Режиссерские игры: в младшей, дошкольной, подготовительной группе

Шпаргалки по дошкольной педагогике – 57. Режиссерская игра дошкольника

Страница 53 из 63

57. Режиссерская игра дошкольника.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап – возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита.

Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

– своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

– сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза-висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

– характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа-циями, который возникают у ребенка;

– непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

– в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

– характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

– ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

– эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

– способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

– помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

– развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

– помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

– являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки – необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

– помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

– дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/57-rezhisserskaya-igra-doshkolnika

57. Режиссерская игра дошкольника » Шпоры для студентов

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран­нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап – воз­никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе­ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни­ками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет­ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи­более важным является актуализация собственного социального опи­та.

Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас­пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы­полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

– своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

– сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза­висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож­ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд­ности, связанные с общением;

– характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа­циями, который возникают у ребенка;

– непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

– в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей­ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

– характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за­мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж­ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

– ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи­вания ребенка

– эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

– способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

– помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

– развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в но­вой жизненной ситуации;

– помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи­зации самостоятельной театральной деятельности;

– являются средством формирования у ребенка адекватной самооцен­ки – необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

– помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступ­ный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвали­дов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспи­тания;

– дают возможность развиваться индивидуальным особенностям де­тей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую си­туацию из элементов знакомых сюжетов.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/57-rezhisserskaya-igra-doshkolnika.html

Режиссерская игра в подготовительной группе

Режиссерская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребенок создает игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями. В этой игре ребенок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссер. В основе сценария лежит личный опыт ребенка.

Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: одна кукла поет в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссерской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром.

А также речь может быть оценчной.

Преимущества игры.

режиссерская игра позволяют ребенку упражняться во взаимоотношениях, в общение в процессе действий с куклами. В отличии от партнера, куклы не требуют от ребенка высокого уровня общения – с ними проще;

– в режиссерской игре не надо учитывать позицию партнера, не надо под него подстраиваться. Здесь ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким-то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое, свои знания.

Значение режиссерской игры.

– Дети самореализуются;

– У детей активизируются речь, воображение, мышление;

– У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Условия развития режиссерской игры.

– У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;

– Должна быть хорошая пердметно-развивающая игровая среда;

– Должно быть свободное время;

– Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руки), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объемный), теневой театр, марионетки;

– У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссерские игры воспитателя или другого ребенка.

Перед тем как научить учить детей ставить спектакли, надо провести предварительную работу. Проводить беседы об увиденных ими кукольных представлениях, познакомить их с историей возникновения кукольного театра, рассказать какие кукольные театры бывают (перчаточные куклы, куклы марионетки, настольные и т.д.

), спросить у детей, какие кукольные спектакли им больше всех понравились. Можно прочитать отрывки из книги С.Образцова «Всю жизнь я играю в куклы», рассмотреть иллюстрации. Эта книга познакомит детей с домашним и профессиональным кукольным театром.

После всего этого можно предложить детям научиться показывать кукольные представления: сначала для детей группы, потом для более широкой аудитории.

Подготовительная к школе группа завершается обучением коммуникативно- речевым навыкам, большой упор следует делать на проявления на проявления творчества и фантазии у детей через сюжетосложение, самостоятельное сочинение и обыгрывание инсценировок. Перед детьми следует ставить игровую проблему или просто называю тему, а содержание предлагают дети.

На этом этапе работу с группой следует проводить, используя разные методы и приемы.

1. Объяснять новый материал, а затем предлагать детям разобраться с конкретной проблемной ситуацией (например; «Что было бы…, если не светило солнце?.. не было деревьев?… кругом была вода и т.д.). Дети предлагают разные варианты, основываясь на новые знания.

2. Группе давать определенное задание, необходимые опоры (картинки, карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый ребенок знает свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим ребенком, начинать может либо сильный, либо слабый воспитаник). При этом выполнение любого задания обьясняется ребенком вслух.

3. Предлагать детям сочинить продолжения к сказке. Вместе с детьми вспоминать сказку ( можно использовать рассказывание по кругу). Затем я спрашиваю у детей: «А что потом?…»)

Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

-Имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания.

– Имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имееть опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства).

Читайте также:  Как лучше запоминать прочитанное: 5 способов запоминать с первого раза

– Включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям ( ребенок – режиссер, ребенок – актер, ребенок – оформитель спектакля, ребенок – зритель ).

«Ребенок – режиссер» – имеет хорошо развитую память, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой контекст. «Ребенок- актер» – наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру.

«Ребенок-зритель» – обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «учавствовать в игре» со стороны.

«Ребенок- оформитель» – наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге.

Старшим дошкольникам очень нравятся игры-драматизации, то есть разыгрывание знакомых сказок. Здесь можно самим придумать и сделать декорации, костюмы и лучше всего не просто воспроизвести текст знакомого произведения, а импровизировать по ходу игры, придумывать самы разные варианты сюжета.

Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения, о которых мы говорили ранее: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм детей, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, конструирование, лепка.

С детьми можно провести игру «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист склаывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видятв клсксе или в отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Можно использовать такие задания : сочинить про цветные кружочки и палочки разной длины, нарисовать вместе картинку и придумать по ней сказку, составить план сказки и потом рассказать ее.

В обычном, повседневном общении с детьми давать им больше инициативы, ставить новые, неожиданнные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что мы будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре, кем буду я? Что я должна делать иговорить? А ты? Пусть решают сами. Что будет делать Буратино в гостях и Винни-Пуха? У людоеда? А если ты встретишь Маугли?

В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/rezhisserskaya-igra-v-podgotovitelnoy-gruppe-690080

« К нам ежик пришел». Режиссерская игра во II младшей группе

Режиссерская игра во II младшей группе

« К нам ежик пришел».

Цель: вовлечь в игру детей игровым персонажем – ежиком; помочь развить сюжет, сосредоточить внимание детей и их интерес на замысле, включая их в диалог с игровым персонажем (ежиком), побуждать использовать в игре игровой материал, игрушки, называть свои действия, вести диалог; направлять неоформленные действия детей и содействовать правильному пониманию окружающего.

Ход игры.

Воспитатель вносит мягкую игрушку – ежика.

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Послушайте, он хочет что-то вам сказать. (воспитатель имитирует голос ежика и говорит за него:

– Я хочу узнать, как вы живете и играете в детском садике.

Воспитатель: Давайте, дети, покажем ежику как мы играем.

Ежик: А у меня в лесу остались ежата и я боюсь их одних оставлять.

Воспитатель: Наши ребята не оставят твоих ежат в беде, они с ними поиграют.

(желающие дети поиграть с ежатами проходят в уголок, где на коврике сидят мягкие игрушки – ежата, строительный крупный материал, муляжи фруктов, овощей. Дети строят им дом, мебель, угощают их, развивают сюжет игры).

Ежик: Можно я посмотрю вашу группу?

Воспитатель: Проходи, ежик, мы тебе все покажем и расскажем. (ежик обращает внимание детей на игровой уголок, где в кроватке лежит кукла, укрытая одеялом).

– Кто это в кроватке лежит? Почему?

Воспитатель: Ребята, ответьте, что с ней случилось?

(ответы детей: это кукла, она устала, отдыхает).

Воспитатель: А может это бабушка болеет и ждет, когда внучка придет проведать ее, прибраться, за лекарством сходить. Кто покажет ежику, как вы будете играть? (желающие развивают сюжет игры, придумывают еще действия, обыгрывают их).

Ежик подходит к медицинскому уголку: «А что здесь мишка (игрушка) делает?»

Воспитатель: «Сейчас тебе ребята расскажут» (ответы детей: он заболел, пришел в больницу, у него ушко болит и т.д.)

– Кто хочет его полечить? (желающие дети одевают белые халаты, шапочки, развивают игру со зверюшками, в игре передают цепочки знакомых им действий).

Воспитатель: А еще ежик, ребята любят играть с мелкими игрушками, модельками, строить для них гаражи, дороги, мосты, играть с мелким строительным материалом).

Ежик: Ой, как я хочу посмотреть – что ребята построят. (дети располагаются за столом и создают замысел мелкими игрушками и мелким строительным материалом).

Воспитатель: «Посмотри, ежик, у ребят в группе есть еще большая машина».

Ежик: «А почему в ней кошка сидит?» (игрушка)

Воспитатель: Она, наверное, хочет, чтобы дети покатали ее, поиграли с ней. Покажите, ребята. (желающие входят в роль шофера, пассажиров, выполняют игровые действия, подбирают необходимые атрибуты).

Воспитатель: «А теперь, ежик, садись и посмотри, как ребята играют. А вы, ребята, говорите в ходе игры погромче, чтобы ежик слышал, как вы играете, разговариваете друг с другом, с игрушками. (Ежик наблюдает за действиями детей, их игрой, вступает с ними в диалог, содействует развитию сюжета, подсказывает новые действия, направляет неоформленные действия).

После игры ежик приглашает всех детей к себе в лес, к своим ежатам. Там их встречают дети, показывают, что они построили для ежат, как играли с ними, чем кормили.

Ежик благодарит за игру всех детей и говорит, что ему очень понравилось, и он многому научился у ребят. Теперь также будет играть и со своими маленькими ежатами.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/k-nam-iezhik-prishiel-riezhissierskaia-ighra-vo-ii-mladshiei-ghruppie

Конспект режиссерской игры «Гуси-лебеди» в старшей группе

Цель: обогащение содержания режиссерских игр детей через обыгрывание сюжета сказки «Гуси-лебеди»

Задачи:

– учить детей придумывать сюжет игры на основе знакомой сказки, создавать игровую обстановку и разворачивать режиссерскую игру;

– развивать умение работать над ролью с актерской и режиссерской позиций: искать оптимальный вариант исполнения, анализировать исполнительскую деятельность сверстников, принимать на себя роль литературного героя, передавать его чувства, переживания;

– воспитывать ответственность, взаимопомощь и дружеские отношения в игре.

Словарная работа:

 активизировать в речи детей следующие слова: задобрила, комплимент, гостинец, ржаной, наливные яблочки, молочная река- кисельные берега.

Материал:

 карточки-символы, альбомный лист, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, иллюстрации: дом, избушка на курьх ножках.

Костюмы:

Машенька –  платочек, корзинка.

Ванечка – шапка.

Гуси-лебеди –  4 маски.

Яблонька –  зеленая  накидка, яблоко.

Речка –  голубая  накидка, чашка.

Печка –  белая простынь, модуль, белый фартук, поднос с пирогами.

Баба-Яга – фартук, платок, нос,сумка, игрушка, метла.

Ход режиссерской игры

– Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. А какие игры вам больше нравятся?

– Скоро в нашем детском саду будет проходить конкурс на лучшее обыгрывание сказки.  Давайте и мы сегодня попробуем поиграть в сказку.

 – В каждой игре есть свои правила, давайте мы тоже придумаем правила для нашей игры, как надо играть и как не надо.

Правила:

  1. Придумывать вместе.
  2. Говорить по очереди.
  3. Слушать друг друга.
  4. Приглашать в игру всех желающих.
  5. Нельзя кривляться и баловаться.
  6. Нельзя кричать друг на друга и ссориться.
  7. Нельзя друг друга перебивать.

– В какие сказки вы бы хотели поиграть?

– Я рада, что вам многие сказки нравятся, но давайте мы сегодня поиграем в сказку «Гуси-лебеди», а в остальные сказки мы поиграем в другие дни.

– Вспомним эту сказку, а я выложу на доске ее с помощью карточек-символов. ( С чего началась сказка? Что произошло дальше? Чем сказка закончилась?)

– А что можно изменить в любой сказке? (характер героев, сюжет,  героев, местность,..)

– Хотели бы вы что-нибудь поменять в нашей сказке? Что?

– Молодцы. Много придумали разных идей, но давай сегодня попробуем изменить характер Бабы-Яги.

– Какая была Баба-Яга? В нашей сказке какая будет? (сначала злой, затем станет доброй)

–  Что может повлиять на изменение характера Бабы-Яги? (задобрить комплиментами, подарками: яблочко, пирожок, киселек;,..)

– Изменится ли тогда сюжет сказки? (да, не надо будет Машеньке и Ванечке на обратной дороге прятаться, можно пробегая мимо речки, яблоньки и печки поблагодарить их за подарочки).

– Если изменится характер Бабы-Яги, то характер гусей-лебедей поменяется?

– Как можно закончить нашу сказку? (гуси-лебеди провожают Машу и Ваню домой)

– А сейчас пришло время распределить роли.

– Кто хочет быть Машенькой? Какая Машенька будет в нашей сказке? (характер, поведение в разных ситуация)

– Кого встречает первого, когда бежит искать Ванечку? (печку)

– Кто хочет быть печкой? Какая печка в сказке? Покажи нам печку. Что делает? (н-р, пирожки печёт).

– Давайте наши актеры попробуют изобразить диалог Машеньки и печки (диалог).

– Ребята, как вы думаете, получилось у наших актеров или нет?

– Кого следующего встречает Машенька? (яблонька)

– Кто хочет быть яблонькой? Какой яблонькой ты будешь? Какие у нее яблочки? Покажи нам яблоньку. Что делает яблонька? (н-р, яблочки будет рисовать).

– Попробуем разыграть диалог Машеньки и яблоньки (диалог).

– Кого встречает Машенька после яблоньки? (речку).

– Кто хочет сыграть речку? Какой речкой ты будешь в нашей сказке? Какая у нее вода? Какие берега? Изобрази речку. Что она будет делать? (н-р, украшать берега цветами – вырезать).

– Разыграем диалог Машеньки и речки (диалог).

– Кого встретит Машенька после речки? (Бабу-Ягу).

– Кто хочет быть Бабой-Ягой? Какой ты будешь в нашей сказке? Что делает Баба-Яга в избушке? (н-р, с Ванечкой играет, хозяйничает, …).

– Что ей Машенька скажет, чтобы Баба-Яга стала добрее? Что ответит Баба-Яга?

– Попробуем разыграть диалог Машеньки и Бабы-Яги (диалог).

– Кто хочет быть Ванечкой? Какой Ванечка в нашей сказке? Что будет делать?

– Кто сыграет роль гусей-лебедей? Какие они в сказке? Что делают?

– Чем наша сказка закончится?

– Можно я возьму на себя роль автора?

– А сейчас, давайте подумаем, где и кто будет стоять? Как обозначим дом Машеньки и Ванечки и избушку на курьих ножках? (расстановка)

– А теперь каждый подберет для себя костюм, чтобы быть похожим на своего героя, и нужные ему атрибуты и подготовимся к спектаклю.

Подготовка костюмов и расстановка героев.

– А сейчас мы, как самые настоящие актеры, покажем спектакль для наших гостей.

Показ спектакля.

– Ребята, понравилась ли вам наша игра?

– Что придумали нового в сказке? Что изменили?

– Что было трудно? Что понравилось?

– Кому удалось соблюдать все правила в игре?

– Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-rezhisserskoj-igry-gusi-lebedi-v-starshej-gruppe.html

конспект НОД “Режиссёрская игра” (мл.гр.) – открытое (2015г)

Опубликовано: 17:10:47 27-01-2016

                                                        Тема: «Режиссёрская  игра»

                                         Драматизация сказки «Репка» в младшей группе.

                                                                                                      Выполнила: Мацковская Ирина Василовна

                                                                                                      Воспитатель МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка»

Читайте также:  Невербальное общение: особенности, виды, функции, книги

                                                          Зеленогорск , 2015г.

Тема совместной деятельности: «Режиссёрская игра».

Цель: развитие игровой деятельности ребенка.

Задачи:

 – помочь детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к деятельности в сюжетно – ролевых играх.

– развивать воображение ребенка, артистические способности;

– формировать умение регулировать поведение, взаимодействовать с другими участниками игры;

– способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

– способствовать развитию самостоятельности, детской инициативы, умение проявить себя в новой жизненной ситуации;

– развивать речевые навыки, умение подбирать фразы, слова, эмоционально окрашивать речь;  помогать детям преодолевать трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;

– развивать память, умение устанавливать последовательность действий, событий;

– формировать умение использовать в игре предметно – развивающую среду группы, применять предметы – заместители.

Участники: воспитатель, 6 детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Оборудование:  шапочки (кот, собака, мышь), шляпы, косички, бусы, штаны, юбки, сарафан, платки; большой короб для вещей; корзинка с настоящими овощами; предметы – заместители: «семечко» – бусинка, «земля» – капюшон от куртки чёрного цвета.

Ход игры.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, я принесла в корзинке осенний урожай овощей! Какие овощи  вы видите? (Ответы детей: свекла, огурец, морковка, кабачок, капуста, картошка, помидор, репка; описывают овощи, трогают руками, нюхают).

– Давайте поиграем в сказку «Репка»? (дети соглашаются).

– А поможет нам «Волшебный короб» (воспитатель выносит большой короб, открывает крышку, а в нём костюмы, атрибуты для игры). 

Дети выбирают атрибуты,  распределяют понравившиеся им роли, воспитатель помогает вспомнить какие герои присутствуют в сказке «Репка» (Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка).  Воспитатель выбрала себе роль «рассказчицы» (является «режиссёром» в данной игровой деятельности).

Сказка  начинается. «Дед» садит «семечко» (бусинку) в «землю» (капюшон от куртки чёрного цвета). На поверхности «земли» появляется настоящая репка.

         Дальше сказка разворачивается по своему сюжету. Дети пытаются изобразить своего героя, передать повадки, голос, движения. Если кто-то затрудняется, «рассказчица» (воспитатель) помогает вспомнить последовательность, эмоционально показать движения, произнести фразу.

         Сказка заканчивается («Вытянули репку!»). Дети берут репку в руки, рассматривают, нюхают, передают друг другу в руки, кто хочет подержать.

         «Актёры» кланяются. «Рассказчица» благодарит и хвалит «актёров» за очень интересную игру!

         Дальше дети могут продолжить игру, поменять атрибуты и роли по своему желанию.

Источник: http://a2b2.ru/methods/15971_konspekt_nod_rezhissyorskaya_igra_mlgr_-_otkrytoe/

Режиссерская игра детей 3-4 года

01 05 2015      Н.Лейкина       Пока нет комментариев

Игры детей 3-х лет 

Какие игры у детей 3-х лет вы знаете? Как маме играть с ребенком этого возраста, во что и сколько? У многих с этим нет сложностей, а кто-то затрудняется с ответом.

Некоторые мамы считают, что воспитание ребенка в дошкольном возрасте – это скорее к специалистам, и сами крайне неохотно откликаются на просьбы малыша поиграть.

Но нет ничего лучше для ребенка, чем когда рядом с ним живет взрослый, который с радостью разделит самую важную и нужную для развития ребенка деятельность — режиссерскую игру!

В какие игры играют дети в возрасте 2,5- 3 лет?

Игры детей до 3 лет

До трехлетнего возраста малыш познает окружающую действительность, предметы и их функции. Все пробует на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Это моя кроватка, здесь я отдыхаю, слушаю колыбельные песенки и сладко сплю. Вот это пол, он твердый, по нему ходят.

А на гладком стульчике я сижу. Игры как таковой еще нет. Есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катаем машинку, кормим, купаем, кладем в кроватку куклу, строим из кубиков, варим суп, как мама или забиваем гвоздь, как папа.

Задача взрослых на этом этапе, «вкусно» рассказывать о тех предметах, которые окружают ребенка в детской комнате, на кухне и в других местах, т. е. начиная с ближнего окружения предметов.

Постепенно ребенок от взрослого узнает о назначении каждого предмета и активно и свободно начинает ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумывает и открывает для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.

Роль же взрослого заключается в вербализации и придании общего смысла всем этим разрозненным предметам, их оживлении.

Например, это были просто кастрюля и половник, или какая-то тарелка, и вдруг может прийти игрушечный Зайка, который захочет пообедать. И тогда появляется возможность объединить все эти отдельные предметы в один сюжет: сварить кашу и накормить этого зайчика.

А еще лучше, если мы берем какой-то предмет, например, ложку, и говорим: «Ой, посмотри, это какой-то Великан к нам сюда забрел. Ну-ка, Великан, где же ты живешь?».

Таким образом мы начинаем использовать так называемые предметы-заместители, видим другие образы в привычных для нас вещах.

Существует миф, что ребенок сам учится играть. Это не так. Малышу нужно обязательно увидеть либо как играют старшие дети, либо, если их нет, то взрослый может показать ему.

Мы можем говорить о том, что ребенок очень сензитивен к игре, она ему необходима. Однако, если ребенок не видит, как играют другие, или взрослые не играют с ним, не поддерживают его, то игра у него не развивается, а остается примерно на одном и том же уровне.

Режиссерская игра

Период от 2,5 до 4,5 лет

С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля.

Это и есть начало игры у ребенка. И связано оно с тем, что после 2,5 лет активно начинает работать воображение. Ваш малыш становится маленьким волшебником, способным оживить своим взглядом любое пространство вокруг.

Играя день за днем, ребенок 3-х лет все больше и больше открывает для себя мир игры, в котором существуют свои правила и законы. На этом этапе очень хорошо подключиться взрослому. Ничего сложного нет. Берем несколько игрушек: мишку, зайца, ведерко.

Из конструктора строим жилище для зверюшек. Сочиняем простой детский сюжет: лисенок к волчонку пришел, пригласил на день рождения, испекли пирог, пригласили ежика, попили вместе чай с пирогом. Можем вспомнить сказку или сочинить свою историю.

Немного воображения и все получится.

Не беда, что сразу ребенок мало участвует в игре, больше смотрит. Он познает, созревает, ему становится интересно. Вскоре малыш уже сам берет игрушку и озвучивает ее. Затем он уже развивает сюжет и может сам немного поиграть.

Чем больше вы играете вместе, тем лучше у ребенка станет получаться. Вскоре он легко сможет сам придумать сюжет, выстроить все игрушки в игровое пространство и с удовольствием играть. Первая задача выполнена.

Мы научили ребенка играть самостоятельно.

Со временем, этот процесс так увлекает малыша, что он уже не желает принимать в игру не только взрослых, но и ровесников. Самостоятельно создает сюжет и проживает все роли.

И ему не нравится, когда за его действом наблюдают со стороны. Теперь он — главный режиссер.

А режиссерская игра индивидуальна, ребенок здесь часто не нуждается в партнерах-ровесниках, ему нужно самому почувствовать себя творцом.

Малыш принимает в игру взрослого, либо старшего, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие.

Если же в игру вступают дети-ровесники, то желательно, чтобы взрослый на первых этапах взаимодействия помогал каждому участнику выстроить свое игровое пространство, развить сюжет или соединил все в общий.

Без взрослого дети 3 – 4 лет с такой задачей самостоятельно еще не очень хорошо справляются.

Из наблюдений за играющими детьми:

Игры деток примерно до 4,5 лет в основном индивидуальны. Для них важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.

Прихожу играть с тремя детками 4-х лет. Один хочет развить сюжет про кашу и домик, другой про злую королеву, а третий про лошадок и море. И никак им пока не договориться! Что я делаю? Играю на троих.

Предоставляю пространство для реализации трех сюжетов параллельно, и в какой-то момент все встречаются в одном сюжете и уже могут договариваться и подстраиваться друг под  друга.

Самое интересное происходит после нашей часовой игры вместе. Свободная игра детей… уже без меня. А мы в это время с другой мамой пьем чай и любуемся нашими играющими детьми!))

Несколько важных ключиков к игре детей 3-х лет

Нужно не настаивать на игре, не принуждать озвучивать персонажей. Ребенок сам охотно и с легкостью начнет это делать, когда будет готов. Достаточно лишь показать пример.

Важно именно озвучивать персонажей, меняя голоса, а не вести рассказ от третьего лица, просто двигая игрушки. Также полезно вводить в игру с детьми заменители недостающих персонажей или предметов. К примеру: «этот кубик будет волком, а вот эта палочка — деревом». Использование таких предметов-заместителей очень хорошо развивает детское воображение, и мышление.

Это не камушки, это волк и семеро козлят!

Режиссерская игра 3-х лет очень важна для развития и подготовки ребенка к школе. Она подготавливает их к следующему этапу – образной, сюжетно-ролевой игре по правилам.

Как показывает опыт, именно режиссерская игра у детей часто развита слабо. А ведь именно эта игра является фундаментом игровой деятельности ребенка. Именно игра детей 3-х лет влияет на то, будет ли ребенок играть самостоятельно и с другими детьми. Поэтому очень важно вовремя уделять режиссерской игре детей особое внимание.

«Не доиграв» в режиссерскую игру, ребенок столкнется с трудностями в проявлении творческих навыков, в написании сочинений, в планировании, как долгосрочном, так и краткосрочном. В такую игру дети с удовольствием играют примерно до 5 лет. Сюжеты их игр развиваются, становятся сложными и разнообразными.

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/rezhisserskaya-igra

Подготовительная к школе группа (6-7 лет ). Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность. – презентация

1 Подготовительная к школе группа (6-7 лет )<\p>

2 Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.<\p>

3 С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой « воображение в действии » ( Е. Е. Кравцова ).<\p>

4 Режиссерская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.<\p>

5 В режиссерской игре « артистами » являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как « сценарист и режиссер » управляет « артистами ». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности.<\p>

6 Дети 6-7 лет – это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность.<\p>

7 Особенности режиссерской игры в том, что партнеры ( игрушки, их заместители ) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов.<\p>

8 В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа : меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.<\p>

9 Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры, появляются элементы игры – фантазирования. Дети реализуют себя в позициях : исполнителя, сочинителя, режиссера, зрителя.<\p>

10 Общие задачи развития режиссерской игры в подготовительной к школе группе. 1. Обогащение содержания игр детей отражать в играх представления о явлениях социальной действительности и отношениях людей ( школа, путешествия и т. д.) отражать события из сказок и мультфильмов игры на фантастические темы проявлять оригинальность игровых замыслов 2. Освоение основных умений связанных ведущим способом построения игр строить игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения проявлять инициативу в выборе темы, роли, сюжета самостоятельно создавать игровую обстановку, изготавливать игрушки самоделки, предметы заместители творчески передавать в роли действия, отношения, характер, настроение персонажа 3. Развитие игрового взаимодействия между детьми. дополнять замыслы играющих сотрудничать друг с другом<\p>

11 Задачи развития игровой деятельности из разных образовательных программах : « Детство » – Создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельости. « Развитие » – Развитие гибкого ролевого поведения детей как основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности. « Радуга » – Оказывать помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре ; Обогащение событийной стороны содержания игры ; создание игровой среды.<\p>

12 Сюжетами для старших дошкольников служат : Приключения и путешествия с непредвиденными обстоятельствами : зачем ?, куда ?, чтобы найти, помочь, отдохнуть, повидаться выбор транспорта для путешествия что возьмем с собой, что случится, какие произойдут происшествия, истории ; их можно записать, зарисовать, изготовить книгу. Игра в сказку может быть и наоборот, с продолжением, придумыванием нового окончания сказки. К играм на бытовые темы присоединяются героические сюжеты, романтические, фантастические ( воины инопланетяне, принцессы и т. д.), игры на основе литературных произведений, мультфильмов и т. д.<\p>

13 Педагогические условия развития режиссерской игры 1. Создание игрового пространства Может конструироваться на основе полифункционального игрового материала. Использование такого материала поможет ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву. В группу можно вносить ширмы, подиумы, домики и т. д. Необходимы мелкие игрушки, которые вписываются в игровое поле. Игровой материал должен выступать в роли « пускового механизма », способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. 2. Обеспечение места для игры 3. Обеспечение времени для игры<\p>

14 Воспитатель участвует в игре : в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами : ( Что было дальше ?, Кого они встретили ?, Что с ними случилось ?), т. е. воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов. Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, ( Подумай как Незнайка окажется на луне ?), наводящего вопроса ( не пора ли куклам спать ?). Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.<\p>

15 Участие детей в подготовке к игре : Необходимо вовлекать детей в изготовление игрушек для игры, к оформлению игрушек в соответствии с развитием сюжета режиссерской игры, ( фигурки людей, животных, домики, транспорт, уличное оборудование и т. д.). Перед изготовлением необходимо обсудить его содержание и название вместе с детьми.<\p>

16 Спасибо за внимание !<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/336201/

Режиссерские игры. их своеобразие, воспитательно – образовательная ценность. руководство режиссерскими играми детей разных возрастных групп

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок прояв­ляет творчество и фантазию, придумы­вая содержание игры, определяя ее учас­тников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).

Предметы и игрушки используются не только в своем непос­редственном значении, но и в переносном, когда они выпол­няют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата – змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерс­кая палочка или микрофон для куклы-певицы).

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля, фильма.

Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.

Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка: он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Нередко сюжетом игры ста­новятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренно­го мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов дру­гих людей (режиссерская игра в школу под влиянием рас­сказов старшего брата-ученика).

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из лич­ного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюде­ний, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления – обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном».

Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай».

Помимо описательных выс­казываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жад­ный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует ре­чевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

Так, изображая семейную сценку с ребен­ком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу.

За ребенка она говорит тоненьким голоском с тре­бовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта против­ная!», за куклу-бабушку – ласково с упрашивающими ин­тонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу – сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.

Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в стар­шем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участни­ков действует за одного-двух персонажей.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык.

Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание.

У детей 4-5 летсодержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже.

Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников.

Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

У детей 6- 7 летсодержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельностьи остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте.

Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры.Объединения детей обычно немногочисленны — 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа).

Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.

Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры.

Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок – ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удает­ся накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединить­ся для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке – за кустами, верандой и т.д.

К сожалению, типовые про­екты зданий не учитывают потребность ребенка в индиви­дуальной игре.

Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» спе­циальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, эк­раны, которые дети ставят по своему желанию.

Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой ком­нате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое обо­рудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка.Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (по­сетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением деть­ми мультфильма, прочитанной книги таким образом, что­бы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.

Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи.

Такие педагогические приемы способ­ствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчесгво с педагогом.Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Да­вай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с то­бой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» ит.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр – необхо­димое условие для их развития.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка – все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ис­пользовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в иг­ровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщен­ное представление о многих явлениях, предметах окружаю­щего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки.

Подобные игрушки, как идругие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.

), а по окончании игры – убирать на место.

Целесообразно воздерживаться отпрямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка.

Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания(«Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса(«Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»).

Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

28. ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Источник: https://stydopedia.ru/4xbfe8.html

Ссылка на основную публикацию