Скороговорки и упражнения для развития речи и дикции у детей

Упражнения на дикцию для детей, скороговорки

Как известно, отличная дикция (т.е. максимально ясное и чёткое произношение каждого согласного, а также слов и фраз в целом) может формироваться у ребёнка на протяжении нескольких лет.

Безусловно, важную роль в этом играет и совершенствование работы органов речи, поэтому, если вы замечаете у дошкольника смазанную, неясную и недостаточно чёткую речь, не затягивайте и сразу же предпринимайте действия для развития его дикции.

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.
  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).
  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).
  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».
  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.
  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.
  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.
  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.
  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.
  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.
  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните  губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными.

Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться).

После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова».

Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Упражнения первого занятия обычно вызывают смех у ребёнка

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала.

Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова».

Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения.  После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова».

На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться.

Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

(Visited 9 621 time, 15 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/osnovnyie-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-diktsii-u-doshkolnikov.html

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

  • На дворе траваНа дворе трава, на траве дроваНе руби дрова на траве двора.
  • Карл у КларыКарл у Клары украл кораллы,Клара у Карла украла кларнет.
  • Корабли лавировалиКорабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Скороговорка про покупкиРасскажите про покупки,Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,Про покупочки мои.
  • Скороговорка про выдруВыдра в ведро от выдры нырнула.Выдра в ведре с водой утонула.
  • Ехал грека через рекуЕхал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку,Рак за руку Грека – цап!
  • Выдра в тундреВ недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдраЯдра кедров!Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в вёдраВыдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  • Скороговорка на букву ЖИспугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • Скороговорка на букву ЧУ четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре чертенкаЧетыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.
  • Скороговорка на букву ШНа опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Сшила СашаСшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссеШла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • В шалашеВ шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  • Кукушонок в капюшонеКукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
  • Скороговорка на букву ЩДва щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

  • МышкаМышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про кошку!
  • КощейТощий немощный КощейТащит ящик овощей.
  • Сорок сорокХитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.
  • ПопугайГоворил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:Попугай, попугай, попугай!
  • КарасёнокКарасёнку раз карасьПодарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка:Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

  • Скороговорка про китайцевЖили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
  • Чего нетНет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,Нет интереса – нет и вопроса.
  • Пир у Киры и ФирыУ Киры и ФирыВ квартире был пир:Факир ел зефир иКефир пил Факир.А Фира и КираНе пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.
  • Ежевика и земляникаЕжели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

  • СурокHow much wood would a woodchuck chuckif a woodchuck could chuck wood?Сколько дров бросил бы сурок,если бы сурок мог бросать дрова?
  • ЗоопаркCan you imagine an imaginary menagerie managermanaging an imaginary menagerie?Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,который руководит воображаемым зоопарком?
  • УстрицаAny noise annoys an oysterbut a noisier noise annoys an oyster most.Любой шум раздражает устрицу,но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
  • РакушкиShe sells sea shells at the sea shore,the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.Она продаёт морские ракушки на берегу моря,ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Читайте также:  Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

  • Кто хочет разговариватьКто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.
  • КокосКокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • ГазельНа бобра из-за ели глазеют глаза газели.
  • ЛотоГраф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизнине играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

  • Мыла МилаМыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,Мишку мылом не домыла.
  • От топота копытОт топота копыт пыль по полю летит.
  • БелкаБелый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.Белой даже не была.
  • ГалкиОднажды галок поп пугая,в кустах увидел попугая.И говорит тот попугай:«Пугать ты галок, поп, пугай,но галок поп в кустах пугая,пугать не смей ты попугая».
  • Сонька на санкахВезёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/skorogovorki/

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Проблема речевого развития дошкольников сегодня носит актуальный характер. По всему земному шару каждый четвертый малыш страдает нарушением речи.

Сформировать красивую дикцию с раннего возраста и уметь чисто и правильно произносить слова помогут скороговорки для развития речи для детей.

Веселые ежедневные упражнения способствуют целостному произношению, без пропуска определенных звуков.

Что дают скороговорки для развития речи или польза от быстрого проговаривания

Основная помощь скороговорок заключается в правильном развитии речевого аппарата. В результате систематических занятий подрастающий человек начинает говорить четко, выразительно и понятно. Среди дополнительных достоинств следует выделить:

  • Способность произносить слова более медленно.
  • Активизацию словаря новыми словами.
  • Развитие памяти.
  • Умение слушать речь других людей.
  • Способность концентрировать внимание.
  • Возможность весело проводить время. Родители могут взаимодействовать с ребенком во время занятий.

Рекомендации для родителей

Сами по себе скороговорки представляют собой небольшие ритмичные, часто шуточные стихотворения с трудными для выговаривания звуками. Они способствуют не только правильному произношению слов, но и совершенствуют дикцию и речь в целом. Шуточная манера написания благотворно сказывается на настроении малыша и развивает мышление, а также слух.

Родителям рекомендуется ежедневно использовать маленькие скороговорки для игры с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Такой подход позволит получить положительные результаты через короткое время. Спустя несколько месяцев от начала занятий, дошкольник сможет:

  • Строить предложения грамматически правильно.
  • Выговаривать слова спокойно, без криков.
  • Усовершенствовать дикцию.
  • Произносить слова размеренно.
  • Читать книги красиво и бегло.

Начинать работу следует с прочтения короткого текста с выражением. Делается это для формирования интереса к предстоящей работе. После этого родителю нужно прочитать фразу медленно, проговаривая четко каждый звук. В этом случае малыш услышит и увидит правильную артикуляцию звуков. Разрешается произносить слова протяжно и напевно.

Взрослым необходимо набраться терпения и не кричать на сына или дочку, если у них сразу не получится сделать все правильно. Вне зависимости от возраста дошкольника не стоит проводить одно занятие дольше 10 минут. При желании допустимо повторить тренировку через некоторое время.

Подбирать скороговорки рекомендуется с учетом возраста малыша. Немаловажно учесть и решение насущной речевой проблемы: подбирать материал для выразительности речи, дикции или отработки определенных звуков рекомендуется с учетом нарушений. Детям старшего возраста допустимо предложить к разучиванию маленький стишок на английском языке.

Последовательность работы

Логопеды активно используют скороговорки в своей деятельности. Но выучить несколько веселых стихотворений можно и самостоятельно. При этом необязательно у ребенка должны иметься речевые недостатки. Тренировка речевого аппарата в любом случае не будет лишней.

Начинать учить короткие стишки допустимо с того момента, когда ребенок начнет разговаривать. Для обогащения пассивного словарного запаса малышу может читать короткие стишки мама. Вся деятельность должна осуществляться по согласию ребенка.

Позволительно использовать элементы игры с мячом. В этом случае после каждого произношения слога разрешается ударять мячом о пол. Если нужной игрушки не окажется рядом, то отстукивания предметом допустимо заменить хлопками в ладоши.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить работу в такой последовательности:

  • Выучить стишок наизусть. Произносить скороговорки для развития речи и дикции детей необходимо медленно. В этот момент достигается четкое проговаривание гласных и согласных звуков. Малыш не только запомнит фразы стихотворения, но и научится правильно произносить все звуки.
  • Произнести скороговорку беззвучно. На этом этапе вырабатываются правильные движения органов артикуляции.
  • Прошептать. В период тихого произношения важно следить, чтобы все слова произносились четко и быстро.
  • Повторить медленно. Ребенок должен медленно, но качественно сказать всю фразу или стихотворение по памяти.
  • Изменить интонацию. Многим детям нравится проговаривать выученные слова грустно или весело, агрессивно или задумчиво. На скорость произношения обращать внимания не стоит. Основная задача на этом этапе — научить ребенка пользоваться собственным голосом.
  • Сказать быстро. На завершающей стадии требуется проговорить выученное наизусть предложение быстро без остановок несколько раз.

Материал для малышей до 4 лет

В этом возрасте речь у детей сформирована на довольно качественном уровне. Но некоторые звуки, такие как Ш, Ж, Щ, Л, Р даются с большим трудом. Окончательное их формирование завершится ближе к пяти годам. Учесть эту особенность стоит родителям при подборе скороговорок для малышей. Материал не должен содержать сложных для произношения звуков.

Настроиться на занятия помогут элементы дыхательной гимнастики. Несколько упражнений с плавным вдохом и выдохом подготовят артикуляционный аппарат для дальнейшей деятельности. Допустимо использовать игру с мыльными или воздушными шарами «Надуй самый большой пузырь».

Произносить стишок следует в сопровождении картинки большого формата. Дети этого возраста лучше усваивают информацию, сопровождающуюся наглядностью. Перечень примерных скороговорок в этом случае может быть таким:

«Ал-ал-ал — заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол — там морковку он нашел,

Ил-ил-ил — друг его попросил,

Ись-ись-ись — ты со мной поделись,

Ал-ал-ал — он морковку другу дал».

Тексты для старших дошкольников

В эту группу следует отнести материал со всеми звуками русского языка. К семи годам речь у ребенка сформирована полностью и для качественного обучения в школе необходимо иметь правильное произношение. Если малыш слышит и произносит слова неправильно, то после поступления в начальное учебное заведение он будет испытывать большие трудности при письме.

Для разнообразия занятий следует использовать не только знакомые многим родителям шаблонные примеры, но и применять шуточные скороговорки для дошкольников. Они способствуют не только грамотному овладению основами речи, но и создают положительное эмоциональное настроение. В качестве примера можно привести такие стихи:

«Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик».

Ритмичные произведения для дикции

Немаловажным показателем для формирования полноценной личности является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Неоценимую помощь в этом деле способны оказать скороговорки для дикции для детей. Для достижения качественного результата занятия требуется проводить регулярно.

Можно подобрать разнообразные скороговорки для отработки произношения и корректировки произношения отдельных звуков. В качестве примеров следует выделить:

«В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари —

Очень вкусные угри».

«Карасенку раз Карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

„Раскрась, Карасенок, сказку!“

На раскраске Карасенка —

Три веселых поросенка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят».

Короткие скороговорки пользуются спросом у детей и взрослых. Они легко запоминаются и весело повторяются. При обнаружении незначительных речевых дефектов допустимо исправить дикцию в домашних условиях.

Несколько минут, проведенных с малышом во время занятий, позволят не только устранить недоразвитие речи, но и приблизят маленького человека к родителям.

Смело берите на вооружение приведенные здесь скороговорки для развития речи ваших детей.

Оцените, пожалуйста, статью(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://friendly-life.ru/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-dlya-detej/

Распевки – скороговорки

Дикция является средством донесения  текстового  содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа 
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

Читайте также:  Кастинги для детей: где проводятся, как попасть и пройти детский кастинг

Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки. Я сделал небольшую подборку скороговорок, специфичных для вокалистов с комментариями.

Так называемая широкая дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть – корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

Скороговорки

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,что все скороговорки перевыскороговорит,но, раскороговорившись, выскороговаривал,

что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом

Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Сшит колпак да не по колпаковски,Вылит колокол да не по колоколовски.Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать

Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через рекуВидит Грека – в реке ракСунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Расскажите про покупки.Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла

Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Не тот товарищи товарищу товарищь, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Шли три попа,Три Прокопья попа,Три Прокопьевича,Говорили про попа,Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

Дыбра – это животное в дебрях тундры,Вроде бобра и выдры,Враг кобры и пудры,

Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

Вез корабль карамель Наскочил корабль на мель И матросы три недели

Карамель на мели ели.

На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова

На траве двора.

Ди-ги, ди-ги дай Ди-ги, ди-ги дай Ди-ги, ди-ги Ди-ги, ди-ги Ди-ги, ди-ги дай. Петя шел, шел, шел И горошину нашел, А горошина упала Покатилась и пропала, Ох-ох-ох-ох, Где-то вырастит горох. Думал – думал, думал – думал Думал – думал, думал – думал В это время ветер дунул

И забыл о чем я думал.

Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель пошел перепрыгнув забор, Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор, Иван провалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель в реке провалился в забор, Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.

Источник: https://21one.ru/v/55/580-uprazhneniya-dlya-razvitiya-dikczii-skorogovorki-raspevki.html

Упражнения для улучшения дикции речи

Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата.

Чёткий и командный голос для мальчиков и нежная звонкая речь для девочек – то, к чему стремится каждый родитель, воспитывая своего ребёнка.

У многих дошкольников можно наблюдать смазанную или неясную речь. Это является следствием вялых движений губ, плохой подвижности нижней челюсти. Ясность произношения слов зависит от правильного произношения гласных. Что же можно предпринять для развития дикции у дошкольника?

Недостаточно развитая дикция отражается на ребенке: он становится замкнутым, неусидчивым, резким. Падает его любознательность и успеваемость. Именно в дошкольном возрасте энергично развивается речь, главное, не упустить время. Вот почему так важно выявить проблему на ранней стадии и помочь ребенку в правильной постановке дикции, используя один из способов – скороговорки!

Родители должны позаботиться о хорошей дикции у ребенка.

Обязательно запаситесь терпением – ребенок сразу не сможет произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ.

Упражнения для губ:

1. «Улыбочка» – вы из-за всех сил натягиваете губы в улыбке, не открывая рта.

2. «Заборчик» – из положения «Улыбочка», необходимо открыть рот, так чтобы показать все зубы, губы по-прежнему натянуты.

3. «Трубочка» – тянетесь губами вперёд, как перед произнесением звука «У»

4. «Бублик» – откройте рот из положения «Трубочка» и напрягите губы, как при произнесении звука «О».

5. «Рупор» – расширьте губы, то есть полностью откройте рот как можно шире, как при произнесении звука «А»

Упражнения для языка:

1. «Лопатка» – высуньте язык, пытаясь коснуться подбородка.

2. «Горка» – откройте рот и упритесь языком в нижнюю часть зубов, так чтобы он слегка приподнялся.

3. «Сладкая конфета» – не открывая рта, упирайтесь языком, то в левую щёку, то в правую.

4. «Маятник» – высуньте язык и тянитесь им, то вправо, то влево.

5. «Иголочка» – высуньте язык и тянитесь им вперёд.

6. «Грибок» – необходимо упереться языком в верхнее нёбо, натягивая уздечку

7. «Лошадка» – из положения «Грибок» заставьте кончик языка соскользнуть, ударив им по нижнему нёбу, получится цокающий звук, который издаёт лошадка.

Каждой группе упражнений уделите внимания 1 – 2 минуты. Вначале, выполняйте только упражнения для губ, а затем, после того, как прошли две минуты, начинайте выполнять упражнения для языка. Следующие минуты, необходимо уделить скороговоркам.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом дети могут «отхлопывать», «отстукивать» ритм кулачком, ладошками. Все должно проходить в форме игры. Подбирайте такие скороговорки, в которых ваш ребёнок может произносить все звуки.

Как учить скороговорки с ребенком? Есть ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку.

При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Так же надо разобрать смысл всех слов и смысл самой скороговорки – как понимает её ребёнок. Когда ребёнок скороговорку выучил и произносит её правильно надо проговаривать её без голоса – работают только губы, язык и зубы.

Далее проговариваем скороговорку шепотом, но четко. Только после этого убыстряем темп.

Предлагаю несколько скороговорок:

• Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

• Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

• Синичка, синичка — воробью сестричка.

• Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

• Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

• Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

• Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

• Говорил попугай попугаю:

— Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

— Попугай, попугай, попугай!

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

• Кощея щами не угощают.

• Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.

• Щенок в чащу дощечку тащит.

• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

• Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

• Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Читайте также:  Картавость можно победить

• Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.

Скороговорки для развития дикции эффективны и для детей, и для взрослых, ведь учиться, красиво говорить никогда не поздно!

Удачи!

Источник: http://detsad6.tomsk.ru/index.php/roditelyam/25-stranichka-logopeda/73-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-diktsii-rechi

Скороговорки для развития речи и улучшения дикции и артикуляции для детей, малышей на шипящие Ш, Щ, Ч, свистящие С, З, Ц согласные звуки и буквы и звук и букву Л, Т, Н. Детские легкие, простые маленькие, короткие скороговорки для детей: слова

Инструкции по исправлению дефектов речи. Артикуляционная гимнастика и скороговорки.

Содержание статьи

  • Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
  • Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет
  • Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
  • ВИДЕО: Артикуляционная гимнастика

Дети 3-4 лет достаточно активно разговаривают, используя много слов для описания предметов. Родители могут повести малыша к логопеду, если сомневаются в том, что их ребенок достаточно хорошо говорит для его возраста. Но можно самостоятельно развивать ребенка и корректировать его речь.

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Специалисты считают, что дети до 3 лет могут вообще не говорить. Если вашему ребенку 3 года, и он не говорит, обратитесь к неврологу и дефектологу. Возможно, задержка развития речи обусловлена каким-то недугом.

Возможные нарушения речи у детей 3-4 лет:

  • Заменяет трудные звуки, на более легкие. Например «ц» на «с», «р» на «л». Для этого возраста это вполне нормально. Нужно просто больше говорить с малышом и произносить сложные звуки.
  • Неправильно ставит окончания, так как не умеет правильно определять падежи. Например, у меня один монета. Для этого возраста вполне допустимое нарушение.
  • Неправильное использование слов, близких по смыслу. Например, вместо жадный и скупой, ребенок говорит дешевый.
  • Долго думают, прежде чем описать какое-то происшествие. Перебирают в уме нужные слова. Это норма.
  • В этом возрасте ваша задача развивать и расширять словарный запас малыша. Много говорите, описывайте предметы, используя новые слова. Ниже представлены скороговорки для развития речи малышей 3-4 лет.

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Это достаточно ответственный возраст. Если пропустить, потом может быть поздно. Речь ребенка ближе к 6 годам должна быть как у взрослого. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенка отдают в школу. Именно к 5 годам необходимо провести оценку речевого развития ребенка и при необходимости организовать занятия с логопедом.

Возможные проблемы с речью:

  • Глотает начало или конец слова. В таком случае необходимо консультация логопеда. Это говорит о том, что ребенок думает быстрее, чем говорит. Чтобы не было «каши» в разговоре медленно говорите с малышом, проговаривая все звуки.
  • Не может выразить мысли. Ребенок сбивается, заикается и долго думает, прежде чем что-то сказать. В этом случае малышу нужна помощь. Из-за этого возможны отставания в учебе.
  • Не выговаривает некоторые звуки. Это не является грубым нарушением, но родители должны обратить на это внимание. В основном в скороговорках для малышей такого возраста необходимо использовать сложные слова с большим количеством шипящих звуков. Прорабатывайте звук «р».

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

У детей старше восьми лет полностью сформированная речь. Дети хорошо произносят все звуки. При этом могут строить длинные и ложные предложения. Словарный запас огромный. Среди самых распространенных проблем – плохая дикция.

Ребенок не четко разговаривает, мямлит или глотает часть слов из-за того что спешит. Переживания, стресс и нервные потрясения отрицательно сказываются на дикции ребенка.

С плохой дикцией нужно бороться, для этого существует масса упражнений и скороговорок.

Нарушения дикции:

  • Логопеды считают, что около 30% всего земного населения страдают от нарушения дикции. Это чаще всего связано с особенностями речевого развития и средой обитания. Если кто-то из родителей картавит, заикается, неправильно произносит шипящие, то ребенок может перенимать эту особенность.
  • Чаще всего проблемы с шипящими. Сами звуки выговариваются, но нарушена артикуляция. В результате этого наблюдается нарушение дикции.
  • Большую часть нарушения дикции составляет неправильное произношение «р». Чаще всего это из-за неправильного произношения и слабого мышечного аппарата. Дикцию удастся исправить, тренируя мышцы и произношение.

Ниже представлены скороговорки для улучшения дикции школьников и тренировки мышечного аппарата.

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч

В народе такое нарушение называют шепелявостью. Существует несколько вариантов этого недуга.  Чаще всего дефекты произношения связаны с деформацией мягкого неба, губ или прикуса. Но у детей произношение может нарушаться из-за неправильной постановки губ и языка. В таком случае помогут скороговорки с шипящими звуками.

Виды шепелявости:

  • Губно-зубная
  • Призубная
  • Носовая
  • щечная
  • Смягченная

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Существует несколько вариантов нарушения произношения этих звуков:

  • Кончик язычка просовывается между зубками. В итоге получается нечистое «с» и «з» (пришептывание).
  • При нормальном положении передней части языка средняя часть спинки его недостаточно опущена. Получаются смягченные сь и зь (сянки, зямок).
  • «С» и «з» заменяются другими звуками, часто «ш», «ж», реже в младшей группе «ф» на «в» (шапог, жамок, фапок, вамог). Среди малышей ясельного возраста это со временем проходит.
  • Ц заменяется звуками «с», «т», «ч» (сапля, тапля, чапля).

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось.

Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т

Этот звук обычно дети хорошо произносят. Наблюдаются нарушения в случае врожденных патологий и при слабом мышечном аппарате. Во втором случае при помощи укрепления мышц можно добиться чистого произношения звука. Ниже представлены популярные и простые скороговорки для детей разного возраста.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н

Этот звук тоже обычно легко произносится. Возможно неправильное произношение, некоторое его искажение. Обычно буква смягчается. Ниже представлены скороговорки для тренировки нормального произношения звука «н».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н

Как видите, при помощи скороговорок и артикуляционной гимнастики можно исправить произношение некоторых звуков.

ВИДЕО: Артикуляционная гимнастика

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-uluchsheniya-dikcii-i-artikulyacii-dlya-detej-malyshej-na-shipyashhie-sh-shh-ch-svistyashhie-s-z-c-soglasnye-zvuki-i-bukvy-i-zvuk-i-bukvu-l-t-n-detskie-leg.html

Ссылка на основную публикацию