Выразительность речи: средства, как развить

Развитие выразительности речи как средства выражения своих мыслей и чувств

«Выразительность речи —  умение внятно, убедительно, и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» Рождественский Н.С.

От чего зависит «выразительность речи»?

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания и т.д.

Темп речи – действенное средство её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков, придаёт речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же размеренно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.

Упражнение в умении изменять темп речи. Определить, в каком темпе нужно прочесть стихотворение, прочитать в выбранном темпе (в среднем, быстром, медленном, чередующемся).

Ходит кот по лавке –

Мягонькие лапки,

Ушки пушисты,

Глазки золотисты.

Очень медленны движенья,

И «походка» как скольженье,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, черепаха ( В. Талызин)

С горки мчится паровоз

Без трубы и без колёс,

С паровозом – три вагона:

Михаил и два Антона. (О.и К. Соловьёвы)

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей, быстрей бегом,

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Ритм речи

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи.

Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определённом порядке, через соизмеримые промежутки времени.

Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.

Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия. Это также относится и к декламированию стихов. Стихи прозвучат лучше, если читать их, подчёркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф.

Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически связанной мысли. Слушателю нужна не «красота» звучания, а ясность, доходчивость смысла.

Ребёнок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

Умение изменять ритм речи

  1. Игра «Узнай фразу (стих, песню)». Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега – много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

  1. Игра «Прохлопай стих без слов»

  2. Игра «Поймай рифму» Закончи предложение, вставь пропущенное слово

Кто с хвостом своим играет,

Остры когти убирает,

Отдыхает у окошка

И мурлычет нежно… (кошка)

Высота, сила голоса

Голос – важная речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.

Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких качеств, как чистота дикции. Звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Звучность голоса создаёт так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру ( не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией.

Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания.

Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая преград, это делает голос ясным и чистым.

Источник: http://svetlyachok1969.ucoz.ru/publ/roditeljam/logopedicheskij_chemodanchik/razvitie_vyrazitelnosti_rechi_kak_sredstva_vyrazhenija_svoikh_myslej_i_chuvstv/8-1-0-325

Развитие интонационной выразительности речи

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!». 

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2.  Тембр речи (низкий-высокий):

Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика.

4. Сила голоса (тихо-громко):

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!»  (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот.  Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».

7. Речевое дыхание:

Дыхательные упражнения.

8. Мимика и жесты:

Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.

Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.

Театрализованная деятельность.

Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.

Источник: http://triz-plus.ru/rechetvorchestvo/razvitie-intonacionnoj-vyrazitelnosti-rechi

1.3 Способы и методы формирования выразительности речи

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат.

Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер. Схема выразительности речи представлена на Рисунке 1.

92

Рисунок 1 — Схема выразительности речи

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Л.С.

Выготский писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» [9,с.375].

Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов [17,с.57].

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления [17,с.58].

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ.

Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) [17,с.58].

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко.

Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.) [17,с.58].

Практические методы. Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки.

Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С.В.

Читайте также:  Кастинги для детей: где проводятся, как попасть и пройти детский кастинг

Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера.

Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей [17,с.59].

Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием — это элемент метода.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов.

Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые [17,с.59].

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания.

Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями.

Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.

Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко [17,с.60].

Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей [17,с.60].

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей.

Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.

В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко — похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов.

По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.).

По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен [17,с.60] .

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

— интригующая интонация голоса при вопросе,

— утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

— использование шутки при объяснении задания.

Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов).

На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты) [17,с.61].

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу.

Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.[17,с.61].

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные.

Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными.

На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль [17,с.62] .

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям.

Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В методике приемы развития речи называют по-разному.

Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование.

Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий).

Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др. [17,с.63]

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию [17,с.64].

Таким образом, существует множество способов и методов формирования выразительности речи.

Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/57067

Выразительная речь

Обучение младших школьников использованию средств выразительности речи.

   Роль языка в жизни общества велика. Язык является средством  общения, средством создания литературных произведений, средством выражения научных достижений, средством межнационального общения.

Функционирование и развитие языка тесным образом связано с функционированием и развитием общества.

Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мысли.

На современном этапе обществу нужен не просто хороший, грамотный работник, а специалист-интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления и высокой культурой речи.

Для того чтобы выразить свои мысли, передать их так, чтобы другие поняли именно то, что вы хотели сказать, одной грамотности мало. Для этого необходимо, чтобы речь была не только грамотной, но и образной, эмоциональной, выразительной.

Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

 Проблема выразительности речи – одна из важных, сложных проблем на современном этапе общественного развития. Вопрос о выразительности речи занимал ученых прошлого и настоящего:  М. В. Ломоносов, М. М. Сперанский,  Н. Н. Кохтев, В. В. Виноградов.

Выразительность речи, её разнообразие, богатство призваны поддерживать внимание и интерес у слушателя  и свидетельствуют об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте.

Использование средств выразительности делает речь разнообразной, придает точность и четкость, позволяет избежать лексических и синтаксических повторов, дает возможность одну и ту же мысль выражать разными способами в зависимости от условий речи, от того, что именно и как хочет сказать говорящий.

Броская фраза действует на слушателя сильнее, чем глубокая мысль. Н.А. Некрасов писал: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

 Русский язык один из трудных учебных предметов. Проблема формирования правильной, грамотной, выразительной речи еще более трудная, но очень важная задача, поэтому необходимо направить усилия педагогов на формирование выразительности речи, определить пути формирования выразительности речи на уроках русского языка уже в начальной школе. В этом мы видим актуальность проблемы.

Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры.

Тропы (от греч. tropos – «способ», «прием», «образ») – это такие обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Тропы включают в себя следующие разновидности: сравнение, метафору, эпитет, аллегорию, гиперболу, литоту, перифразу, синекдоху, иронию,  оксюморон, олицетворение, метонимию.

Эпитет (от греч.  epitheton – приложение) – простейшая форма тропа, слово, определяющее какое – нибудь свойство или качество предмета, понятия или явления, это – определение,  создающее образ.

Например: в словосочетаниях «золотые кудри», «серебряный дождь» определения употреблены в переносном смысле, они создают образное представление – это и есть эпитеты. Учитель обращает внимание детей на эпитеты при чтении лирических стихотворений, например И.

Бунин «Лес, точно терем расписной…», а также при описании природы в художественных произведениях.

Одним из важных средств выразительности является сравнение. Сравнение – это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких – либо двух объектов. Сравнить – это значит обнаружить общий признак у двух предметов. Поэтому обычно сравнение состоит из двух объектов: один объект сравнивают с другим.

Учитель начальной школы формирует у детей умение видеть в тексте сравнение, определять признак, на основе которого происходит сравнение, определять, что сравнивается, с чем сравнивается, почему. Сравнение может просто указывать на сходство, при этом используются выражение «он был похож на …». Например: «он был похож на вечер ясный…» (М. Ю. Лермонтов).

Или же в сравнении могут использоваться следующие слова: «как», «точно», «словно», «будто», «как будто», «подобно», «наподобие» («черный, как ночь»; «плыть, будто лебедь»; «созвездие, наподобие креста»). Сравнение может быть также выражено существительным в творительном падеже: «губы бантиком», «смотреть зверем».

Сравнение позволяет сопоставить предмет (или явление) с другими, что дает возможность увидеть его главные признаки или понять мысль, заключенную в предложении.

Например:           

Буря мглою небо кроет,          То, как зверь, она завоет,

Вихри снежные крутя;            То заплачет, как дитя… (А. С. Пушкин )

Поэт, прибегая к сравнениям, рисует картину зимней вьюги – она видится нам живым существом, издающим разные звуки: и плач ребенка, и вой зверя…Сравнения делают речь ярче, богаче, выразительнее, придают ей оригинальность, образность.

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

Читайте также:  Режиссерские игры: в младшей, дошкольной, подготовительной группе

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение функции, предназначения образного слова;

в) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

г) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

д) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.д.

     Концепция современного образования  ставит перед учителями задачу подготовки учащихся, умеющих в совершенстве владеть языком, использовать его как главное коммуникативное средство.

На наш взгляд, учителю  начальных классов в процессе формирования образной, выразительной речи у ребенка необходимо выполнять следующие условия:

1. Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие правильной речи взрослых, чтение книг, восприятие языка сцены, радио и телевидения.

2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи — обеспечить речевую практику для учащихся.

3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образования форм — обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.

4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом.

5. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение жестких требований к хорошей речи.

          Необходимо как можно раньше начать работу по формированию выразительности речи, приучать детей видеть в тексте средства выразительности.

Забота о высокой культуре речи, о выразительности речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его нужно беречь!

Источник: https://multiurok.ru/blog/vyrazitiel-naia-riech.html

5.1. Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи

В.П.

Острогорский писал: «человек, не любящий литературу, не находящий в ней с самого своего детства особого интереса и наслаждения, не обладающий эстетическим вкусом и некоторыми способностями для выразительного чтения, по крайней мере, громким, гибким голосом и даром слова, если только хочет быть добросовестным, должен оставить и думать выбирать для себя этот род профессии»[61]. Высказывание выдающегося педагога и методиста свидетельствует о том, какое влияние на процесс обучения оказывает слово учителя: яркое, убедительное, эмоционально окрашенное, оно является важным инструментом педагогического воздействия.

Особое, порой неизгладимое впечатление на учащихся производит выразительное чтение учителя, которое повышает интерес учащихся к литературе, тогда как невыразительное, бесцветное может снизить интерес школьников к произведению, вызвать к нему отрицательное отношение и привести к искажённому пониманию его смысла. Чтение учителя особенно важно, когда школьники знакомятся с трудными для восприятия лирическими произведениями.

Чтение учителя в идеале должно быть таким же, как и чтение профессиональных мастеров звучащей литературы. И учитель, и чтец – страстные пропагандисты искусства слова, они стремятся привить школьникам любовь к литературе, побуждают их по-новому воспринимать в произведении то, что теряется при «чтении глазами» или при неквалифицированном чтении.

Однако чтение учителя имеет и свою специфику. Вслед за Р.Р. Майманом мы видим её в том, что:

• профессиональный исполнитель прежде всего знакомит с произведением искусства звучащего слова, а учитель – с произведением литературы, в этом отношении его чтение ближе к авторскому. Но, в отличие от автора, он нередко читает один и тот же текст в разных интерпретациях, что способствует проникновению в подтекст, дает учащимся возможность опровергнуть одно чтецкое решение и принять другое;

• учитель отбирает для чтения то, что рекомендовано школьной программой. В выборе репертуара он менее свободен, чем профессиональный исполнитель;

• чтение учителя рассчитано на определённую аудиторию, он обязан учитывать возрастные и психологические особенности конкретного класса;

• учитель самостоятельно готовится к чтению, следовательно, он должен обладать ещё и режиссёрско-педагогическими умениями с тем, чтобы показать, «какими путями следует пользоваться, чтобы воплотить текст в звучащем слове»[62];

• чтение учителя обычно включается в его рассказ или лекцию, обрамляется пояснениями, дополнениями, комментариями, особенно при повторном чтении.

Выразительное чтение является незаменимым средством развития интонационной выразительности речи. Однако возникает вопрос, к какой форме речи оно относится. Выразительное чтение, очевидно, следует рассматривать как устную форму речи, несмотря на то, что письменный текст в чтении передается обычно без изменения.

Можно просто прочитать его вслух, соблюдая знаки препинания, однако такое чтение не будет выразительным.

Чтение выразительное отличается от речи «говоримой» только тем, что оно не создается в процессе словесной импровизации, но в чтении так же, как и в устной речи, в единстве проявляются мысль, чувство и воля говорящего, поэтому, озвучивая текст, читающий не только «прочитывает» ту интонацию, которая вписана в него, но и выражает свое отношение к тому, о чем читает, стремясь убедить слушателей. Собственное восприятие читаемого и обусловливает различные трактовки чтения. К.С. Станиславский говорил: «Смысл творчества – в подтексте. Без него слову нечего делать на сцене. В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтобы смотреть актера, а сидел бы дома и читал пьесу»[63].

Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь»[64]. Истоки интонационной выразительности речи ичтения заключаются в том, что устное слово – слово живое, выразительное.

Изначально словесное искусство было только звучащим. Появление письменности превратило его в литературу и повлекло за собой разделение творчества исполнителя и писателя.

Следовательно, из одного источника появились письменная литература и чтецкое искусство.

Устная речь богаче письменной, она в большей степени, чем письменная, отличается разнообразием и стилевыми особенностями. В устной речи говорящий (читающий) с помощью не только интонации, но и мимики, жестов выражает свое отношение к тому, о чем он говорит, поэтому основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом.

Важнейшая функция речи – коммуникативная. Генеральная проблема речевого общения – соотношение «значений» и «смыслов»[65].

Интонация живой речи всегда адекватна смыслу, а не значению, смысловому содержанию фразы, а не ее грамматической форме.

Следовательно, устное слово, заключая в себе определенную информацию, значение, выполняет еще и функцию воплощения определенного смысла (подтекста) из множества внутренних смыслов, заложенных в этом слове в различных контекстах.

Другая особенность устной речи заключается в том, что она рассчитана на непосредственное слуховое восприятие. Говорящему всегда небезразлично, кто, как и с какой целью воспринимает его речь. Отсюда и вытекает такой источник выразительности речи, как тесное общение с аудиторией.

Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать свои мысли и чувства; хочу, чтобы слушатели мне посочувствовали; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т. д. Поэтому для выразительности речи совершенно необходимо участие воли. Действенность (волевое усилие) заключена в самой природе речи.

Говорящий как бы совершает речевой поступок, «словесное действие», по терминологии К.С. Станиславского. «Природа устроила так, что мы, при словесном общении с другими людьми, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном.

Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом уже видим глазами услышанное. Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов.

Поэтому при словесном общении на сцене говорите „не столько уху, сколько глазу“»[66]. Работа над выразительным чтением основывается на искренности переживаний. Чтобы чтец говорил «с чувством», он должен стремиться к словесному действию. Нередко школьники, да и студенты тоже, механически проговаривают слова.

Но нужно, чтобы говорящий (читающий) осмысленно и целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен точно знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести до слушателей. Постановка конкретной задачи и позволяет повысить действенность речи и чтения.

Художественное чтение – самостоятельный вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенном звучащем слове.

Его определяют как «вторичную, относительно самостоятельную художественную деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации», которая понимается как «трактовка продукта первичной художественной деятельности в творческом процессе исполнения»[67].

Действительно, музыкальное искусство не может обойтись без композитора, и композитор нуждается в инструменталистах и певцах. То же самое справедливо по отношению к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцовщику.

В связи с тем, что искусство чтения приобрело свою самостоятельность в результате длительного процесса трансформации устного народного творчества в письменную литературу, авторский стиль многих произведений порой никаким другим искусством, кроме искусства чтения, выраженным просто быть не может. Например, гоголевское описание степи очень трудно передать средствами какого-либо другого искусства, допустим, кино.

Художественное чтение – искусство исполнительское, в основе которого лежит литературное произведение. Это искусство синтетическое. Оно находится на стыке литературы и театра.

В отличие от актера чтец не перевоплощается в образы героев, а рассказывает о них, о том, как они живут и действуют, что они говорят, думают, чувствуют. Выявляя свое отношение к героям и событиям, происходящим с ними, чтец рассказывает так, как будто сам являлся свидетелем всего изображенного автором.

При этом он вызывает в воображении слушателей не только образы персонажей, но и картины окружающей их обстановки, быта, условия жизни и т. д. Литературный материал предстает перед исполнителем прежде всего как языковая действительность, как организованная система знаков.

Авторская интонация хотя и допускает смысловые различия, но все же в пределах, заданных языковой структурой текста. Именно поэтому мысль о бережном отношении к авторскому тексту – закон для каждого мастера художественного слова.

По своей форме художественное (выразительное) чтение – репродуктивная деятельность. Казалось бы, оно имеет весьма отдаленное отношение к творчеству, в процессе которого создается что-то новое. Получается, что творческая деятельность – прерогатива только автора.

Это справедливо только по отношению к статичным видам искусства (скульптура, живопись, графика). В динамических же видах искусства, т. е. протекающих во времени (музыка, театр, художественное чтение), бывает, что продукт первичной деятельности (текст) уступает исполнительской деятельности в конкретности воплощения. По мнению Я.М.

Смоленского, красота многих литературных произведений в полной мере раскрывается только в звучащем слове[68].

Сущность эстетического всегда проявляется в нерасторжимом, взаимообусловленном единстве трех сфер: произведение искусства; автор (или процесс), создающий предмет восприятия; и субъект, воспринимающий его (читатель, слушатель, зритель).

Чтобы оказать воздействие на слушателей, чтец должен, работая над произведением, пройти по определенному лабиринту, разгадать «загадки», рассыпанные автором по тексту, чтобы верно оценить его.

Для понимания подлинного смысла произведения необходимы языковые и фоновые знания, которые связываются с понятиями горизонтального (обеспечивает понимание значений слов) и вертикального (указывает на связь текста с другими источниками) контекстов.

Не менее важно чтецу проникнуть в подтекст произведения (его внутренний смысл), а также в надтекст (в то понимание, на которое рассчитывает автор) и в интертекст (предполагает высокий уровень культурного развития, в частности умение сопоставлять произведение с другими текстами, нередко включенными в образную структуру данного произведения).

[61]Острогорский В.П. Выразительное чтение. – Спб, 1916.

[62]Майман P.P. Учитель литературы как чтец-исполнитель // Методические указания для занятий по выразительному чтению. – М., 1979 – с. 8.

[63]Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т., т. З – М., 1955. – С. 85.

[64]Чернышев В.И. Азбука выразительного чтения. – СПб, 1910. – с. 28.

[65]Леонтьев А.А. Психология речевого общения. – Тарту, 1984.

[66]Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т., т. З – М., 1955. – С. 88.

Читайте также:  Неуверенность в себе можно победить

[67]Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985. – с. 41.

[68]Смоленский Я.М. Читатель. Чтец. Актер. – М., 1983, ч. I В союзе звуков, чувств и дум. – М.,1976.

Источник: http://mirror4.ru.indbooks.in/?p=244810

Выразительность русской речи и ее средства

Выразительность речи — совокупность таких её качеств как, прежде всего — целесообразности, уместности, точности, логичности, ясности, экспрессивности, которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к адекватному пониманию передаваемой информации) восприятие речи адресатом.

Качества речи, обусловливающие ее выразительность, обладают не одинаковой степенью релевантности (значимости) и отчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка.

Так, в официально-деловой речи точность, не допускающая инотолкования, «проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности и безобразности нетерминологической лексики» (Кожина М.Н., 1993. С. 179).

А точность художественной речи означает соответствие языковых средств эстетической задаче создания образа, то есть их мотивированность художественным контекстом (Шмелев Д.Н., 1964. С. 24-37).

Существуют и другие трактовки понятия выразительности речи.

Например, выразительность речи понимается

  • как синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966. С. 94; Матвеева Т.В., 1986. С. 88);
  • как «такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» (Головин Б.Н., 1988. С. 182);
  • как «свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться» (Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е., 2001. С. 126);
  • как «способность текста привлекать внимание своей речевой организацией» (Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С., 1999. С. 215);
  • как «способность … речи «хорошо», «ярко» выразить что-нибудь, тем самым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи» (Пекарская И.В., 2001. С. 12);
  • как «приемы использования языка для достижения конечной цели — убедить, доказать» (Солганик Г.Я., 1973. С. 38) и т.д.

Выразительные средства — это такие языковые/речевые средства, которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к пониманию заложенной в тексте информации) восприятие речи адресатом.

Выбор и использование выразительных средства зависят от ситуации общения, избранного жанра и стиля речи, а также от авторской индивидуальности.

Так, в официальноделовой речи точность, не допускающая инотолкования, достигается благодаря использованию специальной терминологии, однозначной и безобразной нетерминологической лексики, повторов слов (преимущественно терминов), уточняющих оборотов и др. средств языка.

В газетно-публицистической речи точность имеет подчеркнуто документально-фактологический и оценочный характер и создается за счет широкого употребления профессионализмов, оценочных метафор, а также других выразительных средств. Употребление выразительных средств зависит также от авторской индивидуальности.

Традиционно выделяются такие выразительные средства русского языка:

  • фонетические: Звуковые повторы, Ударение, Интонация, Звукопись, Звукоподражание, Звуковой символизм,
  • лексические: Полисеманты, Омонимы, Синонимы, Антонимы, Паронимы, Стилистически окрашенная лексика, Фразеологизмы, Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, Просторечные слова, Жаргонизмы, Профессионализмы, Архаизмы, Историзмы, Неологизмы, Иноязычные слова и др.);
  • словообразовательные: экспрессивные аффиксы, окказиональное словообразование, словообразовательные архаизмы;
  • грамматические: синонимы в сфере частей речи и синтаксических конструкций, понимаемые достаточно широко: они «определяются по признаку взаимозаменяемости (возможности замены в определенном контексте)» (Кожина М.Н., 1993. С. 106), что создает возможность выбора наиболее подходящего языкового средства.

К выразительным средствам относятся также стилистические приемы, в том числе Тропы и Стилистические фигуры. Кроме того, в непосредственном речевом общении используются невербальные выразительные средства: в устной речи — позы, жесты, мимика; в письменной — графические средства.

В качестве примера использования выразительного средства приведем начало «Баллады о синем пакете» Николая Тихонова:

Локти резали ветер, за полем — лог, Человек добежал, почернел, лег. Лег у огня, прохрипел: «Коня!» И стало холодно у огня. А конь ударил, закусил мундштук, Четыре копыта и пара рук. Озеро — в озеро, в карьер луга, Небо согнулось, как дуга. Как телеграмма, летит земля,

Ровным звоном звенят поля.

В этом тексте использованы

  • фонетические выразительные средства: звукоподражание [прохрипел), звуковая анафора (звоном звенят), аллитерация на [к], [т], [п], [р] (Четыре копьипа и пара рук), ассонанс на [у] (Небо согнулось, как дуга), ритм и рифма;
  • лексические выразительные средства: конкретно-предметная лексика, диатеза (четыре копыта и пара рук), метафоры (локти резали, человек почернел, конь ударил, небо согнулось, летит земля);
  • грамматические (синтаксические) выразительные средства: экспрессивное бессоюзие (Человек добежал, почернел, лег); эллипсис (Озеро — в озеро, в карьер луга).

Кроме того, использованы лексико-синтаксические приемы: анадиплозис (..почернел, лег. / Лег у огня…); сравнение (…Небо согнулось, как дуга. / Как телеграмма, летит земля…).

Некоторые исследователи определяют выразительные средства широко, полагая, что «средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи)» (Савова М.Р., 1998. С. 30).

Близкой точки зрения придерживается А.В.

Федоров: «В системе стиля всякое средство выражения, всякий элемент языка, приобретающий стилистическую функцию, является выразительным средством, независимо от того, создает ли он в сочетании с другими элементами впечатление привычности данного отрезка речи или, напротив, заставляет его выделяться в целом по контрасту с нейтральными формами речи, или же, наконец, создает контраст внутри него, вступая в столкновение с окружающими словами или грамматическими конструкциями» (Федоров А.В., 1971. С. 73).

Материал создан: 19.02.2016

Источник: http://iamruss.ru/vyrazitelnost-russkoj-rechi-i-ee-sredstva/

Современное понимание выразительности речи

Нужно заметить, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики.

Опыт работы показывает, что, к сожалению, не все дети дошкольного возраста способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной.

Это доказывает необходимость развития речевой деятельности ребенка в единстве двух ее сторон: логической и эмоционально-выразительной.

Остановимся более подробно на понятии «выразительность речи» и на том, насколько доступно овладение выразительностью дошкольниками.

Итак, понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности /С. Л. Рубинштейн/. К вербальным средствам относится язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической.

К невербальным средствам выразительности относятся: мимика, жесты, пантомимика, которые усиливают воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.

При адекватном использовании этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.

По мнению отечественных ученых, выразительность является особенностью речи. Ее можно рассматривать как качественную характеристику речи и как показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Синонимом понятию «выразительность речи» может быть понятие «красноречие», т. е. способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» — значит ясно, выразительно, правильно.

Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Рассмотрим более подробно подходы к формированию этих качеств речи у детей дошкольного возраста.

Мышлению ребенка дошкольного возраста свойственна конкретность, образность. Его речь насыщена примерами из собственного опыта, из жизни семьи, почерпнутыми из литературных произведений, сказок. Надо лишь помочь ребенку рассказывать последовательно, связно. А в разговорах с детьми опираться на известные им события, содержание прочитанных книг, словом, на доступные им реалии.

Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность – делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем  убедительной.

Даже совсем маленькому ребенку доступны эти выразительные средства: восклицания, повторы слов (большой – большой), гиперболы (преувеличения).

Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность.

К старшему дошкольному возрасту, эта непроизвольная эмоциональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.

Одно из них – интонация. Известно, что еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), в последствии – пользоваться ею как средством воздействия на близких.

В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повествовательную. Владение всеми видами интонации полезно, если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. Интонационное богатство речи надо развивать.

Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков.

Требует внимания и темп речи. Некоторые взрослые и дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности. Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными звуками.

Как уже говорилось выше, выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица – это, как и многое другое, зависит от окружения.

Выразительность речи – это, конечно, и богатый лексикон. При этом следует воспитывать у ребенка привычку употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых слов – спрашивать у старших. К. Д.

Ушинский обращал внимание на то, что в процессе развития детской речи ребенок в силу особой подражательности овладевает языком взрослых, но сам еще не дорастает до этого языка. Поэтому множество слов, употребляемых ребенком, еще не являются его духовным достояние.

Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую некоторые взрослые, окружающие ребенка, принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а, напротив, поощряют.

Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет, если назвать слово и спросить, каким словом его заменить, чтобы смысл не изменился, или с чем можно сравнить то или иное явление.

Богатый материал для насыщения речи средствами выразительности дает отгадывание загадок, придумывание сказок с традиционными присказками. Образность придают речи пословицы и поговорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы.

Однако, заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой» и т. д.

Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они – за пределами его личного опыта, и те родители, которые торопятся навязать их ребенку, тем самым приучают их к пустословию», — писал К. И.

Чуковский (3, с. 12)

Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка правильность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамматическими формами.

Еще одна сторона красноречия – способность говорить убедительно. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством взрослых. Старшему дошкольнику будут полезны устные «сочинения», требующие от него развернутого обоснования своего мнения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что овладение красивой – правильной, ясной, образной и убедительной – речью начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Овладение родным языком, развитие коммуникативных способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Литература:

  1. 1.Беседы о языке. Что делает нашу речь выразительной? И. Голуб. – Ж. «Дошкольное воспитание» №6, 1996.
  2. 2.Глоцер Вл. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. – М.:Просвещение, 1964.
  3. 3.Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие/ Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984.
  4. 4.Недоспасова В. А. Растем играя: Сред. И ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей о родителей – М.: Просвещение, 2003.
  5. 5.Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа./ Под ред. О. М. Дьяченко – М.: Гном – Пресс, 1999.
  6. 6.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада /Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. – М.: Просвещение, 2004.

Источник: http://ct-edu.ru/gnews/donews/sovremennoe-ponimanie-virazitelnosti-rechi.html

Ссылка на основную публикацию