Речевое развитие детей 4-5 лет: игры, задания, упражнения

Речевое развитие детей 4 – 5 лет: игры и задания для развития речи

Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться.

Особенно этот прогресс заметен в их речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными.

На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.

Черты возраста

После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.

Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:

  • дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
  • владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
  • умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
  • знают названия и последовательность времен года;
  • знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
  • употребляют вежливые слова;
  • могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
  • умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
  • делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
  • могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
  • строят фразы из 6–8 слов;
  • используют повелительное наклонение, множественное число;
  • употребляют синонимы и антонимы,
  • правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
  • согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
  • определяют отличительные признаки предметов;
  • знают разные профессии и их суть;
  • могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
  • знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.

Что будем развивать?

Для детей 4–5 лет важными являются несколько аспектов речевого развития, которые напрямую зависят от уровня их общего развития и состояния, а также достигнутых ими речевых навыков.

Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула).

Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.

  • Грамматический строй речи.

Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки.

Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов.

Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра.

Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.

После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых.

К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.

В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка.

С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы.

Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.

  • Речевой (фонематический) слух.

Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р]), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя.

Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих.

Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова).

Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.

В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.

Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.

С помощью семьи

Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.

Избежать ошибок помогут следующие советы.

  • Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
  • Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
  • При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
  • Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
  • Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
  • Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;
  • Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.

Обучаем в игре

Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.

  • Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
  • Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
  • Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
  • Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
  • Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
  • С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

Ее величество грамматика

Освоение грамматического строя весьма актуально для детей этого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления форм слов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которые дети выполняют с интересом.

  • В чем ошибка? Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет).
  • Так не бывает. Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной).
  • Какие? Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
  • Что это? Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
  • Что таким бывает? Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т. д.
  • Перепутали. Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.).

Ничего не упустить

Отмечая ошибки ребенка, родители могут подобрать и другие игры, например, помогающие усвоению форм глаголов единственного и множественного числа, повелительного наклонения, настоящего и прошедшего времени, отработке употребления наречий, предлогов, умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и т. д.

Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию (о них говорилось здесь), развитие мелкой моторики (описано в этой статье). Если ребенок не может дифференцировать звуки или слоги в речи, помогут игры на развитие фонематического слуха (приводятся тут – «Развитие речи у детей дошкольного возраста»).

Главное при этом – помнить: мы развиваем речь ребенка не для того, чтобы похвастаться перед соседями или кого-то «переплюнуть», а чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, в обучении, коммуникациях со сверстниками. Поэтому не стоит гнаться за кем-то или кому-то что-то доказывать. Задача родителей – помочь ребенку стать успешным в жизни, а не побить чьи-то рекорды.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/rechevoe-razvitie-detej-4-5

Развитие речи детей 4-5 лет: игры, упражнения, задания, картинки

Уровень развития речи и познавательных способностей дошкольников в возрасте 4-5 лет уже достаточно высокий: дети активно общаются, обладают обширным словарным запасом, которым могут оперировать в любой ситуации, спокойно описывают разнообразные предметы, а из их речи исчезают явные дефекты.

Если этого не происходит, то вероятность постановки диагноза ЗРР (задержка развития речи) увеличивается в несколько раз. Обследование у профильных специалистов поможет установить причину задержки и направить родителей по правильному пути.

В этом возрасте проблема ещё не является критической и может быть устранена при грамотном совмещении лечения (если это необходимо), занятий по развитию речи с логопедом-дефектологом и занятий с участием родителей дома.

Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет

Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:

  • говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
  • спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);строить логические предложения из 6-8 фраз;
  • понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
  • уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч — круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
  • понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
  • иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
  • уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
  • без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
  • знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания;
  • уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).
Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы дошкольников: работа над эмоциями ребенка

Диагностика ЗЗР

Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;

  • звуко-слоговая структура слова;
  • фонетическую восприимчивость;
  • возможности фонематического анализа синтеза;
  • состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.

На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.

Дидактические игры

Дидактические игры на развитие речи для детей 4-5 лет бывают разнообразными, рассмотрим самые популярные.

Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда). Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.

Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».

Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.

Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».

Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам.

Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др.

На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).

Большинство дидактических игр используется воспитателями в детском саду согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам, которые направлены на активное развитие речи детей дошкольного возраста.

С полным перечнем всевозможных дидактических игр и разнообразных упражнений (с детальными инструкциями) можно ознакомиться в Программах развития речи и познавательных способностей для детей 4-5 лет разных авторов (Карпова С.И, Мамаева В.

В, Ушакова О.С.).

Упражнения и задания

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Артикуляционная гимнастика

  • Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы. 
  • Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
  • Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
  • Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.

Пальчиковые игры

  • Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
  • Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
  • Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
  • Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.

Использование пальчиковой гимнастики с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.

Логоритмика

Логоритмика — это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.

Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.

Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.

Скороговорки

Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:

  • Содержащие звук [Л]: «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
  • Содержащие звуки [З], [Ж], [С], [Ш]: «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
  • Содержащие звук [Р]: «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
  • Содержащие звуки [З]и [ЗЬ]: «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.

Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков).

Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими.

Поэтому развитие речи детей  в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/igry-dlya-detej-4-5-let

Речевые игры для детей 4-5 лет

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

1) Игра «Узнай настроение»

Задача: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.

Описание. Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

2) Игра «Прислушайся»

Задача: развить остроту слуха.

Описание. Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.

Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если Ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.

3) Игра «Слушай и выполняй»

Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску».

Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол).

Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».

4) Игра «Живые звуки»

Задача: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.

Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.).

При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой — согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии.

Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились» , получился слог AM.

После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.

5) Игра «Закончи слово»

Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.

Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и повторить его полностью.

По мере тренировки взрослый может произносить слова без картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какой-то определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком.

Например: эти слова нужно закончить звуком [к] — ма(к), со(к), жу(к), лу(к), ра(к), моря(к), ры-ба(к), вол(к), ба(к) или слогом ка-: бан(ка), соба(ка), игол(ка), май(ка), ромаш(ка) и т. д.

6) Игра «Постучим»

Задача: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.

Оборудование: барабан или бубен.

Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.

Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

– Существительные

1) Игра «Кто — что»

Задача: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они отвечают.

Оборудование: картинки с одушевленными и неодушевленными предметами, знакомыми ребенку.

Описание. Взрослый начинает формировать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. При необходимости взрослый помогает ребенку, задавая нужный вопрос: Кто это? — Это кукла. Она живая? — Нет.

2) Игра «Шары»

Задача: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Оборудование: стихотворение, шары разных цветов.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение о шарах и постараться запомнить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате.

Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их — давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар попал на кровать, С кровати его очень просто нам взять.

Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.

– Прилагательные

1) Игра «Что из чего сделано?»

Задача: научить детей использовать в речи относительные прилагательные.

Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.

Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно.

Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.

2) Игра «Отгадай предмет по признакам»

Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.

Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.

Например, красивая, заботливая, любимая, единственная — мама; сильный, строгий, высокий — папа; пушистая, рыжая, хитрая — лиса; деревянный, квадратный, обеденный — стол и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

Читайте также:  Как сняться в рекламе: кто снимается в рекламе, кастинги и съемки, как попасть

– Глаголы

1) Игра «Ты — Вы»

Задача: научить детей использовать в речи глаголы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».

Оборудование: кукла, предметы ее одежды, игрушечные мебель и столовые приборы (скатерть, посуда, салфетки, плита).

Описание. 1 вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т. д.

Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи.

Затем по мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями.

2 вариант. Вместо куклы и ее вещей используются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрослый так же, как и в I варианте, просит у ребенка какой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, правильно употребляя глаголы.

Например, «Дай мне игрушечный стол» — «Возьмите стол»; «Дай мне скатерть» — «Берите (стелите) скатерть»; «Дай мне тарелки и ложки» — «Накрывайте на стол тарелки и ложки» и т. д.

2) Игра «Выполни действие»

Задача: научить детей понимать и использовать в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении.

Описание. Взрослый отдает ребенку подряд противоположные команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их выполняет. Например, «Возьми мяч» — «Подойди к столу» — «Положи мяч под стол» — «Отойди от стола» — «Надень куртку» — «Прыгни 3 раза» — «Сними куртку» и т. д.

По мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями или играют двое детей без участия взрослого.

3) Игра «Выполни — выполните»

Задача: научить детей различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе.

Описание. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа остается один ребенок, слева — двое-трое Детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е.

команда предназначается одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих.

Например, «Сережа, сядь» — «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» — «Дети, подойдите ко мне».

По мере тренировки обращения опускаются и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни — принесите куклу — принеси книгу — подпрыгните — закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.

4) Игра «Сейчас — раньше»

Задача: научить детей изменять глаголы единственного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас спит, а раньше — спала», «Собака сейчас лает, а раньше — лаяла» и т. д.

– Числительные, местоимения, наречия

1) Игра «Утро, день, вечер»

Задача: закрепить в речи детей слова — наречия времени.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время дня.

Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер.

Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись, позавтракали; «День» — как они занимаются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д.

Затем, когда все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы: «Когда девочка проснулась?», «Когда она гуляла?», «Когда девочка ужинает? ».

2) Игра «Что было вчера — что происходит сегодня -что будет завтра»

Задача: закрепить в речи детей слова – наречия времени.

Оборудование: мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино… А ребенок должен вернуть взрослому мяч и продолжить фразу. Затем переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.

Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в парк», «Вчера мне мама читала сказку», «Завтра мы с родителями пойдем в кино».

3) Игра «Я — Ты — Мы»

Задача: научить детей изменять глаголы по лицам.

Оборудование: игрушки, предметы обихода.

Описание. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.

Ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» — «Я купил яблоки» или «Я купила платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого; мишку».

По мере тренировки дети могут играть без взрослого, по очереди выполняя роли продавца и покупателя.

– Связная речь

1) Игра «Посчитай слова»

Задача: закрепить у детей понятие «слово», тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.

Оборудование: книга, кукла, машина, стол, яблоко и другие предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух, затем из трех и четырех-пяти слов.

Описание. Взрослый показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит ребенка еще раз назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и придумать самим по одному — два слова.

Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение. Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких-либо элементов (квадратов, кругов, треугольников), чтобы затем их сосчитать.

2) Игра «Покажи полоску»

Задача: научить детей отличать понятия «слово» и «предложение».

Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.

Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку полоски и объясняет, что короткая обозначает слово, а длинная — предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску.

Например, кукла, мальчик, утро — короткие полоски.

Наступило лето. Мальчик катает машину — длинные полоски.

2 вариант. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в предложении и составить его схему из коротких полосок.

Например:

Собака лает — 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика — 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу — 4 короткие полоски.

3) Игра «Перепутаница»

Задача: научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу.

Оборудование: заготовленные взрослым неправильные фразы.

Описание. Взрослый читает ребенку предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано.

Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно.

Примеры деформированных фраз: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыбака. Картина рисует мальчика. Газета читает папу. На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза.

4) Игра «Почему и потому»

Задача: научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что…».

Оборудование: сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.

Описание. Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.

Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы с союзом «почему».

Для большей наглядности можно прочитать ребенку сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

5) Игра «Договори слово в предложении»

Задача: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы.

Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого из предложений.

Описание. Взрослый начинает произносить предложение и предлагает ребенку его закончить с помощью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.

Например. В вазе на столе стоят… (цветы). На лугу порхают яркие… (бабочки). На заборе кукарекает — (петух). По дороге едут и гудят… (машины).

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.

Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=247

Дети от 4 до 5 лет

Развитие Детей от 4 лет до 5 лет.Вы находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет».

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.   Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.

  Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте.

Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

  В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет        Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться  к следующему, более углубленному этапу занятий.   Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Математика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Карточки Учим ребенка счету
2. Соедини цифры и раскрась рисунок
3. Игра изучаем геометрические формы
4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
5. Карточки с цифрами от 0 до 10
6. Карточки «какая цифра лишняя»
7. Игра для изучения Геометрических фигур
8. Пропись Цифры
9. Цифры прописью
10. Карточки с Цифрами-раскраски
11. Пазлы-тройные геометрические фигуры
12. Пазлы-тройные Цифры и Счет
13. Геометрические фигуры. Развиваем память
14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
15. Изучаем Геометрические фигуры
16. Пропись по Математике
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Математические примеры для дошкольника
20. Игры с Геометрическими фигурами
21. Развиваем память с Геометрическими фигурами
22. Соотносим количество с цифрой
23. Занимательные задания по математике
24. Ориентируемся в пространстве. До и После
25. Карточки с Цифрами
26. Пазл Счет от 1 до 10
27. Математика с Игральными Костями
28. Дидактические игры по математике
29. Пазл Счет от 1 до 10
30. Математика с Игральными Костями для Детей

Логическое мышление

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди лишний предмет
2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 2
3. Карточки из серии найди пару
4. Найди тень у картинки
5. Развиваем Логическое мышление
6. Карточки Большой-маленький
7. Пазлы
8. Головоломка Красноухова
9. Логические раскраски
10. Развитие Внимания
11. Развитие Мышления
12. Развитие Памяти
13. Развитие Памяти.Часть 2
14. Подбери заплатку
15. Добавь недостающий предмет
16. Игра в противоположности (Антонимы)
17. Занимательные занятия с ребенком
18. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
19. Игра — «Что есть Что?»
20. Игра Поймай рыбку
21. Игра Ассоциации: Найди пару
22. Игра на Развитие Памяти и Внимания
23. Журнал-раскраска для детей про Лошадок
24. Угадай Чья Тень

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Буквы Алфавита-Пазлы
2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3. Изучаем гласные буквы
4. Азбука в виде карточек
5. Как научить ребенка читать по слогам
6. Учимся Читать.Часть 1
7. Учимся Читать.Часть 2
8. Учимся Читать. Часть 3
9. Цветные Буквы Алфавита
10. Уникальная Азбука по Буквам
11. Лото изучаем Буквы
12. Карточки с Буквами  и Картинкой
13. Чистоговорки
14. Считалки и Считалочки
15. Играем и учимся читать Слоги
16. Собери Слово по Картинке и Буквам
17. Карточки — На какую Букву Начинается Слово
18. Собери Слово по Картинке и Буквам. Дидактическая Игра

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Карточки Части тела человека
2. Карточки с изображением Транспорта
3. Карточки с Фруктами
4. Карточки с Овощами
5. Карточки изучаем Цвета
6. Карточки Мебель
7. Карточки «животные и что они едят»
8. Карточки «Одежда и Обувь»
9. Карточки Животные и Птицы
10. Карточки Профессии
11. Строение Дерева и Листьев
12. Время года Осень
13. Время года Зима
14. Время года Весна
15. Время года Лето
16. Карточки изучаем Цвета
17. Зимний месяц — Декабрь
18. Зимний месяц- Январь
19. Зимний месяц — Февраль
20. Занятия на тему Зима 
21. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
22. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
23. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
24. Овощи (карточки — раскраски)
25. Весенний месяц — Март
26. Весенний месяц — Апрель
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Трафареты для рисования
2. Как научить ребенка завязывать шнурки
3. Обведи по контуру и раскрась
4. Игра Крестики-нолики по новому
5. Признаки и Свойства предметов
6. Аппликация Цветы
7. Знакомимся с понятиями:Справа, слева, сверху, снизу
8. Изучаем Часы
9. Книга Мой дом
10. Части Тела Человека
11. Пропись для Левшей
12. Игра Поймай рыбку
13. Автобус для маленьких Пони
14. Игра — все Профессии
15. Мой Дом. Составляющие дома.
16. Пластилин и бусинки
17. Настольная Игра Расскажи про свой город
18. Детские Считалки
19. Гусеница из Цветного картона
20. Изучаем цвета с помощью Мороженого
21. Аппликации из Пуговиц
22. Ёлочка из Шишки своими руками
23. Весёлый Чупа-Чупс
24. Изучаем Дни Недели

Читайте также:  Развитие внимания: упражнения, приемы, способы и рекомендации

Английский язык

Пособия для занятий:
1.  Английские Буквы-Пазлы
2. Карточки с Буквами Английского алфавита
3. Цифры карточки на английском
4. Карточки Фрукты и Ягоды
5. Карточки с английскими словами. Часть 1
6. Карточки с английскими словами. Часть 2
7. Карточки Мебель на английском языке
8. Карточки Электробытовые приборы
9. Карточки Одежда 
10. Карточки Овощи на английском языке
11. Карточки Месяцы на английском языке
12. Карточки Транспорт на Английском языке
13. Пазлы Большие и Маленькие буквы английского алфавита

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка. Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)

Ребенок от 1 лет до2 лет
Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 3 лет до 4 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет

Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

Источник: http://www.razvitierebenka.com/p/4-5.html

Логопедические занятия для детей 4-5 лет

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

На помощь мамам приходит различная литература.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с 3-х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» — ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого — после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;

Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку.

Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться.

Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Источник: http://www.o-krohe.ru/logopediya/zanyatiya-dlya-detej-4-5-let/

Ссылка на основную публикацию