Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила

Выразительное чтение, обучение, практикум | Дикторы.com | Приемы выразительного чтения

а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.

В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

Сделалось смятение. Калитка заскрипела.

Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.

Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке, дуешь и на воду.

Противопоставление может подразумеваться

И дурак это поймет ( не только умный).

Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.

Но при противопоставлении местоимение выделяется:

Сегодня – ты, а завтра – я.

Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам.
Люблю молодца за искренность.

Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин.
Шум слился с говором гостей.

Но при противопоставлении ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».

Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.

Черные тучи повисли над морем.
В небольших комнатках тепло и уютно.  

Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.

Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.

Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.

Он человек гордый и своенравный.

Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные.

Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое.

Ударение падает на слова, выражающие сравнение.

Стонал, как зверь.
Как лань лесная боязлива.

Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один.

Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.

При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими  и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими.

Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз.

Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | – был любим;

3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;

4) перед существительным, определяющим другое существительное:

Художник Серов | замечательный русский портретист…

Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна:

Замечательный русский портретист художник Серов;

5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:

Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного.

6) При тире и при пропуске слова:

Книга – | друг человека.

7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, |  да он никакого решения не объявляет.

8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами.

9) В сложных распространённых предложениях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Здесь приводятся примеры логического разбора известных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание.

Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз

ительного чтения материал, состоящий из длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать, пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.  

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи. Выполнять упражнения для улучшения голоса. Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте список сложных слов, описание артикуляции звуков и сборник русских народных скороговорок.

Источник: https://diktory.com/vyrazitelnoe_chtenie.html

Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения (стр. 1 из 8)

Содержание

Введение

1. Сущность выразительного чтения

1.1 Чтение как вид речевой деятельности

1.2 Основные характеристики процесса выразительного чтения

2. Методика работы над выразительным чтением

2.1 Формирование навыка выразительного чтения у учащихся

2.2 Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению

2.3 Примерный план урока по выразительному чтению

3. Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности.

В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее.

В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание.

Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге – результат более качественной социализации учащихся. Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у школьников.

Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

Научно – методическая актуальность обусловлена тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением

Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением».

Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного чтения.

Объект исследования – процесс овладения выразительной стороной чтения учащимися. В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения.

Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков техники выразительного чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия.

Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

– рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;

– изучить основные характеристики процесса выразительного чтения;

– ознакомиться с процессом формирования навыка выразительного чтения у учащихся;

– определить значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению;

– разработать примерный план урока по выразительному чтению;

– рассмотреть преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий и обучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах Ушинского К.Д., Маймана Р. Р., Львова М.Р., Завадской Т. Ф.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем сформулированы теоретические и методические основы системы работы над выразительным чтением.

Базой исследования явилась учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Методика работы над выразительным чтением», справочная литература, прочие актуальные источники информации, а также труды таких известных методистов как Ушинский К.Д., Майман Р. Р., Львов М.Р., Кубасова О.В. Соловьева Н. М., Воробьева С.Н., Кондратина Т.И.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

1. Сущность выразительного чтения

1.1 Чтение как вид речевой деятельности

выразительное чтение голос интонация

В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный си-туацией общения процесс передачи или приема сообщения.

Следовательно, речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.

Читайте также:  Как стать актером: что нужно, чтобы стать актером кино или театра

Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо).

Речевая деятельность, а следовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня [8. С. 3]:

Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы – желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание.

Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:

1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.

2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.

3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.

Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения.

Необходимо учитывать и функции чтения [8. С. 4]:

– познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);

– регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);

– ценностноориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).

Итак, нам важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе.

В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия.

Кроме того данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.

Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя.

Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого.

Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.

Источник: http://MirZnanii.com/a/178416/metody-i-priyemy-raboty-na-urokakh-sposobstvuyushchie-razvitiyu-navyka-vyrazitelnogo-chteniya

Выразительное чтение в начальной школе

Когда за ребенком закрывается дверь в детский сад, то он думает о том, какие увлекательные приключения ждут его дальше. Однако, родители мысленно составляют список требований, которым будущий ученик должен соответствовать. Именно поэтому во время летних каникул родители с малышом подолгу сидят над пособиями «Учимся читать по слогам» вместо активных игр на улице.

Когда ребенок все-таки переступил порог учебного заведения и худо-бедно научился читать, то родители ставят перед ним новый вызов – понять, как завладеть вниманием при помощи интонации и донести эмоциональную составляющую произведения своим слушателям. Чтобы увлекательный процесс получения новых знаний не превращался для ребенка в пытку, родители должны сами ознакомить его с выразительным чтением и заинтересовать им.

Типы чтения

В общих чертах, чтение делится на два типа: базовое и художественное. Базовое чтение – это навык, овладение которым позволяет воспринимать текст, вне зависимости от того, написан он от руки или напечатан. Однако, миссия художественного чтения гораздо шире. Ее можно охарактеризовать тремя задачами:

  • передача настроения текста;
  • расставление акцентов на основных словах;
  • задание оптимального темпа речи.

Кроме овладения самой техникой чтения, необходимо выработать у ребенка умение демонстрировать свое отношение и к произведению, и к действительности, которая отображена в нем. Этому навыку нужно уделять особое внимание с самого детства, поэтому заботливые родители и задаются вопросом: «как выразительно читать?».

Конечно было бы проще возложить эту ответственную миссию на педагога. Мол, он все равно обучает ребенка технике базового чтения, письма и счета, что ему стоит научить ребенка еще и делать смысловые акценты в тексте?

На самом деле в классе много учеников, а на урок литературы отводится мало времени. У учителя просто физически не будет возможности посвятить этому процессу много времени.

Конечно, ребенок может разучивать стихотворения и учиться художественному чтению с помощью репетитора, но если у родителей нет возможности вкладывать в обучение ребенка деньги, им придется отдавать свои силы.

И для ученика, и для его мамы/папы будет гораздо лучше, если правильный подход будет известен сразу, а не обнаружится методом проб и ошибок.

При попытке разучить стихотворение вместе с ребенком, многие родители начинают вмешиваться, а именно:

  • указывать на ошибки;
  • ругать ученика за неправильные ударения в словах;
  • подсказывать (или даже навязывать) смысловые акценты;
  • требовать от ученика ускорения или замедления темпа.

На самом деле отправной точкой в тренировке выразительности является понимание сущности произведения. Красиво читать тексты ребенок сможет только тогда, когда понимает все в них. Учителя называют этот показатель сознательностью.

Из этого следует, что базовое чтение – это опорный навык, которым должен овладеть каждый человек. Художественное же восприятие напечатанного текста является осознанным процессом. Знакомиться с выразительным чтением нужно тогда, когда базовое не вызывает особых сложностей.

Как выразительно читать?

Если ребенок воспринимает текст, как уравнение с несколькими неизвестными, то красиво воспроизвести его своим голосом ему будет нелегко. Чтобы ознакомить ученика начальной школы с выразительным чтением, взрослому нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Разобрать содержание. Если в художественном произведении встречаются слова, непонятные детскому мозгу, то передать его смысл, настроение и эмоции маленький чтец не сможет. Попросите ребенка представить себя на месте героя сказки и пережить описанные события.
  • Обратить внимание на молчаливые подсказки. Объясните ученику, что все знаки препинания выполняют и косвенную роль – указывают на места разрешенных остановок.
  • Демонстрировать образец чтения в меру. С одной стороны, ребенку стоит показать, чего от него ожидают, а с другой – завышенные требования и постоянные упреки за несоответствие озвученному примеру могут сыграть злую шутку.
  • Не ожидать от ребенка обезьяньей подражательности. В силу возраста ученик начальной школы не может полностью копировать чужое воспроизведение текста, оторвавшись от смысла. Именно поэтому родителю стоит смириться с мыслью, что ребенок будет читать тексты в классе без помощи суфлера, а потому нет необходимости ожидать точного повторения наглядного примера. Дайте ребенку шанс попробовать свои силы и не спешите перебивать его на полуслове.
  • Бороться со стеснительностью. И пример воспроизведения показали, и все слова объяснили, и роли героев на себя примерили, а текст из уст ребенка все равно звучит монотонно и безучастно? Возможно, чтение вынуждает ученика стесняться. И это нормально – он боится сделать ошибку и стать причиной насмешек. Именно поэтому с робостью нужно бороться.

Проще всего сделать вызов стеснительности «дедовским» методом – с помощью табуретки. При этом, данный предмет мебели не должен быть способом запугивания малыша. Суть в том, что ученику предлагают примерить на себя роль диктора/актера/учителя, встав на табурет и рассказав стихотворение своим родным.

Преодолевать застенчивость нужно постепенно. Когда ребенок будет готов к публичному выступлению, предложите ему принять участие в школьном фестивале. Если малыш мечтает быть актером, то поспешите отвести его в театральную студию. Быть может, в вашей семье растет новый Миронов или юная Фрейндлих, и чтение сценариев – это призвание ребенка?

Считается, что нет преград для выразительного чтения: читать с чувством можно и художественные произведения, и математические формулы. Главное – сделать занятие увлекательным и не заниматься муштрой.

Дыхательные упражнения для знакомства с выразительным чтением

Чтобы воспроизведение текста было плавным, нужно развивать природные навыки. Дыхательная гимнастика – это способ обучиться правильному расходованию воздуха и своевременному наполнению легких, чтобы чтение не было прерывистым. Школьник не должен чувствовать, что пробежал кросс, когда прочитал пару абзацев текста.

В процессе знакомства ребенка с выразительным чтением, стоит выполнять следующие упражнения:

  • «Задуй свечу». Назвать огоньком узкую бумажную полосу и плавно и долго дуть на нее.
  • «Вдохни аромат цветка». Медленно втягивать воздух, представляя перед собой красивое растение.
  • «Слови комара». При вдохе руки сводятся вместе, а при выпускании воздуха из легких – снова разводятся по сторонам. Чтобы было веселее, на выдохе ученик может копировать писк комара, а на вдохе – громко хлопать в ладошки.

Эти упражнения помогут ребенку расслабиться и научиться правильно дышать для ровного и выразительного воспроизведения напечатанного текста.

Управление дыханием поможет взять под контроль и голос. Для его постановки есть пять скрытых методов:

  • Садимся ровно и прямо держим голову. На выходе тянем согласные: м, н, л, р, п и так далее. Потом в протяженное пение подключаются и согласные, образуя слоги: ма, ну, ло, ри, пу и другие. На третьем этапе можно усложнить задачу и попытаться сделать голосом волны, снижая или повышая тембр.
  • Кратко и четко произносим слоги, сидя в том же положении. Постепенно скорость произношения увеличивается.
  • Выполняем упражнение «обезьянка» – кривляемся перед зеркалом: показываем язык и корчим рожицы.
  • Не забываем о скороговорках. Возьмите себе за правило учить с ребенком новую историю раз в неделю.
  • Учимся выражать словами эмоции.

Правильный подход и внимательность родителей позволит избавить школьника от проблем с выразительным чтением. Не нужно подгонять малыша, вынуждать его копировать чужую манеру и читать с чувством с первого раза. Не надейтесь на помощь учителя, а сами принимайте непосредственное участие в учебном процессе.

Превратите домашние занятия в веселые игры, которые доставят удовольствие и вам, и ребенку. И тогда справиться с выразительным чтением можно быстрее, легче и комфортнее.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/vyrazitelnoe-chtenie-v-nachalnoy-shko/

Выразительное чтение. Как научить ребенка выразительно читать?

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до одиннадцатого.

В средней школе (примерно с 5 по 8 классы) ученики знакомятся с особенностями чтения произведений разных жанров, знакомятся с искусством чтения и его теорией, снова и снова оттачивают свое мастерство.

Обучение выразительному чтению ведется на уроках литературы, на специальных занятиях в кружках и т.д. Однако с произношением, интонацией и фразировкой учитель работает на каждом уроке.

Чтение текста включает в себя идет в двух направлениях:

Чтение текста учителем

Прежде чем просить учеников прочитать текст и начинать работать над выразительным чтением, учитель может прочитать текст сам, передав свое понимание текста.

Конечно, в дальнейшем ученикам предстоит оценить текст, понять его и предложить свою подачу, но чтение текста учителем — хороший пример и толчок  для дальнейшей работе на уроках.

Также на уроках можно включать записи чтения произведений авторами или хорошими чтецами (записи можно найти в Интернете).

Работа над произношением и памятью

Учитель всегда должен следить за произношением учеников и работать над восприятием и произнесением звуков. Кроме того, любой текст будет звучать более естественно и живо, если будет произноситься чтецом наизусть. Поэтому учителю нужно  работать и над улучшением памяти учеников, показывать приемы запоминания текста.

Разбираем текст по смыслу

Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку. Прочтите его ученику вслух с нужным выражением. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать.

Читайте также:  Темы для публичного выступления: примеры тем для любых выступлений

Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.

Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.

Первые уроки выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Давай попробуем!

Разобрав произведение, предложите ребенку прочесть его выразительно. Потом прочтите сами и сравните получившийся результат, не забудьте похвалить ученика и мягко указать ему на неточности.  Попробуйте прочесть текст вместе с учеником с разными вариантами интонации. После нескольких «прогонов» подведите итоги урока:

  • Сегодня мы узнали, что для обучения выразительному чтению нужно правильно определить, какое настроение у текста.
  • При чтении вслух мы должны передать это настроение.

На последующих занятиях выразительным чтением в начальной школе можно делать их более интересными для детей.

Например, предложите детям прочесть стихотворение или монолог так, как сделал бы это их любимый мультипликационный персонаж или киногерой.

Такая идея не только развеселит детей, но и продемонстрирует им богатство возможных интонаций при чтении, заставит задуматься о нюансах актерского изображения того или иного характера.

В качестве домашнего задания предложите детям начать «Тетрадь настроений», где они будут записывать слова, связанные с определением настроения, а также письменно анализировать предложенные стихи и отрывки прозы.

Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению

Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников. Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова.

Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение.

Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.

Проверка полученных навыков

Лучшей проверкой навыков выразительного чтения будет небольшое театральное представление в классе или на кружке. Выберите интересную для детей пьеску или стихотворное произведение, которое они смогут прочесть по ролям.

Подключите всех учеников к этой небольшой игре, дайте им попробовать разные роли. Прочтите монологи персонажей по-разному, чтобы выбрать подходящий вариант.

Результатом постановки будет закрепление навыка художественного чтения и масса веселья, ведь дети обожают театральные игры!

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/166-1-0-5180

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения

Современные направления ФГОС НОО предъявляют новые требования к качеству чтения учащихся. Ни для кого не секрет, что постепенно чтение книг становится все большей трудностью для учащихся.

Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом.

Как же сделать так, чтобы ученикам было интересно открывать литературу, и не просто читать, а делать для себя важные выводы и интересные открытия?

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения.

Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям.

Пробудить любовь к чтению сложно, но используя некоторые правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

А) технику чтения

Б) понимание текста

Эти два компонента тесно взаимосвязаны. Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.

Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением, полюбил и понял его.

В школе обычно произведение читает учитель. Важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К ним относятся:

1.                  упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2.                  упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3.                  упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — это здоровье.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий.

В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.

Детей учу нужной интонации:

1)        Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.

2)        Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).

3)        Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).

Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

Третья ступень — словесное рисование картины.

Четвертая ступень — определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.

На уроке использую такую памятку (выбери отрывок по своему желанию):

1)      Правильно ставь ударение.

2)      Соблюдай паузу.

3)      Выбери силу голоса (громко, тихо).

4)      Определи темп (быстро, медленно).

5)      Читай эмоционально.

6)      Покажи интонацией свое отношение к произведению.

У детей формируется самостоятельная деятельность:

–          самоанализ;

–          самопланирование, самоорганизация;

–          самоконтроль и оценка, саморегулирование.

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.

Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение. Каждый ребенок в классе получал какую-то роль, даже слабочитающий ребенок старался оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.

Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения — занимает работа над лирическими стихотворениями.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения — это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.

Работаю по следующим этапам:

1)                             Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2)                             Первое чтение — выразительное чтение стихотворения учителем.

3)                             Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:

–          какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

–          как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:

–          не спеша прочитать стихотворение,

–          отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ лирического стихотворения.

Цели:

–          способствовать пониманию учащимися текста,

–          углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.

Использую для этого такие приемы:

а) выборочное чтение;

б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;

в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);

г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);

д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

6) Следующий этап процесса изучения стихотворения — своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов — основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности.

Правильно выражать свои мысли и чувства — значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно — уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения.

Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание — это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.

Источник: https://moluch.ru/archive/77/13346/

Методика формирования выразительного чтения

выразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

1.Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в 1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

2.Хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя (используем четверостишия с физкультминуток)

3.Подражание образцу выразительного чтения

4.Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.(при этом учим детей ориентироваться в тексте,обращаем внимание,что есть слова автора!)

5.упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств. (работа над логическим ударением,выделения голосом отдельных слов)

Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декламации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью.


9 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ.

Сказка — наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность хар-ров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже уч-ся спец. школы.

В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи.

Ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

Читайте также:  Скороговорки и упражнения для развития речи и дикции у детей

В книгах для чтения в спец. школе представлены все виды сказок: бытовые («Чья помощь лучше» — 2-й класс, «Мужик и царь» — 7-й класс), волшебные («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина — 4-й класс, «Снежная королева» Х.К.

Андерсена — 6-й класс), сказки о животных («Лиса и Журавль» — 3-й класс, «Журавль и Цапля» — 7-й класс). В книги для чтения включены не только русские, но и сказки других народов РФ и народов мира. Кроме народных сказок дети знакомятся с литературными сказками. (сказки А.С.Пушкина, В.А.

Жуковского, К.Г.Паустовского, А.М.Горького, С.Я.Маршака и др.)

Несмотря на доступность жанра, уч-ся спец.

школы встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок: часть УО первоклассников воспринимают сказку только эмоционально, выражают свое отношение к содержанию возгласами, репликами, но отказываются от пересказа и даже от ответов на вопросы. Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев.

Для того чтобы облегчить ученикам спец. школы понимание сказок, предлагаются след.рекомендации к её изучению: 1) При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно-практическую деят-ть детей (в младших классах) или проводить соответствующую беседу (в старших классах), так, чтобы уч-ся могли правильно воспринять самих героев и их действия.

2) Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диафильма или видеофильма, иллюстраций в книге или аппликаций в coчетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.

3) Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, ее не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

В отличие от стихотворения сказка может быть прослушана в граммофонной или магнитофонной записи. В любом случае нужно создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.

4) Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то — правдой жизни. Иначе сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле.

И только в конце работы над сказкой возможны перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни.

5) Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали ее, обратив при этом внимание на хар-р действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях. Если у детей не получается, учитель дает образец чтения.

6) Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная — отдельными частями по заданию учителя или по выбору самих детей.

При обучении пересказу в младших классах эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диа- или видеофильм, каждый кадр которого теперь озвучивается детьми. Нежелательно слушать одного рассказчика.

Это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется кол-вом эпизодов сказки, картинок, кадров фильма.

Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

В старших классах кроме картинного плана может использоваться и словесный. Сказки хорошо делятся на части, легко озаглавливаются. Для того чтобы ученики не забыли те специфические слова, которые употреблены в сказке и которые детям следует использовать при пересказе, их записывают на доске в соответствии с каждым пунктом плана.

Анализ сказки должен подвести уч-ся к выделению главной мысли, идеи сказки. В волшебных сказках идея выделяется достаточно легко, так как в них всегда добро побеждает зло, любые пороки людей наказываются.

Труднее определяется идея сказок о животных, поскольку в них часто один порок побеждает другой: например, хитрость побеждает глупость и излишнюю доверчивость.

Определяя главную мысль сказок о животных, полезно детей знакомить с пословицами, которые кратко повторяют ту же мысль, сформулированную детьми вместе с учителем.

Источник: https://cyberpedia.su/14×1151.html

1.2 Основные характеристики процесса выразительного чтения

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.

Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением [11. С. 27]. Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения (Приложение 1).

Хорошо воспринимаются детьми чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки.

Скороговорки следует брать короткие, а потом по- степенно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения.

Работа с поговорками и скороговорками проводится разными способами (Приложение 2).

Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую.

В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность).

Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. (Ребенок, читающий по слогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник).

Рассмотрим цепочку становления технической стороны навыка чтения. Способ чтения – скорость чтения – динамика чтения.

Психологами и педагогами была установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью, скоростью и динамикой. Сейчас дети приходят в школу уже читающими, но способы чтения у них разные. Одни читают слоговым способом, другие – по слогам и целыми словами; третьи – целыми словами, а отдельные, трудные слова – по слогам, четвертые обладают навыком чтения. целыми словами и группами слов.

Таким образом, дети находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок.

А в школе происходит следующее: ребенок читает по слогам, а ему предлагают читать текст, не соответствующий по сложности его технике, да еще фиксируют скорость.

Сейчас невозможно набрать учащихся, одинаковых по уровню подготовки. Значит, необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе.

Например, если ребенок читает слоговым способом, то с ним нужно начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, тексты читать в небольшом объеме.

Если ребенок читает по слогам и целыми словами, то с ним нужно начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Понемногу ребенок начинает читать целые слова и группы слов.

Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. добиться навыка чтения.

Схематично его можно представить следующим образом:

1. Слог+слог

2. Слог+слово

3. Слово+слог

4. Целое слово (группы слов).

Дети по-разному справляются с этой задачей: кто быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждом этапе. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

Постепенно ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который следит за динамикой чтения, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени.

Психологами доказано, что скорость чтения и ее динамика связаны между собой: у детей, которые читали со скоростью 20 слов в мин.

и меньше, скорость чтения увеличивалась медленнее, чем у детей, которые читали 70 слов (30 слов) в мин.

Как уже было указано, в техническую сторону входит и правильность чтения. Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки.

На слоговом этапе ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует букве.

На втором этапе (слог+слово) могут быть ошибки в виде перестановок и пропусков слогов.

Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Кроме того, ребенок читает орфографическим способом (как пишется).

Но уже необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение: просить ребенка произнести слово так, как оно произносится.

На третьем этапе (слово+слог) необходимо преодолевать орфографическое чтение.

Ребенку легче справиться с этой проблемой, так как он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (слог) по смыслу и произносить правильно.

Доказано, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость, чтение становится плавным, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

В основе этого желания лежит способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т. е. такая сторона, как осознанность.

Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание.

Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. А это требует соответствующего словарного запаса, умения правильно строить предложения, уяснения смысловой связи между ними.

Получается, что осознанность определяется не только технической стороной навыка (способом, которым читает ребенок), но и уровнем развития речи.

Это взаимосвязанный процесс: чем больше читает ребенок, тем лучше развита у него речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и глубже осознание прочитанного.

Следовательно, работая над сознательностью, надо особое внимание уделять развитию речи.

Следует отметить, что глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.

Поэтому одно и то же произведение может быть понято и осознано по разному взрослым и ребенком, а также людьми одного возраста. С этой точки зрения понимание прочитанного не имеет границ.

Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения.

Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания.

Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному.

Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл (известная фраза «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма). С этого и необходимо начинать разговор о выразительности. Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/21729

Ссылка на основную публикацию