Ораторы: имидж и образ, типы, личность, виды речей

Типы ораторов: основные классификации и особенности

Главная цель любой речи, а, следовательно, и любого оратора, — оказать на определенный круг слушателей то или иное воздействие, донести до них конкретную мысль и, как правило, получить необходимую отдачу. При этом риторика настолько гибкая, что действует по-разному в руках каждого отдельного оратора. Данная статья рассматривает несколько классификаций, раскрывающих типы ораторов.

Искусство красноречия, или риторика, почитается с давних времен, и уже сегодня никто не станет отрицать силу слова. Риторика, как и любой другой вид искусства, не однородна и оказывает разный эффект в зависимости от того, какой тип ораторов к ней обращается.

Классификация по Цицерону

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

Классификация по С.Ф. Ивановой

Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.

Эмоционально-интуитивный

Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону. Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями.

Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной.

Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.

Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями.

На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее.

Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.

Рационально логический

Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений.

Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей.

Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.

Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.

Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.

Философский

Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми.

Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме.

Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.

Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы.

Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.

Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.

Лирический или художественно-образный

Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.

Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.

Классификация по С.А. Минеевой

Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.

Конструктивный

Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.

Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.

Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.

Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.

Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.

Популист

Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.

Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели.

К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности.

Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.

Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.

Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.

Демагог

Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.

Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.

Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.

В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.

Качества хорошего оратора

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

  • начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;
  • оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,
  • важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;
  • смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;
  • широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;
  • умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;
  • оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

Талант красноречия не дается каждому от рождения, но, тем не менее, каждый человек за свою жизнь хотя бы раз выступает в роли выступающего, тем самым проявляя в себе качества тех или иных типов ораторов, что доказывает важность риторики в жизни всего общества.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/tipy-oratorov.html

Образ оратора

§74. Нравственная позиция оратора

§ 74. Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Как мы уже неоднократно отмечали, особенности оратора (его личности и поведения) играют существенную роль в деле воздействия на аудиторию.

Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым.

Хорошо известны и слова Квинтилиана: “Хочешь быть хорошим оратором — стань сначала хорошим человеком.”

Нельзя сказать, что нравственная позиция оратора не находила бы отражения в изобретении идей или отборе слов для их выражения. Но при Произнесении кроме идей и слов оратор предъявляет слушателям и себя.

И если ему удалось слукавить (надеть маску добродетельного человека) на предыдущих этапах подготовки речи, то здесь ему уже никуда не укрыться, и истинный настрой обязательно проявится через выражение лица, жесты, интонации.

“Можно сказать, тяжелое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечают в говорящем недостатки, чем достоинства.

Читайте также:  Управление эмоциями: как научиться управлять своими эмоциями и чувствами

Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего.”[106, 97–98] И нет никакой надежды “сделать вид”, «казаться», можно только «быть». “Обмануть слушателей можно, но только один раз. Другой раз не обманете. Презрение, насмешки, полное невнимание, а то и роковые крики “долой!” будут справедливой мздой обманувшему.”[68, 52]

Рассмотрим те качества оратора, которые позволяют ему быть успешным в общении с аудиторией.

Одним из самых необходимых качеств является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи.

“Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.”[70, 71–72] Из этого следует, что оратор должен выбрать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит.

И если это так, вряд ли во время Произнесения такой речи он сфальшивит в голосе и жесте.

Одно из важнейших качеств оратора — дружелюбие. Оно проявляется в выражении лица, глаз, тональности, интонациях.

И если оратор искренне положительно настроен на общение с аудиторией, даже когда собирается говорить о не очень приятных для слушателей вещах (например, о недопустимости того или иного поведения в коллективе), если в его речи не звучит раздраженность, нет оскорбительных интонаций, лицо «разглажено», а глаза “не мечут молнии”, то разговор состоится и состоится по существу, по мысли, а не на уровне отрицательных эмоций. Пример такой дружелюбной тональности речи в совокупности с убежденностью и твердостью позиции оратора дает нам Д.С. Лихачев. О чем бы он ни говорил — это еще и приятно слушать. Искренность — естественное условие существования всех свойств оратора и его успешной деятельности. Без искренности нет истинного обаяния, дружелюбия, уверенности, нет и надежды на отклик аудитории.

§75. Внешний облик и манера поведения

§ 75. Обратимся теперь к внешнему облику и манере поведения оратора, которые тоже очень важны, а подчас имеют и решающее значение в деле воздействия на аудиторию.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что все рекомендации, которые обычно можно почерпнуть из риторических пособий, рассчитаны исключительно на один случай риторической практики: оратор выступает с научно-популярной лекцией или докладом перед незнакомой аудиторией. Ср., например: “Позаботьтесь о приятном фоне.

Самый благоприятный фон для публичного выступления — темно-синий занавес… Позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов… Не рекомендуется выступать на фоне цветов… Перед началом выступления лучше не показываться публике… Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят — пусть обо всем заботится организатор… Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной…”[100, 35] Согласимся, что для этого вида общения высказанные пожелания совершенно разумны и правильны. Однако их нельзя воспринимать как универсальные рекомендации, поскольку в реальной практике человек может выступать перед знакомой аудиторией (в своем коллективе), в рабочей обстановке, на улице и т. п. — и в этом случае многие из высказанных пожеланий теряют всякий смысл. Поэтому в том, что касается обстановки и действий оратора до начала выступления, необходимо руководствоваться ситуацией общения, вести себя естественно и непринужденно, так, как принято именно в этом месте. Так, если речь идет о научно-популярной лекции, нужно воспользоваться советами пособий; но если планируется выступление на собрании родного коллектива — бессмысленным выглядит совет “не показываться публике…”; если учитель готовится к выступлению перед своим классом — нельзя воспользоваться советом “не берите в свои руки организацию и управление…”; если готовится выступление на планерке у директора — возможно излишним окажется даже совет обязательно стоять, если на таких планерках принято высказываться сидя и т. д.

Особенно важен внешний вид оратора в тех случаях, когда предполагается небольшая по объему, но важная речь, и у человека нет возможности полностью показать себя в речи.

Ведь в этой ситуации говорящий не сможет раскрыть себя обычными для риторики способами, и важно обеспечить благоприятную самоподачу всеми доступными ему средствами.

Хорошее впечатление, произведенное на слушателей с первого взгляда, может оказаться важным компонентом успеха. Ср.:

(Доктор биологических наук, профессор добивается предоставления Дальневосточному институту, которым он руководит, острова для лаборатории в океане. Для этого ему необходимо получить согласие военно-морского ведомства. Он добивается трехминутной аудиенции у высокого военного начальства, от которого зависит решение проблемы).

“Разумеется, прежде всего надо было заинтересовать, показать, что будет иметь от этой островной лаборатории флот, а отсюда и ведомство; затем выразить полную уверенность в том, что пришедший с официальным визитом ученый убежден в высокой культуре и глубокой научной эрудиции чиновника, в том, что тот просто не может не заботиться о развитии науки.

Причем все это надо было выразить так, чтобы не было никаких “прямых лобовых атак” — корректно и в основном средствами подтекста, интонации, мимики, жеста… Вместе с тем наш оратор понимал, что военный человек и важный сановник не станет терпеть долгой и витиеватой речи.

Ее стиль должен быть привычен для работника ведомства, но вместе с тем отвечать представлениям об ученом. Ведь чиновник перед встречей рисует себе образ просителя и заранее эмоционально настраивается на встречу. Именно поэтому мы все стараемся, чтобы нас предварительно представили, рекомендовали как можно более доброжелательно.

Но никакой рекомендатель не сможет управлять эмоциональной оценкой и контактом взаимодействующих в общении — это дело только «субъекта» и «объекта», где, разумеется, инициатива принадлежит «субъекту». Поэтому наш директор продумал все моменты, которые ему надо предусмотреть, чтобы контакт возник сразу.

“Я знал, — рассказывал директор, — министр не любит «штафирок», разболтанности в одежде и походке, что свойственно нам, биологам, большую часть жизни проводящим в условиях полевых экспедиций.

Поэтому я немало времени уделил отработке походки и осанки — они должны были являть решительность и энергию (хотя лично мне свойственны медлительность и некоторая “вальяжность”). Любимая моя одежда — рубашка с закатанными рукавами и открытым воротом, мягкие бесформенные штаны и стоптанные сандалии.

Поэтому перед визитом я приобрел в первый раз в жизни черный (!) костюм, белую рубашку и темный галстук и долго тренировался, чтобы держать себя в этих «латах» нестесненно. Нечего говорить, что трехминутная речь в течение двух недель отрабатывалась и в словесных выражениях и в интонации так, чтобы звучала она совершенно свободно и убедительно.”[35, 132–133]

Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Иначе общение может пойти в нежелательном для оратора направлении или не состояться вовсе.

Конечно, внутренние свойства оратора важнее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую — нас встречают “по одежке” и еще до того, как мы начнем говорить, нас уже “одобряют или порицают”. “Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4–6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента.

“[100, 29] Поэтому одно из важнейших дел оратора — продумать свой внешний вид, от которого тоже в немалой степени зависит, как сложится общение. Обычно все пособия по риторике предлагают выступать исключительно в деловом костюме.

Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строгости в одежде, встречающиеся во всех учебниках по советскому ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь. И в этой ситуации, действительно, все высказанные замечания совершенно справедливы. (Ср., например: “Деловой стиль одежды. Особенно это важно для женщины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное — серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин — это темный костюм.”[100, 33])

Однако не следует забывать, что риторические высказывания возможны и в других ситуациях, для которых рекомендации о строгом костюме и скромности в одежде могут оказаться для оратора самоубийственными.

Поэтому лучше сказать, что в выборе одежды и внешнего вида нужно руководствоваться (как впрочем и во всех других случаях) соответствием ситуации и потребностям аудитории.

Так, если бы Семен Давыдов явился на колхозное собрание в строгом темном костюме и в галстуке, его никогда не выбрали бы председателем колхоза, поскольку он был бы абсолютным чужаком в казачьей среде. Аналогичное впечатление произведет оратор в “лекторской форме” на современном полевом стане или в цехе завода.

С другой стороны, если человек приглашен выступить на открытии международного кинофестиваля или на презентации, где соберутся “новые русские”, он не может воспользоваться рекомендацией относительно простоты и скромности костюма, поскольку таковой совершенно не соответствует предполагаемой ситуации.

И черный костюм «лектора» из фильма “Карнавальная ночь”, рассуждающего на новогоднем балу о том, есть ли жизнь на Марсе, и грубый свитер в паре с мятыми джинсами на лауреате высокой премии в момент награждения должны быть одинаково отвергнуты. В первом случае усугубляется комичность ситуации, а во втором — чувство недовольства выступающим.

Источник: https://librolife.ru/g4288982

Для ораторов

Власть оратора над аудиторией зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха.

Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет.

Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:

– о его финансовых возможностях;

– об эстетическом вкусе;

– о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

– об отношении к окружающим людям. Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола». В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит.

Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».

А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей.

Все – от прически до обуви – тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно:

– Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.

– Умение ее носить.

– умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

Аргументация. Убедить – значит логическими доказать или опровергнуть какое- либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи.

Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы.

Заключение
Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

– знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;

– умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

– умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;

– безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;

– умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

Читайте также:  Режиссерские игры: в младшей, дошкольной, подготовительной группе

Источник: http://4oratory.ru/sovety/imidzh-oratora

Презентация по русскому языку “Образ оратора: внешность, речь, поведение”

Образ оратора: внешность, речь, поведение

Выполнила:Стурикова Марина Владимировна, преподаватель русского языка и культуры речи

Древнегреческий философ Пифагор

«Говори речи соответствующие твоему пальто

или оденься

соответственно твои речам»

Внешность оратора

Русская поговорка гласит: “По одежке встречают, по уму провожают-“. Первое впечатление об ораторе во многом определяется его внешностью: она оказывает психологическое воздействие на слушателей еще до начала произнесения речи, в момент появления оратора перед публикой.

Главное требование к одежде оратора: она должна соответствовать обстановке, не должна вызывать удивления или зависти. Когда выступающий хорошо выглядит, это придает ему уверенность. Поведение оратора и манеры не должны вызывать у слушателей недоумения, должны соответствовать этическим нормам.

Имидж оратора складывается из многих составляющих: визуальный образ, звуковой, содержание речи и техника общения.

Визуальный образ оратора – это обобщенная, эмоционально окрашенная картина того, что видит собеседник. Это внешность оратора, его движения, жесты, мимика, поза. Они воспринимаются мгновенно и безошибочно.

Задача визуального образа – помогать в процессе общения передавать содержание речи корректно. Так, чтобы запомнили не одежду и жесты, а суть того, о чём говорят.

Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как его внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный ораторский стиль (как он говорит – логика, выразительность, эмоциональность, техника речи), способность к эффективному контактированию с аудиторией .

Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора:

1) стремление к индивидуализации и

2) стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения.

Популярность ораторов у аудитории.

Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

  • внешность (общий облик, одежда, манера держаться);
  • подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;
  • выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Поведение оратора

Мимика и жесты порой ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить какую-то сложную, цельную, логически расчленимую мысль (речь не идет о специальных “ручных” языках, например, языке глухонемых). При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь.

Таким образом, жесты оратора – это физическое проявление чувств, эмоций, переживаний, сопровождающих его мысль (так же, как и улыбка, смех, слезы, гримаса презрения), это дополнительное средство воздействия на аудиторию.

Правила пользования жестикуляцией

Любому оратору необходимо помнить несколько основных правил:

– она должна быть естественной, непроизвольной и органичной,

– совпадать с ритмом выступления (интонацией, ударениями, паузами), что достигается только благодаря увлеченности и свободному владению текстом (А. Кони: “Жесты должны сливаться со словом и усиливать его).

– жесты не должны быть непрерывными, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом (Сперанский: “Рука движется только … в местах страстных, жарких и живых”),

– жесты не должны быть однообразными, нельзя пользоваться одним жестом на протяжении всего выступления для придания словам выразительности,

– жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должны соответствовать внутреннему состоянию оратора, его темпераменту, теме речи и составу аудитории (например, взрослые в отличии от детей предпочитают умеренную жестикуляцию).

Жесты, мимика, позы, выражение лица, улыбка, симптомы душевных состояний, (побледнел, покраснел, покрылся мурашками, мелкая дрожь) – это так называемый невербальный язык, который является обязательным атрибутом эмоционального выступления и особым средством выразительности.

У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и неповторимый ораторский стиль – форма и способ изложения материала.

Оратор отличается от актера прежде всего тем, что актер может играть каждый день разные роли, а оратор должен всегда оставаться самим собой, по его образу судят о содержании речи. Образ оратора индивидуален.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-obraz-oratora-vneshnost-rech-povedenie.html

Искусство красноречия как составляющая имиджа

Вся наша жизнь пронизана общением, поэтому создание правильного, гармоничного имиджа не только способствует продвижению своих личных целей, задач и идей, но и построению благоприятных межличностных отношений.

Составляющих имиджа не мало, и все они оказывают то или иное влияние на образ в целом. Это и внешность, и вещная среда, окружающая человека, и его стиль подачи себя, и голос, и осанка, и походка, и рукопожатие, и речь и т.д.

Несмотря на то, что результат общения на 60-70% зависит от чисто невербальных сигналов (внешность, осанка, поза, визуальный контакт и т.д), передаваемых собеседниками друг другу, нельзя забывать и про саму суть сказанного и способа ее подачи.

Тут речь идет, безусловно, о голосе, его тембральной окраске и вообще об ораторском искусстве, которым собеседники либо владеют, либо нет.

Поэтому в процессе переговоров любого характера, будь то личного или делового, позитивный исход с бОльшей вероятностью обещан тому оппоненту, кто способен адекватно использовать свою речь как компонент имиджа с учетом ситуации и стоящей перед ним задачи.

Как сказал Аристотель: “Слово – это самое сильное оружие человека”, соответственно, ораторское искусство – это умение влиять на людей при помощи речи.

Таким образом, наша речь, которая, как казалось бы, наиболее подвластна нам и нами же логически обоснована, может сыграть с нами злую шутку, когда в действительности мы не в полной мере владеем всеми тонкостями.

Ведь вербальное общение – это не только те мысли, которые крутятся у нас в голове – иногда спутанные, иногда ясные, – это именно то, что в итоге слышит собеседник. И весьма часто это совсем не то, что мы хотели сказать.

В итоге, изначальная цель общения сводится ко взаимному непониманию и, соответственно, к невозможности донести до оппонента свои реальные мысли.

Вся сложность заключается в том, что вербальное общение также состоит из нескольких компонентов, включая словарный запас, правильность речи, аргументы, логику, умение общаться, диапазон голоса, его тембральную окраску, дикцию, интонацию, скорость речи и т.д.

Кажется, что за всем не уследить. Но как и в любом благодатном деле здесь также необходима практика. Кому-то даны эти знания и навыки от природы, а кому-то требуется работа над собой.

Можно заняться самообразованием – читать книги для повышения словарного запаса; учить и повторять скороговорки вслух, чтобы проработать дикцию; пообщаться с логопедом, чтобы сделать речь четкой и забыть про не выговариваемые звуки; и, наконец, записать себя на диктофон или камеру, чтобы в общем услышать себя со стороны и сделать определенные выводы. Помимо этого, можно пойти на курсы ораторского искусства, где профессионалы укажут на конкретные ошибки и помогут их отработать на практике перед группой других студентов, то есть в той или иной степени выведут Вас из зоны Вашего комфорта. А только там возможен личностный рост.

К некоторым рекомендациям по совершенствованию вербалики можно отнести следующие (заимствованы с сайта http://www.in-training.ru)

  • употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность;
  • включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных глаголов.

Если вам предстоит выступление перед аудиторией, используйте приведенные ниже советы:

  • подчеркивайте голосом и жестами важнейшие для вас слова;
  • меняйте тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу;
  • изменяйте темп речи: это придаст ей выразительность;
  • делайте паузу до и после высказывания важных мыслей.

Очень важно также научиться создавать особые эффекты:

  • эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
  • эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
  • эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
  • эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
  • эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);

В любом случае, все компоненты имиджа должны работать в комплексе.

Ведь в случае наличия диссонанса между прекрасной милой внешностью и несвязной, граничащей с пошлостью, речью, образ моментально распадается на осколки, а то, что склеено – уже на вряд ли будет служить долго и производить желаемый эффект, тем более, что вероятность произвести первое впечатление повторно обычно сводится к нулю. Поэтому следите не только за тем, что Вы говорите, но и как Вы это делаете! Работайте над собой, это никогда не бывает лишним!

Источник: http://image-consultant.ru/orator

Образ оратора – Риторика Библиотека русских учебников

ГлавнаяРиторикаРиторикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В классической риторике. Древней. Греции и. Древнего. Рима понятие образа оратора принадлежало главных.

Однако сначала все внимание риторов было обращено преимущественно на то, какой должна быть убедительная речь, далее, с развитием риторики, круг интересов исследователей риторики и учителей в риторических школах распространяется на три неотъемлемые составляющие риторического действия: оратор – речь – слушательі.

В древнегреческой риторике, главной задачей которой было убеждать слушателей средствами живого слова, доминирующей требованием к оратору была благотворительность, способность вызывать доверие у слушателей, то есть орать тор должен быть настолько хорошим и приятным, чтобы люди невольно становились его слушателями, верили ему. Поскольку античная риторика была крепкой сувьяззю логоса (мысли и слова), философии, теории познания св и ту, то и ритор должен быть высокообразованным и талантливым человеком, а еще и физически совершенною.

Самый образ классического оратора античных времен возникает из трактатов об ораторском искусстве. Цицерона:”…. Первым и непременным условием для оратора есть природное дарование.

Для красноречия необходима осо облива живость [гибкость] ума и чувства”, которые речи о любой предмет предоставляют украшения.

Это”делает украшения многочисленным, запоминания-точным и прочным все это дары природы; качества, данные человек и от природы – быстрая речь, звучный голос, сильные легкие, крепкое телосложение, состав и вид всего лица и тела”,”Оратор богат не только словами, но и мыслями, а й думками”.

Оратор всегда на людях, а во время речи он подлежит суровому суду, чем другие,”и сколько раз мы выступаем, столько раз над нами осуществляется этот суд”Эта гипербола нужна была.

Цицерона, об отметить, насколько ответственным было в его время занятия ораторством. По мнению.

Цицерона,”оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законо продавца, голосом трагика, игрой такой, как в лучших лицедеев. Ничего нет прекраснее совершенного ораторатора…”.

Оратор не может быть безразличным к предмету речи, ему необходимы”ревность и восторженная любовь к делу!.

Без этого в жизни нельзя сделать вообще ни к чему большого, а тем более к тому, к чему ты хочешь”Не говоря уже о том красноречие, которому принадлежит власть в любой миролюбивой и свободном государстве, в самой способности к слову, столь привлекательного, что ничего не может быть приятнее для человеческого слуха или разумуму.

Действительно, которые пение слаще, чем умеренная разговор?

Какие стихи доладниши за художественное расположение слов?

Какой актер, следует правде, сравняется с оратором, который защищает ее?

А изящнее, чем масса острых мыслей?. Арно и достойно и не стал бы достоянием оратора! щиты страсти? і?

из требований, которые ставит.

Цицерон в ораторов, видно, что лучшим он считает оратора всесторонне развитого и полифункционального, в красноречии всякого знания сочетались с моралью (этосом), долг – – удовольствие от эстетического наслаждения:”Лучший оратор тот, кто своим словом и поучает слушателей, и дает наслаждение, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, давать наслаждение – ч есть производить же сильное впечатление – необходимостьсть”.

Понятно, что стать таким оратором непросто. Необходимы не только природные данные, образование и воспитание, но и талант. Но что такое талант в понимании. Цицерона? мне нужен обработан, как поле, не раз вспаханное, а дважды и трижды, чтобы тем лучшими и большими были его плоды, а обработка таланта – это опыт, это привычка слушать, читать, писать”2.

Итак, талант ора тора – это большая работа над совершенствованием своего собственного вещания, это постоянный поиск чего-то нового в сфере риторики, ведь каким бы искусным ни был оратор, каждая провозглашена речь – уже при его пле.

Чима и, как бы не опиралась на предыдущую следующая речь, она должна иметь уже что-то свое, новое: в теме или идеи, повороте мысли, логических ходах, рассуждениях, аргументах, встречных опровержениях, слове менных средствах или неожиданных фигурах.

Потому что”ораторское искусство не может быть жалким и бледным, а должно быть приятным и цветистым самыми разнообразными предметами, потому хорошем оратору следует бы. Агат о чем услышать, многое увидеть, многое осмыслить и усвоить, а также многое перечитатьчитати…”.

Читайте также:  Как выучить текст: 17 способов быстрого запоминания

Цицерон, передавая свой опыт ораторской деятельности учащимся (ибо каждый приличный оратор в античном мире должен иметь и имел последователей), раскрывал процесс подготовки речи, подчеркивая, что в оратор должен делать и в какой последовательности на каждом этапе

– во-первых, он [оратор] должен подобрать содержание для своей речи;

– во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод;

– в-третьих, одеть и украсить все это словами;

– в-четвертых, укрепить речь в памяти;

– в-пятых, произнести ее достойно и приятно

Далее.

Цицерон рассказывал, как он проходил эти этапы:”я узнал и понял, что прежде чем начать дело, следует в начале речи склонить слушателей в свою пользу, далее объяснить дело, после этого зья выяснить предмет спора, затем доказать то, на чем мы настаиваем, наконец отбросить возражения; в конце речи все то, что говорит в нашу пользу, развернуть и возвеличить, а то, что за противник а поколебать и лишить значения. Далее учился я также правил украшения стиля: они сообщают, что высказываться мы должнынні:

– во-первых, чистой и правильной латыни;

– во-вторых, ясно и определенно;

– в-третьих, хорошо;

– в-четвертых, уместно, то есть согласно достоинства содержания”

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/ritorika/ritorika_-_matsko_l_i/obraz_oratora.htm

Образ оратора в условиях современного социума

ОБРАЗ  ОРАТОРА  В  УСЛОВИЯХ  СОВРЕМЕННОГО  СОЦИУМА

Дадаева  Насихат  Шамиловна

студент  3  курса  факультета  «Право  и  лингвистика»  Московского  государственно  машиностроительного  университета,  РФ,  г.  Москва

E-mail:  Nasihat.dadaeva@mail.ru

Арутюнян  Ванда  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  «Переводоведение»  факультета  «Право  и  лингвистика»  Московского  государственно  машиностроительного  университета,  РФ,  г.  Москва

Нет  безошибочных  правил,  подходящих  для  решения  проблемы  наилучшей  подготовки  речи.  Сейчас  не  существует  никаких  чертежей,  схем,  диаграмм,  которые  подойдут  для  всех  речей. 

На  современном  книжном  рынке  представлены  сотни  книг,  посвященные  мастерству  ораторского  выступления.  Но  насколько  эффективны  они? 

Книга  —  своего  рода  тропа,  которая  указывает  путь,  подсказывает  методы  и  способы  добиться  желаемого  результата,  но  чтобы  добраться  до  конца  тропы,  вооружившись  знаниями  необходимо  действовать.  Возможно  тогда,  обернувшись,  вы  будете  смеяться  над  трудностями,  с  которыми  столкнулись  вначале. 

Столкнувшись  с  нехваткой  навыков  ораторской  речи,  и  преодолев  её,  мы  не  остановимся  на  достигнутом  приобретенном  опыте,  а  постараемся  выявить  главные  черты  успешного  выступления  оратора.

Не  секрет,  что  сегодня  правильно  излагать  свои  мысли  уже  залог  успеха  и  в  этой  статье  мы  постараемся  показать  ошибки  современных  ораторов,  с  нашей  точки  зрения,  и  дать  некоторые  основные  посылки  для  хорошего  выступления.

История  изучения  ораторского  искусства  восходит  ко  временам  Древней  Греции  (VI  в.  до  н.  э.),  хотя  его  принципы  остались  неизменны.

Тема  нашего  исследования  актуальна,  поскольку  общая  практика  овладения  профессиональным  ораторским  мастерством  постепенно  становится  во  всем  мире  неотъемлемым  элементом  подготовки  специалистов  практически  любого  профиля.  В  первую  очередь  это  относится  к  представителям  различных  социальных  профессий:  дипломатии,  юриспруденции,  психологии,  педагогики,  торговли  и  т.  п.

Наверняка  Вам  приходилось  слушать  выступления  ораторов  на  семинарах,  лекциях,  на  митингах.  Многие  потом  задавались  вопросом:  «Почему  один  оратор  привлекательней  другого?».

Давайте  рассмотрим  это  в  сравнении.  Однажды,  мой  одноклассник  должен  был  выступить  с  научным  докладом  на  тему  «Глобальное  потепление  —  миф  или  реальность?».  Докладчики  выступали  перед  всей  школой,  где  присутствовали  весьма  важные  персоны.

  Одноклассник  торопливо  делал  какие-то  отрывочные  заметки  и,  стоя  перед  аудиторией,  игнорировал  своих  слушателей.  Он  даже  их  не  видел,  уставившись  то  куда-то  поверх  голов,  то  в  свои  записки,  то  в  пол.

  Он  «ронял»  слова  в  пустоту,  с  отсутствующим  видом  и  безразлично  звучащим  голосом.  Можно  ли  назвать  такую  речь  выступлением?  Отнюдь.  Это  был  разговор  с  собой.

  Позже  одноклассник  признался,  что  не  сам  выбрал  тему  доклада  и,  так  уж  вышло,  что  он  не  говорил  ничего  интересующего  его  настолько,  чтобы  ради  этого  стоило  высказаться. 

В  своей  книге  «Как  оказывать  влияние  на  людей  выступая  публично»,  Дейл  Карнеги  описывает  выступление  английского  физика  и  одного  из  изобретателей  радио  Оливера  Лоджа:  «Он  посвятил  физике  более  полувека  изучения  раздумий  исследований  и  экспериментов.  Он  имел  в  себе  нечто,  что  составляло  часть  его  сердца  и  разума,  часть  его  жизни,  и  очень  хотел  об  этом  рассказать.  Он  забыл  —  и  слава  богу,  что  так  получилось,  что  собирается  произнести  перед  нами  речь.  Это  волновало  его  в  самую  последнюю  очередь.  Он  сосредоточился  лишь  на  том,  чтобы  рассказать  присутствующим  об  атомах  как  можно  более  ясно,  точно  и  наглядно.  Он  изо  всех  сил  старался,  чтобы  мы  видели  его  глазами  и  ощущали  восприятиями»  [1,  с.  38].

Это  и  было  залогом  успеха,  более  чем  понятно,  чтобы  аудитория  слушала  необходимо,  чтобы  сам  оратор  проникся  темой  и  тогда  не  нужно  будет  ничего  заучивать. 

Речь  оратора  должна  быть  логичной  и  эмоциональной,  корректировать  собственную  речь  и  устанавливать  контакт  со  слушателем,  делать  акценты,  привлекать  внимание  аудитории  примерами  из  жизни  и  остроумными  шуточками  —  вот  что  должен  уметь  настоящий  оратор. 

На  первый  взгляд,  что  трудного?  Достаточно  просто  выступить  перед  аудиторией  с  темой,  которую  ты  изучил,  подумают  люди  никогда  не  сталкивавшиеся  с  публичными  выступлениями.  Но  не  зря  ораторство  —  это  целая  наука,  зародившаяся  еще  в  Древней  Греции  и  оттачиваемая  до  сих  пор. 

На  сегодня  самой  распространенной  проблемой  ораторов  является  страх  публичных  выступлений.  Опыт  подсказывает,  что  это  либо  от  неудачного  выступления  в  прошлом,  где-то  в  далеком  детстве,  либо  от  неуверенности  в  себе.

  Обрести  смелость  и  уверенность  в  себе,  четко  мыслить  даже  перед  тысячной  аудиторией  —  все  это  не  так  сложно  как  кажется.  И  не  стоит  считать  Ваш  случай  особенным.  Это  не  дар  судьбы.  Каждый,  кто  имеет  веру  и  желание  может  стать  великим  оратором.

  Многие  знаменитые  ораторы  сталкивались  с  такой  проблемой,  но  работа  над  собой,  вера  в  собственные  силы  и  практика  превратила  их  страх  перед  аудиторией  в  приятное  волнение.  Представьте  на  минуту,  что  Вы  уже  перестали  бояться.

  Представили?  Именно  с  таким  чувством  уверенности  и  выходите  на  публику. 

Ну,  а  что  же  хочет  видеть  современная  аудитория  в  ораторе?  Современная  аудитория,  будь  то  пятнадцать  человек  на  деловом  семинаре  или  тысяча  человек  в  зале,  хочет,  чтобы  выступающий  говорил  так  же  просто,  как  в  беседе  один  на  один,  чтобы  речь  была  ясна  и  проста,  а  оратор  общался  с  аудиторией.  Цель  оратора  —  это  убедить  аудиторию  в  правильности  своих  высказываний,  но  вопрос  в  том  какими  способами  этого  добиться?

Начнем  с  того,  как  Георгий  и  Сократ  рассуждают  о  сущности  красноречия. 

Георгий  (известнейший  софист,  признанный  отец  —  основатель  риторики)  считал,  что  цель  красноречия  «внушить  веру»,  то  есть,  по  сути,  манипулировать  адресатом. 

Сократ  —  (древнегреческий  философ),  видит  риторику  как  дисциплину  и  деятельность  и  убежден  в  том,  что  она  должна  не  внушать  веру,  а  «поучать,  что  справедливо,  а  что  нет»  [2,  с.  53].

Риторика  софистов  обращена  к  толпе  и  играет  эмоциями,  риторика  Сократа  заставляет  обдумывать  о  верности  высказываний,  в  какой-то  степени  она  переплетается  с  философией.  Каждый  оратор  делает  свой  выбор,  при  этом  он  определяет  не  только  облик  речи,  но  и  отношение  к  людям. 

  Рассмотрим  выступления  одного  из  самых  знаменитых  политиков  и  следовательно  ораторов  XX—XXI  вв.  Владимира  Жириновского. 

Владимир  Вольфович  Жириновский,  руководитель  либерал-демократической  партии,  знаменитый  своими  яркими  высказываниями,  крайне  жесткими  методами  политической  борьбы,  человек  целеустремленный  и  умный. 

Нам  не  раз  доводилось  слушать  выступления  Жириновского,  наблюдать  за  дебатами  с  политиками,  где  порой,  как  нам  кажется,  будь  у  них  боксерские  перчатки,  оппоненты  вцепились  бы  друг  в  друга.  В  итоге  посылает  в  нокаут  тот,  кто  смог  быстро  и  вовремя  воспользоваться  психологическими  приемами  с  эффективной  аргументацией. 

Но  заметили  ли  Вы,  что  любое  выступление  Жириновского  обязательно  сопровождается  всеобщим  интересом,  даже  если  он  Вам  не  нравится,  даже  если  тема  выступления  Вам  неизвестна  или  неинтересна,  сам  факт  появления  Жириновского  (будет  что-то  интересное!)  вызывает  интерес  и  привлекает  внимание.

Мы  не  можем  не  заметить  того,  что  Жириновский  играет  эмоциями,  чувствами  людей  «давя»  на  злободневные  проблемы,  он  начинает  находить  провокационные  аргументы,  добавляя  визуальные  аргументации.

Вывод  —  Владимир  Жириновский  несомненно  хороший  и  опытный  оратор,  умеющий  убеждать  аудиторию,  может  сравниться  с  софистами  времен  только  зарождавшей  риторики  целью  которых  было  убедить  «давя»  на  людей  эмоционально.

  Он  дает  современной  аудитории  именно  то,  что  она  хочет  получить,  он  говорит  просто  и  ясно,  эмоционально,  логично  и  образно  высказывая  свои  мысли.

  Именно  поэтому  не  послушать  его  речь,  пусть  даже  Вы  и  не  согласны  с  мнением  оратора  —  сложно. 

Для  речи  важны  три  вещи  —  отметил  как-то  английский  писатель,  биограф  и  политик  —  Джон  Морли  с  веселым  цинизмом  —  кто  говорит,  как  говорит  и  что  говорит  —  но  последнее  пожалуй  значит  меньше  всего.  Преувеличение?  Пожалуй.  Но  вдумайтесь  хорошенько  и  из-под  поверхности  засияет  голая  правда  [3,  с.  89].

Как  нужно  готовиться  к  выступлению?  Написать  набор  ярких  фраз?  Нет.  Подобрать  несколько  случайных  цитат,  которые  мало  трогают  Вас  лично?  Вовсе  нет.  Готовясь  к  речи,  необходимо  подобрать  свои  мысли,  идеи,  собственные  суждения. 

В  книге  «Как  оказывать  влияние  на  людей  выступая  публично»  Дейл  Карнеги  описывает  выступления  знаменитых  людей.  Приведем  несколько  примеров. 

Теодор  Рузвельт  готовил  свои  речи  в  присущей  ему  манере:  он  досконально  изучал  все  факты,  оценивал  и  приходил  к  определенным  выводам.

  Затем  он  снова  и  снова  перечитывал  свой  текст,  делая  при  этом  заметки,  добавляя  ударения,  делая  вставки,  чтобы  речь  звучала  живо  и  напористо.  «Я  никогда  не  добивался  успеха,  —  говорил  он,  —  не  приложив  много  труда,  не  напрягая  всех  своих  способностей».

  Конечно,  он  не  заучивал  текст,  но  корректирование  текста,  полное  изучение  каждого  понятия,  придавало  ему  уверенности.

Линкольн  обдумывал  свою  речь,  занимаясь  своей  обычной  работой,  обедая,  прогуливаясь  по  улице,  когда  рядом  с  ним  шел  его  маленький  сын,  который  дергал  отца,  обдумывал  речь  когда  сидел  в  своем  сарае  и  доил  коров.  Он  был  полностью  погружен  в  себя.

  Мысленно  набрасывая  свою  речь,  он  записывал  отдельные  замечания,  фрагменты,  предложения  на  всем,  что  попадалось  под  руку  —  на  клочках  бумаги,  на  старых  конвертах.

  Все  это  он  складывал  в  свою  шляпу,  а  после  приводил  в  порядок  все  сделанные  заметки,  представить  себе  материал  в  целом.

Бенджамин  Франклин  улучшал  свой  стиль,  делая  некие  общие  заметки,  затем,  пытался  вспомнить  весь  текст,  а  после  сравнивал  с  оригиналом.

  Вскоре  он  обнаружил,  что  делает  это  с  каждым  разом  более  образно  и  логично.

  И  это  стало  ему  приносить  большое  удовлетворение,  он  начал  замечать  результат  своих  трудов,  стал  читать  стихи  и  повторял  тот  же  стиль  обучения. 

Сэр  Оливер  Лодж  слушал  диктовку  своих  речей,  причем  как  будто  все  произносилось  перед  аудиторией.  Это  было  для  него  отличным  способом  подготовки  и  репетиции  выступлений. 

Из  этих  примеров  следует,  что  столь  разных  людей  объединяло  одно  —  они  обладали  смелостью  и  развитым  чувством  индивидуальности.  Это  самое  ценное  качество  оратора.  Это  та  искра,  которая  придает  силу  и  искренность  вашей  речи.  Попытайся  они  друг  друга  копировать  —  с  треском  провалились  бы. 

Оратор  это  —  человек  обладающий  даром  красноречия.  Основные  принципы  ораторского  выступления  еще  с  VII  века  остались  неизменны.  Оратор  XXI  века  должен  говорить  сжато,  образно,  делать  нужные  акценты  во  фразах,  он  должен  общаться  с  аудиторией,  иногда  при  этом  ведя  только  монолог,  —  таков  образ  хорошего  оратора. 

Подводя  итог  можно  лишь  добавить,  что  современному  ораторскому  искусству  научиться  можно  и  нужно,  поскольку  умение  высказываться  не  избитыми  фразами  будет  всегда  цениться  в  современном  обществе.

Список  литературы:

1.Карнеги  Д.  Как  выработать  уверенность  в  себе  и  влиять  на  людей  выступая  публично:  Как  завоевывать  друзей  и  оказывать  влияние  на  людей:  Как  перестать  беспокоиться  и  начать  жить.  Попурри,  2009  —  768  c  .

2.Кузнецов  И.Н.  Риторика  или  Ораторское  искусство:  Учеб.  пособие  для  студентов  вузов.  М.:ЮНИТИ  ДАНА,  2004  —  431  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xvii/36634

Ссылка на основную публикацию