Как уже отмечалось выше, без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Таблица: словесные приёмы для развития внимания

Речь является важным средством реализации задач образовательного процесса, связанного с развитием внимания

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных (!) методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Читайте также:  Высшие курсы сценаристов и режиссеров: что нужно сдавать, факультеты

Таблица: наглядные приёмы для развития внимания

Фотогалерея: картинки с заданиями для лабиринтов и поиска отличий

Для поиска отличий следует подбирать крупные изображенияДля малышей первые лабиринты должны быть с переходами под прямым угломДетям очень нравятся задания, в которых действуют персонажи любимых мультфильмовДля ребят постарше лабиринт может быть более запутанным, с плавными переходамиДля детей младшей группы должно быть не более трёх отличий

Видео: упражнения на развитие внимания — подборка от нейропсихолога

Видео: упражнения на развитие внимания у младших дошкольников

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность.

Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.

Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

  • дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
  • подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.

Таблица: виды игр на внимание

Психогимнастика

Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.

Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече.

Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней.

Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.

С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем — дети по очереди.

Игра является основной формой работы с малышами любого возраста

Картотеки игр на внимание

Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.

Игры на внимание с детьми младшей группы

При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи.

Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры.

Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.

Игры на внимание с детьми средней группы

Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы».

Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след.

Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А.

В средней группе приоритет за играми поискового характера

Игры на внимание в старшей группе

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.

В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5–6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.

Игры на внимание в подготовительной группе

Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление)в рамках одного задания.

Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика.

Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.

Видео: игровые задания на тренировку внимания у старших дошкольников

Методика организации занятий на развитие внимания

Несмотря на то что развитие аттенционных способностей — это обязательная цель любого занятия, в детских садах на усмотрение педагога при согласовании с методическим советом детского сада 1–2 раза в неделю во второй половине дня проводятся также и отдельные уроки на тренировку внимания. Структура таких занятий идентична организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) любой другой направленности.

Структурно занятия по развитию внимания ничем не отличаются от других видов уроков в детском саду

Таблица: варианты формулировки целей и задач занятий на развитие аттенционных способностей

Таблица: временной план занятий на развитие внимания

Таблица: Молочкова А.В., конспект занятия на развитие внимания в средней группе

Таблица: Новикова Т.А., конспект занятия на тему «Учимся быть внимательными» в подготовительной группе (фрагменты)

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае).

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду.

Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна.

В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov.html

Развитие внимания у детей дошкольного и школьного возраста: игры и упражнения

Источник фото: shutterstock.com

Как вы думаете, для чего нужно развивать внимание у детей? Если задать этот вопрос родителям, то многие первым делом расскажут про то, что это поможет им в учебе в школе и в университете, потом уточнят, что внимание поможет допускать меньше ошибок и лучше справляться с заданиями.

Кто-то, скорее всего, добавит про хорошее и полное восприятие материала на уроке. Но все точно скажут, что внимание нужно и за пределами процесса обучения, и будут абсолютно правы.

Чтобы ребенок в будущем не считал ворон, не отвлекался на всякую ерунду, не пропускал свою остановку в метро и не бросал дела на полдороге, развитием внимания нужно заниматься с самых малых лет.

Подробнее о внимании

Сперва о том, что это вообще такое. Внимание – это такое особенное состояние нашего сознания, при котором мы сосредотачиваемся на тех или иных сигналах окружающего нас мира, чтобы как можно правильнее воспринимать его. Внимание неразрывно связано со всеми функциями и процессами нашего мозга: интеллектуальными и сенсорными (восприятие и ощущения). С последними связь наиболее заметна.

Нужно знать, что у внимания имеется ряд характеристик, совокупность которых определяет качество внимания в принципе. Вот их список:

  1. Устойчивость – сколько времени внимание держится на одной задаче/предмете.

  2. Объем – на скольких объектах одновременно сосредотачивается внимание в долю секунды. Измеряется специальным прибором – тахистоскопом.

  3. Распределение – сколько разных предметов/задач удерживается вниманием одновременно.

  4. Концентрация – способность сосредотачиваться на главном, игнорируя лишнее в данный момент.

  5. Сосредоточенность – проявляется, когда человек концентрируется на объекте, чтобы получить максимум сведений о нем.

  6. Предметность – способность выделять не один, а несколько нужных в данный момент сигналов.

  7. Переключаемость – способность наиболее быстро переключиться с одного вида деятельности/предмета на другой. Плохая переключаемость называется рассеянностью.

Также следует помнить, что внимание вниманию рознь, а потому выделяют несколько видов внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • моторное;
  • сенсорное;
  • интеллектуальное.

Моторное внимание связано с движениями, которые совершает человек, с их точностью и аккуратностью.

Сенсорное внимание направлено непосредственно на четкое отражение действительности в голове через органы чувств, то есть на более правильное восприятие.

Интеллектуальное внимание, в свою очередь, связано с функционированием различных познавательных процессов – памятью, воображением, мышлением. То есть благодаря этому виду внимания человек запоминает информацию, более ясно и четко мыслит и т. д.

Источник фото: shutterstock.com

Нас же больше всего интересуют первые два вида внимания: произвольное и непроизвольное, поскольку предыдущие виды внимания могут включаться в произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание активизируется как бы само по себе при условии нового или сильного раздражителя (вспышка света, громкий звук, резкое неправильное ощущение, удар и т. д.).

Непроизвольное внимание может быть как полезно, так и губительно для деятельности человека. Например, когда на работе срабатывает пожарная сигнализация, человек непроизвольно обращает на нее внимание, понимая, что надо эвакуироваться.

А вот если во время работы срабатывает сигнализация на чьей-то машине под окном офиса или идут строительные работы, где то и дело что-то гремит, жужжит и падает, то тогда непроизвольное внимание только во вред.

Если непроизвольное внимание возникает у человека практически сразу, поскольку в большинстве случаев связано с безусловными рефлексами, то вот произвольное внимание вырабатывается у человека в течение жизни. Более того, произвольное внимание требует большего или меньшего усилия воли. В качестве примера приведем знакомую многим ситуацию.

Май месяц за окном, уже тепло, а ученику приходится сидеть в душном классе и писать годовую контрольную по не особо любимому предмету. И вот когда этот ученик говорит сам себе «я не буду смотреть в окно и мечтать о скорейшем окончании учебного дня, а сосредоточусь на заданиях», тогда он включает произвольное внимание.

В основном именно этот вид внимания развивается с помощью игр и упражнений, и именно его нужно вырабатывать с детства.

Особенности развития внимания в разные периоды жизни

Поначалу у ребенка присутствует только непроизвольное внимание. Произвольное внимание начинает формироваться в возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже способен играть в ролевые игры (дочки-матери, повар, врач и т. д.) или в игры с несложными правилами (прятки, догонялки, «море волнуется» и т. д.).

У детей младшего школьного возраста (6-7 лет) начинает появляться способность целенаправленно сосредотачиваться на тех или иных задачах и концентрироваться на работе.

Но не всегда им это удается, особенно если деятельность не вызывает интереса. Подростки, которые относятся к старшему школьному возрасту, уже легче концентрируют внимание на учебе или работе.

Также им проще переключаться между разными видами деятельности и удерживать внимание на нескольких объектах сразу.

Игры и упражнения на развитие внимания

Как мы видим, лучше всего начинать развитие внимания именно с 4-5 лет. Тогда это будет иметь больший смысл. А поскольку игра – главный вид деятельности у малышей в этом возрасте, то и развивать внимание лучше с помощью незамысловатых, но веселых и интересных игр.

Можно начать с игр в стиле «найди отличия». Все просто: малышу предлагаются две, на первый взгляд, одинаковые картинки. Затем озвучивается тот факт, что картинки отличаются в деталях и что задача ребенка – найти эти детали.

Главное в этой игре – не торопить ребенка, дать ему время самому подумать и посмотреть картинки. Через некоторое время можно предложить засечь, сколько времени уходит на картинку, а потом предложить ребенку справиться с заданием за определенный временной промежуток.

Каждый раз картинки должны быть новыми. Благо в Сети можно найти множество картинок разной сложности.

Источник фото:  shutterstock.com

Читайте также:  Как не волноваться перед выступлением на публике: практические приемы

Еще вы можете поставить перед ребенком ряд предметов, предложить запомнить все, что он видит, а затем попросить отвернуться и поменять что-то местами или убрать. Задача ребенка – сказать, что поменялось.

То же самое можно проделывать и с комнатой. Вы так же предлагаете запомнить все, что видит ребенок, затем просите его выйти из комнаты и меняете обстановку.

После чего вы зовете ребенка обратно в комнату и спрашиваете, что изменилось.

Также из классических игр прекрасно подойдет игра «съедобное – несъедобное». Правила известны всем: вы кидаете ребенку мяч и называете слово. Если это можно есть, то ребенок должен поймать, а если наоборот, то мяч ловить не нужно.

Еще один вариант на тему «нельзя – можно» – подвижная игра «запрещенное движение». В нее можно играть группой. В самом начале игры ведущий говорит, что всем участникам нужно повторять за ним все движения, кроме одного, которое он назовет запрещенным.

Затем начинается игра, и когда ведущий показывает запрещенное движение, ребята должны просто стоять и ничего не делать.

Похожая игра – «карлики и великаны». Когда ведущий говорит «карлики» – участники садятся, когда звучит команда «великаны» – становятся на носочки и тянут руки вверх. При этом ведущий, озвучивая вышеописанные команды, может выполнять совершенно противоположные движения. Задача участников – делать движения, соответствующие командам, а не тому, что ведущий показывает.

Также очень эффективны игры на составление из картинок пар по смыслу с дальнейшим запоминанием. Например: «зубная паста – зубная щетка», «ложка – вилка», «солнце – месяц» и т. д.

Еще одна классическая игра на запоминание – «снежный ком». В нее можно тоже играть группой.

Первый участник называет слово, второй называет предыдущее слово и добавляет свое, третий называет все предыдущие слова, добавляя свое, и так до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Все те же самые игры хороши и для ребят младшего школьного возраста. А какие-то можно усложнить. Возьмем тот же «снежный ком». Можно вести игру, пока цепочка не будет насчитывать определенное, обговоренное заранее количество слов. В случае, если кто-то сбился, можно начинать сначала.

Источник фото:  shutterstock.com

Тем не менее младшим школьникам можно давать логические задачки. Пример текста такой загадки: Друг А сказал другу Б приходить в любое время к нему домой.

Когда друг Б спросил, как он узнает, дома ли друг А, тот ответил, что если свет горит, то он дома, если нет – наоборот. Пришел друг Б как-то к дому друга А и видит, что свет то померкнет, то погаснет, то померкнет, то погаснет.

Дома ли друг А?. Ответ: Нет, поскольку померкнет и погаснет обозначают одно и то же – света нет.

Еще одна задачка на внимательность: Стоят на поляне два дома: бедный и богатый. И как-то они разом загорелись. Какой дом первым будет тушить полиция, когда приедет? Ответ: Никакой. Полиция дома не тушит, это делают пожарные.

Еще одна интересная игра – «кто там?». В нее надо играть группой, которая делится на две команды. Выбираются двое, кто будет держать покрывало, скрывающее полностью каждого ребенка.

Когда покрывало развернуто в полный рост, участники выставляют одного из участников прямо перед ним и на счет «три» опускают. Задача участников – быстро назвать, кого они видят перед собой. Тот, кто не успел, переходит в другую команду.

Побеждает та команда, которая переманила к себе всех игроков.

Эта игра также хорошо подходит и для ребят старшего школьного возраста – подростков. И если вы думаете, что в их возрасте развитие внимания не требуется, то глубоко ошибаетесь, ведь в подростковом возрасте наблюдается снижение некоторых функций нашего мозга, из-за чего отчасти возникают проблемы в учебе.

В этом возрасте можно давать более сложные упражнения – например, таблицы Шульте. Это когда в таблице расположены в случайном порядке цифры. Нужно найти все цифры или буквы по порядку, т. е. в случае с цифрами проложить как бы маршрут от 1 до 25. Есть похожая вариация с большим количеством чисел и с хаотичным их расположением в разных фигурах.

Опять же, классические упражнения и головоломки хорошо подойдут для развития внимания: судоку, ренограммы, пятнашки, кубик Рубика, «снежный ком» и т. д. Для развития мышления хорошо подойдут так называемые загадки-данетки. Это когда рассказывается небольшая история, в конце которой задается вопрос.

Отгадать ответ на него можно, задавая ведущему вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет», либо «несущественно». В магазинах можно приобрести карточки для таких игр. Еще хорошо подойдут онлайн-тренажеры для развития внимания, которые также можно без труда отыскать в Интернете.

Стоит присмотреться к курсам развития скорочтения, при котором улучшаются внимание, концентрация и реакция.

При занятиях на развитие внимания, самостоятельно или с ребенком, помните, что здесь важны две вещи: желание и запас сил и энергии. Если вы видите, что ребенок устал или уже не хочет заниматься, то стоит прекратить и продолжить в другое время. Потому что именно обучение с удовольствием приносит самые положительные и продуктивные результаты.

Источник: https://www.proaist.ru/articles/razvitie-vnimaniya-igry-i-uprazhneniya/

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников

Дошкольный возрастной период характеризуется бурным развитием речи, способностью  к замещению, к символическим действиям и использованию знаков при общении, наглядно-действенным и наглядно­-образным мышлением, повышенным вниманием к окружающему, воображению, хорошей памятью. Возникающее неудержимое, естественное для этого возрастного периода стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской личности.

Развитие внимания  в данный период имеет ряд особенностей:

–       расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами);

–        сосредоточение на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, повышенное внимание к слову, речи;

–        формирование предпосылок для развития произвольного внимания;

–       внимание становится более устойчивым. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

–       у слабо концентрированных детей   наблюдаются трудности переключения и распределения.

Развитие внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.

Воспитатель все чаще говорит дошкольнику:  «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.

Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», – говорит малыш по дороге в зоопарк.

Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что  он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Работа по развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема, распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего возраста.

Игры и упражнения, направленные на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание

Игра «Найди букву»

Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть.

Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку.

Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С».

Для детей 3-ъх летнего возраста подойдут 2 – 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку можно давать тексты из 2 – 3 абзацев.

Примечание: игры этой серии развивают устойчивость и концентрацию внимания, тренируют умение произвольно распределять и переключать внимание

Упражнение «Лабиринты»

Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.

Игра «Золушка»

Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки или просто кучки.

Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

Игра «Найди пару»

Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары.

Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 – 5 пар разных предметов.

Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.

Игры и упражнения,  направленные на развитие активного внимания

Упражнение «Будь внимателен!»

Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» – прыгать, на слове «лошадки» – ударять «копытом» об пол, «раки» – пятиться, «птицы» – бегать, раскинув руки в стороны, «аист» – стоять на одной ноге.

Игра «Ухо-нос»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними эти действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Упражнение «Зеваки»

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка.

Они объявляются победителями и им все хлопают

Игры, направленные на развитие объема внимания

Покажите малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек, для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не хватает.

Игра «Что изменилось?»

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам.

Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка.

Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

Читайте также:  Как избавиться от заикания ребёнку

Упражнения, направленные на развитие

наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение «Найди отличия»

Покажите ребенку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть картинки, а также помогают ребенку принять решение  наводящими вопросами.

Упражнение «Дни недели»

Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Упражнение «Обведи картинку»

 Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

 Материал подготовлен Анастасией Алексиной, практическим психологом ДШИ №6

Источник: http://dshi6.kharkov.ua/page/igry-i-uprazhnenija-sposobstvujushhie-razvitiju-vnimanija-doshkolnikov

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания, его произвольности, объему, переключаемости. Развития внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализа.

«Посмотри и запомни»

Упражнение развивает внимание и зрительную память. Ведущий медленно показывает несколько команд, чётко их считая, например, РАЗ – ПРИСЕЛ, ДВА – НАКЛОНИЛСЯ. Задача игроков запомнить и повторить команды под счёт. Игрокам запрещается смотреть друг на друга .

Затем начинается отсчёт, а игроки должны повторять соответствующие команды. Считать можно по порядку или вразброс.

Игра «Ухо, горло, нос»

Эта игра способствует развитию внимания и концентрации. Дети становятся в шеренгу. Ведущий встаёт перед ними и говорит: “Каждый будет закрывать то, что буду называть”. Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий.

Ведущий называет части лица, а сам при этом показывает на другие, например, говорит УХО, а закрывает ГЛАЗ, но дети должны закрывать ту часть лица, которую называет ведущий.

При желании можно делать наоборот, то есть закрывать ту часть лица, которую ведущий показывает.

«Четыре стихии»

Цель игры. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализа.Процедура игры. Дети по команде ведущего выполняют определенное движение руками. Команда «Земля» – дети опускают руки вниз. «Вода» – дети вытягивают руки вперед. «Воздух» – дети поднимают руки вверх. «Огонь»- дети вращают руками в локтевых и луч запястных суставах.

Воспитатель сначала выполняет движения в соответствии с командой. Затем игра усложняется. Воспитатель дает команду, но сам выполняет другое движение. Например, команда «Воздух» – опускает руки вниз, «Вода» – поднимает руки вверх. Задача детей действовать точно по команде.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева «Марш».Ход игры: Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого:«зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки;

«аист» — стоять на одной ноге.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова – команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом.

Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге.

Ну а когда я скажу «дети» — все должны стать детьми. Начинаем играть». 

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.
Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего. Например, один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды.

Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ).

Когда
я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

“Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”.

Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Светофор»

Цель:Для игры понадобятся красный, желтый и зеленый круг (другая форма).

Ход игры: ведущий показывает цветную карточку, а дети выполняют определенное движение. Например, желтый сигнал – шагают, зеленый – руки в стороны, красный – руки вверх.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/ighry-i-uprazhnieniia-na-razvitiie-vnimaniia.html

Эффективные игры и упражнения на развитие внимания у ребёнка 6–7 лет

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) — ответственный этап в жизни ребёнка и, как следствие, в жизни его заботливых родителей.

Идущая полным ходом подготовка к школе требует от малыша умения концентрировать внимание, удерживать его и эффективно распределять между несколькими объектами сразу.

Вы можете помочь карапузу, предложив ему для тренировки внимания полезные и увлекательные упражнения.

Развитие слухового внимания

«Большое» — «маленькое»

Сначала нужно объявить, как и на какие объекты должен реагировать ребёнок.

Вариантов много:

  • кивнуть головой;
  • хлопнуть в ладоши;
  • топнуть левой/правой ногой;
  • подпрыгнуть на одной/двух ногах;
  • дотронуться до носа

и т. п.

В игре можно использовать классификацию предметов только по одному или сразу по нескольким признакам. Например, реагировать надо на маленькие объекты живой природы. Можно договориться, что на разные объекты должна быть разная реакция. Например, если объект маленький — ребёнок встаёт на цыпочки, а если большой — приседает.

Если в игре участвует несколько детей, добавьте условие: кто ошибся — выбывает, а игра продолжается, пока не будет определён победитель.

Последовательности слов можно называть произвольно, а можно подготовиться, распечатав себе несколько карточек со словами.

Например:

Слон, телевизор, будильник, бегемот, комар, божья коровка, корова, бык, цыплёнок, велосипед, колибри, сокол, гусеница, автобус, тыква, Дюймовочка.

Для внимательных дошкольников с хорошей памятью задание можно усложнить. Пусть ребёнок послушает последовательность из нескольких слов, а потом повторит её, расставив слова по мере увеличения их размера.

Например:

  • Было: жираф, муравей, корова, стрекоза.
  • Станет: муравей, стрекоза, корова, жираф.

 «Поймай звук»

Перед началом упражнения объявляется звук, который надо ловить: услышав этот звук в речи ведущего, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или топнуть ногами).

Возможны варианты:

  • Ведущий называет произвольную последовательность слов. В некоторых из них есть звук-«беглец». Таким образом хорошо отрабатывается восприятие парных согласных.
  • Ведущий зачитывает отрывок из любимой книжки ребёнка. В этом случае можно предложить малышу не хлопать в ладоши, а считать в уме, сколько раз он услышал загаданный звук. После прочтения отрывка взрослый проверяет, справился ли карапуз с заданием. Если случилась осечка, они вместе смотрят текст и ищут «беглеца».

Например, предложите ребёнку внимательно послушать отрывок и подсчитать, сколько раз в нём прозвучал звук «с».

Осень

Отшумело весёлое лето. Укрылась земля опавшей сухой листвой.

С каждым днём становится всё прохладнее. Скоро припустят затяжные осенние дожди.

Ну, здравствуй, красавица Осень!

В этом тексте буква «с» встречается 14 раз. Обсудите, сколько раз она обозначает мягкий звук, а сколько раз — твёрдый. Вспомните, что ещё вам известно об этой букве. Попросите ребёнка назвать несколько слов, в которых буква «с» стоит в начале, в середине и в конце.

Развитие концентрации внимания

В школе ребёнку особенно важно уметь концентрироваться на объяснениях учителя, не отвлекаясь на шум в классе или коридоре, вид за окном, красивые новые школьные принадлежности на собственной парте. Чтобы повысить концентрацию внимания дошкольника, просите его выполнять ваши задания при наличии отвлекающего фактора.

Задания могут быть самыми разными — в зависимости от знаний и возможностей ребёнка:

  • посчитать до 10 в прямом, а затем обратном порядке;
  • посчитать десятками до 100;
  • рассказать алфавит;
  • рассказать наизусть стихотворение.

Главное условие — вы должны отвлекать малыша. Пойте песни, стройте забавные рожицы, смешите ребёнка, задавайте ему вопросы.

Отлично развивает способность сосредоточиться такой вариант семейного досуга:

Папа устно задаёт простые примеры в пределах 10, а мама произвольно произносит любые числа. Сможет ли малыш не поддаваться на мамины провокации и правильно отвечать папе?

Развиваем наблюдательность

«Что изменилось»

Наблюдательность, или зрительное внимание, хорошо развивают игры из серии «что изменилось».

При разных условиях суть их одинакова: ребёнок внимательно смотрит на какой-либо объект, затем отворачивается, ждёт, пока объект некоторым образом изменят, снова смотрит на него и указывает, что изменилось.

Серия таких упражнений прекрасно развивает не только внимательность, но и зрительную память, поэтому предлагайте подобные задания каждый раз, как представится удобный случай.

  • Пусть ребёнок на чистом листе бумаге нарисует любое изображение: сюжетную картинку, какой-то предмет или просто узоры. Попросите малыша отвернуться, а тем временем дорисуйте его картинку, добавив в неё несколько деталей. Ну-ка, что изменилось?
  • Распечатайте на листе А4 12 любых картинок. Это могут быть животные, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи и пр. Разрежьте лист. На другом листе начертите таблицу 3*4. Расположите на получившейся сетке 4 карточки произвольным образом. Дайте ребёнку время запомнить расположение карточек, а затем внесите изменения. Получится ли у малыша восстановить начальную ситуацию на игровом поле?
  • Если игроков несколько, можно проверить наблюдательность ребёнка на предметах гардероба. Пока он отвернулся, участники игры меняются кепками, часами, сандалиями… Как быстро наш герой сумеет обнаружить все замены?

«Развивающие прогулки»

Очень удобно и эффективно развивать зрительное внимание во время прогулки. Учите ребёнка подмечать всё, что его окружает. Можно давать ему целенаправленные задания:

  • «Посчитай, сколько фонарных столбов на нашей улице».
  • «Каких машин мы сегодня встретим больше — красных или синих?»
  • «Интересно, есть ли у кого-нибудь на детской площадке такие же игрушки, как у тебя?»

А можно уже дома проверить, насколько внимательный дошкольник растёт в вашей семье. Задавайте ребёнку вопросы о том, что вы могли наблюдать на прогулке. Успешно ли он справится с такой задачкой?

Подвижные игры для развития внимательности в старшем дошкольном возрасте

«Запрещённое движение»

Для игры нужны ведущий и игроки. Чем игроков больше, тем веселее получается занятие. Но можно поиграть вдвоём, без компании.

Ребята становятся вокруг ведущего. Ведущий показывает движение, которое игроки должны повторить. Но одно из движений — запрещённое (его объявляют перед началом игры). Если ведущий покажет его, детям надо остановиться на месте. Кто ошибся, выбывает из круга. Игра продолжается, пока в кругу не останется только самый наблюдательный. Он объявляется победителем и становится новым ведущим.

«Не делом, а словом»

Игроки должны выполнять словесные команды ведущего. Сложность задания в том, что ведущий говорит одно, а делает другое:

  • говорит прыгать на месте, а сам начинает приседать;
  • говорит хлопать в ладоши, а сам топает ногами.

Это занятие интересно и малышам, и даже взрослым. Попробуйте и расскажите о своих впечатлениях в комментариях!

«Покажи стихию»

Эту игру на развитие внимательности у дошкольников очень удобно включать в развлекательную программу на детском празднике. Вам нужно выбрать ведущего и включить весёлые детские песенки. Дети танцуют под музыку, но как только ведущий громко и чётко произносит название одной из стихий, все танцоры должны принять правильную позу:

  • «земля» — присели, ручки к полу;
  • «вода» — руки развели в стороны;
  • «воздух» — встали на носочки, руки тянем вверх;
  • «огонь» — стоим, прижав согнутые в локтях руки к груди.

Источник: http://nii-evrika.ru/effektivnye-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-u-rebyonka-6-7-let/

Ссылка на основную публикацию